С назначением на место президента АвтоВАЗа француза Николя Мора, иные эксперты российского рынка вдруг заговорили о скором снижении цен на автомобили Lada. Связывается это с возможностью переориентации АвтоВАЗа на отечественных поставщиков, что по логике должно дать увеличение степени локализации и, как следствие, уменьшить цену на автомобили Lada.
Локализация собираемой сейчас в Ижевске Lada Vestа – около 75%. Выше – только у Niva 4×4
Однако следует напомнить, что по иным позициям увеличение локализации началось еще при Бу Андерсоне. К примеру, именно от шведского менеджера «Автомобили» узнали о готовящейся локализации производства и изготовлении на АвтоВАЗе головки французского 1,6-литрового мотора H4M – сборка самого двигателя локализована в Тольятти более года назад. По ручным коробкам передач ситуация обратная – их сборка тоже локализована на АвтоВАЗе, но редуктор приходит из Франции. При вменяемом курсе рубля импорт основной составляющей КП имел смысл, особенно в рамках оптимизации производства в масштабах альянса Renault-Nissan, которому и принадлежит АвтоВАЗ. С падением курса вроде бы правильнее было вернуть коробки в Россию, однако тот же Андерсон совершенно верно отмечал, что нынешние вазовские КП после внедрения тросового привода механизма переключения ступеней и обновления самого механизма (четкость включения передач после этого существенно возросла) фактически исчерпали возможности к модернизации, и вкладывать ресурсы нужно не в морально устаревший узел, а в разработку нового.
Локализация Lada XRAY, спроектированной на платформе В0 – одна из самых низких в линейке марки – чуть выше 50%
Будут ли привлечены в ближайшее время новые российские поставщики, пока не ясно, ведь предыдущий президент АвтоВАЗа неоднократно жаловался (еще в бытность руководителем ГАЗа) на низкое качество их продукции. И он не одинок в этом. К примеру, генеральный директор GM-Avtovaz Джефри Гловер постоянно сетовал на то же обстоятельство. Год назад Андерсон говорил: «Все что мы можем делать на АвтоВАЗе, мы забираем у поставщиков и возвращаем себе – они, мягко говоря, недовольны. Сейчас у нас 709 российских поставщиков. 11 из этих 709 – это плохие поставщики. 5 из этих 11-ти – в Самарской области, 6 – из Ульяновской области. Мы прессуем их каждый день». Может быть, нынешним экспертам лучше подумать о том, как скажется увеличение доли российских поставщиков на качестве автомобилей?..
Когда выяснилось, что Николя Мор, работая в Renault, руководил отделом трансмиссий, остряки задались вопросом, а не Мор ли закрывал глаза на низкое качество хорошо знакомой российскому покупателю 4-ступенчатой автоматической коробки DP0?
Вспомним, наконец, что именно отношения Бу Андерсона с поставщиками стали предметом внимания правоохранительных органов. По неподтвержденным данным, многочисленные угрозы в адрес отставного шведского майора исходили именно от обиженных поставщиков. Через прессу Андерсон неоднократно заявлял: «Я не боюсь!». Окажется ли таким же стойким Николя Мор, прибывший в хмурый Тольятти из солнечного румынского Миовени?..
14 главных новинок Женевы-2016: Включить 48 Вольт!
Тест-драйв Mercedes-Benz E-Class new: Новая реальность Нью-Йорк-2016
Новости экономики и финансов СПб, России и мира
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 11 месяцев 2019 года рынок новых автомобилей в РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 2,8%. В декабре тенденция сохранится, и по итогам года российский авторынок покажет отрицательную динамику на уровне 3–3,2%, прогнозируют опрошенные «ДП» эксперты.
Вопреки традиционному осенне–зимнему росту продаж автомобилей в текущем году даже снижение ставок по кредитам не может замедлить общее падение спроса. В ноябре снижение объемов продаж достигло 6,4% по отношению к ноябрю прошлого года (против роста на 8,2% в ноябре 2018 года), в октябре — 5,2% (6,2%). Ситуация на рынке Петербурга в целом сопоставима с общероссийским падением.
