Увеличение объема поставок российских авто за рубеж — всё о ремонте лада

Большинство отечественных автопроизводителей ориентируется на внутренний рынок, изготавливая свои машины исключительно для российского покупателя. Однако в последние годы экспорт автомобилей из России значительно увеличился, что объясняется девальвацией рубля, что сделало такие автомобили дешевле в долларовом эквиваленте и положительно сказалось на спросе на российский автопром.

Куда российские автопроизводители поставляют свои машины на экспорт

Традиционно спросом на внешних рынках пользуется продукция АвтоВАЗа, а также тяжелые грузовики от КАМАЗа и Урала. Такие автомобили и спецтехника отличаются функциональностью, универсальностью использования и предлагаются по доступным ценам.

Большая часть экспорта автомобилей из России приходится на страны СНГ. По словам специалистов, у АвтоВАЗа поставки на рынки стран СНГ от общего экспорта за рубеж составили порядка 80%.

Основными покупателями продукции АвтоВАЗа в СНГ является Казахстан, Беларусь и Украина.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

Также неплохим спросом отечественные легковые автомобили пользуются в странах Латинской и Южной Америки, куда в общей сложности АвтоВАЗ поставил порядка 10 000 своих автомобилей.

В последние годы существенно вырос экспорт продукции АвтоВАЗа в Египет, Иран и Алжир. Так, например, по данным АвтоВАЗа, только в 2016 году в Алжир было поставлено более 20 000 новых автомобилей.

В Иран продано 11 000 единиц техники, а в Египет около 6000 новых автомобилей.

АвтоВАЗ активизирует работу на европейских рынках

Перспективным рынком для АвтоВАЗа и других российских производителей легковых автомобилей является Европа. Страны Евросоюза являются одним из крупнейших автомобильных рынков, где с каждым годом увеличивается количество продаж автомобилей эконом-класса. Специально для выхода на рынок Европы АвтоВАЗ разработал новые модели, которые полностью соответствуют жестким европейским стандартам.

Неоценимую помощь АвтоВАЗу в выходе на европейский рынок оказывают японские компании Nissan и французская Renault, которым принадлежит часть акций российского автогиганта.

Дистрибуция и сервисное обслуживание вазовских автомобилей в Европе будет осуществляться через сервисные центры двух этих производителей.

В АвтоВАЗе надеяться, что их два новых автомобиля Lada Xray и Lada Vesta будут пользоваться на рынке отличным спросом.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

В Европе самым крупным рынком для АвтоВАЗа в ЕС традиционно является Германия, где в 2017 году планируют реализовать 2500 автомобилей. При этом прирост продаж составит 460 процентов. В АвтоВАЗ отмечают, что такое увеличение продаж достигнуто исключительно за счёт выхода на рынок новых перспективных моделей, которые имеют доступную стоимость и отличаются великолепными характеристиками.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

Экспорт российских грузовиков и спецтехники

Российские грузовики и тяжёлая спецтехника традиционно пользуется отличным спросом на внешних рынках. Если на европейский рынок отечественным производителям грузовиков пробиться крайне сложно, то в Латинской Америке, Северной Африке и в развивающихся странах Азии российский КамАЗ, Урал и другие производители занимают прочные позиции.

Так, например, техника КамАЗа отлично известна в Латинской Америке, где продаётся несколько грузовиков КамАЗ, а также другой спецтехники из России. Автопроизводитель из Набережных Челнов продает несколько тысяч своих экземпляров грузовиков в Египет и поставляет такое же количество техники в Иран.

Одним из перспективных направлений для КамАЗа и других российских производителей спецтехники является Вьетнам и весь регион юго-восточной Азии. В ближайшие годы планируется активизировать поставки российских грузовиков в эти страны, в общей сложности продавая во Вьетнам около 2000 грузовых автомобилей.

КамАЗ не только поставляет за рубеж собранные в России грузовые автомобили, но и активно создает сборочные предприятия в развивающихся странах. Первые автомобили КамАЗ выпустил на своих сборочных предприятиях в Индии, Пакистане, Казахстане и Вьетнаме.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

Расширяет поставки за рубеж российский производитель компания Урал. В настоящее время порядка 35% всех произведённых грузовых автомобилей Урал идёт на экспорт. Продукция Урала официально продается в 12 странах, в том числе и в Иране, Ираке, в Египте и других развивающихся странах.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

В последние несколько лет российский автопроизводитель компания ГАЗ также смогла существенно увеличить объемы поставок своих автомобилей за границу. Большой популярностью пользуется Газель-Next, которая продается в Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговине, Сербии и других странах Европы. Также этот легкий грузовик отлично продается в Латинской Америке и на североафриканском рынке.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

Государственная программа стимулирования развития экспорта

В настоящее время в России действует программа стимулирования экспорта российских автомобилей и грузовой техники, в рамках которой экспортерам возмещается часть таможенных платежей по поставленным на экспорт автомобилям.

На реализацию данной программы государственной поддержки экспорта российских автомобилей в бюджете на ближайшие несколько лет заложено 3 миллиарда рублей, большую часть из которых получит АвтоВАЗ и КамАЗ.

Также планируется целевая поддержка других российских автопроизводителей под конкретные программы и вывод на рынок новых перспективных моделей, которые были бы популярны и востребованы за рубежом.

03.10.2017

Авторынок России: итоги 2019 года

Продажи новых автомобилей в России падали начиная с апреля, однако результаты декабря оказались на удивление позитивными: рост на 2,3%.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за месяц реализовано 179 тысяч легковушек и легких коммерческих автомобилей вместо 175 тысяч годом ранее. И все же итоги года не радуют: российский рынок упал на 2,3%.

Как сообщает АЕБ, с января по декабрь продано 1 млн 760 тысяч новых автомобилей против 1 млн 801 тысячи в 2018-м.

