Балансировка. что это такое и для чего применяется — всё о ремонте лада

Начинающие, а иногда и более опытные автомобилисты игнорируют процедуру балансировки, а ведь это жизненно важная операция. От правильно отбалансированных колес зависит не только комфорт при вождении, но и безопасность, правильная работа и срок эксплуатации подвески.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Поэтому автовладельцам стоит знать о балансировке всё.

Когда надо балансировать колеса в машине

Специалисты считают, что балансировка необходима после монтажа новых покрышек. Также следует проходить данную процедуру, если выполнялась перебортовка. Более того – стоит проходить балансировку регулярно, так как имеется масса причин, по которым идеальные настройки сбиваются.

Самая популярная причина – попадание в яму. Это приводит к деформациям диска и смещению центра тяжести. А смещение центра тяжести – это дисбаланс.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Вторая причина, которая распространена гораздо меньше – это неточность колесных дисков и покрышек. Влиять может неверная геометрия, неоднородные материалы, даже незначительное отклонение размеров.

Установка и подключение кнопки Старт/Стоп с алиэкспресс

Среди признаков дисбаланса можно выделить:

  • Биение и вибрации руля. При этом проверять необходимо переднюю пару колес;
  • Вибрация задней части автомобиля.

Когда нужно ехать на балансировочный стенд:

  • При смене шин по сезону. Процесс балансировки необходим, даже если имеется два комплекта резины и дисков. После того, как сезон успешно завершен, диски с резиной отправляются на хранение часто без предварительной балансировки;
  • При серьезных ударах покрышки, например, после попадания в яму или при форсировании лежачих полицейских на скорости;
  • По пробегу – каждые 15 000 км. А тем, кто любит ездить агрессивно, балансировка рекомендуется в два раза чаще.

Что такое дисбаланс колеса и его последствия

Колесо автомобиля – это объект вращения. Он должен иметь следующие важные признаки:

  • Ось симметрии;
  • Центр тяжести, расположенный на оси вращения;
  • Каждая точка на колесе должна быть равноудалена от центра тяжести.

Балансировкой специалисты добиваются снижения до допустимого уровня дисбаланса.

Дисбаланс – это отклонение центра тяжести колеса.

Процесс осуществляется путем добавления к ободу диска специальных грузиков, тем самым уравновешивая колесо.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Можно выделить три вида дисбаланса:

  • Статический, который происходит, если центр тяжести смещается относительно оси вращения. При этом масса не может равномерно распределяться по окружности. В результате получается вертикально направленные вибрации. Последствия статического дисбаланса – это неравномерный износ резины, низкий уровень комфорта при движении, снижение надежности подвески;
  • Динамический. Он происходит, когда пресекаются оси вращения и инерции. При этом центр тяжести получается на оси вращения. Масса рассредоточивается по окружности неравномерно;
  • Комбинированный – здесь оси инерции и оси тяжести смещаются друг относительно друга.

Когда колесо вращается с высокими оборотами, даже незначительный дисбаланс будет вызывать резкую динамическую неуравновешенность колеса относительно оси.

При этом появляются ощутимые вибрации, как в боковом, так и в радиальном направлении. Особо влияет на комфорт и управления дисбаланс колес передней оси. В результате существенно ухудшается управляемость.

Статья по теме: Почему не загорается лампа давления масла при включении зажигания

Увеличивается износ покрышек и деталей ходовой части, значительно повышается шум в процессе езды. Дисбаланс периодически действуют на покрышку в виде ударной нагрузки при качении – это вызывает чрезмерное перенапряжение каркаса шины и сильный износ протектора.

Сильный дисбаланс имеется в покрышках после ремонта с наложением пластыря. Пробег отремонтированной покрышки, но неотбалансированной, снижается на 25% по сравнению с отбалансированной. Вредные последствия будут возрастать с ростом скорости езды, нагрузок, температуры воздуха.

В зависимости от того, как расположены колеса и какие функции они выполняют, нагрузка на покрышки неодинаковая. Если дорога имеет выпуклый профиль, то перегружены правые колеса.

Тяговое усилили нагружает и приводит к износу покрышек на ведущей паре колес. Если не менять колеса с ведущей оси на ведомую, то неравномерный износ может достигать целых 18%.

Все этапы процесса

На СТО и станциях шиномонтажа мастера устраняют дефекты неравномерно разделенной массы с помощью компенсирующих грузов в определенных местах. Процесс выполняется на специальном оборудовании.

Оборудование автоматически определяет место, куда нужно установить грузик. В компьютер вносят размеры колеса. Затем оборудование выберет оптимальную точку для дополнительно груза. Это статическая балансировка.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Какой тип груза использовать, зависит от диска и его параметров. Это может быть цинковый либо свинцовый груз. Они отличаются по весу – обычно вес составляет от 5 до 100 грамм.

Существует и динамическая балансировка, правда, эту услугу оказывают далеко не везде. Дело в оборудование – в большинстве случаев оно очень старое. Чем шире колесо, тем больше шансов, что появится динамический дисбаланс.

Это интересно: Почему перестал работать парктроник (причины, диагностика, ремонт)

Финишная балансировка выполняется после статической и если это возможно – после динамической. Когда автомобиль вывешен, под колеса устанавливают специальное оборудование, колеса раскручивают до высоких скоростей, система выполняет замеры и отмечает места, куда должен быть установлен груз. Также система сама рассчитывает вес груза.

Для такого процесса необходимо серьезное оборудование, имеющееся только в профессиональных колесных центрах.

Существует и автоматическая балансировка, но она не для легковых, а для грузовых авто. В колесо мастер засыпает специальную гранулу, бисер, песок. В процессе движения за счет центробежной силы материал притягивает к шине внутри.  В результате получается самобалансировка. Очень жаль, что технология недоступна для легковых авто.

Оборудование

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Оборудование бывает разное – стационарное и мобильное. Стационарные станки могут определять величину неуравновешенности только демонтированного колеса. Данные станки могут иметь электрический или же ручной привод.

На первых моделях диск крутится за счет электромотора. Во втором случае – его нужно крутить вручную. Не важно, что заставляет диск вращаться – на точность это ни капли не влияет.

Простые модели станков работают со стальными дисками и с несколькими видами литых. Более сложное оборудование может без проблем работать с дисками любых конструкций. Программа сама способна размещать грузик в любой  точке.

Электронная часть серьезных стендов способна выполнять массу полезных функцией. К примеру, она может делить большие грузы на много мелких с разнесением их в разные точки. Данные режим действует, если дисбаланс огромный.

К сведению: Почему течет масло из двигателя, как найти и устранить протечку

В этом случае стенд показывает несколько точек. Еще полезная функция – оптимизация. Электроника анализирует дисбаланс шины и диска, затем находит оптимальное положение друг относительно друга, тем самым обеспечивая максимальный баланс. С помощью данной функции можно снизить количество грузов на диске.

Мобильное оборудование – это подкатные стенды под автомобиль. С ними можно проводить балансировку, не снимая колес. Плюсы в том, что стенд учитывает и другие вращающиеся массы – это могут быть ступицы, тормозные диски или барабаны. Чаще всего такие стенды применяют для финишных работ после стационарного стенда.

Как правильно делается балансировка

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Колесо тщательно очищают, затем устанавливают на станок. Далее оборудование рассчитывает вес грузиков и точки для монтажа.

Слесарь устанавливает грузик и проверяет баланс. Если все показатели в норме, то колесо устанавливают на автомобиль. Если баланса нет, то процесс продолжается дальше.

Ошибки

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Существует ряд правил, которые нужно соблюдать:

  • Диск нужно тщательно очистить. Грязи обычно много на внешней и на внутренней части. Автоматика рассчитывает вес грузиков. Если работать с грязным диском, то можно потерять баланс уже на первой кочке, когда от диска отвалится крупная грязь;
  • Обязательно снимают все старые грузики;
  • Часто бывает, что покрышка просто не встала на место. Снаружи этого не видно, а на процесс балансировки это влияет;
  • Колпаки и другие аксессуары могут добавить дисбаланс.

Эти ошибки часто допускают на шиномонтажных мастерских, ведь там работают не на качество, а на объем и скорость.

Как понять, что колеса отбалансированы

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Как было описано выше, без специального стенда сложно сказать отбалансированы колеса или нет. Но если при движении на высоких скоростях отсутствуют вибрации, если износ покрышек равномерный, если нет посторонних шумов, а езда стала комфортной, тогда баланс правильный.

Балансировка колес: что это и зачем, как часто нужно делать, необходимое оборудование и виды дисбаланса

Процедура балансировки колёс используется недавно. Водители пренебрегают ей, поскольку не знают всех тонкостей и преимуществ операции, вспоминая о ней только тогда, когда руль начинает дрожать и вибрировать при каждом повороте. В статье рассказывается о балансировке колёс, что это и зачем её нужно проводить.

Балансировка колёс – это процедура предотвращения дисбаланса между колёсами, дисками, ступицами, деталями подвески и креплениями. Необходимость периодического проведения операции обусловлена центробежной силой.

В процессе балансировки масса колеса располагается равномерно относительно его центра. При правильном выполнении процедуры уменьшается вибрация во время эксплуатации автомобиля, увеличивается срок службы подшипников и автомобильных шин.

Преимущества балансировки колёс:

  1. Комфортная езда на дорогах любого вида и качества.
  2. Отсутствие лишних шумов из автомобильных колёс.
  3. Увеличение эксплуатации колёс.
  4. Удобство в управлении автомобилем на различных скоростях.
  5. Автомобильные шины изнашиваются со всех сторон одинаково и равномерно.

Балансировка колёс требуется любому автомобилю, независимо от состояния дисков, покрышек и новизны модели.

Последствия отказа от балансировки колёс:

  • Частая поломка подшипников.
  • Вибрация руля во время эксплуатации автомобиля.
  • Ранний и неравномерный износ автомобильных шин.
  • Шум в салоне.
  • Скорая неисправность амортизаторов.
  • Небезопасность движения, по причине приобретения каждым колесом своей центробежной силой.
  • От вибрации колёс в запущенных случаях болты выкручиваются, шаровая опора вылетает или отваливается.

Зачем нужно проводить процедуру

Неопытные водители сомневаются даже после приведённых последствий отказа от балансировки колёс, которые могут быть самыми непредсказуемыми: от некомфортной езды до поломки ходовой части автомобиля.

Езда на автомобиле со скоростью 90 км/ч с разбалансированными колёсами четырнадцатого размера всего на 20 г сравнима с ударом по части подвески кувалдой массой в 3 кг. За минуту происходит порядка восьмисот таких ударов.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Вибрации и биения руля являются одними из последствий неотбалансированных колёс

Никто не заставляет проводить балансировку автомобиля, и не существует законов, принуждающих сделать это, но нужно понимать, что отремонтировать машину будет стоить намного дороже.

