Если ваша деятельность, так или иначе, связана с исправлением геометрии деталей на кузове автомобилей, лучшим помощником в этом вопросе станет споттер. Этот аппарат, с помощью которого осуществляется точечная сварка, поможет вам вернуть изначальное состояние таким кузовным деталям, как:
- двери;
- заднее или переднее крыло;
- пороги, арки.
Главное преимущество использования споттера для кузовного ремонта, заключается в возможности аппарата осуществить выравнивание поверхности, имея доступ лишь к ее внешней части. Это позволяет осуществить ремонт любой конструкционной детали. Оснащен такой аппарат обратным молотком.
Принцип работы устройства таков: он приваривается к металлической поверхности автомобиля и при помощи точечного воздействия сантиметр за сантиметром вытягивает металл.
Рихтовка кузова самодельным споттером из АКБ
Вся работа происходит быстро и не требует засверливания технологических отверстий, которые предназначаются для правки металла. Кроме того, не нужно крепить к кузову автомобиля дополнительные комплектующие.
Если вы занимаетесь ремонтом авто, у вас, скорее всего, наблюдается большой поток клиентов. Чтобы ускорить работу по выравниванию вмятин, вам требуется:
- купить споттер;
- изготовить его самостоятельно.
Сделать споттер своими руками довольно реально, воспользовавшись верной схемой.
Причем самодельный споттер ничем не будет уступать покупному, вот только обойдется вам в несколько раз дешевле. Все, что требуется — старый аккумулятор большой мощности.
Аккумулятор для самодельного споттера
Необходимый материал
От знакомых работников автосервиса можно нередко услышать, что аккумуляторный споттер ничем не уступает обычному.
Брать для него желательно старый аккумулятор: во-первых, его не жаль, а во-вторых, он будет функционировать на токе, близком к току короткого замыкания.
Конечно, срок эксплуатации такого изделия будет более коротким, чем эксплуатация обыкновенного споттера, однако потраченные на покупку деньги с лихвой покроются сниженными затратами на ремонт авто.
Чтобы изготовить аккумуляторный споттер, вам понадобится:
- аккумулятор. Подойдет модель на 75А/ч и выше;
- втягивающее реле. Воспользуйтесь комплектующей от стартера авто;
- зарядка для аккумулятора;
- провод из меди с сечением больше 100 м2;
- обратный молоток. Его может заменить пистолет, приваривающий шайбы.
Электрическая схема споттера
Споттер из АКБ и втягивающего реле подключается так, как показано на схеме, а именно:
- на минусовую клемму подсоединяется корпус реле, а также провод длиной не больше 1,5 м. На конце провода содержится контакт, предназначающийся для корпуса детали, которая будет вытягиваться. Хорошо, если вы будете использовать контакт резьбы из меди, чтобы обеспечить минимальное сопротивление в контактном с деталью месте;
- плюсовая клемма подсоединяется к реле своими руками при помощи болта. Второй болт от реле прикрепляет к нему провод, идущий к обратному молотку или пистолету. Плюсовой кабель не должен быть длиннее 2,5 м. Это позволит снизить падение напряжения в кабеле;
- от плюсовой клеммы также подведите провод к контакту управления. Завершите провод кнопкой, которой и будет управляться споттер аккумуляторный. Длина проводника для кнопки не является строго фиксированной.
Втягивающее реле устанавливается на АКБ, чтобы соединить множество контактов. Если у вас есть возможность, установите разборное реле, которое вы в любой момент сможете снять и почистить. Если можно вытянуть внутреннюю его часть, она нуждается в укорачивании и завальцовке. Это предотвращает потерю штока. На этом все трансформации реле заканчиваются.
Кроме того, вам потребуется своими руками вмонтировать кнопку, чтобы управлять импульсом.
Она монтируется либо на самом проводе, либо на пистолете. Подключение детали происходит от положительно заряженного провода (в авто к этому контакту подходит кабель от замка зажигания). К свойствам самодельной кнопки нет определенных требований — нужно, чтобы она выдержала 5—7 А тока.
Втягивающее реле для аккумуляторного споттера
Также уделите внимание проводам. Эффективной работа с ними будет тогда, когда вы возьмете короткий и толстый кабель. Его длина должна быть меньше 1,5 м и ограничиваться потерями в самом изделии, ведь сварка характеризуется большими токами.
Пистолет для сваривания деталей можно соорудить своими руками даже из дерева, а фиксатор для шайб — из латуни или же меди. Можете использовать трубку от кондиционера, а на конце небольшой трубки сделать прорезь. Это даст возможность удобно вставить шайбу на место.
Перед тем как начать работу, произведите зарядку аккумулятора. Соответственно, после работы снова поставьте устройство заряжаться.
Набор расходных материалов для споттера
Преимущества и недостатки
Изготовленный своими руками споттер имеет такие достоинства по сравнению с покупным аналогом:
- низкий уровень затрат при производстве аппарата;
- возможность изготовить аппарат в домашних условиях даже при отсутствии опыта работы с электроникой;
- возможность работы в месте, где существуют перебои с электричеством (гараже).
Однако и недостатков у самодельной техники достаточно. Среди них специалисты выделяют:
- отсутствие временного реле;
- постоянную необходимость заряжать аккумулятор;
- более короткий период эксплуатации устройства;
- коммутируемый контакт рабочего тока;
- невозможность регулировать множество параметров, среди которых сила тока.
Чтобы понизить затраты на изготовление самодельного устройства, некоторые делают споттер из трансформатора, который стоит в микроволновой печи. Многие скептически настроены к такой технике, так как считают, что она не сможет обеспечить необходимое количество рабочего тока.
Это происходит из-за меньшего размера сечения железа трансформатора. Если вам не подходит вариант с аккумулятором, можете попробовать изготовить технику из трансформатора освещения или от аппарата для сварки, произведя перемотку вторичной обмотки.
Сила тока в таком устройстве должна достигать хотя бы 500 А.
Споттер из сварочного аппарата: как собрать своими руками
Споттер (spot с английского – место, точка) – это устройство для сварки по точкам, оно активно используется в процессе работ по рихтовке автомобиля. Кузовные работы требуют от исполнителя предельной точности и воссоздания изначальной геометрии элемента.
Необходим специальный инструмент для создания идеального внешнего вида. Рихтовщики часто применяют споттеры, которые помогают без демонтажа вернуть изначальное состояние детали. Аппарат относительно дорогостоящий, но возможно изготовить споттер своими руками.
Особенности применения споттера
Аппарат в работах по рихтовке применяют для:
- корректировки поверхности кузова без демонтажа;
- сварки кузовных элементов.
