Базовая модель с карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1,6 литра и мощностью 80 лошадиных сил. Оснащалась 4-ступенчатой коробкой передач. Серийно данная модель выпускалась с апреля 1977-го по конец 1993 года.
Созданный в 1992 году специалистами дочерней ВАЗовской фирмы ОАО «Производство Специальных Автомобилей Бронто»бронированный инкассаторский автомобиль на базе ВАЗ-2121. Эта модификация послужила отправной точкой для создания семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс» (ВАЗ-212180/82).
Экспортный двухместный коммерческий вариант на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213 с кузовом типа фургонет. Задняя часть салона превращена в грузовой отсек, путем замены боковых стёкол, за исключением задней двери, металлическими панелями. Заднее сиденье вместе с отделкой были удалены, а за передними сиденьями установлена трубчатая защита, которая защищала водителя и пассажира от смещения груза при торможении. Данная модификация изготовлялась малыми партиями для стран дальнего зарубежья, где были предусмотрены льготы на подобные коммерческие автомобили.
Моно сказать самодельный автомобиль, получившийся в результате работы двух работников отдного из подразделений ВАЗа, из обрезков кузова ходовых макетов «Нивы» в 1991 году они собрали 6 экземпляров пикапов. Позднее было решено сделать закрытые автомобили с приподнятой в задней части крышей (и удобно, и места много, и от непогоды все закрыто). Основой для дизайна послужила модель французской Matra-Rancho.
Внешний вид автомобиля прорисовывал Виктор Трусов. Колесную базу стандартной «Нивы» решили удлинить на 300мм, что позволило выдвинуть заднее сиденье из зоны задних колес, обеспечив комфортабельное размещение сзади трех пассажиров. Для обеспечения большей вместимости сзади по бокам кузова были размещены два откидных дополнительных сидения (только на первой опытной машине). Крыша задней части была выполнена съемной. Взамен стандартных бамперов были установлены два оригинальных «кенгурятника».
Экспортная модификация для стран с высокими налогами на объем двигателя, свыше 1500 см3, и дорогим топливом, оснащалась карбюраторным двигателем 21211 объемом 1,3 литра при мощности 69 лошадиных сил. Данная модификация производилась с 1978 года преимущественно для Бенилюкса и Южной Европы.
Экспортная праворукая модификация для стран с левосторонним движением. Производилась ограниченными партиями для рынка Англии, Австралии, Новой Зеландии, Мозамбика и Ямайки.
Рестайлинговая модель «Нивы», которую первоначально планировали назвать «Тайга», но это название не прижилось. У данной модификации была переработана задняя часть кузова с пониженной погрузочной высотой, автомобиль имел иную форму задней двери и задних фонарей. Так же на данный внедорожник установили более мощный карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 литра и мощностью 82,8 лошадиных сил. Расход топлива был снижен за счет двухкамерного карбюратора «Солекс» и бесконтактной системы зажигания на микроконтроллере, однако из-за этого же повысился расход масла.
Модификация предыдущей модели ВАЗ-21213 оснащенная инжекторным двигателем ВАЗ-21214 объемом 1,7 литра, мощность составляла 82,8 лошадиных сил. Двигатель неоднократно подвергался изменениям для соответствия экологическим стандартам, так начиная с 2002 года, на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10, который соответствовал экологическому стандарту Евро-0, в 2006 году 21214-20 Евро-2, в 2008-м под Евро-3 (21214-30), в 2011-м экспортный вариант под нормы Евро-5, а для внутреннего рынка с нормами Евро-4. C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в LADA 4×4 3-дв.
Еще одна экспортная модификация, которая мелкосерийно производилась с 1999 по 2007 год, оснащалась дизельным двигателем фирмы Peugeot XUD 9SD, объемом 1,9 литра. На данную модель устанавливали улучшенный обвес — бампера, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.
Экспортная модификация модели ВАЗ-21213 с правым рулём для стран с левосторонним движением. На автомобиль устанавливали карбюраторный двигатель ВАЗ-21213 объемом 1,7 литр;
Еще одна экспортная модификация модели ВАЗ-21213, но с карбюраторным двигателем ВАЗ-2121 объемом 1,6 литра.
Пятиместная модификация, которую мелкосерийно выпускала фирма «ПСА Бронто» с 1996 по 2011 год. Отличалась удлинённым на 300 миллиметров кузовом, увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трехместным сиденьем.
В стандартное оснащение «Форы» включена автоматическая система пожаротушения в моторном отсеке от броневика «Форс», а за доплату — гидроусилитель руля, кондиционер и пластиковый «кенгурятник» перед решеткой радиатора.
Из-за применения колёс увеличенного диаметра запасное колесо вынесено из моторного отсека и закреплено над задним бампером.
Бронированный инкассаторский вариант модели ВАЗ-21218.
Автомобиль помимо брони имел автоматическую систему пожаротушения в моторном отсеке, взрывопожаробезопасный топливный бак, дополнительную аккумуляторную батарею, кондиционер, дистанционный приводом замка правой двери с места водителя. Бронированный пол, светосигнальные маячки и т. п.
предлагались как дополнительное оборудование. Автомобиль из-за брони стал тяжелее на целых 430 килограмм, и ему нужна была усиленная подвеска, так и поступили — увеличили диаметр пружин подвески и установили усиленные амортизаторы.
Модификация автомобиля в виде пляжного внедорожника с оригинальным обвесом и кузовом типа «Ландоле» — открывающаяся крыша в районе задних сидений. За основу модификации был взят автомобиль ВАЗ-21218. Кузов автомобиля.
из-за отсутствия крыши и дверей, был усилен оригинальной обвязкой из труб, на которые в случае необходимости можно натянуть тент или приспособить кронштейны для перевозки разной пляжной утвари (водные лыжи, лодка и т.п.).
Для доступа к багажнику был предусмотрен задний откидывающийся борт, который закреплялся в горизонтальном положении на петлях, на этом же откидном борту расположена запаска. Сиденья обтянуты кожзамом, а на полу располагался мягкий линолеум.
Переходная комбинированная модификация, которая производилась с 1993 по 1994 год, с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 на которую был установлен двигатель и трансмиссия от ВАЗ-21213. Салон и бачок омывателя заднего стекла также сохранены от ВАЗ-2121.
Разработанный еще в середине 70-х годов специалистами ВАЗа автомобиль-амфибия, в котором применялись агрегаты ВАЗ-2121.
Несколько опытных образцов с открытым герметизированным двухдверным кузовом было разработано в 1976-1985 годах. Для откачки воды были предусмотрены помпы, крыша была открытой, но можно было натянуть тент.
В 1987 г доработанный образец ВАЗ-2122.600 «Река» прошёл госиспытания, но из-за конверсии серийно амфибия не производилась.
Удлинённая на 500 миллиметров трехдверная модель с неофициальным названием «Кедр» изготавливаемая малой серией на опытно-промышленном производстве ВАЗа с 1992 по 1994 год на базе стандартного внедорожника ВАЗ-21213. Данный автомобиль был создан в начале 90-х годов как носитель агрегатов для перспективного полноприводного минивэна ВАЗ-2120. «Кедр» послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131.
Коммерческая модификация ВАЗ-2129, которая изготавливалась поштучно на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа, отличается от базовой модели отсутствием заднего сидения и зарешеченными изнутри задними боковыми окнами. Распространения данная модификация не получила.
Рестайлинговая модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона и пятиместным кузовом. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. Данная модель производилась малыми партиями с 1993 по 1994 год и послужила основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01.
Удлинённая на 500 миллиметров за счет вставки в стандартный кузов ВАЗ-21213 пятидверная модель. Выпускается в ОПП АвтоВАЗа с 1993 года. Автомобиль создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары дверей.
Колёсная база и длина автомобиля соответственно была изменена, увеличено расстояние между передними и задними сиденьями на 125 миллиметров. Так же изменился топливный бак, теперь его объем стал 65 литров.
В народе данный автомобиль получил прозвище крокодил.
Выпущенный фирмой «ЛАДА-Тул» внедорожник с короткой двухместной кабиной и кузовом типа пикап на базе модели ВАЗ-2131, который должен был встать на производство параллельно с пикапом ВАЗ-2329, но по причине низкого спроса была выпущена только установочная партия.
Модель автомобиля, которую мелкосерийно выпускали на ОПП АвтоВАЗа с удлинённой 5-местной кабиной и с несущим кузовом типа пикап, созданный на базе модели ВАЗ-21213. Задний свес был увеличен на 300 миллиметров, а грузоподъемность составляет 650 кг. Автомобиль получил оригинальное заднее сиденье, которое в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку.
Выпускаемая с октября 2014 года компанией «ВИС-Авто» версия трехдверного внедорожника, которая отличается от исходной модели бамперами, решеткой радиатора, рулем, наличием кондиционера, зеркал с электроприводом и наличием электростеклоподъемников.
Семейство пикапов с полурамным шасси на базе агрегатов «Нивы», которые производятся с 1996 году тольяттинской фирмой «ВАЗИНТЕРСЕРВИС», которая мелкосерийно выпускает две версии пикапа: с короткой двухместной кабиной (ВИС-2346) и с удлиненной 5-местной кабиной (ВИС-23461). Ранее производился также пикап ВИС-23464 с полуторной четырёхместной кабиной и пикап ВИС-2348 с панелями кабины от LADA Samara 2. На автомобиле установлена усиленная рессорная задняя подвеска.
Снегоболотоходы на шинах сверхнизкого давления с постоянным полным приводом получившие заводской индекс ВАЗ-1922 и имя «Марш» предназначаются для эксплуатации на бездорожье и в сложных климатических условиях.
В 1995 году снегоболотоход «Марш» построенный на базе автомобиля ВАЗ-2121 впервые был продемонстрирован публике на Московском автомобильном салоне.
Серийным выпуском с 1996 года занимается Тольяттинское предприятие ОАО «ПСА «БРОНТО».
Двухместный бортовой грузовичок на основе длиннообразной «Нивы», с кузовом типа пикап. Автомобиль имеет рамное шасси, на базе агрегатов «Нивы», короткую двухместную кабину и деревянную платформу.
Задняя подвеска была рессорной, задний мост от УАЗа, а двигатель ВАЗ-21213. Мелкосерийно производился тольяттинской фирмой «Восточное кольцо» с 1993 по 1995 год. Особым спросом пикап не пользовался.
Подборка редких моделей «Нивы», о которых мало кто слышал, а напрасно
Одним из самых интересных и уважаемых творений отечественного автопрома является автомобиль Нива. Этот советский, а затем и российский внедорожник пользовался высокой популярностью и даже экспортировался в иные страны мира. На его основании было создано немалое количество модификации, многие из которых являются малоизвестными, но очень интересными.
Первая Нива сошла с конвейера в 1977 году и сразу завоевала сердца автомобилистов. Под капотом находился рядный мотор мощностью в 80 лошадиных сил на 1,6 литра. Оснащался он четырехступенчатой коробкой передач. На импорт отправляли немного иные модели – с мотором на 1,3 литра.
1. Lada Niva iKRA
В большинстве случаев во время модификации проводятся видимые изменения. Так было с внедорожником, получившим название Lada Niva iKRA. Эти автомобили выпускали непродолжительное время с 1993 по 1995 год, и поставлялись они на испанский автомобильный рынок. Чтобы привлечь иностранных покупателей, было решено сделать более комфортабельным салон машины и использовать яркий обвес.
2. Lada 4×4 Niva Plein Soleil by Poch
Официальным импортером отечественных автомобилей Нива во Франции была компания Poch. Еще в начале 80-х годов прошлого века ей была представлена модификация с названием Plein Soleil. Особенность ее заключалась в отсутствии крыши в задней части автомобиля и усилении всей силовой структуры машины.
3. Deutsche Lada Niva California
При создании данной модификации были проведены свои интересные изменения. Одним из них стала установка матерчатого люка в крышу внедорожника. Разработана такая машина была также в начале 80-х годов ХХ века и была интересной покупателям, о чем говорит то, что подобные модели ВАЗ можно было купить еще в 2009 году.
4. Lada Niva Special
Это модификация классического внедорожника, создателем которой стало чешское общество Autolada CZ. Машины видоизменялись в Праге очень небольшими сериями. Мастера классический вариант изменяли путем продления заднего выступа и установки крыльев. Приобрести такой автомобиль можно было в Чехии и Словакии. Интересно, что покупатель мог выбрать грузовой вариант с названием Praktik, где было всего два сиденья и простой легковой вариант.
5. Lada 4×4 Niva «St-Tropez»
Советские автомобили Лада на территории Франции активно продвигал дилер Жан-Жак Пок. Им было разработано немалое количество интересных модификаций Нивы, среди которых особенно выделяется модель с названием St Tropez. Lada Niva Saint-Tropez. Купить её можно было в период 1984-1987 гг. и отличалась своеобразным дизайном обвеса.
6. Deutsche Lada Niva Cabrio
Немецким мастерам интересно было изменять советскую Ниву. Так в 1983 году на базе данного внедорожника, компания Deutsche Lada Automobil GmbH, которая была официальным импортером этих автомобиле, представила кабриолет, где полностью отсутствовали боковые стойки и силовые элементы крыши. Зато появился трубчатый каркас, которым решили усилить кузов.
В новой версии есть передние сиденья с подголовниками, усиленная боковая поддержка сидений и ремни безопасности. Дополнительно использовались расширители крыльев из пластика, которые красились в цвет автомобиля и придавали ему более эффектный вид.
7. ВАЗ-21213 «Лаура»
НИВА Лаура — бронеавтомобиль с распашными дверьми, основанный на технологии скрытого бронирования. Машина предназначалась в основном для инкассаторов, но могла быть использована и с иными целями. Полноразмерное моллированное стекло позволяло получить экипажу высокую степень обзорности, а распашные двери давали возможность для быстрой загрузки или разгрузки экипажа и ценностей.
8. ВАЗ-2131 «Антэл»
Это очень интересная модель была показана в 2001 году. Особенность данной модификации заключается в наличии энергоустановки, которая занималась преобразованием энергии химической в энергию электрическую. Такой подход позволил получить тихую машину, которая не выделяла никаких выхлопов. Для хранения кислорода и водорода использовались специальные баллоны под давлением.
9. ВАЗ-2121 Auviga
Особенность данной модификации заключалась в том, что автомобиль стал более походить на кэмпинг на колесах. Представлена такая модель была латвийской компанией Auviga в конце 80-х начале 90-х годов. Жилую надстройку при необходимости можно отсоединить от машины и установить на специальную опору. Проект был интересным, но развития так и не получил.
10. Бронто-212182 «Форс»
Автомобили Нивы часто используются в качестве основы для создания необычных модификаций компанией «Бронто».
Одним из интересных решений является бронированный автомобиль, получивший название «Форс», в котором броня и стекла способны выдержать очередь из Калашникова 5,45 мм. и 7,62 мм. Эта модель разрабатывалась для инкассаторов.
Дополнительно в ней устанавливали кондиционер, еще одну аккумуляторную батарею, пожаровзрывобезопасный топливный бак.
Lada «Нива» (2121) − живая легенда
Этот автомобиль смог перевернуть представление о том, как должен выглядеть компактный вседорожник не только у жителей Советского Союза, но и у стран Западного мира. Удача сопутствовала отечественному автомобилю с момента своего создания и до сих пор ведет его по тропе мировой истории, подкрепляя копилку достижений новыми победами.
История ВАЗ 2121 начинается с 1972 года. При этом, мысли о доступном вседорожнике для граждан СССР появились у руководства страны еще с конца 1960-х годов. Советскому Союзу был срочно нужен «проходимец», доступный подавляющему большинству населения и обладающий отличными характеристиками как на асфальте, так и за его пределами.
Такое желание было вызвано тем, что дорожная сеть СССР находилась в недостаточно развитом состоянии, а качество самих дорог оставляло желать лучшего.
И, в 1970 году, по указу Алексея Косыгина был создан тендер на постройку машины, удовлетворяющей нужным требованиям. Разработкой вседорожника занимались сразу три производителя − АЗЛК, ИжМаш, АвтоВАЗ.
Последний смог представить наиболее интересный вариант будущей «Нивы».
Lada 4×4 создавалась на кардинально новой платформе, которая ранее не была задействована ни на АвтоВАЗе, ни где-либо еще.
Для своего времени вседорожник имел революционные технические характеристики и стал ярким воплощением прогресса в области мирового автомобилестроения.
В частности, полный привод был постоянным, подвеска сделана независимой, а кузов − несущим. Все это подкреплялось привлекательным дизайном, а также комфортабельным салоном.
ВАЗ (Lada) 2120 «Надежда» − история, несбывшихся ожиданий
Lada Niva проходила ходовые испытания в Уральских горах и на просторах Средней Азии. Примечателен тот факт, что все необходимые тесты внедорожник выдержал вполне достойно. Однако по сравнению с более серьезными Land Rover и УАЗ выяснилось, что новинка чувствует себя очень уверенно при езде по ухабистой местности, в то время как труднопроходимые длинные участки даются машине менее легко.
В 1975 году был подписан указ о постановке новой Лады на сборочный конвейер. В 1976 году с него сошли первые партии автомобилей. Полномасштабный выпуск модели начат в 1977 году.
Интересен тот факт, что подавляющее большинство производимых ВАЗ 2121 поставлялось на экспорт в иные страны уже с первых лет выпуска (до 80 процентов от общего объема выпущенных авто приходилось на поставку на иностранные рынки). При этом, в самом СССР вседорожник еще некоторое время оставался дефицитом. Высоким спросом модель пользовалась, а Германии, Великобритании, странах Бенилюкса, а также Японии.
Для иностранцев Lada Niva стала эталоном доступного внедорожника, который можно было без опаски эксплуатировать в самых разных условиях.
Гражданские (основные) модификации для стран СССР/РФ и СНГ:
- 21211. Такой авто оснащался мотором 1.3 литра, который выдавал 69 лошадиных сил.
- 2121. Основная модификация вседорожника до 1993 года. Отличается силовой установкой 1.6 литра мощностью 80 сил.
- 21213 «Тайга». Рестайлинговая версия «Нивы» (с 1993 года). Отличается иной оптикой заднего освещения, обновленным интерьером. Установлен модернизированный двигатель 1.7 литра, выдающий 83 силы. Последний сочетается с механической трансмиссией на пять ступеней.
- 21214. Установлен силовой агрегат 1.7 литра с инжекторной системой впрыска топлива (с 2002 года). Автомобиль соответствует европейским экологическим стандартам.
Особые вариации, предназначенные для гражданской эксплуатации:
- Lada 4×4 «Рысь». Заводская тюнинг-версия отечественного вседорожника дебютировала в 2009 году. От стандартной версии модели эта отличается расширенными колесными арками, более крупными зеркалами бокового обзора. Главной особенностью являются установленные самоблокирующиеся дифференциалы по винтовому типу на передний и задний мосты.
- Lada 4×4 Urban. Такой кроссовер вышел на рынок в 2014 году. Экстерьер примечателен иной радиаторной решеткой, бамперами, накладками на задние стойки кузова и уникальной цветовой гаммой. Салон «Урбана» получил новое рулевое колесо, систему кондиционирования, электроприводы стеклоподъемников и боковых зеркал.
Отзывы владельцев: каковы плюсы и минусы модели?
ВАЗ 2121 глубоко любим по всему миру. Об этом автомобиле слагают легенды и культивируют его. Практика показала, что российский вседорожник имеет надежную ходовую часть, которая способна выдерживать экстремальную эксплуатацию по самым разным дорогам и местности.
Кроме того, также ценится высокая ремонтопригодность модели − некоторые узлы и агрегаты можно починить буквально в чистом поле. Минимум электронных систем гарантируют безотказность работы автомобиля в условиях сурового климата.
ВАЗ (Lada) 2112 − необходимая составляющая
В качестве недостатков отмечается низкая устойчивость кузова к коррозии. А еще, многие ругают «Ниву» за посредственный акустический комфорт, который делает дальние поездки на ней невыносимыми.
Владельцы всячески стараются доработать данный конструктивный недостаток и устанавливают дополнительную шумоизоляцию.
Подробная информация об этом изложена в многочисленных статьях и видео на просторах интернета.
Стоимость на рынке
При СССР средняя стоимость отечественного вседорожника составляла девять тысяч рублей. В настоящий момент машина уже морально устарела.
Тем не менее, она по-прежнему считается одной из самых дорогих в линейке АвтоВАЗа:
Авто | Состояние | Цена (рублевая) |
ВАЗ 2121 | новый | от 480 тысяч |
ВАЗ 2121 | б/у | от 45 тысяч |
Тест-драйв
Нестареющие мотивы
Lada Niva на момент поступления в продажу являлась одним из самых красивых автомобилей своего времени. Сейчас квадратные формы кузова, круглая оптика освещения и лаконичные бампера − это уже классика, которая вызывает чувство приятной ностальгии.
Тем не менее, создатели все прекрасно рассчитали. Короткие свесы кузова и не выступающие бамперы обеспечивают выдающуюся геометрическую проходимость. Минимум пластиковых деталей понижает риск их повреждения при экстремальной эксплуатации, а клиренс в 220 миллиметров дает возможность пробирать по глубокой колее и гористой местности.
Ничего лишнего
Интерьер прост, но функционален. Приборная панель с аналоговыми шкалами и с тахометром читается прекрасно за счет крупной оцифровки, к тому же достаточно информативна.
На центральной консоли расположился блок климатической системы в виде ползунков, а также клавиши управления светом и обогревом заднего стекла − они организованы компактно и проблем с их использованием не возникает.
Из эргономических просчетов − смещенный вправо педальный узел, а также значительное расстояние до рычага механической трансмиссии.
Передние кресла лишены профиля. Тем не менее, сидеть на них удобно за счет оптимальной жесткости и наличия валиков боковой поддержки. А вот, на заднем диване тесно по всем направлениям даже при росте в 165 сантиметров. Исходный объем багажного отделения равен 265 миллиметрам. При сложении сидений второго ряда показатель увеличивается до 585 литров.
Специалист узкого профиля
По асфальтовому шоссе на ВАЗ 2121 можно передвигаться вполне уверенно. Инжекторный мотор 1.7 литра (83 силы) уверенно тянет на низких и средних оборотах, а оптимально подобранный передаточный ряд трансмиссии дает возможность неплохо ускоряться на скоростях до 70 километров в час. В то же время, четкость переключений передач посредственная, а ходы рычага МКП очень размашистые.
Рулевое управление с низкой чувствительностью не очень информативно, к тому же сама баранка вращается с заметным усилием. Последнее доставляет дискомфорт при маневрировании в условиях города. На высокой скорости наблюдается рыскание автомобиля по дороге, а также значительная раскачка.
ВАЗ (Lada) 2110 − по пути эволюции
Главными недостатками ездового комфорта являются вибрации и назойливый гул от мотора, трансмиссии. Также, свыше 80 километров в час начинают появляться аэродинамические шумы, которые заставляют серьезно повышать тон при общении с остальными обитателями салона. Словом, любители путешествий на дальние расстояния окажутся от ВАЗ 2121 не в восторге.
Но, все меняется − стоит только съехать на проселочную дорогу. Почувствовав родную стихию, «Нива» начинает удивлять водителя энергоемкой подвеской, которая обеспечивает отличную плавность хода, а также абсолютной невосприимчивостью к дорожным неровностям. При этом, раздаточная трансмиссия вкупе с полным приводом позволяют успешно выбираться из вязкой грязи, глины или песка.
Фото Lada «Нива» (2121):
Модификации Ваз 2121 Нива
В процессе производства Нива модернизировалась, и на её базе изготавливались различные автомобили.
Нива выпускается с 5 апреля 1977 года и по настоящее время под названием Lada 4×4.
ВАЗ-Э2122 амфибия
Еще до начала серийного выпуска в 1976 году, на основе Нивы был построен прототип ВАЗ-Э2122 амфибия.
Ваз 2121 Нива
ВАЗ-21211
1978 — 1987 гг.
Комплектовалась доработанным двигателем ВАЗ-21011 1,3 л, 69 л. с.
Машина изготавливалась для экспорта в страны с повышенными налогами. В первую очередь это страны Бенилюкса и Южной Европы. Маломощный двигатель обладал плохой динамикой и тяговитостью, поэтому большой популярности и распространённости Ваз 21211 не получил.
ВАЗ-21212
Модификация для экспорта, с правым расположением руля. Предназначена для стран с левосторонним движением, поставлялась в Новую Зеландию, Австралию, Японию. В Великобритании машина продавалась под брендом Cossack.
Так же известно, что кроме собранных автомобилей в некоторые станы поставлялись машинокомплекты для сборки на месте. Это подтверждается в приказе №19 от 28 января 1981 года Генерального директора объединения «АвтоВАЗ» А.А.Житкова «О подготовке производства и поставках автомобилей ВАЗ-21212 в разобранном виде».
Ваз — 21213 «тайга»
- В 1989 году начались работы по модернизации нивы.
- С 1991 года на заводе начали выпускать переходную модель ВАЗ-21219 которая комплектовалась двигателем и шасси от ВАЗ-21213, а кузов с интерьером соответствовал модели 2121.
- Производство 21213 началось только в январе 1994 года.
- Отличительные особенности новой модели:
- Новый двигатель;
- Другая задняя оптика;
- Новая задняя дверь;
- Изменился интерьер;
Старый салон
На 21213 устанавливался двигатель объемом 1,7л, 81,8 л.с., крутящий момент 125 Н•м. Карбюратор «Солекс» и бесконтактная система зажигания.
Предполагалось, что у новой модели изменится и передняя часть кузова, в частности габариты и поворотники должны были располагаться по бокам, рядом с фарами, но в силу определенных причин переделка не состоялась.
Присвоенное машине имя «Тайга» внутри страны не прижилось, в дальнейшем использовалось для обозначения на некоторых рынках за рубежом.
Ваз – 21214 (Lada 4×4)
Модификация модели 21213. Выпускалась с 2000 года для экспорта и с 2002 года для внутреннего рынка.
- Отличительная особенность – двигатель с центральным впрыском топлива.
- Модификация ВАЗ-21214-20 с электронной системой управления двигателем, система изготавливалась в России.
- Модификация 212146 – для стран с левосторонним движением, с правым рулём.
Ваз – 21215
Машины с дизельным двигателем. Впервые задача, разработать дизельную ниву была поставлена министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым в 1979 году.
Ваз 21216
Модификация соответствует модели 21213, но с правым расположением руля.
Ваз 21217
Модификация соответствует 21213, а двигатель модификации 21211 маломощный — 21011. Изготавливалась для экспорта.
ВАЗ-21219
Переходная модель с кузовом 2121, а двигателем и салоном от 21213.
ВАЗ-2121Б
1992—1993 гг. Ограниченная серия.
Бронированная модификация. Разработана научно техническим центром концерна АвтоВАЗ совместно с коммерческим банком социального развития Лада-Банк.
- Предназначена для перевозки ценных грузов, инкассаторский автомобиль.
- Результат испытания стрельбой подтвердили защищенность салона от удара стальной пули автомата калашникова калибра 7,62 мм, а днища от осколков гранаты.
- Для противоосколочного бронирования впервые были опробованы вспененные полимеры.
- В моторном отсеке оборудована системой пожаротушения.
- Этот автомобиль стал началом семейства бронеавтомобилей «БРОНТО Форс».
ВАЗ-2121Ф
Коммерческая версия с кузовом типа фургонет, изготавливалась на базе моделей ВАЗ-2121 и 21213.
Модификация отличалась тем, что задние боковые стекла были заменены на металлические панели, заднее сиденье отсутствовало. За передними сиденьями установлена металлическая панель и трубчатая защита для предотвращения смещения груза во время движения.
Известно, что 2121Ф изготавливалась малыми партиями на ОПП АвтоВаз и поставлялась только на экспорт в страны дальнего зарубежья, где местное законодательство предусматривало налоговые льготы для подобных коммерческих автомобилей.
Кроме того, некоторые зарубежные дилеры самостоятельно изготавливали фургоны. Применимость к ним названия модели 2121Ф сомнительна.
Напимер, чешская компания CS AUTO LADA выпускала фургоны под названием Niva Praktik.
Более того, компания производила модификацию Niva Praktik Special с увеличенным на 365мм задним свесом и усиленной пластиковой вставкой в крышу. Задние амортизаторы и пружины усиленные.
ВАЗ-212180 «Фора»
1996—2011 гг.
Удлиненная на 300 мм версия модели 21213. Отличается увеличенными дверными проёмами и приподнятой задней части крыши, которая выполнена из прочного пластика. Задний диван типа 2108, трёхместный.
- Производилась фирмой «ПСА БРОНТО».
- В стандартной комплектации оснащалась системой пожаротушения в моторном отсеке, как в бронированном автомобиле «Форс».
- В качестве опций устанавливались:
- Гидроусилитель руля
- Кондиционер
- Пластиковый «кенгурятник»
Интересно, что из-за того, что на «Фору» устанавливались колеса увеличенного диаметра (Диски производства компании «Слик», а шины Nokian HRC), запасное колесо не помещалось в стандартное место под капотом, поэтому оно установлено на специальном креплении на задней двери.
ВАЗ-212182 «Форс»
Бронеавтомобиль на базе 21218.
Стандартно оснащен:
- Системой автоматического пожаротушения под капотом;
- Взрывопожаробезопасным бензобаком;
- Дополнительным аккумулятором;
- Дистанционным замком правой двери с кнопкой у водителя;
- Кондиционером;
- Усиленной подвеской т.к. за счет брони автомобиль стал на 430 кг тяжелее. Устанавливались пружины с увеличенной толщиной витков и усиленные амортизаторы.
В качестве дополнительного оборудования машину могли оборудовать бронированным днищем, светосигнальными маяками т.д.
ВАЗ-212183 «Ландоле»
1997—2009 гг.
Производился только под заказ фирмой «ПСА «БРОНТО» на базе модели 21218.
- Отличительная особенность – открытый кузов без дверей и задней части крыши, задний борт откидывается.
- Для усиления кузова предусмотрен трубный каркас.
- В стандартный комплект поставки входят:
- Передние и задние сиденья ВАЗ-2108 со съемными чехлами;
- Полный набор ремней безопасности;
- Отопитель;
- Навесные пластиковые накидки на кузов;
- Кронштейн крепления запасного колеса на заднем борту;
В качестве опций:
- Колеса с литыми дисками из алюминиевого сплава;
- Решетка-отбойник на переднем бампере;
- Гидроусилитель руля;
- Наружные зеркала с электроприводом.
Выпускались автомобили с карбюраторными двигателями 1.7 и 1.8 л.
ВАЗ-2129 «Кедр»
1992-1994 гг.
Удлиненная на 500 мм версия Нивы, построенная на базе 21213. Кузов был удлинен за счет центральной вставки, появилось еще одно боковое стекло.
Изначально задумывался как носитель агрегатов для перспективного минивэна ВАЗ-2120, но выпускался мелкосерийно. В дальнейшем модель послужила основой для создания пятидверной Нивы 2131.
Ваз 2129 «утилитер»
- Коммерческая модификация «Кедра», отличалась зарешёченными задними боковыми окнами, заднее сиденье отсутствует.
- Изготавливали автомобиль под заказ на ОПП АвтоВАЗ.
ВАЗ-2130 «Кедр»
1993—1994 гг
модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. По непроверенной информации, впоследствии индекс модели был изменён на 2129-01. Послужил основой для создания пятидверной модели 2131.
ВАЗ-2131 (Lada 4×4 5-дв.)
1995 — по наст. время.
Пятидверная, удлиненная на 500 мм версия Нивы. Создан на базе 2129 и агрегатов 21213, 21214.
В народе получила прозвище «крокодил», «колбаса» и т.д. из-за своей несуразной внешности.
ВАЗ-2131 СП
Скорая помощь. Увеличенная на 300 мм база, за счет заднего свеса и высокая крыша позволила транспортировать больного на носилках и двух медиков с оборудованием.
В дальнейшем с незначительными изменениями выпускались модификации с обозначением 2131-05 и 2131-45.
2131 СП 2131-45
ВАЗ-2131-02
Как и модель 2131 отличалась высокой крышей и увеличенным задним свесом, однако была гражданским автомобилем, а не скорой помощью. В багажнике располагалось 2 дополнительных сиденья, таким образом было организовано 7 посадочных мест.
В дальнейшем с незначительными изменениями выпускались модификации с обозначением 2131-22 и 2131-42.
ВАЗ-2121 сахара-1
Первая удлинённая версия, созданная в 1991 году в качестве прототипа конструкторами-энтузиастами на заводе Ваз.
Всего изготовлено 6 автомобилей. Часть машин зарегистрированы как самоделки частными лицами, остальные были выкуплены лада-банком, причем были зарегистрированы под собственным названием «сахара» и использовались в служебных целях.
В дальнейшем используя наработки по этой машине создавались и другие удлиненные версии, такие как 2129 «Кедр» и 21218 «Бронто».
ВАЗ-2328
Опытный пикап с двухместной кабиной построенный на базе модели 2131. Известно, что автомобили собирали с коротким и длинным свесом.
Предполагалось запустить производство параллельно с моделью 2329, однако удалось выпустить только установочную партию т.к. большого спроса не было.
Можно встретить упоминания, что название модели «Волк», однако официального названия модель не получила, просто на одной из выставок на лишь одном автомобиле был изображен волк.
ВАЗ-2329, «Нива Пикап», LADA 4×4 Pickup
Пикап с пятиместной кабиной построенный на базе модели 2131. Задний свес увеличен на 300 мм. Заднее сиденье складывается и образует ровную грузовую площадку.
- Грузоподъемность составляла 650 кг.
- Существуют две комплектации:
- ВАЗ-2329-01 базовая
- ВАЗ-2329-04 базовая, укомплектованная тентом для грузовой площадки.
- В качестве опций:
- пластиковая надстройкой для грузовой площадки;
- дополнительные ограждения передка;
- предохранительные накладки на боковины;
- защита заднего стекла;
- противотуманные фары;
- кондиционер;
- и др.
Так же под заказ, вместо двигателя 21213, устанавливался двигатель 2130 объемом 1,8 л, мощностью 84 л. с.
Можно встретить упоминания, что название модели «Медведь». По одной версии первые автомобили имели собственное имя, по другой версии модель 2329 собственного имени не имела.
Выпускался на ООП АвтоВаз, а затем производство было передано дочерней компании ООО «Моторика».
БРОНТО-1922 «Марш-1»
снегоболотоход («пневматик») на колёсах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийно производится ОАО «ПСА БРОНТО» с 1997 года.
ФВК-2302 «Бизон»
Пикап с рамным шасси, двухместной кабиной и деревянной платформой, создан на базе агрегатов «Нивы».
Мелкосерийно производился тольяттинской фирмой «Восточное кольцо» в 1993—1995 гг. Усиленная задняя подвеска «Бизона» была рессорной.
Пикап спросом не пользовался и массового распространения не получил.
История автомобиля Lada 4×4 (ВАЗ 2121 Нива)
Автомобиль повышенной проходимости ВАЗ 2121 Нива начали производить 5 апреля 1977-го года. С 2004-го года продается под брендом Lada 4×4. За время своего производства Нива успела завоевать популярность во всем мире.
В 1970-м году советским руководством поставлена задача заводам АЗЛК, ВАЗ и Ижмаш разработать автомобиль повышенной проходимости, обладающим также свойствами легкового автомобиля.
В 1972-м году были представлены первые прототипы Э-2121, которые имели большое количество комплектующих и узлов от Жигулей.
В 1973-м году началась подготовка к серийному выпуску автомобилей ВАЗ-2121, а первые предсерийные образцы появились годом позже.
5 апреля 1977-го года сошел с конвейера первый серийный автомобиль Нива. План по выпуску автомобилей составлят 50 000 единиц в год. Большая часть автомобилей поставлялась в другие страны (выпускались также праворульные версии, которые продавались в Японии и Великобритании).
Первый автомобиль Нива имел бензиновый мотор объемом 1,6 литра, который развивал мощность 75 л.с.
В 1978-м году автомобиль получает золотую медаль на выставке в городе Брно. Годом позже Нива отмечена Государственным знаком качества СССР.
В сочетании с невысокой ценой и хорошими эксплутационными характеристиками внедорожника, автомобиль быстро завоевал популярность во всем мире и стал сенсацией, т.к. никто не ожидал ничего подобного от советского автопрома.
В 80-е годы Нива активно продается по всему миру, в странах Латинской Америки, Европе и Азии.
В 90-е годы автомобиль получал различные улучшения двигателей и ходовой части. Выпускается удлиненная 5-дверная версия автомобиля 2131.
В 2002-м году Нива начала соответствовать стандартам Евро по выхлопным газам, а в 2006-м году — стандарту Евро 2, в 2008-м — Евро 3. В 2011-м году — стандартам Евро 5 и 6.
С 2004-го года автомобиль выпускается по сегодняшний день под брендом Lada 4×4. За все время производства было выпущено немало различных модификаций автомобиля, в том числе пикапы, инкассаторские автомобили, кабриолеты и пляжные версии.
В данный момент Lada 4×4 имеет 3 дверную версию, версию Urban и вариант с 5-ю дверьми. Минимальная стоимость автомобиля составляет 435 000 рублей.