В жизни часто возникают моменты, когда в купленной вещи открываются дефекты или она совсем не справляется с функциями, ради выполнения которых она была приобретена. Когда речь идет о покупке дорогого автомобиля у дилера, то здесь можно встретить более серьезные проблемы.
Поэтому покупатель должен не только полагаться на себя, но и знать свои права и уметь ими правильно воспользоваться. Поэтому когда возникает поломка, жизнь немного замедляется. Если при этом автомобиль находится на гарантии, то это является поводом задуматься.
Можно ли заменить автомобиль по гарантии
Оформляя собственность на машину в салоне, не стоит забывать о главном праве покупателя – гарантийных обязательствах продавца. Именно они дают возможность при выявлении брака или возникновении поломки обратиться в сервисную службу продавца для их устранения .
В этом случае следует четко понимать, что замена подобного плана нужна только вам, а не продавцу. В любом автосалоне имеется большой штат юристов, перед которыми стоит первоочередная цель – не допустить возникновение замены транспортного средства по гарантийным обязательствам.
Закон о защите прав потребителей содержит статьи, оговаривающие права потребителя при покупке определенной группы товаров, в том числе и автомобилей.
Все предъявляемые претензии должны иметь законодательную базу и обосновываться с юридической точки зрения. Только в этом случае можно надеяться на положительное решение вопроса.
Как заменить машину по гарантии? Пошаговая инструкция в видео:
Условия для замены
Если в течение первых двух недель после покупки обнаруживаются дефекты, например не работает стеклоподъемник, то покупатель имеет право:
- Оформить возврат приобретенной машины путем отказа от заключенного договора купли – продажи и выставлении требования о возврате всей внесенной суммы.
- Подать требование о замене машины по гарантийным обязательствам продавца. В этом случае замена производиться на аналогичную марку автомобиля либо на другую, по договоренности сторон. При замене другой маркой должен быть произведен полный перерасчет покупной цены.
Если же с момента покупки прошло более двух недель, то покупатель имеет право на предъявление претензии по качеству в случаях:
- Обнаружены весомые недостатки в конструкции машины;
- Нарушен 45-тидневный срок, установленный законом как время для устранения выявленных дефектов;
- В течение каждого гарантийного года эксплуатации автомобиля возникали периоды невозможности использовать его по причине устранения выявленных дефектов. В общей сложности это заняло более 30 дней.
Как вернуть б/у авто продавцу? Узнаете тут.
Главным фактом для замены машины является срок, требуемый для устранения поломки или дефекта.
Если периода гарантийного ремонт машины превысил установленный временной порог, то покупатель вправе потребовать заменить автомобиль аналогичным или новым, или получить обратно все оплаченные денежные средства.
Закон
Основным законодательным документом для урегулирования прав покупателей является Закон о защите прав покупателей. Согласно положениям закона, продавец обязан обеспечить передачу товара покупателю, при этом товар должен обладать заявленными в договоре купли – продажи характеристиками.
Кроме того, предмет продажи должен соответствовать всем законодательным требованиям и быть полностью пригодным к эксплуатации.
Многие автосалоны, всегда делают предпродажную подготовку всех выставляемых в автосалоне машин и в обязательном порядке проверяют их качество.
Однако существуют некоторые виды дефектов, которые невозможно выявить сразу и их проявление возможно только в процессе пользования покупателем. Дефекты могут быть явными и скрытыми и определить на глаз исправный ли автомобиль невозможно.
Когда можно требовать замены машины?
Если хотите заменить ранее купленный автомобиль на новый, то не стоит забывать о том, что автодилер — это посредник между потребителем и производителем, получающий за свои услуги определенный процент, включенный в конечную стоимость машины.
Проще процедура замены бракованной машины происходит в автоцентре, являющимся официальным представителем завода – производителя. Такие салоны кроме прямой продажи машин оказывают полный перечень услуг по гарантийным обязательствам завода – изготовителя.
Зачем при покупке машины автосалоны берут задаток? Смотрите по ссылке.
Официальные дилеры, прежде чем вынести решение по вашему требованию согласовывают свои действия с представителями изготовителя, при этом решение может быть как положительным, так и отрицательным.
Одним из главных условий для получения положительного ответа является соблюдение гарантийного обслуживания.
Предоставляют ли сервисные центры машину на время проведения ремонта
Иногда крупные дилеры, имеющие определенную репутацию на автомобильном рынке, на время ремонта по гарантии предоставляют покупателю машину на замену. На законодательном уровне этот жест не является обязательным и является личной инициативой продавца.
Как поменять машину по гарантии?
И право на подмену новым автомобилем в случае нарушения сроков у автовладельца остается. Возможность эта остается в то время, пока машина находится на территории сервисного центра продавца. Если машину вы уже забрали домой, то сделать замену будет труднее.
Решение спорных ситуаций
Зачастую, когда речь заходит о требовании заменить приобретенный ранее автомобиль на новый, возникают конфликтные ситуации. При возникновении споров между сторонами о причине получения дефекта и определении виновных проводится независимая экспертиза.
Все расходы, связанные с ее проведением оплачивает ответчик. Покупатель может лично присутствовать при проведении экспертизы и при несогласии с результатами имеет право не согласиться с результатом.
Целью покупателя является собрать доказательства о наличии дефектов купленной машины. В случае полного отказа автосалона в гарантийной замене автомобиля с проблемами, автовладелец может решить сложившуюся ситуацию путем обращения в суд.
