Движение в ночное время суток — всё о ремонте лада

Надвигающиеся сумерки и ночь – это самое неблагоприятное время суток для вождения. Видимость на дороге снижается в разы.

Статистика показывает, что период с пяти до девяти часов вечера характеризуется наибольшим количеством дорожных происшествий. Но степень их тяжести невелика из-за низкой скорости движения: пробки, светофоры – дороги в это время переполнены транспортом с возвращающимися с работы людьми.

Самые тяжелые ДТП происходят в период с девяти вечера до раннего утра. И именно они случаются из-за плохой видимости, пренебрежения правилами дорожного движения, потери бдительности и усталости водителей.

В чем особенность вождения ночью?

Вождение в темное время включает в себя несколько специфических особенностей. Так, характерной чертой является ограниченная зона видимости – только освещенная от фар часть дорожного полотна и слабоосвещенная часть улицы от фонарей, когда дорога лежит через оборудованную уличным освещением местность.

Считается, что в темное время, ночью, количество автомобильного транспорта значительно снижается и передвижение по трассе без плотного потока машин становится гораздо проще. Однако, вернемся к статистике: почти половина всех дорожно-транспортных происшествий приходится на ночное время.

Вождение ночью – это большая вероятность наступления непредвиденных, внезапных опасностей для водителя. При этом времени на реагирование намного меньше, чем днем. Вот примеры, когда водителя можно «застать врасплох»: ослепление от встречных фар, плохая видимость вследствие погодных условий, опасные обгоны на неровной дороге, пешеходы без специальных отражателей и другие.

Чтобы быть готовым к особенностям ночной поездки, ознакомьтесь с несколькими простыми приемами и советами в этой статье.

Как правильно управлять автомобилем ночью?

Управление машиной в ночное время требует сосредоточенности и внимания. Это обусловлено несколькими факторами: ограниченным расстоянием видимости; невозможностью следить за линией горизонта, предвидеть резкие спуски и подъемы, неровности дороги.

Водитель не должен пропустить ни одного дорожного знака, так как разглядеть предстоящий поворот заранее будет не так легко.

Перед выездом, особое внимание обратите на фары автомобиля. Средние значения дальности освещенности фарами дорожного полотна составляют около 45 метров, а при режиме «дальнего света» — 100 метров.

И если они загрязнены, перед поездкой следует их протереть, а также отражатели и стекла.

Проследите за тем, что фары автомобиля установлены в правильное положение и не ослепляют водителей встречных машин.

В продолжительной поездке, при плохих погодных условиях регулярно очищайте зеркала и стекла. Налипший слой снега, грязи, насекомых могут значительно снизить видимость и обзор. Избегайте передвижения с треснутыми стеклами и зеркалами. Старайтесь производить их замену своевременно, иначе движение не будет комфортным.

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада

Иллюстрация видимости пешехода и растояния торможения

Чтобы иметь возможность своевременно среагировать на дорожные знаки – скорость движения автомобиля должна соответствовать правилам безопасного движения.

Рекомендуется, при движении на темных, неосвещенных участках с включенными фарами ближнего света, не превышать скорости 50 км/ч. Скорость будет небольшая, но позволит своевременно объехать препятствия или остановиться.

Например, если внезапно на вашей полосе встретится знак аварийной остановки при ДТП или поломке авто, который заранее увидеть не так просто.

Вспомните, что есть полезные функции в современных автомобилях. Ночная поездка – повод воспользоваться регулировкой яркости освещения приборной панели. Вы продолжите движение, а приглушенный свет не будет отвлекать от дороги.

Важно помнить, что кроме дисциплинированных водителей на дороге можно встретить и тех, кто пренебрегает безопасностью.

Невнимательные пешеходы, велосипедисты, которые сливаются цветом одежды с обочиной и не носят специальных отражателей, могут стать неприятным сюрпризом на пути.

В городе, пригородной зоне и дачах – вероятность встретиться с ними очень большая, и лучше двигаться с разрешенной скоростью не более 60 км/час.

Управление автомобилем в плохую погоду

Сложность вождения при плохих погодных условиях и, собственно, различный подход в управлении имеют прямую зависимость от природы соприкасающейся поверхности.  Проще говоря, все вариации вашего поведения на дороге будут различны исходя из того, едете вы по мокрому асфальту, снегу или льду.

Конечно, в целом, факторов, оказывающих влияние на сцепление шин с дорогой много: тип протектора, температура воздуха и шин, скорость движения. Но самый главный и очевидный параметр – качество дорожного покрытия. Вот наглядный пример, как ухудшается соприкосновение шин с изменением погодных условий и, как следствие, дорожного покрытия.

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада
Итак, если в поздней поездке вас застал снег, туман или дождь, не будет лишним знать некоторые особенности управления. Рассмотрим каждый вариант индивидуально.

Ночь и снег

Холодное время года приносит много неудобств: скользкая дорога, сугробы, снегопады и метели. Световой день становится короче, а ночи длиннее. Если помнить несколько важных моментов, можно значительно снизить безопасность вождения ночью в зимнее время года.

Видимость в темное время суток в снегопад или метель может составить всего пару метров. Мокрый снег легко налипает на теплое лобовое стекло, а автомобильные щетки замерзают и плохо очищают. Чтобы снег не примерз и не превратился в лед, изредка делайте остановку и очищайте щетки.

Скорость движения в метель не должна быть большой, потому что следить за дорогой очень сложно. Если снегопад продолжается пару часов, дорога может быть довольно хорошо занесена снегом, под которым скрылась колея. Такие снежные заносы значительно снижают сцепление колес с дорогой.

Проезжать снежные заносы и небольшие сугробы лучше всего на скорости. Но если машина забуксовала, нужно расчистить пространство под колесами, подложить ветки или доски и снова повторить попытку проехать.

Еще одна опасность может ожидать в случае, если трасса покрыта свежим снегом. Скорее всего в центре дороги и на обочинах снег не укатан и лежит достаточно глубоким сугробом. Поэтому при обгонах и съезде на край нужно быть достаточно осторожным и внимательным.

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада

Советы по вождению в гололед

И все же, наиболее опасным при вождении зимой является гололед. В таком случае сцепление колес с дорогой уменьшается в разы, тормозной путь увеличивается — техника управления машиной должна быть на хорошем уровне. Здесь, не стоит забывать о скоростном режиме – движение должно быть на невысокой скорости. Главной целью при такой езде будет являться предупреждение заноса и пробуксовки.

Вот пара советов управления автомобилем в гололед:

Не следует тормозить на поворотах.
Подъем в горку и спуск с нее лучше осуществлять на низких передачах.
При крутом подъеме лучше двигаться с равномерной скоростью, без остановок. Тронуться с места будет практически невозможно, и вы просто будете стоять на месте.

Опасным на зимней дороге является и торможение в гололед. Из-за того, что под разными колесами машины может оказаться лед, снег и асфальт, то как следствие, возникнет разное сцепление колес с покрытием.

При торможении в такой ситуации автомобиль может развернуть и выбросить на встречную полосу.

Этого в современных автомобилях поможет избежать система ABS, но все же лучше положиться на себя и не рисковать, а система подстрахует в критичной ситуации.

Таким образом, хочется обратить внимание:

  • скорость движения зимой должна быть небольшой;
  • готовьтесь к маневрам заранее, не тормозите резко;
  • не забывайте держать дистанцию перед едущим впереди транспортом.

Ночь и туман

Густой туман, трасса, ночь – это не фильм ужасов, а вполне реальная картина для русской осени. И далеко не самое любимое явление природы у водителей.

Здесь главную негативную роль играет фактор неожиданности: возникший из ниоткуда транспорт, выскочившее животное на дорогу – все это требует мгновенной ответной реакции. Но, чтобы на окутанной туманом дороге вас не поджидала неприятность, вот небольшая инструкция к действию.

Посмотрим на вариант с очень плотным туманом. Буквально пара метров и белая пелена перед глазами. Самым простым решением для вашей безопасности будет переждать этот момент и продолжить путь, когда видимость на дороге станет лучше. Но что делать если выбора нет, и вы вынуждены продолжать движение?

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада

Важные моменты движения в туман

Запомните, что оценить расстояние до объектов в туманную погоду практически невозможно. Дальние объекты могут быть обманчиво близки. Следовательно, не превышайте скорость, а тем более не совершайте обгон.

Еще один совет – держите дистанцию. Так как дорога становится мокрой от влаги и тормозной путь по сырой дороге может увеличиться.

Не забывайте, что можно включить противотуманные фары. Они лучше освещают дорогу, да и ориентироваться на впереди едущие автомобили не всегда надежно. Если противотуманные фары настроены правильно, то свет от них будет ложиться по полотну, а также освещать обочину.

Глаза очень быстро устают от белого густого тумана – этот факт не стоит упускать из внимания. Если самочувствие и силы подводят, лучше остановиться и немного отдохнуть.

Движение следует осуществлять строго по своей полосе. При объезде припаркованного транспорта или стоящих машин на вашей полосе следует сначала подать звуковой сигнал, а затем уже совершать маневр.

Чтобы слышать звуки машин лучше, можно приоткрыть окно. При густом тумане на пустых дорогах водители часто время от времени подают звуковой сигнал, предупреждая тем самым встречных водителей.

При парковке лучше выбирать отдельный съезд или паркинг, так как на обочине дороги вас могут просто не заметить. Не забывайте при остановке включить габаритные предупреждающие огни и задние противотуманные огни.

Ночь и дождь

Почему сложно управлять автомобилем в дождь? Вся проблема заключается в плохом сцеплении шин авто с поверхностью асфальта. Вождение должно быть аккуратным, без резких торможений и маневров.

При резком торможении или обгоне на мокром асфальте машину может занести. Поэтому если дорога неровная, с лужами и колеей, лучше спокойно двигаться по своей полосе.

Еще одним испытанием на вашем пути может стать встречный транспорт, а точнее волна брызг от него. Она может накрыть неожиданно все лобовое стекло, и здесь главное не растеряться.

Исправно работающие «дворники» смогут прийти к вам на помощь. Не поленитесь проверить их перед отправлением.

В такую погоду просто не осмотрительно и опасно осуществлять движение со сломанными стеклоочистителями, так как видимость может равняться нулю при сильном ливне в сумерки или ночью.

В грозу с сильным ветром очень часто ломает ветки и деревья, на дорогах валяется различный мусор. Поэтому будьте внимательны при движении, даже если едете на небольшой скорости, внезапный порыв ветра может вынести на дорогу что угодно.

Не стоит рассекать по лужам на скорости, вы подвергаете себя опасности. Под лужей может скрываться яма, камень или люк. Потерять управление из-за резкого входа колес в воду очень легко.

Здесь вы столкнетесь с таким явлением как аквапланирование – временная потеря контакта шины автомобиля с поверхностью дороги. Вся опасность состоит в потере сцепления одного или двух колес, из-за чего автомобиль начинает заносить.

Очень часто эффект «аквапланирования» сравнивают со скольжением по льду.

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада

Причины аквапланирования и правильные действия

Если вы чувствуете, что автомобиль занесло, не следует впадать в панику, жать на педали и выкручивать руль. Даже при отсутствии системы ABS ситуацию можно исправить, но действовать нужно плавно. Управлять рулем или тормозить следует после проезда колесами опасного участка с водой.

Читайте также:  Диагностика сальника полуоси кпп - всё о ремонте лада

Самым удачным советом для поездки по мокрой дороге будет соблюдение скоростного режима не более 60 км/ч, особенно если присутствует колейность дороги. Проехать по луже или скорректировать путь в ходе движения будет намного легче, автомобиль при этом будет легок в управлении.

Заключение

Таким образом, помните, что погодные условия могут быть непредсказуемыми и изменчивыми, но впадать в панику не стоит даже в самой сложной ситуации.

Перед поездкой реально оцените свой уровень вождения и состояние автомобиля, возьмите с собой опытного попутчика, выезжайте заранее.

Взвесив все «за» и «против» сделайте правильный выбор! Если знать простые, но важные правила в управлении автомобилем в неблагоприятную погоду, можно избежать самых неприятных ситуаций на дороге.

Движение в темное время суток

Движение в ночное время суток - всё о ремонте ЛадаУправлять автомобилем ночью гораздо труднее. Ухудшается общая видимость дороги, окружающих предметов, в темноте искажается представление о пространстве, ослабляется внимание, зрение утомляется быстрее, чем днем. В несколько раз возрастает опасность сбить пешехода, велосипедиста или столкнуться с неосвещенным препятствием. Кроме того, водителя может ослепить свет фар встречного автомобиля.

Специалисты считают, что основной причиной, усложняющей вождение в ночное время, является то, что человек плохо приспосабливается к решению зрительных задач в темноте.

Днем человеческий глаз легко улавливает малейшую разницу в яркостях видимых объектов и фона, за которым находится этот объект, а при искусственном освещении глаз сделать это не в состоянии. Также одна из особенностей зрения — в темноте глаз теряет цветовое ощущение.

Если днем два различных объекта с одинаковой яркостью отличаются для нас по цвету, то при освещении дороги фарами все оттенки выглядят серебристо-серыми. Например, красные или оранжевые автомобили, которые хорошо заметны днем, в сумерках кажутся темными.

Следующая особенность заключается в том, что наши фары высвечивают только узкое пространство дороги, а яркость в поле зрения неравномерна, и это значительно снижает наши зрительные ощущения.

Проводились эксперименты, которые показали, что водитель замечает человека в темной одежде при ближнем свете примерно с расстояния 65 метров, а при дальнем – со 110 метров. Поэтому, исходя из этого, водитель должен соответственно выбирать скорость и режим движения, а также грамотно использовать световые приборы.

Это поможет свести до минимума, или даже исключить вероятность ДТП. В темное время суток происходит до 50 % всех ДТП, хотя интенсивность движения в эти часы составляет 10 — 15 % от среднесуточной.

При ночных поездках водителю следует проявлять повышенную осторожность, особенно при разъезде со встречными. По Правилам дорожного движения переключать дальний свет на ближний необходимо не менее чем за 250м до встречного транспортного средства.

Когда встречный не переключаетя, самое худшее, что может быть — водитель заснул за рулем. Если он уже на вашей полосе — немедленно уходите вправо на обочину, или даже в кювет, в любом случае это лучше лобового столкновения. Ни в коем случае не влево, так как он в последний момент может опомниться и крутнуть руль в свою сторону.Если встречный переключил свет поздно, то может произойти кратковременное ослепление. В этом случае можно просто закрыть один глаз. После разъезда вы его откроете и, пока другой будет несколько секунд адаптироваться, благодаря этому «зрячему» вы сможете видеть дорогу. Еще можно отвести взгляд и ориентироваться по линии разметки на обочине, но такая разметка не везде есть.

По Правилам, если вас ослепили, необходимо включить аварийную сигнализацию и остановиться, не меняя полосы движения. Но это бред, в вас могут въехать сзади. Лучше плавно съехать на обочину. Если вас слепит едущий сзади, помигайте ему аварийкой, он поймет.

Переключать дальний свет на ближний необходимо также при обгоне, выезде из дворов и переулков, на поворотах, при движении через железнодорожные переезды . На освещенных улицах можно ездить с включенными габаритами или с ближним светом фар.

Дальним светом рекомендуется пользоваться при скорости от 30 км/ч и выше на неосвещенных улицах и дорогах. Если скорость менее 30 км/ч, то целесообразно переключиться на ближний, он хорошо освещает дорогу непосредственно перед автомобилем.

Если фары правильно отрегулированы, то при ближнем свете видимость составляет 60–65 м, при дальнем – примерно 110 м. Скорость необходимо выбирать такую, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше этих значений.

Здесь важно не путать понятия «остановочный путь» и «тормозной путь».

Остановочный путь — это формула, которая включает в себя расстояние, пройденное за время реакции водителя, за время переноса ноги с газа на тормоз, за время срабатывания тормозных механизмов и собственно сам тормозной путь.

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада Например, при скорости 70 км/ч расстояние отчетливой видимости будет 60 м, а средний остановочный путь (на сухом покрытии) – 50 м.

Поэтому 70 км/ч – максимально безопасная скорость для ближнего света.

Мы почему-то думаем, что ночью на дороге никого не должно быть. Но это не всегда так. Однажды я на трассе Омск-Павлодар чуть не влетел в корову, которая стояла ночью посреди дороги. Было уже далеко от деревни, встречных машин не было, и я шел на дальнем свете.

Это и спасло. Был и пьяный велосипедист, упавший вместе с велосипедом и продолжающий спать на дороге. Мы всегда должны ехать так, чтобы успеть затормозить в пределах видимости.

Иначе может произойти такое (видео, слава Богу, не мое):

Движение в ночное время суток - всё о ремонте Лада

Для дальнего верхний предел скорости будет примерно 120 км/ч, при большей мы уже рискуем, что называется, «обогнать собственные фары». Скорость движения не следует превышать даже в случаях, когда дорога кажется свободной, т.к. опасность езды в ночное время в том и состоит, что препятствие возникает неожиданно, и что-либо предпринять бывает уже трудно.

Очень опасен обгон на ночной трассе. В первую очередь тем, что вы должны учесть дистанцию до впереди идущего автомобиля, состояние и особенности данного участка дороги и скорость встречного автомобиля.

В темное время суток скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле. По свету фар встречного автомобиля трудно определить его скорость, поэтому решайтесь на обгон только если встречный достаточно далеко.

Также, по Правилам ПДД (да и по здравому смыслу), запрещен обгон на подъемах, поворотах и других участках дорог с ограниченной обзорностью, а именно эти участки ночью плохо просматриваются, и встречный автомобиль возникает неожиданно.

Ночью начинающий водитель должен усиленно наблюдать за дорогой, обращая внимание на любые огни впереди, особенно красного цвета (стоп-сигналы, светофоры, ограждения ж-д переездов или разрушенных участков дорог, мостов и т.д.). Заметив красный свет, необходимо обязательно снизить скорость, потому что ночью красный свет кажется дальше, чем он есть на самом деле.

При необходимости ночью остановить автомобиль для ремонта следует съехать с полотна дороги на обочину и включить аварийку. Выставить знак аварийной остановки (или мигающий красный фонарь) — не ближе 20 м в населенных пунктах, и не ближе 40 м вне их.

Если решили отдохнуть, лучше найти место вообще подальше от трассы, спустившись, например, к придорожной посадке или использовать съезд на примыкающую сельскую дорогу. На дорожном полотне стоянка автомобилей строго запрещена! Со сном лучше не пытаться бороться — не помогает ни кофе, ни громкая музыка.

Иногда для восстановления сил хватает подремать и полчаса.Всем удачи и безаварийной езды в любое время суток!

на главную

Движение в темное время суток

Управление автомобилем в ночное время суток серьезным образом отличается от дневного вождения. Природой устроено так, что ночью человек видит хуже, чем днем, а с возрастом качество ночного зрения ухудшается.  А ведь большинство решений, которые принимает водитель, основываются на том, что он видит.

При движении в темноте водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Причем, объекты появляются в освещенной зоне внезапно, и для опознания их требуется времени больше, чем днем.

Поэтому надежность движения в темное время суток значительно снижается и, в результате, совершается большее количество ошибок. Самые частые из них – это ошибки оценки расстояния и скорости, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления этих ошибок. А время реакции на ночной дороге возрастает.

Главное условие безопасного движения в темное время суток – движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости. Т.е.

остановочный путь не должен превышать расстояние, освещенное светом фар. Стекла автомобиля должны быть чистые.

Во-первых, через чистое стекло всегда приятнее смотреть на дорогу, во-вторых, грязное стекло плюс свет встречных фар дополнительно ухудшают и без того недостаточную видимость.

Двигаясь в потоке машин, всегда следите за впереди идущим транспортом. Очень важно не пропустить момент начала его торможения. Об этом подскажут его стоп-сигналы, которые, впрочем, могут быть неисправны или частично исправны. В подобных случаях потребуется удвоить бдительность и увеличить дистанцию.

Всегда нужно помнить о том, что на дороге и вблизи нее могут находиться неосвещенные объекты. Обнаружив что-то впереди, всегда снижайте скорость. Что это такое – разберетесь потом, когда подъедете ближе или остановитесь. Возможно, это стоящий неосвещенный автомобиль, возможно, еще что-то.

Наибольшую опасность при движении в темное время суток представляют пешеходы. Они не всегда попадают в поле зрения водителя, их труднее обнаружить на неосвещенном участке дороги.

Отдельная группа риска – пьяные пешеходы.

Их действия непредсказуемы, поэтому вблизи «таких» пешеходов следует предельно снижать скорость и заранее предвидеть возможность объезда, или быть готовым применить экстренное торможение.

В зонах остановок общественного транспорта нужно быть особенно внимательным. Когда машин много, и видимость недостаточная, то происходит частичное ослепление светом габаритных огней, плюс свет встречных фар.

Не всегда сразу можно заметить пешехода, оказавшегося на проезжей части, поэтому, проезжая мимо остановок, всегда снижайте скорость. Когда на остановке стоит маршрутное транспортное средство, обращайте внимание на световое пятно перед ним.

Если на нем вдруг замелькала тень, возможно, что из-за этого транспорта сейчас на дороге появится пешеход, а может и не один.

Поэтому, еще раз – заранее снижайте скорость – у вас будет больше времени, чтобы среагировать и нужно дать понять едущим за вами, что впереди возможная опасность. Увидев ваши стоп-сигналы, они поймут, что вы тормозите и сами сбавят скорость. Тогда даже экстренное торможение вашего автомобиля не будет для них неожиданностью.

Движение в темное время. Встречный разъезд

Двигаясь по неосвещенной дороге предпочтительней пользоваться дальним светом фар. Но всегда нужно помнить том, что существует возможность ослепления встречных водителей.

Ослепить могут и вас, поэтому необходимо выработать в себе привычку в момент разъезда смотреть правее на дорогу, а не на встречные фары. Во-первых, справа от дороги, чаще всего, могут находиться препятствия, которые вы можете не увидеть, будучи ослепленным.

Читайте также:  Диагностика топливных форсунок - всё о ремонте лада

Во-вторых, можно ориентироваться по разметке, отбойнику, правому краю проезжей части, обочине.

Переключать фары с дальнего света на ближний нужно заблаговременно – не менее чем за 150м до встречного автомобиля. Но если встречный водитель сигнализирует кратковременным переключением «ближний-дальний-ближний», то сделать это необходимо раньше. Когда встречный автомобиль поравняется с вашим, можно будет опять переключиться на дальний свет.

Бывает, что встречный водитель не переключается на ближний свет, а продолжает ехать с дальним светом, ослепляя вас. В таком случае можно напомнить ему о переключении, несколько раз кратковременно поморгав с ближнего света на дальний. Но ни в коем случае, не следует его так сказать «учить» ответным ослеплением.

У встречного автомобиля может быть нарушена регулировка фар – он едет с ближним светом и его водитель не понимает, почему вы ему моргаете, может его водитель просто забыл переключить свет, а может у него, в этот момент исправен только дальний. А что может быть хуже двух ослепленных водителей, которые едут навстречу друг другу и ничего при этом не видят?

Если вас все же ослепили, и вы с трудом различаете то, что происходит на дороге – плавно погасите скорость, сразу включите аварийную световую сигнализацию и, не меняя полосы движения, остановите автомобиль. После того, как зрение восстановится, можно будет ехать дальше.

Очень опасно неожиданное ослепление встречным автомобилем, выезжающим из-за поперечного профиля перелома дороги (на вершине подъема).

Приближаясь к такому участку и видя зарево встречных фар, будьте готовы к тому, что встречный автомобиль может не успеть переключить фары на ближний свет – заранее поморгайте ему своими фарами, чтобы он не забыл это сделать.

При появлении встречного автомобиля на спуске, необходимо так же, раньше, переключиться на ближний свет.

Бывают ситуации, когда водитель видит, что навстречу движется какое-то транспортное средство с одной включенной фарой. Это может быть мотоцикл, а может быть и автомобиль.

Если рассмотреть не удается, то всегда нужно предполагать, что это автомобиль и единственная его рабочая фара – правая! В таком случае для разъезда следует принять как можно правее, а если это невозможно – остановиться и включить аварийную световую сигнализацию.

Это нужно для того, чтобы едущие сзади вас смогли лучше увидеть ваш автомобиль на дороге и вовремя среагировать.

Когда два автомобиля, двигаясь в темное время суток, встречаются на дуге поворота, то получается так, что один водитель едет по внешней дуге, а другой – по внутренней.

Таким образом, фары автомобиля едущего «внутри» поворота начинают раньше слепить встречный автомобиль. Поэтому ему необходимо переключиться на ближний свет чуть раньше.

Водитель автомобиля, который движется по внешней дуге поворота, может переключиться на ближний свет несколько позже, если видит, что свет его фар не мешает встречному транспорту.

Ночное движение за городом

Самое главное при движении по ночным загородным дорогам – правильный выбор скорости. Нужно учитывать многие факторы: тип и состояние дорожного покрытия, метеоусловия, интенсивность движения, и конечно же, на сколько знакома вам дорога, по которой едете.

На неосвещенной дороге вне населенного пункта надо иметь ввиду, что в большинстве случаев препятствия находятся на краю дороги. Там может оказаться яма, может стоящий неосвещенный автомобиль, а может быть все, что угодно.

Поэтому не стоит близко прижиматься к краю проезжей части.

Когда вы движетесь за впереди идущим автомобилем (движение за лидером), переключите свет с дальнего на ближний и внимательно следите за безопасной дистанцией.

В этом случае контроль за всевозможными препятствиями и опасностью на дороге берет на себя лидер. Ваша задача – внимательно следить за его габаритными огнями и световой сигнализацией. И еще раз – дистанция.

В темноте все объекты кажутся дальше, чем они находятся на самом деле.

Если в роли лидера вы, то, если позволяет обстановка, включите дальний свет фар, чтобы можно было раньше разглядеть препятствия на дороге. Если приходится ехать с ближним светом (например, часто приходится разъезжаться со встречными, которых можете ослепить) и дорогу плохо видно, тогда снижайте скорость.

Но в этом случае вас могут догнать и, как еще говорят, «сесть на бампер». А видеть свет фар, отраженный в своем зеркале заднего вида очень неприятно. В таком случае не смотрите в зеркало, а дайте себя обогнать. Как в этом случае вести себя водителям обгоняемого и обгоняющего автомобилей изложено в статье Маневрирование в дорожном потоке. Прочтите обязательно.

Если вы намереваетесь сделать остановку на неосвещенной дороге, то даже на обочине это делать небезопасно. Выберите для такой остановки место, где вы сможете или съехать с дороги, или как можно дальше отъехать от проезжей части. Если такой возможности нет, постарайтесь заехать на обочину, и включите аварийную световую сигнализацию, чтобы быть заметнее на дороге.

Во время длительной ночной поездки при движении по хорошей ровной загородной дороге может наступить так называемое состояние монотонности. Чем оно опасно?

Ровное и спокойное движение потихоньку усыпляет бдительность и уровень внимания к окружающей обстановке снижается. Иногда водитель незаметно для себя «отключается» от действительности. Другими словами, он засыпает прямо с открытыми глазами.

Это очень опасно, потому что в этот момент водитель не в состоянии следить за дорожной обстановкой. Сказывается усталость, тем более что биологически ночное время отведено для сна.

Поэтому, при малейшем проявлении признаков усталости, немедленно сделайте остановку, выйдете из машины и разомнитесь.

Есть один способ как водителю определить, устал он или нет. В обычной ситуации водитель смотрит прямо на дорогу, рулит, тормозит, разгоняется, в общем, едет. И кажется, что все нормально.

Но усталость накапливается постепенно, и трудно определить момент, когда организм устал.

Опытные водители, особенно дальнобойщики, знают по себе, что такое усталость, а вот тем, кто за рулем недавно, возможно, этот совет пригодится.

Вообще, рекомендуется делать остановки для разминки как можно чаще, с интервалом 2-3 часа, но если так случилось, что вы едете ночью и едете долго без остановок, то выберите место и остановитесь. Заглушите двигатель.

Теперь внимание: смотрите сначала на дорогу перед машиной, затем поверните голову и посмотрите на дорогу через левое окно. Если дорога «поплыла» перед глазами, значит, вы устали и пора сделать остановку для отдыха. Попробуйте выйти из машины, только не резко.

Шатает? Мозг вроде бы все осознает, а тело как будто не слушается. В таком случае тем более нужно сделать остановку и отдохнуть – вы очень устали. Дальнейшее движение может быть небезопасным.

Но лучше себя до такого состояния не доводить и делать остановки для отдыха как можно чаще, тем более, если поездка ночная.

Навигация по серии статей

"Вождение в темное время суток"

  • План-конспект проведения занятия по теме: «Вождение в темное время суток»
  • 1. Тема: «Вождение в темное время суток»
  • 2. Цели урока:
  • а) Обучающая – Изучить особенности вождения в темное время суток, основные причины опасного вождения

б) Развивающая– Формировать профессиональные навыки, развивать умения анализировать. Развивать внимание.

в) Воспитывающая – Воспитывать профессиональные качества будущего водителя, культуру труда, ответственность.

3. Материально-технические и дидактические средства обучения: Автомобиль Лада-Гранта, план урока, журнал инструктажа по технике безопасности, журнал производственного обучения, инструктивная карта, индивидуальная книжка вождения, рабочая тетрадь обучающегося.

4. Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий.

Ход урока:

1. Организационная часть урока: 3 мин.

а) явка учащихся на урок, наличие индивидуальной книжки вождения;б) проверка готовности к занятию: внешний вид, самочувствие,наличие соответствующей обуви для вождения автомобиля.

в) уточнение выполнения домашнего задания.

2. Вводный инструктаж: 5 мин.

3.Изучение нового материала:

  Автомобилисты должны учитывать, что условия вождения автомобиля ночью резко отличаются от условий вождения в дневное время. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, шоссе и автотрассы, окружающих местных предметов, нарушается представление о пространстве, притупляется наблюдательность, зрение утомляется быстрее, чем днем.

Ученые утверждают, что чаще всего дорожно-транспортные происшествия, связанные с плохой видимостью на дороге, случаются в период с 21:00 до 6:00. Неопытные водители склонны к авариям именно в этот промежуток. Так в чем же заключается опасность движения ночью?

Масса автовладельцев уверена в том, что движение по ночной дороге не является чем-то сложным.

Мало того, водители уверены, что ехать ночью легче, нежели днем, по той простой причине, что интенсивность трафика в ночное время довольно низкая, а отсутствие большого количества машин на дороге позволяет ехать спокойно и на достаточно высокой скорости.

Казалось бы, рассуждения вполне логичны, но, увы, статистика не поддерживает эти доводы. Факты указывают на то, что в среднем 50% всех дорожно-транспортных происшествий происходит именно в темное время суток.

И это невзирая на тот факт, что интенсивность движения в темное время суток в 10 раз ниже, чем днем. Так что вывод один – ночная езда с точки зрения работоспособности человека, находящегося за рулем, является очень опасной, потому как водитель не видит четко и далеко, а посему не способен предвидеть изменения ситуации на дороге

  1. Основные причины опасного вождения:
  2. 1. Плохая видимость
  3. Даже если вы используете фары, в темноте очень сложно определять расстояние и скорость транспортного средства;

2.ОслеплениеЭто явление связанно с теми особенностями, которые характерны для зрения человека. Наш глаз – это крайне чувствительный орган, который может прекрасно видеть как на залитой солнечным светом снежной вершине, где уровень освещения составляет 100 тыс.

лк, так и в ночной степи, которая освещается исключительно звездами – уровень освещения не превышает 0,0001 лк. Но, несмотря на такие фантастические показатели, у нашего зрения есть огромный недостаток – оно невероятно медленно и лениво приспосабливается к изменению яркости освещения.

Сужение или расширение зрачков занимает довольно много времени – десятки секунд. Если переход из темноты на свет или наоборот происходит резко, это даже может провоцировать временную слепоту, продолжительность которой составляет 10-30 секунд.

Недооценивать фактор ослепления ни в коем случае нельзя: обобщенная статистика говорит о том, что порядка 12% ДТП в темное время суток случаются именно из-за ослепления.

3. Алкогольное опьянение

Воздействие алкоголя на нервную систему водителя вообще смертельно опасно, а если совместить опьянение с непроглядностью ночи, то получаем то, что имеем – употребление алкоголя и вождение в ночное время продолжают лидировать в списке причин гибели молодых неопытных водителей.4. Возраст.

Уже в 20 лет у человека начинает снижаться острота зрения. С возрастом роговица начинает пропускать все меньше света, и уже к 60 годам человеку нужно втрое больше света, чем в молодости.

5. Усталость

Если человек устал, у него снижается концентрация и значительно увеличивается время реагирования. Самая большая потребность во сне возникает сразу после обеда, а также в промежутке между 3:00 и 7:00.

Читайте также:  Тройка лидеров среди легковых авто за февраль - всё о ремонте лада

6. Выучите габариты автомобиля

Незнание габаритов собственного авто может быть чревато серьезными последствиями, если не для вас, то для вашей машины точно.

Неопытный водитель, который еще не чувствует машину, в темное время суток может неправильно рассчитать движение.

Нужно уметь представлять габариты по памяти, потому как в темноте иногда бывает сложно различить внешние контуры авто. Впрочем, тут дело еще в хорошем глазомере.

7. Лживый красный свет

Особо внимательным необходимо быть в том случае, если появляется сигнал красного света, который может быть как сигналом светофора или железнодорожного переезда, так и сигналом ограждения участка дорожных работ или поврежденного участка трассы. Особенность красного света заключается в том, что человеку кажется, будто он дальше, чем есть на самом деле, потому необходимо быть максимально осторожным и рассчитывать расстояние с большим запасом.

В ночное время, любой водитель, не соблюдающий правила домашнего движения может ослепить другого водителя встречного автомобиля светом фар. Следовательно, ночью управлять автомобилем гораздо сложнее, чем днем.

Поэтому маршрут движения автомобиля ночью нужно заранее продумывать. Это необходимо для того, чтобы:

Во-первых, тщательно осмотреть автомобиль и устранить неполадки. Подготовить все необходимые документы, запасные части. Затем необходимо уточнить габаритные размеры управляемого автомобиля и стараться держать их в памяти. 

Во-вторых, автомобилист обязан хорошо изучить предстоящий маршрут: знать его расстояние, труднопроходимые участки, подъемы и спуски, мосты и переправы, основные пункты следования.

 Выезжая в ночное время, необходимо соблюдать особую осторожность, особенно при встречном движении автомобилей.

 Во избежание кратковременного ослепления светом фар при встречном движении со встречными автомобилями нужно за 100-150 метров периодически переключать дальний свет на ближний.

В том случае, если наступит ослепление (при отсутствия переключения дальнего света на ближний), то нужно снизить скорость, принять вправо и остановиться, пропустив встречный автомобиль.

 Смена дальнего света на ближний применяется водителями и при обгоне, выезде из ворот и переулков, на поворотах, при движении через неохраняемые железнодорожные переезды, на неосвещенных улицах и дорогах. 

На освещенных улицах, где четко видны пешеходы и транспорт, ездить необходимо с включенными подфарниками или со светом ближнего действия фар. Движение с включенным дальним светом фар не разрешается.

Дальним светом рекомендуется пользоваться при скорости движения автомобиля 30 км/час и более, на неосвещенных улицах и дорогах с наступлением темноты.

При скорости менее 30 км/час необходимо включать ближний свет, хорошо освещающий дорогу непосредственно перед автомобилем. 

Ночью скорость движения автомобиля должна быть не более 40 км/час, а в местах с плохой видимостью, на поворотах, закруглениях — уменьшена до минимума.

При движении ночью водитель обязан усиленно наблюдать за дорогой и обращать внимание на невидимые огни впереди, особенно на огни красного цвета (светофор, освещение воинских колонн, ограждения железнодорожного переезда, ограждение разрушенных участков дороги, поврежденного моста и т. п.). Увидев красный свет, водитель обязан снизить скорость, так как ночью красный свет видится дальше, чем он есть на самом деле. 

Если возникла необходимость остановить автомобиль для отдыха или ремонта, то рекомендуется автомобилисту съехать с полотна дороги на обочину, где нет движения другого транспорта, включить малый свет: подфарники, фонарь освещения номерного знака, задние габаритные фонари. Остановка автомобиля на полотне дороги ночью строго запрещена и небезопасна.

Движение автомобилей ночью в составе колонны имеет определенные особенности. Водители должны твердо знать и выполнять все установленные руководителем колонны световые сигналы, соблюдать установленную дистанцию и уметь вести наблюдение за впереди идущими автомобилями. От каждого водителя требуется особая внимательность, готовность остановить автомобиль в любой момент.

 Для скрытого передвижения ночью применяются светомаскировочные устройства, подкузовная подсветка и бортовые электроэкраны, а также приборы ночного видения. 

Известно, что светомаскировочное устройство обеспечивает три режима светомаскировки: незатемненный, частично затемненный, режим полного затемнения и представляет собой насадки на фары автомобиля и задние фонари, переключатель режима светомаскировки, вставки светомаскирующих подфарников и плафонов.

В то же время, светомаскировочные устройства обычно только ограничивают и уменьшают лучи света, а приборы ночного видения освещают дорогу и предметы, невидимые невооруженным глазом инфракрасными лучами. Лучи, отраженные от предметов и дороги, воспринимаются и преобразуются специальным электронно-оптическим устройством в видимое глазом изображение. 

Подкузовная подсветка служит для лучшей ориентации водителей сзади идущих автомобилей и представляет собой фонарь с электролампочкой, который крепится на поперечине рамы под кузовом. Известно, что фонарь освещает картер заднего моста автомобиля и участок дороги, ограниченный колеей автомобиля.

Свет от лампочки не виден сверху и с боков. В случае повреждения подсветки как дублируемое средство используется бортовой электроэкран, включенный слабый свет которого не виден сзади на расстоянии более 100-150 м.

Скорость передвижения автомобиля в условиях соблюдения светомаскировки должна быть такой, чтобы обеспечить полную безопасность движения. 

  • Рекомендации начинающим водителям
  • скоростной режим ночью должен быть на порядок ниже, чем днем;
  •  во время движения ночью иногда нужно бросать взгляд по сторонам и сверять направление движения по горизонту;
  •  установите на заднее стекло подвижную шторку, которая защитит вас от ослепления светом позади идущего автомобиля;
  •  иногда стоит выключать фары лишь на мгновение, что придаст контурам окружающих предметов большей рельефности;
  •  не забывайте выключать дальний свет за несколько сот метров до автомобиля, который движется по встречке;
  •  держите фары, благодаря которым вы и получаете всю информацию на ночной дороге, исправными и чистыми;
  •  особое внимание уделяйте чистоте ветрового стекла – если оно будет грязным, то это не только затруднит видимость, но и будет рассеивать свет фар встречных машин.
  1. Порядок отработки и рекомендации:
  2. Объяснить и показать обучаемому технику разъезда с транспортными средствами, обгона и объезда транспортных средств, движение с установленной скоростью и дистанцией в темное время суток, правила пользования приборами освещения и световой сигнализации;
  3. отработать разъезд, обгон и объезд транспортных средств с использованием приборов освещения и световой сигнализации, движение с установленной скоростью и дистанцией в темное время суток.
  4. Объяснить и показать обучаемому технику остановки автомобиля на обочине дороги и возобновления движения в темное время суток;
  5. научить выбирать место для остановки автомобиля на обочине дороги и для возобновления движения.
  6. При оценке действий обучаемого ошибками считать: нарушение правил обгона, объезда и разъезда с транспортными средствами; неправильное использование приборов освещения и световой сигнализации.
  7. 4. Итог урока

Хитрости повседневного вождения: ночное движение за рулем

Управление автомобилем в ночное время имеет ряд характерных особенностей, связанных со значительным ухудшением обзора дороги, а также с резкими перепадами уровня освещенности дорог. Основными опасностями, подстерегающими водителя на ночной дороге, являются:

  • ослепление;
  • ограниченный обзор;
  • неожиданное появление препятствий на дороге.

Для минимизации рисков и автомобиль, и водитель должны быть хорошо подготовлены к ночному выезду.

Подготовка автомобиля к ночному движению

Основным требованием к автомобилю является полноценная работа головного освещения и задних фонарей. Перед выездом необходимо проверить исправность работы стоп-сигналов, габаритных огней, фар. Последние должны работать как в режиме ближнего, так и дальнего света. Все это позволит четко обозначить себя на дороге, снизив риск столкновения с другими автомобилями и пешеходами.

Важным моментом является очистка лобового стекла автомобиля. Загрязнения, даже те, что незаметны днем, в ночных условиях будут способствовать преломлению света на стекле и значительному ухудшению видимости. Стекло очищают специальным чистящим средством, впоследствии вытирая его насухо чистой тканью, не оставляющей ворса. Помимо стекол, необходимо очистить и внешние световые приборы.

В свою очередь, водителю необходимо хорошо выспаться. Засыпание за рулем практически всегда приводит к ДТП с тяжелыми последствиями, а монотонная обстановка во время движения способствует тому, что водителя начинает клонить в сон. Также, с целью улучшения ночного зрения, рекомендуется съесть несколько конфет или выпить крепкого горячего чаю.

Следует помнить, что глаз человека не может моментально приспособиться к изменениям в уровне освещения. Поэтому, начиная движение ночью, водителю следует двигаться на минимально возможной скорости, позволяя глазам адаптироваться к имеющимся условиям.

Ослепление

Ослепление водителя дальним светом фар возникает при резком появлении встречного автомобиля из-за поворота, излома дороги, а также при встречном разъезде с включенным дальним светом.

Помимо этого, ослепить может и автомобиль, движущийся с дальним светом сзади. Несколько снизить последствия данного явления можно, если смотреть в сторону от фар встречного транспортного средства.

Также опытные водители рекомендуют в момент разъезда закрывать один глаз.

Чтобы не ослепить водителя встречного автомобиля, который может повести себя непредсказуемого для ослепляющего, следует переключить дальний свет фар.

Делают это перед въездом на пригорок, при прохождении крутых закрытых поворотов, за которыми может двигаться другой автомобиль. Помимо этого, дальний свет выключают при приближении к автомобилю сзади и при встречном разъезде.

Делают это на расстоянии 200-300 метров или тогда, когда водитель встречного автомобиля моргнет фарами.

Скорость и неожиданные препятствия

В силу значительного ограничения обзора окружающей обстановки, ночью водителю нередко приходится сталкиваться с неожиданными препятствиями на дороге (выбоины, искусственные неровности).

Чтобы избежать этого, опытные водители используют прием, который называется «езда за спонсором». Для этого выбирается автомобиль, движущийся по дороге с достаточной с точки зрения водителя скоростью.

После этого движение осуществляют, следуя на достаточном расстоянии за выбранным транспортным средством и повторяя его маневры.

Если подобного «спонсора» найти не удается, двигаться необходимо со скоростью, позволяющей остановить автомобиль или объехать препятствие до того, как произойдет ДТП.

Важно, что с того момента, как водитель заметит препятствие на границе освещенной зоны, до времени, когда он начнет осознанно действовать, проходит еще несколько долей секунды.

Это время необходимо учитывать при выборе скоростного режима.

Сон за рулем или как избежать засыпания

Даже хорошо отдохнувший перед поездкой водитель подвержен риску засыпания за рулем в ночное время. Монотонная обстановка, тихая музыка, теплое и удобное кресло, равномерное движение. Все это способствует тому, что человека начинает клонить в сон. Наиболее простым способом взбодриться, не останавливая автомобиля, является открытие окон и прибавление громкости играющей музыки.

В случаях, когда вышеуказанные меры оказываются малоэффективны, водителю следует остановить автомобиль, выйти и немного прогуляться на свежем воздухе. Это способствует некоторому возбуждению нервной системы, желание спать проходит.

Также можно выпить один из безалкогольных энергетических напитков, выбор которых сегодня весьма велик. Приобрести их можно на любой заправочной станции, имеющей собственный ночной магазин.

Использовать в качестве энергетика кофе не рекомендуется, так как на некоторых людей данный напиток оказывает обратное действие.

В случаях, когда описанные методы не помогают, водителю необходимо на 10-15 минут лечь спать прямо в машине, остановив ее на ближайшей придорожной парковке. Это позволит «перебить» сон и чувствовать себя относительно бодрое еще около часа. При необходимости данные действия повторяют.

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector