Целевая подготовка позволяет быстрее освоиться выпускникам вузов на рабочем месте – об этом уверенно говорят сотрудники АО «АВТОВАЗ», вчерашние студенты Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Артём Царёв и Владимир Носов. Как сложилась их карьера после окончания вуза? Какие знания особенно пригодились в профессиональной деятельности?
Владимир Носов, инженер-технолог дирекции по технологии силового агрегата и шасси Службы вице-президента по технологии автомобиля АО «АВТОВАЗ», выпускник ТГУ 2018 года по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»:
– С детства я хотел связать свою жизнь с автомобилями. Чуть позже пришло понимание, что я хочу заниматься их созданием. АВТОВАЗ – крупное предприятие в области автомобилестроения в России, к тому же активно развивающееся.
Более того, оно находится в городе, где я живу, а значит, у меня не будет проблем с переездом и поиском жилья. Поэтому я и рассматривал АВТОВАЗ в качестве будущего места работы.
Уже в Тольяттинском госуниверситете узнал об открытии курсов целевой подготовки для АО «АВТОВАЗ».
Университет дал мне базу знаний, основу, без которой работа инженером практически невозможна. Не жалею о посещении лекций по предметам, напрямую связанным с моей специальностью, поскольку именно они превратили меня из простого студента в дипломированного специалиста.
Что касается занятий в рамках целевой подготовки, то они помогли понять особенности работы именно автопроизводства. На АВТОВАЗе здорово пригодилось и знание технического английского языка, так как предприятие входит в альянс Renault-Nissan-Mitsubishi, нам часто приходится общаться с иностранными коллегами.
И школьного запаса английских слов для переговоров, согласования документации явно недостаточно.
Тем ребятам, которые планируют проходить обучение в рамках целевой подготовки для АО «АВТОВАЗ», я бы рекомендовал уделять больше внимания изучению специализированного программного обеспечения.
К моменту начала обучения студент уже, как правило, прошёл собеседование и знает, какой профиль работы ему предстоит – конструктор, технолог, испытатель и т. д.
На основе этого можно было бы определять программы, изучение каких дисциплин пригодилось бы ему больше всего на рабочем месте. Это позволит выпускникам быстрее «влиться» в новые условия.
Лично у меня после того, как я стал сотрудником АВТОВАЗа, представление о заводе изменилось в лучшую сторону.
Я понял, насколько это большая и сложная структура, в которой люди вместе ежедневно прикладывают огромные усилия для того, чтобы автомобиль прошёл путь от идеи до готового воплощения в металле. Я вполне доволен, как складывается моя карьера.
У меня есть стабильная работа с возможностью роста в профессиональном плане, хорошая заработная плата для инженера.
Разумеется, глупо вчерашнему студенту ждать присвоения высшей категории и несметных богатств спустя всего полгода с момента трудоустройства, однако я не чувствую каких-либо препятствий для продвижения. На АВТОВАЗе можно попробовать себя в смежных областях деятельности, побывать в заграничных командировках, чтобы получить дополнительный опыт и освоить что-то новое. Дальше будет видно, в каком направлении мне стоит двигаться.
Артём Царёв, инженер-конструктор дирекции по проектированию и доводке шасси Службы исполнительного вице-президента по инжинирингу АО «АВТОВАЗ», выпускник ТГУ 2018 года по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов»:
– Я учился заочно и работал. На последнем курсе мне предложили пройти целевую подготовку с возможностью последующего трудоустройства в подразделения Службу исполнительного вице-президента по инжинирингу АО «АВТОВАЗ».
Получилось так, что перед защитой диплома я уволился с работы, поэтому согласился на прохождение целевой подготовки, а уже после окончания ТГУ практически сразу начал устраиваться на АВТОВАЗ.
Мне как инженеру-конструктору в первую очередь пригодились полученные в ТГУ знания по 3D-проектированию и дизайну и, конечно, по английскому языку.
Вообще, на мой взгляд, перед тем как подписать договор о целевой подготовке, необходимо побывать на заводе с экскурсией или подробнее узнать об имеющихся вакансиях, о предъявляемых к соискателям требованиях. Это поможет в процессе обучения, а при трудоустройстве будет проще освоиться на рабочем месте и быстрее влиться в производственный процесс.
По сравнению с моей прошлой работой автоэлектриком, на АВТОВАЗе для профессионального продвижения и роста множество возможностей.
Работая на одном из заводов альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, получаешь возможность совершенствовать свои знания и по техническому направлению, и по английскому языку.
Кроме того, здесь хорошо «прокачивают» такие навыки, как умение работать в команде, коммуникабельность. Но для меня самое главное – здесь каждый день узнаёшь что-то новое!
Материал впервые опубликован в газете «Тольяттинский университет» № 17 (772) от 29.05.2019 г.
АВТОВАЗ: Инженеров LADA готовят со студенчества
АВТОВАЗ усиливает кадровый потенциал службы инжиниринга для реализации своего среднесрочного плана развития. При этом предприятие не только ведет прием новых сотрудников, но продолжает активно развивать кооперацию с вузами РФ и продвигать легкое автомобилестроение среди студентов.
В прошлом году было проведено более 50 профориентационных встреч со студентами Самарской, Пензенской, Томской областей, города Казани.
Более 4 500 студентов посетили организованные в вузах «Дни АВТОВАЗа», где они приняли участие в деловых играх, интерактивах, мастер-классах.
В рамках Welcome day побыло проведено более 20 экскурсий в лаборатории службы инжиниринга и производства АВТОВАЗа.
В 2018 году АВТОВАЗ стал генеральным партнером Молодежного форума iVolga, а также выступил соорганизатором зимней школы «Инженерное лидерство» в рамках Всероссийской олимпиады «Я – профессионал».
95 лучших и талантливых студентов и аспирантов технических специальностей из 50 вузов страны имели возможность побывать на АВТОВАЗе, окунуться в атмосферу инжиниринга, посетить музей АВТОВАЗа.
Как отмечает директор по развитию персонала компании Инга Никулина: «В 2018 году программу целевого обучения закончили и успешно трудоустроены в службу Инжиниринга 42 студента Тольяттинского государственного университета. Сейчас по программе обучаются 90 студентов из Тольяттинского государственного университета, Самарского государственного технического университета, Самарского национального исследовательского университета».
Работа по привлечению молодых и перспективных кадров в службу инжиниринга продолжается и набирает обороты. АВТОВАЗ сегодня активно занимается работой по взаимодействию с вузами, расширяя год от года географию этой деятельности.
Компания реализует программы целевого обучения вместе с ведущими вузами страны.
На сегодняшний день заключены Генеральные договоры о сотрудничестве с Тольяттинским государственным университетом, Самарским национальным исследовательским университетом, Самарским государственным техническим университетом и Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого.
Основные направления сотрудничества: целевое обучение; практика, стажировка студентов и сотрудников университета; работа с талантливой молодежью; научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Кирилл Груненков, помощник директора проекта службы директора проекта семейства автомобилей LADA 2190 и LADA KALINA:
– В рамках целевого обучения у нас было достаточно много курсов, по которым мы получали образование.
В том числе мы изучали специализированные инженерные программы, такие как система автоматизированного проектирования СATIA, которая применяется на АВТОВАЗе.
Когда мы пришли непосредственно на рабочие места, сразу смогли работать в этих программах. Эти знания очень пригодились и главное – они очень интересные с точки зрения понимания самого конструирования.
Владислав Кучук, инженер-конструктор отдела проектирования силового агрегата дирекции по силовым агрегатам:
– Я окончил кафедру «Энергетическое машиностроение» ТГУ и могу сказать, что на 3 и 4 курсе я получил много знаний, которые пригодились мне на АВТОВАЗе. Целевая подготовка, которая включала в себя проектирование и менеджмент, помогла мне в период адаптации на рабочем месте. Также мне очень пригодился английский язык, поскольку очень много информации и документов приходит на нем.
газета «ВА-Волжский Автостроитель», № 5 (26) 20.03.2019
Житель Ульяновска выиграл суд у «АвтоВАЗа» из-за коррозии на кузове «Нивы»
Житель города Ульяновск Евгений Докторов выиграл суд у «АвтоВАЗа» и вернул потраченные денежные средства на покупку отечественного внедорожника Lada 4×4 «Нива». Стоит отметить, что владелец некачественного авто смог вернуть не только его стоимость, но и сумму всех неустоек.
История началась в августе прошлого года, когда житель Ульяновска купил в официальном дилерском центре вседорожник за 680 тысяч рублей. Буквально через некоторое время эксплуатации владелец заметил на кузове следы ржавчины. Коррозия отмечалась вдоль панелей крыши, возле лобового и боковых стекол и даже на внутренней части капота.
Первая жалоба от него поступила в дилерский центр в феврале 2018 года. Тогда Докторов просто потребовал вернуть деньги за некачественный автомобиль, однако, ответа на претензию владелец так и не дождался.
После этого Евгений решил не тратить время даром и обратился к юристу, который, в свою очередь, посоветовал пострадавшему направить жалобу повторно.
Претензия снова была проигнорирована, после чего покупателю ничего не оставалось, как прибегнуть к помощи эксперта, который осмотрел кузов автомобиля, подтвердил недостатки и указал на их устранение.
После этого дилерский центр предложил провести восстановительные работы, от которых владелец отказался и вновь попросил вернуть потраченные средства в полном объеме. В связи с этим к компании «АвтоВАЗ» был предъявлен иск о расторжении договора, возврате денег, которые были потрачены на покупку внедорожника, а также компенсации понесенного ущерба, в том числе и морального, а также убытков.
Проводивший независимую экспертизу специалист вынес заключение, что осматриваемый автомобиль действительно имеет существенные недостатки, а также некачественное лакокрасочное покрытие.
Данный дефект дает полное право владельцу требовать расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств в полном объеме. Так как требования Докторова не были удовлетворены по первому обращению, он также имеет право на возмещение морального и материального вреда.
Рассмотрев дело, судья местного суда оказался солидарен с требованиями гражданина и обязал компанию выплатить денежные средства в пользу жителя Ульяновска.
В итоге, Евгению Докторову должны выплатить сумму в размере 680 000 рублей за купленный автомобиль, неустойки в размере 70 000 рублей, материальные убытки в размере 39 210 рублей (средства он потратил на проведение экспертизы), а также материальный ущерб в размере 5 000 рублей. Сверху «АвтоВАЗ» должен заплатить штраф в размере 150 000 рублей за отказ от добровольного удовлетворения требований клиента. А. Подшивалов
Инженерам АвтоВАЗа нашлась разноработка
АвтоВАЗ договорился с альянсом Renault—Nissan о совместном развитии своего научно-технического центра в Тольятти (НТЦ).
От того, насколько удачен будет проект развития НТЦ, зависит, сумеет ли АвтоВАЗ и дальше участвовать в совместных разработках с Renault—Nissan, став полноправным членом альянса.
В Renault уже говорили, что теоретически концерну может быть интересна одна из разработок НТЦ — автомобиль экономкласса Lada Granta, который появится в 2011 году.
Центральный вопрос
НТЦ АвтоВАЗа гораздо моложе самого завода — в этом году ему исполнилось 24 года. За годы работы инженеры НТЦ создали десятки концепт-каров, но многие из них так и остались прототипами.
А после того как в 2008 году АвтоВАЗ продал 25% своих акций французскому партнеру, а затем купил у него лицензию на выпуск автомобилей на платформе В0 (универсала и фургона) и двигателей к ним, в НТЦ вообще ожидали, что теперь их работа станет просто формальностью.
Однако на совещании АвтоВАЗа и исполнительного комитета Renault, которое прошло в июле, было подтверждено: развитие НТЦ завода — один из приоритетных проектов альянса АвтоВАЗа и Renault—Nissan.
По словам вице-президента АвтоВАЗа по техническому развитию Евгения Шмелева, партнеры ставят перед собой задачу реформирования НТЦ, введения новых стандартов работы и проектирования, а главное, центр должен стать участником совместных глобальных разработок АвтоВАЗа и альянса.
На то, чтобы добиться первых результатов, уйдет как минимум года два, полагает господин Шмелев. Но если АвтоВАЗ реформирует НТЦ, то завод сможет продавать не только автомобили, но и технологии.
Глава Renault в России Кристиан Эстев уже отмечал, что если проект запуска нового автомобиля Lada Granta будет успешен, то платформа этой машины Kalina (разработка АвтоВАЗа) может быть интересна Renault. До сих пор ни один иностранный автоконцерн публично не проявлял интереса к российским разработкам.
Проектирование без прототипов
Руководство АвтоВАЗа и альянса Renault—Nissan разработало три основных параметра реформирования НТЦ. Самое главное: центр при поддержке иностранных партнеров перейдет на технологии виртуального проектирования автомобилей.
Это беспрототипный метод проектирования, который уже есть у Renault и Nissan. Он сокращает срок разработки автомобиля.
Кроме того, говорит господин Шмелев, НТЦ внедрит «дисциплину проектного подхода, но дисциплина — это не когда все берут «под козырек», а методы и программы альянса, которые позволяют добиться большей эффективности работы сотрудников НТЦ».
И третье — дополнительное обучение персонала, которое будет идти по программам альянса, упор будет делаться на качество разработки автомобиля, говорит господин Шмелев.
По его словам, АвтоВАЗ «десять лет готовил людей в лучших лицеях Тольятти, затем они поступали в лучшие вузы страны, но ни один на завод не вернулся». «Это серьезная проблема,— говорит господин Шмелев.
— Мы договорились с альянсом, будем решать — без специалистов мы ничего не сделаем».
Эксперты Renault—Nissan уже работают в НТЦ АвтоВАЗа, вместе с ними создано несколько рабочих групп. Это, в частности, рабочая группа по цифровому моделированию и по будущим совместным платформам.
Последняя анализирует технические характеристики перспективных платформ, возможную стоимость их разработки, создания производств и риски проектов.
АвтоВАЗ уже заявлял, что покупкой лицензии на сборку машин на платформе В0 не ограничится — вместе с партнерами он будет работать над перспективной машиной класса В, которая должна встать на конвейер в Тольятти после 2015 года.
От того, насколько быстро и эффективно будет реформирован НТЦ, зависит прочность позиций АвтоВАЗа внутри альянса, отмечает аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов.
АвтоВАЗ всегда был нацелен на то, чтобы получать наработки Renault—Nissan бесплатно, но это возможно лишь в том случае, если он будет участвовать в разработках на равных с партнерами, поясняет аналитик.
Наверное, отдельные виды работ НТЦ АвтоВАЗа может выполнять по заказу альянса уже сегодня, предполагает Дмитрий Баранов из УК «Финам Менеджмент», но до полной интеграции центра в глобальные разработки Renault—Nissan еще далеко, и сколько потребуется на это времени, сказать трудно.
Алексей Тимофеечев
Регламент для тольяттинской революции
Подвозивший меня до заводоуправления шофер стремительно перешел на «ты» и стал выведывать — правда ли, что кто-то оплачивает очернение АвтоВАЗа в Москве и сколько получает Павел Воля за шутки о «Ладе». Мои попытки развеять подозрения в заговоре были встречены с явным недоверием.
С имиджем у АвтоВАЗа, и правда, не ахти. Еще не так давно предприятие считалось криминальным раем.
Местные легко объясняют былую безуспешность борьбы за качество: к начальнику отдела закупок, решившему отказаться от некачественной продукции, назавтра могли прийти серьезные люди с бейсбольными битами.
Ситуация изменилась, когда в состав собственников вошли иностранцы. Правда, с криминализованным рынком запчастей ВАЗ и сегодня не связывается: половина из них контрафактные, но эффективных инструментов борьбы пока нет.
Контроль над АвтоВАЗом скоро получит Renault-Nissan. Альянс давно шел к этому, 25% Волжского автозавода было приобретено Renault еще в начале 2008 года за 1 млрд долларов. И согласно подписанному в начале мая протоколу о намерениях, сделка будет завершена в 2014 году.
В альянсе
Интерес альянса вполне понятен: Россия — один из наиболее динамично растущих авторынков мира, и АвтоВАЗ до сих пор остается его безусловным лидером. Но Волжский завод далеко не подарок: в последние годы предприятие генерирует больше убытков, чем прибыли. А то, что оно удержалось на плаву в кризис, во многом обусловлено господдержкой и программой утилизации автохлама.
Подготовленная уже после прихода французов стратегия развития АвтоВАЗа до 2020 года нацелена на расшивку узких мест и предполагает: выпуск 16 новых моделей с выходом в сегменты автомобилей класса С, кроссоверов классов B и С, MPV класса B; модернизацию процесса разработки, реорганизацию с выводом второстепенных производств и концентрацией на стратегических компетенциях; реформирование системы закупок с формированием единой с Renault-Nissan панели поставщиков; изменение системы продаж.
Стратегия развития была принята в 2010 году, так что уже можно судить о ее первых результатах.
По заявлениям АвтоВАЗа, усилиями созданной совместно с Renault-Nissan службы Common Supplier Quality and Supplier Development удалось за два года снизить процент брака от поставщиков в десять раз.
На эту же цель работает и Академия качества альянса, в планах которой обучить до июля 2012 года 80 поставщиков. Ее преподаватели — специалисты АвтоВАЗа и Renault в России, прошедшие подготовку в Renault Consulting.
В прошлом году начата разработка новой платформы для автомобилей В-класса с прицелом на дальнейшее использование в машинах C-класса. Также в работе новая платформа для полноприводных автомобилей Lada 4×4 и «Шевроле-Нива».
В конце 2011 года вышла Lada Granta, спрос на которую оказался ажиотажным.
А в начале апреля была презентована первая модель, появившаяся в результате сотрудничества АвтоВАЗа и Renault: Lada Largus — универсал, построенный на платформе Renault Logan B0.
Под нее была заменена одна из трех ниток главного полуторакилометрового конве
АвтоВАЗ откатился на кризисный уровень
Резкое падение продаж АвтоВАЗа, наблюдавшееся в конце 2011 года, в новом году усугубилось. В январе оно превысило 20%, по объему продажи вернулись на уровень кризисного января 2009 года.
Новая модель Granta, которая должна была переломить ситуацию, поступает дилерам в очень небольших объемах. У АвтоВАЗа возникли проблемы с качеством машины и, по данным источников «Ъ», с поставщиками комплектующих для нее.
В альянсе Renault-Nissan, который к лету должен консолидировать 51% акций завода, впрочем, ничего другого и не ожидали.
АвтоВАЗ опубликовал итоги продаж в январе. В России они упали на 21,4%, до 29 тыс. машин. С учетом экспорта снижение составило 15% (до 32,6 тыс. машин).
В результате завод вернулся на уровень трехгодичной давности – 29,1 тыс. машин АвтоВАЗ продал в январе кризисного 2009 года. Продажи падают четвертый месяц подряд, причем ситуация ухудшается.
В октябре снижение составляло 3%, а в декабре – уже 15%.
Сам АвтоВАЗ традиционно объясняет падение «сокращением производства устаревшего и наиболее дешевого семейства Lada 2107 и завершением программы утилизации, которая в прошлом году оказывала значительное влияние на весь автомобильный рынок». Действительно, продажи «классических» моделей АвтоВАЗа в январе показали рекордное падение на 70%. Но при этом почти на 43% упали продажи семейства Samara и на 1,6% – Lada Priora. Рост показали лишь модели Lada Kalina и 4х4.
Руководство завода прошлым летом не раз заявляло, что выправить ситуацию должна новая бюджетная модель АвтоВАЗа Lada Granta, которая заменит «классику» и поддержит продажи после завершения программы утилизации.
Переоборудование мощностей под выпуск новой модели летом на заводе называли одной из причин замедления роста продаж и подчеркивали, что с запуском производства Granta ситуация изменится. С сентября АвтоВАЗ собрал около 20 тыс.
предзаказов на Granta, серийное производство машины началось 29 ноября, продажи стартовали 22 декабря. Но в январе было продано всего 1,9 тыс. Granta.
Директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков объяснил, что «на производстве данной модели введен двойной контроль качества, то есть каждый автомобиль проходит еще одну, дополнительную, проверку специалистами дирекции по качеству».
По словам господина Буренкова, для АвтоВАЗа «обеспечение качества имеет больший приоритет, чем выполнение плана производства», поэтому завод «пока не достиг проектных объемов выпуска, на которые рассчитаны производственные мощности». «В феврале вместо возможных 12 тыс. будет произведено только 7,5 тыс. автомобилей Lada Granta»,– сказал он.
Но Игорь Буренков заверил, что АвтоВАЗ «выполнит все обязательства по предварительным договорам с клиентами по интернет-заказам, как и собирался, в течение первого квартала 2012 года».
«Технологические процессы производства машины еще не до конца отлажены, это первый автомобиль, который выпускается при новом руководстве, и АвтоВАЗ пытается сразу же устранять все технические проблемы, которые неизбежно появляются у новой модели.
Об этом свидетельствует и недавний отзыв партии Granta»,– говорит один из дилеров АвтоВАЗа (22 января завод объявил об отзыве новой модели из-за «оплошности в изоляции жгута проводов»). По мнению директора по продажам ООО «Авторай» Александра Набатова, «новый акционер автопроизводителя (Renault.
– «Ъ») требует четких подходов по обеспечению качества», чем и объясняется отзывная кампания. Другой источник добавляет, что у АвтоВАЗа есть проблемы с комплектующими для Granta, в частности, не до конца решены вопросы с поставщиками сидений.
По оценкам главы совета директоров тольяттинского холдинга «Автотрейд» Владимира Яркина, поставки должны «выйти на нормальный уровень» к марту.
«Если продажи Granta не стабилизируются к весне, это может вызвать беспокойство основных акционеров предприятия и заставить завод серьезно пересмотреть маркетинговую политику»,– считает Михаил Пак из «Атона».
Но, уточняет аналитик, эти проблемы вряд ли окажут существенное влияние на планирующуюся сделку по увеличению доли в нем альянса Renault-Nissan до контрольной.
В Renault «Ъ» вчера назвали снижение продаж в течение трех месяцев предсказуемым и подтвердили, что оно «не окажет влияния на ход переговоров по консолидации контрольного пакета».
«Коммерсант»
Тольятти все меньше зависит от АвтоВАЗа
Мрачноватые серые корпуса АвтоВАЗа видны еще на подъезде к Тольятти. На дорогах, разумеется, превалирует отечественная продукция. И тем не менее Тольятти, в котором живет 800 000 человек, уже вырос из коротеньких штанишек автограда.
Тольятти — готовая культурная столица Среднего Поволжья.
В его окрестностях проходит знаменитый Грушинский фестиваль бардовской песни и работает известный европейским знатокам театр «Колесо», который за 20 лет существования поставил более 100 спектаклей и проводит международные фестивали «На Волге», куда съезжаются труппы со всего мира. Выходец из Тольятти Юрий Клавдиев ставит спектакли в продвинутых московских театрах, его земляк Вадим Ливанов трудится режиссером в питерской Александринке.
В Тольятти много зелени и уютных парков. «Здесь прекрасная природа. Я посетил несколько ресторанов, и кухня меня приятно удивила», — рассказывает Венсан, который готовился к куда более мрачному антуражу.
Венсан четверть века проработал в Renault и четыре месяца назад был командирован на Волгу приводить в порядок бизнес-процессы на АвтоВАЗе, 25% акций которого французы купили за $1,3 млрд. Седовласый, похожий на университетского профессора Венсан чувствует себя вполне уютно в кабинете с российским флагом и портретом Дмитрия Медведева.
В конце концов в этом есть историческая справедливость. Renault мог появиться в этих местах почти полвека назад: СССР в 1960-е годы рассматривал возможность строительства завода совместно с французами.
Тогда вмешался лидер итальянской компартии. Пальмиро Тольятти вовсю лоббировал строительство завода, используя свои связи в итальянском истеблишменте.
И хотя до подписания контракта СССР с Fiat итальянский генсек не дожил — он умер в 1964 году, а контракт заключили в 1967-м, — город решили назвать в его честь, несмотря на то что итальянец здесь никогда не был, а его преемник во главе ИКП Луиджи Лонго сыграл в подготовке сделки куда большую роль.
Именно Лонго, как писал в своих мемуарах резидент советской разведки в Италии Леонид Колосов, во время Второй мировой спас главу Fiat Витторио Валетту от расстрела партизанами Сопротивления.
До постройки завода неподалеку от современного Тольятти стоял город Ставрополь-на-Волге, основанный в 1737 году выдающимся историком и государственным деятелем Василием Татищевым. Ставрополь ушел под воду во время строительства Жигулевской ГЭС в 1950 году.
Годом рождения Тольятти считается 1966-й, когда в чистом поле началось строительство самого современного в Советском Союзе автозавода. Идея была — делать народный автомобиль.
Прототип выбрали удачный: знаменитую «копейку» делали с Fiat 124, передовой для своего времени малолитражки, получившей в 1967 году престижную награду «Европейский автомобиль года». Советские обыватели были полны самых радужных предчувствий.
«Движение на улицах стало совершенно сумасшедшее, а что будет еще, когда на всю мощность пустят автозавод в Тольятти, подумать страшно», — кокетничал один из героев детектива братьев Вайнеров «Визит к Минотавру».