Особенно удобен и эффективен аппарат для воздействия на участки или детали машины со скрытым либо неудобным расположением. Споттер применяется при невозможности использовать альтернативные методы рихтовки из-за ограниченного доступа к повреждённой области.
Принцип работы инструмента сводится к нескольким основным этапам:
- Зачистка повреждённой области от лакокрасочного покрытия, шпаклёвки, остатков грунтовки и т. д.
- Приваривание особых деталей крепежа к деформированному участку.
- За фиксатор зацепляют инерционный молоток, им выравнивают металл.
Полезное свойство устройства – способность прогревать деталь. В процессе нагрева и остывания быстрее и эффективнее восстанавливается форма и жёсткость.
Иногда, когда возникает необходимость выполнить срочные работы по сварке, мастеру никак не обойтись без специального аппарата
Как работает споттер?
В устройства задействуется инвертор, но также используется аккумулятор и трансформатор для споттера. В основе инструмента лежит принцип работы молотка, он воздействует на одну точку, единственным отличием является обратная направленность эффекта.
Стандартный пример работы:
- обратный молоток – это направляющая и утяжелитель на ней, который прикрепляется к деформированному участку;
- тяжёлая шайба движется по направляющей в сторону, противоположную вмятине. Инструмент обеспечивает расправление металла по точкам.
Стандартное электрическое приспособление для рихтовки способно работать в двух режимах:
- непродолжительный. Направляющая фиксируется в желаемом месте с помощью колец;
- сварочный. Для сварки установка переводится на минимальные показатели мощности и вставляется угольный электрод.
Споттер своими руками на основе инверторов
Существует ряд схем, по которым изготавливается самодельный споттер. Споттер из сварочного аппарата своими руками является самым известным и простым в исполнении методом изготовления установки. Чертёж споттера из инвертора распространён в сети в различных модификациях, популярность обусловлена высокой мощностью установки.
Собрать споттер своими руками из сварочного аппарата
Аппарат причисляют к разновидностям контактного вида сварки, для использования не требуются клещи. По указанному параметру споттер сравним с электродуговой сваркой, где ток проходит через корпус авто. Клемму «минус» фиксируют на кузове, а в роли контакта на «плюс» будет использоваться насадка и шток.
Схема инверторного споттера
Самодельный споттер своими руками, который собирается из полуавтомата, требует использование двух основных запчастей:
- реле тиристора;
- сварочного инвертора.
Своими руками собрать самый простой споттер легко при наличии:
- трансформатора, он призван снижать напряжение до 12 В, его требуется установить для управления реле через кнопку;
- тиристора 200 В;
- реле 30 А;
- диодного моста;
- переключателя контактов на 220 В;
- кнопки для регулировки работы.
Мост из диодов включается в сеть до трансформатора. К мосту подключают тиристор от реле. Трансформаторная установка пригодится для питания ветки управления в цепи тиристора.
Схема инверторного споттера
Споттер своими руками из полуавтомата имеет следующую схему:
- Когда произойдёт нажатие на кнопку управления S3, активируется разряжение конденсатора C1, кратковременно активируется резистор R1 вместе с тиристором V9.
- Напряжение поступает на обмотку трансформатора через блок диодов Д232.
- Запускается процесс сварки кузова посредством электрода.
- Когда конденсатор C1 потеряет заряд, закрывается тиристор и напряжение с трансформатора перенаправляется.
- После обесточивания обмотки процесс сварки завершается, теперь конденсатор С1 переходит в режим накопления энергии от трансформатора T1.
Если перед тем как сделать споттер своими руками, не удалось найти мост диодов и тиристор, есть возможность их замены симисторами.
Для качественной работы споттера на основе автомата важно тщательно продумать конструкцию и схему устройства. Даже дешёвые устройства должны соответствовать минимальным требованиям к установке.
Материалы
Споттер из сварочного аппарата потребует наличие материалов и инструментов для создания установки. Необходимо листовое железо 35-40 см2, так как сделать споттер без него не получится из-за риска перегрева.
Температура на самодельном оборудовании повышается только в местах после кабеля, дополнительно сильный нагрев наступает на штоке из железа в диаметре 16 мм.
Для снижения температуры на штоке предпочтительно использовать латунь.
Сварочный трансформатор под споттер, предназначенный для точечных работ, несколько отличается от классической конструкции
Характеристика силового кабеля определяется в зависимости от мощности споттера, но предпочтительно выбирать 70 мм2 и больше. Провод на массу лучше взять длиной 1,7 м, а для подключения молотка – 2,1 м. Споттер своими руками из аккумулятора желательно оснащать управлением с посредством импульсов через тиристор ТЧ-40.
Изначально наружная обмотка трансформатора наносится с помощью шины из меди с размерами 6, 5, 4 на 3-м слое обмотки. Допускается при использовании батареи заменять провод на алюминиевый. На вторую обмотку наносится дополнительно ещё две. В конце работ аппаратура на основе аккумулятора должна получиться из алюминия или меди с площадью 250 мм2 (5 обмоток по 6 витков).
Важно обращать внимание не только на функциональность установки, но и на удобство эксплуатации. Конструкция инерционного молотка создаёт условия для безопасного и лёгкого использования аппарата. Преимущественно используется запчасть клеевого пистолета.
На силовой кабель обязательно накладывается слой термоизоляции и провод для коммутации. Термоизоляцию стоит накладывать с запасом, так как при нагреве она стягивается и участок может оголиться.
Ключевые функции и технические характеристики споттера
Независимо от рода устройства: заводская (используется в промышленности) или самодельная конструкция, у них одинаковые функции:
- сваривание элементов корпуса с использованием ремонтных шайб;
- точечная сварка электродом из металла. Штырь подбирается прочный, чтобы с его помощью удалось вытянуть корпус;
- способность нагревать детали корпуса посредством электрода углеродного типа и резко охлаждать основу. Подобная функция способствует созданию осадки металла;
- за счёт двух режимов работы улучшается эффективность и простота применения устройства. При активации первого режима наступает стабильная работа, он предназначен для использования с углеродным электродом. Второй режим подразумевает непродолжительное включение, время активности выставляется вручную. Используется вместе с железным электродом, нередко применяется для установки шайб;
Споттеры для точечной сварки должны быть ограничены временем сваривания детали
В аппарат встроена охладительная система и термостат для деактивации в случае сильного нагрева. Отключение и включение выполняется автоматически при достижении установленных отметок.
Базовые характеристики споттеров:
- напряжение в сети питания для правильной работы установки – 220 В (иногда 380 В);
- частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
- предельная мощность аппарата – 10 кВт;
- сила тока в режиме максимальной нагрузки – 1300 А;
- напряжение во 2-м слое обмотки сварочной установки – 8-9В;
- диапазон времени активности – от 0 до 1,2 с;
- 2 режима работы: с включением таймера (для сварки по точкам) и непрерывная работа в стандартном режиме и темперировании;
- производительность при установке режима точечной сварки при соотношении с предельной мощностью на выходе – 15%;
- производительность в случае использования угольной сварки в отношении к максимальной мощности на выходе – 75%;
- усилие на разрыв иглы – свыше 100 кг;
- тяговое усилие в отношении шайбы – свыше 100 кг;
- габариты конструкции – 380х290х840 мм;
- масса – 32 кг.
Как сваривать детали с помощью споттера?
Сегодня разработана единая технология использования установки, которая применяется всеми профессиональными рихтовщиками.
Чаще всего методика уместна для работы с деформированными деталями, находящимися в труднодоступных местах. Такая сварка используется для рихтовки повреждённых крыльев, дверей, стоек.
Споттер пригодится для корректировки любой поверхности, которая нуждается в выравнивающих усилиях с обратным направлением.
Контактная сварка нуждается в коротком импульсе напряжения
Сварка по точкам задействует передающийся ток для создания сцепления с деталью. Далее, к участку прикрепляется упор или инерционный молоток. Перечисленные манипуляции обеспечивают быстрое и качественное восстановление кузова.
После довода кузовного элемента к изначальному состоянию зацеп убирается, а поверхность зачищается. Шлифовка необходима из-за наличия на корпусе остатка металла от сварки, иначе гладкую поверхность установить не получится.
Технология работы со споттером:
- Повреждённый участок детали очищают от всего покрытия, должен создаться качественный контакт с металлом.
- К зачищенному месту подключают контакт для заземления.
- Приваривают крепеж для зацепа инструментов.
- При помощи инструментов для выравнивания металлов зацепляются за фиксатор.
- Вытягивают участок до восстановления изначального состояния или близкого к нему.
- Прикреплённый зацеп круговыми движениями отрывают вручную.
- Зачищают поверхность до восстановления гладкого состояния и готовят её к шпаклёвке и окрашиванию.
Споттер по типу работы подобен сварочной установке, для его использования желательно иметь базовые навыки выполнения сварки. В процессе манипуляций обязательно нужно следить за правилами эксплуатации и личной защиты. Аппарат пригодится для всех типов восстановительных работ с кузовом авто, где требуется точечное воздействие.
Советы специалистов
Мастера с опытом выполнения кузовных работ рекомендуют:
- следить за заземлением корпуса – это обязательная мера безопасности. От аккумулятора следует отключать клемму «минус»;
- дополнить схему споттера вспомогательными элементами цепи для предотвращения перегрузки и повышения мощности;
- при желании рихтовать аппаратом силовые элементы авто выбор отдавать более мощным аппаратам. В них устанавливается стальной прут вместо электрода.
Собственноручно создать споттер несложно при наличии всех материалов и времени, только важно продумать расположение и тип элементов схемы. Простейшее устройство позволяет рихтовать авто в гараже, но на производствах его будет недостаточно.
Три простых схемы сборки споттера своими руками
Споттер — это обиходное название аппарата односторонней точечной сварки, предназначенного для ремонта кузовных деталей автомобилей.
По своей конструкции он достаточно прост, поэтому изготовить споттер своими руками по силам любому домашнему мастеру, имеющему опыт работы с электротехническими устройствами. Единственное, в чем нельзя ошибиться, — это выбор мощности, расчет силы тока и количества обмоток.
Народные умельцы используют в качестве источников питания различные устройства, но не все они способны обеспечить оптимальные рабочие режимы.
К примеру, самодельный споттер из микроволновки даже при применении нескольких трансформаторов от этого бытового прибора, в основном, пригоден для выполнения прогрева. В случае отсутствия достаточно мощной электросети в месте ремонта используют аппараты с автономным источником, состоящие из аккумулятора и схемы прерывания напряжения.
Такие устройства имеют один существенный недостаток — ограниченное время работы. При сборке самодельного споттера можно воспользоваться различными системами управления: от простой кнопки с реле до инверторного источника.
В последнем случае ток, поступающий из инвертора к месту сварки, регулируется с высокой точностью как по длительности, так по и амплитуде импульса.
Можно ли сделать споттер с заводскими характеристиками
Если правильно рассчитать параметры, выбрать надлежащие компоненты и качественно изготовить не только источник питания, но и инструментальные принадлежности, то самодельный споттер по своим функциональным возможностям ничем не будет отличаться от своего заводского собрата.
При наличии некоторых радиолюбительских навыков блок питания и необходимые провода несложно изготовить своими руками.
В качестве сварочного пистолета можно использовать любое изделие подходящей формы, конструкция которого позволяла бы укрепить на его концах резьбовые контакты и была бы удобна в работе.
Для пистолета и обратного молотка потребуются несколько деталей, которые лучше всего выточить на токарном станке. Часть наконечников-электродов может быть сделана своими руками с применением обычного слесарного инструмента, но некоторые все же лучше заказать или приобрести готовыми.
Для того, чтобы работать самодельным аппаратом, могут потребоваться дополнительные приспособления (пуллеры, гребенки, штанги), которые также могут быть изготовлены самостоятельно. Расходные материалы для споттера (сварочные шайбы, шпильки, волнистая проволока, угольные электроды и пр.
) стоят недорого и свободно продаются в специализированных магазинах.
Основные компоненты для сборки
Для сборки и испытаний самодельного споттера нужны следующие комплектующие и расходные элементы:
- Корпус. Коробчатая конструкция из листового металла с передней и задней панелями. Обязательно наличие вентиляционных отверстий и клеммы заземления.
- Источник питания. В самом простом виде это переделанный своими руками трансформатор с защитным автоматом в первичной цепи.
- Кабели питания. Сварочный кабель должен иметь клемму для подключения к питанию и резьбовой контакт для присоединения к пистолету, а кабель массы — клемму и контактную площадку для сварного присоединения к кузовной детали.
- Схема управления. В минимальном варианте включает в себя кнопку-выключатель на пистолете, реле отключения входного напряжения, провода управления и блок питания цепи управления.
- Сварочный пистолет. На одном конце находится контактное резьбовое соединение для присоединения электродов и адаптеров, а на другом — гнездо для подключения сварочного кабеля.
- Оснастка. В базовом варианте включает в себя электроды для шайб и шпилек, обратный молоток и адаптер для подключения угольного электрода.
