https://www.znak.com/2020-04-12/avtovaz_vozobnovlyaet_rabotu_sotrudniki_schitayut_chto_uberech_ih_ot_koronavirusa_budet_slozhno
2020.04.12
MIT Russia / Twitter.com / Global Look Press
Крупнейший в России автомобильный концерн «АвтоВАЗ» с 13 апреля решил возобновить свою работу, несмотря на пандемию коронавируса. Корреспондент Znak.com узнал, как предприятие собирается обеспечивать безопасность своих рабочих в Тольятти. Многие из сотрудников считают, что выполнять предписанные меры на производстве невозможно.
«Проделана колоссальная работа»
В рассылке для сотрудников завода перечислены меры предосторожности, которые будут соблюдать на производстве (копия письма есть в распоряжении редакции).
В письме сказано, что на пол нанесли специальную разметку для сохранения безопасной дистанции, в столовой изменили рассадку, а помещения и инструменты продезинфицировали.
Кроме этого, до начала рабочей недели всем руководителям подразделений раздадут маски, которые они должны передать своим подчиненным.
Корреспондент Znak.com спросил о раздаче защитных средств у трех работников завода. Ни одному из них пока не выдали маску для выхода на смену. Двое получат ее уже на работе. Один отказался от маски сам: «У меня своя есть, лень куда-то ехать».
В группе заводского профсоюза АСМ в «ВКонтакте» пишут, что «за период нерабочих дней администрацией „АвтоВАЗа“ была проделана колоссальная работа». Например, завод приобрел 500 бесконтактных термометров для того, чтобы измерять температуру всем работникам дважды в день. Отметим, что на конец 2019 года в компании работало около 35 тыс. человек.
«Как мы будем соблюдать эти метры?»
Председатель независимого профсоюза сотрудников «АвтоВАЗа» «Единство» Анна Перова оптимизм своих коллег не разделяет. По ее словам, в некоторых рабочих ситуациях дистанцию соблюдать невозможно: «Если произойдет что-то непредвиденное, например, завал на транспортере, я не представляю, как мы будем соблюдать эти метры.
Водители и погрузчики индивидуально работают на своих машинах, это понятно. А слесари во время ремонта? Они там, бывает, плечо о плечо трутся».
Перова добавляет, что ее беспокоит вопрос развозки сотрудников: «Как перевозить работников? По семь-десять человек, как предлагают? Это сколько автобусов надо и сколько добираться придется?»
Сомнения Перовой разделил один из сотрудников завода, с которым разговаривал корреспондент Znak.com: «Не думаю, что правило про полтора метра можно соблюдать во всех случаях. Например, если ты работаешь в службе ремонта.
Или есть операции, где в звене должно стоять от двух и более человек. Я, по крайней мере, не могу себе представить, как все это будет происходить.
Еще у нас есть очень шумные производства, там, чтобы понять напарника, нужно довольно громко говорить в непосредственной близости от него».
В пресс-службе предприятия заявили, что «АвтоВАЗ» следует рекомендациям Роспотребнадзора, главного санитарного врача России, а также федеральным и региональным нормативным актам. На момент публикации материала корреспондент Znak.com не получил ответа на уточняющие вопросы.
Март 2019 года: сотрудники «АвтоВАЗа» празднуют выпуск трехсоттысячной Lada VestaMIT Russia / via Globallookpress.com
«Опять какие-то подвиги»
АвтоВАЗ нашел выход из затяжного кризиса
28.09.2009 00:00:00
На главном конвейере АвтоВАЗа начнется сборка моделей класса B альянса Renault–Nissan.Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Официальное решение совета директоров АвтоВАЗа о сокращении почти трети сотрудников предприятия ожидается во вторник.
Параллельно с этим в два раза сокращена инвестпрограмма предприятия, а альянс Renault–Nissan объявил о планах организации сборки своих моделей на главном вазовском конвейере уже через два года.
Независимые эксперты предупреждают, что незамедлительного эффекта от антикризисных мер ждать не приходится. Процесс этот будет длительным и непростым, однако в конечном итоге бренд «Лада» удастся сохранить.
Замгендиректора госкорпорации «Ростехнологии», член совета директоров ОАО «АвтоВАЗ», председатель антикризисного комитета компании Игорь Завьялов объявил в конце прошлой недели о завершении деятельности комитета в связи с полным выполнением задач, для решения которых он был создан.
Антикризисный комитет, сформированный в апреле, обеспечил контроль за использованием заводом господдержки, полученной в виде займа от «Ростехнологий» в размере 25 млрд. руб., а также разработал и запустил программу по выводу завода из кризиса.
Сегодня предприятие перешло на работу в одну смену, а мощности загружены на 65%.
Антикризисная программа предусматривает производство 500 тыс. автомобилей в год. При этом предполагается урезание инвестпрограммы предприятия на 2010–2013 годы почти в два раза – с 80 млрд. руб. до 42 млрд.
Между тем в 2008 году компания инвестировала в развитие, обновление оборудования и технологий 16 млрд. руб. – на 65% больше, чем в предкризисном 2007 году. Еще один шаг к сохранению автогиганта – решение о сокращении численности сотрудников АвтоВАЗа до 75 тыс.
человек, которое произойдет в январе–феврале 2010 года.
Руководитель профсоюзной организации завода Николай Карагин сообщил об итогах встречи с президентом компании. В ходе переговоров был достигнут компромиссный вариант оптимизации штатной численности персонала российского автогиганта. Сегодня в повестке дня увольнение 27,5 тыс. рабочих, а не 36 тыс., как предлагалось раньше.
Впрочем, в действительности в категорию безработных перейдет значительно меньшее число вазовских рабочих. «Приказ о дальнейших сокращениях, о которых было заявлено в четверг, еще не подписан.
Скорее всего он будет подписан после 29 сентября, когда пройдет совет директоров, и после того, как схема сокращений будет согласована в комиссиях при правительстве России», – сказал Карагин. По его словам, из числа 27,5 тыс. сотрудников автозавода, которые потеряют работу, 13 тыс.
– люди пенсионного возраста, 5,5–6 тыс. – предпенсионного возраста, которые выйдут на пенсию раньше срока.
Таким образом, реально под сокращение попадут около 7 тыс. человек работоспособного возраста. Однако для них есть утешительные новости – к началу 2012 года, как ожидается, до 6 тыс.
сотрудников будут наняты для работы на новой линии, проект которой принят АвтоВАЗом совместно с альянсом Renault–Nissan.
Западные партнеры собираются на главном конвейере АвтоВАЗа производить автомобили класса В – дешевые и конкурентоспособные на российском рынке.
«Мы намерены поставить одну из новых предлагаемых альянсом Renault–Nissan моделей класса B в 2012 году», – сказал в пятницу исполнительный вице-президент АвтоВАЗа Виталий Вильчик.
Источник на заводе и местный чиновник уточнили, что речь идет о предложении Nissan организовать сборку его автомобилей на платформе B0.
«В Nissan понимают, что санкт-петербургская площадка недостаточна, они рассчитывают на подъем рынка», – сказал источник на заводе.
Независимые эксперты считают, что меры по выводу из кризиса Волжского автозавода не дадут быстрого эффекта, и не факт, что очередная программа спасения предприятия выполнит свою роль. «В будущее никому не дано заглянуть.
Но государство не раз заявляло, что не даст обанкротиться АвтоВАЗу», – напомнил аналитик «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, перспективы крупнейшего российского автозавода во многом зависят от восстановления спроса на новые автомобили на рынке.
От оживления экономики до восстановления авторынка, по расчетам аналитика, пройдет не менее полугода.
Но доля того, чтобы АвтоВАЗ стал по-настоящему конкурентоспособным, предприятию необходимо «срезать лишний жир, привести в лучшую физическую форму», подчеркнул Баранов.
Под «лишним жиром» эксперт подразумевает не только увольнение сотрудников, но и ускорение процесса превращения автозавода в полноценное автосборочное производство, с отделением активов по производству автокомпонентов. Что же касается резкого сокращения инвестпрограммы, то этот шаг, в понимании Баранова, вполне оправдан.
«У АвтоВАЗа большие долги, с которыми надо рассчитаться для того, чтобы выйти из тяжелого положения, чтобы потом начать нормально развиваться», – отметил эксперт.
«Давно было ясно, что АвтоВАЗ с численностью работающих в 100 тысяч человек – перенаселенный завод», – поддерживает коллегу исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.
Еще в 2000 году поднимался вопрос о строительстве нового автозавода, на котором можно было бы трудоустроить излишки рабочей силы, но тогда это предложение не прошло. Речь не идет о сокращении собственно инвестиционной программы АвтоВАЗа. 42 млрд. руб.
– это та помощь, которую рассчитывает получить предприятие от государства при благоприятном стечении обстоятельств. У завода, по мнению эксперта, огромное количество активов, в том числе по производству автокомпонентов на площадке АвтоВАЗа, от которых следует отмежеваться. Больной вопрос – низкое качество комплектующих.
Заводу, чтобы переходить на современные технологии с технологий 80-х годов прошлого века, обязательно придется менять поставщиков комплектующих, но сделать это будет непросто, поскольку в России нет предприятий, выпускающих качественные автокомпоненты.
Начало производства в 2012 году на главном вазовском конвейере бюджетных моделей автомобилей альянса Renault–Nissan ни в коем случае не ставит крест на бренде «Лада», убеждены эксперты. У АвтоВАЗа неплохие шансы сохранить позиции на российском рынке.
Завод предлагает потребителям автомобили трех основных классов: A, B и C. И хотя Renault–Nissan планирует выпускать машины класса B и C, они не будут конкурировать с «Приорами» и «Калинами».
«Эти модели могут быть разной комплектации, закрывающие возможные потребности покупателей», – подчеркнул Баранов.
Примечательно, что ответственное за мониторинг безработицы в регионах Минздравсоцразвития до последнего времени не подтверждало сокращение персонала на заводе.
«Вокруг АвтоВАЗа очень много всяких разговоров, все данные об увольнении 36 тысяч или, как сегодня прошла информация, – 27,6 тысячи человек пока официальными документами не подтверждаются», – сказала в пятницу министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Шведский менеджмент и русский кризис: почему не едет АвтоВАЗ
В контракте президента АвтоВАЗа Бу Андерссона записано, что в декабре 2016 года он должен вернуть Lada 20% российского рынка. Удастся ли ему это, если главная отечественная марка больше не самый дешевый автомобиль?
Lada Vesta начали разрабатывать в 2012 году, но в производство запустили уже при Бу Андерссоне (на фото) ( Юрий Чичков для РБК)
Опубиковано в журнале РБК №2 за 2016 год
Субботним вечером 5 декабря 2015 года на дороге, соединяющей Автозаводский и Центральный районы Тольятти, через лес образовался затор из люксовых иномарок. Он растянулся на несколько сотен метров — до поворота на бывшую турбазу ВАЗа «Фортуна». Тольяттинский истеблишмент праздновал открытие гостиничного комплекса Lada Resort.
«Фортуну» построили еще в советские годы, она расположилась на берегу Волжского водохранилища и по документам находится на балансе АвтоВАЗа. В 2005 году завод решил избавиться от всех непрофильных объектов, но турбазу так и не продал. Она стала корпоративной гостиницей для размещения московского менеджмента и топ-менеджеров Renault-Nissan (концерн совместно с «Ростехом» контролирует завод).
Неудивительно, что в конце 2013 года именно в «Фортуну» заселился и будущий президент АвтоВАЗа Бу Андерссон, которого на заводе окрестят «убийцей издержек».
C «Газели» на Lada
Андерссон возглавил АвтоВАЗ в январе 2014 года. После того как прежний президент Игорь Комаров осенью 2013 года был назначен руководителем «Роскосмоса», на освободившееся место искали иностранца — поначалу среди топ-менеджеров Renault-Nissan. Но нужен был человек с опытом работы в России.
На предыдущем месте работы, в группе ГАЗ Олега Дерипаски, Андерссону удалось справиться с последствиями кризиса.
Он возглавил горьковский завод в 2009-м и за четыре года сумел вдвое нарастить выручку предприятия и вывести его в прибыль: ОАО «ГАЗ» по итогам 2013-го получило 391,7 млн руб. чистой прибыли по РСБУ.
Это было сделано в основном за счет запуска производства двух новых моделей — «Газель-Next» и «Газель-Бизнес», организации контрактной сборки Chevrolet, Skoda, Volkswagen и фургона Mercedes Sprinter, а также сокращения 50 тыс. работников предприятия.
Инициатива позвать его на работу в Тольятти исходила от президента Renault-Nissan Карлоса Гона, вспоминает Андерссон, беседуя с РБК в Ижевске в декабре 2015 года.
«Он был очень настойчив в части модернизации компании — должно быть современное управление, — говорит руководитель АвтоВАЗа.
— И поставил цели: достичь доли рынка в 20%, вернуть прибыльность заводу и следить за операционной рентабельностью».
О том, что Андерссон должен вернуть долю Lada на рынке к 20%, говорил и гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Выше указанного уровня доля собственных машин АвтоВАЗа была вплоть до 2011 года — 23%, в 2012-м она упала до 18,3%, а к моменту перехода Андерссона — на конец 2013 года — сползла до 16,5%.
В первом полугодии 2015-го Lada взяла было 20-процентную планку, но удержать не смогла: по итогам года доля не превысила 16,8%.
Как «Лада» хочет выйти из кризиса
Николя Мор (Nicolas Maure), глава российского автопроизводителя «АвтоВАЗ», борется на многих фронтах: слишком мало проданных автомашин, слишком большой персонал, слишком плохая репутация.
Почти год 56-летний француз руководит концерном традиционной марки «Лада» и определяет четкий курс. «С 2018 года мы хотим вновь покрывать издержки производства», — говорит Мор. Для этого в качестве эксперимента он делает ставку на рынок в Германии.
С марта в Германии можно будет купить «Лада Веста», новое достижение «АвтоВАЗа».
«Лада» со стилизованной парусной лодкой в качестве логотипа является с отрывом крупнейшим автопроизводителем в России. На Западе в советские времена были известны автомашины «Жигули» с их ярко выраженной угловатой формой. Многие годы концерн борется со структурными проблемами, которые усилились в результате кризиса сбыта в России. За четыре года рынок сократился вдвое.
Производство фирмы, которое находится в Тольятти, почти в тысяче километров восточнее Москвы, сократилось с середины 2000-х годов почти на половину. Хотя «Лада» еще доминирует на рынке с 20% долей участия, однако 266 тысяч проданных машин вряд ли достаточно, чтобы приносить прибыль. Поэтому в будущем больше продукции должно отправляться на экспорт.
Die Welt07.09.2016Capital.fr06.02.2017Die Welt14.08.2016 Таким образом, в игру вступает Германия. «Наша целевая группа — это не только тоскующие по временам ГДР», — говорит руководитель концерна Мор. Он смеется, у него хорошее настроение, поскольку в Германии ему нечего терять. «Не ожидайте, что мы переполним Германию российскими машинами». Главная экспортная цель «Лады» — это бывшие советские республики. «Позднее мы хотим выйти на рынки Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки».
«Увеличивать экспорт в Германию хорошо, однако этого вряд ли будет достаточно», — говорит эксперт Сергей Иванов с интернет-портала cartimes.ru. В 2016 году «АвтоВАЗ» смог поставить в Германию около 1600 машин.
Мор считает, что рост на 2000 машин уже станет хорошим результатом. «Мы хотим испытать „Весту“ на самом придирчивом рынке Европы и показать нашим российским клиентам, что эта машина и в Германии хорошо продается».
Своего рода визитная карточка против посредственной репутации.
Существуют злые анекдоты, которые подрывают имидж «Лады» и изображают машину как ненадежный советский драндулет. «Как удвоить стоимость своей „Лады“? Полностью заправить!» — так издеваются в интернете.
Мор протестует против таких шуток. По его словам, раньше «Лада» считалась хорошей альтернативой другим маркам. «Мы знали, что они ломаются, но мы знали также, что их легко ремонтировать», — говорит он.
Сегодняшние «Лады» уже не такие, как их предшественник «Жигули». «Это совершенно нормальная автомашина по очень хорошей цене, — подчеркивает Мор. — Мы хотим производить более конкурентоспособные, более высококачественные и более доступные по цене машины».
Об этом заботится, например, Константин Перевозчиков. Инженер руководит конвейером по производству моторов. «Компьютеры проверяют каждый производственный шаг. Если что-то не так, то линия останавливается», — говорит он.
Под контролем этого высокого человека производятся моторы партнеров «Лады» — «Рено» и «Ниссан». Союз автопроизводителей из Франции и Японии вступил в 2008 году в «АвтоВАЗ», чтобы лучше внедриться на перспективный российский рынок.
До этого «Рено» уже помог румынскому автопроизводителю «Дачия» избежать банкротства. Однако проект «Лада» потребовал миллиардных дотаций.
С «Рено» много изменилось, говорит Перевозчиков. «В течение года мы занимались модернизацией, чтобы производить моторы „Рено“». При посещении завода бросаются в глаза современные роботы, а также большая неиспользованная площадь. Как говорят, это площадь для расширения производства. Однако это также показывает, что концерн оздоравливается, сокращая ненужное.
За прошедшие годы десятки тысяч работников вынуждены были покинуть «АвтоВАЗ». Также и при Море, который привел сюда «Рено» в 2016 году, остается открытым вопрос, смогут ли сохранить работу примерно 50 тысяч служащих. «Очевидно, что у нас слишком много сотрудников», — признает Мор.
Однако он хочет избежать увольнений. «Именно в таком моногороде, как Тольятти, мы не можем просто так увольнять людей».
Создав «АвтоВАЗ» в 1966 году, советское плановое хозяйство сделало это место на Волге промышленным городом, специализирующемся на производстве автомобилей.
Сейчас существуют проблемы во многих моногородах, ибо в рыночной экономике эта концепция себя изжила. Лишь постепенно возникают альтернативы для тех, кому грозит безработица.
«АвтоВАЗ» целенаправленно ищет работу для излишнего персонала, говорит Мор. По его словам, еще в этом году около тысячи служащих смогут начать работу в новом контактном центре одного российского банка.
Эксперт Иванов не видит пока никакого изменения курса при Море. Он считает, что модернизация началась раньше. «Без финансовой помощи переориентация вряд ли возможна». В настоящее время происходит рекапитализация, в результате которой „Рено“ получит право на долю свыше 70% в „АвтоВАЗе“. И хотя имидж „Лады“ улучшился, „Лада“ все еще хуже любого европейского автомобиля», — говорит Иванов.
Поддержка и помощь порой приходят от президента Владимира Путина. Когда он испытывал в 2010 году «Ладу Калину», он оставил на ярко-желтом капоте свой автограф. «Это помогает, поскольку создает положительную энергетику, — говорит Мор. — Но я бы предпочел, чтобы чиновники больше ездили на „Ладах“, чем на немецких автомашинах».