Лидеры рынка те же, что и прежде. На первом месте Лада, причем спрос вырос на 1% до 362 тысяч автомобилей: прибавку дали Гранта и Веста, хотя Ларгус и особенно XRAY оказались «в минусе».

В тройке лидеров «корейцы» Kia (226 тысяч машин) и Hyundai (179 тысяч), которые сумели сохранить объем продаж 2018 года.

В декабре неожиданно взбодрилась компания Renault: за год продано 145 тысяч машин, что на 6% больше позапрошлогоднего результата, хотя еще по итогам одиннадцати месяцев никакого роста не было.

Увеличение объема поставок российских авто за рубеж - всё о ремонте Лада

Продажи новых автомобилей в России в 2016—2019 гг.

Самую значительную прибавку среди крупных игроков рынка показала Skoda: плюс 9% до 89 тысяч машин благодаря отменному спросу на локализованный Kodiaq (он еще летом ворвался в рейтинг бестселлеров АЕБ). Отличилась и компания BMW, увеличив продажи на 17%, до 42 тысяч машин.

Haval и Geely умножили результаты 2018 года в четыре и три раза соответственно благодаря началу локального производства (Geely выпускают в Белоруссии, но в Россию эти машины попадают беспошлинно). Ну а Ford показал спад на 43% из-за прекращения производства и продаж легковых автомобилей: на рынке остались только Транзиты.

Интересно, что по данным АЕБ узбекская марка Ravon так и не начала продажи, хотя рестарт был объявлен еще в сентябре. Зато под самый конец года в Россию вернулся Opel.

Российские бестселлеры — Лада Гранта (136 тысяч машин) и Веста (111 тысяч). На третьем месте — Kia Rio (92 тысячи), но продажи падают, равно как и у родственного Соляриса (59 тысяч). А самый популярный кроссовер — Hyundai Creta (71 тысяча).

В АЕБ уверяют, что в ушедшем году автопроизводители сделали все возможное для сохранения или хотя бы минимизации сокращения спроса на рынке. Но прогноз на 2020 год оптимизма не внушает: те же минус 2%. И это еще не самый плохой сценарий: некоторые игроки рынка ожидают падения продаж на пять или даже десять процентов.

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2019 году (в сравнении с 2018-м)

Марка 2019 год, шт. 2018 год, шт. Динамика
Лада 362356 360204 +1%
Kia 225901 227584 –1%
Hyundai 179124 178530 0%
Renault 144989 137062 +6%
Volkswagen 111989 113745 –2%
Toyota 103597 108492 –5%
Skoda 88609 81459 +9%
Nissan 64974 80925 –20%
ГАЗ 63910 60677 +5%
Mercedes-Benz 43627 44133 –1%
BMW 41520 35619 +17%
Mitsubishi 39938 45391 –12%
УАЗ 38892 41252 –6%
Mazda 30576 31683 –3%
Ford 30306 53234 –43%
Chevrolet 23123 30021 –23%
Datsun 22426 20559 +9%
Lexus 22395 24312 –8%
Audi 16333 16216 +1%
Haval 12284 3213 +282%
Geely 9602 3352 +186%
Volvo 8846 7772 +14%
Land Rover 8663 9840 –12%
Suzuki 7731 6016 +29%
Subaru 7686 8032 –4%
Chery 6358 5611 +13%
Porsche 6023 5118 +18%
Peugeot 4712 5514 –15%
Lifan 3960 15097 –74%
Infiniti 3479 4654 –25%
Citroen 3266 3710 –12%
Changan 2805 1510 +86%
Mini 2524 2330 +8%
Genesis 2276 1831 +24%
Jeep 1841 1773 +4%
Honda 1836 5113 –64%
Jaguar 1738 2537 –31%
Dongfeng 1548 1445 +7%
FAW 1519 1417 +7%
Zotye 1373 3175 –57%
Fiat 1312 1135 +16%
Cadillac 975 1176 –17%
Isuzu 831 809 +3%
smart 746 689 +8%
IVECO 427 547 –22%
Bentley 341 312 +9%
Brilliance 266 171 +56%
Foton 189 362 –48%
Hawtai 69 144 –52%
Chrysler 45 74 –39%
Opel 13
SsangYong 4 142 –97%
Ravon 5184

Топ-25 самых популярных автомобилей в России в 2019 году (в сравнении с 2018-м)

Модель 2019 год, шт. 2018 год, шт. Динамика
Лада Гранта 135831 106325 +28%
Лада Веста 111459 108364 +3%
Kia Rio 92475 100148 –8%
Hyundai Creta 71487 67588 +6%
Hyundai Solaris 58682 65581 –11%
Volkswagen Polo 56102 59450 –6%
Лада Ларгус 43123 44072 –2%
Renault Duster 39031 41409 –6%
Volkswagen Tiguan 37242 33530 +11%
Renault Logan 35391 30285 +17%
Skoda Rapid 35121 35089 0%
Kia Sportage 34370 32667 +5%
Toyota Camry 34017 33700 +1%
Лада 4х4 31923 32949 –3%
Toyota RAV4 30627 31155 –2%
Renault Sandero 30496 31559 –3%
Лада XRAY 28967 34807 –17%
Skoda Octavia 27161 25026 +9%
Renault Kaptur 25799 30042 –14%
Kia Optima 25707 20833 +23%
Nissan Qashqai 25158 23192 +8%
Skoda Kodiaq 25069 16233
Mitsubishi Outlander 23894 24511 –3%
Hyundai Tucson 22753 23020 –1%
Mazda CX-5 22565 22594 0%

Продажи автомобилей Lada в Германии растут

13 апр 2016

В Германии увеличились показатели продаж автомобилей российского бренда Lada.

