Интервью брал Макс Пасечный, опубликовано 02 сентября 2018
CARscope.ru, LADA
На Московском автосалоне АВТОВАЗ представил сразу несколько новинок: XRAY Cross, Vesta Sport, Vesta Cross, Granta FC и концепт 4×4 VISION.
Вопреки ожиданиям, проект наследницы Нивы на АВТОВАЗе держат в секрете — как сообщают представители ВАЗа, новую 4х4 выпустят не раньше 2022 года. CARscope.
ru попытался узнать у директора по дизайну LADA Стива Маттина подробности о новом тольяттинском внедорожнике.
CARscope.ru: У LADA 4×4 VISION нет стойки между передними и задними дверьми, отчего задние двери открываются в другую сторону. Реально ли применить такое решение на серийной модели?
Стив Маттин: Мы не обсуждаем ничего, что связано с реальным автомобилем. Это дизайн видения. Именно поэтому концепт называется VISION. Мы не сообщаем о реальном автомобиле в будущем.
Сейчас нам нужно определиться с тем, какие элементы дизайна будут наиболее удачными, чтобы в будущем применить их на серийных моделях. В 4×4 VISION мы старались создать 5-дверную машину, которая оптически выглядела бы как 3-дверная.
Но, повторюсь, что это только видение 4х4, и не все элементы должны восприниматься серьезно.
CARscope.ru: Позвольте уточнить, LADA XCODE — это тоже было видение дизайна будущих моделей?
Стив Маттин: Я не могу детально обсуждать этот проект. Единственное, что я могу сказать, XCODE повлияет на многие проекты, которые мы сейчас развиваем. Если посмотреть на Х-образную решетку радиатора некоторых серийных моделей LADA, то можно увидеть наследие XCODE. У нас есть цель, которую я не вправе разглашать.
CARscope.ru: Можно ли сказать, что как XCODE, так и 4×4 VISION — это проекты, нацеленные на PR-продвижение бренда LADA?
Стив Маттин: Нет, это не PR-продвижение. Мы пытаемся понять, в какую сторону нам нужно развивать дизайн бренда. Мы задаемся вопросами.
Что связано с покупателями? Приемлемо ли это для покупателей? Подходит ли это тому миру, в котором мы сейчас находимся и который сильно изменился за последние 40 лет? И, конечно, эти проекты вдохновляют как дизайнеров, так и инженеров на создание уникальной продукции.
CARscope.ru: Можно уточнить насчет разработки новой 4×4?
Стив Маттин: Вы можете спросить что угодно, но ответ вряд ли получите
CARscope.ru: Некоторые модификации новой LADA Granta стали дешевле. Как связан дизайн автомобилей с ценой?
Стив Маттин: Когда мы работали над новым семейством Granta, мы пришли к заключению, что мы хотим единый дизайн передней части для всего семейства. Вы знаете, что до этого были Kalina и Granta.
Теперь все семейство называется Granta. Это сделано для того, чтобы бренд стал узнаваемым, чтобы был единый стиль. Мы сосредоточились на том, чтобы создать стратегию бренда.
Мы разработали недорогую программу продвижения и параллельно улучшили качество интерьера.
CARscope.ru: Получается, что сегодня дизайн важнее цены и лояльности к бренду?
Стив Маттин: Сегодня дизайн превыше всего, чем когда-либо. Если посмотреть на статистику продаж до 2011 года, то есть до того, как я стал ответственным за дизайн, то вы увидите, что мы продавали автомобили из-за низкой стоимости, но не из-за дизайна.
Раньше дизайн LADA не входил даже в ТОП-10. Сейчас некоторые наши проекты занимают 1 или 2 место по качеству дизайна. Это успешный фактор, который помогает компании развиваться. Люди начали гордиться автомобилями LADA.
10-15 лет назад не было такой конкуренции, поэтому сегодня нам нужно лидерство в дизайне.
CARscope.ru: То, что вы делаете на АВТОВАЗе — это работа или хобби, которое запало в сердце?
Стив Маттин: Если ты находишься в дизайн-бизнесе настолько долго, как я — порядка 30 лет — это, конечно, работа, но в тоже время хобби, страсть и жизнь. Это все вместе. Нет и часа в течение дня, когда мой мозг не думает о новых продуктах. Ты живешь и дышишь продуктом и брендом.
CARscope.ru: Вы делаете новые автомобили LADA более привлекательными, тем самым увеличивая продажи новых моделей. Альянс Renault–Nissan–Mitsubishi не ограничивает вашу работу? Ведь новые автомобили LADA могут снизить продажи Renault Logan, Nissan Almera и других бюджетников.
Стив Маттин: Нужно понимать, что мы входим в альянс. Renault надеется на наш успех. Именно поэтому они в нас инвестируют. Поэтому важно то, что мы достигли рыночной доли в 20% и продаем достаточное количество автомобилей. Одновременно с этим мы уверены, что не съедаем продукты друг друга.
CARscope.ru: Почему сбоку у новой LADA Granta нет Х-стилистики?
Стив Маттин: Мы хотели сделать изменения настолько быстро, насколько это возможно. Кроме того, нам нужно дифференцировать автомобиль от Весты, а также понять, какие изменения захочет увидеть покупатель.
Вдобавок ко всему, нужно уложиться в определенный бюджет, который был заложен в продукт. В итоге мы решили сфокусироваться на новом передке, немного изменить заднюю часть и интерьер.
Мы старались сделать автомобиль более конкурентоспособным на рынке.
50-летие АвтоВАЗа и квартальные итоги — российский автопром за неделю
Власти пытаются поддержать российский автопром, на АвтоВАЗе празднуют 50-летний юбилей, КамАЗ готовится к выпуску нового тягача, а российский авторынок показывает рост перед грядущим падением.
Николай Соловьев. На улицах Москвы (фрагмент). 1950-е гг.
Прежде чем рассматривать основные события предыдущей недели, стоит вспомнить оставшиеся без внимания новости первой половины апреля. Был составлен новый список системообразующих предприятий России.
Практика составления подобных списков не нова. Во время кризиса 2008 года в России были определены порядка 300 компаний, которые представляли особую важность для экономики страны. На этот раз список расширился до 646 компаний, куда вошла десятка автопроизводителей.
В списке значатся такие предприятия, как КамАЗ и АвтоВАЗ, что является ожидаемым, так как эти компании являются ключевыми в отрасли и от их функционирования напрямую зависит жизнь многотысячных городов.
Интересно, что в список попали два представителя зарубежного автопрома — ЗАО «Рено Россия» и ООО «Фольксваген Груп Рус». Также в список вошел автохолдинг «Рольф», являющийся крупнейшим дилером в стране.
- «Автоваз» и «КАМАЗ» признали опорными компаниями для экономики России
- Другой мерой помощи автопрому стал опубликованный 8 апреля на портале Минпромторга России проект постановления кабмина, предлагающий перенести уплату утилизационного сбора за первые три квартала текущего года на декабрь 2020 года для концернов, участвующих в специальных инвестиционных контрактах.
- Стоит отметить, что повышение утилизационного сбора послужило одной из причин повышения стоимости новых автомобилей в текущем году, а резкое падение рубля дополнительно ухудшило ситуацию.
Ко всему этому стоит добавить простои в работе заводов, вызванные введением режима самоизоляции, а также нарушения цепочек поставок комплектующих из Китая. В этой ситуации для производителей отложенный утилизационный сбор лучше, чем ничего, а покупатели эту меру вряд ли вообще заметят.
Третьей новостью, широко разошедшейся по Сети, стал опубликованный 7 апреля список зарезервированных АвтоВАЗом товарных знаков. Сообщается, что в 2012 году компания зарегистрировала в Роспатенте ряд названий, среди которых Fortuna, Ladoga и Svoboda. в 2015 году к ним добавились XRave, Xcite, Intriga и еще ряд наименований.
Будут ли использованы эти «спящие» наименования — неизвестно. Использовать их производитель может в любой момент, а по истечении срока действия свидетельства — через 10 лет — патент можно продлить.
Юбилей АвтоВАЗа
19 апреля произошло знаменательное событие для АвтоВАЗа, ровно 50 лет назад с конвейера Волжского автозавода сошли первые шесть седанов модели ВАЗ-2101, прозванные в народе «копейками».
В основу модели лег итальянский седан FIAT-124, который по состоянию на 1970 год был актуальным современным автомобилем. Отметим, что один такой выставлен в экспозиции заводского музея, также там присутствует первый проданный ВАЗ-2101, который вернулся на родное предприятие спустя 19 лет эксплуатации.
АвтоВАЗ сегодня — крупнейший производитель автомобилей в России и градообразующее предприятие для Тольятти. Автозавод был построен «в чистом поле» всего за три года, а начало производства было приурочено к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
- В 50-летний юбилей на АвтоВАЗе вспомнили свой первый автомобиль
- За свою 50-летнюю историю завод произвел порядка 30 миллионов автомобилей, количество серийных моделей, выпускаемых предприятием, превышает полсотни наименований.
- Аналитики подсчитали, что на начало года в России насчитывается 14 миллионов автомобилей, выпущенных под маркой Lada, а это почти треть всего парка легковых и легких коммерческих машин страны.
Модели «классического» семейства до сих пор являются самыми распространенными автомобилями на дорогах страны. Насчитывается порядка 4,7 миллиона таких машин, а модель ВАЗ-2107 остается самым популярным автомобилем в России.
Новости КамАЗа
От легкового автогиганта стоит перейти к новостям основного производителя грузовиков в России. 13 апреля на КамАЗе анонсировали выпуск пяти новых моделей шестицилиндровых двигателей до 2022–2023 года.
Первая модификация двигателя Р6 получила мощность 400–700 л. с., межсервисный интервал 150 тысяч километров и ресурс в 1,5 миллиона километров. 13-литровый двигатель соответствует экологическому стандарту «Евро-5», в будущем планируется выпускать моторы «Евро-6», а также газовые и газодизельные модификации.
Компания планирует увеличить объем производства двигателей до 30 тысяч единиц в год. Предполагается, что новые двигатели начнут устанавливать в перспективные модели грузовиков КамАЗ.
На КамАЗе пошили более 5000 защитных костюмов
Также 8 апреля стало известно, что полноценное серийное производство магистрального тягача КамАЗ-54901 (К5) с кабиной от Mercedes-Benz Actros четвертого поколения начнется не раньше лета 2020 года. На заводе отметили, что не торопятся с выпуском, чтобы довести грузовик до ума.
Кроме того, не стоит забывать о следующем поколении грузовиков К6, первый прототип которого был показан в конце 2019 года. Эту модель, получившую название Continent, планируется запустить в 2024–2025 году. Перспективный КамАЗ-54907 получит гибридную силовую установку и одноместную кабину повышенной комфортности.
Данный грузовик на этой неделе успел даже стать кандидатом на полет в космос. 16 апреля руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин анонсировал запуск новой ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5».
На вопрос пользователей о полезном грузе глава госкорпорации в шутку предложил запустить в космос КамАЗ. Пресс-служба производителя поддержала идею и предложила новый Continent на эту роль, вот только габариты тягача вряд ли позволят ему уместиться под обтекателем ракеты…
Статистика продаж
На второй неделе апреля аналитики начали подводить квартальные итоги продаж. Падение рубля и последующее за ним подорожание автомобилей вызвало ажиотаж на легковом рынке страны.
По данным «Автостата», за март было продано 160 тысяч автомобилей (+22,7%), а за первый квартал этот показатель составил 375,6 тысячи машин (+16,3%). Такому росту спроса есть простое объяснение — люди пытаются приобрести автомобили, пока на складах есть модели по старым ценам.
Продажи новых автомобилей в России выросли за март
Ожидается, что мартовский ажиотаж сменится апрельским падением, которое, скорее всего, будет иметь затяжной продолжительный характер. Стоит отметить, что продажи легких коммерческих автомобилей остановили падение в марте — 8,6 тысячи единиц (-0,6%). Всего за первый квартал было продано 23,7 тысячи автомобилей (-0,4%).
А вот продажи грузовиков упали за март на 17,9%, до уровня 5,5 тысячи машин. Квартальные продажи также показали падение до 17,3 тысячи грузовиков (-1,1%). Стоит отметить, что спрос на грузовой транспорт, равно как и объем грузоперевозок, является одним из косвенных индикаторов здоровья экономики.
Продажи автобусов в марте показали рост на 17,7%, достигнув отметки 1,1 тысячи машин. Квартальные продажи также завершились с плюсом — 3,4 тысячи новых автобусов (+29,2%).
Интересно, что в России за первый квартал вдвое выросло количество купленных новых мотоциклов. Всего по итогам трех месяцев был приобретен 1961 мотоцикл (+105,1%). Больше половины купленных машин приходится на модели BMW, Bajaj, Racer, Motoland и Harley-Davidson.
Первый кризис на АВТОВАЗе произошел 13 лет назад | TLT.ru — Новости Тольятти
В неофициальном календаре памятных и знаменательных дат АВТОВАЗа есть такое упоминание — 10 января 1994 года завод впервые в своей истории остановился на длительный срок — в течение месяца автомобили не собирались.
В итоге, в 1994 году было собрано рекордно малое количество автомобилей — 528 845 штук, что было почти на 30% меньше «социалистических» объемов производства конца 80-х годов.
Итак, есть повод вспомнить историю вазовских кризисов…
1993 год. Основной план АВТОВАЗа на этот нелегкий год – сохранение прежних объемов производства (около 680 тыс. машин)… В 1992-м автозавод активно повышал цены на автомобили, та же тенденция сохранится вплоть до конца 1993 года. В январе «классика» стоит около 2 миллионов (неденоминированных) рублей, а к декабрю цена перевалит за четыре миллиона…
ВАЗ просит у государства кредиты на финансирование программы «десятки» и одновременно выпускает собственные облигации с погашением займа автомобилями. Общий объем облигационной эмиссии – 300 000 автомобилей.
АВТОВАЗ рискует оказаться в будущем в больших долгах, но лучшего выхода не предвидится: средства на развитие требуются огромные и немедленно. К маю из-за катастрофической нехватки комплектующих ВАЗ на грани остановки.
Экономить приходится на всем, вводятся неполные рабочие смены, часть коллектива летом распущена в административные отпуска, чтобы избежать крупных сокращений.
16 сентября четыре часа стоит главный конвейер ВАЗа – забастовка. Рабочие цеха 45-3 требуют увеличения зарплаты, обвиняют менеджмент в коррупции и недальновидных действиях, утверждают что коммерческие фирмы, окружившие ВАЗ, грабят завод.
1994 год. 10 января Волжский автозавод впервые в своей истории на целый месяц остановил работу. На фоне ажиотажного спроса в Москве на акции АВВА и обещанных руководством Альянса дивидендов в валюте до 30% годовых, менеджмент распускает рабочих в вынужденные отпуска до февраля.
Положение с комплектующими совсем отчаянное – часть поставщиков, которым ВАЗ не может заплатить, потому что не платят ему, встали задолго до автозавода. Кроме того, серьезного ремонта требует устаревающее оборудование, необходима жесткая экономия средств на всем. Положение усугубляется вялой продажей автомобилей – дорого.
27 сентября по причине забастовки в очередной раз останавливается главный конвейер ВАЗа. Приказом заместителя гендиректора А.Николаева завод полностью остановлен с 4 октября и стоит до 10-го числа. Забастовка усугубляет и без того тяжелое положение завода.
В 1994 году падение производства на ВАЗе самое резкое за весь предыдущий период – 19% даже по отношению к прошлому году. Кроме того, к концу года оказывается, что не оправдал себя и проект АВВА, на который возлагалось столько надежд.
Напуганное серией банкротств население не спешит вкладывать деньги в акции Альянса — вместо неоходимых для строительства нового автосборочного завода 800 млн. долларов собрано только 50 млн. Владимир Каданников в конце года честно предупредит, что никакого строительства в ближайшие два года не будет. Не будет его и позже…
1995 год. ВАЗ уменьшает годовой план выпуска автомобилей до 650 тысяч. Экспорт сокращен до 160 тысяч машин. Самый дешевый автомобиль ВАЗ-21063 в начале года стоит 21 миллион рублей. Для большинства горожан автомобиль становится недоступной роскошью. Расслоение общества по достатку продолжает увеличиваться…
1996 год. На ВАЗе выдают только фиксированный аванс, зарплату за ноябрь 95 года с трудом и постепенно выплачивают лишь к концу февраля, декабрьскую – в марте.
11 января бастуют все водители общественного транспорта, требуя от ВАЗа отдать наконец задержанные за несколько месяцев деньги.
На головном предприятии дилерской сети — «Автоцентре-Тольтятти-ВАЗ» вводится «зарплатная схема», когда деньги после продажи машин идут сразу-же на выплату зарплаты рабочим конвейера. Ассоциация дилеров принимает «Кодекс чести дилера АВТОВАЗ»… План года –652 тыс.
автомобилей. Особая надежда на освоение производства «десяток». Завод потихонечку начинает набирать обороты и увеличивать объемы производства. Самым успешным в 90-е годы становится 1997-й — выпущено 739,6 тысяч автомобилей. Но наступает…
1998 год. План завода был взят повышенный — 748 тысяч автомобилей. Но уже в январе возникли сложности со сбытом, а в феврале затоваривание вазовских площадок становится тревожным. План продаж выполняется меньше чем наполовину, скопилось около 17 тысяч некомплектных машин.
Автомобили не покупают, дилеры не приносят ВАЗу денег, и автозаводу нечем платить за детали, что усугубляет проблему некомплектности с каждым днем. Цены упали более чем на 20%, и все равно машины почти не раскупаются. Руководство АО сообщает, что ВАЗу для удержания ситуации необходимо срочно сократить производственные расходы на 50 млрд. рублей.
Прием на работу прекращен полностью. Планируется уволить с выходным пособием 3 тысячи пенсионеров. В самостоятельные предприятия со статусом дочерних выводится ряд подразделений завода… Мэрия подписывает с ВАЗом договор о реструктуризации долга автозавода в городской бюджет. 375 млн. рублей определено выплачивать в рассрочку в течение 10 лет.
С февраля по конвейеру ВАЗа пошла модель ВАЗ-2112 – последний представитель семейства «десяток».
К маю 1998 года на площадках ВАЗа, в портах и у дилеров скапливается около 100 тысяч автомобилей. В заводском бюджете «дыра» в 2 триллиона (неденоминированных) рублей. Опять задерживаются зарплаты.
ВАЗ не в состоянии выплачивать реструктуризированную задолженность и уже не наскребет даже на текущие платежи. Вновь встает угроза банкротства… К концу мая положение с продажами и комплектацией настолько отчаянное, что завод готов остановиться. Ширятся слухи и паника.
Наконец принято жесткое решение: снизить план выпуска автомобилей и сократить на лето производство. До августа завод работает в односменном режиме, трудовой коллектив разделен на две части, меняющие друг друга через неделю.
Город Тольятти, таким образом, приобретает на лето 42 тысячи праздношатающихся вазовцев, оставшихся с уполовиненной зарплатой (да и ту продолжают задерживать). Впрочем, взрыва преступности и бунтов, вопреки опасениям, не случилось.
Вазовские «генералы» вновь едут в Москву убеждать правительство не банкротить завод за неуплату долга. Что с такой конъюнктурой рынка расплатиться ВАЗ не сможет при любом владельце, становится ясно даже правительству. Автозаводу опять дают отсрочку.
Лето 1998-го. Озабоченные прогнозами о близкой девальвации рубля, люди стали раскупать автомобили так активно, что в Тольятти в середине июля даже возникла нехватка продукции.
Воспользовавшись этим ВАЗ поднял цены и отменил 30-% скидки, которых добились было весной дилеры. С 17 августа ВАЗ снова возвращается к обычному режиму работы. И в тот же день страна узнает, что правительство Кириенко объявило дефолт и ушло в отставку.
Временно исполняющим обязанности премьера назначен Черномырдин. Уже в понедельник курс доллара подскочил до 8 рублей. А далее…
1999 и 2000 годы. Продажи пошли на «ура», производство растет, перспективы тревоги не вызывают. В 1999-м волжские автостроители собирают 668 тысяч малолитражек, в 2000-м — 705,5 тысяч. Менеджмент учится торговать и рекламировать свою продукцию.
Фирменная торговая сеть, практически умиравшая в 1996 году, к 2000 году стала прибыльна уже процентов на восемьдесят. 14 ноября 2000-го года АВТОВАЗ выпустил 300-тысячную «десятку». Экономически и технологически 2000 год для завода сложился удачно.
В связи с ростом объемов производства впервые за несколько лет с октября 2000-го начат массовый прием на завод новых рабочих. Было трудоустроено около 3 000 человек…
В 2001-м году ставится производственный рекорд за всю историю завода — 768 тысяч автомобилей и еще 60 тысяч отправлено в виде машинокомплектов партнерам по внешней сборке в Ижевск, Сызрань и за границу. Спрос стабильно высок, что дает возможность успешно расплачиваться по федеральными и местными долгами. По итогам 2001-го, после 1993-го впервые выплачиваются дивиденты…
2002 год. Начало года несмотря на некоторые проблемы со сбытом у руководства тревог не вызывало. 31 января сменился генеральный директор — вместо ушедшего на пенсию Алексея Николаева у руля АВТОВАЗа встает Виталий Вильчик. С марта на ВАЗе повышают зарплату — рост тарифов составил 30%.
Высшее руководство АВТОВАЗа озвучивает новые суперпланы — увеличение объемов производства до 900 тысяч в год. Постановка новых моделей не вместо старых, а в дополение к ним. В августе на автосалоне в Москве показывают проект «Новой Классики», тут же получившей народное признание и нардное имя «Еврокопейка».
Но этим планам сбыться было не суждено…
Летом дилеры начинаю бить тревогу… Машины продаются все хуже. Но руководство завода их замечает только осенью, когда продажи сократилиь почти вдовое. Товарные запасы выросли до 80 тысяч. Цены «заморожены» и даже отменено последнее августовское повышение.
В октябре субботы делают выходными, а в конце месяца завод останавливается на 2 недели. После вынужденных каникул, которые совмещены с ноябрьскими праздниками, завод переходит на двухсменный 6-ти часовой рабочий график с выходными субботами. План 2002-го года не выполнен.
Собрано только 703 тысячи автомобилей, вместо запланированных 750-ти. Меж тем, прибыль получена и дивиденты акционерам выплачиваются.
2003 год начинался очень сложно. В январе-феврале сокращение выпуска составило 40% от обычного объема производства.
Общий «недовыпуск» машин за осень-зиму составил около 100 тысяч штук, что незамедлило благотворно отразиться на рынке. С весны спрос значительно возрастает, товарные запасы распродаются, на ВАЗе снова начинают поднимать цены.
Год завершается достаточно хорошими показателями — 700 тысяч, что даже на 10 тысяч выше плановых цифр…
2004 и 2005 годы. Производство и сбыт идут по нарастающей. Выпуск в 2004 году вырос до 718 тысяч штук, а в 2005-м до 721,5 тысяч автомобилей. Автомобили востребованы рынком, отстатки в пределах нормы (40-50 тыс. шт.), запускается в производство новая модель — LADA Kalina…
27 октября 2005 года. На заседании Совета директоров было рассмотрено заявление председателя Совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Каданникова В.В. об отставке в связи с уходом на пенсию по возрасту. Далее события развивались в следующем порядке.
22 декабря 2005 года решением внеочередного собрания акционеров АВТОВАЗа досрочно прекратил полномочия прежний совет директоров и был избран новый состав из 12 членов, трое из которых – из прежнего состава.
Председателем совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» избран Владимир Владимирович Артяков, а Президентом — генеральным директором АВТОВАЗа стал Игорь Эдуардович Есиповский.
2006 год начался очень хорошо, полный новых планов и надежд… В Тольятти замелькали новые личности, на заводе начали появляться молодые и порой весьма энергичные менеджеры.
Службы, управления, отделы переходият в «новые руки». Безопасность, финансы, имущество, стратегческое управление, а потом и сбыт… получают своих новых лидеров.
Все назначения на ключевые посты даже невозможно было отследить, не то что бы узнать «кто есть кто»…
Годовое собрание акционеров, прошедшее 27 мая 2006 года, избрало новый Совет директоров, в который уже не вошел, подавший в отставку Владимир Николаевич Кучай, занимавший должность вице-президента «АВТОВАЗа» и отвечавший за маркетинг и сбыт…
1 августа 2006 года Совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» удовлетворил просьбу Игоря Эдуардовича Есиповского о досрочном сложении полномочий генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» в связи с переходом на другую работу. В должности исполняющего обязанности генерального директора утвержден его заместитель по техническому развитию Максим Валерьевич Нагайцев.
5 октября 2006 года состоялось внеочередное общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ», которое приняло решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества управляющей организации — ООО «Корпоративный Центр АВТОВАЗ» (управляющая компания группы АВТОВАЗ) и избрало новый совет директоров.
В новый совет директоров вместо Игоря Есиповского вошел Сергей Чемезов – Генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт», который в декабре становится Новым председателем Совета директоров ОАО «АВТОВАЗ».
Стоит отметить, что паралельно с этим, он входит советы директоров еще двух десятков крупных российских компаний, и сколько у него есть свободного времени для решения проблем АВТОВАЗа не понятно…
В конце 2006-го завод подписывает договор о стратегическом партнерстве с канадской компанией Magna, и Максим Нагайцев сосредотачивается в своей работе только на этом проекте. Генерального директора либо И.О.
на АВТОВАЗе с этого моманта нет вообще… При этом сбыт идет «из рук вон плохо», остатки товарных запасов стремительно растут… За год выпущено почти 766 тысяч машин, что на 6,8% больше, чем в 2005-м, но… продажи на внутреннем рынке снижаются. Причем, в конце года, очень значительно.
За последний год марка LADA потеряла почти 12% рынка!
Наступил 2007-й. По официальным данным на начало года товарные запасы в серсисно-сбытовой сети составляют 67,5 тыс автомобилей, а по неофициальным — от 95 до 100 тысяч машин. Впереди традиционно низкий сезон продаж вплоть до марта- апреля… Что нам принесет из Москвы в Тольятти этот год, покажет время. И тогда мы продолжим эту хронику.
Пока же можно констатировать тот факт, что несмотря на все кризисы, завод живет, работает, развивается. Силы и решимость к преодолению любых проблем и сложностей у коллектива есть. Будут и в дальнейшем. Ведь на российском автомобильном рынке АВТОВАЗ был и пока остается игроком под номером один!
При подготовке использованы материалы из книги «Кто есть кто в Тольятти», www.autofaq.ru и собстенная информация LADAONLINE.
Кризис прошел мимо "АвтоВАЗа"Модели Lada по-прежнему в тройке лидеров продаж. Но уже в 2008 г. их может потеснить Ford Focus
Глубокий кризис продаж, постигший «АвтоВАЗ» в начале этого года, миновал.
Как рассказал «Ведомостям» представитель завода, остатки непроданных автомобилей, скопившихся на складах, сократились с конца I квартала по середину октября на 41% — с 117 000 до 63 000.
Гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков говорит, что это близко к норме. Источник на «АвтоВАЗе» добавляет, что снижение остатков ниже 60 000 машин уже приводит к дефициту.
В Москве на 17 октября у дилеров оставалось 4800 автомобилей, рассказал один из столичных продавцов Lada. Это, по его словам, очень хороший результат — ведь в начале года в Москве стояли непроданными по 14 000-16 000 автомобилей.
Сейчас спрос на Lada стабильный, говорит гендиректор столичной «Гермес-Лады» Александр Чулков, а вот в регионах машин уже не хватает — дилеры приезжают за автомобилями в Москву.
На сентябрь холдинг «Автотрейд» (сеть региональных автосалонов) смог заказать 1200 автомобилей, а мог бы продать все 1500, подтверждает эту тенденцию президент компании Владимир Яркин. Самые дефицитные модели в регионах — Samara, Priora и 12-я модель из 10-го семейства.
«АвтоВАЗ» хорошо поработал, чтобы стимулировать свои продажи, замечает Целиков: завод добавил новые, в том числе более дешевые, комплектации Lada Kalina, провел летом акцию, позволившую дилерам продавать Kalina и Samara на 14 000-16 000 руб. дешевле, успешно заменил «десятку» на Priora.
К тому же завод с прошлого сентября ни разу не повысил цены, что тоже сказалось на популярности Lada. Помог и летний дефицит некоторых недорогих иномарок, например Hyundai Accent, Ford Focus, Renault Logan, напоминает аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак.
В итоге в III квартале «АвтоВАЗ» наверстал катастрофическое отставание в продажах. За девять месяцев завод продал 472 000 машин, отстав от показателей прошлого года всего на 1,8%. Для сравнения: в первом полугодии завод продал 285 000 — на 23% меньше аналогичного периода 2006 г.
По итогам года тольяттинский автозавод сможет выйти на прошлогодние объемы продаж (624 953 шт. на внутреннем рынке), считают Пак и Целиков.
На этот раз кризис миновал, но «АвтоВАЗ» еще в опасности. Он по-прежнему занимает первые три строчки в рейтинге самых продаваемых автомобилей в России (см. таблицу).
Но хотя вазовская «классика» по итогам девяти месяцев заняла на рынке рекордные 8,7%, ее доля падает на глазах. За девять месяцев прошлого года на эти модели приходилось 13% рынка, свидетельствует отчет «АвтоВАЗа».
Снизились доли Samara с 12% до 8,1% и «десятки» с 10,7% до 5,8%. В спину «десятке», по данным самого же «АвтоВАЗа», уже дышит Ford Focus с долей 3,8%.
Иномарки могут вытеснить Lada из тройки лидеров уже в 2008 г., считает Пак. Шансы на это есть и у Ford Focus, Chevrolet Lanos, Renault Logan. Представители Ford, GM и Renault комментировать свои планы и прогнозы на следующий год отказались.
К 2009 г., когда завод Ford во Всеволожске увеличит мощности до 120 000 машин в год, «Автофрамос» («дочка» Renault) — до 160 000 шт., а Chevrolet Lanos будет выпускаться в России, эти модели и вовсе могут занять все три первые позиции, думает Пак.
Рост продаж иномарок уже привел к сокращению присутствия Lada на рынке с 33,5% в прошлом году до нынешних 28%, констатирует Пак, а на следующий год, по прогнозу эксперта, его доля может упасть до 20%.
Правда, руководство «АвтоВАЗа» ранее уже заявляло, что с запуском новых моделей рассчитывает удержать рынок на уровне не ниже 25%.
/Глеб Столяров;Юлия Федоринова/
Российский автогигант АвтоВАЗ
Волжский автозавод (ОАО «АвтоВА́З») является крупнейшим на территории Восточной Европы предприятием по выпуску легковых автомобилей. Весь модельный ряд Лада.
История
Датой рождения Волжского автомобильного завода принято считать 1971 год, когда в строй была пущена первая линия по производству более чем двухсот тысяч автомобилей ВАЗ 2101. Первые модели автозавода в качестве прототипа использовали итальянский Fiat-124.
Даже через десятилетия новые модели ВАЗ имели в своей конструкции, легко узнаваемые черты этого надёжного автомобиля. Первоначально продукция имела двойную маркировку. Кроме буквенно-цифрового обозначения моделей они имели также названия «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара» и «Ока».
На данный момент вся продукция собственной разработки имеет название LADA, а собираемая на мощностях автозавода продукция, разработанная другими автопроизводителями, выпускается под их брендами и с их логотипами. Экспортные поставки машин Лада – ВАЗ 2101 начались еще с 1971 г.
Преимущественно импортерами были страны СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), что помогало покрыть стоимость некоторых видов комплектующих. Кроме того, этот вид экспорта служил источником валютных поступлений госбюджета.
Вскоре, как и было запланировано, в производство была запущена модель 2103, гораздо более комфортабельная и мощная. А первый советский легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ 2121 «Нива» пользовался устойчивым спросом на экспортных рынках.
- Пришедшая на смену «тройке» ВАЗ 2103 «шестерка» считалась престижной и вполне респектабельной, но времена меняются и позже лидирующее место заняла «семерка» — ВАЗ 2107, которая выпускалась с 1982 и в сравнении с визуально очень похожей «пятеркой» являлась гораздо более комфортабельной и потому популярной.
- В конце 1984 появился пятиместный универсал ВАЗ 2104, яркий представитель второго поколения «классики», сменивший находившуюся в производстве почти десятилетие «ноль вторую» модель, хотя на протяжении следующего года они еще выпускались одновременно.
- Появившаяся на публике клиновидная «Самара», представляющая собой 5-тидверный кузов хэтчбек взволновала не только советских автолюбителей, но и стало новой ступенью для Волжского автозавода.
С моделью ВАЗ-2108 Lada Samara, а для внутреннего рынка «Спутник» в стране началось массовое производство переднеприводных легковых машин. Уже к 1990-му году четверть всей продукции завода шла на экспорт, значительную часть которых составляли страны Западной Европы.
Современная история
- Однако распад Советского Союза привел к разрыву устоявшихся экономических связей вверг предприятие в долгий кризис, для выхода из которого пришлось полностью реорганизовать как управленческий, так и производственные процессы.
- В течение переходного периода АвтоВАЗ выпускал микролитражную Ока ВАЗ 1111, модернизированную «Ниву» с удлиненной колёсной базой, и начиная с 1994 года появилась «десятая» серия, сначала в виде ВАЗ 2110, а позже серия была дополнена универсалом 2111.
Уже в новом тысячелетии предприятие начало выпускать семейство легковых автомобилей Lada Kalina, которая к настоящему времени уже была подвергнута рестайлингу, а также ее бюджетный вариант Lada Granta которая чем-то схожа с Шевроле Кобальт. Кроме того, стоит упомянуть Лада Веста, фото ниже, и Lada Priora, и новую реинкарнацию старой знакомой «Нивы» — паркетника Lada 4×4.
Кроме того, на предприятии оборудованы производственные линии для выпуска продукции разработанной как совместно с зарубежными партнёрами, так и полностью зарубежной разработки. В 2007 году французский концерн Renault становится владельцем четвертой части акций компании.
Кризис
Благодаря инвестициям и хорошему спросу на продукцию АвтоВАЗ продолжал динамично развиваться, однако кризис 2008 года принес серьезные проблемы и ему. Ввиду падения реализации готовой продукции пришлось прибегнуть к сокращению более четверти работающего персонала и сообщалось о планах уволить ещё столько же.
Долгое время даже финансовая помощь Российского Правительства не могла стабилизировать ситуацию. Лишь к 2010 году меры, предпринимаемые для спасения автогиганта, принесли результат.
Уже в первой половине года предприятие показало устойчивую прибыль. Устойчивый рост продолжался на протяжении трех лет, но к началу 2014 года снова было сокращено около 10000 сотрудников.
LADA: 50 лет на вершине
Ровно 50 лет назад – 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода (ВАЗ) сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 – первые 6 «Копеек». К этому событию автозавод шел почти четыре года – 20 июля 1966 года было подписано Постановление правительства СССР «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». Именно эта дата и считается днем рождения автогиганта.
Но, разумеется, началось все несколько раньше. Постановление — это не только старт реализации масштабного проекта, но и финал кропотливой многолетней подготовительной работы — от идеи, осознания ее актуальности, через выбор партнера, модельного ряда, до утверждения оптимальной строительной площадки.
ИДЕЙНОЕ ВДОХНОВЛЕНИЕ
Откуда взялась идея? Почему партнером стал именно FIAT и случайно ли советский автозавод с итальянскими генами решено было строить в советском городе с итальянским именем? Однозначных ответов на эти вопросы нет. Но есть любопытные, разрозненные на первый взгляд факты.
В период, когда страна развитого социализма вступила в эпоху дефицита, когда на 200 миллионов населения приходилось чуть больше миллиона автомобилей, а на сбербанковских счетах трудящихся копились несметные тысячи рублей, когда верстались планы на очередную пятилетку, нашу страну в очередной раз посетил большой друг советского народа генеральный секретарь Коммунистической партии Италии Пальмиро Тольятти. Побывал на московском автозаводе ЗМА (впоследствии АЗЛК) и рассказал первым лицам нашей страны, что есть у них в Италии автоконцерн FIAT, который выпускает современные и доступные для рабочего класса машины…
Пальмиро Тольятти (фото thevision.com)
Тот самый FIAT, который еще в 1912 году открыл в Москве дочернее предприятие по производству автомобилей и запчастей. И с модели которого FIAT 15 был срисован первый советский автомобиль АМО-Ф-15.
Тот самый FIAT, деятельность которого в двадцатые годы была парализована в результате рабочего восстания, поднятого Пальмиро Тольятти… Тот самый концерн, который выпустил культовый FIAT 600, с которого лепили «горбатого» запорожца.
Тот самый бренд, который придумал FIAT 124, завоевавший престижнейший титул «Автомобиль года»…
Пока апологет идеи нового автозавода — первый заместитель председателя, а затем и председатель Совета министров А.Н. Косыгин обдумывал, как преодолеть оппозиционный настрой Н.С. Хрущева, Д.Ф. Устинова и иже с ними, а наш дорогой Леонид Ильич колебался и не знал, кого поддержать, Пальмиро Тольятти отправился в «Артек», где и скоропостижно скончался.
Тольятти в Артеке (фото thevision.com)
Буквально через неделю после смерти великого коммуниста, 28 августа 1964 года, вышел указ Президиума Верховного совета РСФСР о переименовании города Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти.
И в первый же год новой пятилетки только-только переименованному городу было предписано стать автомобильной столицей Советского Союза…
Что во всей этой предыстории автогиганта случайно, а что нет, сейчас установить уже невозможно. По официальным данным, в качестве донора автозавода рассматривались практически все мировые лидеры автомобилестроения того периода. И стройплощадку выбирали в 54 различных регионах. Но АВТОВАЗ родился именно в Тольятти и на технологиях FIAT.
«ПЕРВОРОЖЕЦ»
В качестве основы для первой модели нового автозавода выбрали одну из лучших машин того времени — «Автомобиль года» FIAT 124. Внешность оставили практически без изменений — только утопили ручки дверей и добавили агрессии клыкам бампера.
FIAT 124 и ВАЗ-2101 (фото drivetribe.imgix.net)
Внутри же автомобиль был переработан основательно. Изящный «итальянец» конструктивно не очень-то гармонировал с нашей дорожной действительностью — все надо было усиливать, дорабатывать, адаптировать…
Пока инженеры мудрили с подвеской, меняли задние дисковые тормоза на более износоустойчивые барабанные, рисовали отверстие под «кривой стартер», гуманитарии принялись за поиск имени первенцу.
В 1968 году был объявлен всесоюзный конкурс, в котором по рассмотрении более 30 тысяч вариантов огласили лучшие.
Среди них особое внимание заслуживают такие имена, как «Директивец», «Перворожец», «Новорожец»…
Впрочем, на этот момент название уже было придумано. Не дожидаясь ни результатов, ни даже самого конкурса, еще в 1967 году директор завода В.Н. Поляков утвердил вариант, предложенный конструктором А.Н. Черным, — «Жигули». А в народе со временем вызрело внеконкурсное имя «копейка».
19 апреля 1970 года с главного конвейера тольяттинского завода сошли первые шесть «копеек» — автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Правда, для экспорта название не годилось: будто бы оно ассоциируется с отнюдь не позитивным персонажем жиголо. А то и вообще с жутко ненормативным венгерским «щикули». Так в начале семидесятых родилось название LADA.
фото LADA
Логотип нарисовал Александр Декаленков. Расшифровывать, что означает ладья, нет смысла, но то, зачем своими очертаниями это судно должно было рисовать букву «В», пояснить стоит: автозавод — Волжский, и «В» — это Волга.
Насколько объективно хорош или плох был первенец АВТОВАЗа? В начале эпохи черного пиара против отечественного автопрома «копейка» выставлялась исключительно как символ беспомощности российского автомобилестроения и мишень для насмешек над всем нашим.
Очень старательно обгаживал наши «Жигули» авторитетнейший британский Top Gear… Но вряд ли это можно считать объективной оценкой. В конце концов, некорректно в нынешнем тысячелетии искать сравнительные недостатки у машинки семидесятых годов прошлого века.
Клон «Автомобиля года» с усиленным кузовом, подвеской, более современным (по тем временам) двигателем вряд ли может быть хуже самого автомобиля года. И доказательств тому множество. Самое весомое: в мае 1972 года за выпуск модели ВАЗ-2101 Волжскому автозаводу была вручена Международная премия «Золотой Меркурий». А самое убедительное — тираж.
фото 360carmuseum.com
За все время производства (с 1970 по 1988 год) в мире раскуплено 4,85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 различных модификаций. Не так уж много у мирового автопрома найдется ответных козырей.
В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса.
КЛАССИКА
Уже через год после более чем успешного дебюта «копейки», которая к тому времени преодолела уже 100-тысячный тираж, с главного конвейера Волжского автозавода сошел опытный образец автомобиля ВАЗ-2102 — практически та же модель, но переодетая в кузов «универсал». Сейчас уже мало кто помнит эту модель и мало кто знает, что в период с 1980 по 1981 год на базе «двойки» было изготовлено 47 электромобилей, получивших в дальнейшем маркировку ВАЗ-2801.
В 1974 году завод вышел на проектную мощность — 660 тысяч автомобилей в год. Конвейер выдавал в сутки 2 230 «Жигулей» со скоростью 1 штука в 22 секунды. В этом же году были освоены праворульные модификации «Жигулей» для европейских поклонников советских машин.
Затем была «тройка», «четверка», культовая «шестерка» — любимица силовиков и тех, кто от них скрывался, и золотая медалистка Лейпцигской ярмарки. А потом как бы случайно в экстерьере бюджетных моделей стали появляться премиальные реплики. ВАЗ-2107 получил прозвище «ХБМ» («Хочу быть мерседесом») за ну очень похожий дизайн решетки радиатора.
А ВАЗ-2108 называли «Русский порш». Помимо отдаленных дизайн-намеков дверная ручка «восьмерки» один в один такая же, как у Porsche 924. Легенда гласит, что в период разработки модели в зале была вывешена боковая часть автомобиля, но без ручки. Какой-то безымянный шутник приделал к дверце ручку от Porsche…
Ничего лучше придумать не смогли — так и выпустили на конвейер.
«НИВА»
Самой знаменитой моделью АВТОВАЗа стала «Нива» ВАЗ-2121, которая сегодня называется LADA 4×4.
Создатель «Нивы» Петр Прусов (фото silver.ru)
Создателем культового внедорожника считается Петр Прусов — единственный российский конструктор, получивший именную звезду на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома во Флинте. Внешний облик сотворил новосибирский автодизайнер Валерий Сёмушкин в рамках своей дипломной работы.
В декабре 1978 года на международной выставке в Брно автомобиль ВАЗ-2121 был признан лучшим в своем классе и награжден золотой медалью. В октябре 1980 года вазовский внедорожник завоевал золотую медаль Познаньской международной ярмарки, в которой принимали участие более полутора тысяч фирм и предприятий мира.
В 1979 году «Нива» вошла в тройку лучших автомобилей мира с географией продаж 110 стран.
ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА
За всю историю автозавода в Тольятти было собрано около 30 миллионов машин четырёх десятков различных серийных моделей. LADA – бессменный лидер российского авторынка. Сегодняшний успех бренда обеспечивают Granta, Vesta, Largus, 4х4 и XRAY. Все эти модели входят в топ-25 самых популярных автомобилей России, а Granta и Vesta располагаются на самой вершине этого рейтинга.
В 2008 году АВТОВАЗ вошел в состав Renault Group и в настоящее время является крупнейшим предприятием альянса в России и одним из крупнейших автозаводов в мире.
Выпускает автомобили по полному циклу, имеет собственный научно-технический центр, позволяющий осуществить процесс создания автомобиля от идеи до подготовки к серийному производству.
АВТОВАЗ единственный из 46 заводов альянса, который выпускает по полному циклу автомобили под четырьмя брендами: LADA, Renault, Nissan и Datsun.
В этом году бренд LADA вернул под своё «крыло» и проект с легендарным именем NIVA. На днях подразделение прошло процедуру юридического оформления, и к концу года младший брат «Нивы» (LADA 4×4) будет интегрирован в модельный ряд бренда-юбиляра. Непоколебимые на протяжении пяти десятилетий позиции лидера рынка ещё больше укрепятся за счёт одного из самых популярных внедорожников нашего рынка.
Первая половина века истории автомобилей LADA успешно пройдена. Впереди новые рубежи и новые свершения.
#автосоюз
Уважаемые читатели! Мы намерены периодически обращаться к теме автоистории. Если интересно — подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить.
Еще немного автоистории:
Jeep: легенды о легендеHaval: известное о малоизвестномРоссийский след в истории Citroen