Юридическая помощь
Судебная практика в решении данных вопросов в нашей стране популярна. Связано это с неохотой выполнять законную замену бракованных изделий автосалонами. Поэтому в большинстве случаем автомобилистам приходится обращаться в суд для защиты своих прав.
Что нужно знать о гарантии на авто? Смотрите видео:
Замена нового автомобиля в течение гарантийного срока является сложной процедурой, разобраться в тонкостях которой простому человеку бывает трудно. В связи с этим оптимальным решением будет обращение за консультацией к юристам.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процедура замены дефектного автомобиля по гарантии возможна, хотя и занимает некоторое время.
Возможно, для замены придется потратить и дополнительные средства на услуги юриста, однако если автомобиль премиум – класса, то такие расходы оправданы.
Гарантийный ремонт автомобиля: права потребителя
Сервисные пункты техобслуживания интерпретируют нормы, под которые подпадает гарантийный ремонт автомобиля, по-разному. Для скорейшей починки бывает полезно знать свои права и обязанности исполнителя.
Гарантия и закон
Все отношения автовладельцам лучше иметь с теми, кто продал им машину: именно они по закону «обязаны» покупателю. Сам сервис с законодательной точки зрения не берёт гарантийные обязательства на ремонт автомобиля, потому привлечь его к ответственности сложно.
По закону, защищающему права потребителя, автопроизводители обязаны обеспечивать работу своей продукции в течение всего времени, гарантированного договором или нормами и законами. Договор должен повторять законодательные нормы или улучшать их, но не наоборот.
Правила гарантийного ремонта автомобиля и условия, лишающие права на подобные услуги, можно найти в сервисной книжке, составленной автопроизводителем. Эти условия и сроки ремонта автомобиля по гарантии отличаются у разных производителей.
Лишение права на бесплатную починку
«Снимать с гарантии» дилеры не могут: не в их власти уменьшать круг обязательств, взятых на себя производителями. Однако отказ в гарантийном ремонте автомобиля в конкретном случае по серьёзным основаниям возможен.
Пока период бесплатного устранения неисправностей не кончился, продавец, сервисный, дилерский салон или другая организация должны выполнять свои обязательства по бесплатной починке, если у них нет заключения сторонней экспертизы о вине покупателя или третьих лиц (к примеру, вследствие аварии).
Во всех других случаях обязательства распространяются на все детали, находящиеся на гарантии, если не доказан их естественный износ.
Документооборот
При появлении неисправностей в период их бесплатного устранения надо подать продавцу письменное заявление с их подробным описанием и требованием незамедлительного безвозмездного устранения.
Себе надо оставить копию с подписью о получении с должностью представителя центра и его печатью. Ещё одну копию можно выслать заказным отправлением с уведомлением.
Сроки ремонта гарантийного автомобиля отсчитываются именно с получения обращения, а не с момента, когда мастер непосредственно приступит к устранению неисправностей.
Отдавая в ремонт авто по гарантии, не забудьте получить акт о приёмке или заменяющий документ с подробным описанием его состояния, подписью и печатью.
После возврата из сервиса должны выдать документ с датами обращения, передачи ТС, устранения его недостатков с их описанием, информацией о замене деталей, использовании материалов с датой возврата из сервиса.
При получении авто внимательно осмотрите его. При обнаружении внешних повреждений внесите их в приёмо-сдаточный акт или заменяющий его документ. Проверьте устранение всех неисправностей.
Если они проявлялись при езде, требуйте проведения тестовой поездки с представителем салона.
Если часть, даже не очень значительных, не устранена, требуйте полного устранения и только лишь после этого подписывайте акт или заказ-наряд.
При сдаче автомобиля в ремонт необходимо получить акт приёмки
Сроки и периоды
Первый важный период после покупки ТС — 15 дней с его продажи. В это время можно не только требовать исправления обнаруженных дефектов, но обменять машину на другую или требовать возврата средств.
Конечно, если речь не о чём-то совсем мелком типа перегоревшей лампочки габаритных огней. Если что-то случилось или обнаружено после этих 15 дней, обменять по закону уже нельзя.
Если за 45 дней ТС не отремонтировано, автовладельцу должны платить неустойку — по 1% от его стоимости за день просрочки.
Дилеры всё это знают. Во избежание неприятных для салона последствий они могут говорить о приёмке на ремонт по гарантии автомобиля, а записать, что приняли на диагностику. Кроме того, дилеры могут тянуть ввиду отсутствия нужных запчастей.
Как правило, они имеют запчасти подвесок, стоек стабилизаторов, амортизаторов, пружин, прочих часто ломающихся деталей и узлов. Но запчасти двигателей или коробок (хоть механических, хоть автоматов) на складах часто отсутствуют, потому что они считаются надёжными, не вызывающими особых проблем.
Если у дилера или авторизованного сервисного центра нет нужных запчастей, их получение идёт по целой цепочке — от заказа на автозаводе и пересылки. Кроме того, центр может быть загружен работой.
Потому при сдаче авто важно убедиться, какая цель передачи ТС значится по документам. Для этого нужно написать претензию в двух экземплярах с подробным описанием причины обращения с требованием безвозмездно устранить описанное. На одном надо получить роспись о приёмке (печать необязательна).
Если вдруг все категорически откажутся подписать бумагу, ТС может пробыть 2–3 месяца «на диагностике», но никто ничего не будет должен. Потому, если никто не подпишет претензию, лучше вернуться. Если пришлось платить за эвакуатор, то новая претензия должна требовать возмещения убытков с приложением копии чеков оплаты услуг эвакуатора.
Претензию с описью надо отправить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Это сможет стать доказательством, что претензия была, в суде.
Претензия на гарантийный ремонт автомобиля и другие иски по защите потребительских прав автовладельца подаются по его местонахождению. Иски до 1 млн рублей не облагаются госпошлиной, в иски свыше 1 млн рублей нужно включать требование возместить как стоимость исправления, так и неустойку и компенсацию за нанесение морального вреда.
Причины отказа в бесплатной починке
Среди распространённых причин отказов — несвоевременное прохождение или игнорирование первого или любого другого ТО в авторизованном сервисном центре, любая починка или техобслуживание вне таких сервисных центров, нарушение или невыполнение инструкций или нарушение запретов, хотя бы теоретически чреватых возникшей неисправностью, установление детали или оборудования, не сертифицированных производителями, ДТП, повреждение природными катаклизмами, противозаконные действия третьих лиц, при которых были выведены из строя узлы, агрегаты или вся машина, участие в гонках, эксплуатация в тяжёлых климатических условиях. Например, при сильной влажности, затопленности дорог и т. п. Залог лояльности дилерского центра при требовании выполнения им своих обязательств — прохождение ТО в плановые периоды, установленные в сервисной книжке.
Как бороться с отказом?
Если отказали в гарантийном ремонте автомобиля, начать можно с претензии руководству сервисного центра. Если не поможет, можно написать дистрибьютору, несущему полную ответственность за качество клиентского обслуживания. Следующая инстанция — завод-производитель, которому важна репутация. Хотя заводские юристы могут перенаправить претензию нижестоящей организации, то есть дилеру.
Большое влияние на споры с дилером могут оказать автоклубы и автомобильные сообщества типа автомобильных форумов. Ещё более салоны опасаются СМИ.
Если вы видите явное нарушение своих прав и/или низкий уровень сервиса и т. п.
, ничто не мешает написать на форумы, сайты, собирающие отзывы о различных компаниях, сперва уведомив дилера (возможно, этого будет достаточно, писать ничего не придётся).
Права автовладельца
Если срок не установлен соглашением, всё должно быть устранено за минимальное время, необходимое для этого. При приёмке машины дилеры (автосервисы) могут мелким шрифтом указать срок 45 дней. Это нужно зачеркнуть и потребовать написания, что она будет сделана согласно ст.
20 ФЗ РФ о ЗПП, то есть незамедлительно. Если же будет установлен свыше 45 дней, соглашение не будет иметь силы, как противоречащее ст. 16 того же закона (условия договоров, противоречащие законодательству, считаются недействительными). Та же ст.
20 говорит, что отсутствие запчастей и тому подобное не может служить основанием затягивания с починкой машины. Если продавец — уполномоченная организация, имеющая возможность проводить гарантийные услуги, в договоре о купле-продаже он может заранее установить срок 45 дней.
Это будет иметь юридическую силу, если ТС бесплатно ремонтирует продавец, а не другой официальный дилер.
Если за 45 дней продавец не справился, покупатель может требовать не только неустойку, но и возврата средств или обмена машины.
В претензии надо указать, что требование об устранении неисправностей не выполнено, потому по ст. 18 ЗоЗПП выдвигается новое. У продавца будет 10 дней для возврата денег или 21 день для обмена.
Если правильно оформить претензию, вероятность устранения недостатков за положенные 45 дней может повыситься многократно.
Покупатель имеет право получить назад свои деньги, если выявленные недостаток или неисправность «существенные». «Существенность» должен признать продавец, однако она определяется автоматически, если они повторяются после устранения. Кроме того, вернуть деньги обязаны, если за время гарантии машина чинилась более 30 дней каждый год.
Ограничен и перечень узлов и агрегатов машины, которые можно ремонтировать бесплатно. К ним не относятся, к примеру, свечи, лампы, прочие расходные материалы. Чем старше ТС, тем больше механизмов и агрегатов теряют право на бесплатную починку: сроки здесь отличаются для разных узлов и деталей.
Гарантия продлевается на всё время, когда машина не использовалась, то есть на период устранения недостатков. Продление исчисляется от времени обращения с требованием устранить неисправности до возврата авто потребителю.
По п. 7 ст. 18 ФЗ о ЗПП, доставка крупногабаритных и весящих более 5 кг товаров продавцу для починки по гарантии должна предоставляться силами и за счёт продавца. Автовладелец может сам доставить машину и получить возмещение оплаты эвакуатора в досудебном порядке.
Бывает, автолюбителям предлагают сначала пройти платную диагностику. Это незаконно: навязывать платные услуги никто не вправе. Закон о гарантийном ремонте автомобиля обязывает дилеров проводить бесплатную проверку качества.
На выдачу «подменного» ТС на время починки автовладелец права не имеет: машины входят в соответствующий перечень товаров, на которые такая возможность не распространяется.
Что делать, если после покупки нового автомобиля найдены его недостатки
Приобретая любой автомобиль, мы рекомендуем заключать договор купли-продажи. Именно в этом документе должно быть предусмотрено, в каком состоянии приобретается автомобиль.
Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) регулирует положения заключения и исполнения договоров купли-продажи. Статья 455 ГК РФ говорит, что при заключении договора купли-продажи стороны должны предусмотреть условия о товаре.
Статья 469 ГК РФ декларирует, что Продавец должен передать товар, качество которого соответствует положениям заключенного договора купли-продажи.
Если в момент покупки продавец гарантирует то, что указанный автомобиль является новым, что он не был в употреблении и не имеет никаких повреждений, то в соответствии с положениями статьи 475 ГК РФ, в случае выявления указанных повреждений и/или факта того, что машина не является новой (имеет пробег или иные доказательства ее предыдущего использования), равно как и любого другого не упомянутого в первоначальном договоре условия о товаре,
Покупатель вправе по своему выбору потребовать:
- соразмерного уменьшения договорной цены
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков)
Покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору
Существенными недостатками автомобиля считаются такие недостатки, которые:
- не представляется возможности устранить
- невозможно устранить в разумный срок
- требуют затрат, сопоставимых с ценой самого автомобиля
- появляются повторно после его устранения
Кроме того, к ним относят несколько дефектов автомобиля, каждый из которых делает невозможным использование машины по назначению.
Существенность недостатка носит оценочный характер, поэтому надо быть готовым к тому, что в суде представитель продавца будет оспаривает степень серьезности дефекта или поломки.
Окончательный решение в данном вопросе принимает суд после проведения технической экспертизы, на которой покупатель имеет право присутствовать.
Если найдены дефекты в новом авто — права покупателя
При обнаружении существенного недостатка в купленном автомобиле, его владелец может вернуть затраченные деньги вне зависимости от времени обнаружения данного дефекта. Эти положения применяются в любом случае, даже если вы приобрели автомобиль у физического лица, который декларировал, что он новый.
В случае же, если вы приобретаете автомобиль, у юридического лица, которое профессионально осуществляет деятельность по продаже автомобилей, а автомобиль вы приобретаете для собственных нужд, то в данном случае на ваши отношения начинает распространяться Закон РФ «О защите прав потребителей», который позволяет автовладельцу требовать:
- возврата части суммы, пропорциональной стоимости недостатка или поломки
- замены некачественной техники и возврата потраченных денег
- осуществления бесплатного ремонта
Кроме того, если в приобретенном автомобиле обнаружился тот или иной дефект и продавец при устранении поломки автомобиля нарушает срок в 45 дней, то владелец вправе потребовать замены данной машины или возврата ее стоимости. Также надо учитывать, что если автомобиль находился в ремонте больше 30 дней в течении одного года, в этом случае владелец также может требовать замены машины на новую или возврате средств, затраченных на ее покупку.
Как следует из всего вышесказанного, только в перечисленных трех случаях владелец дефектного автомобиля имеет право его на замену или возврат затраченных денег по окончании 15 дней с момента получения товара.
В завершение хочется отметить, что заставить продавца выполнить законное требование потребителя могут устные переговоры или письменное требование.
Однако, как показывает практика, последний вариант является более действенной мерой для достижения взаимопонимания.
При этом очень важно как можно раньше подать иск, поскольку при отказе автодилера от выполнения своих обязанностей, срок исполнения рассчитывается с момента предъявления требования. В этом случае продавец обязан выплатить покупателю 1% стоимости товара за один день просрочки.
Оригинал статьи: http://www.klerk.ru/law/articles/440111/
Официал, давай, до свиданья! Уходим от автодилера без потери гарантии
Россияне, покупающие новые автомобили, в течение нескольких лет после приобретения машины вынуждены проходить регулярное техническое обслуживание исключительно у официального дилера.
Зачастую автовладельцам приходится терпеть очереди и хамство сотрудников сервиса, переплачивать за расходные материалы. В погоне за выручкой официалы готовы навариться на невнимательности клиента.
А при выявлении разногласий угрожают проблемами с гарантийным ремонтом. Лайф выяснил, как вырваться из сетей официалов.
Многие покупатели замечают одну и ту же особенность российских автодилеров: как только человек покупает автомобиль, вежливые разговоры с ним прекращаются. А при очередном визите на станцию для техосмотра клиенту так и норовят подсунуть ненужные услуги или обмануть.
Уже давно автовладельцев дилеры не пускают в ремзону, мотивируя это техникой безопасности.
Зачастую расходники (колодки, фильтры, рабочие жидкости и прочее) меняются лишь на словах и на чеке, который предъявят сервисмены на оплату.
А те материалы, которые должны были пойти на плановый техосмотр, смена реализует с выгодой для себя. Такова история Юлии, обратившейся в дилерский центр Nissan для проведения очередного ТО автомобиля Qashqai.
— Я, конечно, не профессионал и не разбираюсь в автомобилях, но даже я могу понять, что колёса, имевшие лёгкий налёт пыли, после снятия для замены колодок должны были быть либо помыты, либо со следами рук механика. Машину я привезла чистую, видимо, поэтому её не стали мыть, когда загоняли в сервис, но на колёсах была дачная пыль, — рассказывает Юлия.
По её словам, после завершения ТО в чеке значилось, что колодки были заменены. Автомобильные форумы пестрят историями о том, как людям не поменяли масло, антифриз или якобы залили тормозную жидкость выше максимально допустимого объёма.
— Опытные мастера сразу видят, можно ли навариться на клиенте. Например, женщины, которые недавно за рулём, и пожилые мужчины — самый «сладкий» контингент. Значит, можно списать некоторые запчасти, а они денег стоят. Например, масляный фильтр при пробеге до 30 тыс.
км мы меняли очень редко. Регламент по тормозной жидкости — примерно 60 тыс. км. У нас часто просто доливали жидкость в бачок, остаток шёл на продажу.
Клиент разницы всё равно не заметит, — рассказывает Александр, десять лет проработавший в сервис-центре одного из столичных дилеров.
Некоторые автовладельцы просят предъявить снятые запчасти, но это не панацея против вороватых механиков. Им могут вручить аналогичную запчасть с любого другого автомобиля.
— Однажды, не дожидаясь очередного планового ТО, я самостоятельно поменял воздушный фильтр двигателя, после чего отправился к официальному дилеру для полного обслуживания. Оставил машину.
Через несколько часов раздался звонок, мол, всё готово, вот только воздушный фильтр нужно срочно поменять, срок его службы окончен, он весь в грязи. Наглость сотрудников СТО меня, конечно, поразила.
Я знал, что они разводят клиентов, но чтобы так топорно — это нонсенс! — рассказывает автомобильный адвокат Сергей Радько.
Существует распространённое заблуждение, что если человек всегда вовремя посещал официальный сервис, то по гарантии ему должны менять любые вышедшие из строя детали.
Это не так, на некоторые элементы заводская гарантия не распространяется. Их список можно найти в сервисной книжке, и для каждой модели он индивидуален.
Другое дело, что дилер иногда от себя добавляет в этот реестр запчасти, пользуясь неосведомлённостью клиента.
Часто и автопроизводители подливают масло в огонь. К примеру, компания Kia не отвечает за покрышки, устанавливаемые на свои автомобили. В случае их брака автомобилист должен самостоятельно судиться с изготовителем резины.
Но настоящие проблемы у автомобилистов начинаются, когда вскрывается какой-либо брак, и дилер вынужден поменять узел, проведя при этом бесплатные работы.
Очень часто сервис сообщает, что для выяснения причин неполадок нужно провести экспертизу, но клиента не предупреждают, что экспертиза платная.
— В моей практике был случай, когда у автомобиля из-за замыкания выгорел моторный отсек. Владелец автомобиля предъявил претензии дилеру, ожидая выплаты за сгоревшую машину.
Однако заказанная дилером экспертиза показала, что замыкание произошло из-за дополнительного оборудования под капотом, которое хозяин машины установил самостоятельно.
В итоге ему пришлось выплатить дилеру деньги за экспертизу — около 100 тыс. руб., — рассказывает Радько.
Ещё одна дилерская уловка — это так называемый перепробег. Например, первое техническое обслуживание запланировано на достижение автомобилем пробега в 10 тыс. км. Человеку нужно обязательно приехать именно до этой отметки, иначе дилер откажет в гарантийном обслуживании. Это условие обговаривается в договоре, но немногие автовладельцы о нём знают.
— Рассчитывать ТО нужно так, чтобы избежать перепробега. Если до роковой цифры остался десяток километров, а до визита к официалу ещё неделя — лучше припарковать автомобиль и не ездить на нём, — советует Сергей Радько.
Естественно, позицию дилера по этому вопросу можно оспорить. С помощью экспертизы клиент способен доказать, что свойства моторного масла никак не поменялись из-за пары лишних километров пробега, равно как и на двигатель это никак не повлияло.
Прощание с официалом
Всё чаще автолюбители переходят на обслуживание в сторонние сервисы. Помимо поборов их не устраивают цены. К примеру, первое ТО (проводится при пробеге 15 тыс. км) для автомобиля Hyundai Solaris у официального дилера обойдётся в 9,3 тыс. рублей.
Аналогичный набор работ в не авторизованном дистрибьютором автосервисе, но специализирующемся на ремонте корейских автомобилей, будет стоить 4,8 тыс. рублей. Это серьёзный аргумент, и дилеры угрожают снять с гарантии автомобиль в случае отказа от их услуг.
Однако эти заявления необоснованы.
— С точки зрения закона требования официальных дилеров проходить ТО только у них несправедливы. Такого понятия, как снятие с гарантии, вообще не существует. Есть несоблюдение условий договора, которое ещё нужно доказать.
Согласно статье 16 закона «О защите прав потребителей» запрещено увязывать приобретение одних товаров и услуг с обязательным приобретением других товаров и услуг. Это значит, что дилер не имеет права шантажировать снятием с гарантии.
По закону потребитель свободен в выборе автосервиса, — рассказывает руководитель Общества потребителей автотехники России Антон Недзвецкий.
По словам юриста, 18-я статья закона «О защите прав потребителей» гласит о том, что изготовитель или продавец отвечает за недостатки товара в случае, если не доказано, что они возникли вследствие нарушения правил использования или действий третьих лиц. Это единственное основание, по которому дилер может отказать в гарантийном ремонте.
К примеру, согласно регламенту, человек поменял самостоятельно масло в стороннем сервисе, а спустя время произошла поломка двигателя.
Дилер не имеет права отказать в замене мотора или его ремонте, если не докажет, что неисправность связана с некачественным маслом или плохой работой мастеров, его менявших. Автомобилист при этом также вправе обратиться к независимой экспертизе.
Уж тем более это касается случаев, когда из строя выходит, например, рулевое управление, которое в стороннем сервисе не трогали.
Автопроизводители подтверждают, что право снимать с гарантии автомобиль не находится в юрисдикции дилера.
— Клиент не может лишиться гарантии. В обязательства производителя входит безвозмездно устранить недостатки, имеющие производственное происхождение.
Однако в случае если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ТО в стороннем сервисе (или самостоятельно) и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, устранение данной конкретной неисправности и вызванных ею последствий не будет покрываться гарантией производителя, — объяснила пресс-атташе российского офиса Renault Анна Гемиш.
Впрочем, в дилерском сообществе для сторонников независимых ТО рисуют не радужные перспективы.
— Что касается сохранения гарантии на автомобиль, то в случае если человек ремонтировал автомобиль, находящийся на гарантии, самостоятельно или в неавторизованном сервисе, ему могут отказать в гарантийном ремонте.
Это зависит от политики импортёра и решается в индивидуальном порядке. Даже если автовладелец заказал экспертизу, установившую, что поломка никак не связана с ремонтом на стороне, не факт, что эта экспертиза была объективной.
Каждый подобный случай рассматривается отдельно, — рассказал президент Ассоциации российских автодилеров Владимир Моженков.
Юристы предупреждают, что отказ от обслуживания у официального дилера и вероятный гарантийный ремонт иногда сопряжены с походом в суд. И надо сначала решить, готовы ли вы к этому.
— В подавляющем большинстве случаев дилеры отказывают в гарантийном ремонте просто на основании того, что человек обслуживал автомобиль в другом месте, не вдаваясь в подробности.
Клиенты вынуждены заказывать экспертизу, предоставлять документы и сертификаты соответствия на использованные автокомпоненты, чтобы доказать, что поломка никак не связана с работой стороннего сервиса.
Если экспертиза это подтвердит, оплачивать и гарантийный ремонт, и экспертизу будет дилер, — говорит Сергей Радько.
Вс разъяснил, когда покупатель нового автомобиля может вернуть его из-за частых поломок — новости право.ру
Новый автомобиль жителя Волгограда только за первый год после покупки ломался 11 раз.
Покупатель не выдержал и обратился в суд, чтобы расторгнуть договор купли-продажи и получить обратно стоимость машины вместе с компенсацией за свои страдания.
Первая инстанция удовлетворила его иск, но апелляция отказала, сославшись на результаты экспертизы и свою трактовку Закона о защите прав потребителей. Дело дошло до Верховного суда.
Неудачная покупка
В ноябре 2013 года Владимир Балаян* купил в автоцентре «П-Сервис» новый автомобиль за 451 300 руб. Одну часть стоимости он перечислил на счет продавца, а на другую оформил кредит в ОАО «Меткомбанк». На машину действовал гарантийный срок – 36 месяцев или 50 тысяч километров пробега.
Уже через месяц после покупки автомобиль пришлось везти в ремонт и менять генератор. Весной 2014 года новоиспеченный владелец машины ездил в сервис не меньше пяти раз: то вышла из строя коробка передач, то потребовалась замена выключателей стоп-сигналов, в какой-то момент появился дефект в виде самопроизвольного торможения.
Летом того же года генератор и коробка передач у автомобиля снова сломались и их исправляли уже во второй раз. Таким образом, за первый год гарантийного периода машина находилась в ремонте более тридцати дней. Балаяну надоели постоянные мучения с машиной.
Сначала он попросил автоцентр вернуть ему деньги за автомобиль, но в удволетворенни этой претензии ему отказали. После чего осенью 2014 года владелец машины обратился в Ворошиловский районный суд Волгограда.
Первая инстанция и апелляция разошлись в своих выводах
Покупатель потребовал расторгнуть договор купли-продажи и взыскать с автоцентра стоимость машины (451 300 руб.), проценты по заключённому для покупки кредитному договору (35 721 руб.), страховые премии (34 000 руб.), неустойку за отказ добровольно вернуть деньги по ст.
23 закона «О защите прав потребителей» (383 605 руб.) и компенсацию морального вреда (10 000 руб.) (2-91/2015 (2-3126/2014;) ~ М-3152/2014) – итого 914 626 руб.
Покупатель настаивал, что приобрел автомобиль с существенными недостатками, приводя в доказательство факты о своих частых поездках в мастерскую только за первый год пользований новой машиной.
Ответчик не согласился с такими требованиями и утверждениями истца: по мнению автоцентра, Балаян не представил доказательств невозможности использовать машину во второй и третий год гарантийных обязательств.
А требование расторгнуть договор имеет законное право, если автомобиль не эксплуатируется из-за поломок более месяца в каждый год гарантии, полагает ответчик. Он пояснил, что истец продолжает и сейчас ездить на машине.
Кроме того, представитель автоцентра отметил, что сроки ремонта превышают 30 дней по вине Балаяна: он специально не забирал машину из СТО вовремя, затягивая время ее нахождения в ремонте. Размер неустойки ответчик посчитал несоразмерным нарушению обязательств.
Судья Дмитрий Рыков, чтобы разобраться в ситуации, назначил техническую экспертизу. Волгоградский государственный технический университет, который ее провел, пришел к выводу, что неисправности машины успешно устранялись и больше не повторялись.
В исследовании отдельно подчеркнули, что термин «существенный недостаток» является юридическим и не рассматривается в рамках автотехнической экспертизы.
Суд не стал обращать внимание на выводы экспертов, а решил исходить из фактических обстоятельств, указывающих на неоднократность ремонта одних и тех же устройств – генератора и коробки переключения передач.
Исходя из этого и учитывая общую длительность всех ремонтных работ (больше 30 дней – прим. ред.), суд частично удовлетворил иск Балаяна. Судья Рыков постановил расторгнуть договор купли-продажи машины и взыскать с автоцентра: ее стоимость – 451 300 руб., неустойку – 383 605 руб.
, компенсацию морального вреда размером 10 000 руб., оплатить услуги представителя истца – 20 000 руб. и экспертизу (сумма вымарана – прим. ред.).
В возврате процентов по заключённому для покупки авто кредитному договору и страховых премий суд отказал, сославшись на отсутствие законных оснований для этого.
Волгоградский областной суд не согласился с решением первой инстанции и отказал покупателю в удовлетворении всех его требований (дело № 33-10553/2015).
Апелляция сослалась на выводы исследования «Волгоградского государственного технического университета», который указал на отсутствие недостатков, появляющихся вновь после их устранения.
Дополнительно суд пояснил, что отказ от договора купли-продажи машины возможен, если она находилась на ремонте более 30 дней не только в первый год гарантии, а в течение каждого из трех (ст. 18 закона «О защите прав потребителей»).
Неправильная трактовка Закона о защите прав потребителей апелляцией
Балаян обжаловал акт Волгоградского областного суда в Верховный суд (дело № 16-КГ16-19). «Тройка» под председательством Вячеслава Горшкова указала, что существенным недостатком товара являются неоднократные неисправности – те, которые выявлялись более одного раза (п.
13 постановления Пленума ВС от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). В ВС обратили внимание на факты повторного ремонта генератора и коробки переключения передач.
Указали судьи и на неправильную трактовку Волгоградским областным судом ст. 18 Закона о защите прав потребителей: право на отказ от договора купли-продажи все же есть у покупателя, если товар находился более 30 дней в любом году из всего гарантийного срока.
ВС отменил акт апелляции и отправил дело на новое рассмотрение обратно в Волгоградский областной суд.
Апелляционная инстанция повторно рассмотрела спор Балаяна с автоцентром и оставила в силе решение судьи Рыкова (дело № 33-10461/2016).
Таким образом, покупатель добился расторжения договора купли-продажи авто и взыскания с продавца: стоимости машины – 451 300 руб., неустойки – 383 605 руб., компенсации морального вреда размером 10 000 руб.
, оплаты услуг представителя – 20 000 руб. и экспертизы (сумма вымарана – прим. ред.).
* – имена и фамилии изменены редакцией
Можно ли вернуть машину после покупки?
Покупка автомобиля – это всегда кот в мешке. Причем не имеет значения, куплен он в салоне или у частного лица. В процессе эксплуатации могут «вылезти» дефекты от производителя или недостатки, скрытые прежним владельцем. Рассмотрим, можно ли вернуть автомобиль после покупки?
Можно ли вернуть купленный автомобиль?
Закон предусматривает разные способы возврата автомобиля прежнему владельцу в зависимости от следующих ситуаций:
- новое авто, купленное у дилера;
- бу автомобиль, приобретенный в автосалоне;
- транспортное средство, купленное с рук.
Возврат нового автомобиля
Большинство товаров можно вернуть в течение 14 дней без указания причин. Но транспортные средства относятся к технически сложным товарам. В соответствии с законом от 1992 года № 2300-1 возврат нового автомобиля, без дефектов, не предусмотрен.
При выявлении недостатков, авто можно вернуть в течение 15 дней. В такой ситуации покупатель имеет право на получение денежных средств и оформление возврата автомобиля.
Как правило, продавец старается принять транспортное средство на гарантийный ремонт и избежать возврата денег. Но Верховный суд РФ рассмотрел подобную ситуацию и решил, что для возврата в течение 15 дней не имеет значения серьезность недостатков.
Поэтому даже при наличии незначительных поломок, покупатель может вернуть деньги. Главное – соблюсти 15-дневный срок.
Если указанный срок истек, но продолжается гарантийный срок, то можно вернуть автомобиль с недостатками.
Для этого необходимо чтобы:
- ремонт длился более 45 дней;
- общий срок ремонта за год длился столько, что покупатель мог пользоваться авто менее 30 дней подряд (считается только ремонт у официального дилера).
Как правило автосалоны и тут пытаются избежать возврата. Но Верховный суд РФ постановил, что в срок ремонта засчитывается период перевозки авто до сервиса и обратно.
Возврат автомобиля купленного с рук
Сложнее обстоит ситуация с возвратом автомашины прежнему владельцу – физическому лицу. В такой ситуации Закон от 1992 года № 2300-1 не действует. Нормы законодательства распространяются только на объекты, приобретенные у юридического лица.
Основными причинами спора являются:
- транспортное средство не соответствует заявленным характеристикам;
- у машины есть скрытые и неустранимые дефекты;
- авто находится в залоге.
В 2019 году Верховный суд РФ вынес решение о том, что возможно вернуть транспортное средство бывшему владельцу, если он утаил его историю. Например, авто использовалось в качестве такси или скручен пробег.
Порядок действий для возврата авто бывшему владельцу
Однако не стоит отчаиваться. При наличии договора купли-продажи, на сделку действую нормы гражданского законодательства. Поэтому покупатель сохраняет призрачную возможность возврата средств.
Для того, чтобы обезопасить себя, при оформлении покупки необходимо:
- пройти техосмотр;
- грамотно оформить договор купли-продажи.
Важно! При оформлении сделки нельзя указывать в договоре купли-продажи сумму, меньше, чем планируется передать продавцу. Такие действия распространены для снижения размера подоходного налога. Но они помешают вам вернуть свои деньги в случае покупки неисправного авто.
В данной ситуации возможны следующие варианты:
- Добровольное урегулирование с продавцом.
- Судебное разбирательство.
Добровольный порядок
Для начала нужно попробовать решить опрос миром. Но такая возможность появляется не часто.
Важно помнить, что в случае занижения суммы в договоре, продавец точно откажется от возврата средств. Так как при обращении в суд вы выставите мошенником не только его, но и себя.
Для добровольного урегулирования необходимо:
- подготовить доказательства поломки;
- провести экспертизу, которая докажет, что состояние авто хуже, чем заявлял бывший владелец;
- оформить претензию и направить ее продавцу.
В претензии необходимо указать, что при отказе от добровольного урегулирования, вы подадите заявление в суд. Хотя шансы на положительное решение незначительные (не более 10%), все бумаги последствие пригодятся в суде.
Претензия составляется в свободной форме.
В документе необходимо указать:
- Перечень дефектов.
- Предложение о добровольном расторжении договора по соглашению сторон.
- Предупреждение о том, что при обращении в суд вы дополнительно взыщите расходы на экспертизу, ремонт и юридические услуги.
Добровольное расторжение предусматривает внесение записи об аннулировании договора в ПТС (если контракт уже был зарегистрирован в ГИБДД) и перерегистрацию.
В судебном порядке
Необходимо помнить, что шансов на удачный исход дела немного. Поэтому необходимо уделить внимание подготовке. Для увеличения шансов на победу, целесообразно привлечь квалифицированного юриста.
Порядок действий при обращении в суд:
- Направление претензии. Так как целью иска является расторжение договора, то необходимо соблюсти порядок досудебного урегулирования.
- Сбор доказательств. Необходимо провести техническую экспертизу, которая докажет вину бывшего владельца. В случае, если авто находится в залоге, необходимо получить соответствующий документ.
- Составление иска. В заявлении нужно указать, когда был куплен автомобиль, сколько эксплуатировался покупателем, какие недостатки выявлены, имело ли место сокрытие информации.
- Направление документов в суд. Заявление направляется в суд по месту регистрации ответчика. Если сумма спора не превышает 50 000 р. – то в мировой суд. Если же превышает, то в районный.
- Посещение судебного заседания.
- Получение судебного решения.
Необходимо обратить внимание, что вопрос о возврате автомобиля бывшему владельцу, полного возмещения ущерба, взыскание неустойки и получение компенсации возможно только при наличии серьезных недостатков. Если дефекты не будут признаны значительными, то суд обяжет бывшего владельца выплатить компенсацию за ремонт.
Важно! Обязательным условием является оплата госпошлины. Так как иск о расторжении договора купли-продажи является неимущественным, то размер госпошлины составляет 300 руб.
Последствия расторжения договора через суд
Однако удовлетворение исковых требований не является завершающим этапом спора. Теперь автомобиль необходимо вернуть бывшему владельцу, а денежные средства взыскать.
Но, как показывает практика, такая возможность есть далеко не всегда. Если продавец не имеет постоянного официального дохода, дорогостоящего имущества, то вы оказываетесь в неприятной ситуации.
С одной стороны – авто возвращено прежнему владельцу.
С другой – у него отсутствуют денежные средства на выплату долга.
Поэтому необходимо срочно передать исполнительные документы приставу и просить о наложении ареста на машину. Приставы смогут продать авто в счет погашения долга. Но сумма явно не покроет возложенный долг.
Заключение Эксперта
Подведем итоги:
- При покупке авто необходимо провести технический осмотр, грамотно составить договор купли-продажи.
- Нельзя уменьшать стоимость машины в договоре.
- Вернуть новое авто в салон можно только при выявлении недостатков.
- Вернуть авто продавцу- физическому лицу можно только при выявлении серьезных недостатков или при сокрытии информации.
- Положительное решение суда не гарантирует возврата денежных средств.
Возврат автомобиля является сложным процессом. Любой продавец будет юлить и пытаться избежать ответственности. Поэтому для повышения шансов на положительный исход, целесообразно получить юридическую поддержку. Специалисты нашего сайта всегда готовы прийти на помощь.
Ответы юриста на популярные вопросы
Купила новый автомобиль у дилера. На передней двери не работает стеклоподъемник. Я заплатила крупные деньги и хочу полностью исправное авто. Могу ли я вернуть ее и получить новую?
Если с момента покупки не прошло 15 дней – то да. Для этого оформите претензию и пригоните автомобиль в салон. Не соглашайтесь на проведение гарантийного ремонта.
Купил автомобиль с пробегом в автосалоне. При эксплуатации выявлены неисправности. Прошу салон о возврате. Но они настаивают на экспертизе. Гарантийный срок еще не истек. Если будет доказана ошибка в эксплуатации, они хотят получить оплату за экспертизу с меня. Правомерно ли это?
Да. Закон о защите право потребителя возлагает на покупателя обязанность по оплате, если выявлена его вина в возникновении неполадок.
Я хотел купить автомобиль с рук. Мы заполнили договор купли-продажи. Я передал деньги. Но при регистрации выяснилось, что на автомобиль наложен арест. Поэтому регистрация не состоялась. Как расторгнуть договор и вернуть деньги?
Если продавец отказывается вернуть их добровольно, то необходимо обращаться в суд. В случае, если вы докажете, что он знал о наличии ареста, можно дополнительно поднять вопрос о привлечении его по ст. Мошенничество.
Добрый день! Купил авто бу у частного лица. Через месяц заметил, что номер двигателя в ПТС и на двигателе не совпадает. Является ли это основанием для расторжения договора?
Нет. При обращении в суд Вам нужно будет доказать, что двигатель устанавливался до факта покупки. Шансов на победу практически нет.
В каком случае можно вернуть автомашину в салон, если она оказалась залоговая?
В данной ситуации имеет место существенное нарушение договора. Автомобиль на момент сделки обременен правами третьих лиц. Поэтому необходимо обращаться в суд.