Дисбаланс – это присутствие в автомобиле неуравновешенных частей, находящихся в движении: ступиц, барабанов и шин, которые изменяют в худшую сторону управляемость транспортного средства.

Из-за неправильной балансировки одного колеса происходит дисбаланс. Центр тяжести колеса должен лежать на оси вращения равноудалённо от всей поверхности.

Читайте также:  Стала известна дата выпуска серийного производства лада веста универсал. - всё о ремонте лада

Если это условие не выполняется, колесо считается неотбалансированным. Важно помнить, что идеально симметричным колесо быть не может, поскольку и на производстве существуют свои погрешности.

Статистический дисбаланс встречается достаточно редко. Он возникает при параллельности оси инерции и оси вращения. Масса неправильно распределена на всей оси вращения. Центр тяжести смещён в одну сторону, а диск по всей поверхности. Этот дисбаланс легко заметить: авто подскакивает на любой скорости, а рулить становиться невозможно. В таких условиях быстро разбивается подвеска.

Динамический дисбаланс возникает чаще статистического. Чаще ему подвержены обладатели широких шин. Дисбаланс возникает из-за несовпадения оси вращения и оси инерции.

Во время эксплуатации транспортного средства центр тяжести изменяется, что и приводит к динамическому дисбалансу. Автомобиль начинает бросать в разные стороны при скорости 40 км/ч и больше.

Руль начинает дрожать и сильно бить по рукам.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Различают два вида дисбаланса колёс: статический и динамический

Чаще всего встречается комбинированный дисбаланс – сочетание динамического и статического дисбаланса. Такая ситуация некритична. Исправить её легко на балансировочном станке. Для дисков, которые легко плавятся, лучше использоваться современное оборудование с применением лазерной методики.

Технология проведения процедуры

Оборудование

Важно подготовить колёса к процедуре балансировки, а именно тщательно вычистить протектор и диск от песка и грязи. Из-за пренебрежения этим правилом операция может быть выполнена неточно, и её придётся проводить заново. Если в автомобиле уже проводилась балансировка, то мастер перед началом обязан удалить балансировочные грузы.

Очень важно проверить давление в шинах: покрышки не должны быть спущены. Перед балансировкой колёс определяется центр тяжести, который отслеживают станки для балансировки. Устройства могут быть разными: от обычных компьютеров до огромных систем с лазерными датчиками и механизмами для измерения. После определения машина самостоятельно устанавливает балансирующий грузик.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Для проведения процедуры используется балансировочный станок, по ходу процедуры выравнивающий положение колеса по центру оси вращения

Вид балансирующего грузика зависит от типа дисков. Грузики со скобой-крепежом устанавливаются на стальные диски, а с посадкой на внутреннюю часть – на литые диски. В основном они делаются из цинка, свинца или стали.

Масса также зависит от уровня дисбаланса. Масса балансирующего грузика со скобой крепежом варьируется в пределах от 5 до 100 г. Масса груза для литых дисков — от 5 до 60 г.

От массы зависит также и сложность проведения процедуры. Чем больше грузик, тем больше вероятность, что нужно проверить колесо на его внешние качества: состояние протектора и общие геометрические качества, такие как симметричность.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

В холодное время года из-за колебания температуры клеящиеся грузики могут отклеиваться, чего не может произойти с набивными

Для штампованных дисков существуют особого вида грузики. Они набиваются между диском и покрышкой, устанавливаясь на ребро диска. Для легкоплавких дисков набивные грузики не подходят.

Для такого типа существуют липучки – самоклеющиеся утяжелители на клейкой основе. Они практически незаметны, потому как практически не выбиваются из общего вида.

Однако используются они только на идеально ровной поверхности.

Процесс балансировки колёс автомобиля

Процедура балансировки автомобиля стартует со снятия дисков независимо от характеристики модели. Балансировка происходит по методике: снял колесо, отбалансировал, поставил обратно, затем перешёл к следующему. Таким образом проводится полная процедура для всех колёс.

Результат зависит по большей части от мастера, и только небольшая доля обусловлена оборудованием. Если устройство современное, то специалисту остаётся только следить за состоянием резины и ходом проведения процедуры.

После очистки протектора от камней и грязи подбирается пластинка, в зависимости от количества отверстий в диске. Специалист надевает на диск пластинку, хорошо закрутив гайки. После этого он отправляется на балансировку колеса к станку.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Перед проведением балансировки необходимо удалить грязь или камни в шинном протекторе

После определения проблемной зоны начинается процесс установки грузиков. По окончании мастер возвращается к оборудованию и заново проверяет геометрическое состояние колеса. Если процедура прошла успешна, то колесо устанавливается на своё место и берётся следующее. В противном случае процедура повторяется.

Ошибки при проведении процедуры

Случается, что специалисты ошибаются, выполняя процедуру некорректно. Разберём самые распространённые ошибки:

  • Пренебрежение процедурой очистки колеса от камней, песка и грязи. В этому случае добиться значения дисбаланса, приближённого к нулю, не получится.
  • Проведение процедуры на повреждённом колесе.
  • Установка грузиков поверх старых.
  • Недостаточная закрутка гаек и болтов на колесе.

Внимательно следите за выполнением работы специалистов. Даже самые опытные работники допускают ошибки. В конце процедуры убедитесь лично, что балансировка прошла удачно.

Техника безопасности

К самым основным правилам техники безопасности при проведении операции относятся:

  • Балансировку колёс может проводить только специалист, достигший возраста восемнадцати лет, прошедший медицинское обследование и получивший разрешение на выполнение работ данной сложности.
  • Колёса весом более 20 кг перевозятся на тележках или других приспособлениях.
  • Перед процедурой проверяется состояние колеса.
  • Рабочее место должно быть чистым, не захламлённым деталями.
  • Работы не проводятся специалистами в алкогольном или наркотическом опьянении.

Доверять свой автомобиль нужно только квалифицированным мастерам.

Как проверить балансировку колёс

Проверять балансировку колёс удобно при смене сезона. Те, кто хранят сезонную резину, обычно сами её и меняют, поэтому им не составит труда проверить балансировку самостоятельно. Важно, чтобы колеса были чистыми. Для процедуры понадобится обычный мел.

  • Покрутите колесо.
  • Дождитесь полной остановки колеса и чиркните мелком в любом месте. Например, в середине шины.
  • Повторяйте первые два пункта от пяти до десяти раз.
  • Проверьте, где расположены отметки. Если они находятся близко друг к другу, то требуется балансировка.
  • В противном случае с колесом всё хорошо и можно сэкономить на процедуре.

Можно ли балансировать только передние колёса

При балансировке только передних колёс руль перестаёт вибрировать, поэтому многим водителям кажется, что балансировать задние колёса нет необходимости. Это мнение в корне неверно.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Задние колёса не меньше передних получают механические повреждения при езде по неровностям, поэтому их также необходимо балансировать

Несмотря на то, что езда при балансировке только передних колёс становится гораздо приятнее, проблема никуда не уходит. К сожалению, детали и подвеска изнашиваются не только в районе задней части автомобиля.

Как часто нужно делать балансировку

Согласно правилам балансировка проводится через каждые 5000 км. Кроме того, балансировка проводится после ряда событий:

  1. После каждой смены резины: неважно, сезонной или нет.
  2. При появлении вибрации рулевого колеса.
  3. При столкновении с бордюром.
  4. При падении в канаву или яму.

Своевременная балансировка даёт гарантию на продолжительную жизнь подвески и резины, потому отнеситесь к проведению процедуры ответственно.

  • Андрей
  • Распечатать

Балансировка колес — для чего необходима и в чем ее суть?

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Каждый раз заезжая на шиномонтаж, кроме замены или ремонта шины, колеса подвергаются какой-то странной и непонятной процедуре под названием «балансировка». Многие автомобилисты не понимают в чем смысл данной операции и по каким принципам она выполняется.

В этой статье, я постараюсь ответить на основные вопросы, связанные с балансировкой. Вы узнаете, для чего ее делают, в чем заключается смысл балансировки и как понять, что в колесах появился дисбаланс. Поехали!

Казалось бы, новая шина, новый диск, все хорошо! Для чего что-то балансировать? На самом же деле, все намного сложнее, любое колесо (шина и диск) имеет дисбаланс, поскольку при изготовлении покрышки и колесного диска используются технологии, которые не позволяют достичь идеального баланса.

То есть, шина и диск обязательно будут где-то тоньше, где-то — толще, где-то тяжелее, а где-то — легче.

Чтобы избежать биения, которое возникает в результате дисбаланса колеса, проще говоря, нарушения центра тяжести, во время движения, особенно на больших скоростях, возникает вибрация или даже биение, которое негативно влияет на массу факторов.

Среди которых можно выделить:

  • Управляемость;
  • Сцепление колес с дорожным покрытием;
  • Эффективность торможения;
  • Срок службы ходовой;
  • Срок службы резины;
  • Комфорт передвижения.

Существует три вида дисбаланса:

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

  • Статический — когда центр тяжести не совпадает с осью вращения шины, поскольку одна сторона колеса тяжелее. Такое колесо будет вращаться по типу вращения яйца, и заметить это можно будет даже невооруженным глазом.
  • Динамический — когда центр тяжести имеет смещение ближе к продольной оси. Такое колесо будет вращаться с биением в разные стороны, подобно кривому или не прикрученному колесу.
  • Комбинированный. Как это уже понятно из названия, в этом виде присутствует и первый и второй вид дисбаланса.

Кроме причин, вызванных особенностями изготовления шин и дисков, существуют и другие причины повышенного дисбаланса колес, среди которых следует выделить:

  • Низкое качество резины;
  • Неравномерный износ;
  • Деформация диска (удар, ремонт и т. д.).

Дисбаланс проявляется в виде биения, которое передается на рулевое колесо или в салон. Передвигаясь по ровной дороге, в салоне создается ощущение, что вы едете по дороге с мелкими горбами. Стоит отметить, что подобным образом нередко проявляют себя и другие неисправности, среди которых неисправности подвески (сайлентблоки, рычаги, ступичный, плохая затяжка и т. д.).

Кстати, если нарушение баланса колеса не будет превышать 20 грамм, то на старом бюджетном авто вы, скорее всего, ничего не почувствуете, зато спустя несколько тысяч километров, обнаружите, что шину «съело». На поверхности появится износ в виде стертой боковины, также возможны неисправности ходовой.

Что дает балансировка?

При помощи этой процедуры можно нивелировать разновес и дисбаланс, сводя его к минимуму. Отмечу, что идеального баланса добиться так и не получится, по крайней мере в условиях обычного шиномонтажа. Балансировка позволяет убрать или по крайней мере минимизировать продольное и поперечное биение.

Чем может обернуться отсутствие балансировки?

Есть те, кто не придает данной процедуре большого значения, объясняя свою позицию тем, что это не более, чем обычная выкачка денег. По мнению многих «староверов» из 80-90-х когда-то, на старых Жигулях не было ничего подобного и все было хорошо.

На самом деле хорошо не было, и большинство автомобилистов, либо терпели это, либо выбрасывали покрышки, которые имели неравномерный износ, с одной стороны проволока и нитки, а с другой еще вполне нормальный протектор.

К сожалению, это заблуждение, которое порой дорого обходится, причем речь сейчас даже не о шинах…

Читайте также:  Секретное меню аудиосистемы lada largus - всё о ремонте лада

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Колеса, которые «скачут» по дороге вместо того, чтобы катиться, не имеют должного сцепления с дорогой, это самым негативным образом влияет на управляемость и длину тормозного пути. В случае необходимости на таком авто будет трудно выполнить резкий экстренный маневр или остановку.

Кроме того, биение даже небольшое, приводит к чрезмерному и преждевременному износу резины, причем неравномерному.

Колеса «съедает» в разных местах очень сильно, при этом в некоторых местах колесо может практически не иметь износа.

«Залысина» в форме пятна может образоваться на кромке колеса или прямо по центру, это выглядит так, будто колесо заклинило и его несколько километров тащили по асфальту.

Также важно понимать, что биение и вибрация так или иначе в прямом смысле слова разбивают подвеску и трансмиссию.

Постоянные мелкие удары и колебания постоянно нагружают подвеску, сайлентблоки, шаровые, резьбовые соединения, а также рулевую рейку. Со временем «умирают» ШРУСы, а также ступичные подшипники.

Весь кузов от постоянной дрожи и вибрации со временем превращается в «желе», которое гремит, шумит и двигается волнообразно.

Есть те, кто пытается экономить на балансировке по-другому, они делают ее только на передних ведущих колесах, потому что задние колеса не влияют на управляемость. Но, такое решение приводит к тому, что со временем колеса изнашиваются неравномерно, так как даже несмотря на меньшую загруженность, дисбаланс образует «лысины» на колесе.

Такое явление эти автовладельцы объясняют плохим качеством шин, а также дорог. Сила биения и вибрации зависит от величины разновеса разных сторон колеса.

Несложно догадаться, что экономить на балансировке – тот еще самообман, наоборот, эта мнимая экономия в конечном итоге приводит к дополнительным растратам и преждевременному износу всего перечисленного выше (колеса, подвеска, коробка и т. д.)

Что собой представляет технология балансирования колес?

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Для того, чтобы сделать балансировку, необходимо специальное оборудование, а также обученный этому делу человек.

  1. Колеса должны быть накачаны и очищены от грязи, а также груза от предыдущей балансировки.
  2. Колесо устанавливается на ось станка, которая имитирует ось автомобиля, после чего затягивает его при помощи быстрозатягивающейся гайки.
  3. Далее станок начинает вращение колеса на определенных оборотах, которые позволяют понять какой дисбаланс есть в данном случае.
  4. Цифры на дисплее показывают разницу сторон, после чего мастер останавливает колесо и, вращая колесо, от руки делает метки в тех местах, где следует крепить груз. Чем больше диаметр колеса, тем большим может быть разновес сторон. Нормой считается, когда на колесо легкового авто крепят до 60 грамм груза. Если же его недостаточно, необходимо искать причину, по которой это значение такое большое (деформация, повреждения, брак диска или резины, неравномерный износ шины и т. д.).
  5. В зависимости от типа колесного диска груз может крепиться к краю обода, либо клеиться с обратной стороны на клейкий двусторонний скотч. Во втором случае место для груза обезжиривается.
  6. После установки груза, производится повторная контрольная проверка.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Редко, но все же случается, когда колеса просто невозможно отбалансировать. Это может быть вызвано разными причинами, среди которых:

  • Низкое качество шины или диска;
  • Неравномерный износ шины;
  • Неровный, битый или плохо отремонтированный диск;
  • Неисправный балансировочный станок.

Недостаток балансировки в том, что ее приходится делать довольно часто:

  • При установке новых шин (то есть как минимум осенью и весной);
  • После ремонта шин или дисков;
  • В случае возникновения биения, что тоже возможно в случае потери балансировочного груза;
  • А также каждые 5-7 тыс. км. пробега в зависимости от качества шин и покрытия, по которым они ездят.

Кроме того, нередко случается так, что из-за езды по плохим дорогам или вовсе по бездорожью, балансировочный груз отваливается и баланс колеса нарушается.

Не всегда удается обнаружить это вовремя, и порою даже ответственные автовладельцы, которые выполняют балансировку, в один прекрасный момент обнаруживают, что на колесах есть неравномерный износ из-за отсутствия дисбаланса.

Отваливается чаще всего груз с литых колес, который клеится на внутреннюю часть диска. От удара при въезде в яму груз может отклеиваться.

И последнее… Небольшой лайфхак!

Чтобы не тратить деньги на балансировку после того, как вы пробили колесо, нанесите контрольную метку (риску) на шину и диск, после чего произведите ремонт шины и соберите колесо по меткам на шине и диске.

Если же ремонт шины был серьезным и латка довольно большая, балансировку все же придется делать. Более того, бывает, что после серьезного ремонта шины даже балансировка не позволяет избавиться от появившейся вибрации.

Выход один — полная замена покрышки.

На этому у меня все, надеюсь, вам было интересно!? Если да, то напишите комментарий как вы относитесь к балансировке колес или поделитесь ссылкой на эту статью со своими близкими! Всем пока, берегите себя и свой автомобиль!

 

Балансировка: как делать правильно и что будет, если колеса вообще не балансировать

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Современный автовладелец особо не вдается в процесс балансировки колес. Он воспринимает его как некую обязательную процедуру при сезонной переобувке и даже не догадывается, насколько важно ее качество.

В действительности последствия дисбаланса вращающегося тела можно увидеть и дома. Попробуйте бросить в стиральную машинку кроссовки и запустить ее на отжим. Появившийся в барабане дисбаланс вызовет его биение, а с увеличением скорости стиралка будет грохотать и сотрясаться. Нечто похожее происходит и с автомобилем, колеса которого неотбалансированы.

Подвеска и ступичные подшипники, элементы рулевого управления даже при дисбалансе в 10-15 г получают тысячи ударов в минуту с амплитудой 0,1-0,3 мм. Они могут быть неощутимы для водителя, но действуют как перфоратор на бетон. Неумолимо разрушающе. Кроме того, нарушенный баланс увеличивает износ шин и делает его неравномерным.  

Если учесть, что на каждом из колес дисбаланс будет разный, то при движении на высоких скоростях автомобиль становится менее устойчивым. Управлять им тяжелее, а на скользкой или мокрой дороге ситуация может и вовсе выйти из-под контроля.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Итак, дисбаланс появляется при несовпадении центра масс колеса с осью вращения. Казалось бы, на абсолютно новых шинах или дисках такого быть не может, ведь они сделаны с соблюдением всех технологических требований.

Да, это так, но в любом случае в процессе производства шина не выходит идеальной. Какая-то ее часть может быть чуть толще и тяжелее, какая-то – тоньше и легче.

Речь идет о миллиметрах и граммах, которые просто так не определить. После монтажа на диск, который также неидеален в силу тех же технологических причин, получается единая конструкция, имеющая общий центр масс.

Именно поэтому колесо балансируется в сборе.

Если бы оно представляло собой условный тонкий диск, то балансировка была бы только статической. В этом случае достаточно уравновесить противоположные центры масс: минимальный и максимальный. Но автомобильное колесо широкое, и потому ему требуется динамическая балансировка, по внешней и по внутренней стороне.

Делается это при помощи специальных свинцовых или цинковых балансировочных грузов массой 5-60 г. На штампованных дисках они крепятся стальными клипсами-защелками, на легкосплавных – самоклеющимися полосками. Устранить дисбаланс самостоятельно невозможно. Для этого применяются специальные балансировочные станки.

По конструкции они разные – от самых простых до тех, что снабжены лазерными датчиками. Последние позволяют определить не только дисбаланс, но и кривизну диска или нарушение его геометрии. В этом случае владельцу предложат отремонтировать диск или могут отказать в балансировке в силу ее невозможности.

Но даже наличие в шиномонтаже такого станка не даст никакой гарантии того, что колеса вашего автомобиля будут отбалансированы правильно. Во-первых, станок должен быть закреплен на прочном, лучше бетонном основании и стоять строго горизонтально.

Во-вторых, в его электронный блок нужно ввести корректные данные по типоразмеру шины и диска, а сам станок не должен иметь износа во вращающихся элементах и быть откалиброван. Наконец, мастер должен иметь соответствующую квалификацию и опыт – как показывает практика, 90% успеха зависит именно от этого фактора.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Например, если колесо требует значительного количества грузов, он должен знать, что поворот шины относительно диска может снизить дисбаланс, и грузов потребуется меньше. Правда, этому правилу следуют далеко не все, и вот почему.

Изменение положения шины относительно диска с целью уменьшить массу требуемых для балансировки грузиков далеко не всегда приводит к желаемому результату (результат заранее неизвестен!). 

При этом значительно увеличиваются трудозатраты на балансировку и, как следствие, ее стоимость. В то же время очень большое количество грузов на колесе может говорить о низкой квалификации работника. С другой стороны, автопроизводители не указывают максимальную массу используемых при балансировке грузиков.

При прочих равных условиях, масса грузиков, требующаяся для компенсации дисбаланса, будет минимальной, если они устанавливаются на максимальном расстоянии от центра масс системы «диск-шина», т. е. на бортовых закраинах. 

Установка же грузиков ближе к центру масс системы «диск-шина» (например, чтобы не портить внешний вид диска, клеящийся грузик размещают на внутренней поверхности обода) неизбежно приведет к необходимости увеличить их массу.

Также мастер должен очистить шину от мельчайших камней в протекторе, а диск – от налипшей грязи. В случае его деформации обязательно проинформировать владельца.

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Один из важнейших моментов – крепление колеса на станке. В большинстве случаев оно крепится через центральное отверстие диска. С задней стороны колесо садится на конус, а спереди фиксируется фланцевым адаптером и зажимной гайкой. Такой способ увеличивает скорость процесса балансировки, но не всегда обеспечивает идеальную центровку.

Улучшить ее помогают специальные адаптеры Haweka. Суть их в том, что колесо зажимается на станке через отверстия для колесных шпилек. При этом вероятность повредить лакокрасочное покрытие колесного диска минимальна.

К тому же адаптер имитирует практически точную посадку колеса на ступицу и даже необходимый момент затяжки. Точность балансировки в этом случае будет выше.

Фланцевые адаптеры выпускаются под различную разболтовку и могут использоваться на любом балансировочном станке.  

После установки грузиков нужной массы в указанных станком местах процедура проверки проводится еще раз. В случае необходимости грузики или добавляются, или снимаются, но их масса не должна быть более 5 граммов. Колесо считается отбалансированным, если показания на табло прибора будут нулевыми.

Читайте также:  Тест на безопасность автомобиля «лада веста» - всё о ремонте лада

Так в каких случаях и как часто необходима балансировка колес? Как правило, в руководствах по эксплуатации автомобилей балансировка рекомендуется раз в 10-15 тысяч километров пробега. Но это при условии, что не производилось разбортирование колес.

То есть если при сезонной смене шин используются одни и те же диски – балансировка обязательна. Также она необходима, если автомобиль проехал несколько тысяч километров по плохим дорогам или были случаи попадания колеса в яму. Но в этом случае балансируется не одно колесо, а пара, стоящая на одной оси.

Комментарий специалиста «ШИНСЕРВИС»

Балансировка. Что это такое и для чего применяется - всё о ремонте Лада

Многие водители при появлении вибраций в автомобиле совершают ошибку, начиная с переборки подвески или замены подушек силового агрегата.

Первое, на что следует обращать внимание, – чистота дисков и шин.

Неравномерно распределенная налипшая грязь, снег, лед, гудрон, прилипший к протектору шины после проезда по участку дороги, подготавливаемому к ремонту – всё это может быть причиной дисбаланса.

Вторым важным моментом является крепление колёс. Каждое из них должно быть затянуто моментом в соответствии с рекомендациями автопроизводителя.

Если в этом плане все в порядке, то далее следует проверять балансировку колес. Делать ее советуем только в проверенных специализированных сервисах, на сертифицированном оборудовании. И только если предпринятые меры не дали результата, рекомендуем переходить к проверке установки углов передних колес и проверки состояния подвески.

В любом случае, правильно отбалансированные колеса позволят избежать в дальнейшем многих проблем.

Что такое балансировка колес, как и когда нужно делать?

Необходимость в балансировке колес появилась сравнительно недавно. Автомобили становятся более точными, «собранными», малейшие нюансы могут повлиять на работу подвески и электронных систем. Поэтому балансировка колес постепенно вошла в обиход автолюбителей.

Восстановление баланса избавляет от многих проблем, как связанных с простым дискомфортом, так и грозящих серьезными последствиями. И проводить ее лучше у знающих специалистов, которые справятся с проблемой на долгое время.

Что такое балансировка колес и для чего она нужна?

Во время движения колесо вращается с довольно высокой скоростью. Даже небольшое отклонение центра тяжести от геометрического центра приводит к появлению вибраций и ударов. Вот это отклонение и есть дисбаланс, который может возникнуть даже на самых лучших дисках и новеньких шинах.

Балансировка – это восстановление точного центра тяжести, который совпадает с осью вращения. При этом выравнивается баланс между всеми смежными элементами: самим колесом, тормозом, ступицей, тормозным диском, креплениями. С помощью балансировки устраняется вибрация и неравномерность движения, которые вредят как самому колесу, так и всем деталям подвески.

Баланс восстанавливается с помощью маленьких грузиков, которые крепятся на колесный диск в нужных местах и выравнивают его вес. Точно определить, какой грузик в каком месте должен быть закреплен, можно только на специальном оборудовании.

Чтобы понять, зачем нужна эта услуга, можно попробовать оценить, на что влияет езда с разбалансированными колёсами:

  1. Быстрый износ подшипников ступицы, амортизаторов, других элементов подвески (в первую очередь сайлентблоков);
  2. Неравномерный и слишком быстрый износ шин. По состоянию протектора можно даже увидеть, есть небольшой дисбаланс в колесе, или нет;
  3. Удары и вибрация руля во время движения. Мало того, что это неприятно, так еще и выматывает водителя, заставляет его нервничать отвлекаться от дороги. В некоторых случаях биение руля вообще не дает вести машину;
  4. Несинхронная работа колес: каждое из них имеет свой «стиль и характер» вращения, а это отрицательно сказывается на управляемости;
  5. В салоне постоянный шум, но по сравнению с предыдущими пунктами это уже почти не имеет значения.

Неравномерный износ протектора шин

Итак, балансировка нужна для того, чтобы все элементы подвески и ходовой служили долго и «счастливо», машина ехала куда надо и четко слушалась руля, а водитель был в хорошем настроении.

Как часто нужно делать балансировку колес?

Нет такого закона, который требует от водителя обязательно проводить балансировку колес, но владельцы автомобилей должны сами знать, когда она нужна. Рекомендации для проведения этой процедуры следующие:

  1. Раз в год или после пробега 10000 км проверять баланс. Покрышки постепенно стираются, а стираются они всегда неравномерно, и баланс постепенно нарушается;
  2. После замены резины, сезонной или срочной (вынужденной). Даже новые шины не гарантируют идеального баланса: процесс производства допускает образование неровностей, а значит, точек тяжести;
  3. После любых нештатных воздействий на колесо. Как правило, это удар о преграду или попадание в яму. Проблема в том, что от удара может деформироваться диск, а значит, собьется баланс;
  4. При диагностике ударов руля, балансировку делают в рамках поиска неисправностей. И с нее лучше начать, по крайней мере до того, как будет куплена новая рулевая рейка.

Иногда можно услышать споры, как часто делать балансировку. Есть даже рекомендации проходить ее через каждые 5000 км. Нужно ли это? Здесь лучше ориентироваться на собственный опыт: если после такого пробега машина ведет себя как обычно, управляемость не ухудшилась, а шины не начали шуметь чуть громче, можно ездить еще столько же.

Виды и причины дисбаланса

Вибрации (дисбаланс) во время движения бывают двух типов:

  1. Продольные, они же динамические – отклонение колеса из стороны в сторону, колесо как будто шатается. Вероятность появления продольного дисбаланса выше на широких шинах, поскольку они сравнительно тяжелее, а значит, сила инерции у них больше. При повороте автомобиля направление инерции колеса смещается с оси его вращения, колесо начинает «гулять», а руль – вибрировать;
  2. Вертикальные, они же статические – отклонение колеса сверху вниз, колесо будто подпрыгивает. Может появиться на любых колесах, если по окружности неравномерно распределен вес. При таком дисбалансе быстрей всего выходит из строя подвеска;
  3. Нередко встречается и комбинированный вид дисбаланса, когда колесо бросает по всем направлениям. Это не приговор, и такой дисбаланс можно исправить.

Динамический и статический дисбаланс

Нельзя сказать, что если в колесе есть неравномерное распределение тяжести, оно «плохое». Шины, какими бы дорогими они ни были, не дают гарантии абсолютного, выверенного до грамма, баланса.

Обязательно где-то будет наплыв, даже если его и не видно. Коррекция баланса колес – нормальная часть обслуживания автомобиля, а не устранение неисправностей.

Неисправности появятся, если балансировку не сделать.

Процесс стендовой балансировки колес

Невозможно самостоятельно найти, где именно у колеса «средоточие проблемы». Правильная балансировка должна делаться у профильных специалистов, имеющих качественное современное оборудование и знающих, как делать это правильно. Ниже, на видео, подробно показан процесс балансировки колес.

Процесс балансировки включает несколько этапов, в том числе подготовительных, и их соблюдение важно для качественного конечного результата:

  1. Очистка колеса. Протектор, боковая часть, колесный диск тщательно промываются, чтобы не оставалось налипшей грязи или застрявших мелких камушков. Для балансировки важны даже такие мелочи;
    Очистка диска и покрышки от грязи
  2. Удаление грузиков от предыдущей балансировки. Корректируют только само колесо, а не нацепленный на нём лишний вес;
    Снимаем старый груз
  3. Проверка давления и подкачка шин (при необходимости), колесо балансируется в нормально накачанном состоянии;
  4. Затем колесо устанавливается на стенд для определения центра тяжести. С помощью оборудования регистрируются отклонения при его вращении и определяются самые тяжелые точки;
    Запускаем вращение колеса
  5. Для компенсации тяжелых участков на противоположной от них стороне устанавливаются грузики соответствующего веса. При динамическом дисбалансе грузики ставятся на внешнюю и внутреннюю сторону обода колеса, при статическом – только на одной стороне, напротив тяжелой точки;
    Клеим новые грузики
    Смотрим показатели дисбаланса
  6. Грузы изготавливаются из свинца, цинка или стали, и в большинстве случаев их материал значения не имеет.

Методы установки грузов отличаются для разных дисков: на стальные ставятся грузы со скобой, на литые – с установкой на внутреннюю поверхность, на штампованные – набивные (набиваются в щель между поверхностью диска и шиной), на легкосплавные – самоклеющиеся.

Последние – самые простые в установке и при этом самые ненадежные: от перепадов температур, влажности и вибрации они могут отпасть.

Как правило, если для балансировки колеса нужен большой вес, это означает, что с колесом что-то не так: деформирован диск, в протекторе застрял мусор и т.д. В таком случае мастер дополнительно осматривает колесо на предмет деформаций и следов удара.

Каждое колесо балансируется по очереди отдельно. Вопреки мнению очень «экономных» автолюбителей, нельзя отбалансировать только передние колёса, а задние оставить как есть. Все элементы ходовой и подвески должны быть в норме.

Финишная проверка балансировки

После того, как колесо отбалансировано, можно попросить снять его со стенда, затем снова поставить и проверить. Возможна ситуация, что при повторной проверке система опять покажет дисбаланс.

Это нормально: официально допускается статистическая погрешность не более 10 грамм, что обусловлено не идеальной точностью установки колеса на стенде. Эту погрешность уберут при финишной балансировке.

Финишную проверку качества балансировки проводят на подъемнике, когда все колёса установлены на автомобиль. Делается это для того, чтобы при необходимости компенсировать воздействие тормозного диска, ступицы, болтов. На видео, ниже, вы наглядно увидите, как она делается.

Процедура довольно простая:

  1. Все колёса устанавливаются на автомобиль, сам автомобиль вывешивается на подъемник;
  2. На колёса ставятся датчики, фиксирующие вибрацию;
  3. Колёса разгоняются до скорости 100-110 км/ч, после чего датчики отслеживают, есть ли биение от дисбаланса;
  4. С помощью грузиков проводится финишная балансировка.

Оценить, насколько качественно выполнена работа, можно и по приборам на стенде, и по собственным ощущениям: руль не вибрирует, никаких посторонних шумов, машина едет ровно и «красиво». Более подробно о том, как можно определить правильную и хорошую балансировку не опытному водителю показано в видео, ниже.

Заключение

Когда-то счастливые владельцы «горбатых Запорожцев» даже не задумывались, правильно ли отбалансированы у них колёса. Но чем сложней автомобиль, тем больше внимания к себе он требует.

К тому же, каждая неправильно работающая деталь тянет за собой проблемы, как снежный ком. Поэтому сегодня балансировка колес превращается в обыденную необходимость.

И, конечно, обращаться за этой услугой лучше к знающим мастерам, чтобы получить результат «на все сто».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector