Новости последних месяцев — что-то вроде репортажей из Апокалипсиса, и всадники его — Истерика, Паника, Неопределенность. Отставим первых двух и попробуем разобраться с третьим.
Что произошло
Во-первых, пандемия коронавируса. Во-вторых, обвал котировок на нефть и последовавший за этим хлопок рубля. Оба фактора так или иначе влияют на все социальные и экономические процессы, но в нашем случае (авторынок) влияют неодинаково.
Так, пандемия сказалась на производстве и дальнейшей продаже новых автомобилей. Стоят автозаводы по всей Азии (Китай, Япония), закрылись европейские сборочные площадки, не работают все смежные производства (электроника, штамповка и проч.), не работают закрытые на карантин дилерские центры.
Очевидно, что и без обвала рубля второй и последующий кварталы на рынке новых автомобилей простыми не будут. А, вероятнее всего, будут катастрофические последствия: остановка заводов приведет к дефициту, а дефицит продукции приведет к очевидному росту цен. И этот процесс уже пошел: все крупные автопроизводители в России объявили об удорожании уже с 1 апреля.
Рост составит 2-4%, но это только начало. По-настоящему остановка производства и обвал национальной валюты отыграются где-то к июню, когда будут распроданы все дилерские стоки по прежним ценам, а новые поставки будут состоять из ничего.
А вот рынку вторичному истерика по вирусу интересна не так сильно: машины уже тут, производить их не надо, так что остановка производства — побоку. То же и с торговыми площадками: спрос на подержанные авто не пропал, львиная доля сделок до сих пор совершается «из рук в руки».
Это подтверждает и статистика avtocod.ru. Мы проанализировали запросы пользователей до и во время коронавируса и обнаружили незначительное снижение числа проверок. В декабре через сервис проверили 1 292 069 автомобилей, в январе — 1 233 649 , в феврале — 1 227 229. Карантин на снижение интереса к б/у авто повлиять сможет едва ли.
Другое дело — обвал национальной валюты, которые для вторичного рынка автомобилей будет иметь решающее значение.
Также читайте: Коронавирус: мы знали об этом год назад!
Что будет
Евгений Логинов, руководитель компании по подбору автомобилей с пробегом, ажиотажа не видит ни по поводу пандемии, ни по поводу скачка валюты. Теми же наблюдениями делится автоподборщик и диагност Денис Путков: с началом кризиса панического спроса на б/у автомобили не наблюдается.
При этом никто не исключает скорейшего роста цен. Почему, когда и насколько — оценки сильно расходятся.
- Аналитики «Автостата» оптимистично предполагают, что повышение цен на second-hand догонит повышение цен на новые авто к концу года.
- «Автостатом» же опрошенные эксперты столичного рынка говорят про июнь.
- Я же предположу, что случится это уже в апреле.
Почему? А потому, что на вторичке нет четкой математики и железных закономерностей. У импортеров новых автомобилей тарифная сетка — это сложное уравнение с обилием переменных (вроде себестоимости, логистики, курсовых колебаний и многого другого), которое рассчитано на кварталы вперед.
Меняем переменные, добавляем новые вводные — получаем какой-то очевидный и понятный рост цен на те самые 2-4%.
На вторичке ценообразование более хаотическое, в нем меньше математики, больше закона джунглей. Повышать цены продавцы будут не на макроэкономические переменные, а как левая пятка велит.
На сколько процентов? Я могу дать любой прогноз (и 2, и 4, и 10%, и 20%), и он так или иначе сбудется.
Одно можно сказать: повышение будет, а уж какое, это на сколько у продавца наглости хватит. А дальше рынок сам отрегулирует.
Также читайте: В России из-за коронавируса вырастут цены на автомобили
Что делать
Если думали взять новый автомобиль, уже поздно: склады опустели, скидки кончились, новые поставки будут непонятно в каком объеме, когда и за какие деньги.
Если надумали взять подержанный автомобиль, еще не слишком поздно. Между колебаниями на рынке новых и вторичных машин всегда есть определенный временной лаг. Как я уже сказал выше, оценки экспертов колеблются от апреля до декабря, то есть у вас от пары дней до многих месяцев.
И я все равно склоняюсь к дням.
Но откладывать все равно не стоит: сегодня уже дороже, чем вчера, а послезавтра и подавно будет больно. Еще и потому, что все мало-мальски приличное разберут до вас, останется хлам и рванина.
Чего делать точно не надо — панически бежать и брать хоть что-нибудь, лишь бы взять. В таком состоянии легко оступиться и взять не то, что надо, не в том состоянии и не за те деньги, которых оно на самом деле стоит.
Поэтому отставить панику! Надо выдохнуть, сесть и подумать.
- Автомобиль под вами рассыпается? Самое время менять. Зайти на доску объявлений, съездить на авторынок или к дилеру; тщательно и не спеша выбрать, осмотреть, проверить.
- Автомобиль под вами не рассыпается? Самое время привести его в порядок и ездить дальше, не поддаваясь паническим настроениям и истерическим позывам.
- Пандемия кончится, экономический шторм притихнет, а со взятой впопыхах первой попавшейся машиной вам жить.
- Дышите ровнее, считайте вдумчиво, не поддавайтесь ажиотации и берегите себя.
- Только так переживем Апокалипсис.
Напомним, что неделю назад avtocod.ru проанализировал спрос на рынке б/у автомобилей. За основу были взяты все отчеты из базы сервиса с сентября 2019 года.
Из графика видно, что интерес к машинам с пробегом в феврале 2020 года снизился, однако это совсем не значительные показатели. Полную версию статьи читайте здесь.
Кирилл Зайцев
«Подняли цены, убрали скидки». Машины с пробегом сильно подорожают :
Стоимость подержанных автомобилей будет повышаться пропорционально росту цен на новые машины, уверены аналитики и участники рынка. Волны индексаций, по мнению источников Autonews.
ru, на авторынке не избежать: по разным оценкам, новые автомобили будут постепенно дорожать в течение всего года и в конце 2020-го могут прибавить в цене от 5% до 20%.
Первые изменения уже произошли, а окончательные цифры будут зависеть от того, на каком уровне закрепится курс рухнувшей национальной валюты. Autonews.ru выяснил, насколько и когда могут подорожать и автомобили с пробегом.