При условии, что все компоненты изготовлены без отклонений и ничего не придется подгонять и переделывать, для сборки своими руками потребуется обычный слесарный и электроинструмент. Из измерительных приборов могут понадобиться рулетка, штангенциркуль и мультиметр.
Сборка обратного молотка (инопуллера) своими руками
Для того чтобы собрать обратный молоток своими руками, необходимы следующие детали:
- стальной пруток длиной 60 см, диаметром 17 мм, с резьбой на обоих концах;
- стальная втулка со сквозным отверстием диаметром 15 мм, длиной 15 см и диаметром 40 мм;
- возвратная пружина;
- гайки и шайбы ограничителя хода;
- адаптеры для крепления электродов.
Вначале на конец прутка, предназначенный для крепления в пистолет, надевается шайба и плотно затягивается гайка. Затем пруток пропускается через втулку и возвратную пружину.
На последнем этапе на нижнюю резьбу крепятся шайба и гайка, а затем навинчивается адаптер электрода.
Во время работы массивная втулка будет отталкиваться от пружины и совершать возвратно-поступательные движения между двумя шайбами.
Изготовление рабочего пистолета
Фирменные пистолеты для споттера обычно выпускают в виде устройств с пистолетной рукояткой. Многое из того, что изготавливают народные умельцы своими руками, только условно можно назвать «пистолетом».
Нередко это просто цилиндр с кнопкой и клеммой для подключения кабеля на торце. Это связано с тем, что пистолет для споттера состоит всего из трех деталей: корпуса, контактного стержня и выключателя. Контактный стержень обычно изготавливают из латуни.
На одном его конце находится резьба для крепления обратного молотка, а на другом — зажим для подключения питания. Для тех, делает такие устройства собственными руками, поместить его в пистолетный корпус или использовать как есть — дело личных предпочтений.
При этом, несмотря на низкое напряжение сварки, он должен быть обязательно заизолирован: таковы требования правил техники безопасности.
Трансформатор для споттера
Для изготовления источника питания для споттера подойдет любой трансформатор. В Интернете распространены видео изготовления аппаратов точечной сварки на основе трансформаторов микроволновок и других бытовых приборов.
При этом авторы этих поделок не сообщают, на какой ток рассчитаны их устройства, а это очень важно, т. к. проплавление поверхности металла при работе споттера должно происходить за доли секунд, никак не проявляясь с обратной стороны детали.
Фабричные аппараты имеют мощность 3÷5 кВт при напряжении холостого хода 7÷8 В (напряжение при сварке – 1.5÷2 В).
Для споттера, собранного своими руками и предназначенного только для кузовного ремонта, достаточно мощности 1.5÷2 кВт. Рассчитать, сколько должно быть витков во вторичной обмотке трансформатора, несложно. Для этого количество витков первичной обмотки (новой) надо разделить на частное от деления 220 на 7÷8. Обычно получается буквально несколько витков.
Если количество витков в сетевой обмотке неизвестно, то вторичное напряжение можно подобрать опытным путем, отматывая или добавляя витки. Необходимо отметить, что для массы и пистолета следует использовать кабели с одинаковым сечением, соответствующим максимальному току вторичной обмотки.
Схема блока управления
В Интернете достаточно много электронных схем, которые подписаны как блоки управления споттерами.
Некоторые из них относятся к промышленным образцам установок точечной сваркой (в том числе и старым), другие изобилуют электронными компонентами и обладают избыточными параметрами, а ряд схем вообще не имеет отношения к нашей теме.
Во многих из предлагаемых устройств реализованы регулировки тока и напряжения холостого хода, а также управление длительностью сварочного импульса. Их изготовление предполагает определенную квалификацию, а применяемые детали не так уж и дешевы.
Выбор одной из таких схем целесообразен, если предполагается делать споттер для коммерческого использования в небольшой автомастерской. А для устройств, которые изготавливаются своими руками и используются в домашних условиях, имеются более простых решений.
Схема споттера на базе сварочного аппарата
Для народного умельца, который имеет минимальные навыки в электротехнике и использует собранный своими руками аппарат для ремонта собственной автотехники и автомобилей знакомых, вполне достаточно устройства на базе старого сварочного трансформатора средней мощности с простым блоком управления. В этом случае оптимальный вариант — это система управления споттером из простых и доступных деталей, схема которой была опубликована в журнале «Моделист-конструктор» (см. ниже).
Автор использует серийный сварочный трансформатор мощностью 1 кВт с первичной обмоткой 200 витков (можно применить любой другой с подобными характеристиками). Вторичную он заменил двумя параллельными обмотками в 3 витка общим сечением 100 мм². Расчетное напряжение холостого хода по этой схеме — примерно 6.5 В.
S1 – это входной автомат устройства. S2 — кнопка отключения, при замыкании которой подается напряжение на контактор K1 и размыкаются его контакты K1.1 и K1.2. Контроль за длительностью сварочного процесса визуальный. В принципе, данную схему управления споттером из сварочного аппарата несложно дополнить реле времени (в т. ч.
электронным) и системой регулировки величины тока.
В видеоролике (см. ниже) автор самодельного аппарата применил именно такую схему, только вместо контактора он использует низковольтное реле, запитываемое от выпрямителя. Для споттера это единственно верное решение, т. к.
в этом случае на кнопку, которая расположена на рабочем пистолете, подается безопасное напряжение.
Корпус для споттера и финальная сборка
В общем случае сборка самодельного споттера завершается помещением его основных элементов в корпус и выводом на переднюю панель клемм и органов управления. Корпус можно заказать по чертежу или просто эскизу или (при наличии возможностей) изготовить по месту.
Иногда народные умельцы начинают эксплуатировать споттер, детали и провода которого просто разложены на верстаке или даже на полу. Этот вариант подходит только для отладки и подбора параметров, в постоянном режиме такой электрический установкой пользоваться нельзя.
Поскольку существуют различные варианты изготовления споттеров своими руками, то их компоновки корпусов могут быть также различными.
К примеру, если сварочный трансформатор предназначен для работы на открытом воздухе, то в этом случае аппарат может иметь вид устойчивого основания с трансформатором, клеммной колодкой и отдельным корпусом системы управления.
В других случаях варианты с корпусами могут быть иными, но элементы системы управления всегда должны быть надежно защищены от внешнего воздействия.
На базе аккумулятора
Споттер с аккумуляторным питанием подходит для тех мест, где сетевое электропитание не может обеспечить достаточную мощность, неустойчиво или вообще отсутствует, а объем кузовных работ незначителен.
Обычно такая ситуация возникает при кузовном ремонте личного автомобиля в гаражном кооперативе или на дачном участке. Корпус такого самодельного споттера может состоять из небольшой опорной рамы для установки АКБ, к которой крепится клеммная колодка и реле, управляющее выключением.
Если это разовая работа, то можно обойтись вообще без корпуса, прикрепив реле хомутом к аккумулятору.
На базе бытовой микроволновки
Для изготовления споттера своими руками также подойдет трансформатор из микроволновки. В этом случае единственным ограничением является его мощность, поскольку большинство печей СВЧ рассчитаны на потребление менее 1 кВт.
Для решения этой проблемы можно использовать два-три трансформатора, включенные параллельно. Плюсом такого источника питания является небольшой размер используемых трансформаторов, которые можно разместить в ряд внутри малогабаритного корпуса. В результате получится довольно компактный и мобильный споттер.
Единственно, чем придется озаботиться, — охлаждение внутреннего пространства такого устройства.
Как сделать электрод для споттера
Электроды и адаптеры для споттера — это небольшие цилиндрические насадки из латуни, каждая из которых используется для работы с определенными типами сварочного крепежа: шайб, гвоздей, шпилек, заклепок волнистой проволоки. В магазинах каждый из таких элементов может стоить от 500 до 1000 рублей и более, а для обычной кузовной работы необходимо как минимум пять-шесть разновидностей электродов:
- для колец;
- для точечной сварки;
- для волнистой проволоки;
- для сварки угольным электродом;
- для треугольных шайб;
- для шпилек и гвоздей.
Изготовить их самостоятельно не так уж и сложно, но требуются определенные навыки и наличие соответствующего оборудования. Как вариант, можно своими руками изготовить только самые простые насадки, а более сложные заказать в мастерской с токарным и сверлильным оборудованием.
В аккумуляторных споттерах в качестве источника питания обычно используют батареи емкостью 40÷60 А·ч. Если кому-нибудь приходилось работать с такими устройствами, напишите, пожалуйста, в х: насколько быстро разряжается аккумулятор и как изменяется качество сварки по мере его разрядки.
Споттер из аккумулятора и втягивающего реле своими руками
Во всех автомастерских используются аппараты по точечной сварке, участвующие в устранении вмятин, прогибов, и иных дефектов на кузове авто. Если ремонтировать геометрию приходится часто, то необходим настоящий споттер, который можно купить или изготовить самостоятельно.
В его конструкцию входят: два трансформатора, диодный мост, тиристор, конденсатор и другие элементы. Но если исправить необходимо всего лишь пару вмятин, и не хочется обращаться в мастерскую, то можно сделать споттер из аккумулятора.
Это изделие позволит выполнить все работы на автомобиле и сэкономит средства как на собственном изготовлении, так и на стоимости ремонта.
Коротко о споттерах
Споттер — это небольшой сварочный аппарат, где точечный разряд электрической дуги позволяет привариться к участку кузовного железа и вытянуть его обратным ударом до нужного уровня относительно общей плоскости поверхности. Такие устройства широко применяются в крупных СТО и небольших частных мастерских.
Любой споттер должен иметь источник тока, выдающий определенное напряжение для точечного разряда, и рабочий инструмент, которым непосредственно осуществляется правка. Сварка от такого оборудования не оставляет глубоких следов, и после выравнивания легко удаляется зачистными кругами лепесткового типа на болгарке.
Так можно исправить деформации на: дверях авто, крыше, капоте, крыльях, багажнике, порогах. Но магазинные экземпляры стоят так же дорого, как и другие полноценные сварочные аппараты. Тем более, для кратковременной работы их покупка не целесообразна. Поэтому решением будет самодельных споттер из АКБ и втягивающего реле.
Преимущества споттера из аккумулятора
Создавая споттер своими руками можно получить ряд выгод, а именно:
- значительная экономия средств по сравнению с покупкой магазинного оборудования или изготовления версии из трансформатора;
- быстрота сборки, которая может составить около 30 минут, при наличии всех комплектующих;
- не требуется никаких навыков по электротехнике, и все работы выполняются в домашних условиях;
- аккумуляторный споттер сможет работать в местах, где отсутствует электричество (в лесном домике, на обочине, в общем дворе);
- таким устройством можно выполнять те же работы, что и классическим споттером;
- тихое функционирование ввиду отсутствия трансформатора;
- легкая транспортировка в другое место.
Что понадобиться для сборки
Свой аккумуляторный споттер собрать можно за очень короткое время, но для этого потребуется заготовить необходимые элементы:
- аккумулятор;
- зарядное устройство;
- втягивающее реле;
- медные провода;
- обратный молоток.
Первое, что необходимо найти — это подходящий аккумулятор. Суть успешной реализации самодельного проекта заключается в источнике тока, который сможет за короткое время возбудить электрическую дугу и сплавить рабочий элемент пистолета и кузовного металла.
Второй показатель батарее — это ее емкость. Она должна быть достаточной, чтобы выполнять работы споттером в течение часа или больше.
Простую вмятину не исправить за одну приварку, поэтому аппарат должен быть способен поддерживать цикличную функцию по выравниванию до нескольких десятков раз.
Наиболее подходящими будут модели АКБ с емкостью от 75 ампер в час. Этого достаточно для длительной работы, даже если отсутствует возможность подзарядки. Такие батареи выдают от 500 до 750 ампер.
Чем выше сила тока, тем короче по времени необходимо удерживать дугу для хорошего приварки к кузовному металлу. Аккумулятор желательно найти старый, ведь покупка нового значительно увеличит итоговую стоимость споттера.
После активной работы по выравниванию (цикл коротких замыканий), АКБ быстрее приходит в негодность, что еще раз подчеркивает важность нахождения б/у элемента.
При ведении работ по реставрации геометрии в гараже разряженную батарею можно подзарядить снова. Так, получиться вести правку целый день и выполнить значительный объем. При выравнивании кузова на выезде, временная длина функционирования самодельного аппарата будет ограничиваться емкостью аккумулятора.
Схема подключения
Для правильной работы, споттер из аккумулятора и втягивающего должен иметь верную схему подключения. Она выглядит так:
- На минусовый контакт батареи накидывается клемма ведущая к корпусу реле. Второй провод от этого же контакта уходит на изделие (корпус авто) и является массой. Все клеммы и контактные части желательно выполнять из медных трубок, сплюснутых до полного прижимания просвета. Это обеспечит минимальное сопротивление.
- Плюсовой контакт от аккумулятора связывается кабелем с клеммой реле. Это делается болтом и шайбой с гайкой. Вторая клемма с реле связывается с пистолетом или обратным молотком. Этот провод не должен быть длиннее 150 см, чтобы не создавать дополнительное сопротивление, и не уменьшать собой силу тока.
- Еще один провод от плюсового контакта батареи подсоединяется к управляющей кнопке. Длина проводов до этого элемента значение не имеет.
Втягивающее реле можно использовать от стартерного устройства автомобиля. Модель не имеет большого значения. Если получиться найти б/у реле в гараже у себя или знакомых, то стоимость конечной конструкции понизится еще больше.
Аккумулятор и реле лучше закрепить одно на другом скотчем. Поскольку никакого корпуса в такой установке не предусматривается, это придаст ему целостность и компактность. Естественно, противоположные токоведущие части не должны соприкасаться.
При засорении внутренней емкости реле можно всегда будет снять и почистить.
Принцип работы
Работа самодельного споттера на основе аккумуляторной батарее и втягивающего реле заключается в том, что заряженный АКБ готов выдавать ток, обладающей значительной силой.
При замыкании пусковой кнопки, напряжение проходит каналы на реле, в которых создается электромагнитное поле, и внутренний сердечник начинает перемещаться в крайнюю сторону. Так замыкаются пятаки и подается ток на удерживающую обмотку.
Когда возбуждается электрическая дуга, то сердечник возвращается на место и обрывает контакт.
В этом процессе втягивающее реле выполняет роль микропроцессора, регулирующего длину сварочного импульса. Только в случае стартерного элемента происходит это более грубо.
Когда кнопка запускает ток, и реле обеспечивает появление короткой дуги, происходит приварка медного наконечника обратного молотка к корпусу автомобиля.
Выполнив несколько ударов для оттягивания вмятой части, необходимо провернуть рабочий инструмент по сторонам, чтобы отсоединить его от поверхности. После чего процедура повторяется до полного восстановления геометрии.
Создание дополнительных элементов
На самодельном споттере из АКБ важно правильно сделать рабочий инструмент — пистолет или обратный молоток. Подойдет корпус от неработающей дрели, клеевого или игрушечного пистолета. Через него нужно продеть штангу по которой будет ездить молоток. Последний подбирается или вытачивается на токарном станке так, что бы его внутренний диаметр был немного больше наружного диаметра штока.
Наконечник пистолета можно изготовить из медной трубки, в которой проделывается прорезь и просверливается сквозное отверстие. В прорезь вставляется медная шайба или конус из такого же материала, которые фиксируется болтом через отверстие.
Управляющая кнопка ставится непосредственно на пистолет для удобства. Хотя, может быть выведена отдельно и находиться во второй руке сварщика. К ней предъявляется единственное требование — способность выдерживать силу тока в 5-7 А.
Кабеля для споттера можно использовать такие, как и на других сварочных аппаратах. Их сечение не должно быть слишком маленьким, ведь по ним будет идти ток в 500 А.
Стоит ограничиться длинной провода в 150 см, чтобы не создавать дополнительного сопротивления. Клеммы желательно изготовить из меди.
Чтобы хорошо зафиксироваться на контактах аккумулятора можно обогнуть медную трубку на конусе сверла подходящего диаметра и прижать ее болтовым соединением.
Самодельные споттеры из АКБ имею несколько серьезных недостатков: нерегулируемый импульс тока, отсутствие настроек по силе напряжения, частую зарядку батареи, короткий период работоспособного состояния. Но если большинство элементов используемых в создании агрегата досталось бесплатно или за копейки, то это существенно окупит стоимость устройства по отношению к цене ремонта в мастерской.
- Поделись с друзьями
- 1
- 0
- 1
- 0
Пошаговая схема создания споттера своими руками из аккумулятора
Споттер — инструмент для контактной сварки тонколистовых заготовок.
Сварка происходит за счет нагрева и частичного оплавления небольшого участка металла, через который пропускают сильный электрический импульс.
Споттеры применяются в авторемонте и при сборке тонкостенных конструкций. Изготовить споттер своими руками может домашний мастер, владеющий общими слесарными и электротехническими навыками.
Споттер для кузовных работ — что это такое?
В ходе кузовных работ нередко требуется выправить вмятину, причем к данному участку кузова нет доступа с обратной стороны.
Используя споттер для кузовного ремонта, можно избежать дорогостоящей разборки автомобиля и выправить вмятину за полчаса. Аппаратом контактной сварки к требующему ремонта участку поверхности приваривают монтажную шайбу или шпильку.
За нее потом можно потянуть и выправить повреждение. После рихтовки шайбы или шпильки легко срезаются угловой шлифмашиной и зашлифовываются.
Устройство и принцип работы
Прибор включает в себя такие основные узлы, как:
- источник тока (инвертор или трансформатор);
- сварочные провода с разъемами;
- пистолетная рукоятка с кнопкой запуска;
- обратный молоток.
Провода подключают к заготовке и к сварочному пистолету с электродом. Место сварки зачищают и обезжиривают, на него укладывают монтажную шайбу или шпильку. Кнопкой «Пуск» подают короткий, но мощный импульс. Шайба и металл под ней мгновенно разогреваются до температуры плавления и свариваются воедино. Далее за шайбу цепляют тяги и выправляют повреждение.
Выправить впадину можно и не приваривая шайбу. Для этого используют электрод с обратным молотком. Он представляет собой подпружиненную массу, ходящую вдоль массивного стержня электрода. Электрод приваривают концом к месту повреждения корпуса выправляют вмятину. Острый кончик электрода обламывают, место сварки шлифуют и красят.
Из чего можно изготовить самостоятельно?
Источник питания устройства отличается от источника обычного сварочника. Он не работает средним током продолжительное время, поддерживая дугу, а должен выдавать короткие импульсы при очень большой силе тока.
Тепловая энергия также выделяется не при горении электродуги, а при сопротивлении места контакта электрода и заготовки электротоку. Источник должен обеспечивать импульс длительностью до 1 секунды при напряжении 6-8 вольт и силе тока до тысячи ампер.
Аккумулятор
Одна из популярных самодельных конструкций — споттер из аккумулятора.
Для него потребуется:
- автомобильный аккумулятор напряжением 12 вольт и емкостью от 70 ампер-часов.
- стартерное реле;
- пусковая кнопка или клавиша;
- провода, клеммы;
- пистолетная рукоятка.
Плюсом самодельного споттера для корпусной рихтовки является возможность работать без электросети, такой споттер можно возить в багажнике к месту ремонта.
Собирают споттер из аккумулятора и автомобильного втягивающего реле в следующем порядке:
- присоединить минусовый провод к отрицательной клемме АКБ;
- соединить его с заготовкой;
- к положительной клемме присоединить контакт втягивающего реле;
- к клеммам 1 и 3 клеммами реле подключить стартовую кнопку;
- подключить корпус реле к отрицательной клемме аккумулятора.
Поперечное сечение проводов должно быть от 100 мм2. Длина не должна превышать 100-150 см. При работе нужно следить за напряжением батареи, не допуская ее глубокого разряда. Он приводит к сультфатации пластин и выходу аккумулятора из строя.
Сварочный аппарат
Существуют многочисленные описания схемы переделок аппаратов электродуговой сварки в споттеры. Переделка инверторных источников особого смысла не имеет, от них удастся использовать только корпус и клеммы. Лучше использовать такой аппарат по прямому назначению.
Споттер из универсального полуавтомата переделывать не требуется, в них уже есть импульсный режим.
Наиболее подходящим для переделки является сварочный трансформатор достаточной мощности. Для того, чтобы сделать споттер из сварочного трансформатора своими руками, потребуется заменить вторичную обмотку. Обычно делают один-два витка из самого толстого провода или медной шины. В цепи первичной обмотки ставят реле-замыкатель, управляемое клавишей «Пуск».
Если в месте размещения вторичной обмотки есть свободное место, то новую, короткую обмотку можно разместить поверх существующей, не удаляя ее. Это даст возможность при необходимости использовать источник как сварочный трансформатор для дуговой сварки.
Кроме трансформатора, потребуется также модифицировать систему управления разрядом.
Микроволновка
Некоторые мастера применяют для производства простого по конструкции споттера трансформатор от микроволновой печки. Если планируется более или менее продолжительная работа, то рекомендуют использовать два таких трансформатора.
С каждого снимают вторичную обмотку и наматывают вместо нее новую. Сечение провода должно быть от 50 мм2.
Обмотки соединяются параллельно, к схеме подключают систему управления импульсом. В этой конструкции также используется реле стартера.
Чертежи и схема самодельного
Как сделать простейший споттер своим руками? Несложная схема споттера, переделанного из сварочника, не требует дорогостоящих комплектующих и применения сложного оборудования. Ее вполне реально собрать в домашних условиях своими руками.
Принципиальная схема споттера.
Для изготовления аппарата потребуются следующие электронные компоненты:
- управляющий тиристор рабочим напряжением 200в;
- маломощный трансформатор для питания управляющего реле;
- реле с рабочим током до 30 А;
- диодный мостик;
- контактная колодка;
- пусковая кнопка.
Кроме того, нужны будут следующие материалы:
- металлический лист для корпуса прибора;
- уголок 20*20 для несущего каркаса;
- текстолитовая плата толщиной от 6 мм для размещения компонентов прибора;
- пистолетная рукоятка, например, от клеевого пистолета;
- провод для вторичной обмотки сечением от 70 мм2;
- провод можно заменить медной или алюминиевой шиной подходящего сечения;
- гибкий сварочный кабель в резиновой изоляции: не менее 3 м;
- латунный стержень диаметром 16мм и длиной 250-300 мм для электрода;
- латунная заготовка для обратного молотка диаметром 60 мм и длиной 100 мм;
- крепеж;
- зажим для массового кабеля;
- кабель питания.
Из оборудования потребуется:
- сверлильный станок;
- токарный станок;
- сварочный аппарат;
- ручной слесарный инструмент;
- мультиметр;
- изолента.
Корпус часто находят готовый, если токарного станка в мастерской нет, обратный молоток лучше заказать на производстве. Пружину для него подбирают по месту или навивают. Все токоведущие части, даже находящиеся под небольшим напряжением, должны быть тщательно заизолированы. Само устройство должно быть обязательно заземлено через кабель питания.
Порядок изготовления
Инструкция для изготовления устройства несложная, достаточно соблюдать аккуратность и последовательность действий.
Изготовление начинают с корпуса. Для основания подбирают прочную текстолитовую панель, служащую диэлектриком. На ней будет удобно закрепить на винтах все основные компоненты.
Размещать их следует просторно, чтобы обеспечить достаточное воздушное охлаждение. Для поддержания циркуляции воздуха в нижней части стенок и в крышке корпуса следует просверлить несколько отверстий.
Прежде чем начинать сверлить, следует изготовить эскизный чертеж и проработать взаимное расположение компонентов конструкции на нем.
Каркас корпуса сваривается из уголка, к нему крепится основание и боковые стенки. К верхней крышке крепится ручка для переноски устройства.
Если под рукой есть корпус от старого сварочного инвертора, он позволит сэкономить много времени на размещение и крепление клемм и регуляторов.
Если кабели имеют достаточное сечение (от 100мм2), то их вместе с разъемами под резьбу или быструю фиксацию также можно будет заимствовать для споттера. Длину рабочего кабеля следует ограничить 1,5 метрами.
Подойдёт и массовый зажим: с резьбовым креплением или крокодил.
Рабочий пистолет споттера требует точности и аккуратности в изготовлении. Если предстоит большой объем работ, лучше купить готовый промышленного производства. Если же использование будет эпизодическим, то выдержит и самодельный.
Рукоятку для пистолета часто заимствуют у клеевого пистолета либо у горелки от полуавтомата. Оба прибора имеют готовую клавишу включения.
Энтузиасты, решившие сделать аппарат на 100% собственными руками, до заимствования не унижаются и выпиливают детали рукоятки из текстолита.
В одно половине делают пропил для крепления стержня электрода, в другой крепят клавишу включения и систему освещения рабочей зоны.
Важная деталь, требующая внимательности при изготовлении – это кронштейн. Его делают из меди, из квадратного профиля, электрод изготавливают из медного либо латунного прутка диаметром 1-1,5 см.
Медный сварной кабель залуживают и распаивают в отверстиях кронштейна.
Если кабель снабжен управляющими жилами, то 2 из них используют для коммутации управляющего сигнала от клавиши «Пуск», а остальные — для системы подсветки рабочей области.
Если такого кабеля нет, проще разместить в рукоятке 3-вольтовую литиевую батарейку. Ее хватит для работы светодиода подсветки в течении нескольких месяцев.
Обратный молоток, или инопуллер — технологически самая сложная в изготовлении часть споттера для кузовного ремонта, сделанного своими руками. Приспособление промышленного производства стоит достаточно дорого для того, чтобы попытаться сэкономить и изготовить его самостоятельно.
Эскизный чертеж обратного молотка.
В качестве источника комплектующих для инопуллера обычно берут металлический монтажный пистолет для туб емкостью 300 мл. Держатель для тубы срезают, используют механизм подачи и рукоять. На круглую площадку приваривают три прутка диаметром 6-10мм.
Они станут упорными стойками молотка. Из такого же прутка потребуется выгнуть кольцо диаметром 9-11 см и приварить к нему свободные концы прутков. Кольцо зачищают, шлифуют и покрывают в два- три слоя изоляционной лентой.
Это позволит избежать его приваривания к рихтуемой поверхности и защитит ее от царапин.
Шток обрезают и приваривают к нему отрезок шпильки. На шпильку наворачивают две гайки с проложенными между ними двумя шайбами. Они образуют клемму для крепления сварочного кабеля.
Обратный конец штока затачивают под срезанный конус так, чтобы плоская вершина была диаметром около 3 мм. Это можно сделать на токарном станке либо зажав шток в патрон дрели и затачивая его на абразивном камне.
Осталось запастить монтажными шайбами и шпильками для приваривания к рихтуемой поверхности — и самодельный споттер из сварочного аппарата готов к эксплуатации.
Техника безопасности
При работе споттером требуется соблюдать все меры предосторожности, общие для сварочных работ. В ходе работы не выделяется ультрафиолетовое излучение и вредные вещества. Основными поражающим факторами служат высокая температура в рабочей зоне и электрический ток. Поэтому необходимо:
- оборудовать рабочее место и не захламлять его, кабели и детали не должны мешать сварщику передвигаться;
- рабочая зона должна быть хорошо освещена;
- использовать средства индивидуальной защиты: маску сварщика с адаптивным светофильтром, плотную одежду и обувь из негорючего материала, спилковые краги;
- легковоспламеняющиеся вещества должны размещаться не ближе 5 метров от зоны проведения работ;
- пред началом работ необходимо осмотреть оборудование и кабели на предмет отсутствия механических повреждений и нарушения изоляции;
- работать неисправным оборудование недопустимо;
- в ходе работы следует следить за рабочим режимом аппаратуры, не допуская ее перегрева.
Если используется споттер на базе автомобильной аккумуляторной батареи, необходимо выполнять еще ряд условий: внимательно следить за ее напряжением и температурой. В случае переразряда происходит сульфатация пластин элементов батареи, приводящая к выходу их из строя.
При долгой работе батарея перегревается, это может привести к оплавлению контактов, бурному выделению из электролита водорода и к образованию пожароопасной смеси.
Поэтому перерывы через каждые несколько минут работы или в случае начала нагрева батареи обязательны.
При ручном управлении длительностью импульса, независимо от того, на какой основе изготовлен самодельный споттер, недопустимо «передерживать» импульс. Это приводит к перегреву металла заготовки и может вызвать изменение его свойств или даже сквозное проплавление.
Заключение
Споттер – это технически несложное, простое в обращении и очень полезное средство для точечной сварки тонколистовых деталей. Он широко используется при ремонте кузовов автомобилей и при сборке кожухов и корпусов. При наличии слесарных и электротехнических навыков изготовить такие устройство можно самостоятельно.
Изготовление самодельного споттера из аккумулятора и втягивающего реле
Споттер, который можно приобрести в специализированных магазинах или самостоятельно изготовить из аккумулятора, – это универсальное устройство, особенно полезное в тех ситуациях, когда необходимо выровнять участок кузова автомобиля, пострадавшего в ДТП. Это оборудование, легко изготавливаемое своими руками, позволяет рихтовать те участки кузова, доступ к которым с обратной стороны сильно ограничен.
Внешний вид самодельного споттера
Комплектующие для самодельного споттера
Конечно, выправлять такие участки кузова можно и при помощи полуавтомата, путем приварки петель или шайб, но в таком случае выпаливается тонкий металл.
На лицевой части выправляемого участка остаются шишки из наплавленного металла, которые потом приходится долго удалять при помощи шлифовальной машинки.
Подобных сложностей можно избежать, если использовать споттер (подойдет даже тот, который вы сделаете своими руками из аккумулятора).
Чтобы не тратиться на приобретение дорогостоящего заводского оборудования, а изготовить недорогой, но эффективный аккумуляторный споттер, вам понадобятся следующие комплектующие:
- источник питания – аккумулятор;
- реле втягивающего типа;
- кнопка включения;
- соединительные провода;
- сменные насадки, лифтер, обратный молоток и ряд других приспособлений.
Схема споттера из аккумулятора и втягивающего реле
Аккумулятор для самодельного споттера должен быть емкостью не ниже 60 Ач. Для этого можно использовать даже старое устройство, которое уже не справляется с запуском автомобиля. Вообще, чем выше будет емкость аккумулятора, тем эффективнее будет работать ваш споттер.
Втягивающее реле, которое должно быть разборным, необходимо для того, чтобы обеспечить подачу импульса тока к электроду при нажатии кнопки включения. В качестве такого элемента можно использовать реле от стартера автомобиля (к примеру, от ВАЗ).
Разборным такое устройство должно быть для того, чтобы в нем регулярно можно было чистить пятаки. Прежде чем комплектовать таким реле свой споттер, его необходимо разобрать и укоротить его внутреннюю часть. Затем надо завальцевать внутреннюю часть реле, обращая внимание на то, чтобы шток из него не вылетал.
После этого втягивающее реле для вашего споттера готово к работе.
Кнопку, которая управляет подачей импульса на электрод устройства, можно установить на пистолете или зафиксировать на кабеле. Что касается рукоятки для споттера, ее тоже можно сделать самостоятельно, выпилив из толстой фанеры. Такой рукояткой будет удобно манипулировать в процессе выполнения работ.
Кнопка подключается в цепь, которая соединяет плюсовой контакт аккумулятора с управляющим контактом втягивающего реле. Для информации: в автомобиле такой контакт соединен с замком зажигания. Выбирая кнопку для самодельного споттера, важно обращать внимание на то, чтобы она выдерживала ток силой до 5–7 А.
Выбор кабеля и изготовление электрода
Особое внимание при изготовлении споттера из аккумулятора следует уделить выбору кабеля (его сечение должно быть 80–100 мм2). Таким сечением обладают два сварочных кабеля, собранных в один пучок.
Для выполнения контактной сварки, по принципу которой и работает любой споттер, требуются большие токи.
Чтобы минимизировать потери тока, поступающего на споттер от аккумулятора, необходимо использовать для их соединения кабель минимально возможной длины (не более 1,5 м).
Несложно изготовить своими руками и электрод для самодельного споттера, в который будут вставляться шайбы для приварки к выправляемому участку кузова автомобиля. Для этого можно использовать обычную бронзовую трубку: один ее конец соединяют с токоподводящим кабелем, а второй, который расплющивается, будет служить рабочим органом. Естественно, на расплющенном конце электрода необходимо выполнить прорезь, в которую и будут вставляться шайбы.