«автоваз» сократит часть персонала — всё о ремонте лада

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада

ПАО «АВТОВАЗ» объявило о сокращении части персонала. Представители автогиганта предпочитают не использовать такие термины и говорить об этом в более завуалированных формулировках.

С 20 февраля АВТОВАЗ перешёл на пятидневную рабочую неделю. По этой причине часть сотрудников из числа рабочих, руководителей, специалистов и служащих окажутся невостребованными в основной производственной деятельности. Уволенные с завода кадры будут трудоустроены в компаниях, являющихся резидентами Индустриального парка АВТОВАЗа.

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада

Тем не менее, как удалось выяснить «Колёса.ру», «оптимизация» затронет 740 человек (около 2% от общей численности предприятия).

 «Всем указанным работникам будут предложены все имеющиеся вакансии, во всех подразделениях АВТОВАЗа, в том числе и в Индустриальном парке, который является структурным подразделением предприятия.

Также для сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста продолжает действовать программа софинансирования пенсии», — прокомментировали в пресс-службе АВТОВАЗа.

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада

По собственной информации «Колёса.ру», решение о переводе части сотрудников с основной площадки в Индустриальный парк было принято в конце прошлого года. На данный момент Индустриальный парк принял лишь трёх резидентов, часть из которых к производству компонентов не приступала.

Возможный варианта развития событий выглядит следующим образом: если ситуация на авторынке не покажет положительную тенденцию и АВТОВАЗ не нарастит объёмы по выпуску автомобилей, то «дочки» на территории ИП могут закрыться и люди останутся без работы. В этом случае никаких вопросов АВТОВАЗу у профсоюзных организаций задать не получится.

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада

Напомним, что ИП создан на территории бывшего Волжского мехзавода (ВМЗ), который стал стопроцентным дочерним предприятием АВТОВАЗа в эпоху президентства Бу Андерссона.

Некоторые эксперты предполагают, что покупка ВМЗ негативным образом повлияла на финансовое состояние головной компании, став одной из причин большого убытка по итогам года.

Результатами президентства Андерссона остались недовольны в «Ростехе», что, согласно неофициальной информации, послужило причиной расторжения контракта со шведом.

АВТОВАЗ: увечья под грифом «секретно»

Новая травма на АвтоВАЗе

17 сентября, около шести вечера, на Волжском автозаводе в Тольятти произошло очередное ЧП. Одной из работниц цеха прессового производства, занятой средней штамповкой, во время работы оторвало руку по локоть.

Прессовое производство — одно из крупнейших на заводе. Его рабочие занимаются штамповкой кузовных деталей для всех моделей машин, выпускаемых АвтоВАЗом.

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте ЛадаЧтобы получить информацию об условиях труда, корреспондент «Idel.Реалии» встретился с одним из работников предприятия. Встреча была назначена на автобусной остановке у «девятки» — заводской проходной на прессовое производство. Беседа продолжилась в кафе, где рабочий прессового производства Антон (имя изменено по просьбе героя — «Idel.Реалии») рассказал, как работается ему и его коллегам.

Официально сейчас мы трудимся в две смены. Часто приходится оставаться после второй смены на ночную работу. Разделение продукции у нас в прессовом идёт не по моделям, а по габаритам детали, обусловлено размерами пресса. Есть и огромные — фирмы KOMATSU, и довольно компактные немецкие прессы.

В основном всё оборудование закуплено еще при строительстве автозавода в конце шестидесятых годов. Рабочая, которая потеряла руку, кстати, простите за подробности: руку ей не только оторвало, но и раздавило штампом. Молодая, ей 38, трудилась на среднем прессе. Эта машина размером как двух-трехэтажный дом. Штампует кузовщину для Лада Гранты.

Условия труда в прессовом стахановские: летом — жарко, зимой — холодно.

В чем на ваш взгляд, причина трагедии?

Не знаю, что там случилось. Оборудование не новое. В ее бригаде говорят, что женщина работала с напарником без вторых кнопок, полезла поправить деталь.

По правилам, такие прессы должны управляться двумя двухкнопочными пультами, дублирующими друг друга, чтобы не было случайных срабатываний, когда один работник подает деталь, кладет на пресс, а другой управляет им.

Пресс не должен двигаться, пока оператор удерживает две кнопки! Возможно, искусственно была замкнута вторая кнопка для того, чтобы освободить вторую руку.

Пресс напичкан электроникой, и возможности срабатывания разные. Но всё оборудование давно изношенное, поэтому кнопки на пульте могли и самопроизвольно замкнуться. Это на Западе пульты управления компактные. У нас всё винтажное.

Распространена «модернизация», когда рабочие заклинивают одну кнопку на пульте управления прессом, чтобы быстрее работать. Тогда для срабатывания достаточно нажать только одну кнопку.

Возможно, так и произошло: женщина полезла поправить деталь, а напарник не увидел и нажал кнопку «пуск» на своем пульте. А второй пульт был отключен для «оптимизации». Но утверждать, что было именно так, я не могу. Пресс мог и «сдвоить» во время операции, дважды «шлепнув» по детали.

Точно уверен в одном: начальство и отдел техники безопасности попытается свалить всю вину на работницу, чтобы не платить пенсию за несчастный случай на производстве.

То есть официальный заводской профсоюз не попытался даже выдать пособие пострадавшей?

Всем занимаются начальник цеха и сменный мастер. Но после ЧП рабочую увезли из прессового на «скорой» в больницу. Интервью она не дает — видимо, с ней провели работу начальники.

По моей информации, женщину приняли на завод по временному, срочному трудовому договору. Рабочий по срочному договору и сверхсрочному (на постоянной работе) — это две большие разницы. В первом случае у рабочего гораздо меньше прав.

Как я знаю, ребята пытались организовать ей сбор денег на продукты и помощь, но пока некому этим заниматься.

Почему дирекция крупнейшего российского автопроизводителя скрывает случаи травматизма среди рабочих?

Кому выгодно признавать, что оборудование изношено, нормы техники безопасности не европейские и не выполняются? В Италии, в Милане, на заводе FIAT, с которого скопирован АвтоВАЗ, профсоюз давно бы засудил дирекцию за плохие условия труда.

Но наш официальный профсоюз полностью зависим от руководства завода. А независимый, МПРА (Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация»), сейчас не особенно активен.

Жаль некоторых активистов, которые пытаются чего-то добиться, но их инициативы тормозят сверху.

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада25 августа, во время «Дня открытых дверей», на заводе произошел несчастный случай. Упав с площадки обслуживания высотой в один метр, погиб рабочий литейного цеха. Тогда на заводе на «имиджевом мероприятии» было 25 тысяч гостей, и о трагедии умолчали. 17 июня на заводе получил ожоги электромонтер. 18 июня он скончался. И тоже нигде об этом ни слова.

Рабочие, с которыми я пытался говорить на остановках у заводских проходных, отказывались от беседы, даже не дослушав вопросы.

Люди запуганы начальством и просто всего боятся. Несколько лет назад в заводском коллективном договоре появился пункт, запрещающий работникам любые контакты с прессой без разрешения вышестоящего начальства.

Он был опротестован в суде независимыми профсоюзами как незаконный, но осадок остался. Мастера постоянно предупреждают рабочих: любое интервью СМИ, даже без упоминания фамилии — и вы будете немедленно уволены.

Такие интервью, по мнению руководства, вредят имиджу предприятия.

Нам постоянно говорят, что размещение на личных страницах в соцсетях информации о заводе грозит наказанием вплоть до увольнения.

Заводская служба безопасности следит, чтобы рабочие не фотографировали конвейер, раздевалки, столовые и цеха. Фото и видеосъемка на заводе запрещена.

Получается, у нас режим на предприятии посильнее, чем в Курчатовском атомном институте. Также скрывается вся информация о травмах и увечьях, полученных рабочими на производстве.

Как сейчас с зарплатой в прессовом и вообще на АвтоВАЗе?

У нас сдельная оплата труда. Зависит от того, как активно ты работаешь. Можно получать и двадцать, и тридцать тысяч рублей чистыми. Есть нормо-час на определённый вид работ: сколько сделаешь, столько и заплатят.

Можно за смену сделать и 10-12 нормо-часов, но сейчас урезают, оптимизируют, и на некоторых операциях восемь с трудом делаешь. Так по всему заводу. И именно это приводит к непомерным нагрузкам, усталости сверх «нормы».

Как результат — потеря бдительности и травмы на производстве. Не только на прессовом. Травмируются и рабочие на конвейере, и работающие на станках.

Если конвейер простаивает, могут временно перебросить (на АвтоВАЗе это называется «командировать») на другие производства. Но от этого нет ничего хорошего: время квалифицированных рабочих на заводе осталось в прошлом веке.

Сейчас в основном трудится молодёжь, которая приходит поработать годик-другой. Купить по заводской цене автомобиль, а потом уехать из Тольятти в Самару или в другие города, где есть работа. Я тоже после Нового года собираюсь увольняться: надоело работать на предприятии, где даже увечья рабочих под грифом «секретно».

Председатель профкома независимого заводского профсоюза «Единство» Анна Перова в беседе с «Idel.Реалии» поделилась мнением, что несчастный случай произошел из-за нарушения технологии производства.

По моей информации, пострадавшая рабочая не имела необходимого опыта и полезла в пресс за заготовкой прямо руками. Обычно это делают специальными захватами. На заводе сейчас нещадно сокращают квалифицированных работников, набирают временных.

Бригадир сам останавливал кровотечение у пострадавшей после ЧП до приезда скорой помощи. Официальный профсоюз завода — АСМ — вряд ли станет защищать права пострадавшей. Если бы она была членом нашего профсоюза, мы бы с радостью выступили в её защиту.

Но так — увы, —резюмировала Перова.

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте ЛадаАнна Перова и сама когда-то на производстве потеряла пальцы. Она рассказала, что случилось в тот день и что теперь будет с работницей.

17 сентября 2018 года, приблизительно в 18-30 во вторую смену в цехе средней штамповки Прессового Производства произошёл несчастный случай. Женщине во время работы за прессом, штампом покалечило правую руку. Её взяли на работу по временному трудовому договору. Я не была свидетелем происшествия и события знаю со слов других работников.

Рассказывают, что одна из штампованных деталей застряла позади штампа (возможно: плохо работал сдув). Такие ситуации зачастую возникают у штамповщиков на ручной штамповке. Деталь надо обязательно удалить. Для этого инструкция по охране труда обязывает штамповщиков применять специальные крючки. Размер крючка: полтора метра.

По словам штамповщиков крючков им не выдавали. Говорят, что в объяснительной пострадавшая написала, что заблокировала одну кнопку на пульте управления. Пульты управления на штамповке двуручные. То есть, чтобы привести пресс в движение, необходимо нажать двумя руками на кнопки.

Предполагаю, что женщина торопилась сделать норму и для ускорения работы одной рукой закладывала детали, другой — нажимала на кнопку. А когда деталь застряла, она потянулась за деталью и, видимо, задела кнопку. Ползун опустился и поднялся. Руки не стало. Ампутировали выше локтя. У неё в больнице уже была мастер. Сказала, что женщина держится хорошо, не плачет.

Исходя из собственного опыта (я тоже потеряла пальцы, работая на заводе), могу сказать, что депрессия приходит позже. У меня началась спустя несколько месяцев.

Читайте также:  150 000 за автомобиль в бурятии - всё о ремонте лада

Начальник пресс-центра АвтоВАЗа Сергей Ильинский подтвердил «Idel.Реалии» факт происшествия на производстве, однако уточнил, что «до завершения официального расследования инцидента комментарии давать преждевременно».

«В настоящее время пострадавшая находится в медицинском учреждении и обеспечена всем необходимым в рамках лечения», — пояснил Ильинский.

Автоваз продолжит сокращение персонала

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте ЛадаАВТОВАЗ запланировал дальнейшее снижение численности персонала до 32 тыс. человек, сообщил «Самарскому Обозрению» один из чиновников администрации Тольятти. При этом он не назвал срок, в течение которого компания должна достичь этой цели. По данным квартального отчета компании за второй квартал 2017 года, средняя численность персонала на заводе равнялась 38658 человек. Впрочем, еще в 2015 году топ-менеджеры АВТОВАЗа говорили о том, что конечной целью является сокращение численности персонала автозавода до 26 тысяч человек.