Между первичкой и вторичкой есть задержка
При резком подорожании актуальных моделей на первичном рынке вслед за ними постепенно повысят цены и владельцы подержанных машин, уверен руководитель направления исследований рынка автомобилей с пробегом аналитического агентства «Автостат» Данил Пивоваров. Его опыт показывает, что цены на подержанные автомобили повышаются не сразу: действует определенный временной лаг.
«Когда случается резкий и быстрый рост цен на новые автомобили, со стоимостью машин с пробегом первые один-два месяца обычно ничего не происходит, — объясняет Пивоваров Autonews.ru. — Но в течение 6–10 месяцев процент роста цен «догоняет» рынок новых автомобилей. Эта величина, как правило, соответствует темпам роста цен на рынке новых либо лишь немного ниже этой отметки».
По оценке представителя «Автостата», пересмотр цен на вторичном рынке произойдет ближе к концу 2020 года: цены подрастут примерно на такой же процент, как и цены на новые автомобили.
«Быстрее подорожают модели с быстрой оборачиваемостью. В основном это модели массового сегмента, пользующиеся устойчивым спросом. Например, Volkswagen Tiguan, Skoda Octavia, Skoda Rapid, Toyota RAV4», — прогнозирует Пивоваров.
Источник: сервис CarPrice для Autonews.ru
Динамика изменения среднерыночной оценки ряда популярных моделей на вторичном рынке по нижней границе цен, представленных на сервисе CarPrice. Окончательная цена каждого автомобиля зависит от осмотра и состояния автомобиля.
Дилеры уже убирают скидки на вторичке
В свою очередь, директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов согласен с тем, что ценообразование на рынке автомобилей с пробегом напрямую зависит от колебаний цен на новые машины.
Быстрее всего на вторичном рынке вслед за новыми дорожают наиболее ликвидные, пользующиеся популярностью у клиентов модели.
При этом представитель дилерского сообщества в отличие от специалиста «Автостата» уверяет, что ценники на вторичке меняются практически сразу вслед за первичкой.
«Цены на автомобили с пробегом достаточно быстро, в пределах одной-двух недель, реагируют на динамику цен на новые машины, — говорит Желобов. — Это касается в том числе и снижения цен. Так, если в конце года распродаются стоки новых автомобилей по более низким ценам, мы вынуждены давать дополнительные скидки и на машины с пробегом».
Эксперт объясняет, что подорожание новой модели далеко не всегда автоматически приводит к росту цены на ее предыдущую версию. Но если определенная модель оказывается особенно удачной и надежной, то ее стоимость на вторичном рынке будет держаться на более высоком уровне по сравнению с остальными.
«Например, уже несколько лет не выпускается универсал Volvo XC70, вместо него на рынок вышла другая, более дорогая модель. Но XC70 до сих пор пользуется очень высоким спросом на рынке автомобилей с пробегом. Соответственно цена на него держится», — приводит пример Желобов.
В связи с колебанием курса рубля пересмотр цен на вторичном рынке уже произошел, уверен представитель ГК «АвтоСпецЦентр».
«Где-то мы подняли цены, где-то убрали скидки и акции. В дальнейшем возможен еще рост, поэтому тем, кто задумывался о покупке автомобиля, сейчас самое время присмотреться», — советует Желобов.
alyans-auto.ru
Продавцов на вторичном рынке ничего не сдерживает
Операционный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama Михаил Ерцев рассказывает, что в условиях кризиса постепенный рост цен на вторичке на 3-4% в год, как правило, сменяется скачкообразным взрывом.
По его словам, обычно рынок новых автомобилей реагирует на резкое падение курса рубля в течение одного-двух месяцев. На вторичке это происходит быстрее, ведь решение чаще зависит от конкретного продавца — частного лица.
«Частники могут устанавливать любую цену, им не нужно, как производителям, беспокоиться из-за падения спроса. А когда цену поднимает один продавец, другой на это реагирует в духе «чем я хуже», — говорит Ерцев.
— Соответственно, покупатели, подогреваемые постоянными сообщениями о грядущем страшном повышении цен, видя, что оно уже началось на вторичке, бегут разбирать то, что есть, пока машины еще больше не подорожали.
Таким образом, пока первичка еще просчитывает, насколько ей поднять цены, и пугает новостями о том, что вот-вот — и цены вырастут на целых 5%, то на вторичке цены уже оказываются подняты на все 10%».
По словам эксперта, подорожание новой модели, как правило, затрагивает не больше двух предыдущих поколений. «Наиболее зависимы от цены на новые модели автомобили возрастом до трех лет. В этом сегменте как продавцы, так и покупатели более склонны ориентироваться на ценник новинки», — отметил эксперт.
Пока в компании не заметили тенденции к завышению цен или отказу от продажи. «Если курс стабилизируется на текущем уровне, то цены на вторичном рынке будут расти эволюционно. Скорее всего, рост по итогам года не превысит 5%.
Поэтому всем, кто намерен в ближайшее время сменить автомобиль, я советую не менять своих планов. Текущие ставки по кредитам максимально привлекательны, а бурного роста цен в ближайшие месяцы не ожидается», — подводит итог Ерцев.
auto.ru
В свою очередь, сооснователь сервиса по продаже автомобилей с пробегом CarPrice Олег Заньков считает маловероятным резкое одномоментное подорожание всех автомобилей с пробегом.
«Если изучить автомобили 2017 года выпуска, так называемую «молодую вторичку», можно прийти к выводу, что медленнее всего дешевеют модели Lada Vesta и Renault Logan, — приводит пример Заньков. — К тем, кто быстро дешевеет, относятся Kia Ceed, Lifan, Ford Focus III».
- Продажи на вторичке будут падать
- По данным «Автостата», в 2019 году объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 5 404 500 единиц, что на 0,4% меньше показателя 2018 года.
Источник: аналитическое агентство «Автостат»
Аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов прогнозирует, что по итогам 2020 года вторичный рынок откатится еще на 5%.
Причинами этого станут девальвация рубля, снижение реальных располагаемых доходов, крайне высокий уровень закредитованности населения и новые повышенные требования к заемщикам со стороны банков.
При этом он считает, что резкий рост цен в этой нише будет сдерживать высокий уровень конкуренции.
«Вторичный рынок автомобилей сегодня — это рынок, на котором условия диктует покупатель, — говорит Антонов. — А покупатель по-прежнему хочет приобрести лучший автомобиль по выгодной для него цене. Сдерживание цен на фоне рынка новых автомобилей делает приобретение более дорогих и качественных моделей с пробегом привлекательнее.
