Комментарии н. мора о «автовазе» и о производимой продукции — всё о ремонте лада

Надежды на обретение флагманом российского автопрома российского же топ-менеджера не оправдались.

Глава завода «Лада Ижевск» Михаил Рябов в лучшем случае получит должность одного из заместителей, а «рулевым» совет директоров назначил абсолютно неизвестного в нашей стране Николя Мора.

До этого он руководил румынской компанией Dacia, а его работа в автомобильной отрасли началась в 1988 году.

С самого начала никто не обещает новому топ-менеджеру легкой прогулки. Об этом в один голос говорят другие руководители АвтоВАЗа, хотя и признают, что за последние годы предприятие сделало большие шаги в своем развитии.

«АвтоВАЗ модернизировал свой модельный ряд и производственные процессы, а также существенно улучшил качество продукции. С приходом Николя Мора мы планируем и дальше следовать выбранной стратегии, невзирая на вызовы, которые перед нами стоят сейчас.

И мы продолжаем отстаивать наши взгляды на будущее российского рынка и АвтоВАЗа, как лидирующего игрока российской автомобильной промышленности, в долгосрочной перспективе», — заявил председатель совета директоров АвтоВАЗа и президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

«За последние 7 лет на АвтоВАЗе произошли кардинальные изменения, благодаря которым серьезно повысилось качество производимых автомобилей, были разработаны и произведены новые модели, возросла эффективность производства.

Наша задача сегодня — создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. АвтоВАЗ является стимулом для развития сотен других предприятий страны.

Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем», — вторит ему генеральный директор госкорпорации Ростех Сергей Чемезов.

Проблему недозагрузки конвейеров, конечно, в рамках завода не решить. Когда экономика находится в глубоком кризисе и внешнеполитическая обстановка далека от нормальной, наивно рассчитывать на хорошее самочувствие гигантского производства.

Тем не менее, запланированные на 2016 год объемы выпуска автомобилей удручают. Из ворот тольяттинского завода выйдут (при благополучном раскладе) 300 тысяч машин, из которых «Лад» будет чуть больше половины, из ворот бывшего ИжАвто – 106 тысяч.

И это притом, что мощности в Автограде позволяют собирать без малого миллион автомобилей, а в Удмуртии – до 230 тысяч!

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

С этими цифрами придется прожить как минимум этот год. Строить сейчас прогнозы на 2017-й сродни гаданию на кофейной гуще. Вряд ли кто-то возьмется с большой долей уверенности давать предсказания даже на год текущий…

Может достаться Николя Мору и за недостаток новинок. Ничего не попишешь: к их изобилию нас приучил Бу Андерссон. Шесть моделей и коробка передач за два года – столько АвтоВАЗ сроду не выпускал! Теперь, судя по всему, темп снизится.

На этот год запланированы еще две вседорожные версии: универсал Vesta Cross и хэтчбек XRay Cross. За ними должны последовать рестайлинговые «Гранта» и «Ларгус», которые обзаведутся внешностью в икс-стиле.

Конечно, если плачевное финансовое положение завода не заставит новое руководство пересмотреть планы.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что о полноприводных версиях можно надолго забыть. Для них потребуются серьезные доработки машин, а импортные компоненты трансмиссии сделают цены вовсе космическими.

Если сейчас топовая «Веста» стоит 658 000 рублей, то в кузове «универсал» и со всеми ведущими колесами она будет стоить как минимум на сотню тысяч дороже. А «Иксрей» и без того стоит в максимуме 723 000. Бу Андерссон считал, что типичный покупатель «Лады» к таким ценам готов.

Правильно ли это мнение – покажет рынок. Пока судить рано. Седан продается неполные четыре месяца, а хэтчбек – месяц.

А дальнейшие перспективы развития модельного ряда покрыты туманом. Доживающую свой век «Приору» обновлять уже не будут. «Калина», как уже известно, уйдет из линейки, а универсал переродится в семействе «Гранты». Другие проекты – «Нива-3» и машины гольф-класса – заводу нужны, но требуют колоссальных вложений.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Но все-таки главной задачей Николя Мора станет снижение издержек. О выходе на прибыльный уровень пока говорить не приходится, так что нужно хотя бы сократить убытки.

Как уже известно всем, кто следит за новостями, Бу Андерссон не слишком церемонился с российскими поставщиками, активно заменяя их иностранными. Последствия этого проявились после обвала курса рубля: себестоимость вазовских моделей резко полезла вверх.

Кроме того, официальные данные о степени локализации оказались завышенными. Так, по данным портала autoreview.ru, у «Весты» и «Иксрея» вместо заявленных 75% и 50% в реальности – 47% и 22% соответственно! Понятно, в какой степени это удорожает автомобили.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Вероятно, Мору будет поставлена прямая задача: пересмотреть отношения со смежниками и их перечень. Вряд ли произойдет резкий поворот на 180 градусов, и дорогу на конвейеры АвтоВАЗа откроют всем компаниям, включая ранее изгнанные Андерссоном.

«Компромисса быть не может. Если с точки зрения качества поставщики не дотягивают до требований Альянса (а соответствовать необходимо именно им, поскольку продукция идет и для Renault-Nissan), то таким на АвтоВАЗе не место. Или мы находим нормальных поставщиков, и АвтоВАЗ демонстрирует то качество, что сейчас, или вместе тонем», — заявил глава завода «Лада Ижевск» Михаил Рябов.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Эксперты отрасли сходятся во мнении, что в части работы с поставщиками грядут большие перемены. Это один из главных путей к удешевлению продукции. Перейти на 100%-ную локализацию невозможно. В стране попросту отсутствует достаточное количество качественных и современных производств, а некоторые узлы не делают вовсе.

«Конечно, сейчас Мор может начать использовать только наши компоненты. Но это будет уже не «Веста», а «Жигули», — высказался заместитель директора «Автосельхозмаш-холдинга», специализирующегося на аналитике и консалтинге в сфере автомашиностроения, Александр Ковригин. Будем надеяться, этого не произойдет, и АвтоВАЗ не уронит уровень заработанного в последние годы качества.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

АвтоВАЗ объявил имя нового президента компании

Новым президентом АвтоВАЗа стал гендиректор румынского актива Renault — компании Dacia Николя Мор. Нынешнего главу автопредприятия Бу Андерссона он сменит 4 апреля.

55-летний Николя Мор руководит всей коммерческой и производственной деятельностью компании. Завод Dacia в Румынии успешно развивается — 90 процентов продукции предприятия продается на внешний рынок.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Новому главе АвтоВАЗа предстоит улучшить имидж автомобилей Lada

В Renault Мор работает с 2000 года. Сначала он занимал должность вице-президента по вопросам производственной эффективности и вице-президента закупочной организации альянса Renault-Nissan по силовым агрегатам. Он возглавлял подразделения, отвечающие за производство, закупки, качество и послепродажное обслуживание.

Напомним, контрольный пакет АвтоВАЗа принадлежит альянсу Renault-Nissan, блок-пакет — российской госкорпорации «Ростех». Акционеры управляют крупнейшим автопредприятием в Европе через компанию Alliance Rostec Auto BV. Renault, Nissan и Lada, бренд, принадлежащий АвтоВАЗу, совместно производят автомобили в Тольятти и на других заводах на территории России.

«За последние семь лет на АвтоВАЗе произошли кардинальные изменения, благодаря которым серьезно повысилось качество производимых автомобилей, были разработаны и произведены новые модели, возросла эффективность производства , — прокомментировал новое назначение на автозаводе генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. — Наша задача сегодня — создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы. Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится».

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Стартовало производство ультрабюджетной Lada Priora

Бу Андерссон возглавлял АвтоВАЗ с 2013 года. Главное достижение шведского топ-менеджера — вывод на рынок принципиально новых моделей Vesta и Xray. Но политика оптимизации расходов, проводимая при Андерссоне, в условиях кризиса и девальвации рубля себя не оправдала — компания в 2015 году получила рекордный за последние десять лет убыток.

На этом фоне Чемезов жестко раскритиковал работу Андерссона. «Сейчас нам нужен другой человек, — цитировал «Ростех» на своем сайте слова Чемезова.

— Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan.

В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 миллиардов рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».

На автозаводе обвинения в адрес президента парировали тем, что российские поставщики преобладают в портфеле АвтоВАЗа. Удорожание компонентов от иностранных поставщиков было более значительным, чем от внутренних. Но поскольку их в портфеле смежников АвтоВАЗа небольшое количество, это удорожание оказало незначительный эффект на финансовые показатели завода.

Еще раньше в ноябре 2015 года Чемезов говорил, что «Ростех» не устраивает политика президента АвтоВАЗа в отношении сокращения рабочих мест. Только в 2015 году численность предприятия снизилась на 15% — до 44 тысяч человек, а годом ранее под сокращение попал каждый десятый.

Справка «РГ»

Контрольный пакет автопроизводителя принадлежит альянсу Renault-Nissan, блок-пакет — ГК «Ростех». Акционеры управляют АвтоВАЗом через компанию Alliance Rostec Auto BV. Renault, Nissan и Lada, бренд, принадлежащий АвтоВАЗу, совместно производят автомобили в Тольятти и на других заводах на территории России.

комментарий

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

АвтоВАЗу удалось продать около 1 тысячи Lada Xray

«Назначение Николя Мора не говорит о смене политики российского автозавода, но говорит об ее корректировке. Перед ним будут стоять те же задачи, другое дело, что новому главе автозавода, видимо, придется корректировать свои действия с учетом тех ошибок, которые в глазах акционеров допустил предыдущий глава Бу Андерссон.

Например, более аккуратно работать с российскими поставщиками, более осторожно сокращать персонал. Судя по его послужному списку, по его работе в Румынии, где ситуация на авторынке также была достаточно сложная, у Николя Мора есть все шансы справиться с поставленными задачами», — прокомментировал назначение автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

При этом список задач, подчеркивают эксперты «Российской газеты», достаточно обширен.

Так, среди них, например, рост продаж автомобилей, правильная маркетинговая политика — продвижение бренда автозавода, в том числе и за рубежом.

Ну и, конечно, повышение локализации производства, так как сегодня еще довольно много деталей, особенно в последних моделях Vesta и XRay, импортных, поделился своим мнением исполнительный директор информационно-аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Подготовил Тарас Фомченков

Николя Мор ранее был президентом и генеральным директором румынского автопроизводителя Dacia (входит в группу Renault). Стоит отметить, что ряд СМИ сегодня уже предвосхитил новое назначение, указав Николя Мора в качестве наиболее вероятного преемника ушедшего с поста главы российского автомобильного завода Бу Андерссона.

Последний покинул должность досрочно (его полномочия истекали только в конце 2016 года), одной из причин отставки назывались, в частности, огромные долги автозавода.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

АвтоВАЗ выпустит более 4 тысяч Lada для МВД России

«РГ» уже писала о том, какие главные задачи должен будет решить новый руководитель предприятия.

По мнению исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, к их числу относятся, например, рост продаж автомобилей, правильная маркетинговая политика — продвижение бренда, в том числе и за рубежом.

Ну и, конечно, повышение локализации производства, так как сегодня еще довольно много деталей, особенно в последних моделях Vesta и XRay, состоят из импортных комплектующих.

«Назначение Николя Мора не говорит о смене политики, но говорит о ее корректировке. Перед ним будут стоять те же задачи, другое дело, что новому главе автозавода, видимо, придется корректировать свои действия с учетом тех ошибок, которые в глазах акционеров допустил предыдущий глава, Бу Андерссон.

Например, более аккуратно работать с российскими поставщиками, более осторожно сокращать персонал.

Судя по его послужному списку, по его работе в Румынии, где ситуация на авторынке также была достаточно сложная, у Николя Мора, есть все шансы справиться с поставленными задачами», — прокомментировал назначение автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

У ваза многомиллиардные долги в рублях, евро и даже иенах

Прошлое интервью Юрия Целикова, опубликованное накануне Дня города, вызвало широкий общественный резонанс.

Поговаривают, что даже Николя Мор несколько раз его прочитал, оставшись недовольным критикой в свой адрес.

А впрочем, не это послужило поводом для нашей новой встречи с ветераном ВАЗа, а состоявшееся недавно собрание акционеров, на котором Юрий Кузьмич присутствовал, сделав для себя соответствующие выводы.

Читайте также:  Дополнение механической блокировкой дифференциала калины спорт: фото - всё о ремонте лада

– Уже второй год обращаю внимание, что акционеров на собрание приходит всё меньше, – начал беседу Целиков. – Если раньше в фойе несколько буфетов работало, то сейчас лишь один, да и то с совсем не щадящими ценами на пирожки и чай.