Спрос на автомобили российского автопроизводителя «АвтоВАЗ» на территории Германии по итогам трех первых месяцев текущего года увеличился на 18% по сравнению с аналогичным периодом минувшего года. Всего за время с января по март 2016 года немецкие покупатели приобрели 355 автомобилей марки Lada. Для сравнения, за первый квартал 2015 года в Германии реализовано всего 300 «ВАЗовских» машин.

Читайте также:  Регулировка карбюратора ваз 2106: пошаговая инструкция - всё о ремонте лада

Наибольшей популярностью в Германии по-прежнему пользуются российские внедорожники. Из 355 автомобилей, проданных за три месяца, 269 единиц пришлось на модель Lada 4×4 и ее модификации. Это на три процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продажи седанов Lada Granta выросли в два раза по сравнению с прошлым годом, до 86 экземпляров.

Напомним, что руководство российского концерна «АвтоВАЗ» и его партнеры – альянс Renault-Nissan – делают ставку на увеличение объема экспорта российских автомобилей. В частности, альянс Renault-Nissan помогает российскому бренду в расширении сети реализации продукции зарубежом, предоставляя своих дистрибьюторов и импортеров.

Автомобили Lada в Европе распространяются, в том числе, через дилерские сети Renault. Кроме того, в прошлом году «АвтоВАЗ» разработал специально разработанную для экспорта модификацию модели Lada 4×4 Urban (городской версии легендарной «Нивы» с повышенным уровнем комфорта).

Специально для поставок на европейский рынок инженеры «АвтоВАЗа» доработали силовой агрегат автомобиля, адаптировав его под требования экологического стандарта Евро-6.

В прошлом году руководство «АвтоВАЗа» обещало увеличить объем экспорта российских автомобилей за рубеж, расширив географию стран, куда поставляются машины марки Lada. Прежний глава концерна Бу Андерссон обещал, что автомобили Lada будут доступны в 15-20 разных странах, помимо РФ.

Для этого российские автомобили адаптируют к нормам современных европейских экостандартов. В марте Бу Андерссон покинул свой пост за день до того, как совет директоров должен был отстранить его от должности. Его место занял французский топ-менеджер Николя Мор.

Вероятнее всего, нынешнее руководство «АвтоВАЗа» продолжит курс на расширение экспорта, тем более, того же хотят акционеры российского концерна – госкорпорация «Ростех» и альянс Renault Nissan.

При написании новости использовалась информация: ТАСС, РосАргумент, Российская Газета

Советские автомобили за рубежом: «Лада»

Экспорт продукции ВАЗа начали почти сразу после старта производства. В соцстранах «Лады» всегда были нарасхват, за ними стояли в очереди.

Но СССР особенно интересовали западные рынки, приносящие стране столь необходимую твердую валюту.

В лучшие для Союза времена ежегодно до 100 000 автомобилей из Тольятти уходили за границу, в том числе в Финляндию, Скандинавию, Францию, Италию, Западную Германию, даже в Канаду и Австралию.

Lada 1200 LS — облагороженный в Финляндии ВАЗ-21013. В частности, финны поставили подголовники и фароочистители

Спрос во многом определялся ценой. Скажем, в 1971 году в ФРГ наша «копейка» стоила 6500 марок — на 330 марок дешевле прямого аналога FIAT 124.

В 1976-м гамма моделей Lada 1200/1300/1500 («копейка», «одиннадцатая» и «трешка») обходились в 7250-8950 марок, а за FIAT 131 — потомка 124-го — просили 9540-11890 марок.

Из четырехдверных седанов дешевле наших «Лад» была, пожалуй, лишь чехословацкая Skoda 100 за 6850 марок.

«Лады» неплохо продавались. Забегая вперед: в 1986-м во Франции реализовали 21 132 автомобиля. Марка Lada занимала на рынке 13 место, опережая не только Volvo, но и Toyota, Mazda, Nissan!

Британский вариант ВАЗ-2104 — Lada Riva Break. В некоторых странах «пятерки» и «четверки» называли Nova

ВАЗ разработал несколько десятков специальных экспортных комплектаций для разных стран. Именно для продажи за рубежом создали версии с двигателями меньшего объема и мощности. Существовало, скажем, исполнение «Нивы» с мотором 1,3 л. Объяснялось это местной налоговой спецификой.

Занялись изменением советских машин и дилеры. Тем более что время бежало вперед, а «Лады» менялись слишком медленно. На западе ставили подголовники, иные наружные зеркала, шины, а на топовые версии — литые колесные диски, врезали в крыши люки.

Делали и так называемые виниловые (как правило, черные) крыши по моде середины 1970-х. Некоторые автомобили перекрашивали, меняли материалы внутренней обивки, а иногда и элементы электрики, скажем, генераторы и стартеры, не говоря о свечах и высоковольтных проводах.

И все равно дилеры получали прибыль! Это за сколько же им отдавали «Лады»?

Самый дорогой в Британии вариант «шестерки» — Lada 1600 ES

Прожженные западные журналисты не упускали случая поиронизировать над «Ладами», называя их машинами для докеров и намекая, что у их владельцев дома, скорее всего, висит портрет Че Гевары.

Один из популярных в среде британских автомобилистов анекдотов сообщал, что на последней странице инструкции к «Ладе» приведено… автобусное расписание.

Тем не менее, журнал Autocar, оценивая «пятерку» в 1984-м, писал: «Без сомнения, Lada Riva — достойный автомобиль, предлагаемый по доступной цене».

Наша «шестерка», она же Lada 1500S и Lada 1600 (заводские комплектации обозначали 21061-37 и 2106-37), пробилась даже в Канаду. Первые машины с двигателем 1,5 л туда отправили августе 1978-го. Войти на заокеанский рынок было особенно непросто. В первую очередь, с точки зрения пассивной безопасности.

Наши машины вообще постоянно дорабатывали, чтобы уложиться в строгие европейские и тем более заокеанские нормы. Канадские «Лады», например, имели брусья жесткости в дверях, а в салоне заокеанских «шестерок» были надписи на английском, фонари вместо катафотов на боковине задних крыльев, иные ремни безопасности.

Автомобили оснащали нейтрализаторами и адсорберами. А в качестве дополнительного оборудования дилеры предлагали магнитолу, другой руль, диски колес, коврики в салон. За четыре года в Канаде продали 12 900 машин.

Воодушевившись успехом, нашли дилера и в США, но в конце 1979 года конгресс США заблокировал торговые связи с СССР из-за начала войны в Афганистане.

Канадская Lada 1600. Экспортер наших автомобилей Cooke Motors даже подготовил вариант для местных ралли

В некоторых странах дилеры ставили на «Лады» кондиционеры, а вот версию с автоматической коробкой передач до ума так и не довели. В начале 1980-х модели с задним приводом воспринимали на западных рынках уже с куда меньшим интересом. Но вскоре ВАЗ, наконец, выдал более современное семейство.

Samara из Тольятти

Переднеприводная модель, доведенная до ума совместно с Porsche, поспособствовала новому подъему советского экспорта.

Lada Samara, доработанная фирмой Deutsche Lada

Один из первых западных отзывов на появление в 1987-м Lada Samara гласил: «Колоссальный прогресс “Лады”…

предложение по невысокой цене вместительного автомобиля, сочетающего достойные динамические характеристики, экономичность, безопасность и очень неплохую надежность». Но журнал What Car? добавлял: «Качество сборки не на высоте даже с учетом цены.

Возможно, для кого-то “Лада” — шанс недорого обзавестись хэтчбеком среднего размера. Однако после года-двух интенсивной эксплуатации она, скорее всего, будет иметь плачевное состояние».

Для экспорта в некоторые страны создали версию «Самары» с 54-сильным двигателем объемом 1,1 л. Но сделали таких машин немного.

Один из вариантов британского тюнинга Lada Samara

«Лады» по-прежнему были в Европе дешевы. Для примера, цены из голландского каталога 1990 года. Lada 1300 (ВАЗ-2105) — 9995 гульденов, Ladа Samara — от 14 795 до 17 995, Lada Niva — 25 995.

Заднемоторная Skoda 120 стоила 12 495 гульденов, переднеприводная Favorit (прямой аналог нашей «девятки») — 16 295.

Ну а «Ниву» условно можно сравнить с Suzuki Samurai, который продавали за 26 995 гульденов и дороже.

Дизайн «Самар» меняли, устанавливая нормальные облицовки радиатора вместо странного клюва (скоро к этому пришел и ВАЗ). Позже многие дилеры, в меру своего вкуса, взялись делать разнообразные «обвесы». Особенно этим увлекались британцы.

Lada Samara Natacha работы дизайнера Ярцева

В начале 1990-х интерес к «Самарам» стал понемногу падать. Тем не менее, оценки журналистов были еще довольно благосклонные.

Британский Autocar писал в 1992-м: «Автомобиль не воспринимается как достижение конструкторской мысли, но гораздо дешевле аналогов… Управляемость приемлемая, подвеска довольно мягкая, но комфорт посредственный…

Если вы плохо знакомы с современными автомобилями или эксплуатируете Lada Riva, возможно, будете довольны. Не так уж Samara и плоха».

Из «восьмерок» за рубежом иногда делали фургоны, просто убирая заднее сиденье или заделывая боковые окна. Но куда интересней, конечно, открытые версии. Lada Samara, по сути, стала первым серийным отечественным кабриолетом со времен «Победы», если не считать внедорожники УАЗ и ЛуАЗ, а также единичные экземпляры ЗИЛов и «Чаек».

В рекламном проспекте фирмы Konela фигурировали кабриолеты Samara и Niva. Но это была не финская работа. «Восьмерка» сделана в Бельгии, а изображенная на фото Niva, похоже, немецкого производства

Тольяттинский дизайнер Владимир Ярцев разработал вариант, получивший сакраментальное имя Natacha. Мелкосерийный выпуск наладила бельгийская компания Scaldia-Volga — давний партнер СССР. Сделали таких автомобилей не так уж мало — 456 экземпляров. Еще около 600 кабриолетов Lada Samara выпустили в Германии. Выглядели машины компании Deutsche Lada менее элегантно, нежели Natacha.

К концу 1990-х интерес к нашим машинам в Западной Европе спал. В Британию, например, поставки прервались в 1997-м. А ведь за все годы там реализовали около 350 000 «Лад» разных моделей и модификаций.

Но есть вазовская машина, интерес к которой, пусть уже не такой сильный, сохраняется даже через 40 лет после рождения.

Всеми четырьмя

Когда-то некоторые западные СМИ писали, что советские маркетологи ловко попали с «Нивой» в незанятую нишу рынка. Какие там маркетологи! И профессии-то такой в СССР не было. А делали ВАЗ-2121 для собственных колхозников, которым, с учетом того что УАЗ частникам практически не продавали, предлагали лишь ЛуАЗ.

«Ниву» поставляли в Скандинавию, Францию, Западную Германию, Италию, другие страны, включая даже Австралию.

Машина стала объектом творчества дилеров, которые разработали множество вариантов разнообразных «обвесов» — интересных, а порой и довольно страшненьких. На базе «Нив» делали пикапы, а в Канаде — даже с удлиненным задним свесом.

Иначе кузовок получался небольшим. В Норвегии под грузы «Ниву» приспосабливали по-своему. Компания Scaldia-Norge делала версию с высокой крышей и съемным задним сиденьем.

Канадские варианты «Нивы». Базовая версия там называлась Cossack

Вариантов кабриолетов на базе «Нивы» было даже больше, чем на основе «Самары». Несколько разных версий делали в Германии, Канаде, Голландии. Свой вариант под именем Plein Soleil (под солнцем) предложила и французская фирма Poch.

Эта компания, благодаря энергии ее основателя Жан Жака Пока, вообще была одним из самых активных импортеров советских моделей. Именно она продвигала наши машины на ралли-рейде Париж-Дакар.

А еще фирма Poch первой во Франции придумала демонстрировать автомобили в супермаркетах. И были это наши «Лады».

В 1980‑е и 1990‑е годы часть доработанных за рубежом экспортных «Лад» всех моделей вернулась на родину. Купить их можно было дешево, а выглядели «обвешанные» машины, тем более кабриолеты, очень импозантно.

Немецкие «Нивы» в немецком внедорожном «обвесе»

Lada Niva Savanne — голландский взгляд на советский автомобиль

Норвежская грузовая Lada Niva

Простейший немецкий кабриолет Niva без дополнительного декора

В ФРГ предлагали и Lada Niva California с большим люком в крыше

Lada Niva Plein Soleil от французской компании Poch

Выехали на автопроме:​ господдержка подняла продажи российских машин

Подавляющее большинство продающихся в России автомобилей производится на отечественных предприятиях, а самыми востребованными из них стали «Лада Гранта» и «Лада Веста». Об этом на встрече с президентом Владимиром Путиным сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Читайте также:  Живность на дороге - всё о ремонте лада

Производство автомобилей по итогам 2018 года увеличилось на 14%, доложил глава Минпромторга. По его словам, столь впечатляющему росту способствовали принятые меры государственной поддержки.

Если рынок будет и дальше восстанавливаться такими темпами, необходимость в госпрограммах постепенно отпадет, уверены опрошенные «Известиями» эксперты. 

  • Автомобильная отрасль по итогам прошлого года продемонстрировала рекордные показатели роста производительности труда — на 16%, доложил на встрече с президентом Денис Мантуров.
  • — Это результат многолетней работы, с одной стороны, и связанный с мерами государственной поддержки и восстановлением экономики, — пояснил министр.
  • Общий же рост обрабатывающего сектора промышленности в России, по его данным, составил 2,6%.

— У нас есть, конечно, чемпионы. Это железнодорожное машиностроение, в первую очередь рост производства грузовых вагонов, строительная дорожная техника подросла до 23%.

И надо сказать, мы рассчитываем, что она будет в дальнейшем увеличивать объемы, — сообщил глава Минпромторга. — Остальные отрасли — от 3 до 12%.

Химия, производство лекарственных средств у нас стабильно под 10% ежегодно, пока предположительный результат. И что очень важно, мы продолжаем работу по наращиванию экспорта.

Безусловный лидер

Другие отрасли промышленности должны демонстрировать такие же результаты, как и автопром, считает Денис Мантуров.

— Средняя зарплата в отрасли — 41 тыс.? — уточнил президент.

Министр подтвердил приведенные Владимиром Путиным данные, уточнив, что заработок работников предприятий автомобильной промышленности выше, чем в целом в обрабатывающих отраслях, где она составляет 38 тыс. рублей в месяц.

— Впервые за прошлый год вышли из рецессии, и общий рынок подрос — почти 1,9 миллиона автомобилей, и 1 миллион 752 автомобиля автомобиля произведено нашими предприятиями, — рассказал глава ведомства. — Соответственно, рост производства — 14%, то есть даже выше, чем вырос сам рынок, рынок вырос на 12%.

— И​ безусловный лидер​ — «Лада»? — поинтересовался президент.

​Самые востребованные на российском рынке легковые и коммерческие автомобили — «Лада Веста» и «Лада Гранта», подтвердил Денис Мантуров. По его словам, 85% объема российского авторынка сейчас составляют машины отечественного производства.

— Если брать прошлый год с точки зрения мер государственной поддержки, у нас хорошо сработали социальные программы, которые по вашему поручению мы расширили на Дальний Восток с точки зрения повышения скидки по льготному автокредитованию, до 25% от стоимости, — пояснил министр. — Чтобы постепенно наши автомобили замещали подержанные автомобили с правым рулем, которые сегодня продолжают еще импортироваться на территорию Дальнего Востока.

Росту производства в автопроме будет способствовать и поддержка спроса со стороны государства, уверены в Минпромторге. С 1 марта ведомство возобновляет уже зарекомендовавшие себя социальные программы «Первый автомобиль» и «Скорая помощь», рассказал Денис Мантуров.

По его словам, объем бюджетных ассигнований по ним уже согласован с правительством.

​ Обе программы предполагают скидки при оплате первоначального взноса по кредиту в размере 10% от стоимости авто, а выпадающий доход кредитных организаций компенсируется из федерального бюджета, пояснил он.

Осторожный оптимизм

На российском рынке свои сборочные площадки сегодня есть практически у всех крупнейших мировых автоконцернов, за исключением Fiat Chrysler и китайских компаний, отметил аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.

— Из бюджетного и среднего ценового сегмента в России собирается достаточно много моделей иномарок, — сказал он «Известиям». — При этом с точки зрения себестоимости они в значительной степени выигрывают у моделей, импортируемых из-за рубежа. Поэтому в этой нише импорт не сможет конкурировать с локализованными в РФ иномарками.

Но вместе с тем зарубежные автопроизводители продолжат импортировать более дорогие модели автомобилей с меньшими объемами продаж, считает эксперт. При этом, по его мнению, тенденция к вытеснению ввезенных в страну легковых автомобилей моделями локальной сборки продолжится, хотя и менее интенсивно.

— Меры господдержки отечественного рынка разрабатывались и принимались в период значительного падения спроса на авторынке, — продолжил Владимир Беспалов.

— Но бесконечно стимулировать спрос за счет госпрограмм неправильно.

Я думаю, если рынок и дальше будет восстанавливаться, госпрограммы будут сворачивать или заменять неденежным стимулированием — например, налоговыми льготами или ограничением срока эксплуатации старых автомобилей.

В 2019 году аналитик прогнозирует рост авторынка на 6–7%. Эта оценка оптимистичнее прогнозов Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая ранее предсказывала увеличение продаж на 3,6%.

Амбициозная задача

Развивается и рынок газомоторного топлива, заверил президента глава Минпромторга. По его словам, объемы поддержки этого сегмента отрасли наращиваются ежегодно.

  1. —​ Можно было​ бы быстрее, — заметил Владимир Путин.
  2. — Мы здесь в​ унисон с​ «Газпромом» действуем по​ мере развития газовой инфраструктуры по​ заправочным станциям, — пояснил Денис Мантуров.
  3. Министерство ведет работу и по выполнению поручений главы государства в части национального проекта развития международной кооперации и экспорта.

— Несырьевой неэнергетический экспорт вырос по прошлому году на 11,6%, а если брать промышленность, то 10,2, что составило в деньгах $125 млрд по прошлому году, — заметил глава Минпромторга.

— Сейчас уже сформировали все необходимые мероприятия, для того чтобы обеспечить стабильный рост и достижение тех показателей, которые перед нами поставлены к 2024 году, это, по сути, увеличить в два раза — со 125 млрд до 250 млрд.

Это, по словам министра, «амбициозная задача», и интеграция промышленности и различных национальных проектов при ее выполнении позволит увеличить объемы производства, обеспечить стабильную загрузку предприятий и сохранить рабочие места.

Экспорт автомобилей из России становится выгодным предприятием

Девальвация рубля сделала выгодным экспорт автомобилей из России, заявил в эфире телеканала «Дождь» автомобильный эксперт, заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Александр Губский.

Причиной роста экспортных поставок автомобилей российского производства становится, среди прочего, сокращение потребления на внутреннем рынке, отметил он.

Предприятия вынуждены менять стратегию реализации продукции, чтобы сохранить производственные мощности.

Увеличение поставок машин и комплектующих к ним находится вполне в русле тренда роста экспорта несырьевых товаров, который распространился в течение 2015 года на целый спектр отраслей. Однако автопроизводители особенно быстро взялись за перестройку бизнес-стратегий с учетом экономической ситуации.

В течение лета сразу несколько зарубежных автоконцернов объявили о намерении локализовать производство и наладить экспорт продукции из России. Изготовители грузовых автомобилей, в числе которых «КамАЗ» и «Урал» также заявили о том, что делают акцент на внешние поставки с целью сохранения производственных мощностей.

При этом эксперты уточняют, что компаниям потребуется длительное время для того, чтобы наладить экспорт продукции за рубеж. «Процесс выхода на новые рынки невозможно реализовать за короткий срок, — разъясняет ситуацию и масштаб проблемы главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов.

— Нужно время для анализа проекта, проработки логистических путей, утверждения программы продаж, прохождения сертификации. Как минимум это полгода, если в стране уже есть дочерний офис и партнер по дистрибуции. Более реалистичный срок — год.

А при выходе на абсолютно новые рынки, где марка совсем неизвестна, потребуется еще больше времени в связи с необходимостью маркетингового продвижения и создания дилерской сетки», — уточняет он.

Lada выходит на рынок Европы

В конце июля появилась информация о том, что производитель автомобилей марки Lada компания АвтоВАЗ готова возобновить поставки автомобилей в Европу и осуществляет реформирование дилерской сети. Согласно техрегламенту, вступившему в силу с ноября 2014 года, для постановки на учет машина должна быть оборудована датчиком давления в шинах. Продукция Lada такого датчика не имела.

Автомобильный завод, по словам руководителя пресс-центра предприятия Сергея Ильинского, выполнил все европейские требования. При этом, уточнил он, изменения пришлось вносить в старые модели, производимые АвтоВАЗом, так как новые — Lada Vesta и Lada XRAY — были изначально созданы с учетом европейских характеристик.

Известно, что реализация машин на территории ЕС будет происходить при поддержке центров Renault и Nissan. Лидером продаж среди моделей Lada за границей является внедорожник 4×4 (в прошлом — Niva).

Не так давно появилась информация о том, что российский «вездеход» в Германии продаётся лучше, чем Lexus NX и Volvo XC70 – в июле его раскупили тиражом в 92 автомобиля.

Согласно данным компании, в 2015 году ключевыми экспортными рынками для компании АвтоВАЗ стали Казахстан, Азербайджан, Украина, Германия и Египет.

Прирост поставок машин оказывается заметным по всем направлениям: в Казахстан по контракту отправят порядка 50 000 машин, что на 18,7% больше прежнего показателя за аналогичный период; в Азербайджан – около 5 000 экземпляров (+167%), Украина осуществила закупку более 3 000 машин (+134,6%). Германия до конца года импортирует примерно 2 500 автомобилей (+460,3%), а Египет – порядка 2 000 машин (+96,9%).

Одновременно с тем Lada объявила о расширении географии экспорта. Импортировать российские автомобили будут Венгрия, Ливан, Сирия и страны Латинской Америки. Президент компании Бу Андерссон в начале 2015 года заявил о запланированном удвоении экспорта.

Поддерживать продажи Lada на рынках Средней Азии будет казахстанская группа «Бипэк авто – Азия авто», которая в рамках стратегического партнерства, подписание которого назначено на 16 сентября, будет осуществлять ряд действий, направленных на экспорт автомобилей, среди которых — продажа и обслуживание машин.

Зарубежные автоконцерны локализуют производство на территории РФ

Падение рубля привело к удешевлению себестоимости сборки автомобилей на российских заводах. По данным АвтоВАЗ, производство машины на предприятии обходится менее в €250.

Таким образом Россия становится самой дешевой сборочной площадкой. В пересчете на 1 единицу продукции затраты на оплату труда составляют 17 тыс. руб. (примерно €230). Аналитическое агентство J. D.

Power & Associates сообщает, что в Румынии этот показатель составляет порядка €400, а в Турции – €300.

Несколько лет назад, присматриваясь к российским заводам, топ-менеджеры зарубежных автоконцернов указывали на то, что себестоимость сборки автомобиля на европейских заводах на 5% дешевле, чем в России, а в Китае и Корее – меньше на 15–20%.

Сегодня мы наблюдаем обратную ситуацию. Экономический кризис снизил покупательскую способность российских потребителей.

Ассоциация европейского бизнеса приводит данные, согласно которым за 7 месяцев 2015 года продажи новых автомобилей в РФ рухнули на 35% к АППГ.

Дешевая рабочая сила делает автопроизводство в стране крайне выгодным в том случае, если машины российской сборки идут на экспорт. Аналитики зарубежных автоконцернов уже начали реагировать на открывшееся «окно возможностей».

Читайте также:  Профилактика суппорта переднего тормозного механизма и направляющих - всё о ремонте лада

Первой расширять географию экспорта автомобилей российской сборки за счет выхода на рынки Египта и Ливана начала компания Hyundai, давшая отмашку сборке автомобилей марки Solaris на петербургском заводе.

Volkswagen приступил к изучению потенциала увеличения производственных мощностей и расширения экспорта машин из России.

Возможность осуществления поставок автомобилей из России в страны Восточной Европы и Скандинавии рассматривает Nissan. «Наши автомобили продаются в рамках Таможенного союза. Мы рассматриваем и несколько вариантов экспорта в европейские страны, но соответствующих решений нет», — заявлял PR-директор Nissan в России Роман Скольский.

Renault также присматривается к перспективам развития экспортных поставок из России. «Сейчас мы отправляем автомобили в Белоруссию и Казахстан, но рассматриваем все возможности и изучаем варианты расширения экспортной географии. Одним из потенциальных направлений является Вьетнам. О дальнейшем говорить рано», — заявила пресс-служба Renault.

«Наша компания начала поставки автомобилей в Казахстан в прошлом году. Мы работаем над расширением экспорта в другие страны СНГ и не исключаем возможности поставок в дальнее зарубежье. В данный момент просчитываем различные сценарии», — подчеркивает вице-президент Ford Sollers по связям с общественностью Елизавета Новикова.

Президент и исполнительный директор «ММС Рус» Наоя Такаи отметил, что компания намерена осуществлять экспорт автомобилей Mitsubishi, производимых в России, что позволит увеличить объемы продаж. «Но пока в планах поставки только в Казахстан и Белоруссию», — добавил он.

Исполнительный директор Автостата Сергей Удалов заявил, что наиболее выгодным является сегодня развитие экспорта моделей с высокой локализацией и уникальных для глобального рынка. Аналогичного мнения придерживается и Александр Губский.

По словам аналитиков, сегодня вывозная пошлина на автомобили из России — нулевая, сборы при ввозе машин в страны Европы составляют 10–20%.

Одним из стимулов расширения производства и дальнейшего экспорта автомобилей из России для заграничных автокомпаний является существующая сегодня возможность льготно ввозить комплектующие в страну в том случае, если конечная продукция поставляется за рубеж.

Этой возможностью решила воспользоваться компания «Фуяо стекло рус» («дочка» Fuyao Glass Industry Group), построившая завод по производству автомобильного стекла в Россию и запланировавшая экспорт за границу двух третей продукции.

Генеральный директор предприятия Ши Цзюнь отмечает, что сама процедура получения этого права является сложной, подчеркивая, что ее упрощение может стать вариантом господдержки.

Российские грузовики покоряют мировой рынок

Производители грузовых автомобилей также расширяют географию экспорта продукции. Так, группа ГАЗ в конце августа объявила о старте продаж автомобилей «Газель Next» в Сербии через местную торговую компанию «Верано Моторс». Поддержку предприятию оказали представители российского торгпредства. До конца 2015 года продажи начнутся в Боснии и Герцеговине, Черногории и Македонии.

Российский автогигант «КамАЗ» находится в более выигрышном положении. Марка уже известна почти во всем мире за счет начатой несколько лет назад глобальной маркетинговой кампании, в рамках которой грузовики участвуют в заездах, крупных соревнованиях, а также в военных выставках. До 2020 года «КамАЗ» планирует увеличение доли экспорта в структуре продаж до 20-30% против 18% в 2014 году.

«Мы посчитали, что экспорт становится рентабельным начиная от цены доллара в 36 рублей, — рассказал пресс-секретарь «КамАЗа» Олег Афанасьев. – Благодаря высокому курсу доллара наш автомобиль стал более доступен, особенно в развивающихся странах, но и там конкуренция жесткая».

Сборочные предприятия ОАО «КамАЗ» уже есть во Вьетнаме, Казахстане, Пакистане и Индии. География продаж машин и запчастей за последние несколько лет расширилась за счёт освоения рынков Саудовской Аравии, Индии, Чили и Никарагуа.

Одновременно с тем «КамАЗ» активизировался на рынках Судана, Афганистана, Анголы, возобновив также поставки в Венесуэлу и Панаму. В 2013 году экспорт продукции предприятия осуществлялся в 61 страну мира.

Доля экспорта в общем объеме продаж составила 11,8%, а его объём – более 5700 автомобилей.

По итогам IV квартала 2014 года «КамАЗа» удвоил экспортные поставки. Предприятие рассчитывает на дальнейший рост спроса в развивающихся странах, однако не везде ситуация однозначная.

В Колумбии компании не требуется локализировать производство, а с Аргентиной переговоры об этом уже ведутся.

«Сейчас уже все в стадии выбора партнера для организации производства в Аргентине», — уточняет Олег Афанасьев.

О намерении сохранить производственные мощности за счет расширения поставок за границу заявил и автозавод «Урал» (группа ГАЗ). Сейчас экспорт продукции завода составляет 35% от общего объема продаж. «АСМ-холдинг» уточняет, что более 94% продаж завода в странах дальнего зарубежья приходится на Египет. За год доля этой страны выросла на 21 п. п.

В общей сложности продукция «Урала» поставляется в 12 стран, при этом в 2016 г. их число вырастет до 20. Компания присматривается к рынкам Ирака и Ирана, которые начинают раскрываться.

Федеральная таможенная служба России в начале сентября сообщила, что за первую половину 2015 года в страны Европы было экспортировано свыше 500 коммерческих грузовых автомобилей российского производства. Больше всего машин поставляется в Нидерланды (166 машин), Литву (147), Бельгию (69), Сербию и Молдавию (по 29), Эстонию (20).

Единичные поставки осуществляются в Латвию (11), Швейцарию (6 автомобилей), Германию и Польшу (по 5), а также Финляндию (4 машины), Австрию (2 автомобиля), Италию и Боснию и Герцеговину (по 1 автомобилю).

Доля экспорта российских коммерческих автомобилей в эти страны составляет 6% от общего российского экспорта коммерческих автомобилей за первое полугодие, отметило ведомство.

Господдержка как стимул развития экспорта

Внедрение госпрограмм поддержки экспорта может стать стимулом развития этого направления для иностранных концернов, выпускающих автомобили в России.

Экс-президент Ford Sollers Тед Каннис отмечает, что такие меры распространены за рубежом: «В США и ЕС существуют программы по возмещению таможенных платежей на комплектующие, если эти комплектующие были установлены в автомобилях, отправленных на экспорт».

Он добавил, что предприятие не выпускает в Западной Европе такие модели, как субкомпактный кроссовер EcoSport и седан Fiesta, а значит, Россия могла бы осуществлять их производство, в том числе ориентируясь на этот рынок.

Автопроизводитель Nissan поддержал идею о компенсации экспортно-импортных пошлин: «Мы платим пошлины на компоненты, которые ввозятся в Россию, и хотели бы получить некую скидку на экспортные пошлины», – заявил старший вице-президент компании по производству Колин Лоутер.

За разработку мер поддержки экспорта выступают такие игроки рынка, как Volkswagen и Hyundai. Представитель АвтоВАЗа отметил, что «поддерживает планы российского правительства по поддержке экспорта автомобилей и активно участвует в разработке соответствующей дорожной карты».

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Петербург нарастил экспорт автомобилей в 1,7 раза в денежном и на 27,2% в натуральном выражении.

Отечественные автозаводы пытаются восстановить потерянные в 2016 году объемы экспорта в Казахстан, который был главным импортером российских автомобилей, подешевевших из–за девальвации рубля: на его долю приходилось более 62,6% всех зарубежных поставок петербургских машин. Но после введения этим государством заградительных пошлин на российские машины экспорт в Казахстан рухнул в 2,5 раза.

Теперь российский автопром пытается вернуться на этот важный для него рынок и расширить географию экспортных поставок.

Виноват Казахстан

По данным Северо–Западного таможенного управления (СЗТУ), за январь–август 2017 года его подразделения зафиксировали экспорт 10 475 автомобилей на $240,2 млрд. Львиная доля (10 334 авто, $226,8 млрд) — продукция петербургского автокластера.

За тот же период 2016 года из СЗФО было экспортировано 8379 машин на $161,9 млрд, из Петербурга, соответственно, 8125 штук на $144,1 млрд. Экспорт за весь прошлый год из СЗФО составил 15 324 ($295,6 млрд). По сравнению с 2015 годом он упал на 25,3%.

Главная причина этого обвала — сокращение продаж машин в Казахстан, говорит глава «Auto–Dealer — СПб» Михаил Чаплыгин. После того как в конце 2014 года случилась девальвация рубля, казахи принялись скупать российские автомобили. В итоге за 2015 год петербургские производители отправили в Казахстан 12 727 машин (общий экспорт во все страны составил 20 329 штук).

Испугавшись за собственный автопром, Казахстан ввел утилизационный и регистрационный сборы на автомобили, импортируемая новая техника подорожала в среднем на $2 тыс. за штуку, и в 2016 году российские поставки упали до 5108 машин. «Теперь рубль стабилизировался, к тому же сработал отложенный спрос — отсюда рост поставок в 2017 году», — поясняет Михаил Чаплыгин.

Доля малая

Экспорт для многих автопроизводителей — больная тема. Начавшееся в 2013 году падение внутреннего спроса (в тот год продажи в России упали на 35,7%) вынудило промышленников идти за границу.

Но в 2014 году из–за связанного с Крымом политического кризиса Россия потеряла главного покупателя машин — Украину: в 2013 году эта страна закупила 90,2% всех машин, проданных петербургскими производителями на экспорт, а в 2016–м — лишь 7%.

В 2014 году неопределенность политической и экономической ситуации в России, начавшаяся санкционная война привели к почти полной остановке зарубежных автомобильных продаж. Прежние направления экспорта рушились, и производители стали искать новые.

Главными потребителями российских машин остаются страны СНГ. Но в 2015–2017 годах к ним добавились Германия, Китай, Финляндия, Сирия, Гонконг и другие страны. Так, в 2015 году петербургский завод Hyundai начал поставки в Египет и Ливан, Toyota наращивает продажи в Казахстан и Белоруссию, Nissan вышел на рынки Восточной Европы.

Но увеличить объем экспорта до значимых величин местному автопрому пока не удалось: в 2017 году за рубеж продано лишь 4,66% всех произведенных петербургскими заводами машин. «В 2016 году мы поставили на экспорт около 7 тыс. автомобилей из 207 тыс., выпущенных предприятием», — рассказали в пресс–службе завода Hyundai. У Toyota доля экспорта в продажах тоже невелика — 8,7%.

А всеволожский Ford, судя по статистике СЗТУ, за весь 2016 год продал за границу, похоже, только один автомобиль, а в 2017–м — ни одного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector