Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация по Техническому обслуживанию и ремонту автомобилей»Диагностика двигателя внутреннего сгорания по состоянию свечей зажигания
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
ТЕМА: Диагностика двигателя внутреннего сгорания по состоянию свечей зажигания ДИСЦИПЛИНА «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:23.02.03.
»ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГГО ТРАНСПОРТА» 3-4 КУРС 17-18 лет.
ПОДГОТОВИЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦ ДИСЦИПЛИН БАБИЧ ФЕДОР ИВАНОВИЧ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
2 слайд Описание слайда:
тема: Диагностика двигателя внутреннего сгорания по состоянию свечей зажигания
3 слайд Описание слайда:
Диагностика двигателя внутреннего сгорания по состоянию свечей зажигания
4 слайд Описание слайда:
1.Необходимые условия проведения диагностики двигателя по состоянию свечей зажигания. 2. Внешний вид свечей и их связь с состоянием двигателя. 3.Способы очистки свечей зажигания. 4.Приборы для проверки свечей зажигания. План
5 слайд
6 слайд Описание слайда:
Устройство свечи зажигания
7 слайд Описание слайда:
Нормальное состояние свечи — цвет отложений на изоляторе (юбке центрального электрода) светло-коричневый или кофейный; нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Умеренное выгорание электрода. Двигатель работает в экономичном режиме. Отсутствует необходимость доливать масло в систему смазки двигателя.
8 слайд Описание слайда:
Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром — сухой копотью. Двигатель работает с повышенным расходом топлива из-за чрезмерного обогащения воздушно-топливной смеси.
Причины: неправильная регулировка карбюратора; сбой в работе системы управления двигателем (например, отказ или неверные показания кислородного датчика); неисправность механизма привода воздушной заслонки; засорение воздушного фильтра.
9 слайд Описание слайда:
Цвет электрода от светло-серого до белого.
Возможные причины : неправильный подбор свечи (слишком «горячая» свеча); слишком большое опережение зажигания; топливо с низким октановым числом; бедная воздушно-топливная смесь.
Работа двигателя на слишком обедненной смеси приводит к значительному перегреву, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогоранию выпускных клапанов.
10 слайд Описание слайда:
Юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок, этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Двигатель работает на топливе содержащем избыточное количество присадок имеющих в своем составе металл.
Длительно использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.
11 слайд Описание слайда:
Ярко выраженные следы масла — черный маслянистый нагар, особенно, в резьбовой части. Неправильный температурный режим в сторону недостаточной температуры свечи или попадание моторного масла в цилиндр.
Возможные неисправности: неправильный подбор свечи (слишком «холодная» свеча); износ направляющих втулок клапанов, маслосъемных колпачков, поршневых колец. Налицо повышенный расход масла.
В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело-синий выхлоп.
12 слайд Описание слайда:
Центральный электрод и его юбка покрыты плотным слоем масла смешенного с каплями не сгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в цилиндре.
Причина — разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом.
Двигатель постоянно «троит», заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза.
13 слайд Описание слайда:
Полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причины: длительная работа двигателя с детонацией; применение топлива с низким октановым числом; очень раннее зажигание; бракованная свеча.
14 слайд Описание слайда:
Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина — сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное, синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.
15 слайд Описание слайда:
Способы очистки свечей зажигания
16 слайд
17 слайд
18 слайд Описание слайда:
Способы очистки свечей зажигания
19 слайд
20 слайд Описание слайда:
Способы очистки свечей зажигания
21 слайд
22 слайд
23 слайд Описание слайда:
Приборы для проверки свечей зажигания «Молния» — стенд для проверки свечей зажигания под давлением
24 слайд Описание слайда:
Пистолет-пробник для проверки свечей зажигания
25 слайд Описание слайда:
Проверка электрической цепи центрального электрода свечи с помощью тестера
26 слайд Описание слайда:
Тестовый контроль Условия проведения диагностики ДВС по свечам зажигания а) на новых свечах б) после 10 тыс. км пробега в) после 200…300 км пробега Красный нагар на свечи зажигания говорит о работе двигателя на а) богатой смеси б) бедной смеси в) на топливе, содержащем железосодержащие присадки
27 слайд Описание слайда:
Маслянистая резьбовая часть свечи а) бракованная свеча б) изношены маслоотражательные колпачки в) Аннушка разлила масло Наиболее эффективный метод очистки свечей а) пескоструйный б) химический в) ультразвуковой Тестовый контроль
28 слайд Описание слайда:
При работе ДВС на богатой смеси на свечах образуется нагар а) белый б) черный в) красный Синий дым из выхлопной системы а) свеча №6 б) свеча №8 в) свеча №5 Тестовый контроль
29 слайд Описание слайда:
Зазор между электродами свечи должен быть а) менее 1 мм б) 2 мм и более в) 0,6…1,1 мм При помощи пистолета-пробника проверяют а) зазор между электродами б) искрообразование в) сопротивление Тестовый контроль
30 слайд Описание слайда:
Для проверки свечей зажигания используют тестер а) молния б) мотор-тестер в) блендер Вы узнали сегодня много полезного? а) да б) нет в) не понял ничего Тестовый контроль
31 слайд Описание слайда:
Ключи к тестовому опросу Критерии оценки знаний Номер вопроса Правильный вариант ответа 1 в 2 в 3 б 4 а 5 б 6 б 7 в 8 б 9 а 10 а Количество правильных ответов Оценка студента (по пятибалльной шкале) 1 2 2 3 4 5 3 6 7 4 8 9 5 10
32 слайд Описание слайда:
1.В.И.Карагодин,Н.Н.Митрохин Ремонт автомобилей и двигателей-Москва,Академия-2014г. 2.В.М. Власов, С.В. Жанказиев, С.М. Круглов Техническое обслуживание и ремонт автомобилей-Москва,Академия-2014г. 3.В.В.Петросян Ремонт автомобилей и двигателей-8-е издание-Москва,Академия-2014г Литература
Курс повышения квалификации
Общая информация
Замена свечей зажигания
В роли генератора механической энергии, необходимой для движения автомобиля, выступает двигатель внутреннего сгорания — бензиновый или дизельный. Основным процессом, в результате которого происходит получение энергии, является сгорание топлива в рабочих камерах двигателя.
Воспламенение топливной смеси осуществляется с помощью специальных устройств – автомобильных свечей зажигания. Неисправные или неправильно работающие свечи зажигания нередко становятся основной причиной проблем, связанных с пуском двигателя, потерей мощности, расходом топлива.
Поэтому для обеспечения безотказной работы силового агрегата необходима периодическая замена свечей зажигания.
Виды свечей
Воспламенение топлива в цилиндрах бензиновых двигателей осуществляется электрическим разрядом в несколько тысяч вольт. Для создания искры непосредственно в рабочих камерах силового агрегата применяются свечи зажигания. Искровая свеча зажигания – это устройство, состоящее из следующих основных элементов: металлического корпуса с резьбовой частью, керамического изолятора и центрального электрода. Искровой разряд между центральным и боковыми электродами свечи возникает в определенный момент работы двигателя – при каждом цикле сжатия.
В дизельных моторах топливно-воздушная смесь самовоспламеняется в камерах сгорания двигателя вследствие ее резкого и сильного сжатия.
Для обеспечения требуемой температуры воспламенения, особенно при пуске холодного двигателя, в «дизелях» применяются свечи накала.
После запуска силового агрегата и достижения им рабочей температуры свечи отключаются – воспламенение топлива происходит без дополнительного подогрева воздуха в рабочей камере.
Стоит отметить, что несравненно большее участие в процессе воспламенения топливной смеси принимают искровые свечи зажигания, устанавливаемые в бензиновых двигателях.
От состояния этих элементов системы зажигания напрямую зависят бесперебойная работа и ключевые характеристики силового агрегата: мощность, приемистость, расход топлива.
Поэтому в качестве предмета исследования выбираются именно искровые свечи.
Признаки неисправности свечей
Характерными признаками, сигнализирующими о том, что необходима замена свечей зажигания, являются:
- затрудненный запуск двигателя: мотор не заводится или запускается с трудом;
- сбои и неустойчивая работа силового агрегата: двигатель «троит», нет набора оборотов, отсутствует тяга;
- значительная потеря мощности, снижение приемистости двигателя;
- существенное увеличение расхода топлива;
- изменение цвета выхлопных газов, нарушение уровня содержания СО2.
Стоит отметить, что наличие указанных проблем не всегда может быть связано с неправильной работой свечей зажигания. Причиной указанных неисправностей могут стать сбои в системе подачи и впрыска топлива, зажигании, а также поломка деталей цилиндро-поршневой группы.
Оценка состояния свечей зажигания
Для оценки функциональной пригодности свечей зажигания применяется, как правило, визуальный осмотр. Основными признаками, которые свидетельствуют о непригодности свечи к дальнейшей эксплуатации, являются:
- сажевые или масляные отложения на рабочей поверхности свечи;
- поврежденные или оплавленные электроды;
- растрескавшийся или поврежденный изолятор;
- механические повреждения резьбовой части или верхнего контактного вывода.
Обращает на себя внимание тот факт, что главной причиной уменьшения срока службы искровых свечей является регулярное использование низкокачественного топлива.
Периодичность замены свечей зажигания
Для поддержания стабильной и безотказной работы силового агрегата требуется регулярно проводить его сервис. Замена свечей зажигания является операцией, которая в обязательном порядке входит в регламент планового технического обслуживания автомобиля. Периодичность проведения замены искровых свечей устанавливается заводом-производителем транспортного средства, но при полностью исправном двигателе, отсутствии проблем в системах зажигания и впрыска топлива, а также при условии использования качественного бензина, период безотказной работы свечей составляет примерно 30000 км пробега. Интервал между заменами может быть увеличен, если используются иридиевые или платиновые искровые свечи зажигания.
Порядок замены свечей зажигания
Обслуживание и замену деталей и элементов системы зажигания, непосредственно контактирующих с корпусом силового агрегата, рекомендуется проводить при остывшем двигателе. Замена свечей зажигания – это несложная операция, проведение которой не требует серьезных знаний и навыков. Для ее осуществления потребуется стандартный торцевой ключ и специальные свечные головки размером на 16 или 21 мм.
Общая схема, по которой выполняется снятие старых и установка новых свечей, следующая:
- отсоединяются высоковольтные провода: чтобы не перепутать последовательность их соединения, рекомендуется менять свечи по одной, а не все сразу;
- очищается, не выкручивая «старую» свечу, посадочное место от песка и грязи: для этой цели лучше всего использовать струю сжатого воздуха;
- поочередно выполняется замена свечей зажигания;
- подсоединяются высоковольтные провода.
На некоторых моделях автомобилей доступ к месту расположения свечей зажигания может быть закрыт коллектором или пластиковыми накладками – эти элементы необходимо временно демонтировать.
Диагностика двигателя по состоянию свечей
По внешнему виду и состоянию свечей зажигания можно достаточно точно определить как неисправности в самой системе зажигания, так и другие неполадки в работе двигателя в целом. Ключевые критерии оценки – это состояние электродов свечей зажигания, интенсивность и цвет нагара на них. Признаки, характерные для той или иной неисправности следующие:
- черный налет на рабочей поверхности свечи: богатая топливовоздушная смесь, причина — неисправность системы подачи топлива;
- светло-серый пепельный нагар: обедненная воздушно-топливная смесь, причины — значительное опережение зажигания, неисправность системы охлаждения двигателя;
- ярко-розовый кирпичный налет: применение этилированного (суррогатного) бензина, официально запрещенного к использованию во многих странах;
- следы моторного масла на электродах и изоляторе: нарушение герметичности блока цилиндров и клапанов, выраженное в износе направляющих втулок, разрушении поршневых колец или уплотнительных маслосъемных колпачков;
- значительное разрушение центрального электрода и его изолятора: использование бензина с низким октановым числом, чрезмерно долгий срок службы свечи зажигания.
Исправные свечи зажигания имеют легкий налет светло-коричневого цвета на рабочем конце, для них свойственно полное отсутствие нагара и следов масла.
Стоит отметить, что зазор, так называемый искровой промежуток, между центральным и боковым (боковыми) электродами должен в точности соответствовать установленным нормам.
Значение этой величины для разных типов свечей может находиться в диапазоне от 0,5 мм до 2 мм; данный параметр выставляется на заводе-изготовителе и его последующая корректировка, как правило, не предусмотрена.
Эксплуатация свечей зажигания
Порядок использования свечей установлен стандартами, техническими условиями, инструкциями по эксплуатации и другой технической документацией. В процессе эксплуатации необходимо проводить ТО и плановую замену свечей, выработавших ресурс. Кроме того, возникает необходимость в диагностике отказов и проверке работоспособности свечи. Вот о том, как происходит эксплуатация свечей зажигания, мы и поговорим в этой статье.
Гарантия изготовителя свечей зажигания и указания по эксплуатации
В соответствии с ОСТ 37.003.081-98 изготовитель свечи обеспечивает гарантии при соблюдении потребителем условий эксплуатации, монтажа, транспортирования и хранения, указанных в стандарте.
Гарантийный срок эксплуатации свечей — 18 месяцев при пробеге автомобиля не более 30 тыс. км с классической системой зажигания и 20 тыс. км — с электронной.
Гарантийный срок хранения свечей, поставляемых в запасные части, — 3 года, для рыночной торговли — 1 год. Гарантийный срок хранения свечей, законсервированных для хранения, — 5 лет.
В остальных случаях гарантийные сроки устанавливаются по согласованию с потребителями и указываются в технической документации.
Свечи должны устанавливаться только на те двигатели, для которых они предназначены.
Двигатели должны находиться в технически исправном состоянии. Следует применять только указанные в инструкции по эксплуатации топливо и моторное масло. При отказе свечей из-за нагарообразования необходимо найти и устранить его причину.
Расконсервация должна осуществляться в зависимости от использованного варианта защиты. Если новые свечи покрыты консервационной смазкой, их необходимо протереть и промыть в растворителе (бензине), а затем просушить. Свечи в густой консервационной смазке можно прокипятить в воде и полностью просушить.
Перед установкой свечи на двигатель следует проверить ее комплектность. При необходимости очистить загрязненные поверхности и отрегулировать искровой зазор. Наличие загрязнений и масел в рабочей камере, на тепловом конусе изолятора и в искровом зазоре недопустимо.
Свечу в головку блока цилиндров следует вворачивать от руки и затягивать моментом, не превышающим величины для свечей с плоской опорной поверхностью 20-30 Н.м (2-3 кгс.м), а для свечей с конической опорной поверхностью 10-20 Н.м (1-2 кгс.м).
Во время работы свечи необходимо предохранять от ударов и попадания на них влаги.
При проведении ТО двигателя следует очищать свечи от нагара и производить регулировку искрового зазора.
Транспортировать свечи можно только в закрытом транспорте, исключая возможность попадания на них атмосферных осадков. Хранить свечи следует только в помещении в упаковке предприятия-изготовителя.
При несоблюдении потребителем перечисленных выше условий претензии на работу свечей не принимаются.
Ресурс свечей зажигания
В процессе работы на двигателе под воздействием искрового разряда, пламени и раскаленных газов электроды свечи изнашиваются. Когда искровой зазор возрастает до предельно допустимой для данной системы зажигания величины, начинаются перебои в искрообразовании.
Кроме того, свеча постепенно покрывается продуктами, образующимися в процессе работы двигателя и оседающих на тепловом конусе изолятора и электродах.
Тонкий слой налета светло-серого или светло-коричневого цвета свидетельствует о том, что двигатель находится в технически исправном состоянии, и свеча соответствует ему по тепловой характеристике.
При этом расход топлива, моторного масла и токсичность отработавших газов соответствуют действующим нормам.
В связи с неизбежным износом и легким загрязнением свечи, в качестве предупредительной меры, с определенной периодичностью необходимо проводить ТО, которое заключается в регулировке искрового зазора и очистке от нагара.
Долговечность свечи зависит от многих факторов и, прежде всего, от условий применения. На двухтактном двигателе спортивного мотоцикла в условиях соревнований свеча может выработать свой ресурс всего за несколько часов. На тихоходном двигателе, например, передвижной электростанции, свечи могут работать тысячу часов и более.
На современном автомобиле, даже с мощной электронной системой зажигания, в условиях обычной эксплуатации износ искрового зазора происходит со скоростью не более 0,015 мм за 1000 км пробега автомобиля.
При установочном зазоре 1,0 мм и предельно допустимом 1,3 мм припуск на износ электродов равен 0,3 мм. При указанной выше скорости износа расчетный ресурс свечи до регулировки составляет 20 тыс. км.
При классической системе зажигания расчетный ресурс примерно на треть больше.
Реальная долговечность свечей в 2-3 раза больше, так как увеличившийся зазор можно отрегулировать, а нагар удалить. Но многие производители автомобилей не хотят рисковать и рекомендуют заменять свечи при электронной системе зажигания через каждые 20 тыс. км, а при классической — через каждые 30 тыс. км.
На остальных двигателях, кроме автомобильных, устанавливают свою периодичность обслуживания, измеряемую или в километрах пробега, или в моточасах.
Определение отказов свечей
Отказом в работе свечи считают частичное или полное прекращение искрообразования в искровом зазоре. Отказы, наступившие в гарантийный период или между ТО, установленными в инструкции по эксплуатации, считают прежде временными.
Наиболее вероятны отказы свечей из-за образования на поверхности теплового конуса изолятора токопроводящего нагара в количестве, приводящем к перебоям в искрообразовании.
Возможны различные повреждения свечи в результате аномальной работы двигателя.
Значительно реже происходят отказы из-за нарушений правил эксплуатации: применения свечей неправильно укомплектованных, не соответствующих по характеристикам и размерам двигателю, закоксовыванию зазора и даже рабочей камеры в результате плохой очистки от смазки и грязи перед установкой.
Встречаются случаи повреждения свечи при монтаже и демонтаже: поломка головки изолятора, повреждения корпуса и срыв резьбы. Если при установке даже слегка ударить свечу о твердую поверхность, боковой электрод может погнуться, и искровой зазор уменьшится, что впоследствии приведет к отказу.
Кроме того, возможны отказы из-за производственных дефектов, не выявленных перед установкой на двигатель: трещины на изоляторе, отсутствие герметичности и некачественное закрепление электродов.
Чтобы убедиться в том, что нарушено бесперебойное искрообразование свечи не снимая ее с двигателя, можно воспользоваться искровым пьезоэлектрическим пробником «Тест-М» (рис. «Искровой пьезоэлектрический пробник» ).
При определенном навыке с помощью пробника можно определить отказавшие из-за нагара свечи, не снимая их с двигателя. Проверка проводится в следующем порядке:
- Снять со свечи наконечник с высоковольтным проводом и на его место установить наконечник высоковольтного провода пробника;
- Подпружиненный контакт пробника прижать к «массе» двигателя;
- Несколько раз нажать и отпустить клавишу пробника.
Вспышки лампы при нажатии свидетельствуют о наличии искрообразования. Отсутствие вспышек при нажатии свидетельствует об отсутствии искрообразования. В этом случае свечу необходимо демонтировать и оценить ее техническое состояние. Затем очистить от нагара и проверить ее работоспособность.
Снятие и установка свечей зажигания
Свечу следует демонтировать с двигателя в следующем порядке:
- Снять наконечник провода высокого напряжения, при этом нельзя тянуть за провод.
- Поверхность в углублении головки цилиндра вокруг свечи очистить сжатым воздухом или кисточкой, чтобы частицы грязи не попали в цилиндр и только после этого свечу вывернуть.
- После снятия необходимо проверить наличие уплотнительного кольца на цоколе корпуса свечи. В некоторых случаях при демонтаже уплотнительное кольцо может остаться на двигателе.
- Провести тщательный осмотр, особое внимание обратить на изолятор (нет ли механических повреждений), рабочую камеру и электроды. Проверить, нет ли мостика в искровом зазоре, иногда он бывает малозаметен.
Устанавливают свечи на двигатель в следующем порядке:
- Внимательно осмотреть свечу, нет ли механических повреждений, проверить наличие уплотнительного кольца и контактной гайки (если она нужна). По маркировке проверить соответствие свечи двигателю, на который она устанавливается.
- Проверить и при необходимости отрегулировать искровой зазор на величину, указанную в инструкции по эксплуатации двигателя.
- От руки завернуть свечу до упора и затянуть специальным свечным ключом моментом, указанным в инструкции по эксплуатации. Для свечей с резьбой М14х1,25 и плоской опорной поверхностью рекомендуемое усилие затяжки не более 30 Н.м (3 кгс.м). Резьбу перед установкой свечи не следует покрывать графитом или каким-нибудь другим смазочным материалом. Слишком сильная затяжка свечи может привести к разрушению резьбы, деформации корпуса или к потере герметичности.
Не допускается устанавливать свечу без уплотнительного кольца или с двумя уплотнительными кольцами (рис. «Правильные и недопустимые способы установки свечи» ).
Это приведет к нарушению герметичности соединения свечи с головкой блока цилиндров. Если резьба длинна, то свеча слишком выступает в камеру сгорания, что может привести к ее перегреву.
Выступающие витки резьбы на корпусе покроются нагаром и при попытке демонтажа возможно повреждение резьбы головки блока цилиндров.
Обслуживание свечей зажигания
Обычная ошибка начинающих автовладельцев — не обращать внимания на свечи зажигания либо менять их при первом же подозрении на какую-либо неисправность. Они забывают о том, что в процессе эксплуатации необходимо проводить техническое обслуживание и плановую замену свечей зажигания, выработавших ресурс.
Кроме того, возникает необходимость в диагностике отказов и проверке работоспособности свечи.В процессе работы электроды свечи изнашиваются под воздействием искрового разряда, пламени и раскаленных газов.
Свечи зажигания требуют ухода (технического обслуживания): регулярной очистки и регулировки искрового зазора между электродами (когда искровой зазор возрастает до предельно допустимой для данной системы зажигания величины). В противном случае появляются перебои в искрообразовании.
Это происходит за счет неравномерного износа электродов в процессе эксплуатации (рабочий торец центрального электрода постепенно приобретает сферическую форму, а в боковом электроде образуется серповидная выемка). Величина искрового зазора должна соблюдаться с точностью до 0,10–0,15 мм.
Если автомобиль интенсивно эксплуатируется, то эти операции следует осуществлять примерно через каждые 10 тыс. км пробега автомобиля. Если же годовой пробег автомобиля 10–15 тыс. км или даже меньше, то очищать свечи и регулировать зазор между электродами следует дважды в год: перед началом зимнего и летнего эксплуатационных сезонов.
Следует отметить, что многие производители автомобилей рекомендуют заменять свечи при электронной системе зажигания через каждые 20 тыс. км пробега автомобиля, а при классической — через каждые 30 тыс.
км, вместо того чтобы проводить ТО свечей зажигания.
Хотя при регулярном ТО долговечность свечей может быть увеличена в 2–3 раза, это зависит от качественного и грамотного проведения очистки свечи от нагара и регулировки искрового зазора.
Для очистки свечей категорически не рекомендуется применять острые металлические предметы, например отвертку или шило, так как ими легко повредить изолятор.
На поврежденном конусе изолятора ускоряется и усиливается нагарообразование, нагар шунтирует электроды и свеча перестает работать.
В этом случае вместо увеличения срока эксплуатации свечи зажигания можно получить значительное его снижение.
Свечи зажигания, которые производились до середины прошлого века, очищались от нагара с помощью нагрева до температуры самоочищения.
Современные свечи герметизированы по соединению центрального электрода с изолятором специальным стеклогерметиком, который повреждается при нагреве до температуры 350–400 С. Поэтому если свечи очищать нагревом, то температуру следует ограничивать до 200 С.
Таким образом свечу можно очищать газовой горелкой. Воздействовать желательно только на покрытую нагаром рабочую часть.
В некоторых случаях очистку можно производить с помощью металлических щеток. Но при этом следует учитывать, что при применении таких щеток электроды неравномерно покрываются металлической пленкой, и может произойти короткое замыкание.
В случае если очистка срочно необходима, а под рукой ничего подходящего нет, то можно аккуратно отогнуть электрод «массы» и очистить тепловой конус изолятора мелкой шкуркой. Если электрод хорошо приварен и изготовлен из отожженного сплава НМц-5, то он выдерживает отгибание на угол 90 и возврат в прежнее положение минимум 2 раза.
Но оптимальный способ очистки свечей зажигания — химический.
Последовательность действий при таком способе очистки свечей зажигания следующая:
обезжирить свечи (промыть в бензине);тщательно просушить;погрузить свечи в горячий 20 %-й водный раствор ацетата аммония (уксуснокислого аммония);выдержать свечи в растворе 25–30 мин при температуре не менее 90 С (раствор может слабо кипеть);прочистить свечи жесткой волосяной или капроновой щеткой;тщательно промыть свечи горячей водой и высушить.ПРИМЕЧАНИЕ Химическую очистку свечей зажигания следует проводить на открытом воздухе во избежание отравления — из горячего раствора уксуснокислого аммония выделяются пары уксусной кислоты.
Зазор между электродами свечи зажигания регулируется путем подгибания бокового электрода.
ПРИМЕЧАНИЕ Воздействовать на центральный электрод ни в коем случае нельзя — в этом случае можно повредить изолятор, и свеча станет полностью непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Подгибается боковой электрод с помощью прорезей в специальном щупе. Можно уменьшить зазор между электродами, аккуратно ударяя боковым электродом по твердой поверхности. Увеличить зазор можно с помощью тонкой пластины, небольшой отвертки или ножа.
ПРИМЕЧАНИЕ Зазор отрегулирован правильно, если соответствующая пластина специального щупа проходит между электродами с небольшим сопротивлением.
Для измерения величины зазора лучше всего применять цилиндрический щуп (кусок проволоки подходящего диаметра). При использовании плоского щупа можно получить неверный результат из-за выемки, которая образуется в изношенном боковом электроде.
Обслуживание свечей зажигания автомобиляАвтоцентр Автограф
Работоспособность свечи зажигания можно предварительно оценить визуально. Внешний вид свечи изменяется в соответствии с уровнем нагрузки на мотор.
Чтобы увидеть действительное состояние свечей, их осматривают сразу же после полной остановки двигателя.
О повышении износа поршневых колец или цилиндров, а также возможном повышении уровня моторного масла можно судить по слишком залитой свече или в том случаи, если она покрыта угольным нагаром.
- Если автомобиль долго двигался на невысокой скорости с очень маленькой нагрузкой или двигатель продолжительное время находился в работе на холостом ходу, то свеча станет излишне сухой и угольного цвета.
- Если зажигание произошло слишком рано, то свеча останется чистой и сухой, но при этом слегка оплавится и появится светлый налёт.
Свеча в хорошем состоянии в исправном двигателе должна быть серого или светло-коричневого цвета, так же на ней не должно быть сильного нагара.
Если при внимательном осмотре обнаружилось, что электрод сбоку или в центре износился, то свечу необходимо заменить в ближайшее время на новую. Так же замены требуют свечи с повреждёнными изоляторами, например, со сколами или трещинами. В среднем срок службы свечи соответствует пробегу автомобиля в 25 000-30 000 км.
Желательно менять свечи после каждых 10 000 км пробега. При замене свечу нужно проверить и тщательно очистить, лучше всего это делать стальной щёткой из жёсткой проволоки, при необходимости нужно выровнять проёмы между электродами.
Существует химический метод профилактики. В этом случаи свечи погружают или протираю бензином для обезжиривания, затем сушат и после чего кладут на 30 минут в горячий 20% раствор уксусного аммония. Потом очищают стальной щёткой и промывают горячей водой.
Щупом цилиндрической формы можно проверить искровой зазор на свечах зажигания. Зазор легко подрегулировать, для этого нужно специальным ключом подогнуть боковой электрод (не используйте плоскогубцы!).
Специальные тестеры помогут определить уровень состояния свечи. Тестеры работают так: они создают условия для свечи похожие на те, которые возникают в двигателе при эксплуатации. Такой прибор можно приобрести в автомобильном магазине. Он не только поможет проверить исправность свечи, но и очистить ее.
К каждому двигателю предусмотрены свечи с определенными техническими параметрами. Использование неподходящих свечей плохо отражается на работе мотора и может вывести его из строя. Специалисты «Автограф» помогут правильно подобрать подходящие запчасти для вашего авто.
Техническое обслуживание свечи зажигания
Техническое обслуживание свечи зажигания
Как я уже отмечал ранее, периодически необходимо производить соответствующее техническое обслуживание свечей, особенно если двигатель стал работать нестабильно и увеличился расход топлива. В этом подразделе рассказывается о том, как это делать правильно.
Очистить свечу от нагара можно, предварительно залив в нее немного спирта или бензина на 3–5 мин (для этого свечу придется перевернуть), после чего произвести очистку с помощью щетки, имеющей жесткую щетину. После этого свечу следует промыть сильной струей бензина и высушить методом продува.
Внимание!
Ни в коем случае не высушивайте промытую бензином свечу с использованием открытого огня (на газовой плите, с помощью зажигалки и т. п.) — бензин может воспламениться.
После того как очистите свечу от нагара, внимательно осмотрите ее. Если изолятор свечи имеет повреждения (трещины, сколы и т. п.), неисправно крепление бокового электрода либо имеются иные неисправности, несовместимые с дальнейшей эксплуатацией свечи, — придется ее заменить.
Между центральным и боковым электродами свечи должен быть зазор, соответствующий требованиям завода-изготовителя (эту информацию можно найти в руководстве пользователя, прилагаемом к каждому автомобилю).
Если этот зазор слишком маленький, то искра между электродами будет слишком слабой и непродолжительной. При слишком большом зазоре увеличивается напряжение, которое необходимо для преодоления воздушного пространства между электродами, и искра может вообще не появиться.
В этом случае соответствующий цилиндр будет нерабочим, мотор начнет «троить», а расход топлива заметно возрастет.
Внимание!
Нарушение правильного зазора между электродами может быть причиной неработоспособности свечи зажигания точно так же, как это происходит при появлении трещин на изоляторе, большого нагара, повреждения электродов коррозией и т. д.
После освобождения свечи от нагара следует проверить зазор между электродами с помощью специально предназначенных круглых щупов (они входят в комплект многих водительских наборов с инструментами).
Помните, что плоский щуп для этого не подходит — результаты проверки могут оказаться не соответствующими действительности. Это обусловлено тем, что в процессе эксплуатации свечи зажигания происходит перенос металла с бокового электрода на центральный.
В результате этого на боковом электроде появляется небольшая впадина, а на центральном — небольшой бугорок.
Если проверка показала, что зазор свечи необходимо отрегулировать — делайте это путем подгибания бокового электрода с помощью специально предназначенного ключа.
Поскольку далеко не у всех водителей такой ключ имеется, иногда они производят подгибание бокового электрода путем несильного постукивания по нему каким-нибудь предметом (например, рукояткой отвертки). Однако если необходимо увеличить зазор — этот метод не поможет.
Внимание!
Категорически не рекомендуется подгибать боковой электрод плоскогубцами — это верный путь быстро вывести свечу из строя. Ни в коем случае не подгибайте центральный электрод — он не предназначен для этого, иначе свеча перестанет работать.
Если в двигателе вашего автомобиля стоят старые свечи (особенно отечественного производства), то перед наступлением зимы рекомендуется уменьшить зазор между электродами примерно на 0,1 мм.
Дело в том, что в морозную погоду продолжительное прокручивание мотора стартером может привести к настолько значительной разрядке аккумуляторной батареи, что ее напряжения будет недостаточно для образования искры при обычном зазоре.
Иногда водители доводят свои свечи до такого состояния, что автомобиль отказывается заводиться даже в теплое время года. В таком случае необходимо заменить их.
Если же по каким-то причинам это невозможно (например, вы находитесь за городом) — выкрутите свечи и как следует протрите изоляторы сухой тряпкой.
Иногда влажная пленка грязи, скопившаяся на изоляторах, является той причиной, которая не дает двигателю завестись.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Как определить неисправности свечей зажигания. Симптомы и признаки неисправности свечей
Начиная с автомобилей и газонокосилок и заканчивая квадроциклами и моторными лодками, практически во всех этих средствах можно найти двигатели внутреннего сгорания, в которых используются свечи зажигания для того, чтобы обеспечить процесс воспламенения.
С одной стороны, эти маленькие «чудо-помощники» потребляют высоковольтное электричество, а с другой – выдают искру. Искра воспламеняет топливную смесь в двигателе, обеспечивая тем самым процесс сгорания, благодаря которому работает двигатель.
Без свечей зажигания двигатель был бы неспособен завестись, поэтому неисправности свечей зажигания могут привести к полной остановке двигателя.
Симптомы неисправности свечей зажигания
Список возможных симптомов плохих свечей зажигания:
- двигатель не запускается или запускается, но спустя длительное время, при этом стартер крутит;
- потеря мощности, что приводит к повышенному расходу топлива;
- провалы в мощности при резком нажатии на газ;
- неравномерная работа двигателя, двигатель глохнет;
- троение и вибрация двигателя, особенно на холостых оборотах.
Проверка производительности двигателя
Если свечи зажигания повреждены или загрязнены, то это может спровоцировать множество проблем, включая повышенный расход топлива, медленное ускорение, пропуски зажигания и проблемы с запуском двигателя. Если возникли проблемы с двигателем, то сначала стоит обратить внимание на свечи зажигания – это хорошее место для начала выяснения причин.
Благодаря изучению состояния свечей зажигания двигателя можно получить представление о том, насколько хорошо он работает. Вы можете сделать такую проверку частью регулярного технического обслуживания вашего автомобиля, квадроцикла, газонокосилки или мотоцикла или же прибегать к ней при возникновении подозрения, что с двигателем что-то не так.
Признаки неисправности свечей зажигания
Первый шаг – выверните свечу зажигания, состояние которой необходимо изучить. Возьмите свечу зажигания и осмотрите её на наличие признаков повреждения. Обратите особое внимание на конец свечи, который был вкручен в цилиндр, и изучите его. Высока вероятность того, что вы заметите на ней один из следующих признаков.
Нормальная свеча зажигания
При нормальном функционировании свечи зажигания на её боковом электроде можно обнаружить коричневые или серовато-коричневые отложения. Если они есть, то со свечой зажигания всё в порядке, её можно установить обратно в цилиндр.
Углеродное загрязнение
Чёрная сухая сажа на электродах и кончике изолятора указывает на загрязнение углеродными отложениями.
Это может быть спровоцировано загрязнённым воздушным фильтром, чрезмерно продолжительным движением на низких скоростях, слишком обогащённой топливно-воздушной смесью или слишком продолжительной работой на холостом ходу.
Механик автосервиса может посоветовать, какой тип свечей зажигания стоит приобрести для замены повреждённой, но при этом можно задуматься о переходе на «более горячую» свечу зажигания (чем ниже калильное число свечи зажигания, тем выше её температура).
Чёрная сухая сажа на электродах — признак неисправности свечей зажигания
Масляные отложения
Чёрные масляные отложения на электродах и наконечнике изоляторов свидетельствуют о загрязнении свечи зажигания машинным маслом.
Масло может затекать в цилиндры по причине изношенности поршней или направляющих клапанов. Очень важно обнаружить источник утечки, проконсультируйтесь с механиком для получения более подробных инструкций.
Как только причина неисправности свечей зажигания будет решена, можно поменять свечу зажигания.
На фото четко видны масляные отложения на свечи зажигания
Залитая свеча
Мокрая свеча может быть результатом так называемого «затопления» двигателя. Такая ситуация происходит при неоднократной попытке запустить двигатель несколько раз, но без воспламенения топливной смеси. В такой ситуации можно почистить свечи зажигания или просто подождать, пока они сами подсохнут.
Обгоревшая свеча
Окалины на кончике изолятора, расплавленные электроды или белые отложения – это признаки обгоревшей свечи зажигания, которая подвергается во время работы слишком высоким температурам.
Причины могут быть следующие: перегрев двигателя, неправильно выбран диапазон рабочей температуры свечи зажигания, изношенная свеча зажигания, неправильное время зажигания или слишком сухая воздушно-топливная смесь.
Свечу зажигания необходимо заменить.
Белые отложения на кончике изолятора свечи зажигания
Изношенные электроды
Изношенные и истончавшие электроды – это признак того, что свеча зажигания уже отработала свой срок. Свеча прослужила в двигателе слишком долго, поэтому её стоит заменить.
Сломанные электроды
Если электроды сломаны или сплющены, то высока вероятность того, что были установлены неподходящие свечи зажигания.
Слишком длинная свеча зажигания может стать причиной серьёзных повреждений двигателя, в то время как слишком короткая свеча приведет к возрастанию расхода топлива и засорению свечей зажигания.
Проверьте руководство по эксплуатации для того, чтобы убедиться, что в двигателе используется рекомендованный изготовителем тип свечей зажигания.
Видео когда менять свечи зажигания
Диагностика состояния двигателя по внешнему виду свечей зажигания
По свечам зажигания можно точно определить состояние двигателя на нексии, да и любого автомобиля, так как свечи находятся непосредственно в цилиндрах.
Если вдруг у Вас двигатель стал работать не стабильно, и Вы не знаете причину этой поломки, можно выкрутить свечу зажигания и посмотреть на её облик. Для достоверности выкрутите еще одну, это точно определит состояние двигателя.
Поэтому чаще обращайте внимания на их внешний вид при замене или при покупке автомобиля.
Нормальная свеча зажигания нексии – коричневатый или серо-желтоватый цвет и небольшой износ электродов. При условии точного подбора типа свечей для данного двигателя.
Меняйте свечи с периодичностью указанной в техническом регламенте и проблем у вас не возникнет. Замена свечей на дэу нексии должна происходить после порядка 30 тыс.
км, хотя в книге указанна цифра чуть выше, но это при идеальных условиях, которыми конечно мы не можем похвастаться.
На свече сажа – отложение сухой копоти или сажи укажет Вам на богатую топливовоздушную смесь или позднее зажигание. Черный цвет сажи на свечах. Вызывает пропуски зажигания, затрудненный пуск и неустойчивую работу двигателя. Проверьте, не забит ли воздушный фильтр, исправны ли датчики температуры охлаждающей жидкости и всасываемого воздуха.
На свече масляные отложения (масляный налет) – замасленные электроды и изолятор свечи. Черный нагар, черный цвет свечи. Причина – попадание масла в камеру сгорания.
Масло попадает в камеру сгорания через направляющие клапанов или через поршневые кольца. Вызывает затрудненный пуск, пропуски в работе цилиндра и подергивания работающего двигателя.
Необходим ремонт головки блока цилиндров и поршневой группы двигателя. Замените свечи зажигания.
На свече металлосодержащий налет. Свечи красного цвета или насыщенно красного. Откладываются ровным, плотным слоем.
При работе двигателя с большой нагрузкой под воздействием высокой температуры и давления в камере сгорания окислы восстанавливаются в токопроводящие дорожки чистого железа, замыкающие центральный электрод на «массу».
Это вызывает пропуски зажигания и, как следствие, падение мощности двигателя и повышенный расход топлива.
Помимо этого может быть поврежден каталитический нейтрализатор отработавших газов (катализатор), сильно перегревающийся при попадании в него не сгоревшего в цилиндрах двигателя бензина. Налет практически нельзя удалить механическим способом, он не выгорает при длительном движении с высокой скоростью. Если этот налет появляется на новых свечах после небольшого пробега, смените заправку.
Свеча с плавленным электродом это говорит о раннем зажигание. Изолятор белый, но может быть загрязнен из-за пропусков искры и попадающих на него отложений из камеры сгорания. Может привести к повреждению двигателя.
Необходимо проверить соответствие типа свечи зажигания, чистоту распылителей форсунок и топливного фильтра, работу систем охлаждения и смазки. Топливный фильтр необходимо менять каждые 20 тысяч километров, но в идеале каждую смену масла в двигателе и масляного фильтра.
При данной проблеме замена свечи может помочь только в том случае если изначально не был подобран правильный тип свечей.
Повреждения на свече. Изолятор свечи растрескавшийся или со сколами. Детонация. Возможно повреждение поршня. Убедитесь, что октановое число бензина соответствует требуемому значению. Также обратите внимания что повреждения на свече могут говорить о попадании постороннего предмета в конкретный цилиндр из которого выкручена свеча.
Таким образом, свечи могут рассказать о состояние двигателя не чуть не меньше компьютерной диагностики. Если у Ваших свечей имеются одни из приведенных признаков, попробуйте поставить новые свечи. Через какой то период налет образуется снова, и чем быстрее он образуется тем больше у вас прогрессирует данная проблема.