При этом по итогам года банки прогнозируют увеличение объема выдачи автокредитов не менее чем на 20% по сравнению с результатами 2018 года.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за 9 месяцев текущего года на покупку новых и подержанных автомобилей банки выдали 505 млрд рублей по стране, из них в Петербурге — 44,3 млрд рублей (рост на 15%). Нарастить объемы выдачи кредитов банки смогли из–за повышения цен на автомобили, выдачи кредитов на покупку автомобилей с пробегом и премиум–сегмента.
Для поддержания темпов выдачи автокредитов на высоком уровне в текущем году банки резко увеличили долю займов с нулевым или минимальным первоначальным взносом.
По данным бюро кредитных историй «Эквифакс», если в период с 2014 по 2016 год доля кредитов без первоначального взноса колебалась в диапазоне 8–9% от общего объема автокредитов, то начиная с 2017 года и на текущий момент их вклад возрос до 15%.
«В 2019 году на автокредиты с первоначальным взносом до 5% приходится около 25% общего объема выдач, а совокупно с кредитами с нулевым первоначальным взносом их доля достигла 40%, что можно рассматривать как угрозу качеству выдаваемых продуктов», — подчеркивают в «Эквифаксе».
По данным «Эквифакса», уровень просроченной задолженности в сегменте автокредитов снизился с 5,5% на момент кризиса 2014–2015 годов до 1,5% к концу 2017 года, но в 2018 году ситуация изменилась — доля проблемных кредитов выросла до 2%.
Как отмечают в НБКИ, в структуре заемщиков — потенциальных банкротов (более 500 тыс. рублей задолженности при неоплате более 90 дней) на автокредиты приходится 7,2%, этот результат хуже, чем у ипотеки (2,2%) и кредитных карт (5,2%).
Автокредитование наряду с ипотекой остается для банков наименее рискованным сегментом из–за обеспечения залогом.
Господдержка помогла
Продажам помогли госпрограммы поддержки автопроизводителей и общее снижение ставок, которое произошло из–за снижения ключевой ставки ЦБ РФ с 7,5% годовых в начале года до 6,5% к декабрю. В результате сегодня средняя ставка на покупку нового автомобиля опустилась до 11,9% годовых, на авто с пробегом — 13,5% (при диапазоне 0,01–29% годовых).
«Существенную поддержку рынку автокредитования в стране, и в том числе в Петербурге, оказали льготные госпрограммы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», однако их действие завершилось, и поэтому рост продаж автокредитов, особенно в массовом сегменте, постепенно сокращается», — отмечает Дмитрий Цховребов, директор Северо–Западного округа Русфинанс Банка.
«В течение года мы наблюдали стабильный спрос на программы господдержки, порядка 60% таких автокредитов были оформлены по программе «Семейный автомобиль», — говорит Сергей Кульпин, начальник управления розничных продаж в Петербурге и Ленобласти — вице–президент ВТБ.
В будущем году из бюджета на госпрограммы выделено 5 млрд рублей. Некоторые участники рынка полагают, что без увеличения максимальной стоимости автомобиля (сейчас она установлена в размере 1 млн рублей) эффект от действия мер господдержки в будущем году будет ниже.
По данным НБКИ, средняя сумма кредита на покупку автомобиля за 10 месяцев текущего года в Петербурге выросла на 9,8%, до 947 тыс. рублей.
«Средняя сумма автокредита превысила 800 тыс. рублей для новых и 500 тыс. рублей — для автомобилей с пробегом, в текущем году происходил ее постепенный рост», — отмечает Дмитрий Цховребов.
«Объем выданных банком кредитов в текущем году вырос на 9%, до 1,8 млрд рублей, в основном это подержанные автомобили, — комментирует Алексей Сигов, заместитель председателя правления Заубер–Банка. — Рынок продаж автомобилей в кредит стабилен, и мы прогнозируем его устойчивый рост в следующем году».
«Мы не ожидаем серьезного снижения спроса на автомобили в следующем году, участники рынка будут стремиться удержать высокий уровень продаж автомобилей, и автокредит — один из основных инструментов, который поможет стимулировать спрос на покупку», — говорит Сергей Кульпин.
Количество выданных кредитов на новые автомобили и автомобили с пробегом за 10 месяцев текущего года выросло на 11,9%. В структуре автопродаж доля кредитных автомобилей растет и приближается к уровню 50%.
Росту автокредитования в этом году (да и в предыдущие годы) способствовало выделение денег на госпрограммы льготного автокредитования («Первый / Семейный автомобиль»). Госпрограммы оказывают существенную поддержку всему автопрому.
Иными словами, если бы не автокредитование, падение продаж автомобилей было бы еще более ощутимым.
Алексей Волков
директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй
Несмотря на продолжающееся падение российского авторынка, количество купленных в кредит автомобилей продолжает расти. У нас в III квартале 2019 года объем автокредитов в Петербурге вырос на 14,2% относительно III квартала 2018 года.
Автокредиты обладают сезонной динамикой, основной объем продаж приходится на III и IV кварталы года. При этом мы наблюдаем рост среднего чека по автокредитам. На будущий год Минпромторг зарезервировал около 5 млрд рублей на госпрограммы.
Но, чтобы полноценно поддержать рынок, имеет смысл внести в них некоторые изменения: повысить стоимость автомобиля до среднерыночной, то есть до 1,4–1,5 млн рублей, и расширить список моделей.
Татьяна Савина
исполнительный директор, управляющий филиалом банка «Уралсиб»
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!
Авторынок России: плачевные итоги двух месяцев
Официальная статистика российского авторынка, которую публикует Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), становится все менее полной и актуальной. Она и прежде не включала ряд марок — в основном элитных (Bentley, Lamborghini и т.д.), небольшим объемом продаж которых можно было пренебречь. Но в этом январе из отчета исчезла компания BMW с дочерней маркой Mini, а февральская статистика недосчиталась брендов Mercedes-Benz и smart. Концерны BMW и Daimler приняли глобальное решение публиковать данные о продажах только один раз в квартал. Поэтому февральский отчет АЕБ дает далеко не полное представление о российском рынке.
Без учета перечисленных брендов за два первых месяца 2020 года продано 218 тысяч новых легковушек и легких коммерческих автомобилей против 219 тысяч годом ранее. Увы, после оптимистичного января, когда продажи выросли на 1,8%, февраль снова показал падение — минус 2,2% и 119 тысяч машин.
Снижение спроса затронуло даже Ладу: за два месяца продано 46,8 тысячи автомобилей против 48,5 тысячи за тот же период 2019 года. Занимающая второе место Kia тоже потеряла 4% продаж.
Зато Renault и Toyota в ударе: рост спроса на 13% и 18% соответственно, и если у Тойоты основную прибавку дал новый RAV4, то у Renault повышение благодаря Аркане и немолодому семейству Logan/Sandero.
Бестселлером среди моделей остается Лада Гранта (18 тысяч машин за два месяца), следом идут Лада Веста и Kia Rio.
А через месяц АЕБ опубликует полноценный квартальный отчет, в котором будут Mercedes, BMW и их дочерние марки.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе—феврале 2020 года (в сравнении с тем же периодом 2019-го)
Лада | 46792 | 48542 | –4% |
Kia | 32062 | 33422 | –4% |
Hyundai | 25782 | 25167 | +2% |
Renault | 18416 | 16298 | +13% |
Toyota | 14644 | 12384 | +18% |
Volkswagen | 14572 | 14401 | +1% |
Skoda | 11145 | 11477 | –3% |
Nissan | 10663 | 11149 | –4% |
ГАЗ | 6384 | 6447 | –1% |
Mitsubishi | 4842 | 5748 | –16% |
УАЗ | 4551 | 4645 | –2% |
Mazda | 4083 | 3862 | +6% |
Datsun | 2965 | 2761 | +7% |
Chevrolet | 2428 | 3092 | –21% |
Haval | 2448 | 894 | +174% |
Lexus | 2319 | 2214 | +5% |
Audi | 2211 | 2103 | +5% |
Geely | 1531 | 923 | +66% |
Suzuki | 1142 | 372 | +207% |
Land Rover | 1102 | 1191 | –7% |
Ford | 983 | 4168 | –79% |
Volvo | 918 | 788 | +16% |
Subaru | 882 | 1103 | –20% |
Chery | 874 | 797 | +10% |
Changan | 672 | 94 | +615% |
Porsche | 622 | 543 | +15% |
Peugeot | 561 | 540 | +4% |
Citroen | 469 | 331 | +42% |
Infiniti | 278 | 679 | –59% |
Lifan | 269 | 876 | –69% |
Genesis | 244 | 428 | –43% |
Jeep | 241 | 303 | –20% |
Honda | 197 | 304 | –35% |
Jaguar | 195 | 287 | –32% |
FAW | 191 | 87 | +120% |
Cadillac | 171 | 125 | +37% |
Dongfeng | 168 | 187 | –10% |
Isuzu | 149 | 105 | +42% |
Fiat | 134 | 131 | +2% |
Zotye | 51 | 389 | –87% |
IVECO | 40 | 25 | +60% |
Brilliance | 29 | 31 | –6% |
Opel | 9 | — | |
Foton | 8 | 21 | –62% |
Chrysler | 5 | 7 | –29% |
Hawtai | 6 | — | |
SsangYong | 3 | — |
Топ-25 самых популярных автомобилей в России в январе—феврале 2020 года (в сравнении с тем же периодом 2019-го)
Лада Гранта | 18029 | 18204 | –1% |
Лада Веста | 15613 | 15038 | +4% |
Kia Rio | 14625 | 13348 | +10% |
Hyundai Creta | 12012 | 10272 | +17% |
Hyundai Solaris | 7861 | 8254 | –5% |
Volkswagen Polo | 7449 | 7518 | –1% |
Toyota RAV4 | 6302 | 3294 | +91% |
Volkswagen Tiguan | 5197 | 4178 | +24% |
Лада Ларгус | 5102 | 5450 | –6% |
Renault Logan | 4740 | 4343 | +9% |
Kia Sportage | 4723 | 5217 | –9% |
Toyota Camry | 4397 | 4846 | –9% |
Nissan Qashqai | 4146 | 3639 | +14% |
Nissan X-Trail | 4059 | 3887 | +4% |
Skoda Rapid | 3998 | 4997 | –20% |
Лада 4х4 | 3830 | 4679 | –18% |
Renault Duster | 3816 | 4732 | –19% |
Renault Sandero | 3704 | 3593 | +3% |
Skoda Octavia | 3409 | 3311 | +3% |
Skoda Kodiaq | 3337 | 2956 | +13% |
Kia Optima | 3141 | 3425 | –8% |
Renault Kaptur | 3127 | 3492 | –10% |
Mazda CX-5 | 2998 | 2617 | +15% |
Hyundai Tucson | 2952 | 3701 | –20% |
Kia Cerato | 2898 | 2337 | +24% |
Обратный отсчет: динамика стоимости автомобилей с пробегом
Эксперты «Avito Авто» проанализировали динамику стоимости автомобилей на вторичном рынке за прошедший год и выяснили, как меняются цены в зависимости от пробега и возраста, а также сравнили скорость падения цены среди наиболее популярных марок.
В целом за год более всего выросли в цене массовые марки. Положительная динамика характерна преимущественно для автомобилей возрастом до 3-х лет, а также 6-7 лет. При этом в сегменте «старше 7 лет», напротив, отмечено максимальное снижение стоимости по сравнению с прошлым годом.
Наиболее заметный скачок цен произошел в категории «до 3 лет», а лидерами условного рейтинга роста стоимости стали Audi, Toyota и Hyundai. При этом больше всего подорожали автомобили BMW, бывшие в эксплуатации 1-2 года, – на 32,2%. Стоимость Toyota и Audi аналогичного возраста выросла на 28,9% и 26,9% соответственно.
Лидеры роста и падения цен
Марка | Возраст | Цена, август 2016 г., руб. | Динамика в сравнении с августом 2015 г. | |
Рост | BMW | до 3 лет | 2 566 300 | 32,2% |
Toyota | 6-7 лет | 963 600 | 28,9% | |
Audi | до 3 лет | 2 063 500 | 26,9% | |
Падение | Chevrolet | старше 7 лет | 265 900 | -33,8% |
Ford | старше 7 лет | 290 800 | -8,5% | |
Daewoo | старше 7 лет | 101 400 | -1,7% |
Обратная динамика характерна преимущественно для автомобилей старше 7 лет. Так, Chevrolet стал дешевле на 34%, но это, скорее, исключение. В основном автомобили этого возраста потеряли в цене менее 10% – от 1,7% (Daewoo) до 8,5% (Ford). А в ряде случаев (Hyundai, Mazda, Nissan), напротив, зафиксировано повышение стоимости.
Наиболее ликвидными остаются автомобили азиатских производителей. Так, после 3 лет эксплуатации потери стоимости Kia – 22,7%, Hyundai – 22,3%, а через 6-7 лет – еще 22,5% и 21,2% соответственно.
Больше всего теряют в цене автомобили премиум-класса. К примеру, приобрести 4-5-летние BMW можно на 43,3% дешевле, чем недавно купленные модели. Аналогичный показатель Mercedes-Benz составляет 49,8%.
Интересно, что к числу быстро падающих в цене автомобилей относится и ВАЗ (LADA). Через 4-5 лет после выпуска модели российского производителя теряют в цене 42,9%, а после 7 лет – более половины.
За 12 месяцев изменились и характеристики автомобилей, выставленных на продажу. Если в августе 2015 года пробег машин, бывших в эксплуатации менее 3 лет, составлял в среднем 24,3 тысячи км, то год спустя – уже 25,2 тысячи км.
Для автомобилей, приобретенных 4-5 лет назад, эти показатели составили 41,4 и 42,6 тысячи км, а для машин старше 7 лет – 83,2 и 84,4 тысячи км. Однако пробег 6-7-летних автомобилей, напротив, сократился с 54,6 до 53,5 тысяч км.
Интересно, что в объявлениях о продаже автомобилей ГАЗ традиционно указывается пробег, максимальный среди всех марок. Так, в августе 2016 года этот показатель составил в среднем 37,5 тысяч км для 3-летних, 61,3 тысячи км для 4-5-летних и 69,2 тысячи рублей для 6-7-летних автомобилей.
Татьяна Ленская
Кузовной ремонт Lada Granta после небольшого ДТП стоил около $3500 в эквиваленте. Комментарий «Минск-Лада»
На официальном сайте автоцентра «Минск-Лада» есть предложение о покупке автомобиля Lada Granta, цены на который стартуют от 13 тыс. рублей (порядка 6700 долларов в эквиваленте).
Кто-то может предположить, что раз автомобиль бюджетный, то и его ремонт не будет дорого стоить.
Так ли это на самом деле? Своими мыслями поделился владелец такой машины, который летом попал в ДТП и был вынужден обо всем узнать на собственном опыте.
«Паровоз» на перекрестке
В середине июля наш читатель попал в аварию, виновником которой не был. Как это часто бывает, автомобили столкнулись из-за неправильного выбора дистанции одним из водителей.
— Выехал на перекресток, а там на «аварийке» стояла машина. Перед ней остановился другой водитель, за ним — я. Ждали возможности перестроиться в другой ряд и объехать препятствие, — рассказал корреспонденту Onliner.by собеседник. — А следовавший за мной водитель не успел среагировать и врезался в мое авто. От удара Lada отбросило вперед в стоящую там машину.
В результате ДТП никто не пострадал, а машины получили механические повреждения. Причем у Lada была самая неудачная позиция — второй «вагон» в «паровозе». То есть повреждения были и спереди, и сзади.
На место приехали сотрудники ГАИ, оформили ДТП.
— Виновником аварии был признан водитель третьей машины, той, которая врезалась в мою Lada. У него была страховка и нам произвели выплаты. Однако, насколько мне известно, страховая компания выставила водителю регрессный иск, требуя возместить расходы. Почему — я не знаю, — рассказал наш читатель.
«Визуально не было таких повреждений, чтобы ремонт обошелся настолько дорого»
Lada доставили в официальный сервисный центр для восстановления.
— Казалось, что повреждения не особо серьезные. Два бампера, крышка багажника, капот чуть помят — не так критично, — говорит владелец машины. — Все повреждения кузовные: по ходовой части и механизмам не было никаких вопросов.
Действительно, судя по фото, машине относительно повезло. Повреждения передней части даже непросто разглядеть, сзади дела обстояли чуть хуже.
— Сроки ремонта, естественно, переносились много раз. В результате это затянулось надолго — с середины июля до начала сентября. Это неприятно, но меня поразило другое — общая стоимость ремонта. Визуально не было таких повреждений, чтобы он стоил настолько дорого, — говорит собеседник.
Калькуляция
Мужчина получил на руки все документы. Общая стоимость заказа с учетом НДС составила 6918 рублей 18 копеек, то есть около 3550 долларов в эквиваленте.
Стоимость работ, согласно документам, составила порядка 3300 рублей, запчастей — почти 3500. При этом по отдельности запчасти не выглядят слишком дорогими. Капот в сборе, к примеру, стоит где-то 220 рублей, крышка багажника — чуть дороже 240 рублей. Однако общая сумма удивила водителя.
— Я так и не понял, почему это стоит так дорого. Но машину вернули, к качеству работ я претензий не имею, хоть и делали их долго. Но в цвет попали, все детали на своих местах.
Другое дело, что сейчас стоимость этой машины (2015 года выпуска) — от силы около 5,5 тыс. долларов, и то если долго продавать. По-быстрому, может, за 5 тыс. и уйдет.
А, оказывается, только кузовной ремонт может на 3,5 тыс. потянуть, — говорит наш читатель.
Страховая компания компенсировала бóльшую часть суммы. Однако часть денег все же пришлось заплатить автовладельцу.
— Сначала страховая компания заплатила 4 тыс. рублей, позднее я отнес дополнительные бумаги — еще часть выплатили. Но я все равно в минусе на 600 рублей. Дело в том, что страховка компенсирует стоимость ремонта за вычетом износа запчастей. Разницу пришлось оплатить самому, — пояснил водитель.
Комментарий компании
За комментарием корреспондент Onliner.by обратился в «Минск-Лада».
— Ремонтные работы имеют определенную трудоемкость. Если повреждения относительно серьезные, например лонжерон или повреждена передняя панель, — соответственно, стоимость ремонта будет возрастать из-за трудоемкости работ, — пояснили специалисты.
— Каждый ремонт рассчитывается по каждому конкретному автомобилю. Все работы нормированы, будь то снятие бампера ила замена крыла. Все рассчитано заводом. Плюс к этому добавляется стоимость самой запчасти, а также лакокрасочных материалов.
Итоговая стоимость ремонта будет эквивалентна повреждениям.
В «Минск-Лада» также отметили, что в среднем ремонт у них будет стоить столько же, сколько и у других дилеров.
— Сроки ремонтных работ оговариваются с клиентом и опять же зависят от сложности. Если это что-то незначительное — бампер, крыло — то, как правило, ремонт занимает от 3 до 7 дней. Если что-то сложное, то работы могут проводиться и в течение двух недель, и в течение месяца. К тому же сроки зависят от наличия запчастей. Они привозятся под заказ под конкретную машину, — рассказали специалисты.
Дополнено. «Клиенту было озвучено, что срок ремонта будет не быстрым»
Позднее в «Минск-Лада» рассказали о том, какие именно работы проводились с машиной нашего читателя.
— Автомобиль после ДТП попадает в ремонтную зону, после чего его разбирают и производится дефектовка согласно акту осмотра страховой компании. Затем назначается дополнительный осмотр.
Эксперт от страховой компании приезжает и осматривает скрытые повреждения (эксперт приехать сразу не может, порой дополнительный осмотр проводится и через неделю (в зависимости от загруженности эксперта)), — рассказали в компании.
Там добавили, что после проведения всех дополнительных осмотров (их может быть и несколько) составляется калькуляция. Это касается страхования по гражданской ответственности. Когда сумма ремонта известна — она озвучивается клиенту.
— Все клиенты разные, и некоторые от ремонта отказываются, после согласования сроков и суммы начинается ремонт — заказываются недостающие запчасти, — пояснили в компании. — В данном случае клиенту было озвучено, что срок ремонта будет не быстрым, он со всем согласен, сумма его тоже не испугала, он был извещен по поводу доплаты за новые запасные части и по сумме их доплаты.
В «Минск-Лада» утверждают, что вся задняя часть автомобиля менялась, включая задний пол и заднюю панель. Также ремонтировалась передняя часть автомобиля, включая два передних крыла.
Автомобили ВАЗ на «Автобарахолке» Onliner.by