Производство Lada 4х4 (тогда ещё ВАЗ-21213 Нива) началось в Казахстане в феврале 2003 года. Хотя завод Азия-Авто был заложен на востоке Казахстана, в городе Усть-Каменогорск, почти тремя годами ранее.
Попробовать себя в качестве автопромышленника решил владелец казахской сети автосалонов Бипэк-Авто Анатолий Балушкин. В результате его усилий появилось постановление премьер-министра Казахстана от 9 ноября 2000 года, предписывающее «одобрить инициативу акима Восточно-Казахстанской области о создании автосборочного производства в городе Усть-Каменогорске».
Вложив около $15 млн собственных и заёмных средств, Бипэк-Авто отремонтировал и оснастил нужным оборудованием выкупленные у Востокмашзавода пустующие корпуса. Заключили договор с ВАЗом на сборку Нивы из тольяттинских машинокомплектов.
«Бипэку» тогда сильно повезло: в Финляндии ликвидировалось совместное предприятие Valmet и ВАЗа, собиравшее «евро-девятку». Под это дело по очень скромной цене выкупили у финнов высвободившееся оборудование – подвесной конвейер, сварочную линию, ещё кое-что, по мелочи.
А поскольку Азия-Авто задумывался как завод полного цикла, то заказали у Durr и окрасочный комплекс.
Предсерийные Нивы собрали ещё в 2002 году, для сертификации. А с марта 2003 первые автомобили, собранные в Казахстане, появились в автосалонах.
Увы, жизнь внесла свои коррективы в масштабный замысел Анатолия Балушкина. На полный цикл вывести завод не удалось – продажи Нивы просто не генерировали нужного финансового потока. Поэтому в 2005 году пришлось договариваться с чехами на предмет крупноузловой сборки Skoda Octavia. ВАЗовских машин к тому времени было собрано чуть более восьми тысяч.
Спустя пару лет к Skoda добавился Chevrolet, потом KIA… Но это всё была стапельная SKD-сборка. Конвейер же работал только на производство Лад. С 2007 года начали делать ещё и ВАЗ-21099, но объём этой модели был невелик.
Главной машиной для Азия-Авто оставалась старушка-Нива, переименованная в 2006 году в Ладу 4х4. Она и сейчас пользуется спросом: с января по октябрь 2014 года сделали 4177 автомобилей (17,4% от производственной программы Азия-Авто).
А за 11 лет в Усть-Каменогорске произвели 35 000 «Нив».
Казалось бы, какое нам дело до казахских «Нив»? Поверьте, российскому потребителю уже есть смысл узнать о них побольше. Зачем – расскажем чуть позже, пока же давайте посмотрим, как собирают Ладу 4х4 в Усть-Каменогорске и чем она отличается от привычной нам ВАЗовской версии.
Машинокомплекты из Тольятти приходят в контейнерах. Кузов первой комплектации – так называемый «обитый». То есть, салон у него почти собран, но отсутствуют силовой агрегат и шасси.
- Кузова ставят на транспортные тележки…
- …и перевозят к двум последовательно расположенным подъёмникам.
- Здесь кузова перевешивают на подвесной конвейер, тот самый, что в своё время купили в Финляндии.
- Первые несколько операций – доработка салона.
- Проверяют крепления ремней безопасности, если надо, устанавливают детали внутренней облицовки.
- Тем временем в сторонке, на отдельных постах ребята готовят к установке агрегаты. Подсобирают задний мост, присоединяя к нему тормозные трубки и трос стояночного тормоза:
- Собирают рулевой вал с замком зажигания:
- И, конечно, состыковывают воедино части силового агрегата – коробку передач:
- Сцепление и двигатель:
- Кузов тем временем плывёт по конвейеру…
И доплывает до устройства опрокидывания. Точнее, не столько опрокидывания, сколько разворота в горизонтальной плоскости на 90 градусов.
- Как видим, топливные трубки и фильтр уже установлены на ВАЗе.
- Но и для казахских сборщиков есть работа – закрепить тормозные трубки в кронштейнах:
- И доработать ЛКП:
Хотя какое снизу ЛКП… Тут исключительно противошумная и антикоррозионная мастика. Её надо счистить с определённых мест, чтоб не мешала креплению элементов шасси, а кое-какие места, напротив, промазать дополнительно.
- Потом кузов возвращают в нормально-горизонтальное положение.
- Силовой агрегат, меж тем, на тележке подкатывают к месту «женитьбы».
- После которой можно заняться и шасси.
- Ставят мосты, прикручивают раздатку, соединяя всё это хозяйство карданами.
- Обратите внимание, как много точек дополнительного антикора появляется на днище.
- Промазывают даже относительно безобидные места в арках.
- На изгибе конвейера – последние операции по присоединению рулевых тяг и приводов.
- Лада 4х4 сходит с конвейера со штатной металлической защитой картера двигателя.
- Теперь машину можно спускать с подвеса и ставить на колёса.
Колёса у казахских Лад исключительно легкосплавные, такие на ВАЗе не ставят. А в Усть-Каменогорске ставят!
- Это одно из немногих различий тольяттинской и местной сборок.
- Шины – КАМА Flame 205/70R16.
Другой особенностью местной Лады является аккумулятор – его поставляет казахский завод Kinar из города Талды-Курган. Один из ведущих производителей автомобильных АКБ эпохи СССР, между прочим.
- Теперь надо навести порядок в моторном отсеке…
…и установить «музыку». Головное устройство (магнитола, если по-народному, хотя это, конечно, не магнитола) покупают в Китае. Но не дешёвый «ноунейм», а нормальную Sony.
Это ещё одна «фишка» Азии-Авто, ВАЗ на музыке экономит.
Сборочный цех Азии-Авто – эталон чистоты и спокойствия. Тут светло, тепло и на удивление тихо. Слышно только шуршащий привод конвейера, который иногда останавливается для исправления кое-каких проблем. Ну, или на обед.
- В перерыве рабочие могут «резануться» в сику в бильярд – стол стоит прямо в цехе.
- Нехитрый инструмент распределён по нумерованным ячейкам, не запутаешься.
- За всем этим хозяйством следит начальник цеха Александр Акулов.
- В конце сборочной линии на машину лепят фирменный знак отличия.
- И заправляют бензином и другими жидкостями:
Но всё это только полдела. Теперь Лады нужно привести в рабоче-товарное состояние: настроить и проверить. Это происходит уже в другом цехе. В который машины проезжают вот по таким неровностям, чтобы протрясти подвеску.
- Перво-наперво – регулировка углов установки колёс и света фар.
- Это делается на одном универсальном стенде.
- Колёса встают на барабаны:
- Руль и педали фиксируются.
- После регулировок работник распечатывает данные и кладёт бумажку под стекло.
- Следующий пост – проверка машины под нагрузкой и снятие динамических характеристик.
- Это камера с большими беговыми барабанами и вентилятором, дующим «в лоб», чтобы не перегревался двигатель.
- Потом – контроль герметичности под водяным душем.
- Теперь надо проверить подвеску на предмет люфтов.
- И можно пропускать машину через «световой тоннель», где выявляются дефекты лакокрасочного покрытия.
При сборке ЛКП не защищается, накладки на кузов не используются. Говорят, работники внимательны и стараются не повреждать эмаль. Но всё равно дефекты случаются, как из-за сборщиков, так и по причине неаккуратной транспортировки. Бывает, что перекрашивают даже панели полностью, в специальной камере. А сушат переносными компактными сушилками.
Параллельно Ладе 4х4 Азия-Авто выпускает несколько моделей Chevrolet, Skoda и Kia. Но, как уже говорилось, это более простая сборка. Вот как это выглядит.
Теперь можно вернуться к вопросу о том, каков практический интерес к Азии-Авто может быть у российского автопотребителя. Очень простой: фирма Бипэк-Авто подписала договор с ВАЗом, который предусматривает продажу Лад на территории России. Причём как собранных в Казахстане, так и аутентичных, тольяттинских (начнут с последних).
Это, на секундочку, первый случай в истории ВАЗа по привлечению иностранного дистрибьютора на территорию РФ. Пока ареал распространения Бипэк-Авто ограничивается пятью околограничными сибирскими городами – Омском, Новосибирском, Кемерово, Барнаулом и Томском.
И это при том, что в этих городах у ВАЗа имеются собственные представители! Неужели ВАЗовцы задумали столкнуть лбами продажников в далеко не самых благополучных с точки зрения объёмов регионах? Зачем?
Всё просто: Бипек-Авто просто покупает часть дилерской сети ВАЗа, ныне принадлежащей Ладе-Сервис. Покупает 75% доли участия в капитале каждого из автосалонов. Сумма сделки – секрет, но если учесть, что каждый автосалон – это примерно 14 000 кв.м., то Бипэку выход на российский рынок будет стоить минимум $5 млн.
И самый главный вопрос: зачем это нужно ВАЗу?
Затем, что Бипэк со своим автозаводом становится стратегическим партнёром ВАЗа в новом проекте – строительстве нового автозавода в Усть-Каменогорске, где будут производиться автомобили под маркой Лада.
Если помните, ещё в 2008 году АвтоВАЗ вообще планировал купить Азию-Авто и наладить там сборку Гранты и других перспективных моделей.
Казалось, что это самый прямой путь к укреплению позиций на казахском рынке, который для ВАЗа является приоритетным (на Казахстан приходится 80% всего экспорта Волжского автозавода).
Тогда не получилось – Медведев с Назарбаевым не договорились о протекционистских мерах. Теперь, спустя почти восемь лет, эта идея трансформировалась в СП для строительства нового завода.
Дело в том, что при площади в 8,2 га Азии-Авто расширяться некуда, даже былые планы по постройке сварочно-окрасочного комплекса упёрлись в почти непреодолимые сложности.
А над заводом довлеет обязательство по локализации в рамках национального соглашения о промсборке: Азия-Авто к 2020 году должна обеспечить минимум 30%. Сейчас казахи говорят о 31%, но это очевидное лукавство, основанное на произвольности подсчёта.
Если же применить действующую в РФ (а значит и в таможенном союзе) методику, базирующуюся на добавленной стоимости, то уровень локализации окажется совершенно мизерным.
Другой резон для Бипэка: выход на российский рынок потребует значительно больших объёмов Лад, дать которые можно только отказавшись от сборки иномарок. А отказываться от стабильного финансового потока ой как не хочется…
Так и получился обоюдовыгодный проект – автозавод полного цикла Азия-Авто Казахстан мощностью 120 000 автомобилей в год. Располагаться он будет поблизости от нынешнего предприятия, на окраине Усть-Каменогорска, на отдельной площадке в 523 гектара, выделенной казахскими властями. Тут же разместят и технопарк с площадками для производства компонентов.
Общий объём инвестиций оценивается в $500 млн, а с учётом производства комплектующих – больше миллиарда долларов. Думается, это сильно завышенные цифры: даже в России сборочные заводы строились иностранными фирмами за более скромные деньги. На сегодняшний день бюджет составляет $32 млн, это собственные средства Бипэк-авто.
Доли участия распределены следующим образом: контрольный пакет (50% + 1 акция) принадлежит Бипэк-Авто, 25% у АвтоВАЗа и ещё 25% — у об СПК Ертiс, представляющую собственно правительство Казахстана.
Но в ближайшее время пакет акций Ертiс должен быть передан другой структуре – это требование казахстанского закона «Об инвестициях», запрещающего господдержку компаниям с госучастием.
Завод Азия-Авто Казахстан планируется запустить в 2017 году, первоначально его мощность составит 60 000 автомобилей и только к 2020 выйдет на вдвое больший показатель. С выходом на проектную мощность на российский рынок планируют поставлять примерно 70 000 автомобилей в год. По плану это будет три ВАЗовских модели – Калина, Гранта и, как ни странно, «Нива-3», ещё не существующая даже как внятный проект. Бу Андерссон, в свою очередь, пообещал, что в Казахстане наладят выпуск Lada Vesta и Lada X-Ray. А там, чем чёрт не шутит, можно подумать и о создании собственного автомобиля. И уже появилась информация о скором выпуске первого казахского электромобиля!
На старой (то есть нынешней) площадке Азии-Авто предполагается собирать агрегаты, например, коробки передач. Тут же, по всей видимости, останется и крупноузловая малотиражная сборка иностранных моделей.
- Сейчас строительство нового автозавода находится в самой начальной стадии.
- Рабочие сняли грунт, забили сваи, возвели несколько технических построек – ангары, общежития.
- Мы идём по площадке с начальником строительства Константином Рагозиным и тот показывает: здесь будет сварка, здесь сборка, а вон там, ближе к лесочку, сделаем накопительную площадку.
- Константин Рагозин, заместитель гендиректора Бипэк Азия-Авто по строительству.
— Здесь у нас 250 000 квадратных метров производственных площадей заложено, — говорит Рагозин. – Сборка, сварка, окраска – это всё разные корпуса, соединённые между собой галереями и пешеходными переходами. Штамповку запустим позже. А вот сварку – сразу, причём будут и роботы, и простая ручная сварка.
На втором этапе станем работать в две смены и доведём производство до 120 000 машин с расширением цеха сварки – это начало 2018 года. А на третьем этапе, который уже ближе к 2019 году, запустим и штамповку, и производство деталей подвески и рулевого управления.
К 2019 году здесь будет работать почти 6 тыс человек.
Кстати, интересная подробность: сварочное оборудование у Азии-Авто уже было, его, если помните, приобрели у финнов больше десяти лет назад. Оно долго простаивало.
Но пару лет назад Анатолию Балушкину позвонил Игорь Комаров, тогдашний глава ВАЗа и предложил сварочную линию выкупить, она нужна была для запуска в Ижевске Гранты.
Балушкин говорит: я Игоря, как директор директора, спрашиваю: миллион рублей тебя устроит? (Это совершенно символическая цена – Авт.) Вот я и отдал ему за миллион. Как директор директору.
Для ВАЗа Азия-Авто Казахстан – совершенно шикарный проект, не требующий серьёзных вложений.
По сути, за поддержание и увеличение доли рынка ВАЗ расплачивается поставками машинокомплектов и уступкой дистрибьюторства в Сибирском федеральном округе. Это всяко меньшая цена, затевай ВАЗ сборку в Казахстане самостоятельно.
Бипэк тоже не в накладе: уровень господдержки у проекта высок, вся инфраструктура под завод (площадка, коммуникации) фактически подарены государством.
Сейчас невозможно спрогнозировать, как на проект повлияет кризис в России. Всё-таки расчёты с иностранными поставщиками оборудования происходят, в основном, без привлечения рубля, через связку тенге-доллар (или евро). Возможно, это станет спасением, а сам завод – тихой гаванью в бушующем океане проблем российской экономики.
Если, конечно, сам Таможенный Союз не рухнет под спудом политических неожиданностей.
PS: Теперь давайте посмотрим на мероприятие, посвящённое выпуску 100 000-го автомобиля в Усть-Каменогорске. Это, конечно, Лада 4х4. На торжество приехал сам Бу Андерссон. Позвали и Петра Михайловича Прусова, считающегося «отцом» классической Нивы. Он там есть, на одной из фотографий.
Нравится(3)Не нравится(0)
При использовании материала, пожалуйста, сделайте ссылку на Русский автомобиль.
Двигатель 1,6 (8V)
Двигатель K7M бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала.
Порядок работы цилиндров: 1–3–4–2, отсчет – от маховика. Система питания – распределенный впрыск топлива (нормы токсичности Евро 4).
- Двигатель (вид спереди по направлению движения автомобиля):
- 1 – компрессор кондиционера;
- 2 – ремень привода вспомогательных агрегатов;
- 3 – генератор;
- 4 – насос гидроусилителя рулевого управления;
- 5 – указатель уровня масла (масляный щуп);
- 6 – крышка головки блока цилиндров;
- 7 – катушка зажигания;
- 8 – наконечники высоковольтных проводов;
- 9 – головка блока цилиндров;
- 10 – корпус термостата;
- 11 – выпускной коллектор;
- 12 – труба насоса охлаждающей жидкости;
- 13 – датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
- 14 – заглушка;
- 15 – маховик;
- 16 – блок цилиндров;
- 17 – поддон картера;
- 18 – масляный фильтр
Двигатель с коробкой передач и сцеплением образуют силовой агрегат – единый блок, закрепленный в моторном отсеке на трех эластичных резинометаллических опорах.
Правая опора крепится к кронштейну на верхней крышке привода газораспределительного механизма, а левая и задняя – к картеру коробки передач.
Спереди на двигателе (по направлению движения автомобиля) расположены: выпускной коллектор, масляный фильтр, датчик сигнализатора недостаточного давления масла, подводящая труба насоса охлаждающей жидкости, свечи зажигания, генератор, насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера.
- Силовой агрегат (вид сзади по направлению движения автомобиля):
- 1 – коробка передач;
- 2 – датчик положения коленчатого вала;
- 3 – впускной трубопровод;
- 4 – датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе;
- 5 – датчик температуры воздуха на впуске;
- 6 – дроссельный узел;
- 7 – регулятор холостого хода;
- 8 – крышка маслозаливной горловины;
- 9 – топливная рампа;
- 10 – указатель уровня масла (масляный щуп);
- 11 – головка блока цилиндров;
- 12 – блок цилиндров;
- 13 – ремень привода вспомогательных агрегатов;
- 14 – поддон картера;
- 15 – датчик детонации;
- 16 – опорный кронштейн впускного трубопровода;
- 17 – стартер;
- 18 – датчик скорости автомобиля
- Сзади на двигателе расположены: впускной трубопровод с датчиками абсолютного давления и температуры воздуха на впуске, дроссельный узел с датчиком положения дроссельной заслонки и регулятором холостого хода, топливная рампа с форсунками, датчик детонации, стартер, указатель уровня масла.
- Справа – насос охлаждающей жидкости, привод газораспределительного механизма и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем), привод вспомогательных агрегатов (поликлиновым ремнем).
- Слева расположены: маховик, термостат, датчик положения коленчатого вала, датчик температуры охлаждающей жидкости.
- Сверху – катушка зажигания, маслозаливная горловина.
- Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна, цилиндры расточены непосредственно в блоке.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку специальными болтами. Отверстия в блоке цилиндров под подшипники обрабатываются при установленных крышках, поэтому крышки не взаимозаменяемы и для отличия промаркированы на наружной поверхности (счет крышек ведется со стороны маховика).
На торцевых поверхностях средней опоры выполнены гнезда для упорных полуколец, препятствующих осевому перемещению коленчатого вала.
- Силовой агрегат (вид справа по направлению движения автомобиля):
- 1 – ремень привода вспомогательных агрегатов;
- 2 – шкив привода вспомогательных агрегатов;
- 3 – направляющая трубка указателя уровня масла;
- 4 – опорный кронштейн впускного трубопровода;
- 5 – нижняя крышка привода газораспределительного механизма;
- 6 – впускной трубопровод;
- 7 – дроссельный узел;
- 8 – верхняя крышка привода газораспределительного механизма;
- 9 – крышка маслозаливной горловины;
- 10 – катушка зажигания;
- 11 – шкив насоса гидроусилителя рулевого управления;
- 12 – генератор;
- 13 – опорный ролик ремня;
- 14 – ролик натяжного устройства ремня;
- 15 – шкив компрессора кондиционера;
- 16 – поддон картера
- Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала стальные, тонкостенные с антифрикционным покрытием, нанесенным на рабочие поверхности.
Коленчатый вал с пятью коренными и четырьмя шатунными шейками. Вал снабжен четырьмя противовесами, выполненными заодно с ним. Противовесы выполнены на продолжении «щек» коленчатого вала двигателя.
Противовесы предназначены для уравновешивания сил и моментов инерции, возникающих при движении кривошипно-шатунного механизма во время работы двигателя.
Для подачи масла от коренных шеек к шатунным служат каналы, выполненные в шейках и щеках вала.
На переднем конце (носке) коленчатого вала установлены: звездочка привода масляного насоса, зубчатый шкив привода газораспределительного механизма (ГРМ) и шкив привода вспомогательных агрегатов. Зубчатый шкив фиксируется на валу выступом, который входит в паз на носке коленчатого вала и предохраняет шкив от проворачивания.
Аналогично фиксируется на валу и шкив привода вспомогательных агрегатов.
- Маховик:
- 1 – венец для датчика положения коленчатого вала;
- 2 – венец для пуска двигателя
К фланцу коленчатого вала семью болтами прикреплен маховик. Он отлит из чугуна и имеет напрессованный стальной венец для пуска двигателя стартером. Кроме того, на маховике выполнен зубчатый венец для датчика положения коленчатого вала.
- Силовой агрегат (вид слева по направлению движения автомобиля):
- 1 – коробка передач;
- 2 – компрессор кондиционера;
- 3 – генератор;
- 4 – корпус термостата;
- 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
- 6 – головка блока цилиндров;
- 7 – крышка головки блока цилиндров;
- 8 – катушка зажигания;
- 9 – маслозаливная горловина;
- 10 – топливная рампа;
- 11 – датчик положения дроссельной заслонки;
- 12 – дроссельный узел;
- 13 – впускной трубопровод;
- 14 – датчик температуры воздуха на впуске;
- 15 – датчик абсолютного давления воздуха во впускном трубопроводе;
- 16 – блок цилиндров;
- 17 – датчик положения коленчатого вала;
- 18 – датчик скорости автомобиля
Шатуны – стальные, двутаврового сечения, обрабатываются вместе с крышками. Крышки крепятся к шатунам специальными болтами с гайками.
Поршневой палец – стальной, трубчатого сечения. Палец, запрессованный в верхнюю головку шатуна, свободно вращается в бобышках поршня.
Поршень – из алюминиевого сплава. Юбка поршня имеет сложную форму: в продольном сечении – бочкообразная, в поперечном – овальная. В верхней части поршня проточены три канавки под поршневые кольца.
Два верхних поршневых кольца – компрессионные, а нижнее – маслосъемное. Компрессионные кольца препятствуют прорыву газов из цилиндра в картер двигателя и способствуют отводу тепла от поршня к цилиндру.
Маслосъемное кольцо удаляет излишки масла со стенок цилиндра при движении поршня.
- Головка блока цилиндров (крышка головки снята):
- 1 – винт крепления головки блока цилиндров;
- 2 – опора распределительного вала;
- 3 – пружина клапана;
- 4 – тарелка пружины;
- 5 – сухари;
- 6 – контргайка;
- 7 – регулировочный винт;
- 8 – скоба;
- 9 – шкив распределительного вала;
- 10 – коромысло клапана;
- 11 – болт крепления оси коромысел клапанов;
- 12 – ось коромысел клапанов;
- 13 – упорный фланец распределительного вала
Головка блока цилиндров – из алюминиевого сплава, общая для всех четырех цилиндров. Она центрируется на блоке двумя втулками и крепится десятью винтами. Между блоком и головкой устанавливается безусадочная металлическая прокладка.
В верхней части головки блока цилиндров расположены пять опор (подшипников) распределительного вала. Опоры выполнены неразъемными, а распределительный вал вставляется в них со стороны привода ГРМ.
Распределительный вал приводится во вращение зубчатым ремнем от коленчатого вала.
В крайней опорной шейке распределительного вала (со стороны маховика) выполнена проточка, в которую входит упорный фланец, препятствующий осевому перемещению вала. Упорный фланец крепится к головке блока цилиндров двумя винтами. Сверху к опорам распределительного вала пятью болтами прикреплена ось коромысел клапанов.
Коромысла удерживаются от смещения вдоль оси двумя скобами, которые крепятся болтами крепления оси коромысел. В коромысла ввернуты винты, служащие для регулировки тепловых зазоров в приводе клапанов. Регулировочные винты стопорятся от отворачивания контргайками.
Седла и направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Сверху на направляющие втулки клапанов надеты маслоотражательные колпачки.
Клапаны стальные, расположены в два ряда, наклонно к плоскости, проходящей через оси цилиндров. Спереди (по направлению движения автомобиля) расположен ряд выпускных клапанов, а сзади – ряд впускных.
Тарелка впускного клапана больше, чем выпускного.
Клапан открывается коромыслом, один конец которого опирается на кулачок распределительного вала, а другой, через регулировочный винт, на торец стержня клапана. Закрывается клапан под действием пружины.
Нижним концом она опирается на шайбу, а верхним – на тарелку, которая удерживается двумя сухарями.
Сложенные сухари снаружи имеют форму усеченного конуса, а изнутри снабжены упорными буртиками, входящими в проточку на стержне клапана.
- Привод масляного насоса (поддон картера снят):
- 1 – шкив привода вспомогательных агрегатов;
- 2 – крышка блока цилиндров;
- 3 – ведущая звездочка привода насоса;
- 4 – цепь привода;
- 5 – масляный насос;
- 6 – коленчатый вал;
- 7 – блок цилиндров
Смазка двигателя – комбинированная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала. Другие узлы двигателя смазываются разбрызгиванием.
Давление в системе смазки создается шестеренчатым масляным насосом, расположенным спереди в поддоне картера и прикрепленным к блоку цилиндров.
Масляный насос приводится цепной передачей от коленчатого вала.
Ведущая звездочка привода насоса установлена на коленчатом валу под крышкой блока цилиндров. На звездочке выполнен цилиндрический поясок, по которому работает передний сальник коленчатого вала.
Звездочка установлена на коленчатом валу без натяга и не зафиксирована шпонкой.
При сборке двигателя ведущая звездочка привода насоса зажимается между зубчатым шкивом привода ГРМ и буртиком коленчатого вала в результате стягивания пакета деталей болтом крепления шкива привода вспомогательных агрегатов.
Крутящий момент от коленчатого вала передается на звездочку только за счет сил трения между торцевыми поверхностями звездочки, зубчатого шкива и коленчатого вала.
При ослаблении затяжки болта крепления шкива привода вспомогательных агрегатов ведущая звездочка привода масляного насоса может начать проворачиваться на коленчатом валу и давление масла в двигателе упадет.
- Масляный насос:
- 1 – ведомая звездочка привода;
- 2 – корпус насоса;
- 3 – крышка корпуса насоса с маслоприемником
Маслоприемник выполнен за одно целое с крышкой корпуса масляного насоса. Крышка крепится пятью винтами к корпусу насоса. Редукционный клапан расположен в крышке корпуса насоса и удерживается от выпадения пружинным фиксатором.
Масло из насоса проходит через масляный фильтр и поступает в масляную магистраль, выполненную в блоке цилиндров. Масляный фильтр – полнопоточный, неразборный. Из магистрали масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и далее, по каналам в коленчатом валу – к шатунным подшипникам.
По вертикальному каналу в блоке цилиндров масло из магистрали подается в головку блока цилиндров – к средней опоре распределительного вала. В средней опорной шейке распределительного вала выполнена кольцевая проточка, по которой масло проходит к полому болту крепления оси коромысел.
Далее масло, через полый болт, поступает в канал, выполненный в оси коромысел, а оттуда – к коромыслам, – и через другие полые болты крепления оси, – к остальным опорам распределительного вала. В коромыслах выполнены отверстия, через которые масло разбрызгивается на кулачки распределительного вала.
Из головки блока цилиндров масло через вертикальные каналы стекает в поддон картера двигателя.
Система вентиляции картера – закрытая, принудительная, с отбором газов через маслоотделитель (в крышке головки блока цилиндров), который очищает картерные газы от частиц масла.
Газы из нижней части картера попадают через внутренние каналы в головке блока цилиндров в крышку головки и далее, через два шланга (основного контура и контура холостого хода), поступают во впускной трубопровод двигателя.
- По шлангу основного контура картерные газы отводятся на режимах частичных и полных нагрузок в пространство перед дроссельной заслонкой.
- Через шланг контура холостого хода картерные газы отводятся в пространство за дроссельной заслонкой как на режимах частичных и полных нагрузок, так и на режиме холостого хода.
- Системы управления, питания, охлаждения и выпуска отработавших газов описаны в соответствующих главах.
АвтоВАЗ локализует мотор кроссовера Renault Arkana и доработает свои — ДРАЙВ
Отказ от «атмосферников» в пользу турбомотора меньшего объёма — наследие уходящей эпохи, считают некоторые инженеры. В будущем мы, возможно, столкнёмся с противоположным трендом.
Показанный в виде концепта на ММАС-2018 российский кроссовер Renault Arkana будет оснащаться турбомотором 1.3 совместной разработки компаний Renault и Daimler. Драйву слух подтвердили в отделе разработки силовых агрегатов АвтоВАЗа, куда уже поступила документация на новый двигатель.
Предполагается, что в Тольятти будет развёрнуто его производство на специально организованной для этого линии.
В дальнейшем «турбочетвёрка» c внутренним индексом HR13 мощностью около 150 сил может быть использована и на Ладах, а её последующая модернизация под силу российским инженерам, которые уже проходят обучение в рамках интеграции с Renault.
Тольяттинские мотористы говорят, что по матмоделям моторчика HR13 видно, кто за что отвечал. Блок с масляным поддоном имеют традиционную для двигателей Renault архитектуру, а вот головка необычного для французов треугольного сечения — точно немецкое творение.
Напомним, что в 2016 году АвтоВАЗ довёл до испытаний собственный турбомотор 1.4 с индексом 11192, созданный вместе со специалистами британской компании Ricardo. На конвейер он не попадёт по экономическим соображениям, но отдельные решения могут быть использованы при модернизации существующих двигателей.
По словам инженеров, в связи с переходом на новый сертификационный цикл WLTP, более близкий к реальным условиям, чем устаревший NEDC, даунсайзинговые наддувные моторы теряют актуальность. Индустрия снова обращает внимание на «атмосферники».
Хотя Lada их использует не от хорошей жизни, а вынужденно опираясь на старые производственные технологии.
Опытный турбомотор 1.4 c диаметром турбинного колеса 30 мм и масляным насосом переменной производительности развивал 149 л.с. и 240 Н•м, так что ему подходила только реношная коробка TL4. Привод клапанов был роликовым — с минимальными механическими потерями.
Но в данный момент на ВАЗе уже идут работы, например, по совершенствованию восьмиклапанника 1.6. Цель — сократить расход топлива на пять процентов, в основном за счёт снижения потерь на трение.
В частности толкатели клапанов с шайбовой регулировкой будут заменены на нерегулируемые уменьшенного диаметра.
Это снизит массу толкателя вдвое и вкупе с более тонким стержнем клапана позволит использовать пружины помягче, что снизит нагрузку на распредвал. Увы, новый механизм осложнит обслуживание.
В серию доработанный восьмиклапанный двигатель 2116 для обновлённой Гранты пойдёт в 2019 году.
Для следующего в очереди на модернизацию 16-клапанника пока только формируется техзадание. Он тоже должен стать чуть экономичнее и тише. Затем настанет очередь мотора 1.
8, на котором, вероятнее всего, будет применён второй фазовращатель. Кстати, для этой модели 21179 в данный момент меняется часть комплектующих из-за печально известной проблемы выноса масла, связанной с качеством клапанов.
Не исключено, что новые клапаны будут производиться прямо в Тольятти.
По мере углубления интеграции с Renault АвтоВАЗу открылся доступ к поставщикам концерна: расширился выбор комплектующих, стали интереснее закупочные цены. А вот при организации рабочих процессов за образец для ВАЗа взята не французская структура Renault, а румынская — обкатанная на Дачии.
И развивать «четвёрку» 21179 проще, поскольку она частично производится на более современной, сравнительно гибкой линии. Кстати, есть ещё одна новость, связанная с двигателем 1.
8: в скором времени на автомобилях семейства Vesta его перестанут агрегатировать с механическими коробками передач Renault. Вместо них начнут использоваться вазовские «восьмидесятые» коробки, что, вероятно, подпортит акустический комфорт.
По личному опыту тольяттинцы рекомендуют экспериментировать с маслом для снижения шума.
Удешевление коробки не коснётся только что представленной версии Vesta Sport, собираемой в Тольятти. Форсированный двигатель развивает почти 190 Н•м — такой момент может переварить только нынешняя трансмиссия Renault JR515. К слову, собеседники на стенде Лады не исключают появления заряженного универсала Vesta Sport — такой продукт был бы вне конкуренции.
Зато в разгаре адаптация французского вариатора. Приватным порядком на ВАЗе признают, что опыт применения на Весте «робота» АМТ, хорошо зарекомендовавшего себя на дешёвой Приоре, оказался неудачным.
Также не оставляют тольяттинцы идею снабдить Весту и X-Ray хоть каким-то полным приводом. Он должен быть дёшев, а также прост в разработке и производстве.
Как я понял из разговора, наиболее вероятное решение — гибридное: маломощный электромотор на задней оси, способный помочь, например, выбраться из сугроба или преодолеть небольшой скользкий подъём.
На автомобилях «АвтоВАЗа» впервые появится система дистанционного управления
Lada Granta можно будет завести дистанционно /Андрей Махонин
В 2018 г. автомобили Granta, самого продаваемого семейства Lada в России, будут оснащены системой дистанционного управления и мониторинга Lada Connect. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близких к «АвтоВАЗу» и одному из его контрагентов.
С помощью этой системы, разработанной компанией «Лаборатория умного вождения», можно будет удаленно (с помощью смартфона или компьютера) запускать двигатель, открывать двери, включать фары, отслеживать местонахождение и состояние автомобиля (пробег, уровень топлива, заряд аккумулятора и проч.), перечисляют они.
Системой Lada Connect будут оснащены машины в комплектации люкс (для комплектации стандарт это будет дополнительной опцией), рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Оборудование, скорее всего, появится уже на обновленной Lada Granta. Всего, по словам источников, в 2018 г.
предполагается выпустить до 10 000 автомобилей Granta с Lada Connect. Они будут дороже моделей без этой системы примерно на 10 000 руб., уточняет другой. Систему, похожую на будущую Lada Connect, можно установить и сейчас – у дилеров, но это обойдется примерно в 25 000–30 000 руб. плюс абонентская плата, говорит источник.
Для сравнения: Granta стоит 389 900–558 900 руб.
Систему Lada Connect разработала для «АвтоВАЗа» «Лаборатория умного вождения», которая принадлежит Екатерине Игнатовой, супруге гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. Игнатова стала совладельцем созданного в 2015 г. разработчика весной 2016 г.
Концепт Lada Connect был представлен в августе того же года на Московском автосалоне. А уже год спустя «Лаборатория умного вождения» выиграла тендер «АвтоВАЗа» на создание самой системы Lada Connect, которая будет устанавливаться на автомобилях. Условия тендера не раскрывались.
Исполнительный директор «Лаборатории умного вождения» Михаил Анохин не стал раскрывать детали сотрудничества с «АвтоВАЗом».
Подобные системы могут обходиться в десятки миллионов рублей, но разработка IT-решения – то, чем занималась компания Игнатовой, – это меньшая часть затрат, говорит один из собеседников «Ведомостей».
Производитель легковых автомобилей
Основной владелец – Alliance Rostec Auto B.V. (СП «Ростеха» и Renault, владеет 66,3% голосующих акций).
Капитализация – 55,33 млрд руб.
Выручка (МСФО, 9 месяцев 2017 г.) – 158,6 млрд руб.,
Чистый убыток – 4,5 млрд руб.
Судя по данным «СПАРК-Интерфакса», до создания Lada Connect единственный конкурс, который выиграла «Лаборатория умного вождения», – тендер на 3 млн руб. на приобретение телематических устройств на автомобили для «Сбербанк страхования».
Бизнес «Лаборатории умного вождения» поначалу был ориентирован на страховые компании – система помогает оценить риски и снизить стоимость каско для аккуратных водителей, рассказал Анохин.
Параллельно компания разрабатывала систему connected car для автодилеров и автоконцернов, говорит Анохин. По его словам, на платформе Smartdriving.io кроме Lada Connect реализована система Lifan Connect для продаваемых в России автомобилей Lifan Murman.
Компания ведет переговоры и с другими автопроизводителями, но подробности не раскрывает. Финансовые показатели «Лаборатория умного вождения» не раскрывает.
Планировалось, что Lada Connect будет внедряться поэтапно в 2017–2018 гг., в первую очередь на машинах семейств Vesta и Xray. Планы пришлось изменить, потому что внедрить Lada Connect на автомобили Granta оказалось дешевле и быстрее, рассказывает один из источников «Ведомостей».
У них отечественная электрическая архитектура, а у Vesta и Xray – иностранная (альянса Renault-Nissan) и на ее совмещение с Lada Connect, разработанной на отечественной платформе, требуется больше времени, поясняет он.
По его словам, Vesta, Xray и другие модели с Lada Connect, скорее всего, появятся не ранее 2019 г.
Первый отзыв о седане Лада Веста казахстанской сборки
26 декабрь 2016 Лада.Онлайн 8 208
В середине декабря на заводе «Азия Авто» в Казахстане приступили к производству седана Лада Веста. Кузова поставляются из Ижевска, агрегаты – из Тольятти, остальные комплектующие – от прочих смежников АвтоВАЗа. Колеса.Ру решили выяснить, учтён ли накопленный на производстве Весты в Ижевске опыт при запуске её в Казахстане?
Внешних отличий нет, за исключением шильдика «Азия Авто» на крышке багажника. При детальном осмотре удалось заметить, что в задних арках установлены локеры, которые не ставили год назад на ижевские седаны. Это одна из доработок АвтоВАЗа, о которой сообщалось ранее.
В салоне декоративная пластиковая вставка, имеющая рисунок в виде тонких диагональных насечек, сочетается с ручкой куда лучше, чем накладки с «ледяным» рисунком.
В отличие от ижевской Весты первой сборки тут проводка, идущая к плафону подсветки багажника, аккуратно убрана и не висит, как попало.
Ручной тормоз отрегулирован и начинает схватывать уже на третьем щелчке, а дверные поручни и петли дверей не скрипят.
В ходе тест-драйва по городской снежно-асфальтовой «гребёнке» обнаружилось едва слышное постукивание в передней подвеске, хотя машина с пробегом всего 190 км. В остальном автомобили казахстаноской и ижевской сборки очень похожи. Несмотря на эти мелкие недостатки казахстанская Веста заслуживает комплимента.
До конца года на заводе «Азия Авто» будет выпущено около 50 седанов Лада Веста и все они уже куплены по предзаказу. Напомним, ранее Колеса.ру подвели итоги первого года эксплуатации свой редакционной Весты (проект «Лада Веста 100»).
0 0
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter..
Книги — Автомобили ВАЗ
Книги — Автомобили ВАЗ
000 Lada Kalina 2 (ВАЗ-2192 Хэтчбек, ВАЗ-2194 Универсал) выпуск с 2013 года. Двигатели: ВАЗ-11186 и ВАЗ-21116 (1.6 л, 8V) ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127 (1.6 л, 16V)
004 Lada Largus. Руководство по эксплуатации и ремонту
005 Chevrolet Niva 2009 года — руководство по эксплуатации
006 Лада Калина (двигатели 1,4, 1.6 л.) — руководство
- 008 Лада Приора 2013 года выпуска (ВАЗ-2170, 2171, 2172). Двигатели ВАЗ-21126, ВАЗ-21127
- 010 Лада ВАЗ-2110, 2111, 2112. Двигатели 1,5 и 1,6 л — руководство
- 000 Lada Kalina Cross (Лада Калина) 2017 года. Руководство по эксплуатации
- 001 Lada Vesta (Лада Веста) — руководство по эксплуатации и ремонту
- 002 Lada Xray — руководство по эксплуатации и ремонту
005 Система управления двигателем автомобилей Шевроле-Нива с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО-2 (контроллер М7.9.7)
- 007 Лада Гранта — инструкция по эксплуатации
- 008 Лада Приора — руководство по ремонту
- 009 Нива вседорожник (ВАЗ-21213) — инструкция по эксплуатации
- 012 Автомобили LADA 110, LADA 111, LADA 112 и их модификации — руководство по эксплуатации 2008 год
- 013 Lada Vesta SW — руководство по эксплуатации 2017 год
- 014 Lada Vesta 2016-2017 года — руководство по эксплуатации
- 015 LADA PRIORA 21723. СХЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
- 016 Lada Kalina Люкс (11174, 11184, 11194). Схемы электрических соединений
- 017 LADA 2107. Каталог деталей и сборочных единиц
- 018 LADA PRIORA. Каталог деталей и сборочных единиц (на 2009-2010 год)
- 018 LADA PRIORA. Каталог деталей и сборочных единиц
- 018 LADA PRIORA Coupe. Каталог деталей и сборочных единиц (2010 год)
- 019 LADA NIVA 4×4. Каталог запасных частей
- 020 LADA LARGUS. Каталог деталей и сборочных единиц
- 021 LADA 4Х4 c модификацией URBAN. Каталог деталей и сборочных единиц (2015 год)
- 022 LADA 4Х4. Каталог деталей и сборочных единиц (2010 год)
- 023 LADA KALINA 1117. Каталог деталей и сборочных единиц
- 024 LADA KALINA 1119, Sport. Каталог деталей и сборочных единиц
- 025 LADA KALINA 2192, 2194. Каталог деталей и сборочных единиц (2013 год)
- 026 LADA KALINA 1118. Каталог деталей и сборочных единиц
- 027 LADA SAMARA (2113, 2114, 2115). Каталог деталей и сборочных единиц
- 028 LADA GRANTA 2190. Каталог деталей и сборочных единиц (2011 год)
029 LADA 4х4 Urban 3 дв. (2018 год). Руководство по эксплуатации
030 LADA 4х4 3 дв. (2018 год). Руководство по эксплуатации
031 LADA 4х4 Urban 5 дв. (2018 год). Руководство по эксплуатации автомобиля
032 LADA 4х4 5 дв. (2018 год). Руководство
- 033 LADA 4х4 Bronto (2018 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 035 LADA XRAY Cross (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 036 LADA XRAY (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля
- 038 Lada Largus универсал (2018 год). Руководство
- 039 Lada Largus универсал CNG (2018 год). Руководство по эксплуатации
- 040 Lada Largus Cross (2018 год). Руководство
- 041 Lada Largus Cross CNG (2018 год). Руководство
- 042 Lada Largus фургон CNG (2018 год). Руководство
- 043 Lada Largus фургон (2018 год). Руководство
- 045 Lada Priora седан (2017 год). Руководство
- 047 Lada Granta седан (2018 год). Руководство
- 047 Lada Granta седан (2019 год). Руководство
- 048 Lada Granta лифтбек (2019 год). Руководство
- 048 Lada Granta лифтбек (2018 год). Руководство
- 049 Lada Granta Sport (2018 год). Руководство
- 050 Lada Granta Cross (2019 год). Руководство
- 051 Lada Granta универсал (2019 год). Руководство
- 052 Lada Granta учебная (2019 год). Руководство
- 053 Lada Granta хэтчбек (2019 год). Руководство
- 055 Lada Kalina Cross (2018 год). Руководство
- 056 Lada Kalina Sport (2018 год). Руководство
- 057 Lada Kalina универсал (2018 год). Руководство
- 058 Lada Kalina хэтчбек (2018 год). Руководство
- 060 Lada Vesta седан (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 061 Lada Vesta CNG (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 062 Lada Vesta Cross (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 063 Lada Vesta Sport (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 064 Lada Vesta SW Cross (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 065 Lada Vesta SW (2019 год). Руководство по эксплуатации автомобиля и его модификаций
- 080 Lada Xray (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 081 Lada Xray Cross (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 082 Lada Kalina (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 083 Lada Kalina Cross (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 084 Lada Kalina Sport (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 085 Lada Kalina универсал (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 086 Lada Kalina хэтчбек (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 087 Lada Vesta (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 088 Lada Vesta CNG (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 089 Lada Vesta Cross (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 090 Lada Vesta Sport (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 091 Lada Vesta SW (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 092 Lada 4х4 (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 093 Lada 4х4 Urban (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 094 Lada 4х4 Bronto (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 095 Lada Largus (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 096 Lada Largus универсал CNG (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 097 Lada Largus Cross (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 098 Lada Largus фургон (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 099 Lada Priora (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 100 Lada Granta (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 101 Lada Granta лифтбек (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 102 Lada Granta Sport (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 103 Lada Granta Cross (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 104 Lada Granta универсал (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 105 Lada Granta учебная (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации
- 106 Lada Granta хэтчбек (2019 года выпуска) — руководство по ремонту и эксплуатации