В то же время рынком правит массовый сегмент, что объясняется удобством в обслуживании: деталей и узлов для них много, стоят они дешево, если не по карману новые, их можно приобрести на разборках. Если свести вместе два этих фактора, то становится очевидным, почему на вторичке снижается спрос на Lada, но растет на автомобили классом выше.
Например, на Toyota Camry или Kia Optima», — резюмирует аналитик.
Продажи коммерческого транспорта по итогам года упадут
Российский рынок коммерческих автомобилей, который рос в 2016–2018 гг., в текущем году переживает стагнацию. В первом полугодии продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) упали более чем на 8%, затем вернулись к росту, но его темпы с каждым месяцем снижаются и не позволяют компенсировать результаты первого полугодия, следует из данных «Автостата».
Продажи грузовиков в первом полугодии упали почти на 6%, а начавшийся в июле рост оказался слабым и продлился всего два месяца. В итоге за девять месяцев рынок LCV сократился на 3% до 78 235 шт., грузовиков – на 3,5% до 54 981 шт. Продажи автобусов за этот период, напротив, выросли на 9,4% до 9800 шт.
, но этот сегмент можно назвать рыночным с натяжкой, ведь в основном их приобретают бюджетные структуры.
На падающем рынке усилили позиции отечественные бренды, которые выпускают более бюджетную по сравнению с иностранными автоконцернами технику. По итогам девяти месяцев их общая доля в сегменте грузовиков выросла на 5 п. п. до 53%, в сегменте LCV – на 2 п. п. до 70%, автобусов – на 3 п. п. до 88%, подсчитали в Russian Automotive Market Research.
К внешним факторам, повлиявшим на снижение спроса на коммерческие автомобили в России, ведущий эксперт «Автостата» Виктор Пушкарев относит снижение среднегодовой цены нефти и ужесточение внешнеэкономических санкций. К внутренним – рост курсов валют и рост цен на импорт, снижение потребительского спроса и сокращение малого бизнеса.
На рынок негативно влияют высокие ставки по кредитам, сокращение федеральных программ стимулирования спроса, инфляция, снижение инвестиций в основной капитал, перечисляет представитель группы ГАЗ.
Происходит спад инвестиционной активности малого и среднего бизнеса, которые являются основными потребителями коммерческого транспорта, добавляет он.
А в условиях падения платежеспособности потребителей сокращаются темпы обновления парков, добавляет собеседник «Ведомостей».
«Камаз», по словам его представителя, не ожидал, что рынок в первом полугодии 2019 г. сократится, рассчитывая на рост или сохранение общих продаж в сегменте тяжелых грузовиков на уровне прошлого года.
Видимо, сказывается завершение в России крупных инфраструктурных проектов и отсутствие новых – нацпроекты еще не заработали в полную силу, отмечает собеседник «Ведомостей». На снижение спроса также повлияло повышение ставки НДС с начала года на 2 п. п. до 20%, отмечает он.
Об этом факторе говорит и директор Russian Automotive Market Research Татьяна Арабаджи: «В конце 2018 г. компании активно закупали коммерческую технику по старым ценам, что негативно отразилось на спросе в I квартале 2019 г.».
Негативное влияние на спрос также оказывали невысокие темпы роста экономики и негативные ожидания участников рынка, добавляет она.
Газовые грузовые автомобили становятся все более привлекательными, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов. «У многих производителей появились комбинированные автомобили, работающие на газе и дизеле, при этом растет число заправочных комплексов на территории России.
И при текущей стоимости сжатого метана и больших пробегах экономия по стоимости владения в сравнении с дизельными аналогами становится все более явной», – отмечает он.Государство поддерживает спрос на газомоторную технику, но в 2020 г. изменится механизм поддержки машиностроения.
Вместо прямого субсидирования скидок, предоставляемых заводам, появится единая лизинговая субсидия. В нее в том числе будут интегрированы и субсидии на газомоторную технику. Эти планы беспокоят производителей – лизинг такой техники не развит, в итоге продажи могут сократиться в разы.
«На наш взгляд, из-за сложности [новой] схемы эти субсидии не дойдут до потребителей, которые заинтересованы в покупке именно газомоторной техники», – говорит представитель группы ГАЗ.
Кроме того, единая лизинговая субсидия отсекает частных автовладельцев и малый бизнес, которые не пройдут в лизинговых компаниях все необходимые подтверждения для участия в программе и в принципе не имеют средств на переплату по лизингу. А без частников строящаяся газозаправочная сеть не получит необходимой загрузки и окупаемости, добавляет представитель группы ГАЗ.
«В качестве помощи рынку можно рассматривать лишь госпрограммы и необходимость обновления парка», – говорит Пушкарев.
При отсутствии мер господдержки в первом полугодии произошло бы более существенное падение рынка, указывает он: «Причем эффект снижения спроса явно проявился в мае – июне после исчерпания средств, выделенных на льготное кредитование и льготный лизинг.
Отдельно стоит отметить, что финансирование господдержки по газомоторному топливу было снижено почти в 2 раза по сравнению с 2018 г., что, без сомнения, заметно снизило стимулирование спроса в этом сегменте».
Рост рынка в июле – августе был связан прежде всего с возобновлением господдержки спроса, считает Пушкарев. Правительство приняло решение о дополнительном выделении с 1 июля 3 млрд руб. на поддержку льготного лизинга и льготного кредитования, а со 2 августа – 10 млрд руб.
для поставки в регионы новых автомобилей «Скорой медицинской помощи» и школьных автобусов, напоминает он. «Таким образом, динамика рынка в оставшиеся месяцы года главным образом будет обусловлена характером реализации этой дополнительной господдержки», – считает эксперт.
«Безусловно, нестабильная экономическая ситуация не способствует увеличению продаж. Но это касается не только российского рынка – речь идет о глобальных трудностях в экономике», – комментирует гендиректор «Исузу рус» (российская «дочка» Isuzu Motors) Фабрис Горлье.
Традиционно продажи грузовых автомобилей в России сконцентрированы в двух сегментах – седельные тягачи и самосвалы, говорит Арабаджи. Но рынок седельных тягачей уже насыщен. А вот парк самосвалов является более возрастным по сравнению с парком седельных тягачей и требует обновления.
В связи с этим растет спрос на новые самосвалы: 19% в структуре продаж в 2019 г. против 16% в 2018 г., приводит данные Арабаджи. При этом на рынке новых грузовых автомобилей наблюдается рост бюджетного ценового сегмента: в 2018 г. его доля составляла 56%, а в 2019 г. – уже 62%.
Лидером рынка грузовиков остается «Камаз» и его продажи по итогам девяти месяцев увеличились на 8,2%, по данным «Автостата». «Мы чувствуем себя лучше рынка из-за того, что у нас расширилось число моделей в сегменте магистральных тягачей, – комментирует представитель «Камаза».
– В этом сегменте, несмотря на его сокращение, наши продажи выросли за девять месяцев на 21% до 4000 шт., мы занимаем 26%-ную долю». По его словам, продажи марки также поддерживало общее расширение модельного ряда с кабиной К4 (создана на базе кабины Daimler).
В ближайшей перспективе «Камаз» планирует усилить позиции за счет машин с кабиной нового поколения – К5, производство которой началось в 2019 г. Такие машины появятся на рынке в конце 2019 – начале 2020 г., на первом этапе это будут магистральные тягачи.
Также планируется развивать производство электробусов, основным заказчиком которых является Москва.
Группа ГАЗ тоже чувствует себя лучше рынка: продажи ее грузовиков в России по итогам девяти месяцев выросли на 3,6%, а LCV хотя и сократились (-2,1%), но меньше, чем упали общие продажи в стране, свидетельствуют данные «Автостата».
В текущем году группа ГАЗ вывела на рынок фургоны «Газель Next 4,6» с увеличенным объемом кузова и микроавтобусы с расширенной пассажировместимостью.
А также грузовик нового поколения «Садко Next», который, по словам представителя производителя, «сохранил уникальные внедорожные характеристики своего предшественника ГАЗ-66, получив при этом высокий уровень комфорта, расширенную функциональность и современные технические решения». В сегменте автобусов разработан туристический автобус «Вектор Next 8.
8», производство которого начнется в конце 2019 г. «В сентябре мы начали производство пригородной модификации ЛиАЗ-5292, которая объединяет в себе свойства городской машины и комфорт туристических автобусов для долгих поездок, – рассказывает представитель группы ГАЗ.
– Мы также продолжаем развитие электробусного направления: ведется разработка новой версии электробуса большого класса, создан прототип электробуса среднего класса на базе «Вектора Next», у нас есть электроплатформа и для всей линейки LCV».
На выставке «Комтранс», прошедшей осенью в Москве, компания представила перспективную новинку – новое поколение «Газели», получившее название NN (расшифровывается как New Next, обыгрывается также название города, где расположен ГАЗ, – Нижний Новгород). Серийное производство новинки начнется в конце 2020 г., а продажи – в 2021 г., пояснял президент группы ГАЗ Вадим Сорокин.
«Газель NN» – это принципиально новое семейство, со своей платформой, которая позволит устанавливать двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель. В «Газель NN» компания хочет установить более 30 систем помощи водителю – адаптивный круиз-контроль, интеллектуальную адаптацию скорости в зависимости от дорожных знаков, ассистент удержания в полосе, автоматическое экстренное торможение, систему управления светом, парковочный ассистент, систему контроля давления в шинах и проч. «Благодаря своей универсальности новая платформа станет базой для дальнейшего развития модельного ряда автомобилей ГАЗ в наступающем десятилетии», – подчеркивает представитель группы ГАЗ.
В сегменте LCV среди иномарок впечатляющий рост продаж демонстрирует Ford. За девять месяцев они увеличились почти на 15%, марка занимает третье место после ГАЗа и УАЗа, а ее модель Transit является самой продаваемой иномаркой.
Эта машина оказалась единственной моделью американской марки, производство которой сохранилось после реформирования в 2019 г. совместного предприятия Ford Sollers.
Уход с российского рынка легковых автомобилей Ford объяснил тем, что он в отличие от рынка LCV приносит автоконцерну убытки.
Видит большие перспективы у российского рынка LCV и французская PSA: автоконцерн расширяет число моделей и модификаций, выпускаемых на заводе в Калуге. Сейчас здесь производятся Peugeot Expert, Peugeot Traveller, Citroen Jumpy и Citroen SpaceTourer.
По итогам девяти месяцев продажи легких коммерческих Citroen упали, но меньше, чем сократился рынок (-2%), а продажи Peugeot вовсе выросли – на 16,4%, свидетельствуют данные «Автостата».
В дальнейшем PSA планирует выпускать в России еще и LCV под брендом Opel – предполагается, что это будут Zafira Life и Vivaro Transporter.
У Isuzu российские продажи грузовиков за девять месяцев упали на 16,5%, по данным «Автостата». Но в японо-корейском сегменте грузовых автомобилей марке удалось увеличить долю в этом году почти до 50%, наблюдается рост и в сегменте пикапов, рассказывает Горлье. «Объемы продаж, безусловно, чуть меньше запланированных. Однако мы полностью удовлетворены текущей долей рынка», – отмечает он.
В этом году компания представила несколько новинок – весной дебютировал новый пикап D-Max, на выставке «Комтранс» были показаны новые вариации шасси ELF – с газовым двигателем, с полным приводом и с роботизированной коробкой передач.
«Кроме этого мы подписали соглашение с компаниями C-Car и Microsoft о развитии телематических сервисов для коммерческих автомобилей Isuzu в России», – добавляет Горлье.
Производители и продавцы коммерческого транспорта за год стали более гибкими и лояльными к клиентам, отмечает руководитель технической службы Itella в России Дмитрий Макаревич. «Можно собрать автомобиль в необходимой клиенту комплектации и при этом не ждать производства машины полгода и более – по сравнению с прошлыми годами сроки сократились в разы», – рассказывает он.
В начале 2019 г. его компания обновила часть парка и расширять его в следующем году не планирует. «Осенью мы упразднили автоколонну в Санкт-Петербурге, и сейчас все силы направлены на поиск водителей в Москве для дальнейшей работы на освободившихся машинах. Пока нет понимания, чего ждать в 2020 г., поэтому для увеличения состава автопарка нет оснований», – поясняет он.
FM Logistic настроен более оптимистично и планирует увеличение, обновление своего парка.
«До конца текущего года у нас закончится процесс замены мелкотоннажных автомобилей на среднетоннажные, – рассказывает директор по закупкам транспортных услуг компании Эдуард Миронов.
– Также планируем увеличить парк крупнотоннажных автомобилей. Но данная задача пока не является срочной – завершить ее мы планируем до конца следующего финансового года».
«Камаз» сохраняет прогноз на весь 2019 год, который предполагает небольшой рост, но, скорее всего, его скорректирует, говорит представитель автопроизводителя. Традиционно в IV квартале продажи грузовиков в России сильные, напоминает он.
Но, по его словам, рост в оставшиеся месяцы вряд ли сможет компенсировать падение в предыдущий период, в итоге сокращение рынка по итогам года может составить до 10%.
По тем же причинам прогнозирует падение рынка и Горлье – примерно на 5% по итогам года.
По базовому прогнозу «Автостата» продажи LCV и грузовиков снизятся на 2–3% и 3–4% соответственно, а автобусов – вырастут на 4–5%. «В 2020 г., по нашему мнению, эти тенденции, скорее всего, сохранятся», – говорит Пушкарев.
По базовому прогнозу Russian Automotive Market Research в 2019 г. продажи грузовиков сократятся на 6%, LCV – на 5,4%, а сегмент автобусов вырастет на 0,6%. В следующем году агентство не ожидает существенного роста.
«Среди драйверов продаж в этот период можно отметить ожидаемую положительную динамику макроэкономических показателей, продление мер государственной поддержки авторынка, частичную адаптацию компаний к возросшим ценам на новую технику и обновление парков», – поясняет Арабаджи.
В случае прекращения или сокращения господдержки спроса потребители отложат покупку новых автомобилей и обновление парков, в итоге рынок может уйти в минус, предупреждает она.
Меры господдержки рынка эффективны, однако есть очевидные бюджетные ограничения, отмечает Горлье.
«Возможно, на будущие периоды стоит подумать о том, чтобы пересмотреть текущий механизм распределения объемов поддержки среди лизинговых компаний в пользу объявления акции на определенные периоды, – рассуждает он.
– Это обеспечит более ровный спрос и доступ к программе для более широкой аудитории». По его прогнозу, в 2020 г. рынок останется на уровне 2019 г.
Бизнес-план «Камаза» на 2020 г. пока не утвержден, говорит его представитель. По предварительной оценке компании, рынок тяжелых грузовиков останется на уровне 2019 г. или снизится, но не кардинально, сказал он.
С 1 января 2020 г. рынок ждет новая индексация утилизационного сбора на автомобили – его платят все, а местные заводы получают сопоставимые с расходами промышленные субсидии. Правда, насколько именно увеличатся размеры сбора, пока окончательно не решено. Ожидаемая индексация может подстегнуть продажи в конце 2019 г.
– компании будут стараться купить технику по «старым» ценам, считает Арабаджи. Но затем она негативно скажется на рынке – повлечет за собой рост цен на технику, снижение импорта коммерческой техники и сокращение темпов обновления парков, предупреждает собеседник «Ведомостей». С ней соглашаются Пушкарев и Горлье.
Увеличение ляжет в полном объеме на покупателей, поскольку автопроизводители не будут добровольно уменьшать свою маржинальность, поддерживает их Макаревич.
В следующем году Макаревич также ожидает дальнейшего увеличения стоимости топлива и роста тарифов в системе «Платон». «Предпосылок для роста финансового благосостояния граждан – ведь именно они являются одним из основных двигателей экономики – не наблюдается, и этот фактор является сдерживающим», – добавляет Макаревич.
«Пока не предвидится ликвидация серьезных негативных тенденций, таких как уменьшение численности экономически занятого населения, сокращение числа малых предприятий, снижение доходов населения, – соглашается с ним Пушкарев. – Посмотрим, насколько сможет резкий рост инвестиций через нацпроекты переломить эти тенденции».
Для стимулирования спроса на автомобили представитель группы ГАЗ предлагает вернуть программу обновления парка, которая охватывала все категории потребителей и была закрыта с 2018 г. Возобновление программы, которая позволяла получить скидку на новый автомобиль в обмен на сдачу старого в утилизацию, переломило бы текущий негативный тренд, считает он.
«Газели» буксуют без господдержки
Спрос на легкие коммерческие автомобили (LCV) в мае продолжил сокращаться: продажи упали на 20%, что вдвое выше темпов апреля.
Более длинные майские праздники привели к снижению деловой активности, причем дилеры ожидают, что это окажет влияние и на результат июня.
В основном участники рынка настроены пессимистично и ожидают, что по итогам 2019 года сегмент упадет как из-за сокращения господдержки, так и из-за негативных тенденций в экономике.
Продажи новых LCV в мае 2019 года снизились на 20,6%, до 7,6 тыс. штук, подсчитали в «Автостате». Продажи лидера сегмента группы ГАЗ упали на 16,5%, до 3,5 тыс. штук. УАЗ снизил реализацию на 7,5%, до 1,2 тыс. штук.
Ford, который недавно принял решение сохранить только этот сегмент в России и будет развиваться под контролем «Соллерса» в новом СП партнеров, упал на 12,5%, до 717 штук.
Аналогичная динамика и у других лидеров сегмента: продажи Lada в мае упали на 19,4%, до 732 штук, а наибольшее падение показал Volkswagen — на 22,5%, до 375 машин.
Статистика «Автостата» расходится с данными концернов, так как основывается на данных о регистрациях автомобилей. Нередко от момента продажи грузовика до его регистрации проходит от одной до нескольких недель из-за различных надстроек на базе автомобиля. При этом данные отражают общие тренды рынка.
Майские праздники в 2019 году из-за их длительности полностью повторили эффект новогодних каникул: экономика переходит в «спящий режим», и сегмент LCV, соответственно, становится невостребованным, говорит глава ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов.
Он ожидает продолжения падения продаж в сегменте и в июне, на фоне снижения доходов у бизнеса из-за длинных праздников. Сергей Удалов из «Автостата» полагает, что далее рынок пойдет вниз, хотя и меньшими темпами, и тренд может переломиться только во втором полугодии.
Заместитель главы департамента корпоративных продаж «Авилона» Андрей Гусев при этом отмечает, что потенциал сегмента LCV достаточно высок: общий парк таких автомобилей нуждается в обновлении.
При этом дилеры говорят и о глобальных факторах, которые сказались на спросе в сегменте.
Повышение ставки НДС и цен на топливо, ожидание очередного пакета санкций негативно влияют на «самочувствие» малого и среднего бизнеса, что и доказывает статистика продаж легкого коммерческого транспорта, полагает глава направления по работе с ключевыми клиентами ГК «Автоспеццентр» (АСЦ) Александр Захаров.
Эффект высокой базы 2018 года он называет незначительным. В АвтоВАЗе при этом отмечают, что рынок LCV по сравнению с сегментом легковых автомобилей более подвержен колебаниям спроса — в основном это корпоративные продажи, которые идут волнами, и пока говорить о тренде рано.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting согласен, что длинные майские праздники привели к сокращению деловой активности, кроме того, май 2018 года для рынка выдался «ударным» (сегмент показал рост на 13,5%), что создает эффект высокой базы.
Однако источник “Ъ” среди дилеров говорит, что высокая база ни при чем: рынок снизился и к апрелю.
Дмитрий Бабанский считает, что господдержка спроса на LCV в 2019 году не оказала должного эффекта, и все эти факторы наложились на рост цен на автомобили (из-за НДС и инфляции), увеличение стоимости кредитов и снижение инвестактивности.
Серьезное — практически в три раза — сокращение в этом году программ стимулирования продаж «тянет рынок ко дну» на фоне падения платежеспособного спроса со стороны предприятий малого и среднего бизнеса, согласен источник “Ъ” на рынке.
Из действовавших в 2019 году госпрограмм наиболее эффективной была программа льготного лизинга, однако из-за недостатка финансирования средства на нее уже закончились, отмечает господин Бабанский.
В 2019 году Дмитрий Бабанский ожидает сокращения рынка, «если не будут оказаны требуемые меры поддержки». Сергей Удалов допускает, что продажи останутся на уровне 2018 года. Дилеры более пессимистичны: Владимир Попов дает прогноз в 7% падения, в АСЦ ожидают сокращения сегмента на 10–15%.
Ольга Никитина
Что стало причиной повышенного спроса на LCV в июле?
Аналитики по итогам июля зафиксировали в России
неожиданный рост продаж легких коммерческих автомобилей после
многомесячного падения спроса в сегменте. Участники рынка называют
разные причины, почему аудитория проявила столь активный интерес к
LCV.
Смена направления у кривой продаж произошла впервые с февраля
этого года. Например, в июне падение составило более 10 процентов.
А в июле, по оценкам различных аналитических агентств, сегмент уже
вырос на 5-10% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Всего
за месяц продано 9900 легких коммерческих автомобилей.
Причем
хорошие цифры наблюдаются у большинства ключевых брендов,
предлагающих легкий коммерческий транспорт на российском рынке.
Выросли продажи автомобилей отечественных ГАЗ и УАЗ, лидирующих
в этом сегменте. Вместе они реализовали почти 6 тысяч автомобилей,
это около 60 процентов всех продаж в июле. Но в процентном
соотношении эти две марки прибавили незначительно — на 2,9 и 14
процентов соответственно.
Зато другие лидеры совершили мощный рывок. У Ford и Volkswagen
продажи выросли на 34 и 37 процентов. Круче только только Lada, у
которой рост составил 37,5%.
Теперь о причинах. Как отмечают эксперты, на
показатели продаж LCV может влиять сезонность, поэтому в разные
периоды цифры могут существенно отличаться.
Кроме того, при
относительно малой емкости этого сегмента, серьезный скачок может
быть вызван даже заключением одной крупной сделки на поставки
большой партии автомобилей одной из компаний.
Нечто подобное
наблюдалось и в июле.
Одним из факторов наблюдатели называют возвращение в оборот
инструментов государственной поддержки, благодаря которой бизнес
получил возможность обновлять корпоративный автопарк. В частности,
помощь при приобретении в лизинг автомобилей, собранных на
российских заводах.
Кроме того, для некоторых игроков на руку сыграл уход сильных
конкурентов.
Так, сворачивание производства Mercedes-Benz Sprinter
Classic открыло новые возможности для других брендов, прежде всего
уже упомянутых Volkswagen (Caravelle) и Ford ( Transit), играющих
на том же поле. Также на спрос у некоторых брендов повлиял выход
новых моделей. Это касается Peugeot, Citroen и того же
Volkswagen.
Но в перспективах дальнейшего роста у представителей компаний
есть большие сомнения. На июльские показатели повлияло стечение
разных факторов, что вряд ли глобально повлияет на ситуацию на
рынке, говорят эксперты. В лучшем случае, по итогам нынешнего года,
возможно повторение прошлогоднего результата, что на фоне
провального начала года можно будет считать успехом.
Смотреть все фото новости >>
АвтоВАЗ предупредил о возможном изменении цен из-за падения рубля :: Бизнес :: РБК
Бизнес , 10 мар, 12:17
0
Как на обвал реагируют покупатели и насколько может подняться стоимость автомобилей
АвтоВАЗ и Renault рассматривают возможность «корректировки цен» из-за обвала рубля и ожидают мер господдержки для «смягчения последствий этой ситуации». По оценкам российских автодилеров, цены на автомобили могут вырасти на 7–8%
Сергей Коньков / ТАСС
Крупнейший автопроизводитель России АвтоВАЗ рассматривает возможность корректировки цен на свою продукцию в связи с резким снижением курса рубля, сообщил РБК представитель компании.
По его словам, макроэкономическую ситуацию, сложившуюся в результате падения цен на нефть и курса рубля, в компании оценивают как негативную для российской автомобильной промышленности в целом и для АвтоВАЗа в частности.
Почему автокомпании ожидают роста цен на автомобили
«Сегодня АвтоВАЗ является одним из наиболее локализованных производителей в России, но все же на компанию оказывают влияние цены на сырье и продукцию некоторых субпоставщиков, номинированные в евро или долларах», — пояснил собеседник РБК.
Представитель АвтоВАЗа не стал уточнять, насколько могут измениться цены на выпускаемые автомобили. Но отметил, что компания «приветствовала бы еще более расширенные меры поддержки автомобильного рынка со стороны российского правительства для смягчения последствий этой ситуации».
Доля АвтоВАЗа по итогам 2019 года на российском рынке, по оценкам самой компании, выросла с 20 до 20,6%.
О необходимости расширенных мер господдержки заявил и представитель французской компании Renault, которая контролирует АвтоВАЗ и входит в пятерку крупнейших автопроизводителей России. Представитель Минпромторга отказался от комментариев.
«Мы оцениваем сложившуюся ситуацию как негативную для российской автомобильной промышленности в целом и для «Renault Россия» в частности», — отметил представитель Renault.
Как и АвтоВАЗ, российская «дочка» французской компании является «высоколокализованным производителем в России», но «подвержена влиянию цен на сырье и продукцию некоторых субпоставщиков, номинированных в евро или долларах США».
«Исходя из развития ситуации, компания рассматривает возможность корректировки цен на свою продукцию», — резюмировал представитель Renault.
Авторынок подхватил вирус: ажиотажный спрос на автомобили закончился (Газета.Ru)
Cпровоцированный падением рубля ажиотажный спрос на новые автомобили резко пошел на спад, поток людей в автосалоны упал до 40%. Об этом сообщили автодилеры и автопроизводители, опрошенные «Газетой.Ру». Помимо этого на автомобильные заводы давят перебои с поставками комплектующих. Сумма отрицательных факторов приведет к росту цен на новые автомобили до 20%, примерно настолько же или более упадет рынок новых машин по итогам 2020 года.
Новости о падении рубля в начале марта подстегнули спрос на новые автомобили, таким образом россияне попытались сохранить свои рублевые сбережения. Ситуация разворачивалась по лекалу 2014 года, когда при аналогичной волатильности курса рубля автомобилисты в течение всего года инвестировали стремительно обесценивающуюся национальную валюту в новые автомобили.
Но вспыхнувший в этот раз ажиотажный спрос уже в течение марта прошёл пик и резко пошел на спад. Об этом «Газете.Ру» сообщили сразу несколько дилеров, а также подтвердили некоторые автопроизводители.
Так, по словам директора департамента по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Захарова, уже на этой неделе граждане утратили активный интерес к покупке автомобилей.
И даже в этой ситуации из-за проблем автозаводов с поставками китайских комплектующих, есть риск появления дефицита на некоторые автомобили.
«Ажиотажа среди клиентов уже нет, спрос пошёл не спад и в ближайшее время мы ожидаем сокращения продаж, — сообщил «Газете.Ру» Александр Захаров из «АвтоСпецЦентра». — Глобального дефицита автомобилей нет, но в связи с простоем заводов определённые перебои с поставками автомобилей в скором времени возможны».
- По его словам, почти все автопроизводители уже утвердили новые «прайс-листы» и если курс доллара США будет расти, то цены на автомобили тоже будут подниматься.
- В «АвтоСпецЦентре» ожидают, что до конца года спад продаж при позитивном сценарии составит 12%, при негативном – до 30%.
- В группе компаний «Авилон» также отмечают, что на прошлой неделе скачки валюты спровоцировали высокий спрос на автомобили как по массовым, так и по премиальным брендам, но сейчас продажи вновь вернулись к прежней динамике.
«Всплеск интереса клиентов постепенно возвращается к привычному уровню, но еще остаются покупатели, которые хотят выгодно приобрести автомобиль сейчас, предполагая повышение цен, — поделился руководитель отдела продаж дилерского центра Volkswagen ГК «Авилон» Максим Васильев.
— Мы ожидаем постепенное возвращение трафика к рабочему ритму, который сохранялся в дилерских центрах вне ажиотажа.
Автодилеры могут вернуться к уровню того покупательского интереса и спроса, который был в начале этого года, что было неплохо, ведь год начался положительно», — надеется он.
Клиент на карантине
Трафик в автосалонах упал на 40% в марте, сообщили «Газете.Ру» в российской компании Sollers (производит автомобили УАЗ и коммерческую линейку Ford). Однако в большей степени в этом виновата вспышка коронавируса и самоизоляция многих клиентов, считают в компании.
«Мы видим риски приостановки производств из-за резкого падения спроса на автомобили – прежде всего, со стороны физлиц, — сообщили «Газете.Ру» в пресс-службе Sollers.
— Трафик клиентов в автосалоны Москвы и Санкт-Петербурга уже упал на 40% и продолжит снижаться в регионах, если эпидемиологическая ситуация будет развиваться по негативному сценарию.
Резкое падение спроса может повлечь за собой недостаток загрузки производственных мощностей и, как следствие, приостановку или сокращение объемов производства», заметили в компании.
О снижении клиентской активности неофициально сообщил представитель другой автокомпании и источник в дилерском сообществе. Ранее о повышении цен на свою продукцию предупредили компании «АвтоВАЗ» и Renault.
Рынок стабильно болен
При сохранении нынешних отрицательных трендов рынок новых автомобилей в 2020 году ждет падение продаж не менее чем на 15-20%, прогнозирует аналитическое агентство «Автостат».
«Причин будущего падения продаж несколько: ослабевший рубль и рост цен, а начиная с мая и дальше ожидаются остановки автозаводов из-за отсутствия поставок автокомпонентов из охваченной вспышкой коронавируса китайской провинции Хубей (один из автокомпонентных центров Китая – «Газета.Ру»), — сообщил «Газете.Ру» свой прогноз директор аналитического агентства «Автосат» Сергей Целиков. — Если все, что мы наблюдаем в экономике, сейчас не стабилизируется до майских праздников, то ожидаются увольнения банкротства многих предприятий», заметил он.
В таком случае, людям долго будет вообще не до автомобилей, считает эксперт. По его прогнозам рынок новых машин может сократиться до миллиона штук по итогу 2020 года (в 2019 году было продано 1,76 млн авто – «Газета.Ру»). Новые автомобили в среднем в цене вырастут на 10-15%, считают в «Автостате».
По словам Целикова, по итогам марта за счет ажиотажного спроса авторынок выйдет в плюс, часть результатов этих продаж для выполнения плана перед дистрибьютором дилеры перекинут на апрель, что также может выведет месячный показатель в положительный результат. Но уже в мае 2020 года «Автостат» ожидает серьезный спад продаж.
Аналогичного мнения придерживается независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«До конца года рубль точно не восстановит свои позиции, фундаментальных факторов для этого нет. Мы как были зависимы от цен на углеводороды, так и остаемся.
Более того ситуация с комплектующими из Китая остается тяжелой, мы, наконец, увидели насколько зависим от импорта автокомпонентов. По предварительным оценкам, рынок по новым машинам может потерять 15-20% по итогу года.
Это наглядно демонстрирует, что наш рынок на самом деле неестественный – дотируемый. А значит без господдержки жить он не может, – рассказал Бургазлиев.
По словам собеседника «Газеты.Ru», для автодилеров этот год будет особенно тяжелым. Страшнее всего для них не столько падение продаж, сколько отток клиентов на альтернативные станции техобслуживания из-за роста стоимости оригинальных дилерских запчастей не менее, чем на 20%.
«Нет причины, по которой полностью импортные, купленные за валюту запчасти, не подорожали бы на курсовую разницу до и после падения рубля, — отметил Бургазлиев. — Многие клиенты уйдут с официального обслуживания, а у дилеров, соответственно, начнется череда сокращений и банкротств.Либо дилеры переквалифицируются с официального обслуживания в простые автосервисы, считает эксперт.
Если правительство не хочет увидеть такую ситуацию, то как минимум к маю нужно уже разработать соответствующие меры поддержки как для авторынка, так и для автопроизводителей, заключил он.
Клиенты АвтоСпецЦентра высказались относительно увеличения стоимости парковки
С 9 января в Москве действует повышенный тариф на парковку.
В январе специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели опрос среди 274 своих клиентов, в ходе которого выяснили, что увеличение стоимости парковки не повлияет на востребованность автомобилей и лишь 5% автомобилистов рассматривают возможность замены личного автомобиля такси, каршерингом или общественным транспортом.
Рейтинг городов мира по загруженности улиц
Проблема с пробками актуальна не только в Москве, но и за рубежом. Столица России занимает в рейтинге самых загруженных городов мира 2 место: в среднем автовладельцы Москвы проводят в пробках 91 час в год, что составляет 26% всего времени за рулем.
Лидер по количеству проводимого автомобилистами в пробках времени – Лос-Анжелес – 102 часа (29%). На третьем месте – Нью-Йорк, автомобилисты в этом городе за 2017 год простояли 90 часов.
К наиболее загруженным городам России относятся Магнитогорск (73 часа), Канск (64 часа), Краснодар (57 часов), Санкт-Петербург (54 часа), Новосибирск (52 часа).
Статистика пробок в столице за 2013-2018 годы
Пробки в Москве начинаются с 6.00 – попасть в затор в это время можно на шоссе Энтузиастов или на Волгоградском проспекте. Обычно час пик длится с 6.00 до 10.00 утра – пробки, в первую очередь, образуются между Третьим транспортным кольцом и МКАД, в вечерний час пик с 17.00 до 20:00 загружен практически весь центр столицы в пределах Садового кольца.
Самым свободным будним днем на дорогах признан понедельник, четверг считается днем с самыми серьезными пробками. За пять лет ситуация с загруженностью дорог в Москве ухудшилась – больше других районов столицы страдает центр: в пределах Садового кольца скорость движения упала с 2016 года на 16% утром и на 8% вечером.
За три года эти показатели ухудшились на 24% и 7% соответственно. В 2018 и 2019 годах после новогодних праздников в столице были 10-бальные пробки – движение остановилось на МКАДе, Третьем транспортном и Садовом кольцах. Декабрь традиционно становится месяцем заторов в связи с предстоящими новогодними праздниками.
Самым спокойным сезоном для движения является лето: июнь, июль, август. В этот период автомобилей меньше, как и в сентябре.
Что ожидать автомобилистам столицы в 2019 году
В 2019 году основные проблемы, приводящие к образованию пробок на дорогах столицы, –погодные условия и большое количество автомобилей – по-прежнему останутся актуальными.
Принимаемые меры: внедрение систем наблюдения и реверсивных полос движения, выделенных полос для общественного транспорта, ограничение и запрет въезда в определенное время суток некоторых видов транспорта в центр города и расширение существующих автомобильных дорог – не способны устранить пробки в Москве.
Повышение цен на парковку автомобилей в центре столицы частично решает вопрос загруженности таких улиц, как Тверская, Петровка, Арбат, Арбатский переулок, Новинский бульвар, Большая Никитская и улиц Басманного, Тверского, Хамовнического и Преснеского районов.
Специалисты ГК «АвтоСпецЦентр» провели опрос среди посетителей 12 дилерских центров компании, в котором приняли участие 274 человека, и выяснили их отношение к новым тарифам на парковку, а также их мнение о том, как повышение цены на парковку повлияет на загруженность дорог. Более половины респондентов не поддерживают инициативу властей о повышении цен на парковку, только 15% опрошенных считают, что владельцы личного транспорта в состоянии оплатить парковку, а 40% уверены, что повышенный тариф никак не повлияет на загруженность дорог.
Главное преимущество введения платных парковок – уменьшение загруженности дорог, что особенно актуально, учитывая постоянный рост количества автомобилей в столице. Увеличение стоимости парковки позволяет освободить 15-20% мест и повысить пропускную способность улиц.
Рост цен на парковку на 1,9% улиц Москвы позволил увеличить количество парковочных мест на 17% и сократить среднюю продолжительность стоянки с 4 до 1,3 часа.
С другой стороны повышенный в два раза тариф на парковку увеличивает затраты на эксплуатацию автомобиля, учитывая, что более 50% рабочих мест сосредоточены в центре Москвы люди вынуждены занимать парковочные места, приезжая на работу.
Мерами пресечения образования дорожных заторов могут послужить расширение дорожной инфраструктуры, введение проезда по четным и нечетным дням, развитие общественного транспорта (при наличии достаточного выбора удобных маршрутов необходимость в передвижении на личном транспортном средстве отпадет); модернизация устройств светофорного регулирования транспортного потока.
Большинство респондентов, принявших участие в опросе ГК «АвтоСпецЦентр», не поддерживает инициативу повышения тарифов на парковку, так как это нововведение увеличит затраты на содержание и эксплуатацию личного авто, но при этом не поможет разгрузить дороги от пробок.
Изменение тарифов на парковку значительно не отразится на спросе на автомобили, так как лишь 15% опрошенных считают, что на пользование собственным авто влияют цены на обслуживание автомобиля, парковку, страховку и налоги.
Лишь 5% респондентов серьезно рассматривают возможность замены личного автомобиля такси, общественным транспортом или каршерингом.
Вместе с тем, по результатам опроса, среди наиболее эффективных способов снижения автомобильного потока автомобилисты назвали установку камер, которые позволят получать и анализировать объективную информацию о ситуации на дорогах из нескольких источников, а также подавать сигналы об экстренном изменении интервала работы светофоров в случае форс-мажора, аварии и т.д.