Помню, как в свое время при Комарове вообще бесплатно гостей кормили, а теперь вот экономят… Само собрание прошло без замечаний, правда, повеселил присутствующих Николя Мор, заявивший, что новый автомобиль «Веста кросс», который готовится к выпуску в Ижевске, имеет сексуальность во внешнем и внутреннем облике. Лучше бы он сказал, за счет чего планируется восстанавливать рентабельность, а то рост рынка продолжается, но АВТОВАЗ от этого процесса по-прежнему в стороне. Еще Мор отметил, что в научно-технический центр на работу примут около сотни новых инженеров. За это ему большое спасибо, как и за то, что возродил конференции молодых специалистов.

В общем, если в зале всё было официально и буднично, то в фойе – более душевно. Удалось со многими переговорить. Вот вы знаете, что на АВТОВАЗе есть директор по поиску талантов?

– Нет.

– Удивительно, но иностранные руководители ввели такую должность. Хотя, как мне рассказали, занимающий ее человек ничем себя не проявил. Еще я пообщался в перерыве с несколькими руководителями, которые втихую возмущаются последними решениями, принимаемыми на АВТОВАЗе. Там сейчас много недовольных (от простых рабочих до директоров производств), но говорить правду большинство из них боятся.

– На вас, видимо, надеются, Юрий Кузьмич…

– Возможно. Кстати, при моем участии депутат Госдумы Владимир Бокк написал письмо на имя Николя Мора, в котором выразил озабоченность тем, что происходит на предприятии. Чем именно? Программа выпуска искусственно занижается, дилеров душат почем зря… Реакция президента немного удивила.

Вот слушайте, что он ответил: «Хочу уверить вас, что на АВТОВАЗе работает высокопрофессиональная опытная команда. В своем письме вы перечислили ряд проблем, обвиняя в их возникновении службу по продажам и маркетингу.

Нам не известны ваши источники информации, но существенная ее часть не соответствует действительности.

В декабре 2016 года совет директоров АВТОВАЗа, в который входят представители основных акционеров, утвердил среднесрочный план развития компании.

Он включает полное обновление модельного ряда «Лада» в диапазоне цен от 400 тысяч рублей и ниже до 800 тысяч и выше, призванное обеспечить минимум 20 процентов доли рынка в России.

Коммерческий успех «Икс Рея» и «Весты» показывает, что расширение ценового диапазона хорошо принято потребителями.

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Также план включает модернизацию дилерских центров, увеличение локализации закупаемых комплектующих, сохранение квалифицированной рабочей и силы и социальной стабильности в Тольятти через создание индустриального парка… Любые утверждения о целенаправленном разорении дилерской сети выглядят как минимум абсолютно неоправданными и нелогичными. Основываясь на текущих прогнозах рынка, все составляющие плана развития компании должны вывести АВТОВАЗ на операционную прибыль к 2018 году и на полную загрузку производственных мощностей 2022-му.

– Интересный ответ. Получается, на заводе всё хорошо. А может, Мор просто боится правды, прислушиваясь к тем, кто ежедневно нашептывает на ухо, что на заводе всё хорошо. Например, к вице-президенту Яну Птачеку, отвечающему за продажи и маркетинг …

– Не думаю, что нашептывает именно Птачек. Он в этих вопросах придерживается нейтралитета, а вот его подчиненные (директора по продажам, по развитию дилерской сети) ведут свою игру, которая часто не стыкуется с некоторыми заявлениями того же Птачека. Он, может, и не во все нюансы вникает, поскольку большую часть времени в Москве проводит, руководя по интернету.

У нас с ним встреча запланирована на следующей неделе. Придется еще раз объяснить, какова ситуация на самом деле… Кстати, Мор пообещал Бокку личную встречу, но она до сих пор не состоялась. Пока со стороны президента есть лишь заверения, что в случае необходимости он может доказать свою правоту.

Так возьми и докажи! Мы ведь видим, что финансовое положение продолжает усугубляться. Долгосрочная часть заемных средств за год увеличилась с 85,1 до 92,1 миллиарда рублей, а краткосрочная – с 41,4 до 43, так что мы продолжаем занимать, причем не только в рублях и евро, но даже в японских иенах, о чем свидетельствуют данные бухгалтерского отчета.

Так о чём говорит Мор? Бокк ведь был директором механосборочного производства и в вазовских делах хорошо разбирается.

– Получается, что показатели эффективности управления заводом у всех разные…

– Столичная аудиторская компания «Эрнст и Янг» сделала следующее заключение: «За 2016 год публичное акционерное общество «АВТОВАЗ» понесло убытки в размере 35 миллиардов 467 миллионов рублей, а краткосрочные обязательства, по состоянию на 31 декабря, превышали оборотные активы на 61 миллиард 919 миллионов.

Стоимость чистых активов ПАО «АВТОВАЗ» по состоянию ту же дату имеет величину ниже установленного минимального размера уставного капитала. Это указывает на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ПАО «АВТОВАЗ» продолжать свою деятельность непрерывно».

Можно ли после этого верить словам господина Мора о том, что на заводе всё хорошо? И как он собирается за год-полтора выйти на безубыточность?

– То есть, на ваш взгляд, Мору хвалиться абсолютно нечем?

– При Андерссоне в 2015 году продали 414 тысяч 871 автомобиль, а при Море в 2016-м – 371 тысяча 814. Экспорт сильно упал – с 28 461 до 16 731. И это неудивительно, ведь уменьшился план выпуска почти всех моделей, за исключением «Весты» и «Икс Рея».

К примеру, «Грант» сделали на 44 тысячи меньше, «Ларгусов» – на 14,5 тысячи, внедорожников «Лада 4х4» – на 10 тысяч. Некоторые заводчане уже начали сожалеть, что Бу Андерссона убрали. Ведь именно он запускал популярные сейчас новые модели, а Николя Мор лишь пожинает плоды его трудов.

Кстати, в его ответе написано про коммерческий успех «Икс Рея» и «Весты», но не упоминается, что первая из этих моделей до сих пор является для завода убыточной.

– А в плане взаимоотношений с дилерами Бокк тоже сгущает краски?

– Видимо, по мнению Мора, все партнеры просто счастливы от таких взаимоотношений. И наверное, от счастья директор ульяновского дилерского центра обратился к руководству завода.

Он ни одной просрочки платежей с 2011 года не допустил, имеет высокий рейтинг финансовой надежности, но дирекция по развитию дилерской сети приняла решение не продлевать с ним договор с 1 января 2018 года.

Ссылаются на то, что этот дилер не стремится выполнять задания фирмы «Лада-Имидж» по закупке запчастей.

– Что за задание такое?

– «Лада-Имидж» требует дополнительно (на сумму более 10 тысяч рублей с каждого проданного автомобиля) покупать запчасти, большая часть из которых дилерам просто не нужна из-за их высокой цены.

Они на рынке гораздо дешевле, так что дилеры стараются по возможности избегать этих покупок. Да зачем далеко ходить! Буквально час назад стало известно, что на конвейере перестанут устанавливать на «Икс Реях» и «Вестах» декоративную крышку на двигатели.

Так вот, дилерам рекомендуют покупать эту самую крышку в «Лада-Имидже» по завышенной цене.

– А без этой крышки ездить можно?

– Можно, но двигатель грязный будет. Остается лишь догадываться, знает Мор об этом решении или нет? В общем, давление на дилеров продолжается.

Так вот, ульяновский директор в своем письме отметил, что, несмотря на полное отсутствие какой-либо выгоды, в этом году уровень закупок запчастей у фирмы «Лада-Имидж» значительно увеличился, однако на итоговое решение по продлению договора это не повлияло.

Он задается вопросом: какая необходимость в том, чтобы сломать нормально работающий бизнес, который приносит пользу автопроизводителю? Примерно такая же ситуация и на тольяттинской площадке. Договор продляют на полгода, а вложения инвестиций требуют на много лет вперед. Знаете сколько требований к дилерам согласно разработанной на АВТОВАЗе методике?

– Предположу, что около ста…

– Почти 300, а точнее – 297! Целый газетный разворот потребуется, чтобы все опубликовать. Сами понимаете, сложно не нарушить хотя бы несколько из них. Ну например: с днем рождения клиента не поздравили, туалет сделали в автосалоне на 12 метров дальше, чем нужно, плитку положили на пол не того цвета или размера…

– А кто продавать-то будет, если дилеров выдавливают с рынка?

– Как кто? Серые дилеры. Их и сейчас уже достаточно много, а будет еще больше. Странная политика, хотя применяют ее не ко всем. Недавно вот группу избранных дилеров (тех, кто в большой дружбе с вазовской дирекцией) отправили в Ижевск. Они присутствовали на презентации новинки «Веста кросс», а потом отмечали 20-летие основания МАД (Международная ассоциация дилеров).

– Если не ошибаюсь, вы возглавляли эту организацию… По телефону хоть поздравили?

– Нет, причем забыли не только про меня, но и про основателей ассоциации – Александра Зибарева и Владимира Кучая. Видимо, такие сейчас времена на АВТОВАЗе, когда о славном прошлом стараются не вспоминать, хоть часто используют слоган: «В истории сила».

– Как думаете, можно ли пожаловаться кому-то на Николя Мора? Есть ли в этом смысл?

– А что на него жаловаться? Финансовые результаты говорят о том, что Мор не сможет за два года вывести завод на безубыточность. Иногда складывается впечатление, что он уже готовит для себя запасной аэродром. Вернее, не так.

Он ведь бывший подводник, значит, на дно заляжет… Наверняка к нему есть претензии как в Москве, так и в Париже. Знаю, что автомобилей марок «Рено», «Ниссан» и «Датсун» в 2015 году реализовано 120 тысяч 420 штук, а в 2016-м – всего 92 тысяч 871.

Получается, что серьезно ушли в минус, однако эти убытки перекладываются на плечи АВТОВАЗа. Иностранцы ведь должны платить не только за аренду, но и за резервирование используемых не на 100 процентов мощностей. А они этого не делают.

И вообще, мне так и не удалось найти информацию о том, какую же прибыль получил АВТОВАЗ от того, что на линии «Б ноль» собирают иномарки. Просмотрел внимательно бухгалтерский отчет и сделал вывод, что нет там этих данных. Неужели такой большой секрет?

– Наверняка там много другой интересной информации…

– Конечно. К примеру, услуги сторонних организаций по сборке автомобилей обошлись заводу в 2015 году в 23,7 миллиарда рублей, а в 2016-м – уже 44,8. Львиная доля здесь – это затраты на ижевское производство «Весты». Выручка от продажи автомобилей в 2015 году была 170 миллиардов 452 миллиона рублей, а в 2016-м – 189 миллиардов 974 миллиона рублей.

  • – Выручка увеличилась при уменьшении плана сборки?
  • – Ну так цены-то они подняли…
  • – Вы согласны с утверждением Мора, что качество выпускаемой продукции за последнее время еще увеличилось?

– Когда руководители АВТОВАЗа начинают говорить об улучшении качества, это вызывает большие сомнения. Да, определенные сдвиги в этом направлении есть, однако зачастую позитивные цифры притянуты за уши благодаря грамотным считалкам. Как оценивается уровень качества? По количеству и временным промежуткам обращений клиентов с жалобами.

Но вы не забывайте, что программа выпуска автомобилей постоянно сокращается, а значит, меньше становится и обращений по поводу ремонта.

То есть цифры хорошие, с ними не стыдно отчитываться о проделанной работе, но разве это объективная оценка? Если такие качественные у нас автомобили выпускают, то почему затраты на их гарантийное обслуживание ежегодно прогнозируются в размере более полумиллиарда рублей?

Читайте также:  Шумоизоляция автомобиля ваз 2110 своими руками: видео - всё о ремонте лада

– Не секрет, что многие вазовцы недовольны положением дел на предприятии. Одних не устраивает зарплата, других – условия труда и сокращение льгот… Возможно, вы слышали, что один из активистов независимого профсоюза даже объявил голодовку неподалеку от здания заводоуправления…

– Не только слышал, но даже подъезжал туда. Голодовка – это не наш метод. Больше похоже на выпендреж. Я просил передать этому активисту следующее. Если он хочет, чтобы о нем узнала вся страна, пусть прикрутит себя к чему-нибудь французскими саморезами, как один чудак-художник на Красной площади…

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 26 (1154) 07.07.17 Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Юрий Целиков

Отзывают тысячи машин: на АвтоВАЗе признали проблемы с тормозами — КТВ-ЛУЧ

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

На предприятии хотят проверить работоспособность обратного клапана вакуумного усилителя тормоза.

Тольяттинский завод АвтоВАЗ объявил об отзыве более 12 тысяч своих автомобилей Lada Vesta, Xray, Largus. Это связано с тем, что появилась необходимость проверить работоспособность обратного клапана вакуумного усилителя тормоза.

О планах автогиганта заявили специалисты Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Речь идет о машинах вышеперечисленных марок, реализованных с сентября 2019 года по настоящее время.

— Уполномоченные представители изготовителей с помощью звонков или смс проинформируют подпадающих под отзыв владельцев автомобилей. Автолюбителям нужно будет предоставить транспортное средство в ближайший дилерский центр для проведения ремонтных работ, — сообщили в Росстандарте.

Чтобы понять, коснулась ли вас эта проблема, можно пробить VIN-код своего автомобиля по базе на сайте. При попадании под программу, нужно связаться с ближайшим дилерским центром и договориться о времени визита. Тогда водитель сможет рассчитывать на бесплатную замену обратного клапана вакуумного усилителя тормоза.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ В РУБРИКЕ «ОБЩЕСТВО»

Студентка Сызранского медико-гуманитарного колледжа заняла третье место. На днях, на базе самарского медицинского колледжа им. Н Л…
До последнего своего дня, он находился в журналистском строю. В Сызрани вспоминают участника Великой Отечественной войны, заслужен… Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада
Сплошная грязевая каша образовалась во дворе жилых домов. Жители соседнего Октябрьска пожаловались на опасное препятствие на и без…
Создатели проектов защитили свои идеи на публике. Накануне, 13 марта, в Сызранском филиале СамГТУ, прошел конкурс социально значим…
Температурные максимумы обновлены и в других населенных пунктах Самарской области. Синоптики сообщили об очередной череде температ…

ДЕЖУРНЫЙПО ГОРОДУ

Присылайте свои материалы и участвуйте в конкурсе! По итогам месяца автор самого лучшего, актуального и интересного материала получает ценные призы от телекомпании. Участвуй и выигрывай!

Мор сделал свое дело

«Ростех» объявил о смене главы АвтоВАЗа

Главе АвтоВАЗа Николя Мору, которому удалось значительно сократить убытки крупнейшего российского автоконцерна, ищут замену. Решение принято из-за назначения Мора руководителем регионального подразделения Renault, считает эксперт

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Игорь Агеенко / РИА Новости

О предстоящей смене главы АвтоВАЗа ​Николя Мора во вторник, 6 февраля, заявил Сергей Чемезов, гендиректор госкорпорации «Ростеха» — совладельца крупнейшего российского автопроизводителя.

«Решение есть, и Мор уже назначен руководителем регионального подразделения (регион Евразия) Renault, сейчас подбирают они. Как дадут кандидатуру, будем знать.

С нами должны согласовать это предложение», — объяснил Чемезов.

Мор с 1 января занимает должность операционного директора региона Евразия и старшего вице-президента Renault.

Представитель «Ростеха» пояснил РБК, что дата смены гендиректора АвтоВАЗа неизвестна. Представитель «Renault Россия» отказался от комментариев, как и директор по коммуникации региона Евразия компании Renault Шарлотта Фавр. Представитель АвтоВАЗа сообщил, что ему ничего неизвестно об отставке Мора, и добавил, что пока Мор планирует совмещать обе должности.

Источник «Интерфакса», знакомый с планами компании, утверждает, что преемником Мора может стать нынешний исполнительный вице-президент по производству и управлению цепочкой поставок АвтоВАЗа Алеш Братож. В Renault отказались комментировать слухи. Источник РБК в «Ростехе» сообщил, что Renault еще не представил кандидатуру на пост Мора.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов считает, что отставка Николя Мора может быть связана с его новой должностью в Renault, потому что ему будет сложно совмещать две разноплановые позиции.

«Мы видели, что финансовое положение компании значительно улучшилось при Море, но работа по сокращению убытков началась еще при Андерссоне, которому пришлось в кризис буквально возрождать компанию.

Поэтому неправильно говорить, что Мор возродил компанию из убытков», — считает Беспалов. По его словам, Мор пришел на АвтоВАЗ в более благоприятной ситуации на рынке.

По мнению Беспалова, трудно сказать, кто может занять пост главы АвтоВАЗа, но кандидат будет утверждаться французской стороной.

Николя Мор возглавил АвтоВАЗ в апреле 2016 года, до этого он занимал пост президента румынского автопроизводителя Dacia, входящего в группу Renault-Nissan.

На посту презид​ента АвтоВАЗа Мор сменил ушедшего в отставку по собственному желанию Бу Андерссона.

Мор продолжил стратегию Андерссона по сокращению издержек предприятия, привлечению новых поставщиков, выпуску новых моделей (увеличение доли Lada на рынке) и выходу предприятия на операционную прибыль.

Сокращению убытков автоконцерна также способствовал план по оздоровлению АвтоВАЗа, подготовленный акционерами. В конце 2016 года, проведя первый этап допэмиссии, компания привлекла 26,1 млрд руб., а в состав акционеров вошла «дочка» «Ренессанс Капитала» Renaissance Securities Limited (24,05%).

Второй этап допэмиссии на 9,25 млрд руб., который начался в июле 2017 года, должен завершиться в первом квартале 2018 года. Как ранее сообщал Чемезов, на этом процесс финансового оздоровления компании будет завершен.

В 2017 году АвтоВАЗ продал 311,6 тыс. автомобилей, на 17% больше, чем годом ранее. По собственным данным компании, ее доля на рынке достигла максимума за шесть лет — 20,5%. В октябре по итогам девяти месяцев 2017 года АвтоВАЗ впервые за пять лет показал операционную прибыль (1,9 млрд руб.).

Чтобы сократить издержки, Мор пошел на массовые увольнения. В 2016 году число сотрудников АвтоВАЗа сократилось на 9,7%, до 43,3 тыс. человек.

1 июня в интервью телеканалу РБК на Петербургском международном экономическом форуме глава автоконцерна Николя Мор сообщал, что к концу 2017 года сокращения коснутся более 2 тыс. человек. Всего за 2017–2018 годы АвтоВАЗ сократит более 8 тыс.

сотрудников, сообщал в июле 2017 года полпред президента в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич.

В июне 2017 года Чемезов сообщал, что АвтоВАЗ изменит структуру собственников: «Ренессанс Капитал» продаст свою долю, а «Ростех» и Renault-Nissan перейдут к прямому владению концерном.

Когда «Ренессанс Капитал» выйдет из числа акционеров, Чемезов не уточнил. По его словам, через год-полтора «Ростех» планирует ликвидировать СП Alliance Rostec Auto B.V.

и перейти к прямому владению АвтоВАЗом с Renault-Nissan в пропорции 25 на 75.

В сентябре 2017 года Renault выкупил пакет Nissan, увеличив свою долю в СП с 64,6 до 82,45%, косвенную долю в АвтоВАЗе — ​с 40,7 до 53,3%.

Николя Мор покинет «АвтоВАЗ»

Комментарии Н. Мора о «АвтоВАЗе» и о производимой продукции - всё о ремонте Лада

Максим Стулов / Ведомости

«Ростех» и французский автомобилестроительный концерн Renault обсуждают смену президента «АвтоВАЗа», кандидатура на смену действующему президенту компании Николя Мору пока подбирается, заявил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов во вторник (его слова передал «Интерфакс»).

Мор с 1 января 2018 г. стал операционным директором региона Евразия и старшим вице-президентом Renault, при этом сохранил пост президента «АвтоВАЗа». Представитель «АвтоВАЗа» сказал, что Мор продолжает работать в этих должностях, большую часть времени проводит в России. От дальнейших комментариев он отказался.

Кандидатуру подбирает Renault, она будет согласовываться с «Ростехом», пояснил представитель госкорпорации. Представитель Renault на вопросы не ответил. Человек, близкий к одному из акционеров, пояснил, что у акционеров претензий к Мору нет – он пошел на повышение.

По его словам, смена президента «АвтоВАЗа» произойдет в мае. По словам топ-менеджера одной из крупных дилерских компаний, это, скорее всего, будет один из нынешних заместителей Мора, занимающийся производством.

Преемником может стать исполнительный вице-президент по производству и управлению цепочкой поставок «АвтоВАЗа» Алеш Братож, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник.

Мор проработал на «АвтоВАЗе» меньше двух лет. Он возглавил компанию в марте 2016 г. (до этого руководил румынской Dacia), сменив Бу Андерссона. Наследство ему досталось тяжелое: в 2015 г. «АвтоВАЗ» получил рекордный убыток в своей истории – почти 74 млрд руб.

«Основная моя цель сейчас – вернуть компанию к прибыльности, – говорил Мор в интервью «Ведомостям» после назначения президентом «АвтоВАЗа». – Это займет какое-то время, самый ранний срок – 2018 г. Многое будет зависеть от рыночных условий. Конкретных сроков акционеры не требуют.

Они терпеливы и понимают сложившуюся ситуацию».

По итогам девяти месяцев 2017 г. «АвтоВАЗ» впервые за пять лет стал прибыльным на операционном уровне. Основная деятельность тогда принесла «АвтоВАЗу» 1,9 млрд руб. прибыли по МСФО, чистый убыток составил 4,5 млрд руб.

«АвтоВАЗу» помогла оптимизация расходов компании, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.

Этим занимался и предшественник Мора, но излишняя, по мнению «Ростеха», жесткость при сокращении штата, а также активная закупка иностранных комплектующих стоили Андерссону кресла президента «АвтоВАЗа».

Сокращение штата продолжилось и при Море, но он делал это мягко – людям помимо выходных бонусов предлагалась помощь в дальнейшем трудоустройстве, в том числе с помощью созданного индустриального парка. Вторая причина – рост продаж Lada, продолжает Беспалов. Они начали расти еще летом 2016 г., когда рынок продолжал падать (вернулся к росту весной 2017 г.).

Помимо общего оживления рынка компании помогла популярность новинок – Vesta и Xray. При Море семейство Vesta расширилось – к седану добавился универсал и его cross-версия, а в январе Vesta стала самой продаваемой моделью в России.

Улучшить финансовое положение «АвтоВАЗа» помогли и его основные акционеры – за счет допэмиссии, в которой участвовала Renault, напоминает Беспалов.

Так что новому президенту «АвтоВАЗа» можно будет заниматься не столько антикризисным управлением, сколько дальнейшим развитием компании, резюмирует эксперт.-

В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой

Мор на АвтоВАЗе

Николя Мор был избран новым президентом АвтоВАЗа на место уходящего 4 апреля Бу Андерссона. Сможет ли француз сделать то, что не удалось колоритному шведу?

Кто такой Николя Мор?

Николя Мор — человек из команды Renault. С 2014 года он является главной Renault в Румынии, равно как и директором румынской марки Dacia, принадлежащей Renault.

Dacia, к слову, компания серьезная. Logan, Duster и их производные в Европе продаются именно как «Дачии», и разработаны они были здесь же, в Румынии.

С местных заводов машинокомплекты для сборки «логанообразных» поступали раньше в Россию (сейчас «Логаны» изрядно локализованы), и здесь разработана новая Lada X-Ray на базе Renault Sandero.

Другими словами, месье Мора переставляют с руководства одним национальным «филиалом» Renault на другой.

Инженер и математик по образованию, Мор имеет управленческую степень MBA и до прихода в Renault в 2000 году работал в компаниях, которые поставляют компоненты автопроизводителям, например, Valeo и Faurecia.

С приходом в Renault он занимал весьма разнообразные управленческие должности, которые включали и работу с поставщиками, и контроль качества.

В 2006 он стал руководителем румынского моторного завода, который делал силовые агрегаты как для Dacia, так и для Renault. А с 2014 года Мор уже глава всей марки Dacia, а заодно отвечает за другие виды деятельности Renault в Румынии, включая продажу машин и производство компонентов для остальных заводов Renault.

Что должен сделать Николя Мор?

Список его задач вытекает из списка претензий, который акционеры предъявили Бу Андерссону накануне увольнения.

Несмотря на множество теорий заговора вокруг шведа, глава «Ростеха» Сергей Чемезов в качестве основной претензии «выкатил» убыточность предприятия из-за чрезмерного увлечения импортными компонентами. А именно, Бу Андерссон пошел по пути наименьшего сопротивления, и вместо развития местных поставщиков увлекся ввозом «долларовых» компонентов, что сказалось на себестоимости машин.

Соответственно, уже сейчас глава Минпромторга Денис Мантуров обозначил задачу Николя Мора, как увеличение локализации автомобилей «Лада», переход на российские компоненты и снижение себестоимости.

Кроме того, ранее сообщалось, что управленческую структуру АвтоВАЗа «апгрейдят» еще одной должностью, которая будет выше президента завода и не позволит ему проводить самостоятельную социальную политику.

Будет ли введен подобный ментор или нет, пока неясно, но очевидно, что «Ростех» постарается создать хотя бы видимость смягчения кадровой политики.

Напомним, что массовые сокращения персонала АвтоВАЗа были еще одним пунктом обвинения Бу Андерссона.

Читайте также:  Lada vesta. стойки стабилизатора. диагностика - всё о ремонте лада

Наконец, глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон накануне увольнения Бу Андерссона отметил, что новому руководителю нужно будет сохранить курс, заданный шведом, в области технического развития и работы над повышением качества.

Справится ли Николя Мор?

Послужной список Николя Мора говорит о достаточно высокой квалификации: помимо номинальных должностей, он также входил во множество комитетов, вел переговоры от лица Renault с другими компания (например, с Mercedes-Benz об обмене технологиями), заключал контракты на миллионы евро и контактировал с румынскими властями. Поэтому формально задачи, которые ставятся перед ним акционерами АвтоВАЗа, не являются для него чем-то необычным.

Что касается масштабов, то АвтоВАЗ крупнее румынского завода Dacia близ Питешти (при условии полной загрузки), однако в денежном выражении бизнес в Румынии был крупнее. Поэтому ни размеры завода, ни структура обязанностей не должны пугать мсье Мора.

С другой стороны, если Бу Андерссон перед приходом на АвтоВАЗ имел опыт работы на ГАЗе, то Николя Мору придется постигать российскую специфику на ходу. Это может стать для него главным вызовом, потому что АвтоВАЗ с его бурной и сложной историей таит в себе множество нюансов, которые могут ошарашить западного управленца.

Например, в прежние времена завод оброс «придворными» поставщиками, и попытки навести порядок в этой области привели Бу Андерссона к многочисленным скандалам, а в конечном итоге — к увольнению. Как и швед, Николя Мор имеет большой опыт работы с поставщиками, однако в европейской системе координат, а не российской.

Румыния — член Евросоюза, а Dacia имела исторические связи с Renault, начиная с выпуска лицензионных моделей французской компании. Приобретение Dacia состоялось в 1999 году, поэтому марка хорошо интегрирована в структуру концерна и западный автопром вообще. Чего не скажешь об АвтоВАЗе, который до сих пор остается национальным производителем.

Ограничения в области кадровой политики также добавляют сложностей на фоне падающего рынка. Тем более что в сферу интересов «Ростеха» попадают сотрудники некоторых смежников, а не только самого АвтоВАЗа.

Николя Мор никогда не работал в условиях кризиса и глубокой реформации уже устоявшихся предприятий.

Например, к руководству Dacia он пришел в момент, когда продуктовая линейка компании была значительно обновлена, и спрос на Dacia продолжал расти.

Зависимость АвтоВАЗа от внутреннего рынка России — это резкий контраст по сравнению с Dacia, которая экспортирует 93% от общего объема выпуска в благополучную Европу и на другие рынки.

Впрочем, есть и факторы, говорящие в пользу Николя Мора. Так, для Румынии характерен ряд проблем, с которыми француз столкнется в России. Например, в одном из интервью он жаловался на неразвитую дорожную инфраструктуру Румынии, что мешает логистике автозаводов Dacia и Renault.

Николя Мор работал с местным правительством, реализуя программы по развитию авторынка, и подобный же подход характерен для России.

Наконец, он вынашивал планы по развитию бренда Dacia, например, организовал инженерный штаб по созданию систем автономного управления (что, впрочем, несколько диссонировало с идеологией доступного бренда).

Что изменится на АвтоВАЗе?

В первое время, скорее всего, не многое. Lada Vesta сегодня является единственной моделью АвтоВАЗа с положительной динамикой продаж, и к ней, возможно, присоединится Lada X-Ray. Поэтому рубить эти направления акционеры и непосредственно Мор будут вряд ли.

Не исключено, что кадровые перестановки будут в ближайшем окружении президента, поскольку индивидуалист Бу Андерссон подбирал команду под свой стиль руководства.

В долгосрочной перспективе стоит ожидать значительно большей интеграции АвтоВАЗа в структуры Renault, например, с точки зрения унификации компонентной базы.

Причем речь может идти и об экспорте комплектующих, сделанных в России, на другие предприятия альянса Renault-Nissan — подобный шаг мог бы создать условия для развития смежников АвтоВАЗа.

Правда, для этого понадобятся почти революционные преобразования сектора и долгосрочные инвестиции.

Николя Мор проработал в Renault уже 16 лет, поэтому, скорее всего, он будет мыслить более «корпоративно», чем Бу Андерссон. Последнее может угрожать инженерным потенциям АвтоВАЗа, и не исключено, что новые модели Renault и АвтоВАЗа будут гораздо более близки, чем сейчас.

Как и в случае с компонентами, речь может идти и об экспорте российских решений, например, один из вариантов предполагает использование платформы Vesta для нового Renault Logan. Подобные работы вполне могут поручить румынскому крылу Renault, с которым Николя Мор хорошо знаком.

Возможно, главный прорыв, который мог бы совершить месье Мор — это организация полномасштабного экспорта «Лада» и контрактных моделей АвтоВАЗа в Европу и другие страны.

На его стороне — опыт работы с западными дилерскими сетями и прямой выход на руководство Renault. Другое дело, что вопрос экспорта помимо организационных проблем связан с политической волей того же концерна Renault.

Впрочем, с учетом почти фатального падения спроса в России, главный акционер АвтоВАЗа должен быть заинтересован в поиске новых рынков.

Два года Мора: у «АвтоВАЗа» новый президент («Газета.Ru»)

Глава «АвтоВАЗа» француз Николя Мор, как и ожидалось, 1 июня покинул свой пост. Место Мора занял его соотечественник Ив Каракатзанис – его кандидатуру утвердили акционеры компании Renault и «Ростех».

Эксперты оценили усилия Мора в запуске новых моделей, работе над экспортом и снижению убытков, но констатируют, что ему так и не удалось вывести предприятие на работу в прибыль.

Перед его преемником стоит тяжелая задача – загрузить 60% простаивающих мощностей.

С 1 июня 2018 года у отечественного «АвтоВАЗа» в очередной раз сменился президент. Вместо француза Николя Мора президентом предприятия стал его соотечественник – Ив Каракатзанис.

Уход Мора, который проработал главой автогиганта более двух лет (он вступил в эту должность 4 апреля 2016 года), в отличие от его предшественника, шведа Бу Андерссона, не получил скандальной окраски и связан с повышением Мора. Зимой 2018 года его назначили старшим вице-президентом Groupe Renault и руководителем региона Евразия.

До президентских выборов Мор успешно совмещал эти две должности, но всем было понятно, что график работы получался слишком напряженным и долго так продолжаться не будет.

2 февраля генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что госкорпорация совместно с французским автомобилестроительным концерном Renault обсуждает смену президента «АвтоВАЗа», и уже 16 апреля стало известно о будущем назначении Каракатзаниса. Тем не менее, Мор продолжит тесно работать с ПАО «АвтоВАЗ» в качестве заместителя председателя Совета директоров Общества.

Последние два года Каракатзанис возглавлял Renault Румыния и до 30 апреля занимал пост президента и генерального директора компании Automobile Dacia SA. Он родился в 1964 году в Марселе (Франция).

Получил инженерную степень в Ecole Centrale de Paris и начинал свою карьеру в компаниях Bossard Consultants и Hewlett Packard. В 2013 году он стал старшим вице-президентом по производству и логистике в регионе Евразия Groupe Renault.

С апреля 2016 года Каракатзанис работал на должности генерального директора Groupe Renault Румыния и президента-генерального директора Automobile Dacia SA.

Мор у руля

До прихода на «АвтоВАЗ» Николя Мор являлся генеральным директором Renault в Румынии, где руководил всей коммерческой и производственной деятельностью компании. Одновременно он занимал должность президента – генерального директора акционерного общества Automobile Dacia SA, одной из самых быстрорастущих автомобильных марок в Европе и крупнейшей частной компании Румынии.

На сотрудников «АвтоВАЗа» Мор произвел положительное впечатление. «Мор очень спокойный, вдумчивый, сразу громких обещаний не давал, – рассказывал «Газете.Ru» источник на «АвтоВАЗе», присутствовавший на первой встрече с Мором.

– Если Андерссон много пиарился, то этот человек произвел на нас впечатление простого работяги». В интервью «Газете.

Ru» Мор рассказывал, что «очень бы хотел вернуть россиянам веру и гордость за предприятие, марку Lada и сам Тольятти».

Также Мор рассказывал о планах запустить восемь новых моделей и восемь новых фейслифтингов моделей до 2025 года.

После седана Lada Vesta, вышедшей еще во «время Андерссона», на рынке с приходом Мора появились высокий переднеприводный кроссовер Lada XRay, универсалы Lada Vesta SW и SW Cross, а также седан высокой проходимости Lada Vesta Cross. Кроме того, было принято историческое решение прекратить производство моделей Lada Priora и Kalina. Новые модели «АвтоВАЗ» намерен показать на Московском международном автосалоне осенью 2018 года.

Убытки в наследство

На момент прихода Мора стало известно, что в 2015 году «АвтоВАЗ» понес 73,85 млрд рублей убытков. К этому, в частности, привели действия Бу Андерссона, который слишком часто обращался за комплектующими к иностранным производителям вместо местных поставщиков и пошел по очень простому пути.

В 2016 году чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО составлял 44,8 млрд рублей. А по итогам деятельности в 2017 год чистый убыток «АвтоВАЗа» по МСФО составил 9,7 млрд рублей. В компании это связали с затратами на реструктуризацию, составившими 2,2 млрд руб., затратами на обслуживание по-прежнему высокой долговой нагрузки (7,3 млрд руб.

– общие долги предприятия составляют 70 млрд руб.), а также однократным списанием в одном из совместных предприятий. При этом всего по итогам 2017 года Группа «АвтоВАЗ» увеличила консолидированную выручку до 225,6 млрд руб. (+22% к 2016 году).

Денежные потоки от операционной деятельности составили 8,7 млрд рублей в 2017 году, а свободный денежный поток достиг 3,9 млрд рублей, операционная маржа составила 1,6 млрд руб.

Что касается вопросов о выходе на безубыточную работу, то в 2016 году Мор заявлял о том, что его цель – сделать «АвтоВАЗ» прибыльным уже с 2018 года, но в феврале скорректировал планы, заявив, что «предприятие имеет цель выйти на безубыточность в 2020 году».

Эксперты: убытки так и остались

Аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов в беседе с «Газетой.Ru» заявил, что Мору не удалось преодолеть негативную тенденцию получения «АвтоВАЗом» убытков.

«Пресс-релизы, говорящие об «операционной прибыли», могут ввести в заблуждение только людей, никогда не читавших финансовые отчеты, – сказал Антонов.

– Убыток вместо чистой прибыли в 2016 и 2017 годах говорит лучше любых новостей об обновлении модельного ряда: компания неэффективно расходует средства, зарабатывает меньше, чем тратит, даже с учетом сокращений персонала, с учетом сокращения непроизводственных расходов.

Сам Мор возвращение к прибыли прогнозировал очень осторожно и говорил неуверенно о 2020 годе. Но «АвтоВАЗ» – предприятие коммерческое, а не благотворительное, и как любое коммерческое предприятие, целью своей работы оно должно ставить прибыль».

Эксперт также обратил внимание на то, что у «АвтоВАЗа» один из самых низких показателей загрузки мощностей среди российских автопредприятий – всего около 40%.

«Смена топ-менеджера в такой короткий срок не может означать, что результаты его работы оценены положительно: скорее, это говорит о том, что акционеры ищут некого руководителя с «секретным ингредиентом», который сумеет реорганизовать давно сложившуюся систему отношений в коллективе управленцев компании и непосредственно на конвейере, и акционеры будут перебирать кандидатуры бесконечно, – считает Антонов. – Потому что «секретный ингредиент» находится в традиции производства и сбора автомобилей, в производительности труда на линии и контроля за ней, а не в руководителе. Новому руководителю нужно загрузить оставшиеся 60% мощностей новыми моделями и при этом не сгенерировать новый убыток. Задача практически невыполнимая».

В свою очередь, управляющий партнер Экспертной группы «Veta» Илья Жарский назвал Мора типичным кризис-менеджером.

«Можно сколько угодно говорить о том, что «АвтоВАЗ» пережил пик кризиса продаж не столько благодаря умелому управлению команды Мора, а исключительно при активной поддержке со стороны государства, – заявил Жарский. – Но именно при Море «АвтоВАЗ» начал теснить конкурентов и вернул впервые за шесть лет долю 20,5%, именно при нем начал активно расти экспорт (в 2017 году вырос на 31%).

При нем же «АвтоВАЗ» сделал ставку на самые дорогие в своей линейке модели Vesta, попав в десятку, поскольку и Huyndai, и Kia с очередным обновлением повысили качественные характеристики Solaris и Rio, с которыми ни Kalina, ни Granta, ни уж тем более морально и технически устаревшая Priora просто не смогли бы конкурировать по комфорту и качеству.

Ставка на XRay и сегмент SUV тоже оказалась верной».

Эксперт согласен с мнением о том, что пока что говорить о преодолении финансовых проблем «АвтоВАЗа преждевременно, но считает, что самое страшное уже позади.

«В целом «черная полоса» «АвтоВАЗом» успешно преодолена, чего нельзя сказать о российском рынке в целом. Кризис-менеджер уже не нужен, а нужна команда, способная укрепить с большим трудом достигнутые успехи, а также продолжить интеграцию АвтоВАЗа в Renault», – сказал Жарский.

«Газета.Ru»

Ссылка на основную публикацию