С 1 января 2017 года ввоз автомобилей без системы «ЭРА-ГЛОНАСС» через таможню в РФ запрещен.
Из-за белых пятен в законодательстве перегонщикам иномарок стало очень тяжело вести свой бизнес: таможня отказалась пропускать автомобили без «ЭРА-ГЛОНАСС», и в начале года на Дальнем Востоке скопились тысячи автомобилей, завезенных с территории Японии, за которые пошлина уже была оплачена.
Но таможенники не смогли выдать на эти автомобили паспорт транспортного средства из-за отсутствия необходимого оснащения. МРЭО не может постановить на учет иномарку, так как в свидетельстве о безопасности конструкции ТС не прописывается этот модуль.
Но после выпуска «Временного порядка действий» ситуацию удалось урегулировать. Узнаем, как осуществляется ввоз автомобиля без «ЭРА-ГЛОНАСС», как установить необходимую аппаратуру.
Что это за система?
Инфраструктура для функционирования разделяется на 3 основные части:
- устройство вызова экстренных служб, которые устанавливаются в машину и осуществляют сбор и передачу данных;
- инфраструктура мобильной связи (единый виртуальный оператор MVNO), который базируется на всех реальных операторах мобильной связи (покрытие одного из действующих в РФ операторов значительно увеличит зону действия системы);
- инфраструктура приема и обработки вызовов (большой колл-центр для обработки звонков).
Основные функции:
- определяет и передает координаты и время происшествия;
- предоставляет данные о степени тяжести аварии;
- осуществляют двухстороннюю связь с водителем.
Дополнительные функции:
- осуществляет мониторинг движения автотранспортного средства;
- выполняет охранные функции;
- навигация.
О действии системы
- навигационно-телекоммуникационный терминал;
- инфраструктура операторов мобильной связи и экстренных служб.
Автомобиль с модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» отсылает сообщение о бедствии, если будет принимать сигналы спутников и базовых станций сотовой связи.
Встроенная сим-карта функционирует в режиме «виртуального оператора», используя любую доступную сеть. Все экстренные вызовы обслуживаются бесплатно.
Как только срабатывает подушка безопасности или акселерометр, бортовое устройство подаст сигнал SOS, включающий:
- точные координаты инцидента;
- количество пристегнутых пассажиров;
- данные об аварии;
- сведения об автомобиле: VIN-номер, цвет, топливо.
В ручном режиме тревожный сигнал включится после нажатия кнопки. В автоматическом — как только сработает датчик подушек безопасности или собственный встроенный акселерометр.
Автоматическая система распознает фронтальный, боковые удары, наезды сзади, опрокидывание, но это возможно при включенном зажигании или в течение минуты после его выключения.
Ещё на AutoLex.Net:
Стоимость растаможки авто из Литвы
Если качество связи низкое, система сделает 10 попыток дозвона, после отправит минимальный набор данных через SMS. При отсутствии связи данные записываются в память, отправляются позже.
Моментальное оповещение о ДТП должно ускорить прибытие помощи и спасти множество жизней. Это весьма актуально для России, так как на дорогах в результате ДТП погибает 3% пострадавших.
Более половины из них погибает, не дождавшись медицинской помощи. Также система позволит зафиксировать, насколько быстрой была реакция экстренных служб.
Требования к системе прописываются в ГОСТ Р 54620–2011. Комплекс распознает удары нескольких типов: фронтальный, боковой, удар сзади, опрокидывание.
Автоматическая идентификация аварии и отправка данных обязательны для пассажирских ТС, которые вмещают до 9 человек. Для остальных будет достаточно ручного режима.
Для кнопки «SOS» должен быть предусмотрен механизм, защищающий от случайного нажатия. В некоторых моделях кнопка прячется за откидной панелью. Но в других находится по соседству с выключателями салонного света.
Ложные вызовы отсекаются операторами, которые отправляют вызов спасателям, если чрезвычайная ситуация подтверждена.
Также кнопка «SOS» очень часто используется не для себя. Ее нажимают очевидцы ДТП, как только видят перевернутую машину, драку, горящий дом, вызывают машину «Скорой помощи» кому-либо из пострадавших, МЧС — для ликвидации последствий, которые мешают движению (на дорогу упало дерево), ГИБДД, если заметили пьяного за рулем.
«ЭРА-ГЛОНАСС» — первая в мире бесплатная система экстренного вызова. Экстренный вызов бесплатный, но планируется оказывать дополнительные платные услуги.
Это может быть и вызов эвакуатора, аварийного комиссара, техпомощи. Модем можно использовать для дистанционного запуска, интернет-радио, онлайн-диагностики транспортного средства.
На какие автомобили устанавливают?
Установка осуществляется на:
- новые авто, которые импортируют в РФ: на конвейерах автопроизводителей вне РФ;
- новые машины, которые производят в РФ: на конвейерах российских автопроизводителей;
- для транспортных средств б/у, которые ввезли в РФ после 1 января 2017 года, и с момента их выпуска прошло менее 30 лет;
- для автомобилей б/у, которые были проданы в РФ ранее 1 января 2017 года, на добровольной основе.
Без установки системы подразделения ФТС не осуществляют выдачу паспорта ТС на автомобиль, а без ПТС поставить машину на учет не представляется возможным.
Таможня
Если Вы пожелаете приобрести транспортное средство за пределами РФ, то столкнетесь с таможней и процедурой проверки ввозимого автомобиля. «Растаможка» — не самая беспроблемная процедура, но теперь появились некоторые оговорки в выдаче паспорта ТС.
Ввозить машину без «ЭРА-ГЛОНАСС» таможня не запрещает, но с выдачей паспорта ТС могут возникнуть проблемы.
Таможня выдает ПТС уже более 10 лет, система выдачи отлажена и работала без сбоев, пока 1 января 2017 года не вступил в силу закон об установке «ЭРА-ГЛОНАСС» на легковые автомобили, закрепляющий обязательный монтаж системы оповещения на все автотранспортные средства, которые выпускают в обращение в зоне Таможенного союза. Это был своего рода запрет на ввоз автомобилей без «ЭРА-ГЛОНАСС».
Ещё на AutoLex.Net:
Как пригнать авто из Польши без растаможки
Кнопка системы должна быть установлена на новых и поддержанных машинах. Нововведение не сменило порядок ввоза и декларирования автотранспорта, не привело к запрету ввоза иномарок, но прекратило выдачу паспорта ТС на растамаживаемые автомобили, так как соответствия техническому регламенту нет.
Блокада ввезенных авто длилась до апреля 2017 года. Тогда начали выдавать ПТС. Был подготовлен и опробован «Временный порядок действий при выпуске в обращение единичных транспортных средств ввозимых на территорию РФ».
Изменения:
Агенты «ЭРА-ГЛОНАСС» (предприятия, ИП, официально реализующие терминалы) начали продавать устройства вызова экстренной помощи.
- Появилась возможность монтажа устройства с последующей идентификацией установленной системы.
- Лаборатории стали выдавать свидетельства «Методы технической экспертизы, испытаний и измерений, применяемые к единичным ТС при проведении оценки соответствия». При техэкспертизе машины в лаборатории изучают имеющуюся документацию на купленную «ЭРУ-ГЛОНАСС».
- Таможня получила запрашиваемое свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и копию договора на приобретенный терминал, начала выдавать ПТС на ввозимые машины.
СБКТС — необходимый документ, который предоставляет в таможенные органы для получения паспорта ТС на бывшие в употреблении машины. Порядок оценки соответствия:
- оформляется заявление;
- предоставляются документы на ТС, паспорт;
- эксперт аккредитованный испытательной лаборатории проверяет документы;
- экспертная лаборатория идентифицирует автотранспортное средство;
- проводится техническая экспертиза конструкции на соответствие требованиям технического регламента;
- оформляется протокол экспертизы конструкции, который включает проведение испытаний;
- оформляется свидетельство.
На создание «ЭРЫ» с 2010 года потрачено уже около 4,5 миллиардов рублей бюджета. Для поддержания функционирования требуется около миллиарда в год.
Новый порядок растаможки
Узнаем, как установить «ЭРА-ГЛОНАСС». Процедура подразумевает следующий порядок:
купленное транспортное средство доставляют на таможню;
- обращаются в сертифицированный центр агента «ЭРА-ГЛОНАСС», заключают договор, приобретают устройство (номер аппаратуры и сведения о ТС) заносят в глобальную базу данных;
- необходимо обратиться в ту лабораторию, которая аккредитована на этот вид деятельности, и получить сертификат безопасности ТС;
- с договором и сертификатом возвратиться на таможню;
- на таможне проверят предоставленные документы, выдадут паспорт ТС;
- с полученным паспортом отправляются на таможенный склад, забирают авто;
- машину пригоняют в автоцентр, где заключили договор, чтобы установить терминал;
- в течение 10 дней поставить транспортное средство на учет в ГИБДД.
Установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС» можно и на поддержанный автомобиль. У таких устройств упрощенный функционал. Предусматривается только ручной вызов экстренных служб. Т.е. кнопку «SOS» нажимает тот, кто присутствует в машине.
Но новые автомобили, которые только что сошли с конвейера, посылают сигнал в автоматическом режиме. Но для поддержанных автомобилей нет такого требования, иначе пришлось бы проводить ряд дорогостоящих краш-тестов, которые включают реакцию на удар, опрокидывание.
Установить систему можно в добровольном порядке. Достаточно обратиться к официальному установщику, который проведет монтаж всей необходимой аппаратуры.
Функционирование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» регулируется законом «О государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от декабря 2013 года, технические требования прописаны в ГОСТе Р 54620-211.
Стоимость
Цена «ЭРЫ-ГЛОНАСС» с установкой составляет около 23 тысяч рублей для одного автотранспортного средства.
- Продавать систему имеют право только авторизованные компании.
- Основные расценки:
- идентификация в системе — 950 рублей;
- установка устройства для вызова экстренных служб — 18950 рублей.
С учетом ставки НДС окончательная стоимость составит 23482 рубля. Данные по стоимости могут меняться.
Есть ли ГЛОНАСС?
Как узнать, стоит ли в машине система ГЛОНАСС и другие маячки? Основную часть времени аппараты находятся в спящем режиме. Тогда их не обнаружить сканерами.
«Просыпается» в строго заданное автовладельцем время, передает данные, получает команды, выполняет их и снова «засыпает».
Кнопка SOS от системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть спрятана в разных местах в салоне. Также систему можно определить с помощью физического досмотра машины: салона, подкапотного отсека.
Наличие системы определяется довольно легко, в отличие от определения прослушек. Существуют разные фирмы, которые помогают найти «жучков»: сканируют автомобиль профессиональным линейным локатором, индикатором поля, также осуществляют физический осмотр. На процедуру уходит 3-24 часа.
Основная цель «ЭРА-ГЛОНАСС» — значительно сократить время доставки информации о ДТП до экстренных служб, что должно позволить снизить смертноть и травматизм водителей и пассажиров ТС, которые попали в аварию.
Приобретенный автомобль доставляют на таможню, обращаются в сертифицированный центр агента «ЭРА-ГЛОНАСС», приобретают систему, затем ее устанавливают в аккредитованной на этот вид деятельности лаборатории. Оформляются необходимые документы, и автовладелец получает ПТС.
Несмотря на недоверие к системе, с каждым месяцем ее приобретает все больше водителей.
В какую сумму казахстанским автолюбителям обойдется установка эра-глонасс
![]() |
Автолюбители опасались, что введение систем ЭРА-ГЛОНАСС и ЭВАК убьет импорт автомобилей в Казахстане |
С 1 января 2017 года новые автомобили, которые будут появляться на территории ТС, в том числе и в Казахстане, оснащаются установкой ЭВАК (система электронного вызова при авариях и катастрофах – прим.ред.) — отечественным аналогом российской системы ЭРА-ГЛОНАСС. Ввоз машин в Казахстан в 2017 году фактически запрещен
Президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ рассказал, как это нововведение отразилось на казахстанском авторынке, а также озвучил цену вопроса, передает медиа-портал Caravan.kz.
— Многие думают, это что-то новое, что правительство придумало за вчера-позавчера. Это не так. Данный техрегламент был принят в 2011 году, и мы всегда следовали ему.
А введение систем ЭРА-ГЛОНАСС и ЭВАК — всего лишь одно из требований, вступивших в силу с 2017 года.
Информация СМИ, что якобы Казахстан потерял огромное количество автомобилей из-за системы ЭВАК, не соответствует действительности.
Андрей Лаврентьев. Фото — Радиоточка
Также Лаврентьев отметил ключевые моменты, связанные с сертификацией автомобилей.
— Мы сами некоторые модели специально не сертифицировали. Продаются, к примеру, всего 15-20 автомобилей некоторых моделей. Сертифицировать их смысла нет. Они просто не отбиваются за счет всех этих затрат, и мы их не завозим. Просто потому что они не популярны. Но все остальные модели получили сертификаты, никаких проблем у нас с этим не было. Так что все попадает на рынок.
Система ЭВАК тоже появилась не сегодня. Еще с 2013 года о ней шел разговор, и с 2014 года мы спокойно могли пройти эту сертификацию – у нас было три года.
То есть, все происходило не так, что «сегодня решили, а завтра уже нужно сделать». Плюс, уже абсолютно все российские производители сертифицированы по этой системе, все обладают кнопками ГЛОНАССа.
Идет планомерное уничтожение конкуренции в плане автомобильных продаж — Эдуард Эдоков о системе ЭРА-ГЛОНАСС
Но у нас своя казахстанская система ЭВАК. Сейчас речь идет о том, чтобы консолидировать их. Внутри своих стран системы, понятное дело, работают, но нужно сделать так, чтобы и в Таможенном Союзе между ними была связь.
К примеру, выехали мы в Россию, случилось, не дай Бог, ДТП, — и вот чтобы в этом случае мы могли нажать на кнопку, и на помощь приехали российские спецбригады и службы.
Вопрос сейчас только в этом, а все остальное уже вполне нормально.
— Как сильно изменится цена?
— Что касается удорожания на сам автомобиль, если говорить о кнопке: есть самая маленькая бюджетная вещь – кнопка SOS. Она стоит в районе 170 долларов. Это стоимость для производителя, но, думаю, для физического лица, наверное, цена будет такая же.
Но, еще раз скажу, что никакого смысла в этом нет и частным лицам не придется за это беспокоиться: импортеры и производители этим занимаются, и мы их не ставим на уже сертифицированные машины. Есть часть машин, которым отсрочена установка этой кнопки — те, которые получили сертификаты.
По ним требований никаких не будет
В принципе, это абсолютно не те цены и цифры, которые пытаются напугать нас так, чтобы рынок остановился. Здесь нет абсолютно ничего глобального. Это нормальный процесс, заранее оговоренный с производителями, всеми нами согласованный и подписанный. Сейчас он идет-идет-идет…
Напомним, «ЭВАК» – это система по обеспечению экстренных вызовов при авариях и катастрофах.
Ее особенность заключается в том, что устройства вызова экстренных оперативных служб находятся в режиме ожидания и не осуществляют постоянную передачу информации о местоположении транспортного средства.
Передача сигнала о местоположении водителя осуществляется при срабатывании устройства вызова экстренных оперативных служб (кнопки SOS – прим.ред.) в случае ДТП и иных происшествий на дорогах.
Установка Глонасс в 2020 году
Законопроект об оборудовании всех машин, поступающих в Россию, системой ЭРА-ГЛОНАСС начал действовать в 2014 г. Сегодня наличие «тревожной кнопки» регламентирует закон о ГЛОНАСС, претерпевший некоторые изменения.
Что представляет собой система
По сути ЭРА-ГЛОНАСС – это устройство, которое считывает изменения, происходящие с транспортом. Оборудование способно различать:
- столкновения;
- переворот транспортного средства;
- прочие аварийные ситуации.
Установленная «тревожная кнопка» синхронизирована со смартфоном хозяина автомобиля. Он получает доступ к информации посредством интернет-соединения или при помощи смс.
Экстренное сообщение будет отправлено службам спасения.
Оно содержит данные о скорости движения в момент возникновения дорожно-транспортного происшествия, сведения о перегрузке, числе пассажиров, пристегнутых ремнем безопасности, а также информацию о местонахождении авто.
Предполагается, что установка экстренной системы оповещения позволит решить ряд проблем:
- снизит количество ДТП со смертельным исходом;
- ускорит прибытие экстренных служб на место аварии;
- стабилизирует дорожную ситуацию и обезопасит участников движения.
ЭРА-ГЛОНАСС-принцип работы.
Фз № 395 об обязательной установке глонасс: официальный текст и этапы реализации
С момента принятия ФЗ 395 в законопроект неоднократно вносили изменения. В 2015 г. расписали способ внедрения ГЛОНАСС в промышленную эксплуатацию и правила использования системы.
Уже в 2017 г. официально запретили продажу новых транспортных средств, которые не оборудованы системой. Обязательная установка проводится, если автомобиль поступил из стран Евросоюза или был выпущен с конвейера в России. Согласно законодательным нормам, на границе не пропустят транспорт, если он не оборудован ЭРОЙ-ГЛОНАСС.
Есть и определенная лазейка, действовавшая до конца 2019 г. Производители могли продлить акты одобрения автомобилей сроком на 3 года. В этом случае установка оборудования была необязательна. Но уже в 2020 году все новые машины должны быть оснащены системой экстренного оповещения.
С 2018 года не требуется установка ГЛОНАСС на каждое авто. Обязательное требование распространяется лишь на новые машины. Устанавливать оборудование должен завод-изготовитель либо дистрибьюторы. А вот если транспортное средство с пробегом ввозится из-за границы и владелец лично занимается таможенными вопросами, оплачивать систему ему придется самостоятельно.
Штраф за отсутствие ГЛОНАСС
Чиновники спешат успокоить недовольных автолюбителей – в ближайшее время им не придется платить никаких штрафов за отсутствие «тревожной кнопки». В первую очередь это относится к владельцам личного легкового транспорта. Поскольку на старые машины установка системы необязательна, а новые оснащает сам производитель, автолюбителям не нужно беспокоиться о возможных санкциях.
Читать так же: Закон о социальных сетях в 2020 году
Другие правила будут действовать в отношении коммерческого транспорта. В первую очередь речь идет о грузоперевозках, пассажирских перевозках и крупногабаритных автомобилях. Сегодня они оборудованы тахографами, но представители власти считают, что этого недостаточно.
Предполагается поэтапное введение новых норм.
Владельцы транспорта, на котором установлены тахографы, получат право использовать их в течение 7 лет, а вот таксистам и предпринимателям, занимающимся перевозками пассажиров в общественном транспорте, необходимо было оборудовать автомобили «тревожными кнопками» до 1 июля 2018 года. В случае отсутствия системы ГЛОНАСС или тахографа им придется заплатить штраф в размере 50 тыс. руб.
Скачать текст закона
Последняя редакция законопроекта, полный список штрафных санкций и даты поэтапного внедрения автоматизированной системы можно узнать, если скачать ФЗ об установке ГЛОНАСС по следующей ссылке. Рекомендуем ознакомиться с нормами не только предпринимателям, занимающимся грузоперевозками, но и владельцам личного транспорта.
Порядок установки системы ГЛОНАСС: пошаговая инструкция
Производители машин, как и владельцы личного транспорта, могут обратиться для установки автоматизированного оборудования в один из кредитованных технических центров. Самостоятельное монтирование «тревожной кнопки» не производится. Стоимость установки складывается из трех составляющих:
- цена комплекта оборудования (колеблется в пределах 25 – 30 тыс. руб.);
- стоимость услуг технического центра (в среднем 3 тыс. руб.);
- внесение транспорта в реестр ЭРЫ-ГЛОНАСС (обойдется в 1 тыс. руб.).
Таким образом, оборудование автомобиля технологической системой оповещения обойдется владельцу как минимум в 30 тыс. руб.
Документы для регистрации
Чтобы технический центр принял вашу заявку, недостаточно просто оплатить его услуги. Требуется предоставить документы для регистрации ГЛОНАСС. В обязательный перечень входят:
- договор о приобретении комплекта оборудования (предоставляется ксерокопия);
- заверенный акт о технической безопасности автомобиля;
- паспорт владельца.
Оборудование Глонасс которое подлежит обязательной установке на авто.
Процедура установки
Если вы хотите установить на транспортное средство «тревожную кнопку», соблюдайте следующий порядок действий:
- Приобретается автоматизированная система. Покупка разрешена только у официального изготовителя – АО «ГЛОНАСС». Если вы купите оборудование где-то еще, его не внесут в реестр и, скорее всего, откажутся устанавливать.
- Подается запрос в аккредитованный испытательный центр, чтобы провести проверку транспортного средства.
- Также подается запрос в один из официальных технических центров по установке оборудования (одновременно предоставляются документы).
- Специалисты устанавливают систему, затем регистрируют ее в базе (процедура занимает в среднем полчаса).
- В таможенном отделе владельцу выдают ПТС, после чего в течение 10 суток необходимо зарегистрировать автомобиль в Госавтоинспекции.
Если вы оборудуете подержанный автомобиль, процедура проще. Приобретается комплект, мастер его устанавливает, после чего в АО «ГЛОНАСС» регистрируют систему в базе.
Читать так же: Возврат налога за лечение
ЭРА-ГЛОНАСС в настоящее время должна быть установлена на всех новых транспортных средствах и автомобилях, предназначенных для грузоперевозок и перевозок пассажиров. Владельцы подержанных машин также могут оборудовать транспорт «тревожной кнопкой», но делать это не обязаны.
Инструкция по использованию «ЭРА ГЛОНАСС» на LADA
- 30 ноябрь 2015 Лада.Онлайн 59 294

Завод-изготовитель оснащает свои автомобили LADA системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА ГЛОНАСС» или (СВЭОС). Блок управления встроен в штурманский светильник на потолке и имеет несколько рядов с кнопками. Рассмотрим возможности этой системы более подробно.
Описание функций блока освещения салона (БОС)
1 – зона расположения микрофона системы вызова экстренных оперативных служб;2 – зона расположения громкоговорителя системы вызова экстренных оперативных служб;3 – клавиша экстренного вызова системы вызова экстренных оперативных служб;4 – индикатор состояния системы вызова экстренных оперативных служб (красного цвета). Загорается на 5 секунд при каждом включении зажигания, а затем гаснет. Также индикатор загорается в случае наличия неисправности в системе СВЭОС;5 – индикатор непристегнутого ремня безопасности переднего пассажира (красный цвет);6 – индикатор отключенной подушки безопасности переднего пассажира (желтый цвет);7 – клавиша включения секции общего освещения салона в режим «включено»;8 – клавиша включения секции общего освещения салона в режим «включено при открытой двери»;9 – клавиша включения индивидуального освещения места водителя;10 – клавиша включения индивидуального освещения места переднего пассажира;11 – секция индивидуального освещения места водителя;12 – секция индивидуального освещения места переднего пассажира;13 – секция общего освещения.
При включении зажигания индикатор состояния системы №4 загорается красным цветом на 5 секунд, затем гаснет. Также индикатор загорается красным цветом при обнаружении каких-либо ошибок в функционировании СВЭОС. Для определения ошибок следует подождать 1 минуту после включения зажигания. В таблице описаны режимы работы сигнализатора:
Все исправно | Инициализация(при включениизажигания) | Белый | Горит 5 сек. |
Режим ожидания | Белый | Не горит | |
Дозвон | Красный, мигает |
До нашей ЭРЫ
С 1 января 2017 года система ЭРА-ГЛОНАСС обязательна для всех новых автомобилей. Импорт подержанных иномарок без нее отныне закрыт. Но почему самые массовые «нашемарки» обходятся без «Эры», а установить кнопку на свою собственную машину теоретически можно, однако на самом деле нельзя?
ЭРА-ГЛОНАСС считается проектом государственной важности, ведь пока подобную систему еще только-только внедряют в Бразилии, а европейский аналог eCall станет обязательным лишь с 2018 года.
А ЭРА уже работает: к началу декабря прошлого года в системе был принят 93931 вызов и зарегистрировано 118268 машин (примерно половину из них составляют Лада Веста и XRAY — 65 тысяч автомобилей за 2016 год).
Правда, в России даже из всех 30 федеральных трасс только 17 имеют GSM-покрытие хотя бы одним сотовым оператором на всем протяжении. А в тех местах, где система не ловит сигнал, ЭРА-ГЛОНАСС бесполезна.
Однако переходный период закончен: начиная с 2017 года систему должны иметь вообще все машины, «выпускаемые в обращение», то есть получающие паспорт транспортного средства (ПТС). Например, компания Ford еще в конце прошлого года первой из локальных автопроизводителей отчиталась о поголовном внедрении «Эры» на своих моделях, включая семейство фургонов Transit.
Аналогичные заявления сделали Toyota и Kia («на любой модели c начала 2017 года»), а Hyundai вооружит «Эрой» почти всю модельную линейку, за исключением «старого» Соляриса (его преемник с «Эрой» дебютирует весной), семейства i40 (его в скором времени сменит новая Sonata) и микроавтобусов H1. С нового Тигуана начнется внедрение «Эры» на автомобилях Volkswagen.
В 2016 году сертификацию с «Эрой» прошли 260 моделей, включая и коммерческие автомобили, для которых требуется только устройство с ручной активацией экстренного вызова. Но многие машины будут вооружаться кнопками SOS постепенно. Такую возможность им оставляют особенности российского сертификационного процесса.
Дело в том, что ПТС выписывают на основании ОТТС — сертификата одобрения типа транспортного средства, который оформляется для каждой отдельной модели по результатам сертификационных испытаний и действует три года. Если учитывать, что многие «старые» ОТТС были продлены в конце 2016 года, то получается, что у некоторых машин без «Эры» допуск на рынок сохранится как минимум до конца 2019-го!
Полная сертификация системы с краш-тестами по-прежнему влетает в копеечку, но очереди в лаборатории уменьшились, к тому же Минпромторг позволяет совмещать краш-тесты и принимать в зачет результаты заводских испытаний.
Все это немного облегчило бремя для производителей, поэтому массового исхода из России нишевых марок и моделей не случилось: ЭРА-ГЛОНАСС уже есть на автомобилях Bentley Bentayga и появится на Maserati Levante, кнопками SOS оборудованы все модели Porsche, внедрить систему готов даже Rolls-Royce.
А такие премиум-марки, как Jaguar, Land Rover, Lexus, Mercedes-Benz и Infiniti, уже сделали это. Ведут работы даже Aston Martin, Ferrari и Lamborghini.
Жертвами «Эры» пока официально стали только купе и кабриолеты BMW второй, четвертой и шестой серий, спорткары M4, родстеры Z4, гибридомобили BMW i8, а также кабриолеты Audi A5 и S5 — все эти машины поставлять в Россию больше не будут. Но вот вам главный парадокс «эрификации»: среди легальных уклонистов на сегодня больше всего бюджетных автомобилей российской сборки!
Кроме кнопки SOS в каждом автомобиле с системой ЭРА-ГЛОНАСС есть своя сим-карта, антенна, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль ГЛОНАСС. На фото — терминал кроссовера Hyundai Creta с кнопкой тестового вызова.
По нашим данным, себестоимость комплекта «Эры» на массовом седане класса B+ отечественной сборки составляет 15 тысяч рублей, однако для клиента ориентировочная доплата за «Эру» в качестве опции может составить 30 тысяч
ЭРА-ГЛОНАСС пока отсутствует на Калине, Гранте и Ладе 4х4.
В базовом оснащении ее не будет на Логанах, Дастерах и хэтчбеках Sandero: это возможно, так как на все машины логановской платформы в России действует недавно обновленный общий сертификат под обозначением Global Access (так внутри компании называется платформа B0).
Nissan внедряет «Эру» на кроссоверах Murano, X-Trail, Qashqai, Terrano и на всех автомобилях Datsun, но седан Nissan Almera остается «неоглонашенным». А УАЗ собирается выпускать Патриот без «Эры» аж до 2019 года.
Интересно, что правительство предлагает урезать субсидии тем автопроизводителям, которые не ставят систему, — и сделать наличие кнопки SOS обязательным условием допуска машин к госзакупкам. Поэтому некоторые компании планируют…
предлагать ее покупателям за доплату! Для этого на тех автомобилях, которые по ОТТС имеют право выпускать кнопки SOS, система ЭРА-ГЛОНАСС сертифицируется как дополнительное оборудование.
То есть у покупателя появляется выбор между машиной с кнопкой и без нее, а производитель, формально соблюдая правила игры, не увеличивает себестоимость товарных автомобилей, ведь добровольный спрос на «Эру» наверняка будет невелик.
Пока только АвтоВАЗ и Renault подтвердили нам, что рассматривают именно такой способ внедрения «Эры» для Калины, Гранты, Ларгуса, Логана, Дастера и Sandero. Но теоретически кнопку SOS в качестве опции могут также предлагать Kia Rio, Volkswagen Polo, Datsun и Ravon, Volkswagen Passat, Ford Focus и Ford Mondeo, Skoda Superb, Hyundai Santa Fe, «пятерка» и «семерка» BMW, кроссовер BMW X1, седаны и кроссоверы Lexus, Genesis G80, Toyota Land Cruiser Prado, Mercedes Geländewagen и многие-многие другие автомобили: в ОТТС у всех у них система вызова экстренных служб вписана под грифом «по заказу». Это дает производителям возможность маневра, но все-таки не означает, что «Эры» «в базе» на данных машинах не будет. Например, компании Volkswagen и Kia заявили нам, что на Polo, на Rio и других моделях кнопка SOS будет в стандартном оснащении.
ЭРА-ГЛОНАСС может наступить позже («Коммерсант»)
Обязательное внедрение госсистемы экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС) может быть отложено до 2018 года по инициативе Казахстана.
По данным «Ъ», и другие члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут поддержать отсрочку – в странах не нужны датчики в машинах в отсутствие самой системы реагирования.
При этом Россия категорически против сдвига на год, поскольку это может затормозить спрос на российскую электронику, а источники «Ъ» в отрасли считают подстегивание ввода ЭРА-ГЛОНАСС очередной косвенной мерой поддержки отечественных моделей.
Обязательное оснащение новых автомобилей устройствами вызова экстренных оперативных служб может быть отложено до 2018 года. Это следует из проекта изменений в техрегламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств, опубликованного на сайте ЕАЭС.
Сегодня техрегламент предусматривает обязательное внедрение системы безопасности (в России – система ЭРА-ГЛОНАСС) с 1 января 2017 года.
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сообщили, что инициатива переноса на год принадлежит Казахстану, который планирует запустить и наладить систему ЭВАК, аналог ЭРА-ГЛОНАСС, только к концу 2017 года, а также считает, что «оснащение машин устройствами вызова при нефункционирующей системе реагирования приведет к нарушению прав потребителей».
В Минпромторге не поддерживают предложение о переносе, говоря, что «добросовестные и законопослушные автопроизводители и производители электроники (в основном российские), которые профинансировали оснащение автомобилей ЭРА-ГЛОНАСС в установленные сроки, окажутся в условиях неравной конкуренции». Кроме того, по мнению министерства, «приостановка снизит потребность в таких устройствах, а российские производители утратят заинтересованность в использовании отечественных электронных компонентов». В Минэкономики сообщили, что перенос сроков сейчас не обсуждается, а позиция ведомства и российской стороны будет сформирована к заседанию коллегии ЕЭК. Остальные страны определятся с позицией в ближайшее время, добавили в ЕЭК. Очередное совещание по вопросу обязательного внедрения системы ГЛОНАСС в странах ЕАЭС пройдет на этой неделе.
Но у Белоруссии, Армении и Киргизии нет повода не поддержать отсрочку перехода, говорят источники «Ъ» в отрасли. В х к документу на сайте ЕАЭС перенос поддержала Белорусская научно-промышленная ассоциация.
«В условиях отсутствия действующей системы навигации ЭРА-ГЛОНАСС в Беларуси» обязательное оснащение приведет лишь к росту цен на машины, считает отраслевой союз, при этом «покупатель будет оплачивать услугу, которая реально не может быть оказана».
По мнению белорусов, это приведет к «массовым обоснованным претензиям со стороны покупателей», а в случае ДТП со смертельным исходом чревато исками к дилерам или производителям, не обеспечившим функционирование системы вызова экстренных служб.
Участники российского рынка к проекту изменений отнеслись скептично и сомневаются в его реализации.
Ряд производителей придерживаются нейтральной позиции и готовятся к внедрению системы безопасности с 2017 года, но и не против отсрочки, за счет которой можно сейчас сэкономить.
При этом, по информации «Ъ», одна из компаний настаивает на компенсации средств за раннее внедрение в случае переноса.
По мнению источника «Ъ», Россия использует «все административные рычаги», чтобы препятствовать отсрочке.
Одной из причин он считает готовность отечественных брендов к переходу на ГЛОНАСС – обязательное внедрение ГЛОНАСС с нового года может их поддержать: иностранные бренды могут не успеть оборудовать все модели датчиками либо вовсе решат сократить модельный ряд на фоне кризиса, рассуждает он. В АО ГЛОНАСС вчера подчеркнули, что в РФ созданы все условия для обязательного внедрения системы безопасности со следующего года. На сегодняшний день выдано всего 18 одобрений типов транспортных средств, оснащенных ГЛОНАСС, и это не только модели АвтоВАЗа и КамАЗа, но и локализованные Mercedes-Benz Sprinter и Ford Transit, Bentley Bentayga, Jaguar XF, грузовики MAN и IVECO, а также шесть китайских моделей.
«Коммерсант»
Часто задаваемые вопросы
На основе созданной высокотехнологичной инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС», которая охватывает территорию всей России, возможно создание различных сервисов, как государственных, так и коммерческих. Несколько примеров таких потенциальных сервисов приведены в этом разделе.
Информирование:
Подписавшись на услугу и задав необходимые параметры информирования, водитель при помощи терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», установленного в автомобиле, может в режиме реального времени получать различную информацию:
- О приближении к зоне чрезвычайной ситуации (ДТП или другие происшествия). При этом дополнительно поступает информация об ориентировочном времени ликвидации ЧС и путях объезда.
- О природных катаклизмах и изменениях метеорологической ситуации. Сервис может предупредить о тумане, гололеде или шторме.
- Об особенностях дороги: резкий поворот, опасный подъем или спуск, сужение дороги, участок с повышенной аварийной обстановкой.
- О приближении к заправочной станции, месту отдыха, достопримечательностям и т.д.
Восстановление обстоятельств ДТП:
В случае дорожно-транспортного происшествия сервисы на основе системы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут помочь:
- Оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара, используя процедуру «Европротокола». В том случае, если в ДТП нет пострадавших, материальный ущерб не превышает 50 тысяч рублей, а оба водителя пришли к соглашению об обстоятельствах происшествия, они могут оформить ДТП по упрощенной схеме. Через терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» информация об автомобилях и обстоятельствах аварии формируется в электронный бланк, который водители могут подписать при помощи электронной подписи или подтвердить любым другим способом.
- Прояснить обстоятельства ДТП для аварийного комиссара, сотрудников ГИБДД или суда. В случае, если участники аварии не могут прийти к соглашению об обстоятельствах происшествия, информация из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» может послужить доказательством вины одного из водителей. Используя данные системы, можно выстроить треки движения автомобилей до и в момент аварии с точностью до метра.
- Помочь избежать мошенничества. Страховые компании при помощи терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» могут проверить, соответствует ли действительности заявленная для получения страховой выплаты информация о месте, времени и обстоятельствах аварии.
Системы взимания платы:
Услуга для сбора информации о пройденных маршрутах по платным дорогам и сбора оплаты. Например, для оплаты проезда по дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной массой более 12 тонн.
По мере движения по дорогам устройство, установленное на транспортное средство, передаёт информацию о прохождении виртуальных рамок в телематический сервис. На основе этих данных владелец транспортного средства оплачивает фактически пройденное расстояние.
«ЭРА-ГЛОНАСС» может использоваться для сбора информации как на федеральных, так и на региональных трассах.
Система тахографического контроля:
Терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» могут использоваться на предприятиях для сбора информации о режиме работы и маршрутах движения транспортных средств. Таким образом будет осуществляться постоянный контроль режимов труда и отдыха водителей.
Контроль перевозки опасных грузов:
На основе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» может быть создана система мониторинга транспорта, перевозящего опасные грузы.
На основании информации, полученной с терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» система в режиме реального времени отобразит на электронной карте данные о местоположении транспортного средства, его скоростных характеристиках, факте срабатывания тревожной кнопки, выданном решении на перевозку опасных грузов и других параметров. На основании этой информации система в автоматическом режиме зафиксирует факты нарушений, проведет их анализ и проконтролирует соблюдение установленных правил перевозок.
Мониторинг пассажирских перевозок:
В соответствии с Постановление Правительства № 720 от 10 сентября 2009 г. все транспортные средства, задействованные в перевозке пассажиров, должны быть обязательно оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС.
Универсальная система мониторинга пассажирских перевозок, которая может быть создана на основе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит:
- Отслеживать передвижение транспортных средств в режиме онлайн
- Контролировать расход топлива
- Фиксировать форс-мажорные ситуации (ДТП, слив ГСМ, отклонение от маршрута)
- Осуществлять прямую связь с водителем транспортного средства
- Проводить телеметрию оборудования транспортного средства
- Вести видеосъемку и транслировать изображение в центр мониторинга
- Вести подсчет количества пассажиров
- И т.д.
Удаленная диагностика автомобиля:
Автоматическая диагностика систем и оповещение владельца автомобиля о возможных проблемах. Вся диагностическая информация об автомобиле поступает в систему. В случае обнаружения проблемы (низкий уровень жидкостей, износ деталей, некорректная работа электронных компонентов) сервис уведомляет владельца удобным для него способом.
Вызов специальных служб:
В случае необходимости водитель может использовать терминал «ЭРА-ГЛОНАСС» для вызова коммерческих служб, услуги которых необходимы ему при различных ситуациях на дороге. Например, в случае поломки автомобиля олператор «ЭРА-ГЛОНАСС» может перевести вызов в службу эвакуаторов или «помощь на дорогах».
Страховая телематика:
Страховая телематика — страхование автомобиля с использованием телематических систем. Дает возможность получить значительные скидки на страховку при аккуратном вождении или низкой интенсивности использования автомобиля.
Полученные с помощью телематического устройства параметры вождения: частота и резкость разгонов/торможений, дневной пробег, маршруты, скорость – оцениваются, и информация передается в страховую компанию.
Страховая компания анализирует данные и рассчитывает размер скидки.
- «Плати сколько ездишь» — при помощи данных, полученных с терминала, анализируется расстояние, которое проезжает водитель за определенное время. Стоимость страховки зависит от количества пройденных километров.
- «Плати где/когда ездишь» — при помощи данных, полученных с терминала, фиксируется время когда ездит водитель и регион эксплуатации транспортного средства. Стоимость страховки зависит от соблюдения пользователем требований по перемещению в регионе с меньшей аварийностью или в наименее авариное время суток и дни недели.
- «Плати как ездишь» — при помощи данных, полученных с терминала, анализируется манера езды водителя: скорость, количество резких ускорений, торможений и поворотов руля. Скидка на страховку предоставляется за аккуратную езду.
В терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС» будут применяться sim-карты оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС».
Тарифы на пользование инфраструктурой будут сформированы после внесения изменений в законодательство Российской Федерации о возможности оказания коммерческих услуг на основе технологической инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС».
Порядок ввоза авто без кнопки ЭРА-ГЛОНАСС заработал с пробуксовкой
16:00 27 ноября 2018.
Кратковременная правовая неопределенность установилась в вопросе ввоза из Японии подержанных авто на Сахалин и Дальний Восток из-за вступления в силу временного порядка ввоза праворульных авто. С 26 ноября, согласно распоряжению Дмитрия Медведева, для этого дальневосточникам раз в год не потребуется обязательная установка на автомобили кнопок вызова системы ЭРА-ГЛОНАСС.
При этом в таможне от автовладельцев, желающих как физические лица ввезти и поставить авто на учет, продолжают в соответствии с правилами Таможенного союза требовать предоставления сертификата безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), но выдавать этот документ в сертифицированных центрах решились не сразу.
Из-за отсутствия изменений в порядок выдачи документов «без ЭРА» и уточнений изменённой процедуры предприниматели не знают, как правильно оформлять эти документы.
Фактически они оказываются между двух правовых огней — с одной стороны, Росакредитация и другие ведомства пока не внесли изменения в свои внутренние нормативы, а с другой — уже существует и действует постановление федерального правительства, отменяющее обязательную установку «тревожной кнопки».
— Обратился в таможню, а там мне отказали в выдаче паспорта транспортного средства (ПТС) и отправили в одну из компаний, которая занимается СБКТС. Но и там мне отказались его оформлять — говорят, что порядок еще не определен и они не могут мне ничем помочь, — поделился южносахалинец Юрий, который и рассказал Sakh.com о проблеме.
Правовой вакуум, впрочем, продлился недолго, и уже утром во вторник (а постановление правительства действует с понедельника, 26 ноября), рассказал представитель одной из компаний, уполномоченных выдавать СБКТС, до него добрались необходимые разъяснения и рекомендации от контролирующих органов. Так что теперь при наличии пакета документов и без кнопки вызова экстренных служб можно получить сертификат безопасности и на его основе оформить на авто ПТС.
В пресс-службе Сахалинской таможни ИА Sakh.com подтвердили, что временный порядок ввоза автомобилей без ЭРА-ГЛОНАСС работает, и отметки о ее установке, как и физическое наличие системы в авто, больше не требуется.
При этом владельцам по-прежнему необходимо предоставлять СБКТС — его наличие предусмотрено нормами Таможенного союза, в документе, например, указывается экологический класс и внесенные в конструкцию авто изменения.
Так что, резюмируют в службе, каких-то значимых изменений для автовладельцев на этапе таможенного оформления не произошло. Тонкости кроются лишь в оформлении того самого сертификата.
Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС является обязательной для всех ввозимых на территорию страны и производимых в ней автомобилей с 1 января 2017 года.
Ее установка не требуется лишь для новых авто, одобрение типа транспорТного средства (ОТТС) которых было оформлено до 2017 года.
Этот документ выдается на модель авто на три года, так что, теоретически, без «кнопки» серийные машины, ввозимые юридическими лицами, могут получать ПТС до конца 2019-го.
Введение обязательных требований установки ЭРА-ГЛОНАСС вызвало протесты на Дальнем Востоке, где существует серьезный рынок подержанных японских автомобилей. Для региона сперва был введен упрощенный порядок установки ЭРА-ГЛОНАСС, а с 26 ноября 2018-го начал действовать еще один: «временный мораторий», подготовленный в рамках предвыборной кампании врио губернатора Приморья Олега Кожемяко.
Предполагается, что он сохранит юридическую силу в течение года, но не исключена его досрочная отмена — разрешение на ввоз подержанных авто входит в противоречие с нормами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Таможенного союза.
Лучшее за 2016: чем опасна ЭРА-ГЛОНАСС
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС?
Кто ездил на Lada Vesta, наверняка заметил кнопку «SOS» над ветровым стеклом. Это встроенный внутрь осветительного плафона модуль системы экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Внутри — детали от самого дешёвого смартфона: антенна, динамик, микрофон, аккумулятор, но главное — навигационный блок ГЛОНАСС/GPS, модуль 3G и акселерометр. Цена всего набора компонентов — максимум $100.
Работать всё это должно следующим образом. При срабатывании подушек безопасности или вышеупомянутого акселерометра (терминал умеет распознавать фронтальный и боковой удары, а также опрокидывание) бортовое устройство подаёт через интернет сигнал SOS, который включает:
- точные координаты места происшествия;
- количество пристёгнутых пассажиров;
- данные об аварии: скорость перед столкновением, величины перегрузок;
- данные об автомобиле: VIN, цвет, топливо — бензин, дизтопливо или газ.
Весь пакет — всего лишь 140 байт информации, поэтому модем сможет отправить их даже при плохом качестве связи. Если передача данных недоступна вообще, информация будет отослана как СМС. Важное уточнение: модуль способен использовать любую доступную сеть сотовой связи!
Приняв сигнал бедствия, сотрудник колл-центра — SOS уходит именно оператору ЭРЫ-ГЛОНАСС — должен позвонить на бортовое устройство и выяснить, что произошло. Если никто не ответит — отправить по точным координатам бригады спасателей и медиков, притом последним, чтобы прибыть на место, даётся 20 минут. Вызвать помощь можно и вручную — для этого на «коробочке», повторим, имеется кнопка «SOS».
После полного развёртывания ЭРА-ГЛОНАСС сократит время до начала оказания помощи при авариях до 30%, что позволит ежегодно спасать более 4 тысяч человек
Учитывая, что почти 100% федеральных трасс покрыты сетью GSM, внедрение ЭРЫ-ГЛОНАСС должно радикально снизить показатели смертности.
Ведь данные уходят сразу после ДТП, значит на ненужную суету («Куда звонить? Какой номер? Связи нет! Какой это километр?») не тратится драгоценное время, а экипажи экстренных служб приезжают подготовленными, зная число пострадавших и даже степень тяжести аварии. (Хотя, конечно, решающим фактором остаётся скорость «доезда» медиков).
Благими намерениями..
С 1 января 2015 года все без исключения легковые новинки, выходящие на рынок Таможенного союза, уже должны были оснащаться устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Но производители нашли сразу несколько лазеек, как это требование обойти. Так что первой машиной, где появился бортовой модуль, стала Lada Vesta.
С 2017 года обмануть государство вроде бы будет нельзя. Согласно техрегламенту, чтобы машина получила ПТС, потребуется обязательное наличие ЭРЫ: для легковых автомобилей — с функцией автоматической передачи данных, для коммерческого транспорта и тяжёлых внедорожников достаточно лишь тревожной кнопки.
И здесь начинается самое интересное. Ту «коробочку», которую автопроизводитель хочет ставить на свои легковые модели, нужно сертифицировать — в одной из двух лабораторий должны подтвердить, что устройство соответствует отечественным стандартам.
В теории, разрешается купить сертифицированный комплекс, но только если машина собирается не за границей: монтировать ЭРУ-ГЛОНАСС разрешено лишь на заводе, где делают автомобиль, — значит, приборы нужно возить из России, что сделает их «золотыми».
Дальше — больше.
Чтобы получить Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), конкретной модели автомобиля необходимо пройти фронтальный и боковой краш-тесты, а также тест на опрокидывание, во время которых экспертам предстоит убедиться: да, терминал действительно посылает сигнал «SOS». Можно ли самим разбить машины и предоставить готовые данные? (Так всегда делали для получения ОТТС). Нет, в зачёт теперь принимаются результаты, полученные только на полигоне НАМИ…
Службы сертификации злоупотребляют своим монопольным положением, а значит, вся тяжесть финансовых затрат по этому вопросу ложится на автопроизводителей, а через них — на дилеров и покупателей. Цены на проведение сертификации чрезмерно высоки
По информации «Авто Mail.Ru», комплекс ударных испытаний (без учёта разбитой техники) стоит минимум 10 тысяч евро. Сертификация бортового устройства — от 200 до 250 тысяч евро. Итого: минимум 240 тысяч евро для «бюджетного» автомобиля, считая 3 машины по 10 тысяч каждая.
Отставить панику?
В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» чётко сказано: с 2017 года бортовое устройство вызова экстренных служб — обязательный элемент оснащения для всех новых машин. Но Росстандарт и Минтранс после долгого молчания вдруг решили уточнить.
Вновь вводимые требования распространяются на транспортные средства, которые проходят оценку соответствия позднее даты ввода требований об обязательном оснащении ЭРА-ГЛОНАСС
Поясним. ОТТС выдаётся сроком на 36 месяцев.
Соответственно, если некая марка получит сертификат на новую модель 31 декабря 2016 года, то такая машина сможет продаваться на рынке Таможенного союза без ЭРЫ-ГЛОНАСС до конца 2019 года.
При этом импортёры научились вписывать следующее поколение… как модификацию ранее сертифицированного старого! Так что фактически массовое внедрение системы перенесли на 2020-й.
Получилось вот что: автопроизводители просили государство смягчить неоправданно жёсткие нормативы испытаний, создать здоровую конкуренцию на рынке услуг по сертификации, а вместо этого им просто не стали прикрывать законодательные лазейки и сохранили действующие ОТТС! А ведь многие ждали, что власти просто аннулируют выданные прежде сертификаты на «безглонассовые» автомобили.
В принципе, большинство игроков рынка готовы оснастить свои машины «тревожной кнопкой». Но одно дело — поставить терминал на массовую легковушку, когда затраты на сертификацию окупятся за счёт большого тиража, и совсем другое — выделить для краш-тестов тройку Ferrari или Lamborghini.
Rolls-Royce Motor Cars продолжит обеспечивать соответствие всех моделей, продаваемых на территории России, требованиям российского законодательства. С января 2017 года мы внесём соответствующие изменения, мы уже начали подготовку
Значит ли это, что новые модели автомобилей, которые не могут похвастаться высоким спросом, просто перестанут доезжать до стран Таможенного союза? И да, и нет. Например, в BMW заявили, что откажутся от поставок кабриолетов, а также моделей M3 и 5GT. А вот Rolls-Royce, как видим, готов раскошелиться.
Занимательная математика
Сотню евро, которые стоит терминал ЭРЫ-ГЛОНАСС, зная цену нового «Роллс-Ройса», можно не учитывать. А вот затраты на сертификацию… 210 тысяч евро на обязательные процедуры плюс разбитые машины.
Возьмём некую «закупочную» стоимость — скажем, по 200 тысяч евро за каждый из трёх уничтоженных краш-тестом экземпляров. Итого набегают внушительные 810 тысяч евро.
А может, не слишком внушительные? Давайте прикинем.
По некоторым данным, так как официальные продажи марки строго засекречены, в прошлом году только россияне, без учёта остальных стран Таможенного союза, купили около полусотни экземпляров модели Wraith.
Значит, за 3 года (срок действия ОТТС) общий тираж проданных купе составит 150 машин. Следовательно, в цену каждого автомобиля из-за введения ЭРЫ придётся повысить… на 5 тысяч 400 евро.
Смех! Конечно, для покупателя машины стоимостью 300-500 тысяч евро.
А вот массовым маркам смешно не будет. Если взять некий условный автомобиль за миллион, то на сертификаты придётся выложить около 19 млн рублей (одобрение терминала плюс краш-тесты). Соответственно, отбить их можно, только повысив цену на 25-30 тысяч рублей и продав не меньше тысячи машин.
При продаже 100 машин наценка за ГЛОНАСС составит 200 тысяч (то есть какой-нибудь Haval H2 должен стоить не 940 тысяч, а 1 млн 140 тысяч рублей), что фактически убивает недорогие «нишевые» модели. А на примере BMW мы видим, что и дорогие тоже…
Мы пойдём своим путём
На самом деле, чтобы массовое введение системы ЭРЫ-ГЛОНАСС прошло легко и безболезненно (конкретнее говоря, чтобы автопроизводители не были вынуждены выискивать лазейки), достаточно лишь немного подкорректировать существующие правила.
- Сделать исключение для автомобилей, которые продаются тиражом меньше 1000 экземпляров.
- Принимать сертификаты на оборудование, выданные зарубежными экспертами.
- Засчитывать результаты краш-тестов, проведённых независимыми аккредитованными лабораториями.
- Создать на территории ТС базу авторизованных техцентров, способных устанавливать терминалы.
Введение каких-либо уступок в процесс сертификации автомобилей, реализуемых небольшими партиями, имеет ряд негативных последствий. Прежде всего, с введением отдельной методики, рассчитанной на малые партии, рынок заполнится некачественной продукцией из Китая
Доводы «ЗА»:
- ЭРА-ГЛОНАСС снизит смертность на дорогах: по прогнозам, «скорая помощь» будет приезжать на треть быстрее, чем сейчас.
Доводы «ПРОТИВ»:
- Система просто не будет работать: да, почти 100% федеральных дорог покрыты сотовой связью, но ДТП случаются и там, где никакой связи нет;
- ЭРА-ГЛОНАСС повысит стоимость машин: даже если сертификация нивелируется большим тиражом модели, покупателю придётся оплатить само устройство;
- Автомобильные марки перестанут ввозить непопулярные модели, для которых внедрение ЭРЫ-ГЛОНАСС не окупится;
P.S. Более того, официально запущенная система работает «через пень-колоду». Тестируя вышеупомянутую Lada Vesta, мы нажали кнопку «SOS» и в ответ на звонок услышали лишь тишину, а потом вдруг сухую фразу оператора: «Вызов отклоняю». Во второй тестовой машине кнопка была, но даже не включалась…