29 июня 2018 Владимир Пшенин
Российские власти, включая президента, считают метан более перспективным топливом, чем электричество. И не поспоришь, что успехи в освоении этого направления в нашей стране более заметны.
Вот и Lada Vesta CNG, первый автомобиль с установленным с завода метановым оборудованием, уже год на рынке.
Ещё весной продажи перевалили за тысячу экземпляров, что для такого узкого сегмента результат очень заметный.
Впервые метановую «Весту» показали на Международном газовом форуме в Санкт-Петербурге в октябре 2015 года, менее чем через месяц после официального старта производства базового седана.
Конструкция предусматривала размещение двух композитных баллонов на место запасного колеса с соответствующим перекраиванием задней части кузова.
Плюс в нетронутом багажнике, минус в дороговизне из-за баллонов и их размещения, что повлекло бы конструктивные изменения кузова со всеми вытекающими процедурами испытаний, одобрений и сертификации.
Так что, 10 июля 2017 года дилеры начали принимать заказы на немного другую машину: с итальянскими редуктором, форсунками, заправочным штуцером и китайским стальным баллоном объёмом 90 литров с композитной обмоткой, размещённым прямо в багажнике за задним сиденьем, без изменений по части «железа». Таким образом, убили сразу двух зайцев: привели к оптимуму цену самого оборудования и радикально снизили затраты на его внедрение. Конечно, при этом пострадал грузовой отсек, уменьшившийся визуально примерно на треть, а по данным производителя почти вдвое (с 480 до 250 литров), да к тому же лишившийся возможности трансформации. Длинномеры не потаскаешь, но под повседневные задачи вполне хватает. В конце концов, у «Рено Логана» первого поколения сиденье изначально не складывалось, и люди с этим вполне спокойно жили.
Переоборудованием занимается компания группа компаний «Альтернативные топливные системы» (АТС), начинавшая в 2012 году с установки и обслуживания газобаллонного оборудования как на сжиженном пропан-бутане, так и на сжатом метане.
В состав группы входят компании «АТС Авто» и «АТС Инжиниринг», которые являются партнерами АвтоВАЗа по созданию прототипов и серийному производству CNG-автомобилей «Лада».
Также компетенции компании позволяют создавать автомобили на «голубом топливе» и в содружестве с другими производителями. За годы работы предприятие стало одним из ведущих в России в деле популяризации газомоторного топлива.
В частности, именно они организовали производство передвижных автомобильных газовых заправщиков (ПАГЗ), уникальных для страны. Также в арсенале услуг компании и строительство стационарных АГНКС, установка ГБО на автомобили вторичного рынка.
Большинство дилеров, реализующих битопливную «Весту» (их более двухсот), прошли обучение в компании АТС, благодаря чему не только приобрели квалификацию, необходимую для обслуживания этих автомобилей, но и могут устанавливать оборудование на изначально бензиновые машины.
Ещё до того, как Vesta CNG в массовом порядке расселилась по шоу-румам, был расширен список комплектаций и цветов, чему способствовал живой интерес покупателей на стадии приёма заказов, а также оглашены цены.
Благодаря программе господдержки начальная комплектация Classic Start была предложена по цене 600 900 рублей, что всего на 30 тысяч дороже исходной модели! Это уникальное предложение, ведь за такие деньги оборудование под сжатый природный газ не поставить.
Не говоря уже о том, чтобы оно являлось частью автомобиля, попадало под гарантию и обслуживалось на регулярных ТО. Всего комплектаций четыре — они по оснащению идентичны бензиновой машине, да и разница в цене с ней фиксированная.
На нашем тесте была самая «заряженная» версия — оснащенная мультимедийным комплексом, климатом, круизом и камерой заднего вида с динамическими направляющими. Цена такого автомобиля — 898 900 рублей.
Но это всё, как говорится, лирика. А что на деле? На вид «Веста» как «Веста», только шильдик на багажнике выдаёт «газовую диету», а под сделанным с запасом лючком кроме крышки бензобака можно найти заправочный штуцер. В салоне и вовсе отличие только одно: переключатель вида топлива с пятью светодиодами, один из которых показывает задействованное горючее, а четыре других — запас метана.
Баллон вмещает порядка 20 кубометров, и по дороге от Тольятти до Кузоватово Ульяновской области и обратно этого хватило примерно на 360 км пробега в весьма бодром режиме (смешанный цикл, обгоны грузовиков, торможения).
При этом, кстати, подъедается и бензин, но немного, порядка полутора-двух литров на сотню.
Ехал бы в более спокойном режиме и с использованием подсказчика переключения передач, газ можно было бы и на 400 километров запас газа растянуть.
Естественно, всеядный двигатель проседает при передвижении на «голубом топливе», развивая 96 л. с. мощности и 135 Нм крутящего момента против изначальных 106 л. с. и 148 Нм соответственно, но не всегда это критично. На трассе опережения большегрузов даются заметно тяжелее, а в городе даже ослабший силовой агрегат не даёт повода нервничать. Его хватает.
Материал готовился в самый разгар роста цен на бензин, что и породило интерес к автомобилю на метане. Еще сомневаетесь? Значит вы давно не сравнивали цены на АЗС и АГНКС. или вы олигарх.
Сейчас поддержка государства в цене «Весты CNG» играет меньшую роль, чем прежде, поэтому разрыв в цене между бензиновой и битопливной модификациями вырос: 609 900 и 664 900 рублей за комплектацию Classic Start соответственно. Но и с этой разницей в 55 тысяч рублей купить готовую машину всё равно выгоднее, чем ставить оборудование «на стороне», а потом оформлять. Не стоит забывать и про гарантийное ТО, чего не сделает «дядя Вася» в гараже.
А поездка в Кузоватово была не просто так. Там в начале июня проходил ралли-рейд «Холмы России», где участвовала команда АТС на трёх автомобилях, в том числе на внедорожнике Lada 4×4 CNG Sport.
Лишь две трети из стартовавших экипажей смогли достигнуть финиша, и метановая «Нива» была среди них, заняв четвёртое место в самой многочисленной группе «N», причём без каких-либо проблем по части газобаллонного оборудования.
Словом, метан наступает по всем фронтам: есть серийная «Веста CNG», есть уникальный (пока) прототип Lada 4×4 CNG Sport. Почему пока? Потому что команда АТС расширяется, планируется постройка других машин на газомоторном топливе, а потом возможно и создание соответствующего кубка.
Кроме того, в компании АТС уже анонсировали универсал Lada Largus CNG, а государство собирается расширять сеть АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций).
Так что развитие темы использования сжатого природного газа в качестве топлива уже не остановить, и это прекрасно!
Как смотать спидометр на гранте
Автомобили в наше время на чем только не работают. Даже водородные есть, которые буквально «живут» на топливных ячейках. Вода — это, безусловно, хорошо и невероятно экологично, но пока уж больно непопулярно и дорого в исполнении.
То ли дело сжатый природный газ или, как его еще называют, метан в баллоне, как у новой версии Lada Vesta CNG (Compressed Natural Gas)! Газовый седан и стоит дешевле известных водородомобилей, обходясь при этом не намного дороже стандартной модели, и затраты на его производство меньше.
А плюс такой: с ним можно ездить хоть на метане, хоть на бензине — смотря, как удобнее и выгоднее. Все подробности о получившей газовый баллон Lada Vesta читайте в нашем обзоре!
Дизайн
Конструкция
В основе CNG-версии лежит универсальная конструкция, предусматривающая использование различных силовых установок — в частности, метановой и бензиновой.
90-литровый баллон с газом размещен за спинкой заднего дивана и оснащен предохранителем и скоростными клапанами, которые исключают риск разрыва баллона и неконтролируемой подачи газа в случае поломки газопроводов. Заправочное устройство расположено с правой стороны авто в лючке топливного бака.
Системой подачи топлива применяется фазированный впрыск со впуском, регулируемым с помощью четырех газовых и четырех бензиновых форсунок. Мотор запускается на традиционном виде топлива с последующим переключением на метан в авторежиме.
Если газ в баллоне закончился, то произойдет автоматический переход на бензин (55-литровый бензобак сохранен) — переход также может быть произведен в «принудительном» порядке, путем нажатия на специальную кнопку на центральной консоли.
Адаптация к российским условиям
Будучи отечественным автомобилем, Vesta CNG, разумеется, неплохо подготовлена к российским дорожным реалиям.
Во-первых, ее метановая установка снижает расходы на топливо как минимум в 3 раза, она менее взрывоопасная, чем бензиновая, а еще, вдобавок, позволяет увеличивать ресурс двигателя.
Во-вторых, такая четырехдверка способна преодолеть тысячу километров без дозаправки, без проблем потребляет бензин с октановым числом 92, имеет клиренс в 175 мм (у стандартной модели клиренс 178-миллиметровый), оборудована государственной системой экстренного оповещения «Эра-Глонасс», а также может похвастаться подогревом кресел и наружных зеркал во всех комплектациях. Подогреваемое лобовое стекло предлагается за доплату, а обогрев руля, к сожалению, не предусмотрен ни в одной из комплектаций.
Комфорт
Безопасность
Vesta CNG успешно прошла все необходимые краш-тесты: утечек газа не наблюдалось ни в одном из испытаний, баллон всегда оставался на 100% герметичным.
В базовое оснащение такой машины входят фронтальные подушки безопасности (пассажирская — с функцией отключения), защита двигателя и моторного отсека, крепления Isofix для детских сидений, а также различные электронные ассистенты.
В списке «умных» помощников седана — системы стабилизации (ESC) и распределения тормозных сил (EBD), антиблокировочная тормозная (ABS) и антипробуксовочная (TCS) системы, усилитель аварийного торможения (BAS), ассистент при старте в гору (HSA) и система вызова экстренных служб «Эра-Глонасс». Боковые подушки безопасности, датчики света и дождя, камера заднего вида, задние парковочные датчики и круиз-контроль с ограничителем скорости доступны за доплату.
Мультимедиа
В минимальной комплектации предлагается обыкновенная аудиоподготовка. В исполнении подороже — магнитола с 4,3-дюймовым монохромным экраном, 4 динамиками, радио AM/FM с функцией RDS, SD-картой, Bluetooth и AUX/USB-разъемами для подключения гаджетов.
Топовой версии достался полноценный мультимедийный комплекс с семидюймовым цветным тачскрином, 6 динамиками, навигацией и кнопками на руле.
С его помощью можно просматривать изображение с камеры заднего обзора, управлять радиостанциями, слушать любимую музыку с внешних устройств или разговаривать по телефону в режиме громкой связи.
Лада Веста ЦНГ Технические характеристики
Под капотом Vesta CNG обитает знакомая по стандартной модели 1,6-литровая 16-клапанная «четверка» с отдачей в 106 л.c. (148 Нм), неприхотливая к качеству бензина и совместимая исключительно с 5-скоростной МКПП. Согласно паспортным данным, потеря мощности и крутящего момента при переходе с бензина на газ составляет 10 л.с. и 13 Нм, соответственно.
При размеренной езде потеря мощности совсем не ощутима — нехватка тяги чувствуется разве что во время обгонов. При работе на традиционном виде топлива разгон до первой сотни километров происходит за 11,8 сек., а на газе — за 12,9 сек.
Понять, какой конкретно вид топлива используется автомобилем в текущий момент, позволяет индикатор, расположенный над кнопкой-переключателем в центре передней панели.
Технические характеристики
Двухтопливный метан и бензин |
1596 |
106 л.с |
11.8 с |
177 км/ч |
10.1/100км |
Vesta ездит на метане
Около месяца в редакции отработал автомобиль Lada Vesta CNG. Модель отличается от стандартной версии возможностью использования двух видов топлива – бензина и метана. Мы испытали автомобиль в реальной эксплуатации, а также оценили инфраструктуру заправочных станций в Самаре.
В редакции “Ъ-Волга” почти месяц отработал автомобиль Lada Vesta CNG. Отличием этой модели является возможность использования двух видов топлива. Автомобиль выпускается с серийной газобаллонной установкой, рассчитанной на применение сжатого природного газа — метана.
Модель в двухтопливной версии CNG выпускается с 2017 года. Впервые в истории бренда Lada началось серийное производство автомобиля с газобаллонной установкой. Баллон емкостью 90 л, рассчитанный на 18 кубометров газа, расположен в багажнике автомобиля позади спинки заднего дивана.
Полностью заправленный автомобиль способен проехать более 1000 километров без дозаправки. В случае, когда газ в баллоне заканчивается, происходит автоматический перевод питания двигателя на бензин. Также возможна принудительная смена используемого топлива при помощи переключателя газ/бензин.
В случае утечки газ эффективно рассеивается в атмосфере.
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Внешне автомобиль практически не отличается от «Весты», работающей на бензине. Отличить модель на газе можно по обозначениям на крышке багажника.
Кроме того, визуально автомобиль смотрится несколько ниже, из-за значительной нагрузки на заднюю ось — в багажнике располагается газовый баллон объемом 18 куб. м.
По этой же причине багажник в автомобиле практически отсутствует, а спинка заднего сиденья не складывается.
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Среди изменений в салоне — появившейся на центральной консоли переключатель вида топлива, снабженной индикаторами, которые представляют собой пять светящихся лампочек. Если горят все пять лампочек, это означает, что баллон заправлен полностью. В процессе использования газа лампочки одна за другой гаснут, когда же газ заканчивается, загорается красный индикатор.
Кроме того, на автомобилях Lada Vesta имеется индикатор запаса хода на приборной панели, который показывает примерный километраж, который автомобиль пройдет до ближайшей заправки. Однако, этот индикатор работает только при использовании бензина.
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Нам на тест достался автомобиль в максимальной комплектации — фактически, в этой «Весте» может быть все, кроме комбинированной отделки сидений, где используется экокожа.
Среди опций стоит отметить наличие камеры заднего вида, штатную навигацию и подсветку мест входа-выхода в передних дверях. На наш взгляд, именно последняя опция является наиболее полезной, поскольку на парковке далеко не всегда видно (особенно пассажирам), куда предстоит выйти — в лужу или в грязь, что на дорогах встречается довольно часто.
Безусловно полезной опцией является штатная навигационная система. Однако, навигатор даже в «родной» Самарской области далеко не всегда хорошо ориентируется, предлагая не самый оптимальный маршрут, зачастую через пробки.
Если не придерживаться рекомендаций навигатора (который отдает команды водителю мужским голосом), то по ходу движения он все-таки предлагает другой маршрут, хотя долгое время настаивает при первой возможности вернуться на предложенный изначально.
Что касается камеры заднего вида, то эта полезная опция так и не стала привычной за время теста.
Своими глазами оценивать ситуацию вокруг автомобиля надежнее, при том, что с довольно доступных комплектаций в оснащении «Весты» идет парктроник, являющийся более надежным помощником, чем камера, особенно учитывая, что в заднее окно у всех «Вест» в версии седан обзор неидеальный.
Однако, камера предоставляет хороший обзор даже в слякоть и дождь благодаря удачному расположению. Сложность заключается в том, что камера не захватывает вид по бокам автомобиля, поэтому при парковке в боковые зеркала заднего вида смотреть все-таки стоит.
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
По ощущениям за рулем газовая Vesta мало чем отличается от версий на бензине. Vesta в любой версии и комплектации является сбалансированным автомобилем. Машина хорошо управляется и позволяет с легкостью осуществлять маневры на высоких скоростях.
Заметно, что иномарки схожей ценовой категории на одних и тех же участках при одинаковых с «Вестой» скоростях заставляют своих водителей либо притормаживать перед маневром, либо идут практически на пределе своих возможностей.
Крены «Весты» в поворотах небольшие, в том числе на скоростях, максимально разрешенных в городе. Vesta в версии CNG отличается лишь тем, что заставляет быть более избирательным при выборе передач.
Там, где Vesta на бензине «вытягивает» на текущей передаче, CNG разгоняется менее интенсивно, требуя включить пониженную. Это следует учитывать при обгонах, особенно на загородной трассе, и заранее при осуществлении маневра понижать передачу.
На загородной трассе газовая Vesta бодро разгоняется до максимально разрешенных скоростей, часто даже позволяя идти быстрее потока. Подруливать приходится лишь на скоростях, близким к 160 км/ч. Но до таких скоростях правила дорожного движения разгоняться не позволяют (у нас же это получилось лишь по случайности).
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Если Vesta на метане уже совершенно готова к каждодневной эксплуатации, то об инфраструктуре заправок такого сказать нельзя. В миллионной Самаре имеются лишь три заправочные станции, где осуществляется продажа метана.
Взяв на трехнедельный тест «Весту CNG», мы планировали принципиально ездить только на метане, но реализовать эту идею из-за удаленности заправочных станций не удалось.
При этом одна из них расположена на пересечении проспекта Карла Маркса и Ракитовского шоссе, а две другие находятся практически в одном месте — на пересечении ул.
Авроры и Промышленности и на Уральском шоссе неподалеку от ТЦ «Амбар».
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Процесс заправки довольно прост и не вызывает затруднений, но только в том случае, если ранее проделать его несколько раз. «Все как на обычной заправке — просто вставляешь шланг и несколько минут ждешь»,- сказали нам перед тестом. На деле все оказалось иначе.
Во-первых, необходим специальный переходник, который не идет в комплекте с машиной, а продается отдельно по цене от 4,5 тыс. рублей. Однако, на заправочной станции его готовы бесплатно предоставить во временное пользование на период заправки.
Взамен требуют оставить в залог паспорт, права, или ключи от машины. «Некоторые забывают отдать переходник и уезжают, уже несколько таких случаев было, а деталь дорогая»,- рассказали нам в кассе заправочной станции.
Еще зачем-то записывают номер машины, при этом ответ «помню только цифры» кассиров вполне устраивает.
Во-вторых, процесс заправки интуитивно непонятен, в отличие от визита на обычную АЗС. Но если на большинстве традиционных заправочных станциях постоянно присутствуют заправщики, то на газовой станции они появятся, только если попросить.
При этом никакой инструкции к переходнику не прилагается, а когда, наконец, водитель справляется с этой конструкцией, ему во время заправки нужно следить за уровнем давления и отсоединять шланг лишь после полной заправки.
Делать это раньше категорически не рекомендуется, поскольку при давлении в 200 атм вмешательство в процесс заправки может привести к травмам.
Юрий Стрелец, Коммерсантъ
Но когда, наконец, удалось справиться с переходниками, сориентироваться в показателях на колонке и не забыть забрать у кассира права или паспорт, наступает момент триумфа, поскольку в чеке значится, что полная заправка обошлась всего в 300 рублей!
Пробеги «нашей» «Весты» составляли примерно 30 км в день, и на полностью заправленном балоне удавалось проездить неделю. Бензиновая Vesta даже при экономичной езде при аналогичном пробеге требует не менее 1 тыс. руб. в неделю.
Однако, все время ездить исключительно на газе в любом случае не получится. И дело даже не в удаленности заправочных станций и их малом количестве. Двигатель «Весты CNG» запускается исключительно на бензине и лишь после прогрева автоматически переключается на газ. В морозную погоду прогрев весьма длительный, можно проехать немалую дистанцию, пока произойдет переключение.
Vesta CNG позволяет экономить не только при заправке, но и при покупке. Автомобиль, на котором мы ездили, был в максимальной комплектации и стоил более 900 тыс. руб.
Это сопоставимо с корейскими конкурентами Kia Rio и Hyundai Solaris, однако при покупке газовой «Весты» предоставляется скидка в 155 тыс. руб. Таким образом, «наша» «Веста» стоила 773,9 тыс. руб.
, в то время как наиболее доступная Vesta CNG обойдется в 654,9 тыс. руб.
Екатерина Косарева, партнер аналитического агентства WMT Consult:
Исторически сложилось, что в России сеть заправок пропан-бутаном гораздо больше, чем КПГ (компримированный природный газ). По нашим подсчетам, в России не менее 6 тыс. заправок пропан-бутаном, включая АГЗС (только газ) и МАЗС (многотопливные станции).
Однако, так как сейчас на топливном рынке идет очень активная PR-кампания и лоббирование именно метанового топлива, есть цифры по автомобильным газонаполнительным компрессорным станциям (АГНКС): Минэнерго РФ оценила размер сети заправок в 368 единиц в стране, рост на 14 АГНКС за 2018 год.
Очевидно, что пропан применяется значительно чаще. Единственная причина этого состоит в том, что пропан-бутановая смесь всегда была в 2 раза дешевле бензина и было экономически выгодно строить подобные заправки.
Рынок пропан-бутана в России старый, известны все крупные игроки-поставщики оптовых партий газа: СИБУР, НОВАТЭК, «Роснефть», ЛУКОЙЛ.
Метаном занимаются только «Газпром» и НОВАТЭК, но, не считая последние несколько лет, компании не продавали КПГ на рынок.
Что касается безопасности, пропан-бутановая смесь уже многие годы на топливном рынке России, все участники рынка, зная о возможных последствиях неосторожной работы с топливом, выполняют необходимые требования безопасности. Пропан-бутоновая смесь почти не взрывается. Это понятно даже по сводкам новостей.
Таким образом, если 6 тыс. заправок в России функционируют уже долгие годы, а практически ни о каких опасных инцидентах не сообщалось, то можно сделать вывод, что это действительно безопасное в использовании топливо.
При этом, несмотря на небольшую практику, использование КПГ также достаточно безопасно. И даже безопаснее пропан-бутановой смеси.
Для взрыва количество газа в смеси должно быть 5-15% для природного газа и 1,5-9,5% для сжиженного.
Вячеслав Сорокин
Снижаем затраты на топливо, выбираем Ладу Веста на метане
Автомобильный концерн «АвтоВАЗ» производит принципиально новую модель – Лада Веста. Этот автомобиль существенно превзошел предыдущие модели по уровню своего технического оснащения и ездовых характеристик. Кроме того автомобиль будет выпущен в битопливном варианте газ-бензин под названием «Lada Vesta CNG».
Причины для установки газобаллонного оборудования
Стоит обозначить причины появления двухтопливной модели Лада Веста в перспективах развития данной модели концерна «АвтоВАЗ». Данная версия авто является достаточно перспективной по целому ряду причин – ради Лады Весты на метане конструкторы могут даже отказаться от производства стандартного кузова универсал, приступив непосредственно к созданию универсала-кроссовера.
Зачем на автомобиле нужно газобаллонное оборудование? Оно имеет несколько ярко выраженных преимуществ, на которых производители делают особый акцент.
- Во-первых, сжиженный газ значительно дешевле бензина. Многие водители будут только рады приобрести такую модификацию Лады Весты для сокращения стоимости эксплуатации личного транспорта.
- Во-вторых, совмещение возможности использования метана и бензина позволяет водителю выбирать, на каком топливе ехать в каждый конкретный момент времени. Двигатель адаптирован для работы с обоими видами топлива; переключение подачи с бензина на метан и обратно возможно непосредственно по ходу движения Лады Весты на газу с помощью размещенного на приборной панели манипулятора.
- В-третьих, благодаря совмещению стандартного бензобака с газобаллонным оборудованием возрастает максимальная дальность переезда без необходимости дозаправки. Благодаря тому, что у водителя всегда остается возможность использовать второй вид топлива, внезапно опустевший бензобак не станет трагедией.
Естественно, при езде на метане двигатель выдает несколько меньшую мощность – это стоит учитывать. Тем не менее, этот недостаток легко нивелируется возможностью переключения на другой тип топлива – в этом случае на низкой мощности можно будет при жестком ограничении скорости, а бензин использовать при разгоне на трассе или при преодолении подъемов.
Производитель «АвтоВАЗ» уделил большое внимание и безопасности этой модели: утечка газа при ДТП крайне маловероятна. Огнеопасность являлась одной из главных причин, по которым ГБО было не самым популярным явлением на российских дорогах, однако Лада Веста на метане устранила этот недостаток практически полностью.
Что касается цены новой Лады Весты на газу – об этом пока ничего не известно. Стоит надеяться лишь на то, что производитель останется столь же лоялен в вопросах ценовой политики, как и при определении цен на комплектации стандартной бензиновой Весты.
Новости о модели Веста с ГБО
Новость о том, что концерн «АвтоВАЗ» планирует производство Лады Весты на газу, стала очередным штрихом к положительной репутации едва вставшего на производство седана. Рассказать об этой модификации, получившей серийное название Lada Vesta CNG, стоит значительно подробнее.
Конструкторы отказались делать Ладу Весту на метане без возможности использования стандартного жидкого топлива (дизель или бензин, в зависимости от двигателя).
Вместо этого была создана специальная конструкция, допускающая одновременную заправку автомобиля и бензином (дизельным топливом), и сжиженным газом.
Бензобак расположен на стандартном месте, как и в стандартной комплектации Лады Весты, а два газовых баллона для заполнения метаном под давлением до 250 атмосфер – в обустроенной под багажником нише.
Новая Лада Веста будет иметь возможность заправки и бензина, и газа через один заправочный лючок. На модели CNG, снабженной ГБО, его размеры будут значительно увеличены из-за того, что под одним лючком будет располагаться и горловина бензобака, и устройство для закачки газа в баллоны.
Дата выхода этой модификации неизвестна. Скорее всего, ее разработка серийного производства будет стартовать значительно позже выхода Лады Х-Рей, запланированного на начало 2016 года. Неизвестно также, в каких типах кузова будет представлен автомобиль: Лада Веста на газу может появиться в серийной продаже как в кузове седан или хэтчбек, так и в модифицированной версии лифтбек.
Лада Веста на метане — цена, отзывы владельцев и обзор (видео)
Отечественный автопроизводитель не один год разрабатывает проекты на уровне концептуальной модели. За годы работы, производство увидело немало экспериментальных образцов: были и лимузины, и кабриолеты. Иными словами, сделано было много.
И вот, в середине 2015 года на крупнейшем форуме, автоконцерн представилпервую версию Лады Весты на метане.Ключевым преимуществом использования газа в автомобиле, считается сниженный расход потребления (если сравнивать с бензином), а также значительно низкая цена самого топлива.
Об этом мы сегодня и поговорим.
Особенности метановой LADA Vesta CNG
Вкратце, под биотопливом здесь подразумевается газ, если быть точнее – метан.
На территории России и стран СНГ газобалонным оборудованием транспорта никого особо не удивишь — компаний, занимающихся производством и установкой подобных агрегатов огромное количество, большинство из них правда предлагают пропан, в силу его большей популярности.
Изредка, владельцы маршрутных такси и автобусов дооснащают свои автобусы газом, хотя это зачастую идёт вразрез с действующим законодательством и нарушает безопасность пассажирских перевозок.
Дело тут в том, что многие стараются сэкономить на модернизации, используя не сертифицированные газобаллонные агрегаты, не говоря уже о том, что люди, занимающиеся настройкой и установкой газового агрегата не имеют должной специализации. Сегодня речь пойдёт о первом серийном образце биотопливной Lada Vesta.
Ладу Весту GNG, именно так названия получила версия на метане, начали производить массово ещё летом 2014 года. В общих чертах, автомобиль модернизировали серийной биотопливной установкой итальянского производства.
Баллон с топливом расположился традиционно в багажнике, из-за чего полезный объем оного сократился до 250 литров. На водительской панели появилась кнопка подачи газа. На крышке багажника присутствует шильдик GNG (что сигнализирует о том, что агрегат авто работает на метане).
В остальном же, метановую Ладу Весту сложно отличить от обычной бензиновой версии.
Переключение с бензина на метан происходит автоматически.
Тут нужно отдать дань зарубежной газобаллонной системе, в холодное время года, большинство газобаллонных систем, которыми снабжаются авто грешат проблемами переключения с одного вида топлива на другое.
В Ладе Весте этот недостаток нивелировали. Для удобства переключения, в новом авто на кнопке переключения топлива (на панели) присутствует индикация отображающая запас топлива.
Горловина для заправки баллона метаном находится в традиционном для бензобака месте и прикрыта крышкой. Время, которое понадобится для полной заправки емкости с газом, составляет около 10 минут.
Еще одной особенностью серийного агрегата является тот факт, что в момент работы двигателя расходуется и бензин. Это необходимо для того, чтобы мотор не подвергался термическому воздействию, и прослужил дольше.
В среднем, на 100 километров при использовании метана расходуется один-два литра бензина.
Цена Лады Весты на метане
На данный момент, Веста GNG поставляется в четырёх комплектациях.
Все цены указаны на начало 2018 года, более актуальную информацию вы можете получить у официального дилера в своем регионе.
Минимальная предусматривает наличие основного набора подушек безопасности (передних), подголовников для пассажиров заднего ряда, крепления для установки детского кресла, закрывающий дверные замки в момент движения, иммобилайзер, антиблокировочную систему (ABS).
Кроме того, авто оснащается системой контрольной устойчивости, 12-вольтовой розеткой в салоне и системой интеллектуальных подсказок для водителя. Комфорт во время езды обеспечивает электронная система усиления рулевой колонки, электростеклоподъёмниками передних дверей, обогревом передних стёкол и кондиционером.
Опций масса и все их не перечислить, а потому перечисляем только ключевые изменения. Обойдется классическая комплектация Весты СНГ в 765 000 рублей, но на метановую версию действует специальная акция «EcoGas», позволяющая получить скидку 115 тыс. руб., благодаря чему начальная цена автомобиля составляет всего 650 000 руб.
За эту сумму, вы получите двигатель объемом 1.6 литра и классическую пятиступенчатую механическую коробку передач.
Следующая комплектация авто (Comfort) от базовой отличается тем, что в ней, помимо стандартного оснащения, присутствует кондиционер, аудиосистема с 4 динамиками, передний подлокотник, мультифункциональный руль, круиз-контроль с ограничителем скорости, парктроник и улучшенная отделка салона. Цена за весь этот функционал составляет 678 000 рублей, с учетом скидки.
Это наиболее актуальная комплектация, поэтому предлагаем вам посмотреть видео как выглядит данный автомобиль внутри и снаружи и что в нем есть за эти деньги:
Люксовая комплектация Лады Весты на метане обойдётся в 741 тыс. рублей. За эти деньги автомобиль дооснащается боковыми подушками безопасности, противотуманными фарами (их нет в версиях Standart и Comfort.
Обивка сидений комбинированная (экокожа и текстиль). Здесь же, появилась подсветка интерьера в салоне и освещение выхода (светильники встроены в нижнюю часть дверей).
Помимо того, эта опция предусматривает наличие задних электростеклоподъемников, датчиков дождя и штатного климат-контроля.
Еще одна комплектация люкс отличается от вышеперечисленных тем, что здесь установлена полноценная мультимедийная система с 6ю динамиками и предустановленной системой навигации. Этот вариант предлагается по цене в 769 000 рублей.
Отзывы владельцев о LADA Vesta CNG
Довольно долго изучал отзывы и статьи в сообществах и в итоге приобрел себе Ладу Весту на метане.
Так уж сложилось, что цены на бензин постоянно растут, и езда на стареньком Фольксвагене сильно ударяла по бюджету, всё-таки аппетит у старых немецких авто непомерный.
Поэксплуатировав новенький автомобиль около четырёх месяцев могу сказать, что не пожалел ни разу. В качестве недостатка могу только привести тот факт, что у нас в городе еще не так много метановых автозаправок. В остальном же, очень доволен.
(Дмитрий, Тверь)
Обзаведясь новой Ладой Вестой на метане около двух месяцев назад, я подметил несколько незначительных недостатков, в числе которых малый объём багажного отсека (из-за особенностей расположения баллона с газом).
Так же, чувствуется потеря мощности, к чему в принципе быстро привыкаешь. На 3000 тысячи пробега решил посчитать эффективность газа, и в результате несложных подсчетов могу сказать, что стоимость составляет 1.
8 рубля за один пройденный километр (всего израсходовано 243 куб. газа и 22 литра бензина).
(Александр, Нижний Новгород)
Обзавелся метановой версией Весты еще полгода назад. Покупал с расчетом на то, что придется на ней преодолевать большие расстояния, в силу специфики работы. За сутки проехал около 750 километров. В среднем, скоростной режим держался на уровне 100 км/ч. В целом, расход топлива составил 1.5 рубля за пройденный километр. Ощутимая экономия.
(Дмитрий, Оренбург)
Метановая Лада Веста CNG: плюс 30 тысяч рублей
Сегодня дилеры начали прием заказов на седаны Лада Веста CNG с аппаратурой для работы на сжатом метане. А в Москве состоялась передача одного экземпляра такой Весты для эксплуатации в Минэнерго. Кстати, в прошлом году в Министерстве работал опытный УАЗ Патриот с подобным оборудованием — и принес экономию 42% на топливе в денежном выражении.
Опасения, что метановая Веста окажется сверхдорогой, не оправдались.
Прибавка в цене для конечных покупателей, по сравнению с чисто бензиновыми седанами, составит всего 30 тысяч рублей: базовая Веста CNG в комплектации Classic+Start (две подушки безопасности, кондиционер, обогрев зеркал и передних сидений) стоит 601 тысячу рублей против 571 тысячи за бензиновую машину. А наиболее дорогая двухтопливная Веста обойдется в 716 тысяч.
Чудеса? Нет, дело в государственной поддержке: АвтоВАЗ и тольяттинская компания ГК АТС, которая занимается установкой газового оборудования на Весту, получают компенсацию 140 тысяч рублей за каждую проданную машину.
То есть реальная цена переделки — 170 тысяч! В комплект оборудования входят итальянские редуктор, форсунки и заправочный штуцер, а также китайский баллон из стали с композитной обмоткой емкостью 90 л. Баллон установлен за задним сиденьем и отделен от багажника аккуратным пластиковым кожухом.
Часть объема отсека, конечно, съедается, зато редуктор и топливная рейка необслуживаемые, ресурс баллона — 15 лет, а замена копеечного фильтра газовой магистрали приурочена к плановым ТО.
Кожух в багажнике, под которым расположен газовый баллон
Потери в отдаче невелики: мощность Весты CNG с двигателем ВАЗ-21129 (1,6 л) при работе на метане снижается со 106 до 96 л.с., крутящий момент — со 148 до 135 Нм. Зато ресурс двигателя увеличивается из-за того, что газ не смывает масло со стенок цилиндров и не образует отложений.
Штатный 55-литровый бензобак сохранен, поэтому машину можно эксплуатировать и на бензине. Потому что главная проблема распространения метановых автомобилей в России по-прежнему актуальна: это слабо развитая сеть заправок АГНКС (Автомобильных газонаполнительных компрессорных станций).
Рядом с кнопкой аварийки появилась клавиша переключения между двумя видами топлива
Сейчас на всю Россию их чуть больше 300, а еще 60 находятся в процессе строительства. Зато кроме государственных АГНКС уже есть и частные заправки.
Особенно в регионах, где машины на сжатом природном газе популярны: это юг России, Татарстан, Башкирия и еще ряд областей.
А вот в Москве и Московской области до сих пор всего восемь АГНКС, и в ближайшей перспективе их количество не превысит двадцати.
С двухтопливной Вестой АвтоВАЗ рассчитывает в первую очередь на корпоративные продажи в таксопарки и государственные структуры. Но заказать машину могут и частники.
В этом году тольяттинцы планируют продать около 600 седанов, прогноз на будущее примерно 1200—2500 автомобилей в год. На следующий год запланирован выпуск универсалов и фургонов Лада Ларгус CNG, спрос на которые должен оказаться бодрее.
А в службах Газпрома ожидают метановые внедорожники Лада 4х4 CNG. Тем более что фонд государственных дотаций на метановые автомобили пока неограничен.
Расход топлива перекрывает все недостатки: отзыв владельца Лада Веста CNG на метане
15.12.2019
Проехав 650 км я потратил всего 500 рублей, и это еще только на обкатке.
Итак, купил Лада Веста CNG на метане за 725 тыс рублей и как сказал дилер оказался единственным в городе).
Почему именно на газу? Все просто, такси мой основной заработок, а топливо основная статья расходов. По поводу надежности — откатаю гарантию и продам. Хотя конечно есть сомнения по поводу ликвидности на вторичке, но посмотрим…
Итак впечатления. Первое, что сразу отметил, это работу ходовой в этой машине.
Да, машина еще новая, однако при движении по плохой дороге ни каких либо бряканий, ни сторонних стуков (конечно, помимо шума от попадания камней под арками), отмечено не было.
Ходовая Веста отрабатывала просто замечательно, чем-то в движении напоминая Logan. Если же машина оказывалась в колее, то этого было совершенно не заметно, Весту не кидало из стороны в сторону.
Благодаря электроусилителю, руление отменное четкое. Нет никаких нареканий в отношении тормозов и света фар. Прогрев салона, а также передних кресел, происходит практически мгновенно. Никаких сверчков пока нет. В сравнении с прошлыми вазовскими моделями, разница весьма существенная.
Невзирая на столь радужное начало моего отзыва о метановой Весте, есть и ряд минусов. Лично для меня наиболее значительным стало отсутствие автоматической трансмиссии, не говоря уж о вариаторе: за подобную опцию доплатил бы не задумываясь (отзыв писал в 2018 году). Еще разгон Весты именно на метане происходит как-то медленно, а оживает машина уже после 2.7 тысяч оборотов.
При солнечной погоде, когда солнечные лучи оказываются в районе боковых задних стекол, экран мультимедиасистемы заметно бликует, думаю прибегнуть к тонировке. Кроме того, в темное время экран светится слишком ярко, от чего глаза быстро начинают уставать.
Претензии есть и к передним стойкам: кроме того, что их ширина довольно большая, так еще способствуют увеличению размера мертвой зоны размещенные на них пищалки акустики. Добавим сюда грязное лобовое стекло, плюс боковые зеркала, что, суммарно, еще больше ухудшает обзорность.
Кнопка переключения на метан и примерный его остаток
Интересно, что по утрам, прогревая машину, в салоне можно ощутить слабый запах метана, хотя потом, на протяжении поездок, его не чувствуется.
В остальном, Вестой CNG вполне доволен, но время покажет, как автомобиль проявит себя в дальнейшем. Теперь же расскажу про самое главное: расход метана.
Расход
Недавно пришлось совершить свою самую продолжительную поездку – примерно 650 км в обе стороны.
Перед выездом под завязку заполняю оба бака (бензиновый и метановый), обнуляю одометр, и в путь.
Поскольку машина еще находится на обкатке, ехать старался аккуратно, чтобы обороты не переваливали за три тысячи.
Весь путь проехал исключительно на метане, затратив около 38 кубов, которые мне обошлись примерно в 500 рублей. Таким образом, на преодоление километра пути мне потребовалось чуть более 70 копеек!
С такими затратами этой машине можно простить непрестижность и высокую стоимость, довольно скромный багажник и механическую коробку. Лично для меня все это теперь стало второстепенно, а те, кто переживают за свой имидж, вспомнят мои слова о Vesta CNG в момент, когда отдают с трудом заработанные деньги на кассе автозаправки.
Хочу также отметить довольно приличную динамику метановой Весты при движении по трассе. Представляю, как она поведет себя по завершении обкатки и после замены масла (нулевое ТО уже скоро), когда можно будет раскручивать мотор на полную. Заодно потом еще раз посмотрю, что Веста покажет по расходу.
В итоге отмечу, что машина прилично себя ведет и в городских условиях, и на трассе, уверенно держится за асфальт и не рыскает. Спина в дальней поездке не устает, небольшие кочки «проглатывает» легко – я на них даже особо не притормаживаю. Так что, сделанным выбором очень доволен, ну а как будет дальше, посмотрим.
Источник: drom.ru/reviews/lada/vesta/624884
Читать также: Удивительно, но АВТОВАЗ пошел навстречу: продолжение истории с заклинившим мотором через 2 дня после покупки Весты Кросс
Lada Vesta CNG не выживет без газовой версии Lada 4×4!
Согласно собственным источникам «Лада Клуба», в следующем году Автоваз может начать серийный выпуск Lada 4×4, работающей и на бензине и на метане, то есть, очищенном от примесей сжатом природном газе (CNG). Казалось бы, дело благое, однако, количество «метановых» заправочных станций у нас в стране невелико. Основным источником распространения голубого топлива стали АЗС «Газпромнефть», однако, только на некоторых из них сейчас предлагают метан. К примеру, во всей Москве и Московской области только 15 «Газпромовских» заправок с CNG, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 5, а в Самаре и области – вообще ни одной.
Баллоны в Lada Vesta CNG
Между тем, само по себе наличие сети «метановых» точек не станет достаточным условием для всплеска потребительского интереса к таким модификациям Lada.
Как сообщил «Автомобилям» ещё в августе на Московском международном автосалоне 2016 года Константин Котляров, отвечающий на Автовазе за инновационные проекты, и, в частности, за Lada Vesta CNG, которую выставляли на стенде Lada, менеджеры отечественного автохолдинга, в первую очередь рассчитывают на программу госсубсидий, которые могли бы стимулировать крупные компании, скажем, таксопарки, переходить на модификации с газобаллонным оборудованием.
Что касается запуска Lada Vesta CNG, Константин Котляров называл 2017 год не как дату начала серийного производства, а как дату начала «процесса индустриализации модели», что подразумевает выпуск как минимум одной небольшой пробной партии. Напомним, что основной и, пожалуй, единственной «механической» проблемой постановки метановых Lada на конвейер станет объём заказа баллонов.
В нашей стране имеются компании, готовые взяться за выпуск, однако на один типоразмер баллона должно приходиться более 2 тыс. единиц в г од. Исходя из этого, информацию по запуску в массовое производство Lada 4×4 CNG следует рассматривать в свете унификации баллонов «Нивы» и «Весты».
Интересно, что унификации требуют как минимум диаметр, а вот длину можно варьировать без особых проблем.
Глядя на российский автомобильный рынок через «газовую» призму, любой рядовой автомобилист задаётся вопросом, а почему же Автоваз по примеру многих европейских производителей не наладит выпуск модификаций на хорошо знакомом россиянам ещё с советских времён пропан-бутане? Ведь и сам газ дешевле более чем в 3 раза, чем бензин, и можно обойтись безо всякой «Газпромнефти». Увы, именно в силу этих причин ни один спикер не даст внятного ответа…