Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана — всё о ремонте лада

Кардинально барабанные тормозные механизмы не изменились с момента их массового появления в 1902 году благодаря Луи Рено.

Правда, привод у тех тормозов был тросовый, а потому они были исключительно механическими.

Плюс у них не было автоматической регулировки, так что шофер должен был регулярно проверять зазор между колодками и барабаном. Но принципиальная конструкция, повторюсь, изменилась минимально.

Опишем здесь самую распространенную, классическую конструкцию барабанного тормозного механизма. Есть тормозной щиток, который жестко закреплен на кожухе заднего моста или цапфе колеса, и он не вращается. Также есть барабан, который закреплен на ступице колеса и вращается вместе с ней и колесом.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Тормозные колодки установлены на тормозном щитке. С одной стороны колодки опираются на оси, с другой – на поршни рабочего тормозного цилиндра (это хорошо видно на фотографиях).

Когда нажимают на педаль тормоза, тормозная жидкость раздвигает поршни в рабочем цилиндре, а те в свою очередь раздвигают тормозные колодки. Колодки прижимаются к поверхности барабана и автомобиль замедляется.

На колодки приклеены или приклепаны фрикционные накладки. Чтобы колодки не выпали, установлены прижимные пружины.

Приятным моментом данной конструкции является то, что одна из колодок имеет свойство подклинивания (ее называют активной).

Если привести пример, то представьте себе колесо автомобиля, хорошенько раскрутите его и попробуйте вставить рукой какой-нибудь предмет между колесом и аркой: с одной стороны предмет будет выталкиваться, а с другой – еще больше затягиваться в пространство между колесом и аркой, тем самым подклинивая колесо. Та же ситуация и с колодками.

Вторую колодку (пассивную) барабан отталкивает, и ее эффективность ниже первой – это, напротив, неприятный момент. Чтобы скомпенсировать разницу, фрикционная накладка пассивной колодки больше по размерам активной колодки.

Оборотная сторона подклинивания колодки в том, что тормозное усилие возрастает не пропорционально усилию на педали. Проще говоря, Вы давите на педаль тормоза и получаете совсем иное, намного большее замедление, чем ожидалось. С дисковыми тормозами такого нет.

Чтобы колодки вернулись на исходную после торможения, на них установлены возвратные пружины. Зачастую, если задний тормозной механизм барабанный, то те же колодки задействуются при затягивании стояночного тормоза («ручника»). На одной из колодок имеется дополнительный рычаг, к которому крепится трос, при перемещении которого колодки разводятся.

На современных автомобилях барабанный тормозной механизм саморегулируемый. То есть не нужно раз во сколько-то тысяч км или после ремонта лезть, как на ЗИЛ 130, под автомобиль, чтобы измерить зазор между фрикционными накладками и барабаном.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте ЛадаНа фото: ЗиЛ-130 '1966–74

Однако даже на современных авто стояночный тормоз все же регулировать необходимо.

Потому распорная стойка, благодаря которой разводятся колодки при затягивании ручника, имеет свойство удлиняться или укорачиваться за счет вращения гайки (ее тоже хорошо видно на фото).

Еще одним из положительных аспектов барабанных тормозов является площадь рабочей поверхности фрикционных накладок – она в любом случае больше по сравнению с дисковыми тормозами.

Но из-за особенностей условий работы (см. выше) износ накладок неравномерен, а значит, и усилие также будет изменяться с износом.

В свою очередь никто не мешает увеличить рабочую площадь накладок за счет увеличения не только диаметра барабана, но и его ширины, а это бесспорный плюс.

Этим с умением пользуются конструкторы грузовиков, для которых важней затормозить 20 тонн в пределах приличия, нежели тонкая связь между ногой водителя и ускорением замедления автомобиля.

Более того, даже если на легковушке по кругу установлены дисковые тормоза, то с высокой долей вероятности тормозной механизм ручника реализован по барабанной схеме. Просто в диске делают проточку и создают свой небольшой барабан и помещают внутрь колодки.

Пару слов об уже отживших свое конструкциях барабанных тормозах.

В поисках более простых и эффективных вариантов исполнения инженеры, чтобы решить проблему с колодкой, которая не подклинивается, пришли к выводу, что можно поставить два рабочих цилиндра с двух противоположных сторон тормозного щитка (как на ГАЗ 24 и множестве других машин с барабанными тормозами спереди и сзади). В таком случае обе колодки становились подклинивающими, но только при движении вперед.

Конструкторы АЗЛК применили барабанные механизмы с плавающими колодками. Плавающими потому, что опираются они не на оси, каждая на свою, а на шарнир, связывающий обе колодки. Поэтому когда поршни раздвигают их, они за счет усилий стабилизируются относительно барабана. А эффект подклинивания активной колодки снижается за счет передачи силы через шарнир на пассивную колодку.

Плюсы и минусы барабанов

Одним из главных достоинств барабанных механизмов называют его закрытость от окружающей среды – ни грязь, ни пыль внутрь не попадают. С этим трудно не согласиться, но с оговоркой – если речь идет о грязи снаружи. Все продукты износа колодок, что появляются в барабане внутри, просто так оттуда «выбраться» не могут. Вся прелесть закрытости барабаном видна на фотографиях подопытного.

Если в дисковых тормозах остатки фрикционных накладок просто выдуваются из механизма, то в барабанных почти все остается на месте. И еще.

Кто в своей жизни эксплуатировал грузовики или древние автомобили с «барабанами» по кругу, должен помнить: если проехал глубокую лужу или брод, то после необходимо несколько раз нажать на тормоза, чтобы просушить их, иначе их попросту не будет. С дисками такого цирка нет.

Еще барабаны отлично перегреваются и их, в отличие от дисков, нельзя быстро охладить набегающим воздухом. Сам барабан при этом покоробить сложно (чего не скажешь о дисках), но эффективность торможения горячих барабанов снижается очень существенно.

С точки зрения динамики барабаны тоже проигрывают дискам, так как последние легче. Плюс максимальное тормозное усилие у барабанов сильно ограничено – чрезмерным давлением на колодки можно просто «порвать» барабан. Диски же можно сжимать намного сильнее.

Пример ремонта заднего барабанного тормозного механизма

Тут все, в общем-то, довольно предсказуемо. Барабаны разбирают, как правило, для двух манипуляций: замены колодок или ремонта самого заклинившего механизма.

На этот раз к нам попал автомобиль с неработающим задним правым тормозным механизмом и отсутствием стояночного тормоза. Опытным взором мастера утечек тормозной жидкости найдено не было. Потому вероятность заклинившего рабочего тормозного цилиндра возросла до 99%. Решение было принято незамедлительно – разборка и более детальная диагностика.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Отвернули гайки и сняли колесо. К счастью, барабан не прикипел и снялся довольно легко. Хозяину автомобиля стало легче, когда он узнал, что колодки менять еще рано. Но потом пошли плохие новости.

Закисла распорка стояночного тормоза, следовательно, отрегулировать расположение колодок невозможно, а это причина отсутствующего ручника. Далее. Поршни в рабочем цилиндре заклинило, потому машина и не тормозила. Вердикт – замена рабочего цилиндра.

Хозяин встретил трудности мужественно и благословил начинать незамедлительно.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Так как необходимо заменять рабочий цилиндр, пережимаем тормозной шланг, чтобы исключить вытекание всей тормозной жидкости из контура. Отвернули соединительную гайку и отсоединили тормозную трубку от рабочего цилиндра. При помощи узкогубцев сняли нижнюю пружину с тормозных колодок. Затем отсоединили трос стояночного тормоза от рычага тормозной колодки.

Все теми же узкогубцами прижали, провернули и сняли прижимные пружины обеих колодок. Пружины фиксируются на пальце: на каждой имеется небольшая опорная крышка с прорезью, а у пальца наружный конец расплющен. Соответственно, при установке пружину сжимают, конец пальца проходит через прорезь, а чтобы зафиксировать пружину, ее проворачивают. Но это будет потом, сейчас разборка.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

После демонтажа прижимных пружин обе колодки можно снять с тормозного щитка и рабочего цилиндра. Что мы и делаем, немного раздвинув их для преодоления усилия верхней возвратной пружины.

После выкрутили болты крепления и сняли рабочий тормозной цилиндр. Сняли с колодок распорку, тщательно ее очистили и разработали, чтобы можно было отрегулировать стояночный тормоз.

Сняли затем и верхнюю возвратную пружину.

В процессе внимание на себя обратили бороздки на фрикционных накладках. Точно такие же были и на рабочей поверхности тормозного барабана, а такой износ неминуемо снижает эффективность торможения. Чтобы не рисковать здоровьем и благополучием хозяина авто, барабаны отправили на проточку. Колодки же менять пока рано – они выровняются.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

На фотографиях хорошо виден зубчатый венец датчика частоты вращения заднего колеса. В последнее время автопроизводители зачастили вместо зубчатого венца устанавливать обычное кольцо с намагниченными секторами.

Все хорошо, но порой грязь, пыль, продукты износа настолько набиваются на кольцо, что его магнетизма начинает не хватать, и система АБС выбивает ошибку «не вижу датчик». Лечится это тщательной очисткой такого кольца и сбросом ошибки.

Но мы отвлеклись.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Устанавливаем на колодки распорную стойку – чистую, разработанную и смазанную. Подсоединяем к обеим колодкам верхнюю возвратную пружину. В первую очередь подсоединяем к рычагу на колодке трос стояночного тормоза, затем вешаем колодки на тормозной щиток. Устанавливаем новый рабочий тормозной цилиндр. Вкручиваем, но не затягиваем болты его крепления и не забываем про штуцер для прокачки.

Теперь монтируем колодки в прорези на поршнях тормозного цилиндра. Немного отцентрируем колодки относительно тормозного щитка и затягиваем окончательно болты крепления рабочего цилиндра.

После чего выполняем вроде бы несложную, но порой очень хлопотную операцию по установке прижимных пружин колодок. С внутренней стороны ставим палец.

Затем, взявшись узкогубцами за крышку пружины, устанавливаем последнюю на колодку, сжимаем и проворачиваем для окончательной фиксации.

На словах все выходит просто, на деле же требуется сноровка…Чтобы палец не выпал, его необходимо придерживать, одновременно с этим нужно держать колодку и прицельно устанавливать пружину. Часто или палец выпадает, или пружина, или все вместе.

Справившись с прижимными пружинами, проверяем всю сборку на надежность крепления и ставим нижнюю пружину тормозных колодок. К этому моменту нам как раз принесли отлично проточенные тормозные барабаны – ставим их на место. Остается отрегулировать.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Регулировка стояночного тормоза – предельно простая операция.

При незатянутом ручнике нужно провернуть колесо и, пока оно вращается, через сервисное отверстие прокрутить регулировочную гайку на распорке до момента, когда колесо затормозится, потом отвернуть данную гайку на три–пять щелчков в обратную сторону. Каждый производитель дает свои назидания и цифры, потому перед регулировкой неплохо бы ознакомиться с техническими данными.

После регулировки не забываем поставить резиновую заглушку сервисного отверстия на тормозной щиток и прокачать задний правый тормозной механизм.

Внимательный читатель, возможно, заметил, насколько отличались правый и левый тормозные механизмы. Правый был в гораздо более плачевном состоянии.

Можно все списать на китайский металл, но первопричина в том, что правая сторона – сторона обочины, там всегда больше луж и выбоин, и она в коррозионном плане нагружена больше.

Потому закончим банальным, но неустаревающим советом: следите за техническим состоянием своего автомобиля и своевременно проводите ТО.

Опрос

А вы ремонтировали когда-нибудь барабанные тормоза?

Неисправности барабанного тормоза. Признаки и причины неполадок

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

В отличие от передних, дисковых тормозов, задние настолько редко напоминают о себе, что многие владельцы просто забывают к ним заглядывать. Но барабанные механизмы, скрывающиеся за задними колесами, тоже могут отказать и доставить проблем.

Читайте также:  Расход топлива автомобиля лада веста на 100 км - всё о ремонте лада

Назначение и конструкция Барабанный тормозной механизм, как и тормоз прочих конструкций, предназначен для замедления вращения колеса до его полной остановки.

При этом кинетическая энергия движущихся масс преобразуется в тепло, которое рассеивается в окружающем воздухе.

Барабанные тормоза могут применяться как на передних, так и на задних колесах, хотя из-за относительно низкой эффективности с 1970-х их устанавливают в большинстве случаев только на задней оси.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Основные элементы данного типа тормозного механизма – чугунный или дюралюминиевый барабан и пара колодок с фрикционными накладками.

Под действием поршней гидроцилиндра колодки прижимаются к рабочей поверхности барабана, затормаживая его благодаря силе трения. Гидравлика в большинстве конструкций воздействует на колодки с одной стороны.

С противоположного конца у современных колодок нет фиксированных осей вращения, т. е. они плавающие. Это помогает им самоустанавливаться в положении, наиболее выгодном с точки зрения максимально плотного прилегания к рабочей поверхности барабана.

После отпускания педали на прежнее место колодки возвращаются под воздействием двух пружин, которые вместе с подпружиненными направляющими стойками удерживают их на щите тормозного механизма.

За постоянство зазора между колодками и рабочей поверхностью барабана «отвечает» автоматическое устройство – самоудлиняющаяся распорная планка или саморегулирующийся цилиндр.

В устаревших конструкциях он регулируется вручную с помощью эксцентрика или резьбовой втулки.

У большинства автомобилей с задним тормозным механизмом совмещено также устройство затормаживания колес на стоянке – «ручник».

  • Отказ задних тормозов водитель обычно замечает только в экстремальной ситуации, когда машина начинает замедляться неожиданно слабо.

Признаки и причины неполадок Поскольку участие задних колес в замедлении автомобиля значительно меньше, чем передних, владелец не сразу замечает снижение их эффективности. Тем более, что обычно это происходит постепенно.

Проблемы задних барабанов наиболее заметны при энергичном торможении – машина снижает скорость медленнее, чем обычно. Если неисправен тормоз лишь одного из колес, на покрытии с низким коэффициентом сцепления резкое торможение может привести к заносу.

На многих автомобилях выход из строя задних тормозов особенно заметен при движении задним ходом – передние тормоза, ставшие «задними», оказавшись «в одиночестве», останавливают машину очень неохотно.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

На ВАЗах «первого» семейства зазор колодка – барабан регулировался вручную эксцентриками.

Значительная утечка рабочей жидкости приводит к отключению одного из контуров тормозной системы, из-за чего эффективность торможения снижается примерно в два-три раза. Попавший в гидропривод воздух проявляет себя мягкостью педали, срабатыванием тормоза в конце хода педали или после ее повторных нажатий.

Колодки, перекосившиеся из-за отслоившихся накладок, поломки пружин или стоек, обычно издают скребущий звук, задевая за барабан.

В таком случае возможно также заклинивание или перегрев барабана, уменьшение наката автомобиля, перерасход топлива.

«Овальность» барабана проявляется при энергичном торможении ответными пульсациями на педали, рывками при замедлении и пятнистым износом протектора шин.

Разновидности поломок Распространенные причины снижения эффективности барабанных тормозов – износ колодок, а также барабана, у которого увеличивается окружность рабочей поверхности. При одновременной предельной их выработке возможны выдавливание поршней из рабочего цилиндра, заклинивание колеса и потеря тормозной жидкости из контура.

Разгерметизация бывает при повреждении резиновых манжет цилиндра, следствие – утечка жидкости из системы наружу и подсос в нее воздуха.

При частичной разгерметизации работоспособность системы снижается из-за «завоздушивания», а также «замасливания» колодок вытекшей тормозной жидкостью (у заднеприводных машин – еще и маслом из под поврежденного сальника картера заднего моста.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Передняя колодка изнашивается быстрее. Автопроизводитель оговаривает минимальное допустимую толщину накладок.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Барабан, изношенный не более допустимого, можно восстановить, сточив буртик (1) и выровняв канавки (2) на рабочей части.

На авто с большим пробегом из-за коррозии возможно ослабление, «зависание» и разрушение пружин, стягивающих колодки, и тех, что прижимают их к тормозному щиту.

Нажимное усилие колодок может снизиться из-за ослабевшего троса ручника. Изредка отслаиваются фрикционные накладки у некачественных или поржавевших от времени колодок. Иногда встречаются осевое биение тормозного барабана и неравномерный износ (элипс) его внутренней поверхности.

Диагностика

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Следы тормоз ной жидкости на рабочем цилиндре свидетельствуют о возможном месте подсоса воздуха.

Точную диагностику делают на «тормозном» стенде с беговыми барабанами и компьютером, вычисляющим процентную эффективность каждого тормозного механизма. Для недорогих подержанных машин достаточно соблюдать регламент обслуживания тормозов и периодически проверять их работу, резко замедляясь со скорости 60–80 км/ч на сухом участке ровного асфальта.

Такой тест нужно провести несколько раз. Равномерно загруженный автомобиль должен сохранять прямолинейное движение на всем тормозном пути, в том числе во время движения с заблокированными колесами.

Поводом для серьезной диагностики барабанных механизмов должны стать любые нарушения в работе «ручника», который обычно задействует те же барабаны и колодки.

30.03.2016 8432

Как угадать систему задних тормозов на наших Логанах не заглядывая внутрь?.. — Renault Logan, 1.6 liter, 2007 year on DRIVE2

Парни, всем привет! Думаю, что вопрос заявленной мною темы, в тот или иной момент вставал перед большинством логановодов… Ресурс задних тормозных барабанов на Логане в среднем равен двум ресурсам передних тормозных дисков, срок службы задних тормозных колодок во многом зависит от частоты торможения ручником, но как правило — не менее 80-100 тысяч. Дальнейшая активная эксплуатация чревата неприятными неожиданностями… Соответственно, приближаясь к 100-тысячному пробегу, стал посматривать попристальней на задние барабаны, рассматривая в голове планы их ревизиии с дальнейшей заменой всех комплектующих: тормозных барабанов, ступичных подшипников, колодок, цилиндров и всякого рода пружинок…

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Мои барабаны… Красил в прошлом году.

За прошедший год приобрел и положил в ЗИП пару тормозных тросиков, которые в период моего обучения водительскому мастерству несколько раз подверг силовому испытанию — забывал при трогании снять с ручника, проезжая на нем до 50-100 метров…Итак… В чем же главная проблема?..

Она известна большинству опытных логановодов — на наши Логаны на Автофрамосе в одно и то же время могли поставить задние тормоза различных систем, причем даже поиск по ВИНу не гарантирует 100% вероятность, что внутри окажется именно то, что вам выдал компьютер.

Можно конечно выездить зад до упора (до клина, грохота, скрежета((, поехать в местный Логан-сервис и заменить все на детали, всегда имеющиеся в сервисном магазине, но это, как правило, будет все от ASAM, Mapco, либо Motorfrance, что резко снизит надежность и качество задней тормозной системы.

Поэтому, решил постараться найти способ точно определить, что у меня установлено внутри тормозных барабанов без их демонтажа, чтобы иметь наготове качественный ЗИП, с которым уже можно и следовать в сервис.

И оказалось, что я в своих исканиях не одинок — на просторах Логан-клуба парень Demitory выдвинул смело свой вариант определения задней тормозной системы без вскрытия последней… Итак, смотрим, делимся соображениями, а кто-то может быть уже — и реальным опытом точного определения системы задних тормозов…

Итак, мой Логан 1,6 декабря 2007 г/в… По своим старым фотографиям барабанов визуально сложно определить, сколько мм у меня между болтами крепящими тормозной цилиндр — 25 мм (Bosch/Bendix) или 31,8 мм (Lucas)…Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Нужно точно замерить расстояние между двумя болтами, крепящими тормозной цилиндр…

Сначала на глаз прикинул, что вроде 25 мм (сопоставив размеры гаек), но пообщавшись с Jack-EG понял, что система Bosch на мои 203-ьи барабаны никак не идет… В итоге заказал и барабаны и колодки системы Lucas…Барабанам ATE отдал предпочтение за их больший показатель предельной расточки по сравнению с TRW. Brembo почему-то не бьется по Экзисту на наш Логан…(( Решил не рисковать… Других производителей не рассматривал.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Вот этот TRW-ный цилиндр визуально похож на оригинальный (по выглядывающей его части)…

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Но тогда между болтами должно быть четко 31,8 мм…

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Ну а барабаны однозначно у меня 203 мм…

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Вот такие колодочки должны подойти на барабаны 203 мм…

Mileage: 93,850 km

Lada Vesta. Проверка состояния тормозных механизмов задних колес

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

Lada Vesta. Проверка состояния тормозных механизмов задних колес

Проверку состояния колодок в соответствии с регламентом технического обслуживания проводим через каждые 30 тыс. км. Степень износа колодок тормозного механизма заднего колеса оцениваем по состоянию передней колодки, которая изнашивается быстрее задней.

Для этого в щите тормозного механизма выполнено смотровое окно, закрытое резиновой заглушкой.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Поддеваем отверткой заглушку на тормозном щите…

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

..и вынимаем заглушку.

Через окно оцениваем состояние накладки передней тормозной колодки. При толщине накладки менее 2,0 мм колодки тормозных механизмов обоих колес необходимо заменить. Для более точной оценки состояния тормозных колодок, сняв тормозной барабан, осматриваем колодки. Отслоение накладки от основания колодки не допускается.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Штангенциркулем измеряем толщину тормозной колодки.

Затем, измерив толщину металлического основания колодки, вычисляем толщину фрикционной накладки. Для проверки состояния колесного цилиндра и барабана тормозного механизма опускаем рычаг стояночного тормоза и снимаем колесо.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления тормозного барабана.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

…то, равномерно поворачивая его, молотком с пластмассовым наконечником (или обычным молотком через деревянный брусок) наносим удары по торцу барабана. Очищаем и осматриваем барабан, на нем не должно быть трещин и сколов.

При сильном износе рабочей поверхности, а также при наличии борозд заменяем тормозной барабан. Для проверки состояния уплотнительных манжет колесного цилиндра поочередно с каждой стороны сдвигаем край пыльника с выступа корпуса цилиндра.

При наличии тормозной жидкости под пыльником, свидетельствующей о неисправности уплотнительных манжет, колесный цилиндр необходимо заменить.

Аналогично проверяем состояние колодок, барабана и колесного цилиндра тормозного механизма другого колеса.

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

Как проверить износ тормозных колодок

Чтобы тормозная система всегда была в норме, необходимо постоянно контролировать ее составляющие. Так как тормозные колодки работают исключительно «на трение», то они изнашиваются быстрее остальных частей.

Нельзя точно сказать, когда произойдет износ, условно эксплуатационный срок их работы равняется от 8 до 15 т. километров пробега при нормальной езде без «лихачества».

Проверка тормозных колодок позволяет приблизительно понять, когда производить замену.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Тормозная система

Каждый транспорт оснащен:

  • тормозным механизмом;
  • стояночным тормозом;
  • запасным тормозом. Применяется в экстренных случаях, при отказе основных тормозов. В легковых автомобилях обычно это реализовано за счет разделения тормозной системы на несколько контуров по диагонали или перед/зад.

Система тормозов состоит из привода и механизма торможения имеющего барабан или диск, а также тормозные колодки. Барабанные тормоза теперь используются реже, хотя они служат дольше по времени.

Сегодня почти во всех машинах идет дисковое тормозное устройство, такая система считается фиксированной и имеет суппорт и две устойчивые в одном положении колодки. Когда происходит нажатие на педаль тормоза, они сдавливают диск. Встречается еще и системы с плавающей колодкой, они устроены сложнее.

Читайте также:  Лада веста – схема электрооборудования: фото - всё о ремонте лада

Во время торможения поршень суппорта задевает одну из них, она отходит, прислоняется к диску и сдвигает его к другой, после чего происходит зажим.

Основные причины, влияющие на скорость износа

Тормозная колодка имеет две составляющие: каркас и фрикционную накладку. Если говорить коротко, то именно накладка выполняет основную задачу торможения, своим трением останавливая тормозной диск.

Передние тормозные колодки изнашиваются в два—три раза быстрее задних. Все потому, что большая нагрузка во время торможения приходится на механизм передних колес, идет перераспределение веса машины на переднюю ось.

На скорости износа непосредственно отражаются:

  • материал, из которого изготовлены детали. Каждый производитель задает свою толщину изделию, поэтому нужно не смотреть на цену и приобретать оригинальные накладки;
  • вес транспортного средства;
    Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте ЛадаКолодки
  • резкие перепады температур воздуха;
  • условия езды. Резкие ускорения и экстренные торможения, безусловно, сокращают жизнь изделий;
  • конструкция тормозного узла. Если произошел сбой в цилиндрах, то это отразится и на колодках.

Примечательно, что в зимнее время года замена производится реже, это говорит о том, что зимой происходит мало маневров во время движения.

Признаки износа

Порой, чтобы просто оценить состояние накладок, лезть в тормозную систему вовсе не обязательно. Многих интересует, как проверить тормозные колодки, не снимая колеса? Определить износ можно по следующим признакам:

  1. Когда происходит экстренное торможение, возникает специфический звук в колесе. Это говорит о том, что произошло неравномерное изнашивание деталей. Их пластины стерлись и задевают тормозные диски, создавая скрип. Похожим шумом сопровождается износ диска.
  2. Датчик износа колодок. Почти все нынешние авто имеют индикаторы, показывающие состояние механизма. Датчик на вид как лампа, когда он горит, значит, накладки пора сменить. Иногда происходит окисление контактов, и индикатор, может, попросту не сработать, тогда определять износ придется визуально.
  3. Система стала странно себя вести при снижении скорости. Уровень тормозной жидкости снижается, а педаль нажимается мягко, слегка продавливаясь или, наоборот, при нажатии срабатывает блокировка.
    Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

    Процесс замены тормозных колодок

  4. Обнаружили металлическую стружку на дисках, нужно отправляться в СТО, так как произошел не только износ колодок, но и износ диска.
  5. Длинный тормозной путь.

Проверка колодок без снятия колеса

Проверить износ тормозных колодок несложно, особенно когда на транспортном средстве стоят литые диски с большими отверстиями, через которые виден тормозной узел. Как правило, видна только наружная колодка. Если определять ее толщину визуально, то критической считается 1,5–2 миллиметра.

Когда, даже не снимая колеса, вы заметили, что толщина накладки меньше 5-ти миллиметров — это повод для замены. Если отверстия на колесе слишком маленькие, а тормозной механизм плохо виден нужно приступить к демонтажу колеса.

Когда ничего не мешает обзору легко оценить состояние второй накладки и попутно тормозного диска.

Правильный процесс проверки колодок и диска

Перед проверкой просмотрите таблицу показателей допустимых размеров частей тормозного механизма. Когда данные совпадают, начните производить замену. Процесс делится на следующие этапы:

  1. Устанавливаем транспорт на домкрат и убираем переднее колесо.
  2. Чистим диск от осевшей пыли.
  3. Штангенциркулем определяем толщину диска. Допустимый параметр износа – 10,8 мм.
  4. В смотровом окошке определяем толщину обеих колодок, можно взять штангенциркуль.
  5. Отверткой смотрим как ходят колодки. Когда двигаются туго, значит, они сдавили диск. Если потертость неравномерная необходимо поставить новый цилиндр и суппорт.
  6. Чтобы добраться до задних, снимаем колесо и барабан.
  7. Вымеряем их толщину и размер поверхности барабана. Диаметр должен не превышать 201.5 мм.
    Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

    Тормозные колодки

Производить замену деталей нужно если:

  • накладки в масле;
  • изделия тоньше 1,5 мм;
  • накладки неплотно соединены с основанием;
  • диски нужно заменить, если есть царапины или деформация формы.

Замена передних тормозных колодок

  1. Фиксируем авто на ручной тормоз, под колеса ставим преграды. Все что нужно ключи №13 и 17, а также отвертка.
  2. Производим демонтаж колеса, попутно проверяем уровень тормозной жидкости. Он должен находиться между отметками MIN и MAX на корпусе бачка.
  3. Давим на поршень и тянем суппорт до упора.

  4. Ключом на №13 снимаем нижний болт, ключом №17 в этот момент держим направляющий палец. Приподнимаем корпус и достаем колодки. Устраняем грязь, если она имеется.
  5. Ставим новые изделия, пружины устанавливаются параллельно верхней части колодок.

    Вниз отводим корпус скобы и крепим болт на место, после чего загибаем усик стопорной шайбы.

  6. Устанавливаем колесо. Далее, необходимо несколько раз нажать на тормоз, чтобы проверить поршень.
    Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

    Изношенная тормозная колодка

Замена задних тормозных колодок

Процесс замены почти такой же:

  1. Чтобы обездвижить авто ставим его на передачу. Включать ручник нельзя, так как он прижмет колодки к диску, и произвести замену не получится. Для безопасности ставим бруски под колеса.
  2. Убираем колесо, направляющие штифты устраняем ключом №12.
  3. Снимаем барабан.
  4. Отсоединяем от колодок пружины.
  5. Достаем переднюю колодку, рычаг привода убираем от троса и снимаем. Также проделать с задней.
  6. Теперь новые детали устанавливаем в точности до наоборот.

Проверка и регулировка тормозов задних колес и ручного тормоза

  • Хорошие скоростные качества автомобилей ВАЗ потребовали от конструкторов эффективного решения тормозной системы, которая бы обеспечивала быстрое гашение скорости и надежную устойчивость автомобиля на дороге в момент торможения.
  • Достаточно вспомнить, что автомобили ВАЗ, полная масса которых составляет 1345 кг, имеют возможность развивать максимальную скорость 140 — 150 км/ч.
  • Система тормозов, установленная на автомобилях, позволяет при движении автомобиля с полной нагрузкой на горизонтальном участке асфальтированной дороги обеспечить следующие величины путей торможения до полной остановки: при скорости движения 30 км/ч — 6 м, при скорости движения 80 км/ч — 35 м.
  • Чем же достигаются такие высокие показатели?
  • Одним из основных параметров эффективности тормозов принято считать отношение полной массы автомобиля к суммарной площади накладок всех тормозов, естественно, конструкторы изыскивают пути снижения величины приведенного выше отношения, а этого можно добиться либо за счет снижения массы автомобиля, либо за счет увеличения суммарной площади накладок.

На автомобилях ВАЗ 2101-2107 система тормозов состоит из дисковых колодочных тормозов, установленных на передних колесах, и барабанных колодочных тормозов на задних колесах. Суммарная площадь накладок всех четырех колес составляет 603 см2, таким образом, нагрузка на 1 см2 площади накладок составляет 1,5 — 2,0 кгс.

Необходимо отметить, что приведенные величины удельного давления значительно меньше аналогичных показателей многих автомобилей подобного класса. Незначительные удельные нагрузки при условии разумного и грамотного использования тормозов в эксплуатации исключают интенсивный износ накладок и обеспечивают надежность действий тормозов.

Для обеспечения высокой эффективности тормозов и гарантии их безотказности следует в обязательном порядке через каждые 5 тыс. км проверять и при необходимости регулировать тормоза.

Регулировка тормозов

Чтобы правильно выполнить операции по регулировке тормозов задних колес и ручного тормоза, можете воспользоваться следующими рекомендациями:

  • подготовьте необходимый для этого случая инструмент: ключ рожковый 13 мм., пассатижи, ключ комбинированный для крепления колес, ключ накидной 17 мм. и щуп 0,1-0,15 мм.
  • установите автомобиль на эстакаду или смотровую канаву
  • снимите колпаки задних колес и ослабьте болты крепления колес
  • вывесите заднюю часть автомобиля и установите подставки
  • выверните болты крепления колес и снимите колеса.
  1. Следует напомнить, что выполнение описываемой операции достаточно неудобно, так как требуется помощник, который во время проверки тормозов должен находиться в автомобиле и выполнять ваши несложные команды.
  2. В случае если такой помощник найден, он по вашей команде должен нажать на педаль тормоза, а вы в это время, вращая барабан, определяете, соприкасаются ли колодки с зеркалом барабана.
  3. В случае если требуется регулировка необходимо:
  • удерживая колодки прижатыми, поворачивайте гайку регулировочных эксцентриков 1 и 2 до их соприкосновения с колодками
  • отпустив педаль тормоза, поверните гайки в обратную сторону примерно на 10° так, чтобы зазор между колодками и зеркалом барабана был 0,10 — 0,15 мм.
  • щупом проверьте установленный зазор
  • для большей уверенности резко 3 — 4 раза нажмите на педаль тормоза и вновь проверьте зазор. При необходимости регулировку следует повторить
  • установите колеса, заверните болты крепления их и проверьте легкость вращения. Колеса должны вращаться совершенно свободно.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Схема регулировки зазора между колодками тормозов и тормозным барабаном

Бывают случаи, когда требуемый зазор между колодками и барабаном установить не удается. Это служит симптомом чрезмерного износа тормозных колодок, которые следует заменить на новые.

Замену накладок производят, естественно, при снятых барабанах. Снять тормозной барабан даже в условиях станции технического обслуживания — достаточно трудоемкая операция.

Дело в том что в процессе эксплуатации в результате электрохимической коррозии, барабан, отлитый из алюминиевого сплава, как бы «приваривается» к буртику фланца полуоси, изготовленной из стали. Известны многочисленные рекомендации и советы, как быстрее снять барабан.

Следует напомнить, что применение различного вида съемников не дает желаемого результата, более того, съемник чаще всего ломает буртик барабана.

Проще всего для снятия барабана использовать два крепежных болта 1, которые вворачивают в технологические отверстия 2 до отделения барабана. Однако, как показала практика, такой способ эффективен в случае, когда автомобиль «молодой», т. е. пробег его составляет 3 — 5 тыс. км.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Тормозной барабан

Если указанным способом снять барабан не удается, в качестве крайней меры можно предпринять следующее:

  • вывернуть направляющие штифты из барабана
  • смазать посадочное место барабана на полуоси моторным маслом, запустить двигатель и нажать на педаль тормоза
  • включить первую передачу.

С помощью описанных манипуляций практически всегда удается освободить барабан, так как удерживаемый колодками он стоит на месте, а полуось вращается.

Вращаясь, полуось издает очень неприятный пищащий звук, однако по истечении 10 — 15 с двигатель можно выключить, отпустить педаль тормоза и снять барабан.

Замена задних колодок

Разборка тормоза и замена колодок выполняются в такой последовательности:

  • отсоединить конец троса 10 от рычага 3 ручного привода колодок и снять рычаг
  • отсоединить верхнюю 5 и нижнюю 9 стяжные пружины
  • повернуть чашки 1 опорных стоек и снять их вместе со стойками, пружинами и нижними чашками
  • снять колодки 2, выведя их из пазов поршней цилиндра  4
  • снять распорную планку 6.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Тормозной механизм заднего колеса

Устанавливать новые колодки необходимо в обратной последовательности за исключением того, что при установке колодки необходимо предварительно установить ось рычага привода колодок, а распорную планку 6 колодок установить после монтажа опорных стоек.

Установив новые колодки, не забудьте отрегулировать зазоры с помощью эксцентриков 7.

Проверка ручного тормоза

Чтобы проверить состояние, вернее работоспособность ручного тормоза, следует установить автомобиль на небольшой уклон и, если затянутый на 3 — 4 щелчка рычагом ручной тормоз удерживает автомобиль на уклоне, можно считать, что все в полном порядке.

В случае когда ход рычага ручного тормоза большой, его необходимо отрегулировать с помощью натяжного устройства, для чего следует выполнить такие операции:

  • перевести рычаг управления ручным тормозом в крайнее нижнее положение
  • вытянуть рычаг вверх на два щелчка (на два зубца сектора)
  • из смотровой канавы или из-под эстакады ключом 13 мм. и пассатижами отпустить контргайку 3, вращением регулировочной гайки 2 натянуть трос 1, затем снова затянуть контргайку.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Регулировка ручного тормоза

После окончания операции проверьте в действии, правильно ли была выполнена регулировка.

Рубрики: Тормозная система

Проверка состояния задних тормозных колодок и барабанов

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Преимущества и недостатки барабанных тормозов

Барабанные тормоза незаменимы на грузовых автомобилях и автобусах, так как позволяют добиться необходимого тормозного усилия для транспортных средств с большой массой. Причины же использования их на задней оси легковых автомобилей несколько иные.

  • Барабанные тормоза упрощают конструкцию механизма стояночного тормоза.
  • Они в меньшей степени подвержены износу из-за большей площади соприкосновения фрикционных накладок и барабанов.
  • Наконец, они менее критичны к дорожным условиям, так как надежно защищены от попадания внутрь пыли и влаги.

К недостаткам барабанных тормозов можно отнести их более медленное срабатывание и меньшую стабильность, являющуюся результатом неравномерного контакта фрикционной накладки и барабана. Также минусом барабанных тормозов можно считать их более сложную конструкцию. Так как проверить состояние задних тормозных колодок?

Диагностика состояния задних тормозных колодок

Конструкция тормозной системы в Калине предполагает наибольшую нагрузку на переднюю ось. При нажатии на педаль передний тормоз «схватывает» чуть быстрее. К тому же площадь соприкосновения передних тормозных колодок и дисков меньше, нежели задних колодок и барабанов.

Именно поэтому задних тормозных может хватить и на 60 (и более) тысяч километров, при условии аккуратной езды. Проверка задних тормозных колодок заключается в минимально допустимой толщине фрикционных накладок, которая составляет 1,5мм.

Однако до такого состояния их лучше не доводить.

Срок службы тормозных барабанов во многом зависит от типа колодок. Если они мягкие, то барабаны истираются медленнее, а вот сами колодки придется менять чаще.

Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана на Калине – 201.5 мм. Если поверхность стерлась сильнее, барабаны требуют немедленной замены.

Если диаметр очень близок к этому значению, лучше поменять барабаны сразу – замена задних тормозных колодок все равно предусматривает их снятие.

Как проверить состояние задних тормозных колодок и барабана - всё о ремонте Лада

Есть пара нюансов, из-за которых на практике задумываться о замене задних тормозных колодок приходится чуть чаще. Первой из них является несколько более сложная конструкция самих колодок.

Поверхность основания и фрикционной накладки в данном случае полукруглая, что усложняет их изготовление и снижает надежность крепления.

Порой случается, что еще не износившиеся полностью фрикционные накладки отходят от основания, что требует их немедленной замены. Особенно часто такое случается с низкокачественными колодками.

Часто задние тормозные колодки очень быстро выходят из строя, если владелец автомобиля не полностью отпускает стояночный тормоз.

В данном случае в ходе движения колодки постоянно соприкасаются с тормозными барабанами, что аналогично работе точильного станка.

 Узнать о том, как подольше сохранить задние тормозные колодки в исправном состоянии вы можете в статье «Как продлить срок службы задних тормозных колодок и барабанов».

(3 оценок) Загрузка…

Как, не снимая колесо, проверить состояние тормозных колодок?

Автовладельцу необходимо постоянно следить за остаточным износом тормозных колодок, проверить состояние которых можно, не снимая при этом колёса с машины.

Одним из основных элементов тормозной системы автомобиля являются колодки, которые по мере эксплуатации машины стачиваются и требуют замены.

По причине уменьшения толщины рабочей накладки колодки увеличивается тормозной путь, что и приводит к вероятности дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому автовладельцу необходимо своевременно проверять колодки, меняя их при определённом износе рабочей поверхности.

Расскажем вам поподробнее о том как, не снимая колеса, проверить тормозные колодки.

Колесо автомобиля с литым диском

Срок службы тормозных колодок

Все без исключения производители тормозных колодок указывают на своих запчастях их эксплуатационные срок. Однако, в действительности, пробег тормозных колодок до их замены может отличаться, в зависимости от условий эксплуатации, стиля управления автомобилем и ряда других факторов.

В определенных ситуациях даже при пробеге в 20000 километров колодки будут оставаться, как новыми, и прослужат еще едва ли не такой же срок.

Тогда как у других автовладельцев буквально через 10000 километров пробега износ достигает критических величин, что приводит к необходимости замены тормозных колодок.

Подмечено, что тормозные колодки, изготовленные китайскими производителями, прослужат максимум 10-15 тысяч километров, при этом не редкость их писк уже в начале эксплуатации.

Тогда как оригинальные запчасти или же произведенными ведущими производителями, смогут прослужить на протяжении длительного срока, не доставляя каких-либо проблем автовладельцам, обеспечивая при этом необходимую безопасность эксплуатации автомобиля.

Тормозной суппорт

Как определить повышенный износ

Многие автовладельцы ошибочно определяют необходимость замены колодок по появлению характерного писка. Такие неприятные звуки издают не только истершиеся тормозные колодки, но и некачественные изделия.

Поэтому неприятный звук и писк не является показателем износа тормозных колодок, а автовладельцу потребуется ориентироваться по своим ощущениям в эффективности замедления автомобиля и проводить регулярный осмотр колёс, что позволит установить остаточный износ рабочей поверхности.

Проще всего визуально определить состояние тормозных колодок на автомобиле с крупноразмерными литыми дисками.

Все что необходимо будет сделать, это подобрать положение автомобиля таким образом, чтобы тормозные колодки и диски оказались между спиц колеса, что и позволит с легкостью их осмотреть, определив состояние и остаточный износ.

Для такой работы можно использовать специальные щупы или линейки, с помощью которых определяют имеющуюся толщину рабочей поверхности у колодки.

Тормозная колодка

Большинство автопроизводителей рекомендуют менять тормозные колодки, если толщина их рабочей поверхности составляет 2 миллиметра и менее.

Однако специалисты уверяют, что проводить такую замену тормозных колодок следует уже при показателе остаточного износа менее 5 миллиметров.

Это позволит обеспечить максимальную безопасность использования автомобиля, тогда как автовладелец будет всегда уверен в эффективности замедления машины в особенности в опасной ситуации.

Выводы

Экономить на качестве обслуживания автомобиля, в особенности его тормозной системы, не следует.

Необходимо в полном соответствии с регламентом проводить замену тормозных колодок, как только их износ составит 3-5 миллиметра рабочей поверхности.

Причём, используя только качественные оригинальные колодки, можно гарантировать отсутствие неприятного писка, а такие расходные материалы прослужат на протяжении длительного времени, что существенно упрощает обслуживание автомобиля.

Визуально определить износ тормозных колодок не составит труда. Проще всего сделать это на автомобиле с литыми дисками, что позволяет с помощью линейки или подручных средств измерить толщину колодок и осмотреть состояние дисков. Если показатель остаточного износа составляет 5 миллиметров и меньше, то такие колодки в обязательном порядке меняются.

А вот обладателям автомобилей с металлическими штампованными дисками всё же придётся поддомкрачивать машину, снимать колёса и только таким образом проверять состояние колодок. Это несколько усложняет обслуживание авто, но при этом автовладелец будет полностью уверен в эффективности работы тормозов, своевременно проводя сервис и ремонт с заменой колодок и дисков.

Как правильно действовать при неисправностях барабанного тормоза

Несмотря на продолжительный срок службы, недорогие ремкомплекты и значительное усилие при торможении, барабанные тормоза постепенно уступают место более совершенным дисковым и уже полностью отдали им пальму первенства на передних колесах автомобилей.

По-прежнему широко используются они в грузовом транспорте и автобусах, а также на задних колесах бюджетных моделей легковых авто, поэтому проблема ремонта узла актуальна для многих водителей.

Как правильно вести себя в случае неисправности механизма?

Несмотря на продолжительный срок службы, недорогие ремкомплекты и значительное усилие при торможении, барабанные тормоза постепенно уступают место более совершенным дисковым и уже полностью отдали им пальму первенства на передних колесах автомобилей.

По-прежнему широко используются они в грузовом транспорте и автобусах, а также на задних колесах бюджетных моделей легковых авто, поэтому проблема ремонта узла актуальна для многих водителей.

Как правильно вести себя в случае неисправности механизма?

Заметили неполадки в работе «ручника»? Отправьте автомобиль на диагностику барабанного тормоза

Признаки неполадок барабанного тормоза

Поскольку главная роль в торможении отведена передним колесам, заметить проблемы этого узла удается не сразу, разве что при энергичном замедлении или движении задним ходом.

Педаль становится мягкой, срабатывает не сразу, а иногда только после повторных нажатий, тормозной путь удлиняется, снижается накат. Нехарактерный для машины скрежет может быть вызван перекосившимися колодками, задевающими барабан.

Если при попытке остановиться появляются рывки, педаль вибрирует, стоит забить тревогу.

Средний эксплуатационный срок барабанных тормозов при благоприятных условиях достигает 60 тыс. км пробега. Для сравнения: дисковые аналоги заменять приходится уже после 25 тыс. км.

5 основных поломок

  1. Естественный износ колодок и барабана – одновременно или по отдельности.
  2. Повреждения резиновых манжет цилиндра и как следствие – разгерметизация, утечка тормозной жидкости из контура и попадание в него воздуха.
  3. Перекос колодок из-за отсоединения фрикционных накладок, механических поломок стоек или пружин.

  4. Коррозия на пружинах – «головная боль» авто с большим пробегом.
  5. Ослабление троса «ручника» и закономерное снижение нажимного усилия колодок.

Состояние задних тормозных колодок рекомендуют проверять каждые 20 тыс. км Один из недостатков барабанного тормоза – склонность к перегреву из-за плохой циркуляции воздуха. Повышение температуры может достигнуть критической отметки и привести к расплавлению фрикционного слоя. «Лекарство» от этого – спокойное и благоразумное вождение.

Тонкости ремонта

  • Деформации, следы износа или другие повреждения на колодках – это сигнал к их замене: восстановлению комплектующие не подлежат.
  • Грязь или застаревшую смазку на накладках можно убрать при помощи металлической щетки и уайт-спирита.
  • Устранить дефекты на рабочем цилиндре можно путем шлифовки или притирки, а изношенные уплотнители и поршни придется поменять.
  • Деформированные стяжные пружины также подлежат замене.
  • Восстановление тормозного барабана Honda, Ford или Suzuki предполагает его расточку и шлифовку абразивными мелкозернистыми брусками.

Если диагностика подтвердила изменение геометрии барабана, например его овальную форму, или на поверхности обнаружено слишком много следов износа, узел не подлежит ремонту. Процедура его замены достаточно сложная и многоэтапная, требует аккуратных действий без применения грубой силы.

Особую трудность вызывает снятие старого барабана, во время которого можно случайно сорвать резьбу. Иногда внутренний диаметр механизма превышает допустимое значение – одеть его обратно не представляется возможным без принудительного удаления лишнего выступа на кромке при помощи болгарки или напильника.

Чтобы заменить барабан, понадобятся опорная стойка, домкрат, несколько ключей, плоскогубцы, отвертка и щетка по металлу

Заменить вышедший из строя узел или его части – это полдела: после этого систему нужно правильно собрать, отрегулировать и протестировать при помощи специального оборудования. Если вердикт специалистов будет положительным, можно смело отправляться в путь, не забывая беречь тормоза от чрезмерного перегрева и повышенных нагрузок. Тише едешь – дальше будешь!

Ссылка на основную публикацию