Процесс сокращения рабочих мест в Тольятти продолжается уже 8 лет, после прихода в число собственников АВТОВАЗа концерна Renault-Nissan. Только непосредственно на АВТОВАЗе с 1 января 2009 года по 1 июля 2017 года, так или иначе, сокращено 67302 рабочих места.

Еще минимум три тысячи рабочих мест перетекли из Тольятти в Ижевск, где сейчас выпускают самую перспективную модель АВТОВАЗа — Lada Vesta.

Банкротства поставщиков автокомпонентов, строительных компаний и банков, сокращения персонала на других городских предприятиях, например, ОАО «Тольяттиазот», дали еще не менее 10 тысяч безработных.

За последние семь лет в спасение АВТОВАЗа и Тольятти федеральный и региональный бюджеты вложили в общей сложности не менее 40 млрд. рублей: 25 млрд. в виде кредита автозаводу, который был в итоге возвращен частично непрофильными активами автозавода, 7 млрд.

рублей было вложено в строительство инфраструктуры тольяттинской Особой экономической зоны, 5,7 млрд. рублей стоило строительство технопарка «Жигулевская долина». Несколько сотен миллионов рублей (точная сумма не раскрывалась) были выделены федеральным бюджетом на поддержание рабочих мест.

Вероятно, все они пошли на зарплату рабочим АВТОВАЗа переведенным в Индустриальный парк, открывшийся на освободившихся производственных площадях автозавода. Еще несколько миллиардов рублей АВТОВАЗ получил в рамках программы утилизации автопарка.

Но эти средства он получал наряду с другими автомобильными предприятиями РФ.

Последняя идея по оздоровлению ситуации в Автограде — Территория опережающего социально-экономического развития обходится бюджету не так дорого, как его предшественники.

По данным городской администрации Тольятти, в 2017 году на ее содержание было потрачено в общей сложности 4,8 млн. рублей. Эти деньги пошли на оплату труда работникам, занятым в проекте, а также его продвижение.

В 2018 году ТОСЭР планируется субсидировать на сопоставимую сумму: 4,5 млн. рублей.

Количество рабочих мест, созданных в результате реализации всех этих проектов подсчитать сложно, но в любом случае их не более нескольких тысяч, а нужно на порядок больше.

В пресс-центре АВТОВАЗа отметили: «Никаких сокращений персонала на АВТОВАЗе нет и не планируется.

Напротив, в условиях растущего автомобильного рынка «АВТОВАЗ» впервые за последние годы начал приём персонала — 150 молодых рабочих были приняты на линию B0.

Также в целях развития инженерных компетенций для создания новых моделей LADA, 180 талантливых инженеров присоединятся до конца года к команде Инжиниринга предприятия».

АвтоВАЗ: Сокращение 500 сотрудников

АвтоВАЗ сократит 500 сотрудников предпенсионного возраста, не занятых на основных производствах. Профсоюз завода получил соответствующее уведомление. Эту информацию «РГ» подтвердили в пресс-службе автопредприятия.

Сокращенные сотрудники смогут досрочно выйти на пенсию и воспользоваться корпоративной программой, по которой в течение пяти лет они будут получать ежемесячную надбавку к пенсионным выплатам в размере пяти тысяч рублей.

Как отмечал на недавнем аппаратном заседании в мэрии вице-президент по персоналу и социальной политике АвтоВАЗа Дмитрий Михаленко, С 17 июля был запущен новый этап пенсионной программы, который будет действовать до 15 сентября 2017 года.

Ранее на АвтоВАЗе сообщали, что в 2017-м могут сократить порядка 740 человек (сотрудники предпенсионного возраста в это число не входят). По словам Дмитрия Михаленко, с начала года, завод сократил по процедуре всего 26 человек из заявленных.

По итогам первого квартала численность сотрудников автопредприятия в Тольятти составляла 39,725 человек. При этом, по данным минпромторга, к концу 2018 года число работников составит 32 тысячи.

По всей видимости, количество персонала будет уменьшаться уже привычным образом: за счет сокращений, естественной убыли (увольнения по собственному желанию, выход на пенсию) или же перевода на другие предприятия.

Надо сказать, АвтоВАЗ получает финансовую помощь от государства на поддержку занятости. В августе стало известно, что на эти цели, а также на создание новых рабочих мест Самарская область получит из резервного фонда российского правительства 439,2 миллиона рублей.

Еще 23,1 миллиона рублей выделит самарское правительство. Таким образом поддержку получат 5 131 человек.

Деньги пойдут на частичное возмещение затрат компаниям, в которые устраиваются бывшие вазовцы: на зарплаты и создание рабочих мест, а также на компенсацию части расходов предприятий на профподготовку и повышение квалификации сотрудников.

Кроме того, в настоящее время АвтоВАЗ получает несколько видов помощи от государства, стимулирующих спрос на продукцию: обновление парка, субсидирование автопроизводителям части процентных выплат по кредитам, льготное автокредитование для населения, льготный лизинг, поддержка экспорта готовой продукции.

Эксперты говорят, что эти меры дают эффект на фоне объективного восстановления рынка. В первом полугодии АвтоВАЗ продемонстрировал неплохие показатели: продажи выросли на 8,4 процента к аналогичному периоду 2016 года.

Тем временем

Ситуация на рынке труда Тольятти остается крайне напряженной. Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 июля 2017 года составлял 1,6%, что выше, чем по Самарской области (1,1%) и по России в целом (1,1%).

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада

фото: bun.com.ua

«АвтоВАЗ» нашел новый способ сократить персонал

«АвтоВАЗ» сократит часть персонала - всё о ремонте Лада

Алексей Таранин

«АвтоВАЗ» планирует перевести часть сотрудников на предприятия, которые являются его поставщиками и находятся в Тольятти, заявил новый президент компании Николя Мор, весной сменивший на этом посту Бу Андерссона.

Поставщикам потребуются дополнительные работники, так как «АвтоВАЗ» в течение трех лет собирается увеличить долю локальных автокомпонентов на 10%, рассказал представитель компании. Но он также пояснил, что сейчас предприятие договаривается о создании рабочих мест не только с фирмами-поставщиками, но и с компаниями из других отраслей.

Например, в Тольятти откроется колл-центр Сбербанка на 1200 рабочих мест. Он будет расположен в многоэтажном здании, где раньше находился автовазовский отдел закупок (эти пустующие помещения завод сдал банку в долгосрочную аренду). Приоритет при найме персонала в сбербанковский центр будет отдаваться работникам «АвтоВАЗа». Сбербанк этот факт подтвердил.

«Ведомости» решили выяснить, почему «АвтоВАЗ» помогает увольняемым сотрудникам с трудоустройством и на каких условиях компании-поставщики готовы принять их в штат.

В последнее время автопроизводители требуют снижать цены на автокомпоненты, говорит Светлана Кузнецова, директор по персоналу самарского предприятия «Самараавтожгут» (производит жгуты проводов для электропроводки автомобилей, основным потребителем которых является «АвтоВАЗ»).

В таких условиях, отмечает она, думать о расширении производства не приходится и новых людей взять невозможно. На сайте компании говорится, что раньше у нее были филиалы в Сызрани, Тольятти, Чапаевске, Бугуруслане. Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, остался один филиал в Тольятти. И он, по словам Кузнецовой, в ноябре будет закрыт.

Кузнецова отмечает, что принять новых сотрудников «Самараавтожгут» сможет, только если «АвтоВАЗ» обеспечит предприятие дополнительными заказами.

Директор другого небольшого тольяттинского предприятия «Интра» (тоже поставляет автокомпоненты «АвтоВАЗу») Сергей Вдовин готов увеличить штат сотрудников на несколько десятков человек, но тоже при условии, что автопроизводитель обеспечит фирму заказами.

Предприятию не хватает электро- и радиомонтажников, технологов, электриков.

Если нанять дополнительно 30–50 человек, то компания сможет производить иммобилизатор для замка зажигания автомобилей Renault и Lada Largus и будет выпускать по 10 000 штук в месяц, говорит Вдовин.

Пока ситуация с переводом части персонала «АвтоВАЗа» к поставщикам остается неясной, завод пытается решить вопрос излишней численности персонала другими способами. С февраля по август на предприятии была введена сокращенная четырехдневная рабочая неделя. К ней завод вернется снова с 17 октября этого года по 19 февраля 2017 г.

Компания также ищет способы расстаться с людьми предпенсионного и пенсионного возраста, которых на заводе более 5000. Они смогут покинуть предприятие добровольно в обмен на доплату к пенсии в течение пяти лет. Размер доплаты зависит от стажа работы и будет составлять несколько тысяч рублей в месяц.

Деньги компания будет перечислять в собственный негосударственный пенсионный фонд. Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права компании «Хренов и партнеры», считает эту меру разумной.

Ведь суммы, затраченные на гарантированные выплаты работникам, несопоставимы с затратами на содержание тех же работников на рабочем месте, даже при условии перехода предприятия на 3–4-дневную рабочую неделю. Чем большее количество работников будет уволено по такой схеме, тем выгоднее «АвтоВАЗу», говорит она.

С 2013 г. российский рынок легковых автомобилей сократился вдвое. При мощности около 1 млн автомобилей в год «АвтоВАЗ» загружен менее чем наполовину. Теперь предприятие решает проблему избыточной рабочей силы. В 2015 г. на заводе, по данным СПАРК, работало 50 046 человек, сейчас, как заявляет компания, – около 43 000.

Еще одна стимулирующая к увольнению мера – выплата разовых пособий тем, кто после ухода с предприятия откроет свое дело. Ее размер составит от 60 000 руб. для малого бизнеса и 300 000 руб. для проекта большого масштаба.

Раньше «АвтоВАЗ» увольнял работников по соглашению сторон с выплатой нескольких окладов. В 2015 г. предприятие снизило численность сотрудников на 15%, и сейчас она составляет 43 000 человек. На оплату труда приходится почти 10% себестоимости «АвтоВАЗа».

Практику переводов работников на другие предприятия используют многие автозаводы. Таким образом они стараются сохранить кадры на случай полной загруженности производственных мощностей.

К середине прошлого года «Фольксваген груп рус» сократила 770 рабочих мест из 5200, рассказывает председатель первичной профсоюзной организации Межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Дмитрий Трудовой.

Как и на «АвтоВАЗе», согласившиеся добровольно уйти работники «Фольксваген груп рус» получали при увольнении несколько окладов. Таких оказалось 500 человек. Еще 270 пришлось перераспределять на другие предприятия.

Двести работников переводом оформили на моторный завод «Фольксваген груп рус» в Калуге, который расположен непосредственно на производственной площадке по сборке автомобилей. Еще 70 человек трудоустроили в логистический центр автокомплектующих, который находится в Чеховском районе Московской области.

Но не все переведенные на другие предприятия сотрудники остались там работать, говорит Трудовой. Кто-то уволился сам, кого-то уволили, но те, кто ушел по собственному желанию, объясняли это личными обстоятельствами. Условия труда устраивают всех, говорит профактивист.

Тем, кто пришел на моторный завод на более низкую должность, работодатель доплачивает до уровня прежней зарплаты, поясняет он. Кроме того, моторное производство в Калуге молодое и степень загруженности персонала там еще очень низкая.

Перевод рабочих на другие предприятия позволил работодателю избежать непопулярной процедуры сокращений и снизить численность персонала за счет естественной текучести кадров, отмечает Трудовой.

Читайте также:  Проверяем авто на предмет банковского залога - всё о ремонте лада

В одиночку акционерам «АвтоВАЗа» вопрос трудоустройства уходящего с предприятия персонала вряд ли удастся решить, считает президент Конфедерации труда России Борис Кравченко. Это проблема всех моногородов, в том числе и Тольятти, где еще несколько лет назад нужно было развивать новые производства, отмечает он.

Меры, которые предлагает сейчас «АвтоВАЗ», не вполне справедливы, считает Кравченко. Люди должны получать достойные выплаты при увольнении, иметь возможность переобучиться и трудоустроиться на стабильно работающие предприятия.

Но поскольку речь идет о нескольких десятках тысяч человек, без поддержки федеральных и региональных властей здесь не обойтись, замечает он.

К тому же практика переводов не всегда оказывается эффективной. Хотя работодатель и гарантирует сотрудникам, что они смогут вернуться на прежнюю работу в случае открытия вакансии, но так происходит не всегда, замечает Трудовой. Он знает, что на «Фольксваген груп рус» были примеры, когда водителей погрузчиков с зарплатой 36 000 руб.

переводили на должность водителей перегонщиков с окладом 26 000 руб. и в течение двух лет доплачивали им до прежнего уровня зарплаты. Вернуться назад некоторые не смогли из-за плохих отношений с прежним руководством. Другие вернулись, но на более низкие должности, например операторов логистики. Теперь они получают зарплату 32 000 руб. и им больше не доплачивают, рассказывает Трудовой.

«Фольксваген груп рус» эту ситуацию «Ведомостям» не прокомментировала.

К концу 2018 г численность штата «автоваза» составит 32 тыс. при текущих 39,7 тыс

К концу 2018 г численность штата «Автоваза» составит 32 тысяч сотрудников. Такие данные приводит министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

По его словам, к концу 2018 года численность работников «Автоваза», по замыслу руководства, составит 32 тысячи человек».

При этом, средняя численность работников «АвтоВАЗа» на начало текущего года, согласно данным квартального отчета, составляла 42,725 тысячи человек, к концу первого квартала текущего года — снизилась до 39,725 тысячи человек.

Мантуров сообщил, что подготовлен проект постановления правительства, который предусматривает выделение Самарской области в текущем году более 430 миллионов рублей, что позволит обеспечить занятость не менее 4 тысяч работников «АвтоВАЗа», находящихся под риском увольнения, не менее 2 тысяч пройдут переподготовку, сообщил министр.

«АвтоВАЗ» проводит оптимизацию численности. Завод сообщал, что высвобождаемых работников планируется трудоустроить в других организациях Тольятти и в создаваемом на «АвтоВАЗе» индустриальном парке.

Государство планировало оказать финансовую поддержку в переподготовке кадров и создании рабочих мест. Министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин в июне говорил, что область получит около 600 миллионов рублей из госбюджета на эти цели.

Однако позднее он сообщил, что Минфин РФ не поддерживает программу, и вопрос обсудят на совещании.

«Ситуация сложная и требует постоянного внимания. Минпромторг и Минтруд совместно реализуют программу по созданию рабочих мест в Самарской области. Уже подготовлен и вносится на утверждение проект постановления правительства РФ для снижения напряженности на рынке труда региона», — рассказал Мантуров.

По его словам, документом предлагается за счет дополнительных мероприятий обеспечить занятость не менее 4 тысяч работников «АвтоВАЗа», находящихся под риском увольнения.

«Это люди, которые не востребованы сейчас на производстве автомобилей», — пояснил он. Пройдут профессиональную подготовку, переподготовку и повысят квалификацию не менее 2 тысяч работников предприятия.

«В 2017 году регион получит на эти цели более 430 миллионов рублей», — резюмировал министр.

Мантуров напомнил, что в области уже создан индустриальный парк «АВТОВАЗ», который позволит организовать до 5 тысяч рабочих мест. В течение 2017 года в структуру нового подразделения будут поэтапно переданы свободные производственные площади и другие активы, а общая площадь парка составит приблизительно 300 тысяч квадратных метров.

«Кроме того, организации, принимающие на работу сотрудников «АвтоВАЗа», получат поддержку. В 2017 году планируется трудоустроить 1367 высвобождаемых работников, переговоры не прекращаются ни на день. К концу 2018 года численность работников «Автоваза», по замыслу руководства, составит 32 тысячи человек», — сообщил глава Минпромторга.

Средняя численность работников «АвтоВАЗа» на начало текущего года, согласно данным квартального отчета, составляла 42,725 тысячи человек, к концу первого квартала текущего года — снизилась до 39,725 тысячи человек.

Полпред президента в ПФО Михаил Бабич сообщал, что предприятие сократит численность персонала на 6 тысяч человек в 2017 году и еще 2,2 тысячи человек — в 2018 году.

«АвтоВАЗ» подтверждал заявленный ранее план по сокращению 740 человек, и сообщал, что пока не планирует увеличивать это число.

«Ну и не будем забывать про сам «АвтоВАЗ». Предприятие получает помощь по ряду направлений. Среди них обновление парка, субсидирование автопроизводителям части процентных выплат по инвесткредитам, льготное автокредитование для населения, льготный лизинг, поддержка экспорта готовой продукции. Они оказывают свой эффект», — заметил Манутров.

«АвтоВАЗ» по итогам первого полугодия 2017 года увеличил выпуск автомобилей на 8,4%. Автомобили Lada Vesta, Lada XRAY и Lada Granta находятся в десятке наиболее продаваемых легковых автомобилей в стране.

Экспорт «Автоваза» за первое полугодие вырос на 76,6% (в страны Евросоюза на 37,3%, а в Германию почти вдвое). «Это обеспечивает дополнительную загрузку производственных мощностей», — резюмировал министр.

Видео дня. Названы условия получения ипотеки под 6,5%

Президент АвтоВАЗа Николя Мор хочет сократить еще две тысячи сотрудников

Примерное количество «высвобождаемых» АвтоВАЗом работников озвучил в ходе Петербургского экономического форума глава автомобильного концерна Николя Мор. По словам топ-менеджера, «возможно, это будет более 2 тысяч человек до конца года». Точной цифры пока нет, всё еще обсуждается.

О необходимости поддержки занятости сотрудников АвтоВАЗа в правительстве говорили еще в начале весны – по словам министра труда и соцзащиты Максима Топилина, предприятию планировали выделить 800 миллионов рублей.

Позже пресс-служба министерства подтвердила, что проект выделения средств действительно существует и уже согласован с Минпромторгом и Минэкономразвития.

Предусматривалось, что средства «будут направлены на частичное возмещение оплаты труда, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации» тех, кто уйдет с АвтоВАЗа.

Какая-то часть сотрудников должна будет уйти, написав заявления по собственному желанию, кому-то предложат перейти на работу в индустриальный парк в Тольятти (комплекс зданий, ранее принадлежавших Волжскому машиностроительному заводу). Варианты администрация АвтоВАЗа рассматривает совместно с Минтруда и региональным правительством.

Сокращение не первое и не внезапное: в прошлом году предприятие уже потеряло почти 10% работников, сократив численность персонала до 43,3 тысяч человек. Нынешней зимой о сокращениях также поговаривали, но речь шла о 740 сотрудниках – что составляет меньше 2 процентов от общего числа.

Кроме того, руководство автоконцерна обещало предложить всем, кто попадет под увольнение, вакансии в других подразделениях. Реальные цифры примерно совпадают с «разговорными»: к концу первого квартала средняя численность работников АвтоВАЗа, согласно отчетности, составляла 39.725 человек.

Но этого мини-сокращения, очевидно, оказалось недостаточно.

Как говорит Николя Мор, пришедший на АвтоВАЗ прошлой весной, чтобы сменить «не справившегося» Бу Андерссона, предприятию «необходимо выровнять свой уровень численности персонала в соответствии с потоком производства» – тогда АвтоВАЗ сможет быть конкурентным на рынке.

При этом Мор заявляет, что не хотел бы оставлять людей без рабочих мест – выход он видит в трудоустройстве в индустриальном парке в Тольятти, куда поставщики АвтоВАЗа, возможно, перенесут свои производства.

Из положительных примеров – центр корпоративных решений Сбербанка, открытый также на базе индустриального парка, ожидается, что он даст до тысячи рабочих мест.

Пока что, по данным первичной профсоюзной организации АвтоВАЗа, в индустриальном парке работают 634 сотрудника.

Но каковы перспективы трудоустройства у тех, кому вскоре предложат уйти? Предполагается, что в парк, площадь которого около 300 тысяч квадратных метров, переберутся еще полтора десятка компаний.

Но пока все на этапе переговоров, предметно можно говорить разве что о заводе «Металлист-Самара», с которым уже заключено партнерское соглашение. Предприятие это выпускает комплектующие для авиа- и ракетных двигателей, и автовазовцев, конечно, «подберет».

С завода уходят квалифицированные кадры – а куда будет обращаться сам АвтоВАЗ, если возникнет необходимость расширения или интенсификации производства? Этот вопрос задает председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев. Но он согласен и с тем, что работает АвтоВАЗ ради прибыли, и повышение производительности труда за счет сокращения работников – один из путей к этой цели.

Оптимизация штата – так это корректно называется – мера безусловно непопулярная. И не факт, что достаточная для того, чтобы АвтоВАЗ вырулил наконец из кризиса.

Аналитик Кирилл Яковенко, которого цитирует РБК, полагает: помимо сокращений персонала (и, соответственно, фонда оплаты труда), предприятию придется пойти еще и на сокращение расходов на производство и закупки. Тогда, может быть, и выживут.

Справка

Уровень безработицы в Тольятти по данным на май 2017 года составляет 1,77%, в городском центра занятости зарегистрированы 7379 человек, 13,5% из них – молодые специалисты. АвтоВАЗ, который обязан, согласно законодательству, заранее информировать центр занятости о сокращении, последний раз заявку подавал в феврале.

«АвтоВАЗ» будут меньше ремонтировать

На дочерних предприятиях «АвтоВАЗа», специализирующихся на производстве и ремонте оборудования, начинаются массовые увольнения. Планируется сократить более 850 человек – как простых рабочих, так и специалистов. Тем, кто будет готов уйти по собственному желанию, выплатят пять минимальных окладов.

До середины июля на двух дочерних предприятиях «АвтоВАЗа» сократят более 850 сотрудников. Под волну массовых увольнений попали предприятия «Лада инструмент» и «АвтоВАЗ ПРОО». Руководство компаний объяснило такое решение уменьшением объема заказов самого «АвтоВАЗа».

Уведомления о сокращении 278 сотрудников «Лада инструмента» и 575 сотрудников «Автоваза ПРОО» уже поступили в профсоюз.Отметим, что по состоянию на начало года на предприятиях работало 1609 и 3945 человек соответственно.

Рабочих о предстоящих сокращениях известили заранее, с соблюдением требований законодательства.

Как объяснил «Газете.Ru» председатель профкома «АвтоВАЗа» Сергей Зайцев, обе компании – бывшие подразделения «АвтоВАЗа», они расположены на территории предприятия. «АвтоВАЗ ПРОО» занимается производством и обслуживанием ремонтного оборудования, а «Лада инструмент» готовит инструменты для завода, в основном для механосборочного производства двигателей и коробок передач.

«В связи со снижением производства на самом «АвтоВАЗе» циклы ремонта увеличились, поэтому поступает меньше заказов на ремонт оборудования, получается, что имеющаяся численность сотрудников не нужна», – отметил Зайцев.

По его словам, если в настоящее время на самом «АвтоВАЗе» думают о том, чтобы не увольнять рабочих, а сократить только РСиС (руководители, служащие и специалисты), понадеявшись на естественную текучку кадров, то на «дочках» будут сокращены и сотрудники из группы РСиС, и простые рабочие.

«Первоначально предлагалось сокращение 1,5 тыс. человек. Мы вмешались в этот процесс, написали обращение к руководству, в том числе я лично поговорил с президентом «АвтоВАЗа» Бу Андерсоном. В итоге благодаря переговорам с администрацией предприятий количество сокращаемых удалось снизить», – рассказал глава вазовского профкома.

Кроме того, в профсоюзе потребовали провести сокращение по той же схеме, как на головном предприятии: тем, кто уволится добровольно, будет выплачено до пяти минимальных окладов, кроме того, лицам пенсионного и предпенсионного возраста предложат выйти на пенсию, в том числе досрочно. В итоге благодаря таким мерам под фактические сокращения могут попасть около 500 человек.

По оценке Зайцева, найти работу в городе не составит труда – правда, многим придется согласиться на снижение зарплаты. Всего в Тольятти сейчас открыто 8,5 тыс. вакансий, из них 1 тыс. – по РСиС. Эксперт надеется, что сотрудники смогут найти работу в других отраслях, к примеру, в строительстве и химической отрасли.

«Другое дело, что это большой стресс – потерять работу, которой отдал много лет, – говорит председатель профкома. – При этом фактические сокращения у нас начнутся только в мае, и мы уже сейчас получаем обращения от сотрудников с просьбой о досрочном увольнении. Их не так много, но они есть».

Читайте также:  Профилактика шруса и его пыльника - всё о ремонте лада

Зайцев подтвердил, что предложения о приеме сокращенных сотрудников на предприятия Дальнего Востока действительно поступили от Министерства по развитию региона. Однако, по его оценке, ими воспользуются единицы.

Кроме того, Зайцев не видит смысла переезжать в те города России, где автомобильная промышленность высоко развита, в том числе в Калугу, поскольку сейчас все предприятия испытывают одни и те же проблемы.

Напомним, что на самом «АвтоВАЗе» в 2014 году в общей сложности будет уволено 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. – это сотрудники группы РСиС. Причиной тому стали колоссальные финансовые потери в размере 7,9 млрд руб., которые понес в 2013 году крупнейший автопроизводитель страны. По сравнению с прошлым годом выручка компании снизилась на 13 млрд руб.

Это уже не первый случай, когда падение спроса на автомобили вынуждает производителей сокращать сотрудников автозаводов. Так, на заводе Ford Sollers во Всеволожске (Ленинградская область) готовятся уволить около 700 работников. Причем, согласно заявлению профсоюзов, такое решение руководства компании стало полной неожиданностью как для профсоюзов, так и для рабочих завода.

Также на всех предприятиях СП Ford Sollers введен односменный режим работы, а на заводе во Всеволожске будут объявлены дополнительные дни простоя с последующим переходом на режим производства в одну смену. В общей сложности конвейер на предприятии выключат на 58 дней в апреле – июне текущего года.

Завод уже простаивал с 7 по 15 апреля, следующая остановка производства запланирована на время с 21 апреля по 8 июня.

«Газета.Ru»

«Мне нравилась работа, но теперь я ненавижу завод» Работники «АвтоВАЗа» — о кризисе на предприятии — Meduza

Акционеры «АвтоВАЗа» (блокирующий пакет принадлежит госкорпорации «Ростех») требуют уволить управляющего завода, шведского топ-менеджера Бу Андерссона или ощутимо сократить его полномочия. В первую очередь, они недовольны финансовыми показателями: убытки завода в 2014-м составили 25,4 миллиарда рублей; в январе—сентябре 2015-го — 15,8 миллиарда. Еще сильнее акционеров раздражает жесткая кадровая политика Андерссона, которая привела к сильнейшей напряженности в Тольятти. В 2014-м персонал завода сократили на 14 тысяч человек, в 2015-м еще на две тысячи (сейчас на предприятии работают 59 тысяч человек; население Тольятти — 712 тысяч). По просьбе «Медузы» журналист самарского издания Bigvill Алексей Юртаев записал монологи уже уволенных или собирающихся уходить рабочих — о положении дел на заводе.

Ольга

Бывший инженер чугунно-литейного цеха; сейчас — продавец в продуктовом магазине

Первая волна сокращений прошла в начале 2014 года. Вообще, я работала на таком производстве, где увольнения шли постоянно. Ежедневно у дверей отдела кадров стояли по 20 человек — на увольнение.

Первыми ушли конфликтные люди, нарушители трудовой дисциплины и те, кто не справлялся с возложенной на них нагрузкой — пожилые. Те, кто уходили за два года до пенсии, могли рассчитывать на ее получение досрочно. Конечно, это неправильно: человек должен уходить на пенсию самостоятельно, а не насильно.

Первых ушедших еще как-то провожали, говорили слова благодарности. Но потом стало проще, люди просто уходили потоком — и все. Меня же уволили за два дня, не сказав и слова благодарности. Я проработала на ВАЗе (советское название завода; сейчас — «АвтоВАЗ» — прим.

«Медузы») почти 30 лет, на одном месте — и никогда не думала, что придется так уйти с родного завода, где прошла целая жизнь. Увольнение прошло по закону, мне заплатили все, что полагается.

Людей увольняли из-за снижения темпов производства автомобилей. На мой взгляд, бездумно и необоснованно, и это еще хуже стало отражаться на качестве работы. Нельзя электрика моментально переучить на механика, а фрезеровщика — на токаря, а у нас было именно так. Обязанности и нагрузку сокращенного персонала распределяли среди оставшихся работников. 

Это трудно принять, когда в один день уходили сразу десятки людей, с которыми ты проработал много лет. Бывало, шли собрания по поводу сокращений, приглашалось руководство, даже Андерссона приглашали. Но Бу не переубедить, он не слушает рабочих.

Люди ко всему относились спокойно: были одна-две неорганизованные спонтанные забастовки в одном из цехов на производстве, но это не «волнения». На митинги мало кто ходил, потому что люди уже никому и ничему не верят. Да и проводили их в рабочее время, даже в пересменку — и ни первая, ни во вторая смены туда попасть не могли. 

Коллеги мне, конечно, сочувствовали. В душе, наверное, радовались, что на этот раз их пронесло. А что делать? Без работы оставаться страшно. Конечно, я считаю, что со мной поступили несправедливо, как и со всеми остальными. Но я не спорила ни с кем — это бессмысленно, закон не нарушен.

Мне очень нравилось работать там. Я любила бывать на конвейере. В первый раз увидела его во время экскурсии в десятом классе. И все, полюбила завод. Закончила ТПИ (Тольяттинский политехнический институт; сейчас — Тольяттинский государственный университет — прим.

«Медузы»), повезло попасть на ВАЗ. Зарплата была небольшая, но сам факт работы на ВАЗе в 1980-х был престижным. А в 1990-е завод просто спас нас от голода, безденежья и пустых магазинов. Завод я по-прежнему воспринимаю как наш дом.

Сейчас мало общаюсь с бывшими коллегами: получается, потеряла не только работу, но и друзей.

Мне повезло — я нашла работу, хотя это и было непросто. Инженеры городу не нужны — городу нужны продавцы. 

Бесспорно, надо было менять что-то на заводе — производство, принципы работы, контроль качества. Но все происходит как-то хаотично: люди полюбили «Калины» и «Приоры», а завод сокращает их производство. Постоянно что-то реорганизуют, убирают целые цеха, отделы и управления.

Потом снова возвращают, переименовывают. Зачем-то борются с цветами в цехах и гордятся ремонтом туалетов — и смех и грех. Такое впечатление, что во всем этом есть чья-то злая воля. Рабочие в постоянном напряжении, ждут сокращений, и никакой уверенности в завтрашнем дне у них нет.

Вячеслав Шепелёв

Бывший сварщик пятого разряда; сейчас — сотрудник независимого профсоюза

Меня уволили по статье и сказали, что будут платить 800 рублей в месяц — пособие по безработице. Вставать на учет в центр занятости смысла не вижу: там нужно отмечаться два раза в месяц и стоять по четыре-пять часов в очереди.

На «АвтоВАЗе» составили целую градацию: кто проработал десять лет — при уходе платят пять окладов, 20 лет — шесть окладов, 30 лет — семь окладов. Все происходит просто — подходят к человеку, дают ему бумажку: «На, подписывай, через два месяца идешь под сокращение».

Еще могут отправить хорошего специалиста в 49-й цех — для разнорабочих. Если человек отказывается, его тоже могут уволить.

По-моему, развалить хотят завод. Поставили надо мной руководителя — родственника начальника цеха. И он мне, хоть я и 20 лет на сварке, говорит: «Приди, я тебя проинструктирую». А я ему и отвечаю: «Слышь, чума, ты вообще кто?» 

Люди юридически неграмотны. При увольнении каждый надеется, что он уйдет и найдет себе работу. Некоторые люди думают, что их это не коснется: будто очередь в газовой камере, где люди думают, что на них-то газ закончится. Не закончится. Три оклада, которые выдают при сокращении — это три месяца платить кредит и ипотеку, а люди-то в основном все в кредитах. 

Завод избавляется не от бездельников, а от умных людей. Некоторые вредят и мстят. В последний день работают — могут и лом в конвейер засунуть. Висит сейчас на проходной плакат: «Совесть — лучший контролер». Бред, никакой совести там нет давно.

Люди здесь работали династиями. Никто не косячил, потому что не хотел позорить своих дедов или отцов. Я сварщик, приваривал на «Приору» двери — за две минуты нужно было приварить все четыре. Я справлялся за полторы минуты, и еще успевал покурить.

Включил как-то Discovery по телевизору, а там показывали производство на «Форде»: сидит сварщик в белом комбинезоне, стульчик стоит, подходит на конвейере к нему кузов — он задницу поднимет и вместо наших 16 швов только один накладывает, нажимает кнопочку и сидит дальше, бамбук курит.

Я проработал 20 лет и застал дефолт в 1998 году. И тогда была надежда — молодая страна, светлое будущее, преодолеем трудности. А сейчас мы в заднице. Посмотрите на людей на улице — они ходят и смотрят в землю. Городу нечего есть — нужно создавать рабочие места. «АвтоВАЗ» — это маленький макет всей нашей страны, и он переживает явно не лучшие времена.

Наталья

Бывшая работница цеха по покраске автомобилей; сейчас — безработная

Я работала в цеху № 44-1 — покрывала грунтовой краской «десятки» и «пятнадцатые». В 2012 году я ушла в декретный отпуск, а когда нужно было выходить — началась заварушка.

Цеха, в котором я работала, уже не существовало, поэтому я должна была перейти в другой, где мне места не нашлось — и я автоматически попадала под сокращение. Предоставили альтернативу — разбирать мусорки, красить заборы и бордюры или быть уборщицей.

Я еще смеялась: классная карьера — покрывала краской машины, а теперь заборы. Подумала и ушла с тремя окладами. На заводе это никто не называет сокращением, скорее — увольнением по соглашению сторон.

Почти все из моих знакомых уже ушли с «АвтоВАЗа» не по своей воле. Только одновременно со мной с завода ушли человек десять, и все как-то пристраиваются в городе. А те, кто работают, особо за увольняемых не заступаются — сами боятся остаться без работы.

С другой стороны, работа в последнее время мне не нравилась. В последнее время, перед декретом, начался беспредел. Работу на «АвтоВАЗе» уже нельзя было назвать престижной. Но завод — это будущая пенсия, отпуска, больничные и работа, за которую платят.

Всего этого нет на вольных хлебах в городе. А если и есть, то со смешной зарплатой в шесть тысяч рублей. Людям работать в цеху очень тяжело — это и жар от работающего оборудования, гарь отработанного масла, запах краски или сварки.

О неработающей вентиляции много лет идут разговоры, ее меняют кое-где, но представьте размеры завода!

После увольнения я больше не работала. Сейчас сижу дома с детьми. Я не могу расхваливать то, что происходит на «АвтоВАЗе», но и не могу критиковать — давно не интересовалась их делами.

Я считаю, что было бы правильным для города, если бы завод наращивал производство, развивался, создавал рабочие места. Но там наверняка не все так просто, тем более в кризис.

Люди пишут, что руководство ведет неправильную политику, а я всегда больше верю рабочим, чем руководству.

Юрий

Инженер сборочно-кузовного производства, продолжает работать на заводе

Сейчас на заводе жестко-авторитарная система управления — никому нельзя перечить. Ты не имеешь права ничего делать — ты имеешь право только находиться на рабочем месте.

Шаг вправо, шаг влево — тебе говорят: «Ты не работаешь, мы с тебя часы снимем». Ходят по цехам, проверяют, могут попросить подышать в трубочку — проверка, не выпивал ли.

На каком основании, кто дал такое право? Никаких пряников — одни кнуты.

Люди боятся, им есть что терять: машина, квартира, обучение детей. Да и что выходить на митинг — нет толку, государство не слышит. Люди работают, чтобы выжить, уже не осознавая того, что трудятся на крупнейшем заводе с большой историей. Молодые парни сейчас и сами уходят.

Работаешь за троих, а платят за одного — зачем оставаться? Иногда сам себя спрашиваешь: неужели власти не видят, что происходит? Ценные кадры никто не ценит. Один мой друг — два красных диплома, английский в совершенстве — был вынужден уйти.

Он уехал работать в Самару, нашел работу за 40 тысяч рублей.

Мне нравилось работать на ВАЗе, я даже когда-то гордился этим. Раньше ехали на завод с настроением, а теперь заставляешь себя. Я приехал сюда один в 1984 году — как и многие, решить жилищный вопрос. Дали малосемейку, потом квартиру. Мои дети здесь выросли.

Сына я заставил пойти на завод, чтобы знал, каково это. Он отработал пять лет, а потом уехал в Москву. Жена у меня тоже здесь работала. Сейчас и женщин направляют на сложное производство, где нужно много бегать, поднимать тяжелые детали.

В ответ на возмущение им цитируют Бу Андерсона: «У нас нет мужчин и женщин — у нас есть рабочие».

Раньше люди приходили, фотографировались с начальством, детям своим завод показывали. А сейчас всюду расставлены запретительные таблички. Мне нравится создавать и творить — нравится быть рабочим. Мне нравилась работа, но теперь я ненавижу завод.

Ссылка на основную публикацию