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
АвтоВАЗ придумал, как выйти из кризиса
Руководство «АвтоВАЗ» утвердило антикризисный план, основная идея которого «Выйти из кризиса сильными». Об этом говорится в сообщении российского автопроизводителя.
Новая стратегия должна уже в текущем году снизить издержки, восстановить рентабельность и создать хороший задел для успешного развития компании в будущем.
Основные меры этой комплексной антикризисной программы направлены на улучшение текущего финансового положения предприятия и подготовку к развитию АвтоВАЗа в посткризисной перспективе.
Отдельные мероприятия антикризисного плана, которые носят срочный характер, стали внедряться еще с начала года.
Первое условие выхода из кризиса – снизить расходы и создать дополнительный денежный поток. Достичь этой цели АвтоВАЗ намерен за счет оптимизации логистических процессов, сокращения заводских запасов комплектующих не менее чем на 600 млн рублей в денежном выражении и сокращения запасов автомобилей на складах предприятия на 70 000 автомобилей.
Вторая задача – восстановить рентабельность в 2009 году, сохранить и увеличить долю рынка в условиях общего снижения объема продаж автопроизводителей.
В рамках антикризисной программы запланирован ряд мер по стимулированию спроса, который является основой эффективной деятельности компании в кризис.
Так, на АвтоВАЗе уже реализуется программа предоставления покупателям скидок, а с мая текущего года внедряется собственная кредитная программа «Лада Финанс – Лада в кредит», по которой можно приобрести в кредит автомобиль Lada по сниженным процентным ставкам – от 6,9%.
К концу 2009 года планирует сократить затраты на продукцию комплектаторов на 10%. Уменьшению расходов будет способствовать модернизация автомобилей путем сокращения их себестоимости за счет внедрения новых, более экономичных материалов и технологий.
Экономический эффект от мероприятий по оптимизации расходов на ремонтные работы оценивается в 500 млн рублей, сокращение общих административных расходов – 1,5 млрд рублей. Будут сокращены дополнительные выплаты персоналу за счет отказа от набора новых работников, отказа от индексации заработной платы и сокращения на 20% зарплат менеджменту компании.
Третья задача – обеспечить долгосрочное развитие компании, в частности выйти на рынок с новыми моделями, а также с модернизированными продуктами, которые будут интересны потребителю. К 2014 году планируется выпустить 9 новых моделей.
В ближайшее время начнется реализация программы «Лада Качество», предусматривающая комплекс мер по повышению надежности и долговечности автомобилей, а также ряд мероприятий по модернизации и усилению парка поставщиков. Цель программы – значительно снизить количество дефектов комплектующих, что в конечном результате должно привести к снижению гарантийных издержек и повышению лояльности потребителей.
АвтоВАЗ продлил майские праздники
АвтоВАЗ не будет выпускать машины с 28 апреля до 18 мая. Такое решение принято 24 апреля, в день совещания у президента Владимира Путина по ситуации в автопроме.
Менеджмент АвтоВАЗа уже заявлял о почти нулевом спросе в апреле. Большинство других производителей пока не анонсировали графики на май.
Некоторые вообще до сих пор не начинали работу с момента введения ограничений в конце марта.
АвтоВАЗ приостановит производство автомобилей с 29 апреля, возобновить его планируется 18 мая, сообщил ТАСС председатель первичной профсоюзной организации предприятия Сергей Зайцев. Источник “Ъ” в компании подтвердил эту информацию, уточнив, что офисные сотрудники будут работать по 30 апреля.
Согласно внутренним документам, 28, 29 и 30 апреля в соответствии с производственным графиком персонал концерна уйдет в простой с компенсацией в размере двух третей средней зарплаты.
28 апреля это коснется только вечерней смены линий B0 (Lada Xray, Lada Largus и др.) и Kalina/Granta, с 29-го — линии СКП, где собирается Lada 4×4. Кроме того, на аналогичных условиях предприятие уйдет в простой с 12 по 15 мая.
В 2019 году АвтоВАЗ приостанавливал работу на майские праздники с 29 апреля по 9 мая. Как пояснил Сергей Зайцев, еще с прошлого года между майскими праздниками были запланированы три дня корпоративного отпуска: «Должны были бы выйти с 12 мая, но теперь с 12 по 15 мая тоже будет простой, и выйдем 18 мая, после субботы и воскресенья» (цитата по «Финмаркету»).
Продажи АвтоВАЗа на фоне кризиса находятся почти на нуле, сообщал глава компании Ив Каракатзанис в ходе совещания у президента Владимира Путина по вопросам развития автопрома 24 апреля. Внутренние документы о введении режима простоя датированы тем же числом.
В ходе совещания были анонсированы меры поддержки автопрома, но они главным образом сконцентрированы вокруг госзаказа, который не скажется на динамике легкового сегмента.
Расширение программы льготного автокредитования до 17 млрд руб. может поддержать потребительский спрос, но, вероятно, не в период ограничений и неработающих дилерских центров.
Lada — лидер российского авторынка. Однако в марте продажи машин бренда, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 3%, до 32,8 тыс. штук, несмотря на общий всплеск спроса на фоне ожидания потребителями роста цен из-за девальвации рубля. По итогам первого квартала реализация АвтоВАЗа также уменьшилась на 3%, до 79,6 тыс. автомобилей.
Другие автопроизводители пока воздерживаются от продления праздников.
УАЗ в начале мая работает по федеральному графику с соблюдением всех санитарных норм Роспотребнадзора, сообщили “Ъ” в «Соллерсе»: к работе привлекается не более 25% общей численности персонала.
Ford Sollers, Volkswagen, Hyundai, Volvo и группа ГАЗ пока не определились с графиком на май. При этом в ГАЗе говорили, что перешли на четырехдневную рабочую неделю из-за падения спроса.
Renault запустили свой завод в Москве 27 апреля и также не определились с графиком на май.
В то же время продолжают не работать заводы Nissan, Toyota и завод «ПСМА Рус» в Калуге (выпускает бренды PSA Peugeot, Citroen, Opel, а также Mitsubishi).
Mazda Sollers еще в начале года в производственном графике запланировала временную приостановку конвейера в мае с целью модернизации производственной линии.
Ольга Никитина
СП: «АвтоВАЗ» вверг в кризис его менеджмент
В тяжелой ситуации, сложившейся на «АвтоВАЗе», виновато его прежнее руководство. Как выяснила Счетная палата, после начала кризиса менеджмент не спешил принимать антикризисные меры, а в конце концов принятая программа по сокращению издержек оказалась неэффективной.
В бедственном положении «АвтоВАЗа» виноват его прежний менеджмент, утверждает Счетная палата. Как пишет газета «Ведомости», к такому выводу аудиторы пришли в ходе проведенной в октябре-ноябре проверки работы автозавода в 2008-2009 годах.
В соответствии с утвержденным коллегией Счетной палаты отчетом продажи «АвтоВАЗа» начали падать в ноябре 2008 года. 30 марта 2009 года правительство одобрило выделение «АвтоВАЗу» госпомощи на сумму 25 млрд руб.
Как говорится в отчете Счетной палаты, господдержка позволила бы предприятию сохранить «оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений… персонала».
При этом Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 тыс. машин. Но этого не произошло, констатируют аудиторы.
Руководство «АвтоВАЗа» тем временем реализовывать антикризисные меры не спешило. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Остатки автомобилей на складах выросли с 17 тыс.
на начало 2008 года до 102 тыс. на начало 2009 года. Еще в марте прошлого года предполагалось, что продажи составят 669 тыс. машин, но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.
Из-за завышенного прогноза продаж «поехали» все финансовые показатели предприятия, а планы долгосрочного развития «АвтоВАЗа» тоже оказались под вопросом. Кроме того, мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной.
Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись «АвтоВАЗу» в 7,7 млрд руб., говорится в отчете.
Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока.
При этом «АвтоВАЗ» слишком поздно начал заниматься реализацией долгосрочных планов — лишь в середине 2009 года, когда уже находился в кризисе, а госпомощь была получена.
Проблемы «АвтоВАЗа»
В 2009 году «АвтоВАЗ», являющийся градообразующим предприятием, из-за падения спроса на его продукцию испытывал серьезные финансовые проблемы, а СМИ и эксперты обсуждали возможность закрытия или перепрофилирования предприятия. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев прошлого года продажи автомобилей сократились на 45%, до 321,6 тыс.
В прошлом году правительство направило предприятию 25 млрд руб. через «Ростехнологии», а также разработало программу по выходу «АвтоВАЗа» из кризиса, предписывающую акционерам определить непрофильные производства, после чего выделить их или продать.
Кроме того, «АвтоВАЗ» должен перевести часть персонала в дочерние предприятия с сохранением условий оплаты труда. В обмен государство выделяет ему дополнительную финансовую помощь в 50 млрд руб.
, а также безвозмездно принимает в госсобственность объекты здравоохранения и социально-культурной сферы «АвтоВАЗа».
Накануне «АвтоВАЗ», на складах которого остается до 60 тыс. непроданных автомобилей, возобновил производство после новогодних праздников. Как ожидается, с нового года ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и машины семейства «Лада Самара» будут выпускаться пять дней в неделю в две смены, Lada Kalina — по одной восьмичасовой смене в день, Lada Priora – четыре дня в неделю в две смены.
Автоваз и lada
Первое полугодие АВТОВАЗ закончил без прибыли и продолжил нести операционные убытки. Этого в компании не скрывают и открыто об этом говорят.
Кризисная ситуация, сложившаяся на автомобильном рынке, потрепала большинство игроков, заставив некоторых свернуть бизнес и уйти, сократить рабочие места, пересмотрев объёмы производства. В этом отношении ситуация на АВТОВАЗе стабильна и даже несколько нелогична: нет принудительного сокращения персонала, зато идёт соблюдение всех обещаний по «социалке» и увеличение заработной платы.
Для начала краткая справка: по итогам первого полугодия российский рынок «просел» на 36.4% (согласно данным Ассоциации европейского бизнеса); продажи автомобилей Lada упали на 27%; реальный уровень производства на АВТОВАЗе на 150 000 автомобилей меньше, чем было заложено в бюджет компании.
- Своим видением ситуации поделился президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. По словам господина Андерссона, на ситуацию оказывает влияние целый комплекс причин:
- 1. сокращение объёмов продаж;
- 2. рост закупочных цен, что привело к увеличению статьи расходов на 10 миллиардов рублей;
3. в 2015 году приблизительно на 50% упал уровень заказов на сборку автомобилей альянса Renault-Nissan (при этом нынешние объёмы позволяют обеспечить работой 10 000 человек).
Также отмечается, что на формирование свободного денежного потока повлияли инвестиции в проекты по созданию и подготовке к выпуску двух новых моделей Lada – Vesta и Xray. Объём инвестиций составил порядка 30 миллиардов рублей, из которых 25 миллиардов АВТОВАЗ вложил из собственного бюджета.
«Наши планы искать и находить варианты постоянного снижения затрат по всем направлениям, чтобы выйти на прибыль, – цитирует Бу Андерссона газета «Волжский автостроитель«. – АВТОВАЗ продолжит улучшать операционную эффективность, чтобы выйти из кризиса победителем.
У нас нет другого выхода. Нам нужна конкурентная и эффективная база поставщиков, и мы делаем всё, чтобы добиться этого результата. Также мы видим большой потенциал в локализации производства. И, конечно, самое важное в этом году – правильно запустить новые модели Lada – Vesta и Xray«.
Важное место в программе антикризисных мер АВТОВАЗа занимает пункт сохранения стабильности коллектива. Как сообщалось ранее, с 1 июня на 6% была повышена зарплата рабочих.
Также на предприятии введена система грейдинга, предполагающая только рост заработной платы – никакого уменьшения. Изменения коснулись и «тринадцатой» зарплаты – её теперь не будет; вместо этого рабочие будут получать бонус в зависимости от доли в прибыли.
Пока АВТОВАЗ, как мы отметили выше, прибыли не получает, но если ситуация изменится, президент пообещал сообщить об этом.
Руководство ОАО ‘АВТОВАЗ’ утвердило антикризисный план
Самарская область, 21 мая 2009, 13:34 — REGNUM Руководство ОАО ''АВТОВАЗ'' утвердило антикризисный план компании, реализация которого позволит уже в текущем году снизить издержки, восстановить рентабельность и создать хороший задел для успешного развития компании в будущем, сообщили корреспонденту ИА REGNUM-ВолгаИнформ в пресс-службе ОАО ''АВТОВАЗ''. Основные меры этой комплексной антикризисной программы направлены на улучшение текущего финансового положения предприятия и подготовку к развитию АВТОВАЗа в посткризисной перспективе. Отдельные мероприятия антикризисного плана, которые носят срочный характер, стали внедряться еще с начала года, до того, как программа была официально принята и утверждена на совете директоров компании.
Антикризисный план АВТОВАЗа основан на трех блоках. Предприятию необходимо снизить расходы и создать дополнительный денежный поток. Это первое и непременное условие выхода из кризиса и повышения рентабельности.
Генерации cash-flow планируется достичь за счет оптимизации логистических процессов, сокращения заводских запасов комплектующих не менее чем на 600 млн.
рублей в денежном выражении и сокращения запасов автомобилей на складах предприятия на 70 тыс. автомобилей.
Вторая задача, поставленная перед подразделениями завода антикризисной программой, — восстановить рентабельность в 2009 году, сохранить и увеличить долю рынка в условиях общего снижения объема продаж автопроизводителей.
В рамках антикризисной программы запланирован ряд мер по стимулированию спроса, который является основой эффективной деятельности компании в кризис.
Так, на АВТОВАЗе уже реализуется программа предоставления покупателям скидок, а с мая текущего года внедряется собственная кредитная программа Лада Финанс — Лада в кредит.
Программа позволяет приобрести в кредит автомобиль LADA по сниженным процентным ставкам — от 6,9%.
Рентабельность будет обеспечена посредством снижения закупочных цен на продукцию комплектаторов. К концу 2009 года эти затраты необходимо сократить на 10%.
Кроме этого, уменьшению расходов будет способствовать модернизация автомобилей путем сокращения их себестоимости за счет внедрения новых, более экономичных материалов и технологий. Процесс реинжиниринга должен принести экономию порядка двух млрд. руб.
Экономический эффект от мероприятий по оптимизации расходов на ремонтные работы оценивается в 500 млн руб, сокращение общих административных расходов должно дополнительно принести 1,5 млрд руб.
Также запланировано сокращение дополнительных выплат персоналу за счет отказа от набора новых работников, отказа от индексации заработной платы и сокращения на 20% зарплат менеджменту компании.
Мероприятия, запланированные третьим блоком антикризисного плана должны обеспечить долгосрочное развитие компании.
К моменту начала роста рынка АВТОВАЗ планирует выйти на него с новыми моделями, а также с модернизированными продуктами, которые будут интересны потребителю.
При реализации инвестиционного плана 2010-2012 годов в объеме 80 млрд рублей компания намерена к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам и выпустить девять новых моделей.
Одновременно со стимулированием продаж ведется масштабная работа по повышению качества автомобилей. В ближайшее время начнется реализация программы ''Лада Качество''.
Она предусматривает комплекс мер по повышению надежности и долговечности автомобилей, а также ряд мероприятий по модернизации и усилению парка поставщиков.
Цель программы — значительно снизить количество дефектов комплектующих, что в конечном результате должно привести к снижению гарантийных издержек и повышению лояльности потребителей.
История вопроса
Капиталистическая экономика характеризуется периодическими кризисами. В 2008 году начался экономический кризис, который некоторые экономисты считают терминальным для индустриальной экономики расширенного воспроизводства. Из-за того, что в последние десятилетия в мире абсолютно доминирует финансовая сфера, кризис принял форму финансового. Причиной кризиса является достижение мировой экономикой «пределов росла» по долгам, ресурсам и экологии. Проявляется кризис в падении фондоотдачи, то есть в снижении нормы прибыли на вложенный капитал. Кризис начался с проблем на рынке ипотечного кредитования в США. Он привёл к рецессии в мировой экономике, падению объёмов мировой торговли, беспрецедентному за всю историю трудовой статистики росту безработицы и размыванию так называемого «среднего класса» в развитых странах. Считается, что кризис 2008 года был преодолён к 2013, по крайней мере, к 2015 году. Однако многие мировые политики признают, что восстановление мировой экономики после кризиса неустойчивое и неравномерное, и его последствия продолжают оказывать негативное влияние на экономический рост.
Как АвтоВАЗ преодолевает последствия затяжного кризиса — Волга Ньюс
В 2017 году АвтоВАЗу удалось нарастить продажи, увеличить выручку, снизить убыток. Финансовая ситуация стала лучше за счет оптимизации затрат и мер господдержки, валютного курса и углубления локализации. Но самым значимым фактором стало начало восстановления российского авторынка.
Появился спросКак отмечают в министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, ситуация в региональном автопроме напрямую зависит от состояния мирового и российского рынка легковых автомобилей. «В этом году на фоне оживления экономики рынок в России после четырех лет падения демонстрирует уверенный рост», — сказал врио главы минэкономразвития региона Александр Кобенко.
По данным АвтоВАЗа, за девять месяцев этого года в России реализовано 221,2 тыс. автомобилей Lada, что на 16,5% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Динамика продаж превысила показатели роста рынка в целом — в январе-сентябре он вырос на 10,6%.
По мнению президента Торгово-промышленной палаты Самарской области Валерия Фомичева, рост продаж отечественных машин связан с экономическими условиями, которые не позволяют массовому покупателю замахнуться на приобретение дорогостоящих иномарок. «Люди берут то, что им по карману», — отметил он.
Как отметил управляющий директор представительства ЗАО «Финам» в Самаре Антон Ларионов, рост продаж позволил АвтоВАЗу улучшить финансовое положение.
«Выручка за три квартала 2017 года выросла на 21,5% — до 158,6 млрд рублей.
Меры, принятые новым руководством (оптимизация численности работников, изменение отношений с поставщиками) дали определенный эффект: себестоимость выросла значительно меньше — всего на 10,3%», — пояснил аналитик.
В результате АвтоВАЗ показал в отчетности по МСФО по итогам девяти месяцев положительную операционную маржу в размере 2,5 млрд рублей по сравнению с отрицательной в размере 12,5 млрд, полученной годом ранее.
В итоге по результатам трех кварталов у предприятия, пока остающегося убыточным, чистый убыток получился в 7,6 раза меньше, чем год назад.
Он составил 4,5 млрд рублей по сравнению с 34,2 млрд рублей убытка, полученного годом ранее.
В то же время реструктуризация накопленных долгов предприятия, которая ожидалась в этом году, пока так и не стала событием.
Как отмечает Антон Ларионов, ситуация улучшается, но не столь радикально, как рассчитывали.
После проведенной в конце прошлого года дополнительной эмиссии акций сумму текущих финансовых обязательств компании удалось сократить с начала года на 32,2% (на 15,5 млрд руб.), до 32,5 млрд рублей.
Однако накопленный долг по расчетам с поставщиками при этом вырос на 15% (на 7 млрд руб.), до 53,9 млрд рублей. Долгосрочные обязательства АвтоВАЗа также выросли на 5,8% (на 3,3 млрд руб.), до 50,5 млрд рублей.
Причины ростаПоложительные тенденции в реализации продукции АвтоВАЗ связывает с увеличением объема продаж новых моделей Lada Vesta и Lada XRAY. В феврале концерн запустил производство двигателя Renault-Nissan под кодом HR16, который локализован по полному циклу на промплощадке в Тольятти.
Летом стартовал выпуск двухтопливной «Весты», что стало событием для всего российского автопрома — впервые легковой отечественный автомобиль стал серийно оснащаться газобалонным оборудованием. Осенью запущено производство новых модификаций Vesta SW и Vesta SW Cross на площадке ЛАДА Ижевск в Удмуртии.
АвтоВАЗ уверенно преодолевает последствия кризиса, считает депутат Госдумы РФ, первый вице-президент СоюзМаша России Владимир Гутенев.
«Чрезвычайно важно, что при этом растет экспортная составляющая, в том числе, в страны ЕС, — отметил депутат. — Это говорит о качестве продукции и ее соответствии требованиям современного рынка.
Еще один важнейший для российских производств показатель — локализация производства, в среднем по модельному ряду она составила 85%».
Парламентарий подчеркнул, что сегодня объем российского автомобильного рынка растет и говорить об избыточной численности персонала в компании никак нельзя.
В начале декабря стало известно, что производство Lada Granta лифтбек переносится из Ижевска в Тольятти. Это станет дополнительной возможностью для загрузки мощностей Волжского автомобильного завода.
По данным областного минэкономразвития, инвестиционная программа предприятия на период до 2020 года оценивается в 227 млрд руб., около 50% из них будет направлено на развитие нового модельного ряда (автомобилей на платформе В0, Lada B/C, Lada Granta, развитие прессового производства, подготовку производства Lada 4×4 NG).
В этом году произошло еще одно громкое событие — Nissan вышел из состава консорциума, контролирующего АвтоВАЗ. По мнению Антона Ларионова, это результат реструктуризации владения активами внутри альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, который в лице Renault остается в составе основных акционеров предприятия.
«Nissan продолжит поставку узлов и комплектующих, сборка автомобилей Nissan Almera, Datsun on-DO и mi-DO, которая производятся в Тольятти, также не прекращается. Так что ни на производственных планах, ни на развитии АвтоВАЗа этот выход не должен сказаться», — заключил эксперт.
Николя Мор, президент ПАО «АвтоВАЗ»:— Положительный результат деятельности в первые девять месяцев 2017 года отчасти обусловлен некоторыми непостоянными факторами.
Это введение новых мер господдержки и отсроченный эффект благоприятных валютных курсов в первом полугодии. В свете потенциальных рисков нам следует и далее укреплять независимость компании от внешних факторов и продолжать мероприятия по оптимизации затрат.
Мы оставляем в силе прогноз на получение операционной прибыли в 2018 году и улучшение ситуации с чистой прибылью.
Владимир Гутенев, депутат Госдумы РФ, первый вице-президент СоюзМаша России:— Сегодня на АВТОВАЗе создан мощный фундамент для дальнейшего развития, и основное внимание следует уделять уже перспективным направлениям, связанным как с цифровизацией производства, так и с созданием моделей на альтернативных источниках энергии. Необходимо предпринимать дальнейшие шаги по сохранению кадров. Объем российского автомобильного рынка растет, и говорить об избыточной численности персонала в компании никак нельзя.
Спасение «АвтоВАЗа» вахтовым методом. Поможет ли заводу выйти из кризиса гендиректор-француз? | Капитал страны
В минувший понедельник решением совета директоров «АвтоВАЗа» назначен новый президент автогиганта француз Николя Мор.
На этом посту он сменил шведа Бу Андерссона, деятельность которого в качестве президента не устроила одного из акционеров «АвтоВАЗа» – «Ростех».
Зачем понадобилось российской стороне менять руководителя автозавода, сумеет ли французский топ-менеджер решить те проблемы, с которыми не справился швед, и каковы перспективы «АвтоВАЗа» стать безубыточным предприятием?
Кто приходит на смену Бу Андерссону?
На смену шведскому руководителю «АвтоВАЗа» советом директоров предприятия назначен гендиректор подразделения Renault в Румынии француз Николя Мор. Он также является руководителем Automobile Dacia SA, принадлежащего Renault. Мору 55 лет, он опытный менеджер, в автопроме более четверти века. С 2000 года француз работает в Renault.
С 2008 года он директор Dacia в Румынии, а с 2014 глава румынского подразделения Renault.
Иногда в печати Мор характеризуется как «жесткий и эффективный» менеджер, но поскольку этими же доблестями в прессе отмечался всегда и его предшественник, то чаще о французе говорят как об уравновешенном руководителе, который не отличается реформаторскими склонностями, а является сторонником спокойной и планомерной работы.
Словом, общественность должна понимать, что меняется отнюдь не «шило на мыло», все гораздо серьезнее.
Какие задачи предстоит решать новому руководителю автозавода?
О причинах, которые привели к отставке предыдущего главы Волжского автозавода Андерссона, наш журнал писал ранее. Круг задач, которые ставят перед новым руководителем российские акционеры, остался ровно тем же, что и при его предшественнике.
Глава Ростеха Сергей Чемезов видит основными целями в деятельности Мора «создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка, а также обеспечить эффективный процесс загрузки российских производств компонентной базы», того же самого ожидает от французского менеджера и глава Минпрома Мантуров – ориентироваться на российских поставщиков автокомпонентов.
Кстати, еще до назначения Мора на пост президента «АвтоВАЗа», в прессе считался решенным вопрос о том, что главой Волжского автозавода будет российский менеджер, ставленник главы Ростеха Чемезова.
Но дальнейшие события показали, что обладания всего лишь блокирующим пакетом (государству в «АвтоВАЗе» принадлежит только блокирующий пакет акций, контрольный находится у альянса Renault-Nissan) совершенно недостаточно, чтобы выполнялись пожелания российских чиновников.
В какой финансовой ситуации находится «АвтоВАЗ» сегодня?
По отчетам 2015 года, автозавод имеет чистый убыток в размере почти 74 млрд руб., нарушены ограничения по кредитам на общую сумму более 36 млрд руб. По заявлениям представителей Renault, эти убытки «бумажные» и связаны с переоценкой активов завода.
Как сообщают специалисты, один только перенос производства некоторых моделей из Тольятти в Ижевск обошелся заводу в 10 млрд руб., хотя никакой необходимости в том не было. Вряд ли можно подобные расходы отнести к «бумажным» или называть их переоценкой активов.
По сообщениям аудиторов, весьма вероятно, что без поддержки акционеров автозавод не сможет продолжать операционную деятельность.
Подобная ситуация была на Волжском автозаводе в 2009 году, тогда Ростех спас предприятие, выдав ему беспроцентные займы на сумму 75 млрд руб. Сегодня Ростех прямых денежных «вливаний» в автозавод не предусматривает.
На данный момент финансовая схема помощи «АвтоВАЗу» пока не выработана, эксперты полагают, что «донором» в этот раз будет Renault-Nissan, миноритарным акционерам придется либо участвовать в инвестировании, либо смириться с уменьшением своей доли в акционерном капитале автозавода.
Ростех, вероятнее всего, сохранит свой блокпакет, конвертировав часть долгов предприятия в акции.
Насколько хорошо продается продукция «АвтоВАЗа»?
За февраль месяц этого года было продано автомобилей Lada около 19 тыс. единиц, что на 19% ниже показателя за тот же период прошлого года.
Доля всей группы «АвтоВАЗ»–Renault-Nissan на российском авторынке сократилась на 1,9%, произошло это, по большей части, из-за сокращения доли автомобилей Lada – на 1,3%.
Сократились доли Datsun и Nissan на 0,8% у каждого, а доля Renault выросла на 0,8%. Выросли доли на рынке у KIA, VW, FORD. У многих компаний они сократились, но все эти сокращения не превышают 0,8%.
Такой потери доли российского рынка, как у «АвтоВАЗа», не демонстрирует ни одна компания.
Обращает на себя внимание тот факт, что потеря рынка Волжским автозаводом происходит в кризис, когда наиболее востребованными становятся машины недорогого класса, на которых «АвтоВАЗ» традиционно специализируется. Эксперты полагают, что объяснение этому явлению довольно простое: Renault устраняет в дешевом ценовом сегменте конкурента в лице автомобилей Lada.
За прошлый год продукция «АвтоВАЗа» повысилась в цене на 24%, а один из ближайших конкурентов – KIA подняла цены только на 17%.
Самая продаваемая модель Волжского автозавода Granta в дорогом варианте взлетела в цене до 560 тыс руб., хетчбэк Kalina – до 580 тыс руб. И подобный рост цен нельзя объяснить только тем фактом, что реальная локализация производства этих моделей на деле вдвое ниже той цифры, которую озвучивал бывший глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон.
Новая модель Vesta оказалась в ценовом сегменте, в котором нужно конкурировать с VW Polo, Hyundai Solaris, KIA Rio. Но беда даже не в этом, а в том, что в этом же сегменте находится и Renault Sandero. Планы по производству Vesta были тут же сокращены вдвое.
Было сокращено производство Lada 4х4, которая будучи устаревшей моделью, тем не менее в начале прошлого года уверенно лидировала по продажам в своем ценовом сегменте. Кстати, локализация этого внедорожника самая высокая из всех автомобилей Lada. Сегодня за освободившееся место на рынке «дерутся» Toyota RAV4 и Renault Duster.
Что может измениться с приходом нового руководителя на автозаводе?
По мнению экспертов, никаких кардинальных перемен произойти не может. И связано это прежде всего с тем, что «АвтоВАЗ» в качестве производственной площадки для создания каких-либо новых моделей не интересен Renault вовсе. В России мировых автогигантов интересует исключительно отверточная сборка как возможность минимизации ввозных пошлин для своей продукции.
Региональные кластеры по производству автокомпонентов уже существуют, и налаживать их создание в России будет означать только увеличение расходов для иностранных автопроизводителей.
Поэтому попытки правительства принудить мировых автогигантов к локализации производства в России каждый раз наталкиваются на сопротивление последних и создание всяческих схем по имитации локализации. О передаче технологий речи и вовсе нет.
В этом смысле альянс Renault-Nissan ничем не лучше и не хуже любого другого мирового автогиганта, он занимается тем, чем и должен заниматься – максимизирует сою прибыль. Если для этого нужно «удушить» конкурента, значит, это будет сделано. Но с «АвтоВАЗом» все оказалось несколько сложнее – он градообразующее предприятие. В Тольятти проживает около 700 тыс.
человек, на автозаводе, когда он продавался иностранцам, работало около 70 тыс. человек, на «АвтоВАЗ» работало и множество более мелких предприятий города. То есть с автозаводом прямо или косвенно связано большинство жителей города.
Два года назад правительство, продав альянсу Renault-Nissan завод, сделало его жителей заложником коммерческих интересов иностранного автопроизводителя. А последнему, естественным образом, весь этот клубок социальных проблем тоже ни к чему. Бу Андерссон за два года сократил около четверти работников.
Массовые сокращения на заводе были и до него, при российском руководителе, но в кризис эта мера оказалась особенно болезненной. Возникла также проблема с остановкой производств у многих поставщиков «АвтоВАЗа», в городе стали возникать протестные митинги в связи с сокращениями на автозаводе. Кризисная ситуация непроста и сама по себе, а тут еще и год выборов в Госдуму.
По мнению экспертов, для снятия социального напряжения понадобилась жертва, на которую можно списать многие «просчеты» в управлении, и этой жертвой стал Бу Андерссон. Специалисты говорят, что новый глава «АвтоВАЗа» продолжит политику предшественника, но, возможно, не в столь резкой форме. То есть сокращения будут и в текущем году, но уже не такие масштабные. Возможно, будут найдены и какие-то компромиссные варианты касательно локализации производства в России, но вот никаких иных перемен в политике иностранного автогиганта на «АвтоВАЗе» не предвидится.
Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram