В Тольятти, где корреспондент «Денег» встретил известие об отставке Бо Андерссона с поста главы АвтоВАЗа, иностранного менеджера, мягко говоря, не любили. Он сокращал персонал и заменял российских поставщиков международными. Цена выведенных в серию современных Vesta и XRay высока, а убытки завода беспрецедентны. Эффективный менеджмент оказался для АвтоВАЗа дорогой в очередной тупик.
АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ
Спад патриотизма
Автомобиль, присланный в аэропорт за корреспондентами «Денег» тольяттинским таксопарком, оказался китайским седаном Geely Emgrand EC7. Не припомню, чтобы в мою прошлую командировку в Тольятти в 2013 году мне попадались машины такси, выпущенные не на АвтоВАЗе.
Да что там, весь городской автопарк являл собой образец патриотизма — не менее двух третей автомобилей на улицах были Lada. Наш нынешний таксист лишь пожимает плечами: «Машин такого класса у АвтоВАЗа просто нет, но, главное, Geely заметно дешевле даже отстающих по классу моделей Lada. А насчет низкого китайского качества — миф. Эта у меня прошла 180 тыс.
км, и никаких проблем». Сегодня уже не меньше половины машин на улицах Тольятти — недорогие иномарки.
В Тольятти все, с кем мне удалось встретиться: от рабочих ВАЗа и дилеров Lada до мэра города Сергея Андреева,— повторяют как мантру фразу, что покупатель Lada — это обычный небогатый россиянин, дедушка в деревне, студент, мелкий предприниматель, которому нужна рабочая лошадка, машина без изысков и лишних опций, вроде стеклоподъемников и подогрева сидений. Его выбор определяется исключительно ценой.
«Не только альянс Renault-Nissan хотел купить АвтоВАЗ — всего было три претендента. И никаких преференций по сравнению, например, с Volkswagen, который запустил сборку в Калуге, альянс не получил,— объясняет Сергей Андреев.— Сборочных производств в России куча: Ford, Toyota и другие.
Все, кто хотел, открыли — никаких нагрузок им не давали. Вопрос в том, что Lada владела большой частью рынка. Она и сегодня занимает 20% российского рынка автомобилей. И более 50% рынка в сегменте до 600 тыс. руб.
Вам, как предпринимателю, интересно было бы иметь бренд, за которым половина рынка дешевых машин? Вы бы этот бренд закрыли? Renault специализируется на дешевых (в европейском восприятии) автомобилях. И Lada просто дополнительный бренд в его портфеле.
Что касается теории, будто альянс купил прямого конкурента, чтобы его закрыть, а Lada заместить другими своими марками, то это бред. Вы убьете бренд, который держит половину рынка,— где гарантия, что только вы займете освободившуюся долю?»
Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Впрочем, сколько бы ни говорили о том, что АвтоВАЗ — крайне интересный с коммерческой точки зрения проект, а его дешевые машины будут востребованы в России всегда, сомнений в этом все больше. По итогам 2015 года убытки предприятия составили около 74 млрд руб.
, которые будут покрыты акционерами, то есть, по сути, в том числе и государством, владеющим акциями в лице концерна «Ростех». А потребитель, о котором говорят в Тольятти,— не мифический ли он? Ведь старые дешевые модели сняли с производства не только потому, что они не современные — спрос на них падал.
Бывший рабочий АвтоВАЗа Сергей Костин рассказывал мне, что до последнего кризиса сами сотрудники конвейера с зарплатами около 30 тыс. руб. предпочитали родным «Калинам» или «Грантам» Kia Rio и Hyundai Solaris.
«По цене они не сильно отличались, зато кредитные условия на корейские были выгоднее, да еще при их покупке зимнюю резину дарили»,— объясняет Сергей.
Не говоря уже о том, что, несмотря на периодические государственные вливания, обойтись без масштабных сокращений персонала автомонстра не удается. С 2014 года численность работников была снижена на 26 тыс. человек (с 70 тыс. до 44 тыс.).
Город в депрессии
Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Стены в офисе межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Самарской области и города Тольятти (СО МПРА), как водится, украшены красными транспарантами. Но на профсоюзном собрании уже не распределяют путевки в дома отдыха и не обсуждают моральный облик отдельных товарищей, как в советское время. На повестке дня — борьба с эксплуататорами за свои права.
«Работы в Тольятти нет,— уверенно заявляет мне председатель профкома СО МПРА Петр Золотарев.— Почти все сокращенные осенью 2015 года до сих пор сидят дома, проедая пять окладов выходного пособия». При этом профсоюзные активисты утверждают, что люди из города начали уезжать на заработки: кто-то постоянно живет в другом регионе, а иные работают вахтовым методом.
По данным Золотарева, сегодня средняя зарплата на АвтоВАЗе около 20 тыс. руб. «А на моем участке в подвале на должности транспортировщика я и другие женщины — водители погрузчиков — получают 15,7 тыс. руб. И это грязными!» — замечает присутствующая на собрании председатель профкома ОАО «АвтоВАЗ» «Единство» Анна Перова.
Рабочие негодуют, что после сокращения работу уволенных просто переложили на оставшихся. «Руководство констатирует повышение производительности труда, но это не за счет механизации или оптимизации технологии, а исключительно за счет выжимания — нечеловеческой нагрузки за прежние деньги,— рассказывает Петр Золотарев.
— Однако спорить с начальством боятся. Разговор простой: вместо вас наберем деревенских. Операции сейчас простые — работе практически на всех участках можно обучить за пару месяцев». Видимо, грядут и новые сокращения. По словам Золотарева, сейчас около 1 тыс. сотрудников просто содержатся на государственные деньги.
«Правительство выделило деньги на некие хозяйственные работы, которые якобы выполняет цех 49.1. Формально числящиеся в этом цехе и получающие там зарплату реально продолжают работать в своих цехах и выполнять прежние обязанности»,— объясняет Золотарев. Любые изменения с производством на АвтоВАЗе отражаются и на связанных с ним контрагентах.
В частности, в октябре 2015 года банкротом признано предприятие ОАО «АвтоВАЗ агрегат», выпускавшее глушители, трубки топливной системы и прочие комплектующие. По словам Золотарева, около 3 тыс. бывших сотрудников до сих пор не могут получить долги по зарплатам и выходные пособия.
Всего же, по оценкам мэра Тольятти Сергея Андреева, только в городе, не считая всей России, на АвтоВАЗ завязаны предприятия с численностью около 40 тыс. человек.
Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Сокращения 2015 года, снижение доходов оставшихся сотрудников из-за перевода завода на четырехдневную рабочую неделю — все это ощутимо отражается на всем городе: падающий платежеспособный спрос влияет на доходы во всех секторах.
Некоторым из уволенных рабочих удается, как правило на черную зарплату, устроиться в некогда расплодившиеся в тольяттинских гаражах мастерские по изготовлению тюнинг-комплектов и запчастей. Но этот бизнес, процветание которого я наблюдал еще три года назад, явно умирает.
Главный тольяттинский рынок автозапчастей, расположившийся в боксах гаражно-строительного кооператива «Пламя», напоминает московскую «Горбушку». Для Lada здесь по-прежнему есть все: можно купить полный комплект для сборки любой вазовской модели, включая кузов. Но все больше бросаются в глаза секции, специализирующиеся на иномарках.
Три года назад здесь даже в будний день было не протолкнуться. Сейчас же в субботу, самый торговый день, народу заметно меньше. Наблюдение подтверждает продавщица одной из секций: «Плохо стало, с 2014 года сбыт упал в два раза».
По словам торговцев, из-за падения спроса даже на оптовом, как его здесь называют, «железном» рынке запчастей начали закрывать контейнеры. Разумеется, причины кроются и в общем экономическом кризисе в стране, но и местные проблемы сыграли не последнюю роль.
«Что будет, если вообще исчезнет Lada? — озадачен моим вопросом парень, торгующий полками, подиумами, коробами под автоакустику.— Мой бизнес выживет: мы и сейчас выпускаем продукцию под любые марки.
А вот те местные мастерские, которые делают запчасти только для Lada, думаю, помрут: на своем оборудовании наладить производство деталей под иномарки не смогут, по допускам не пройдут».
Во всех последних проблемах завода и города тольяттинцы винят Бо Андерссона. «Убить «Ладу», или Капризы Бо Андерссона» — бросается в глаза заголовок в местной газете на стойке городского кафе.
По результатам опроса, который мы провели на улицах города, выяснилось, что «сказочника Андерссона» или «шведского майора» (в этом звании Бо Андерссон закончил службу в ВС Швеции) знают и не любят решительно все.
«Он уволил много народу», «хочет продать АвтоВАЗ иностранцам», «хочет обанкротить и закрыть АвтоВАЗ», «его задача — уничтожить Lada, чтобы больше продавалось Renault и Nissan» — наиболее типичные претензии, которые мы услышали. Сотрудники АвтоВАЗа или уже уволенные с него есть или в семье, или среди друзей у всех опрошенных.
Отставной майор
Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
Официально решение об отставке Бо Андерссона с поста главы АвтоВАЗа объявили 7 марта. Пресс-служба предприятия взяла мораторий на общение с прессой до совета директоров в середине марта. Поэтому мы обратились к альтернативному источнику информации — Кузьмичу. «Да какая должность… Кузьмич — вот моя должность.
Меня тут так называют»,— представился нам Юрий Кузьмич Целиков. На ВАЗе он отработал 35 лет, потом возглавлял Международную ассоциацию дилеров Lada. Пережил с заводом всю его историю, даже получил удар в спину бандитским ножом в 1990-х. Сейчас на его визитке написано: «член совета ветеранов ОАО «АвтоВАЗ»».
В этом статусе, а также являясь акционером (имеет одну десятимиллионную долю), участвует в жизни предприятия, общается с руководством. «Бо Андерссон — высокоэффективный менеджер,— начинает Кузьмич.— Работает как дизель в Заполярье. Он хоть и варяг, но по стилю работы напоминает первого легендарного директора ВАЗа Полякова.
Прежний менеджмент из Москвы здесь вахтовым методом работал: в понедельник к вечеру прилетят, в четверг вечером улетят. Да и, пока присутствовали, были сами на себя замкнуты. А Андерссон с утра в понедельник совещание проводит, сам лично обходит завод, общается с мастерами.
И знаете, наведение порядка начал с того, что заставил на заводе содержать чистыми сортиры».
По словам Кузьмича (и в этом он солидарен с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым), главная заслуга Андерссона — серийный выпуск в конце 2015 года новых моделей Lada седана Vesta и кроссовера XRay.
«Без Андерссона их бы начали выпускать года через два, а он, как робот, уложился в намеченный срок,— говорит Кузьмич.— Другое дело, какой ценой…»
Особого трепета западный менеджер к вазовским традициям не испытывал. Выпуск флагманской модели тольяттинской марки он наладил на другой площадке: Vesta собирается в Ижевске.
Причем это, равно как и многие другие свои решения, по словам приближенных к руководству, он принимал единолично, без согласования с советом директоров.
А ведь под запуск Vesta в Тольятти было закуплено оборудование на 17 млрд руб., в Ижевске было свое.
Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
При Андерссоне в декабре 2015 года был закрыт конвейер опытно-промышленного производства (ОПП) АвтоВАЗа — сборка выпускающихся на нем Lada 4х4 (ВАЗ-2131) перенесен на основной конвейер. «Это означает конец собственным разработкам,— поясняет Кузьмич.
— Ведь раньше все новые модели сначала опробовались мелкими сериями на ОПП». Впервые с 1996 года в Тольятти в январе 2016-го не были проведены ежегодные «Рождественские гонки» АвтоВАЗа. «Бо Андерссон заявил, что на это денег нет,— развел руками Кузьмич.— Да мы в самые тяжелые годы на них средства изыскивали.
Как парад в 1941 году проводили, чтоб хоть морально людей поддержать».
Но это, возможно, лирика, а «большой ошибкой» Андерссона Чемезов в интервью ТАСС назвал то, что глава АвтоВАЗа пошел «по самому легкому пути», отказываясь от сотрудничества с отечественными поставщиками запчастей в пользу партнеров Renault и Nissan.
То есть никакой социальной ответственности: не справляешься с качеством, не выдерживаешь сроки — пошел вон. Многие комплектующие, получаемые ранее от местных предприятий, все чаще начали закупать за границей.
С ростом курса валют это, понятно, сразу отразилось на цене автомобилей. «Российских комплектующих в Vesta, по считалкам руководителей АвтоВАЗа,— 70%, но реально — 50%. А в XRay вообще 40%.
Просто многие изделия, произведенные в России, сами собраны из импортных составных частей»,— рассказывает Кузьмич.
В центре Тольятти я наблюдаю митинг: десяток членов «Национально-освободительного движения» (НОД) требуют спасти Россию от иностранных капиталистов.
Мужчина средних лет в жилетке НОДа делится своей историей: «Я с 1999 по 2008 год работал в «Союзнеруд» — делал уплотнительные кольца для нейтрализаторов выхлопных газов для АвтоВАЗа.
Когда перешли на какой-то там очередной стандарт «Евро-3» или «Евро-4″, наши кольца перестали соответствовать, а перестроиться под новые требования не сумели — АвтоВАЗ стал закупать их за границей. Меня уволили».
«Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил: с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств»,— заявил Сергей Чемезов ТАСС.
В итоге и новые модели оказались явно дороже, чем планировалось изначально, и, главное, заметно подорожали прежние хиты вроде Lada Granta. Последняя в самой простой версии еще в 2012 году стоила 240 тыс. руб., а сейчас — 384 тыс.
Даже за эти деньги ее купить проблематично. Не секрет, что у дилеров машину «в базе» найти трудно — все больше «нафаршированные».
По мнению местных наблюдателей, то, что доля самых простых версий в объеме производства даже сейчас минимальна,— чистый просчет маркетинга.
Глеб Щелкунов, Коммерсантъ
«Вот смотрите, самая простая версия Priora стоит 389 тыс. руб.,— демонстрирует прайс-лист Александр Платицын, генеральный директор крупнейшего в Тольятти дилерского центра Lada НПК ЗАО «Универсал».— В ней и подушка безопасности водителя, и регулируемая рулевая колонка, и электроподъемник передних стекол, и еще куча всего.
Человеку в деревне эти опции совершенно не нужны: он готов и окошко ручкой опускать, лишь бы машина дешевле обошлась. А так она многим стала просто недоступна. Необходим бюджетный автомобиль со 100-процентным уровнем локализации, что позволило бы опустить цену до 290-300 тыс. руб. Тогда с учетом госпрограммы утилизации, то есть еще минус 50 тыс. руб.
, широкому слою населения автомобиль будет доступен».
Оставлять на конвейере старые дешевые модели для АвтоВАЗа наверняка было бесперспективно. Был ли путь создать что-то дешевое, но новое — неизвестно. Очевидно другое: с новыми моделями АвтоВАЗ и правда залез не в свою ценовую нишу.
Цена Vesta уже на уровне основных конкурентов — Kia Rio, Hyundai Solaris и Volkswagen Polo: самая дешевая Vesta стоит 514 тыс. руб., а самый дешевый Hyundai Solaris — 570 тыс. руб. На заводе планировали, что с момента старта продаж в ноябре 2015-го до конца года будет продано 5 тыс. Vesta. Продали в итоге только 2,8 тыс.
Сколько стоят машины АВТОВАЗа на самом деле
Как пишет «Российская газета», ссылающаяся на данные «Известий», во время очередной встречи менеджеров предприятия с рядовым персоналом вице-президент по производству автомобилей и логистике компании Юг Демаршель проговорился насчет рентабельности тольяттинского производства.
Надо заметить, что это не официальные заявления, поскольку ни до этого, ни после «утечки» АВТОВАЗ не раскрывал подобных данных.
Мало того, руководство предпочитало держать в секрете даже примерный порядок цифр.
Тем не менее, по его словам, доходность предприятия на порядок выше, чем доходность самого прибыльного производителя – Porsche, который зарабатывает около 13% с каждого проданного авто.
В частности, Демаршель заявил, что на сборку каждой LADA Granta предприятие тратит около 55 000 рублей.
Всего же на производство и не связанные (напрямую) с нею издержки (зарплаты, маркетинговая нагрузка, НДС, акциз, дилерская маржа) уходит 44% рыночной стоимости, но даже в этом случае, даже с машины, поставленной клиенту в самом бюджетном исполнении (комплектация «Стандарт» за 289 000 рублей), АВТОВАЗ зарабатывает не меньше 100 000 рублей. А, если учесть, что наиболее спросовыми являются комплектации стоимостью 350-400 тысяч, доход увеличивается минимум в полтора раза. Понятно, что прибыль предприятия формируется на основе показателей, сформированных после уплаты всех налогов, но даже в этом случае рентабельность должна быть в три раза выше, чем у Porsche. Исходя из озвученных Демаршелем цифр, мы попытались вычислить, сколько на самом деле зарабатывает АВТОВАЗ на своих клиентах, и так ли нужны были ему все эти кредиты и господдержка во время кризиса.
LADA Granta – 200 000 рублей
Итак, с Granta мы почти разобрались Стоимость минимальной комплектации седана составляет 289 000 рублей, исполнение «Люкс» при этом оценивается 488 800 рублей. При средней стоимости в 388 900 рублей, средневзвешенная доходность линецки составляет не менее 206 500 рублей.
Таким образом, если учесть, что затраты на производств равны 55 тысячам, рентабельность составляет около 300%. Даже если учесть налоговую и иную финансовую нагрузку, в среднем АВТОВАЗ должен зарабатывать на этой модели не менее 30-35% ее отпускной цены.
То есть не меньше 110 тысяч на экземпляр.
Средняя цена Granta в кузове лифтбэк чуть выше, чем у седана – 396 150 рублей, при условии сохранения 30-процентной прибыли, а вряд ли она меньше, чем у седана, с каждой проданной машины в Тольятти зарабатывают не меньше 118 800 рублей. Версию Sport за 482 тысячи в расчет брать не будет, ибо она все-таки считается не такой уж и массовой.
К слову, за основу мы здесь взяли 30-процентную прибыль, что чуть ниже якобы заявленного вице-президентом показателя (около 40%), так как наиболее популярными являются машины с ценником чуть ниже среднего, так что доходность этих модификаций тоже чуть ниже.
LADA Priora – 302 000 рублей
Перейдем к Priora. Если конфигуратор на официальном вазовском сайте не врет, эта модель представлена сразу четырьмя модификациями: купе, лифтбек, седан и универсал.
Чтобы не приводить тут сложных математических (на уровне второго класса общеобразовательной школы) вычислений, заметим лишь, что средняя (арифметическая) стоимость каждой из них составляет: 440 950, 429 750, 424 850 и 433 450 рублей соответственно.
Таким образом, в зависимости от модификации на Priora завод зарабатывает 132,2, 128,9, 127,5 и 130 тысяч рублей, а реальная себестоимость модели не превышает 302 000 рублей. Притом, пример, второй «десятки» тут наиболее показателен, поскольку линия по ее производству полностью окупилась еще пять лет назад.
LADA Kalina – 339 000 рублей
С Kalina все немного сложнее. Ее история более или менее напоминает жизненный цикл нормальной европейской машины, поэтому за базу мы возьмем 20-процентную прибыльность – инвестиции ведь тоже надо как-то компенсировать. Тем более, инвестиции, связанные с техническим обновлением. Ведь за последние полтора года АВТОВАЗ не только сделал Kalina 2, но запустил еще и LADA Kalina Cross.
Впрочем, снижать «ставку» ниже 20-процентного порога тоже достаточно глупо. Во-первых, речь тут, как ни крути идет о рестайлинге, который обходится на порядок дешевле запуска новой модели.
Во-вторых, большая часть узлов, которые использованы в ходе доводки, так или иначе, появятся на большинстве машин текущего модельного ряда. И на некоторых новинках. В том числе и на LADA 4×4 Urban, и на LADA Vesta.
Однако понимать его выше тоже не с руки: две из четырех модификаций модели стоят достаточно дорого, а поскольку наши вычисления основаны на средних показателях, реальную картину они портят довольно здорово.
Но начнем. Kalina, как и Priora продается у нас сразу в четырех исполнениях: хэтчбек, универсал, Sport и Cross. Средние цены на них составляют: 386 450, 413 550, 487 100 и 409 000 рублей соответственно. Таким образом, средняя цена линейки – 424 000 рублей, а значит, даже с учетом инвестиционной нагрузки с каждой Kalina АВТОВАЗ имеет не меньше 85 тысяч.
LADA Largus – 346 800 рублей
Построенный на основе Dacia универсал Largus в данном случае – «терра инкогнита». Мы достоверно не знаем (и вряд ли узнаем когда-либо), на каких условиях он достался АВТОВАЗу.
Единственное, что очевидно, Renault-Nissan отдал его не бесплатно. Возможно за него платили рублями, возможно – в евро, а, может, и иенами или юанями…
Не исключено также, что его зачли как часть оплаты за пакет акций завода или иные преференции. Так что тут мы пошли по стандартной 25-процентной схеме.
Самый дешевый Largus стоит 363 000 рублей, самый дорогой – 465 200, а вскоре, как известно, мы получим еще пару люксовых версий – Cross и VIP, так что рентабельность семейства повысится весьма существенно. Сейчас, впрочем, в продаже нет ни той, ни другой, поэтому мы обошлись текущими позициями.
Универсал, как известно, предлагают в трех вариантах – цельнометаллический фургон, пятиместный пассажирский и семиместный пассажирский автомобили. Первый – самый бюджетный. Средняя стоимость тут составляет 398 800 рублей.
Вторая версия – 430 733 рубля. Самая дорогая – 468 850 рублей. Средняя стоимость семейства, таким образом, едва не дотянула до отметки в 432 800 рублей. Но, так или иначе, свои 86 тысяч АВТОВАЗ с каждого Largus имеет.
Ценник на сам автомобиль при этом не превышает 350 тысяч.
LADA 4×4 – 250 000 рублей
Осталась старая-добрая «Нива». Точнее LADA 4×4, ибо бренд Niva уже больше 10 лет принадлежит GM. Однако, этот автомобиль своей актуальности не утратил до сих пор.
Мало того, в Тольятти уже несколько дней собирают новую, подходящую для городского использования версию Urban с кондиционером, электропакетом и пластиковыми бамперами, ценник которой установлен на отметке 430 000 рублей.
Впрочем, в продаже она пока не появилась, так что мы ограничились двумя старыми версиями, различающимися количеством дверей и колесной базой.
Короткая версия сегодня стоит 364 500 рублей, длинная – ровно 400 тысяч. Таким образом, средняя стоимость 4х4 составляет 382 250 рублей. За свою историю классическая «Нива» окупила себя уже раз пять, инвестиционная составляющая тут ничтожна.
Как, кстати, и маркетинговая – о существовании этой модели сегодня не знает только клинический идиот. АВТОВАЗ, по большому счету, тут тратится лишь на производство, зарплату и на налоги со сборами, так что 35-процентная доходность в данном случае станет вполне справедливым параметром.
Если мы правы, с каждой 4х4 тольяттинский автогигант зарабатывает по 135 тысяч рублей. Сама машина же ему обходится в четверть миллиона.
Вот такая у нас выходит арифметика. Напомним, что это лишь наши собственные предположения, ибо никаких официальных комментариев от завода нет. Мало того, далеко не факт, что Юг Демаршель действительно обнародовал эти данные. Так или иначе, информация попала в СМИ через третьи руки и никто из журналистов их не слышал.
Однако, все это очень похоже на правду. Цены на продукцию АВТОВАЗа были сильно завышены еще до введения заградительных пошлин на иномарки. Они же являются причиной того, что продажи тольяттинских дилеров снижаются год от года, а производитель стремительно теряет долю на рынке.
Третий негативный аспект – принципы ценообразования на рынке. В нормальных условиях он бы сам установил «справедливые» ценники, тем более, что все предпосылки к этому были, но ценовой диктат АВТОВАЗа вкупе с явной господдержкой подняли нижнюю планку минимум на четверть.
В итоге, клиент вынужден переплачивать за все: и за LADA, и за Renault, и за KIA с Hyundai, и за Toyota, и за Mercedes… В 2008-м, во время кризиса некоторые менеджеры, управляющие российскими представительствами тех или иных автомобильных компаний, ничуть не смущаясь говорили, что в ноль они выйдут только, если цены упадут на 15-20 процентов.
АВТОВАЗ же, как видно, остается чемпионом и сегодня. Являясь при этом хронически убыточным предприятием.
Коронавирус всё-таки расползается по АВТОВАЗу: уже двое заражённых, 36 на карантине
В то время как автозаводы Европы и Америки (как Северной так и Южной) в массовом порядке закрываются на карантин из-за эпидемии коронавируса COVID-19, российский АВТОВАЗ продолжает работу, несмотря на задокументированные случаи заражения сотрудников.
На прошлой неделе Колёса.ру рассказывали о том, что на заводе АВТОВАЗа в Тольятти был выявлен первый случай заражения сотрудника коронавирусом — инфекция передалась ему от близкого человека, приехавшего недавно из Испании.
Руководство завода совместно с Роспотребнадзором приняло экстренные меры по изоляции заражённого рабочего, выявлению всех лиц, с которыми он мог контактировать, и усилило санитарно-профилактические меры на производстве.
Тем не мене остановить вирус не удалось. Вчера вечером на официальной страничке Профсоюзной организация АВТОВАЗа в социальной сети ВКонтакте появилось сообщение, что как минимум у двух ВАЗовцев выявлен коронавирус, а всего в Тольятти COVID-19 выявлен у семи человек.
В сообщении говорится, что один из двух заразившихся сотрудников АВТОВАЗа работал на производстве шасси, а второй числится в одном из дочерних обществ.
Между тем количество рабочих на карантине увеличилось до 36 человек (накануне было 29), все они изолированы и находятся под присмотром врачей, медики оценивают их состояние как удовлетворительное.
В пятницу администрация города Тольятти ввела ряд ограничений на работу сферы услуг в городе — в частности были закрыты для посещения спортивно-оздоровительные комплексы при АВТОВАЗе, но сам завод продолжает работать, и профсоюз обратился к рабочим с просьбой внимательно следить за своим здоровьем, каждый день перед сменой измерять температуру тела, тщательно и часто мыть руки, оставаться дома при плохом самочувствии и симптомах ОРВИ. По поводу мытья рук профсоюз даже выпустил специальную памятку, наглядно показывающую, как именно можно добиться желаемой чистоты.
В х к сообщению профсоюза люди справедливо жалуются на то, что проблема не столько в гигиене на местах, сколько в том что рабочие едут на смену в автобусах, где многие без масок чихают и кашляют, и что именно там, а не в цеху, существует наибольшая вероятность подцепить китайскую заразу. Вместе с тем одна из сотрудниц жалуется, что многие коллеги не соблюдают правила гигиены и руки не моют: «Работницы с конвейера и логисты в оранжевых жилетках, выходя из кабинки, направляются прямиком к выходу!»
В общем, как мы видим, у коронавируса есть много возможностей для распространения в Тольятти вообще и на АВТОВАЗе в частности, но руководство завода пока не планирует с целью профилактики заболевания останавливать производство.
АВТОВАЗу 50 лет
Сегодня, 20 июля 2016 года, ОАО «АВТОВАЗ» отмечает 50-летний Юбилей. Ровно полвека назад было принято правительственное Постановление о строительстве в городе Тольятти автомобильного завода. Генеральным директором строящегося предприятия назначен Виктор Николаевич Поляков.
Спустя несколько месяцев ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Завод строила вся страна. Не смотря на то, что строительство было запланировано в течение 6 лет, предприятие было построено в рекордные сроки – 3,5 года.
Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые 6 автомобилей ВАЗ-2101.
Президент России Владимир Владимирович Путин в своей поздравительной телеграмме коллективу АВТОВАЗА отметил, что: «Юбилей – большое, значимое событие для сотрудников и ветеранов Волжского автозавода, для отечественного автомобилестроения в целом.
Вы по праву можете гордиться несколькими поколениями своих предшественников – инженеров, конструкторов, рабочих, которые всегда трудились на «совесть», высоко держали планку качества, смело внедряли передовые технологии и новаторские решения.
Важно, что нынешний коллектив АВТОВАЗа бережно хранит традиции творческого созидательного труда, открывает для себя новые горизонты и реализует перспективные проекты, неуклонно повышает конкурентоспособность выпускаемой продукции, отличающейся современными характеристиками, надежностью и экологичностью».
Президент ОАО «АВТОВАЗ» Николя Мор в своем поздравлении отметил: «Сегодня завод переживает непростые времена, но тот запас прочности, который мы накопили за предыдущие 50 лет, a также всесторонняя поддержка как со стороны федеральных и региональных властей, так и наших акционеров – Альянса Renault-Nissan и корпорации «Ростех», позволяют нам уверенно смотреть в будущее и планомерно наращивать долю LADA на российском и экспортных рынках. У нас есть все, что бы быть успешными – профессиональная команда, фундаментальные компетенции, современное, конкурентное производство, новые продукты и самое главное – большое желание работать».
За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 28,5 млн. машин 40 различных серийных моделей. Каждая новая модель компании становилась событием в масштабах страны и пользовалась устойчивым спросом. Среди бестселлеров – ВАЗ-2101 и ВАЗ-2106, продажи каждой из которых превысили 4 миллиона. Семейство LADA Samara достигло 5-миллионого тиража.
Легендарный внедорожник LADA 4х4 преодолел 2-миллионную отметку. Сегодняшний успех LADA обеспечивают новые модели – Vesta и XRAY. Сразу после начала продаж новинки LADA вышли на лидирующие позиции: LADA Vesta входит в ТОП-5 самых продаваемых моделей в России, а LADA XRAY – в ТОП-20.
Во всех этих автомобилях – труд более 500 тысяч человек, которые работали в разное время на заводе.
В 2008 году АВТОВАЗ вошел в состав Альянса Рено-Ниссан и в настоящее время является крупнейшим предприятием Альянса в России и одним из крупнейших автозаводов в мире.
Завод выпускает автомобили по полному циклу, имея в своем составе весь необходимый ряд производств: металлургическое, прессовое, производство пластмассовых изделий, технологического оборудования и оснастки, двигателей, шасси, коробок передач, линии сварки, окраски, сборки.
Предприятие имеет собственный Научно-технический центр – уникальный в масштабах России комплекс, позволяющий осуществить полный цикл создания автомобиля – от идеи до подготовки к серийному производству.
АВТОВАЗ единственный из 46 заводов Альянса, который выпускает по полному циклу автомобили под 4 брендами (LADA, Renault, Nissan и Datsun).Сегодня LADA представлена 20 моделями и модификациями в классах В, В+, SUV и LCV.
Празднование Юбилея АВТОВАЗа продлится 4 года. Кульминацией станет 19 апреля 2020 года – 50-летие выпуска первого автомобиля. План мероприятий сформирован на уровне Правительства России, и включает в себя масштабные изменения во всех сферах жизни городского округа Тольятти.
Председателем рабочей группы по подготовке празднования, в которую входят представители федеральной и региональной власти, является заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович.
Курирует подготовку Руководитель Администрации Президента РФ Сергей Иванов.
В честь Юбилея автозавода с начала 2016 года уже прошли различные праздничные мероприятия. Несколько дней назад состоялся День открытых дверей. Все желающие смогли посетить АВТОВАЗ, в частности: производство двигателей, прессовый цех, линию сварки и сборки автомобилей на платформе В0, пройти тест-драйв автомобилей LADA, принять участие в различных конкурсах и соревнованиях.
lada.ru
«АвтоВАЗ» просит у правительства на праздник десятки млрд рублей
«АвтоВАЗу» на юбилей правительство готово быделить почти 50 млрд рублей из бюджета Александр Елизаров © URA.Ru
На 50-летний юбилей «АвтоВАЗа» Минпромторг предлагает выделить 49 млрд рублей — сумма равна той, что выделяется на поддержку всего отечественного автопрома на год. Планируется, что мероприятия стартуют 20 июля 2016 года и продолжатся до 2020 года. Документы уже направлены на рассмотрение правительства.
«Предусматривается реализация культурно-массовых мероприятий в 2016—2020 годах, а также мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов на территории Тольятти в 2016—2022 годах», — подтвердили информацию изданию Life.ru в Минэкономразвития.
Только на культурно-массовые мероприятия: музейный выставочный центр (495,8 млн рублей), проведение автогонок, выставки фотографий на открытом воздухе, фестиваль скульптур «Лада арт» и другие планируется затратить около 2 млрд рублей.
Основная часть расходов — это реконструкция и капремонт объектов в Тольятти. Самым затратным объектом — 35 млрд рублей — станет мост через Волгу с обходом Тольятти и выходом на дорогу М-5 «Урал».
Планируется реконструировать набережную Автозаводского района (1 млрд рублей), построить легкоатлетический манеж (249,7 млн руб.), Поволжский православный институт (576 млн руб.), отремонтировать Тольяттинский государственный университет (121,6 млн руб.
), обновить парк троллейбусов и автобусов (2,7 млрд руб).
«О подготовке празднования юбилея «АвтоВАЗа», проведение какого-то помпезного мероприятия даже не обсуждалось. Была идея восстановить инфраструктуру города. Хотелось сделать нечто подобное тому, что произошло в Сочи в связи с проведением зимних Олимпийских игр, только в своём формате», — рассказывают в правительстве Самарской области.
Однако идею не поддерживают в Госдуме. Депутат от КПРФ Валерий Рашкин уверен, что к празднику только «замажут фасады», но проблемы жителей Тольятти не решат. «Фактически это искусственное приукрашивание жизни огромными бюджетными средствами вместо реальной помощи, — считает парламентарий. — Для начала необходимо смотреть на увеличение рабочих мест и развитие реального сектора экономики».
Столь масштабная реконструкция Тольятти никакого экономического прогресса городу не несёт, поддерживают депутата эксперты. По мнению главного редактора портала AMSRUS Сергея Асланяна, Тольятти уже перестал быть моногородом.
На «АвтоВАЗе» работает сейчас всего около 7% из всех жителей города. В Тольятти есть также ликёро-водочные заводы, химическая промышленность, театры, мебельные фабрики и многое другое.
«Почему, если «АвтоВАЗ» дожил до определённого возраста, из бюджета страны решаются проблемы отдельно взятого города?» — задается вопросом Асланян.
Он напоминает, что предприятие и так косвенно получает из бюджета огромную господдержку: фонды программ по поддержке спроса на новые автомобили — компенсация на утилизацию и «трейд-ин», субсидирование автокредита и лизинга — в большей степени выбираются «АвтоВАЗом, перечисляет эксперт.
Расскажите о новости друзьям
Бездонный «АвтоВАЗ» — Время
На прошлой неделе внимание Правительства РФ было приковано к ситуации на АвтоВАЗе. Руководство страны заявило о том, что готово выделить волжскому автогиганту дополнительно еще почти 60 млрд руб. С учетом новых субсидий Правительство в текущем году выделит на поддержание терпящего бедствие автозавода около 100 млрд рублей.
Сколько надо для счастьяВ минувший вторник премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Правительство России готово оказать поддержку АвтоВАЗу на сумму 54,8 млрд руб. В частности, 38 млрд руб.
будет выделено на реструктуризацию долга завода, 12 млрд – на запуск программы обновления модельного ряда и 4,8 млрд – на программы дотаций на создание новых рабочих мест в Тольятти.
По словам премьер-министра, фактически этот план означает, что государство «в значительной степени берет на себя расчистку долгового бремени, решение социальных проблем, связанных с трудоустройством и созданием новых рабочих мест для решения проблем АвтоВАЗа».
Планируется, что будут выпущены облигации федерального займа, которые будут обменяны на задолженность завода перед госбанками. При этом Путин отметил, что обмен будет проводиться с дисконтом и кредиторам придется «отнестись к этому с пониманием».
АВТОВАЗАвтоконцерн. Акционеры (голосующие акции) – «Тройка диалог» (24,82%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – 29,841 млрд руб. Финансовые показатели: выручка – 53,1 млрд руб.,
убыток – 19,4 млрд руб.
Источник: Отчетность по МСФО по итогам 1 полугодия 2009 г.
В четверг Путин сделал еще одно заявление – дополнительно в АвтоВАЗ будет инвестировано еще 5 млрд руб. Таким образом, общая сумма, которую государство готово выделить тольяттинскому автогиганту, составит почти 60 млрд руб.Также на прошлой неделе Путин провел встречу с руководством и акционерами ВАЗа.
В частности, присутствовал старший вице-президент компании Renault, член совета директоров ОАО АвтоВАЗ» Кристиан Эстев. На этой встрече глава российского правительства неоднозначно намекнул, что французам тоже придется вложиться в поддержку автозавода.
Совладельцам завода – госкорпорации «Ростехнологии», группе компаний «Тройка Диалог» и французскому концерну Renault – на встрече было предложено участвовать в развитии АвтоВАЗа, в том числе и путем финансовых вливаний.
В свою очередь, Эстев подтвердил, что партнерство с тольяттинским заводом является стратегическим для Renault и компания готова инвестировать средства и предоставлять технологии для дальнейшего развития ВАЗа. Однако денег французы давать не готовы.
В случае проведения допэмиссии, Renault планирует внести в уставной капитал технологии, а не денежные средства, заявил Эстев в начале прошлой недели на брифинге в Париже, сообщило агентство Bloomberg.
Вице-президент по стратегии АвтоВАЗа Григорий Хворостянов оценивал в середине октября необходимую поддержку предприятию для запуска новых автомобилей на платформе Renault B0 в размере 240 млн евро до 2012 года.
Тогда же он говорил, что из 5 моделей, которые АвтоВАЗ запустит в 2012 году, одна будет выходить под брендом Nissan, две – Renault, остальные – под маркой Lada. Соответственно этому плану партнеры поделят инвестиции между собой. Хворостянов уточнил, что 1/4 инвестиций поступит от Nissan и такая же часть – от АвтоВАЗа, от Renault – 1/2 . Также компания рассчитывает, что к 2014 году завод будет выпускать 860 тыс. автомобилей, 210 тыс. из которых будут на платформе B0. Французы могут инвестировать в запуск производства технологиями, эквивалентными по стоимости указанным АвтоВАЗом суммам, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, близкие к переговорному процессу.
Падение по всем фронтам
Вопрос развития отечественного автопрома рассматривался в минувшую пятницу и на антикризисной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. На выработку плана по спасению автозаводов отведен месяц. По истечении этого срока Правительство совместно со Сбербанком предложат конкретные меры.
Основное внимание федерального центра сосредоточено на поволжских автозаводах: АвтоВАЗе и ГАЗе. Заявлению Путина предшествовало посещение Шуваловым Тольятти. На нем вице-премьер вновь познакомился с деятельностью завода, выслушал предложения руководства. Видимо, тогда и было принято принципиальное решение о способах помощи автозаводу.
Объем продаж автомобилей Lada на внутреннем рынке в сентябре (28 109 штук) оказался самым низким за всю историю Волжского автозавода после его выхода на проектную мощность. По данным аналитического агентства «Автостат», ежемесячный объем продаж АвтоВАЗа до кризиса уверенно держался на уровне от 45 тыс. до 65 тыс. машин в месяц, в зависимости от сезона.
Отметим, что АвтоВАЗ по итогам девяти месяцев реализовал на российском рынке 269,5 тыс. автомобилей, что на 43,5% ниже показателя за аналогичный период 2008 года.
Падение продаж вызвало беспрецедентное снижение финансовых показателей завода. Согласно отчетности АвтоВАЗа по МСФО, по итогам первых шести месяцев 2009 г.
выручка завода упала на 46%, до 53,1 млрд руб. Валовая прибыль на 89,7% — до 1,3 млрд руб. В 50 раз увеличился убыток от операционной деятельности – до 18,6 млрд руб. Чистый убыток вырос в 9,5 раза – до 19,6 млрд руб.
Компания Ernst & Young LLC, проводившая аудит автозавода, в своем заключении обратила внимание на быстрый рост задолженности: краткосрочные обязательства компании превышают стоимость ее чистых активов на 52,8 млрд руб. при убытках группы в размере 19,6 млрд руб.
Это «свидетельствует о существенной неопределенности относительно способности группы продолжать свою деятельность в обозримом будущем», — подчеркнули эксперты аудитора. АвтоВАЗ в своем отчете тоже соглашается, что ситуация критична: в долгосрочном плане развития автозавода первым пунктом стоит «избежание банкротства».
Этим, по сути, автозавод признался, что без помощи государства предприятие будет обанкрочено. Старший вице-президент по производству и техническому развитию АвтоВАЗа Виталий Вильчик в конце сентября заявил, что в текущем году завод ожидают убытки в 35 млрд руб. «Убытки связаны в основном с простоями завода.
Перевод на односменный режим работы, оплата двух третей от среднего заработка. Потери только по фонду оплаты труда с отчислениями составят по этому году больше 8 млрд руб. И, конечно, постоянные расходы, которые были и есть на заводе, они остались в той же величине, и эта сумма огромна», — заявил Вильчик. Чтобы работать без убытков, автозавод должен производить 500–600 тыс. автомобилей в год, а не 300 тыс., как в этом году, заметил заместитель руководителя агентства «Автостат» Сергей Удалов.
Вложить и не получитьЭто уже не первая субсидия автозаводу в этом году. В апреле государство выделило заводу 25 млрд руб. В частности, 8,04 млрд руб. пошли на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка РФ и ВТБ, 1,87 млрд руб. – на выплату зарплаты, на исполнение обязательств перед контрагентами – 14,02 млрд руб.
, исполнение налоговых обязательств – 0,39 млрд руб. Таким образом, если посчитать в сумме, то в период с 1996 г. по 2009 г. государство вложит в АвтоВАЗ около 150 млрд руб. При этом, за этот же период по налогу на прибыль автозавод заплатил около 30 млрд руб. (согласно отчетности предприятия). Еще около 2-3 млрд руб.
было заплачено в виде налогов на доходы служащих завода, подсчитали эксперты ИК «Финам».
Авторы: Антон УТЕХИН Алексей ТАЛИПОВ Дата: 09.11.2009 15:15 Читали: 6133
50 лет АВТОВАЗу будем отмечать несколько лет | TLT.ru — Новости Тольятти
В Тольятти скоро появится новая улица – имени 50-летия АВТОВАЗа. Рядом с парком Победы задуман целый памятный комплекс, посвященный истории предприятия, а федеральные органы власти ломают головы, как лучше потратить выделенные на празднование юбилея предприятия средства, чтобы и Тольятти, и страна это ярче почувствовали.
Уже решено, что праздник, которому придан статус государственного, растянется на несколько лет – начнем в 2016 году, отмечая дату подписания документов о строительстве предприятия и закончим датой выпуска первого автомобиля.
Между тем депутаты Тольяттинской городской думы 7 июля организовали коллективный выезд на АВТОВАЗ. Выяснилось, что некоторые из них никогда в жизни не были на градообразующем предприятии, а многие в последний раз посетили завод еще в советское время. Они были приятно удивлены, отметив, что на предприятии задействовано оборудование мирового уровня, в цехах чисто и все хорошо организовано.
АВТОВАЗ разительно меняется. Из неприятного – уже не первый год идут сокращения персонала, около 1000 сотрудников сегодня используются на общественных работах (чтобы не потерять специалистов, пока на авторынке кризис).
Однако все, что делается – к лучшему: недавно оглашенные предварительные итоги работы АВТОВАЗа за 6 месяцев – тому подтверждение: доля предприятия на рынке не потеряна.
Завод продолжает развиваться, готовит к выпуску новые модели (выпущено уже 110 пилотных автомобилей Vesta) и продолжает улучшать качество и производительность труда.
АВТОВАЗ не перестает заботиться о своих рабочих. На этой неделе все сотрудники предприятия получили повышение месячной зарплаты на 6%. При этом работники линии Kalina-Granta получили премии в размере месячной заработной платы.
Такую же премию получили работники производства двигателей. «Потому что у них лучше качество, лучше объемы и лучше производительность, – рассказал депутатам и журналистам президент компании Бу Андерссон.
– Плюс мы заплатили премию 200 человекам, которые работают над производством прототипов Vesta и XRAY».
АВТОВАЗ всегда отличался наличием серьезных социальных программ. В этом году на них решено потратить 2,2 млрд рублей. В числе приоритетов – ремонт туалетов, душевых, раздевалок, столовых и баз отдыха.
Последнее особенно актуально, поскольку с 27 июля предприятие уходит на корпоративный отпуск. Порядка 1,5 тысячи детей автовазовцев в этом году летом получат путевки и отдохнут в оздоровительных лагерях.
Солидная часть социального бюджета будет потрачена на путевки и оздоровление самих сотрудников предприятия.
«Мы договорились, что на 2015 год стоимость путевок для работников снизится еще на 5% по отношению к 2014 году, – рассказал думцам председатель профкома АВТОВАЗа Сергей Зайцев. – В прошлом году работник платил 30% от стоимости путевки, теперь будет только 25%.
Если речь идет о лечении, то стоимость такой путевки для вазовца сегодня всего 15%. Стоимость питания для работников завода – 34% (66% доплачивает предприятие). Для них также существует программа приобретения автомобилей с большой скидкой.
С 1 июля эта скидка составляет 10% от рекомендованной цены завода (раньше была 6,5%)».
Во время своего визита на АВТОВАЗ депутаты побывали на основных производствах предприятия и в дизайн-центре. Завершая мероприятие, председатель Тольяттинской городской думы Дмитрий Микель объявил, что с этого дня в Думе берет начало традиция приезжать непосредственно в самые актуальные точки и места города.
«Нам было полезно посмотреть на то, как сейчас организовано производство на АВТОВАЗе. Помимо текущих тем, мы рассмотрели перспективный проект: в ближайшее время депутаты будут решать вопрос о присвоении названий будущим улицам Тольятти. Все мы поддержали решение присвоить одной из самых протяженных новых улиц имя 50-летия АВТОВАЗа».
Речь идет об улице, параллельной Московскому проспекту – сегодня в сторону Подстепок там активно строятся многоэтажки. Кроме всего прочего, Микель снова напомнил, что празднование юбилея автозавода в 2016 году – одна из тем государственного проекта.
И пообещал, что благодаря появлению новых объектов – скульптурно-парковый комплекс, новая поликлиника в Автозаводском районе и многое другое – город это почувствует.