Объем реализации «автовазом» машин с использованием господдержки превысил 40 000 машин — всё о ремонте лада

В среднем машины подорожают на один процент с 1 июля. Правда, в начале года «АвтоВАЗ» уже повышал стоимость авто всех моделей примерно на три процента. Основная причина повышения ценника — это инфляция. Сейчас легковые автомобили «Лада» в зависимости от модели стоят у дилеров от 434,9 тысячи до 1,01 миллиона рублей. Но причины повышения цен могут быть и другие.

Стоимость автомобиля формируется из нескольких составляющих: научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), закупки комплектующих и сырья, зарплат рабочих и менеджеров, амортизации оборудования, услуг сторонних предприятий, обеспечивающих производство. Сюда же включены расходы на электроэнергию и топливо, которые также поставляются сторонними поставщиками.

Кроме того, в стоимость авто закладываются логистика, расходы на гарантийное обслуживание, реклама, налоги и пр. При этом НДС и акциз входят в розничную цену, но не в себестоимость транспортного средства.

Если разложить процесс сборки авто поэтапно, затраты производителя будут следующими. Самая значительная статья расходов — это оснастка, которая включает оборудование, приспособления, пресс-формы для изготовления деталей.

Её стоимость для обновления одной модели составляет более 150 млн долларов, для обновления нового поколения авто (новая платформа, кузов и т.д.) необходимо минимум 600 млн долларов. При объёме продаж в 1 000 000 авто стоимость оснастки каждой модели составит 200600 долларов.

Если продажи сократятся в 10 раз, стоимость оснастки каждой модели вырастет пропорционально до 20006000 долларов, — рассказали Лайфу в пресс-службе ГК «Автоспеццентр».

Объем реализации «АвтоВАЗом» машин с использованием господдержки превысил 40 000 машин - всё о ремонте Лада

Фото © ТАСС / Александр Чиженок

Впрочем, говорить о резком падении продаж отечественного производителя пока не приходится. Напротив, почти весь 2018 год они только росли. Лишь в феврале продажи автомобилей «Лада» в Роcсии сократились на 1,4 процента — до 27 011 машин. Но при этом доля отечественных автомобилей продолжает увеличиваться и на конец февраля превышает 20 процентов.

Ещё один пункт затрат на производство автомобилей — материалы, из которых изготовляют авто и комплектующие. При габаритах авто 3850 x 1700 x 1500 стоимость всех материалов для автомобиля окажется на уровне 2000−3000 долларов.

Автомобиль собирают в среднем 16 часов, при этом стоимость сборки в час составляет от 40 до 60 долларов. При таком раскладе, как отмечают эксперты, уменьшение объёма выпуска повысит цену ещё на 640−960 долларов. Установка оборудования обойдётся ещё в 1000−2000 долларов.

Сюда входит трансмиссия, приборные панели, датчики, проводка, сиденья.

Постоянная работа над обновлением и модернизацией модельного ряда также стоит денег, считают эксперты.

На разработку новой модели будет необходимо потратить до 1 млрд рублей в год, то есть ещё 5001000 долларов на каждую модель.

Таким образом, видно, что производство авто — многоступенчатый процесс, который зависит от многих факторов, поэтому повышение цен во многом объясняется не стремлением автопроизводителя нажиться на покупателях, а желанием поддерживать качество автомобиля на высоком уровне.

Но даже незначительное повышение цен на автомобили чувствительно для отечественного производителя, так как он работает в бюджетном сегменте, — пояснили в ГК «Автоспеццентр».

Как заявил автомобильный эксперт Сергей Асланян, стоимость автомобилей «Лада» может повышаться ещё и потому, что «АвтоВАЗ» до сих пор не решил проблемы с локализацией производства.

Объем реализации «АвтоВАЗом» машин с использованием господдержки превысил 40 000 машин - всё о ремонте Лада

Фото © ТАСС / Алёна Селезнёва

Цилиндро-поршневую группу (цилиндры и поршневые кольца) везёт американская компания Federal Mogul. Хотим мы этого или нет, но эти комплектующие имеют валютный эквивалент.

У Lada Vesta валютный эквивалент ещё больше. Lada X Ray в принципе иномарка, Lada Largus — тем более не наша машина. У них комплектующие частично локализованы, частично — нет.

Но доля импорта там не бывает ниже 20 процентов, —рассказал автоэксперт.

Он добавил также, что даже если предположить, что мы живём в абсолютно стабильной экономической ситуации, а Запад лихорадит, то покупаемые там комплектующие поневоле буду вынуждать «АвтоВАЗ» поднимать ценник.

И тут важно сказать, что с «АвтоВАЗом» может повториться та же история, что сейчас разворачивается вокруг Горьковского автомобильного завода — из-за санкций может прекратиться поставка ключевых компонентов, и сейчас существует вероятность, что часть производства на ГАЗе может просто остановиться.

Впрочем, и в случае с импортом оснований для повышения цен не много. С начала года рубль укрепляется, а закупаемые иностранные детали обходятся заводу дешевле. В июне доллар упал до минимальных значений, но тольяттинские автомобили всё равно не стали дешевле.

Единственным более-менее обоснованным аргументом повышения цен может послужить инфляция — с января по май в России она составила 2,4 процента. Однако её уровень не настолько высок, чтобы поднимать цены на автомобили два-три раза в год, как это делает «АвтоВАЗ».

По мнению экспертов, себестоимость вазовской линейки не стоит вообще соотносить с розничной ценой.

Несколько лет назад в СМИ писали, что себестоимость одной из популярных моделей составляет 55 тыс. рублей, а по рентабельности «АвтоВАЗ» обогнал Porshe.

Даже если допустить, что в прессе ошиблись в несколько раз, Волжский автозавод зарабатывает на каждой модели не менее 20−30 процентов. Впрочем, это ни о чём не говорит.

Себестоимость последнего айфона, к примеру, около 400 долларов, но продают за 1 тыс. Это рынок. И пока есть спрос, цены будут повышать.

Минпромторг одобрил льготы АвтоВАЗу

Минпромторг одобрил заявку АвтоВАЗа на специнвестконтракт (СПИК). Инвестором в рамках соглашения станет только российский автоконцерн, а его партнеры по альянсу Renault, Nissan и Mitsubishi выступят в качестве привлеченных сторон. СПИК с АвтоВАЗом планируется подписать до конца года наравне с Hyundai, BMW и калининградским ГК «Автотор».

21 декабря Межведомственная комиссия по специнвестконтрактам под председательством заместителя главы Минпромторга Василия Осьмакова одобрила заключение СПИК (фиксируют налоговые льготы на десять лет в обмен на инвестиции) АвтоВАЗом. Инвестпроект предполагает развитие модельного ряда автомобилей Lada, Nissan, Renault и Mitsubishi и модернизацию мощностей для их производства, планируется, что он будет реализован альянсом АвтоВАЗ—Renault—Nissan—Mitsubishi.

Как писал “Ъ” 20 ноября, в рамках контракта АвтоВАЗа инвестором будет только сам концерн, а Renault, Nissan и Mitsubishi выступят в качестве привлеченных сторон. В такой конфигурации налоговые льготы также получит только АвтоВАЗ.

При этом в случае изменения законодательства — так, чтобы подписывать контракт могли и группы инвесторов,— СПИК АвтоВАЗа может быть трансформирован в групповое соглашение.

Как сообщали собеседники “Ъ”, СПИК для альянса должен стать гарантией доступа к промсубсидиям на все время действия контракта (выдаются из бюджета и де-факто являются компенсацией утильсбора для российских и локализованных в РФ концернов).

Отметим, что Дмитрий Козак также поручил исключить из периметра СПИК гарантии компенсации пошлин и утильсбора. Источники “Ъ” в отрасли, правда, все равно уверены, что именно контракт останется «билетом в господдержку». Позднее вице-премьер действительно допустил, что доступ к субсидиям и компенсациям в автопроме получат только держатели СПИК.

Общий объем инвестиций по СПИК АвтоВАЗа — более 70 млрд руб. на десять лет.

Предполагается, что за этот период объем произведенной и реализованной продукции составит около 4,9 трлн руб., доля экспортных поставок может достичь 10%. Кроме того, будет создано 4,5 тыс. рабочих мест. По предварительным оценкам, объем налоговых поступлений в бюджет от реализации проекта — свыше 132 млрд руб.

Объем реализации «АвтоВАЗом» машин с использованием господдержки превысил 40 000 машин - всё о ремонте Лада

Таким образом, теперь на рассмотрении остаются две заявки на СПИК: от BMW и ГК «Автотор». Остается неподписанным и поддержанный комиссией контракт «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод Hyundai в РФ).

АвтоВАЗ сообщал, что контракт планируется заключить 25 декабря. В Минпромторге надеются подписать до конца года все четыре контракта.

Отметим, все компании, подписавшие СПИК до конца года, должны также получать с 1 января из бюджета компенсацию роста НДС 20% вместо прежних 18%.

Ольга Никитина

Леонид Калашников: АВТОВАЗ намеренно и планомерно превращают в отвёрточный цех по сборке иномарок

Объем реализации «АвтоВАЗом» машин с использованием господдержки превысил 40 000 машин - всё о ремонте Лада

Калашников Леонид Иванович

В настоящее время ситуация, складывающаяся вокруг российской автомобилестроительной компании ОАО «АВТОВАЗ» — крупнейшего производителя легковых автомобилей в России и Восточной Европе, вызывает серьезную озабоченность.

Комплекс происходящих событий вокруг компании может иметь серьезные долгосрочные последствия для социальной стабильности в регионе и стране в целом, а также крайне негативно сказаться на возможности реиндустриализации России, возрождения машиностроительного комплекса.

На протяжении десятилетий ОАО «АВТОВАЗ» оставался стратегически важным предприятием, одним из «столпов» советской экономики.

О значении АВТОВАЗа в структуре экономики нашей страны говорит, в частности, тот факт, что в начале 1970-х годов на автомобили, произведенные в СССР, приходилось более 60 %, а затем до 80% всех доходов от экспорта продукции отечественного машиностроения.

Наши машины экспортировались в такие развитые страны, как Франция, Канада, Австралия, Швеция, Норвегия, Финляндия, а также в Азию, Африку, Латинскую Америку. Это способствовало не только развитию современных технологий, и получению внешнеторгового дохода, но и значительному повышению престижа нашей страны.

Однако в последние годы развитие событий вокруг ОАО «АВТОВАЗ» пошло по самому негативному сценарию. В частности, за 10 месяцев 2015 года автомобилей марки «Лада» продано на 30% меньше, чем за тот же период 2014 года. При этом основные конкуренты АВТОВАЗа, имеющие сопоставимые объемы продаж Hyundaiи Kia, при тех же условиях рынка сократили объемы продаж на 10% и 16% соответственно.

При этом доля импорта от общего объема поставок материалов и комплектующих на ОАО «АВТОВАЗ» за 9 месяцев 2015 года составила 32%. С учетом импортных компонентов, используемых поставщиками, эта доля может существенно превысить половину стоимости выпускаемого автомобиля. В начале 2000-х гг. для производства автомашин ОАО «АВТОВАЗ» использовал около 5% импортных материалов и деталей.

Так руководством ОАО «АВТОВАЗ» фактически игнорируется провозглашённая ПрезидентомРоссийской Федерациипрограмма импортозамещения. В своих отчётах Бу Андерссон рапортует о 70% локализации для Vesta, 61% — для Largus и 50% — для X-Ray. Однако эти цифры далеки от реальных.

Как минимум треть от этих цифр представляют собой скрытый экспорт – когда из зарубежных (румынских, турецких и пр.) запчастей на территории РФ собирается деталь или агрегат. Такие детали или агрегаты при этом считаются «российскими», а запчасти для сборки приобретаются за рубежом за валюту.

Подобные схемы удорожают и делают наши автомобили неконкурентоспособными.

Подобные решения противоречат национальным интересам России. ОАО «АВТОВАЗ» намеренно и планомерно превращают в отвёрточный цех по сборке иномарок. Так, согласно статистике, производство автомобилей под брендом Lada сократилось с 810563 шт.

в 2008 г. до 414266 шт. в 2014г. Создаётся впечатление, что иностранный менеджмент реализует неподконтрольную правительству РФ политику по уничтожению российской экономики и это в условиях влияния неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры.

Все это ведет к сильному сокращению числа работающих на предприятии. За последние несколько лет было существенно сокращено количество сотрудников АВТОВАЗа. Люди остаются без работы. В 2008 году на заводе работало 104209 человек и выпускалось 810563 автомобиля.

Сегодня за счет ускоренной программы «оптимизации» численность рабочих, по официальным данным, составляет всего 52 тысячи человек. И, судя по всему, грядут новые сокращения.

Возможно, рассматриваются новые волны «оптимизации», чтобы окончательно превратить завод в место сборки машинокомплектов, произведенных в зарубежных странах.

Поэтому необходимо иметь в виду, что происходящая «оптимизация» и перепрофилирование завода под «отверточную» сборку, несомненно, будет иметь тяжелые социальные последствия, чреватые дестабилизацией обстановки в стране. Город Тольятти был построен под АВТОВАЗ.

Десятилетия процветания завода создали целые рабочие династии высококлассных специалистов. Вся инфраструктура города была подстроена под нужды трудящихся предприятий гиганта. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась.

Увольнение тысяч людей и невозможность найти достойную работу в этом моногороде порождает крайне негативные общественные настроения. Что выразилось в целой серии публичных акций протеста.

Судя по всему, такие настроения будут нарастать, а акции протеста будут становиться все более многочисленными и радикальными.

Более того, в 2005 году АВТОВАЗ был перерегистрирован в Санкт–Петербурге, куда и начали уходить все налоговые отчисления. Тольятти, таким образом, стал одним из наименее социально защищённых регионов в стране.

Все полученные АВТОВАЗом средства антикризисного фонда как будто растворились или были израсходованы крайне неэффективно. Предприятие фактически стало убыточным или было искусно доведено до такого состояния.

Между тем, несмотря на катастрофический уровень безработицы, нынешнее руководство приняло решение о переносе производства LadaVesta в Ижевск. Перенос производства стоил заводу дополнительных 10 миллиардов рублей. Фактически производство пришлось создать заново на Иж-Авто.

Плюс проект получил логистическое плечо в 600 дополнительных километров (Тольятти – Ижевск), по которому вынуждены возить значительную часть комплектующих. Как итог – себестоимость Весты на сегодняшний день (по словам источника в высшем руководстве ВАЗа) – 1,5 млн.

рублей, что втрое выше продажной цены.

Даже на этом примере можно судить, что производство автомобилей АВТОВАЗ падает вовсе не вследствие сокращения спроса, как утверждают наши иностранные партнёры и многие российские чиновники.

Негативное развитие событий вокруг ОАО «АВТОВАЗ» предопределяется тем, что контроль над компанией во многом принадлежит иностранным собственникам — альянсу Renault-Nissan, а именно подконтрольных альянсу структурам, входящим в СП AllianceRostecAutoB.V.

, зарегистрированному в Нидерландах и владеющему в общей сложности 74,5% акций ОАО «АВТОВАЗ».

Немалая часть руководства предприятия, влияющего на принятие решений – иностранцы. Так, наблюдатели отмечают непропорционально большое влияние граждан Чехии – страны-члена НАТО. По оценкам специалистов, эти люди либо в силу некомпетентности, либо в силу умысла фактически делают работу предприятия неэффективной.

В целом же создается впечатление, что политика иностранных собственников и иностранного менеджмента завода направлена на постепенную ликвидацию АВТОВАЗа как конкурента автомобилей тех же иностранных собственников – Ниссана и Рено. Таким образом, фактически идет расчистка российского рынка для дальнейшей экспансии продукции иностранного машиностроительного комплекса.

Побочным (а возможно, наоборот, главным) смыслом такой политики является не только разрушение отдельно взятого предприятия, но и разрушения отечественного машиностроения в целом. Об этом свидетельствуют, в частности, события вокруг входящего в ОАО «АВТОВАЗ» ООО «Волжский Машиностроительный завод» («ВМЗ»).

Это уникальное предприятие, не имеющее аналогов в России, лидер в области проектировки и производства оборудования, соответствующее мировому уровню, с широчайшей сферой применения от атомной промышленности, авиастроения и до широкого применения в ВПК. Предприятие признано убыточным Решением иностранного менеджера Бу Инге Андерссона от 21.10.2015г.

ВМЗ подлежит ликвидации. Между тем, при грамотном управлении, разумном использовании выделяемых государством средств это стратегически важное предприятие могло бы успешно функционировать и дальше. (Кстати, согласно распоряжению Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 1226-р, ООО «ВМЗ» не внесен в перечень стратегических организаций).

Таким же образом ликвидировано Опытно-промышленное производство АВТОВАЗа.

Между тем, российские министерства и ведомства не проявляют надлежащего рвения в работе по спасению АВТОВАЗа. Нами были направлены запросы о состоянии дел на ОАО «АвтоВАЗ» в Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли РФ, ГК «Ростехнологии», а также заместителю Председателя Правительства

А.В. Дворковичу (в рамках правительственного часа в Государственной Думе). Все полученные ответы сводятся к тому, что на предприятиях концерна всё хорошо, хотя при этом подтверждая вышеприведённые цифры и показатели.

Выводы:

  1. Вполне отчетливо проявился курс иностранных собственников и менеджемента на поэтапную ликвидацию ОАО «АВТОВАЗ» высокотехнологического российского предприятия – конкурента продукции иностранного автостроения.
  2. Ликвидация ОАО «АВТОВАЗ» приведет к окончательному уничтожению отечественной школы создания легковых автомобилей. Это означает разрушение российской отраслевой науки и деградацию российского инженерного образования (ввиду невостребованности).
  3. Происходящие в Тольятти процессы, вероятнее всего, приведут к тяжелым социальным потрясениям в городе и регионе. Как показывает история, такие «местные» потрясения могут послужить детонатором аналогичных процессов и по всей стране.

Бездонный «АвтоВАЗ» — Время

Объем реализации «АвтоВАЗом» машин с использованием господдержки превысил 40 000 машин - всё о ремонте Лада

На прошлой неделе внимание Правительства РФ было приковано к ситуации на АвтоВАЗе. Руководство страны заявило о том, что готово выделить волжскому автогиганту дополнительно еще почти 60 млрд руб. С учетом новых субсидий Правительство в текущем году выделит на поддержание терпящего бедствие автозавода около 100 млрд рублей.

Сколько надо для счастьяВ минувший вторник премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что Правительство России готово оказать поддержку АвтоВАЗу на сумму 54,8 млрд руб. В частности, 38 млрд руб.

будет выделено на реструктуризацию долга завода, 12 млрд – на запуск программы обновления модельного ряда и 4,8 млрд – на программы дотаций на создание новых рабочих мест в Тольятти.

По словам премьер-министра, фактически этот план означает, что государство «в значительной степени берет на себя расчистку долгового бремени, решение социальных проблем, связанных с трудоустройством и созданием новых рабочих мест для решения проблем АвтоВАЗа».

Планируется, что будут выпущены облигации федерального займа, которые будут обменяны на задолженность завода перед госбанками. При этом Путин отметил, что обмен будет проводиться с дисконтом и кредиторам придется «отнестись к этому с пониманием».

АВТОВАЗАвтоконцерн. Акционеры (голосующие акции) – «Тройка диалог» (24,82%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Капитализация – 29,841 млрд руб. Финансовые показатели: выручка – 53,1 млрд руб.,

убыток – 19,4 млрд руб.

Источник: Отчетность по МСФО по итогам 1 полугодия 2009 г.

В четверг Путин сделал еще одно заявление – дополнительно в АвтоВАЗ будет инвестировано еще 5 млрд руб. Таким образом, общая сумма, которую государство готово выделить тольяттинскому автогиганту, составит почти 60 млрд руб.Также на прошлой неделе Путин провел встречу с руководством и акционерами ВАЗа.

В частности, присутствовал старший вице-президент компании Renault, член совета директоров ОАО АвтоВАЗ» Кристиан Эстев. На этой встрече глава российского правительства неоднозначно намекнул, что французам тоже придется вложиться в поддержку автозавода.

Совладельцам завода – госкорпорации «Ростехнологии», группе компаний «Тройка Диалог» и французскому концерну Renault – на встрече было предложено участвовать в развитии АвтоВАЗа, в том числе и путем финансовых вливаний.

В свою очередь, Эстев подтвердил, что партнерство с тольяттинским заводом является стратегическим для Renault и компания готова инвестировать средства и предоставлять технологии для дальнейшего развития ВАЗа. Однако денег французы давать не готовы.

В случае проведения допэмиссии, Renault планирует внести в уставной капитал технологии, а не денежные средства, заявил Эстев в начале прошлой недели на брифинге в Париже, сообщило агентство Bloomberg.

Вице-президент по стратегии АвтоВАЗа Григорий Хворостянов оценивал в середине октября необходимую поддержку предприятию для запуска новых автомобилей на платформе Renault B0 в размере 240 млн евро до 2012 года.

Тогда же он говорил, что из 5 моделей, которые АвтоВАЗ запустит в 2012 году, одна будет выходить под брендом Nissan, две – Renault, остальные – под маркой Lada. Соответственно этому плану партнеры поделят инвестиции между собой. Хворостянов уточнил, что 1/4 инвестиций поступит от Nissan и такая же часть – от АвтоВАЗа, от Renault – 1/2 . Также компания рассчитывает, что к 2014 году завод будет выпускать 860 тыс. автомобилей, 210 тыс. из которых будут на платформе B0. Французы могут инвестировать в запуск производства технологиями, эквивалентными по стоимости указанным АвтоВАЗом суммам, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источники, близкие к переговорному процессу.

Падение по всем фронтам

Вопрос развития отечественного автопрома рассматривался в минувшую пятницу и на антикризисной комиссии под председательством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. На выработку плана по спасению автозаводов отведен месяц. По истечении этого срока Правительство совместно со Сбербанком предложат конкретные меры.

Основное внимание федерального центра сосредоточено на поволжских автозаводах: АвтоВАЗе и ГАЗе. Заявлению Путина предшествовало посещение Шуваловым Тольятти. На нем вице-премьер вновь познакомился с деятельностью завода, выслушал предложения руководства. Видимо, тогда и было принято принципиальное решение о способах помощи автозаводу.

Объем продаж автомобилей Lada на внутреннем рынке в сентябре (28 109 штук) оказался самым низким за всю историю Волжского автозавода после его выхода на проектную мощность. По данным аналитического агентства «Автостат», ежемесячный объем продаж АвтоВАЗа до кризиса уверенно держался на уровне от 45 тыс. до 65 тыс. машин в месяц, в зависимости от сезона.

Отметим, что АвтоВАЗ по итогам девяти месяцев реализовал на российском рынке 269,5 тыс. автомобилей, что на 43,5% ниже показателя за аналогичный период 2008 года.

Падение продаж вызвало беспрецедентное снижение финансовых показателей завода. Согласно отчетности АвтоВАЗа по МСФО, по итогам первых шести месяцев 2009 г.

выручка завода упала на 46%, до 53,1 млрд руб. Валовая прибыль на 89,7% — до 1,3 млрд руб. В 50 раз увеличился убыток от операционной деятельности – до 18,6 млрд руб. Чистый убыток вырос в 9,5 раза – до 19,6 млрд руб.

Компания Ernst & Young LLC, проводившая аудит автозавода, в своем заключении обратила внимание на быстрый рост задолженности: краткосрочные обязательства компании превышают стоимость ее чистых активов на 52,8 млрд руб. при убытках группы в размере 19,6 млрд руб.

Это «свидетельствует о существенной неопределенности относительно способности группы продолжать свою деятельность в обозримом будущем», — подчеркнули эксперты аудитора. АвтоВАЗ в своем отчете тоже соглашается, что ситуация критична: в долгосрочном плане развития автозавода первым пунктом стоит «избежание банкротства».

Этим, по сути, автозавод признался, что без помощи государства предприятие будет обанкрочено. Старший вице-президент по производству и техническому развитию АвтоВАЗа Виталий Вильчик в конце сентября заявил, что в текущем году завод ожидают убытки в 35 млрд руб. «Убытки связаны в основном с простоями завода.

Перевод на односменный режим работы, оплата двух третей от среднего заработка. Потери только по фонду оплаты труда с отчислениями составят по этому году больше 8 млрд руб. И, конечно, постоянные расходы, которые были и есть на заводе, они остались в той же величине, и эта сумма огромна», — заявил Вильчик. Чтобы работать без убытков, автозавод должен производить 500–600 тыс. автомобилей в год, а не 300 тыс., как в этом году, заметил заместитель руководителя агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Вложить и не получитьЭто уже не первая субсидия автозаводу в этом году. В апреле государство выделило заводу 25 млрд руб. В частности, 8,04 млрд руб. пошли на исполнение обязательств по кредитам, полученным от Сбербанка РФ и ВТБ, 1,87 млрд руб. – на выплату зарплаты, на исполнение обязательств перед контрагентами – 14,02 млрд руб.

, исполнение налоговых обязательств – 0,39 млрд руб. Таким образом, если посчитать в сумме, то в период с 1996 г. по 2009 г. государство вложит в АвтоВАЗ около 150 млрд руб. При этом, за этот же период по налогу на прибыль автозавод заплатил около 30 млрд руб. (согласно отчетности предприятия). Еще около 2-3 млрд руб.

было заплачено в виде налогов на доходы служащих завода, подсчитали эксперты ИК «Финам».  

Авторы: Антон УТЕХИН Алексей ТАЛИПОВ Дата: 09.11.2009 15:15 Читали: 6133

Автоваз получит 60 млрд рублей

Решение о выделении кредита Волжскому автозаводу наблюдательный совет Внешэкономбанка принял в минувший понедельник. «Общий бюджет программы развития АВТОВАЗа до 2020 года составит 177 млрд руб., а объем участия ВЭБа — около 60 млрд руб.», — отметил премьер.

Как пояснили в пресс-службе ОАО «АВТОВАЗ», в апреле Внешэкономбанк подписал с АВТОВАЗом меморандум о намерениях, согласно которому госкорпорация обязалась рассмотреть возможность финансирования инвестпроектов завода в рамках программы развития АВТОВАЗа до 2020 года.

Председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев сообщил, что кредитные средства будут выделяться на отдельные инвестиционные проекты в рамках 60-миллиардного лимита. По его словам, были согласованы основные параметры кредитной линии: это объем и срок предоставления кредитных ресурсов — до 10 лет.

«Ставки будут рассмотрены в контексте каждого инвестиционного проекта с учетом долговой нагрузки АВТОВАЗа, с учетом условий заимствований Внешэкономбанка на внутренних и внешних рынках и с учетом субсидирования процентных ставок в соответствии с правительственными решениями, имеющими отношение к российскому автопрому», — пояснил Владиимр Дмитриев. Сделки, которые превышают в сумме 5 млрд рублей, будут выноситься на наблюдательный совет ВЭБа.

Средства на развитие

Программа развития АВТОВАЗа включает освоение новых моделей, модернизацию производственных линий, развитие производства силовых агрегатов. «Общая сумма инвестиций, которые АВТОВАЗ планирует направить на финансирование программы развития, составляет 180 млрд. рублей, — пояснили в пресс-центре завода.

— Большая часть из них – это собственные средства и средства акционеров компании». По итогам реализации инвестпрограммы планируется увеличение объемов производства (1,6 млн автомобилей к 2017 г.), выход в новые сегменты, техническое перевооружение мощностей в Тольятти и Ижевске, увеличение доли продаж АВТОВАЗа на внутреннем рынке до 40 %.

Напомним, новая сборочная линия автозавода была запущена в апреле этого года одновременно с началом производства семиместного универсала Lada Largus. Линия рассчитана на выпуск до 350 тысяч автомобилей ежегодно, в том числе 70 тысяч автомобилей Lada, 70 тысяч Nissan Almera и 140 тысяч Renault. Производство бюджетного седана Nissan началось на прошлой неделе.

В следующем году на конвейер встанут две модели французского бренда.

Поддержит государство

Согласно госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года», объем финансирования автопрома на ближайшие восемь лет составит почти 940 млрд рублей. 72,6 млрд из них будут выделены из бюджета, 866,6 млрд планируется привлечь из внебюджетных источников.

Предполагается, что в реализации подпрограммы по развитию автопрома примут участие Внешэкономбанк и акционер АВТОВАЗа госкорпорация «Ростехнологии». Большая часть финансирования будет направлена на выплаты субсидий российским компаниям, производящим в России автомобили или комплектующие.

Предусматривается также выплата субсидий российским автопроизводителям и их «дочкам» на возмещение затрат по выплате кредитов. Правительство Самарской области также подготовило программу развития отрасли. «В Самаре множество предприятий машиностроительной отрасли.

От того, как будет развиваться машиностроение, будет зависеть и развитие региона в целом», — отметил губернатор Самарской области Николай Меркушкин на расширенном заседании совета регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России», который проходил в Самаре в конце ноября.

Областное правительство, по словам губернатора, будет оказывать машиностроительному кластеру всестороннюю поддержку. Глава региона подчеркивал, что министерство промышленности и технологий уже подготовило программу развития отраслиНапомним, в течение последних четырех лет предприятие получило беспрецедентную поддержку от правительства РФ.

В этот период Владимир Путин дважды посетил «АВТОВАЗ». Во время кризиса автоконцерн получил 75 млрд руб. бюджетных денег в виде беспроцентной ссуды от своего акционера — госкорпорации «Ростехнологии». Одной из наиболее эффективных мер поддержки автозавода со стороны государства стала программа утилизация легковых автомобилей, для реализации которой также было выделено несколько миллиардов рублей.

Помогут развитию

По мнению экспертов, выделяемые кредитные средства позитивно повлияют не только на АВТОВАЗ, но на всю автомобилестроительную отрасль страны.

«Важно понимать, что у АВТОВАЗа сейчас есть два стратегических собственника — государство и концерн Renault-Nissan, — напоминает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк, — а незадолго до объявления о выделении средств была представлена инвестиционная программа ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года, в которую планируется вложить более 180 млрд рублей. И на данном этапе собственных средств автозавода для финансирования этой программы недостаточно». По словам специалиста, выделение долгосрочного займа — это своеобразная форма защиты государственных инвестиций и интересов на ближайшие семь лет.

«АВТОВАЗ» не сможет на открытом рынке привлечь такие средства по приемлемым для ставкам, — отмечает Андрей Шенк. — А вот ставки по займу ВЭБа могут быть вполне нормальными».

Эксперты также сходятся во мнении, что ставка по кредиту для автогиганта будет льготной, но в отличие от средств господдержки, которую завод получил в кризисные годы, эти деньги придется возвращать. «Завод станет частной компанией, в 2014 году большая часть акций перейдет под контроль альянса «Рено-Ниссан». Соответственно, они будут отвечать за выполнение обязательств компании», — подчеркивает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «Стоит различать, нынешние «вливания» и те, которые делались государством во время последнего экономического кризиса, — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Те «вливания» были инструментом спасения АВТОВАЗа, а нынешние «вливания» являются и не «вливанием» вовсе, а частью масштабной инвестиционной программы, программы развития всей автомобилестроительной отрасли страны». Эксперт подчеркивает, что эти средства не выдаются АВТОВАЗу на каких-то льготных условиях. «Хотя, конечно, вряд ли они будут полностью соответствовать условиям коммерческих кредитов, которые выдают частные банки, — считает Дмитрий Баранов. — Скорее, ставки по ним будут чем-то средним, но то, что эти средства надо будет возвращать, не вызывает никаких сомнений». По мнению Андрея Шенка, ставка по кредиту может быть на уровне 9-10% годовых. «То есть это не будет сверхдешевым кредитом, но зато эти деньги будут гарантированно выделены государством, а их выплата будет идти в спокойном режиме», — отмечает он. По мнению депутата Самарской губернской думы Михаила Маряхина, решение о выделение кредита АВТОВАЗу положительно повлияет, в том числе на развитие Тольятти и Самарской области. «За счет этих средств в рамках инвестпрограммы город и область получат возможность существенно усилить свои позиции, — отмечает депутат. — К 2020 году реализация программы позволит втрое увеличить объем выпускаемых автомобилей. По сути, это новые рабочие места, уровень дохода, развитие города и области». «АВТОВАЗу нужно модернизировать производство, устанавливать новое оборудование: совершенное, производительное, — считает председатель независимого профсоюза АВТОВАЗа «Единство» Петр Золотарев. — И, безусловно, необходимо осуществлять контроль за эффективностью расходования выделенных средств, в том числе по линии профсоюза».

Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:— Меры государственной поддержки ОАО «АвтоВАЗ» дают свои положительные результаты, в ближайшие годы предприятие планирует выйти на производство одного миллиона автомобилей в год.

Сейчас на новые автомобили, в частности, на «Ладу Ларгус», огромная очередь. Завод показывает позитивную динамику.

Областное правительство будет и в дальнейшем оказывать машиностроительному кластеру в целом и тольяттинскому автогиганту всестороннюю поддержку.

Владимир Дмитриев, председатель Внешэкономбанка:

— Речь идет о программе модернизации АвтоВАЗа. Собственно, она предполагает и закупку импортного оборудования, и переоснащение существующих мощностей, но конкретных инвестиционных проектов у нас пока нет. Собственно, в этом и состоял смысл принятого решения относительно того, что лимит и основные условия принимаются, точнее, объем и основные условия принимаются в лимитной логике. Дальше мы в каждом конкретном проекте, но в общей сложности не превышая 60 млрд рублей, будем рассматривать либо правлением, либо при необходимости вынося на наблюдательный совет.

Мы знаем, что будет с «АвтоВАЗом»

Все надежды людей, которые не любят автомобили марки Lada, на скорую смерть «АвтоВАЗа», похоже, рухнули. «АвтоВАЗ» будет жить. Это стало понятно после того, как нам удалось пообщаться с одним очень высокопоставленным руководителем Волжского автогиганта. Именно он и рассказал нам о планах «АвтоВАЗа» на ближайшие годы, однако, свое имя топ-менеджер попросил пока не раскрывать. Ведь официально изложенную ниже информацию можно будет озвучивать лишь в сентябре после собрания совета директоров «АвтоВАЗа».

Собственно говоря, уже давно было ясно, что «АвтоВАЗ» не разорится.

А уж после того, как на завод пришла группа из «Рособоронэкспорта» стало понятно, что в эффективном развитии Волжского автозавода заинтересовано государство.

Ну а покупка 25% акций «АвтоВАЗа» французской компанией Renault и вовсе дала понять – возрождение марки Lada не за горами (поверьте, руководитель Renault Карлос Гон просто так за $1 млрд. не покупает 25% акций завода).

Но то, что же на самом деле будет выпускать «АвтоВАЗ» в ближайшие четыре года, до сих пор было точно никому не известно. Не говоря уже о ценах на новые модели. И вот тайна постепенно открывается. Итак, до 2012-2013 года «АвтоВАЗ» прекратит делать все (!) свои ныне выпускаемые автомобили. В 2011-2012 году будет похоронена заднеприводная «классика» и переднеприводная «Самара».

Вместо них появится совершенно новый автомобиль, проектирование которого уже началось. Известно, что эта машина получит кузов седан, привод будет передним, а под ее капотом окажутся вазовские двигатели объемом 1,4 л и 1,6 л. Стоимость такого автомобиля составит 180 000 руб. за базовую комплектацию. Рассчитывать на то, что за 180 000 руб.

вы купите авто с подушками безопасности и кондиционером не стоит. Машина будет совершенно пустой. А вот дорогие версии обойдутся примерно в 250 000 руб. На ступеньку выше будет стоять модель, которую построят на платформе Renault Logan. Цена этого автомобиля составит от 250 000 руб. до 350 000 руб., и он придет на смену Lada Kalina и Lada Priora.

Причем, первый автомобиль из этой серии появится уже в 2010 году – речь идет о 7-местном универсале Logan MCV, который будут продавать в России именно под маркой Lada. А в 2012 году появится и хэтчбек на данной платформе, который получит свой новый кузов и салон.

Ну а самую крутую Lada, производство которой начнется в 2011-2012 году, многие уже видели. Это так называемый «Проект С», который будет стоить 350 000 – 450 000 руб. Кузовная гамма «Проекта С» обещает быть очень широкой. Появится седан, 5-дверный хэтчбек, универсал, однообъемник. Мало того, в обязательном порядке будет и кроссовер! Причем, его премьера состоится уже в следующем месяце на августовском автосалоне в Москве (ориентировочная цена кроссовера – 450 000 руб.). Про проект «С» стоит сказать отдельно. Этот автомобиль будет создан на базе Renault Megane, однако, кузов и салон спроектируют на «АвтоВАЗе» (у кроссовера и, возможно, универсала задняя подвеска будет своя оригинальная, что позволит сделать модели полноприводными). Кузов, кстати, является отдельной гордостью российских инженеров. «Проект С» больше той же самой Lada Kalina примерно на полметра в длину, но при этом сам кузов оказался тяжелее всего на 4 кг! Мало того, жесткость кузова новой модели на 60% больше, чем у Kalina. И по жесткости он превосходит не только все российские модели, но и многие иномарки (в том числе и собираемый в России Ford Focus). Кстати, несмотря на название «Проект С», новый автомобиль будет формально ближе к классу «D» по европейской классификации!

Не забудут на «АвтоВАЗе» и про «Ниву», которая является самой знаменитой моделью Волжского автогиганта. Совершенно новая «Нива» появится в 2012-2013 году. Это будет именно внедорожник, который сможет ездить по любой грязи. Уже сейчас перед конструкторами стоит очень сложная задача – новая модель должна иметь лучшую проходимость по сравнению с ныне выпускаемым внедорожником.

Борьба за место под солнцем: какое будущее предначертано АВТОВАЗу

Во времена Советского Союза каждый житель страны мечтал о «Жигулях». Иметь такой автомобиль было вопросом престижа и показателем благосостояния: далеко не все могли позволить себе приобрести, например, «копейку». Не сильно изменилась ситуация и после развала Союза: завод уверенно держался на плаву, производя практически единственный российский продукт, который были готовы покупать.

Спрос на машины отечественного производства оставался на рекордно высоких отметках еще на протяжении как минимум десятилетия.

Однако в начале 2000-х годов в страну рекой потекли иностранные инвестиции: сразу несколько концернов объявили о строительстве в России своих заводов, в результате чего рынок заполонили относительно недорогие иномарки, которым «Жигули» значительно уступали по качеству.

С тех пор в истории АВТОВАЗа началась черная полоса. Окончательно подкосил позиции автомобильного гиганта разразившийся в 2008г. мировой финансовый кризис. В результате предприятие оказалось на грани банкротства и было вынуждено обратиться за помощью к государству.

Пережив непростые кризисные годы, концерн сумел вернуться к прибыли, но до сих пор непонятно, является ли рост продаж естественным или его умело поддерживают программа утилизации и государство.

Эксперты, задумавшись о дальнейшем будущем концерна, сходятся во мнении, что АВТОВАЗу вполне по силам не только вернуть утраченные позиции, но и завоевать новых покупателей. Вопрос только в том, хватит ли смелости у менеджеров и терпения у государства.

Былое могущество

История АВТОВАЗа насчитывает без малого 45 лет. Во времена СССР автопроизводитель являлся предприятием, которым по праву гордились все жители страны.

Довольно большой по тем временам модельный ряд и относительно невысокие цены наряду с полным отсутствием конкуренции помогли концерну всего за несколько десятилетий стать крупнейшим автопроизводителем в Восточной Европе.

При этом вазовские легковушки, хоть и были рассчитаны преимущественно на внутренний рынок, хорошо продавались за рубежом — в пиковом 1979 г. за границу было отправлено около 40% всей продукции завода.

Концерн сумел выстоять и в непростую эпоху перестройки: в конце 80-х — начале 90-х на фоне разваливающейся российской экономики ВАЗ уверенно держался на плаву. Спрос на легковые машины автогиганта постоянно превышал предложение.

При этом иностранные автопроизводители практически не могли конкурировать с российскими — слишком велика была разница в ценах.

А учитывая тот факт, что сырье и рабочая сила в те времена стоили совсем немного, перед продавцами автомобилей открывались поистине огромные возможности.

Была в истории АВТОВАЗа и криминальная страница. Многочисленные посредники, продававшие втридорога дешевые вазовские автомобили, наживались на материнской компании и не хотели уступать конкурентам свою долю рынка.

В результате в 1990-е годы к заводу начали подбираться бандитские группировки, усмотрев в нем как в градообразующем предприятии средство для контроля над всем городом.

В погоне за контролем над АВТОВАЗом в течение последующих 10 лет в Тольятти разразилась самая кровопролитная в новейшей криминальной истории России война, в ходе которой, по самым скромным подсчетам, погибли около 500 человек.

Резкое изменение расклада сил на отечественном авторынке произошло только в 2000-х годах.

С одной стороны, потребителей перестало устраивать невысокое качество тольяттинских машин, с другой — иностранные производители принялись активно разворачивать в России свои производства, а цены на их автомобили стали опасно приближаться к долларовой стоимости новой «десятки». В 2002г.

АВТОВАЗ попытался повернуть ситуацию в свою пользу, создав совместное предприятие с General Motors. Вскоре был начат выпуск автомобиля Chevrolet Niva, однако существенным образом изменить расклад сил у автогиганта не получилось.

Зачем АВТОВАЗ государству?

На фоне и так снижающегося спроса разразившийся в 2008г. финансовый кризис стал для концерна настоящим проклятием. По итогам 2009г. продажи компании рухнули вдвое, а общий долг превысил отметку 40 млрд руб., из которых более 10 млрд руб. составляла задолженность перед поставщиками.

Предприятие оказалось на грани банкротства: обслуживать огромный долг АВТОВАЗа было невозможно ввиду убыточности производства. Опасаясь социального взрыва из-за массовых увольнений на градообразующем предприятии, государство выделило автозаводу беспроцентную ссуду в 25 млрд руб.

, благодаря которой концерну удалось рассчитаться с кредиторами.

Кроме того, в рамках господдержки модельный ряд АВТОВАЗа попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

Поднять завод с колен были также призваны высокие таможенные пошлины на ввоз иномарок и стартовавшая в марте 2010г. программа утилизации.

Эксперты отмечают, что данная программа писалась исключительно под АВТОВАЗ: более 80% из 600 тыс. реализованных по ней машин пришлось на продукцию тольяттинского гиганта.

Здесь хочется остановиться на том, почему государство в условиях кризиса оказало столь масштабную поддержку именно АВТОВАЗу. Почему ради сохранения жизни автогиганту власти даже приняли крайне непопулярное решение резко повысить пошлины на ввоз иномарок из-за рубежа, создав все условия для дальнейшего развития концерна.

Дать односложный ответ на этот вопрос непросто. Прежде всего надо помнить, что государству необходима стабильная работа АВТОВАЗа, от которой зависит благополучие порядка 4 млн россиян, проживающих в регионе. О многом говорит даже тот факт, что за 40 лет с момента создания завода численность населения Тольятти выросла почти в 10 раз — с 80 тыс. человек в 1967 г.

до более 700 тыс. человек к концу 2008 г.

Немаловажную роль играет АВТОВАЗ и в экономике региона, что, впрочем, неудивительно. По данным агентства «Автостат», в 2009г. городской бюджет на 40% наполнялся за счет налоговых отчислений со стороны АВТОВАЗа, еще порядка 25-30% поступало от предприятий, напрямую зависящих от автогиганта.

Кроме того, нельзя забывать, что АВТОВАЗ является одним из немногих (если не единственным) российским предприятием, ориентированным не на добычу полезных ископаемых, а на производство товаров, нужных потребителю. В случае банкротства концерна можно бы было забыть про отечественное автомобилестроение и отдать огромный российский авторынок на растерзание иностранным производителям.

Наверное, именно поэтому власти продолжали поддерживать АВТОВАЗ, несмотря на то что предприятие на протяжении нескольких кризисных лет оставалось убыточным — и для государства в лице «Ростехнологий», и для иностранных акционеров в лице французского Renault.

АВТОВАЗ принес французам прибыль только в I полугодии этого года — около 37 млн евро. Но эта сумма выглядит каплей в море в сравнении с теми убытками, которые Renault понес от участия в концерне ранее.

В общей сложности их сумма за три года превысила 500 млн евро, из которых 370 млн евро пришлось только на кризисный 2009 г.

Вместе в светлое будущее

Так что же ждет концерн в дальнейшем? Руководство АВТОВАЗа, покончив с кризисом и вернувшись к прибыли, недавно решило всерьез заняться модельным рядом гиганта. Первым делом была представлена стратегия-2020, в рамках которой планируется ввести огромное количество новых моделей. На первом этапе (2011-2013 гг.

) стартует производство Lada Granta (седан — в 2011 г., хэтчбек — в 2013 г.), моделей R90 и F90 (в 2012 г.), обновленных Priora и Kalina. В это же время будут сняты с производства «классические» модели и Lada Samara. Второй этап начнется с конца 2014 г.

: тогда будет запущено производство семейства Lada C, моделей B-cross и C-cross.

Правда, многие эксперты выступают против избавления от «классики»: по их мнению, на протяжении долгого времени машины этих марок были одними из самых продаваемых в России, и АВТОВАЗ просто рискует потерять часть клиентов.

Предполагается, что на смену «классическим» моделям придет Lada Grantа, официальные продажи которой должны начаться уже в декабре.

Однако, предупреждают аналитики, новая машина может оттянуть на себя часть потенциальных покупателей других ходовых моделей, выпуск которых тольяттинское предприятие сворачивать не собирается, таких как Lada Kalina, Lada Priora и «Самара».

При этом президент АВТОВАЗа Игорь Комаров не скрывает, что компания «торопилась, чтобы успеть подготовить к выпуску машину (Granta), которая сможет решить часть проблем АВТОВАЗа».

По словам топ-менеджера, к декабрю продажи концерна сократятся до 40 тыс. машин в месяц против 55 тыс. автомобилей в июне. Правда, уверяет И.

Комаров, предприятие изначально было к этому готово — прогноз падения был заложен в бизнес-плане, который составлялся еще в 2010 г.

Помимо анонсированной Lada Granta, поддержать продажи тольяттинского гиганта призвана еще одна новая модель — Lada Largus. Этот автомобиль будет предлагаться в двух основных модификациях: в виде грузового двухместного фургона (цена от 310 тыс. руб.

) или в виде пяти- или семиместного универсала (цена от 340 тыс. руб.). Эксперты уже прочат этой машине светлое будущее.

«При такой цене машина будет крайне популярна, поскольку ее стоимость значительно ниже присутствующих на рынке зарубежных аналогов», — уверяет гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.

Легкий европейский оттенок

Наконец, АВТОВАЗ решил добавить привычным моделям легкий европейский оттенок: около месяца назад компания заключила контракт с британским дизайнером Стивом Маттином — человеком, который создал дизайн Mercedes A-класса и из-под пера которого вышли модели Volvo — S60, V60 и XC60. С.Маттин, который официально вступит в должность главного дизайнера АВТОВАЗа с 1 октября, не сможет изменить седан Lada Granta, товарное производство которого вот-вот начнется, однако у европейца есть все шансы поучаствовать в фэйс-лифтинге Kalina и Lada 4х4.

В любом случае увидеть окончательный продукт, созданный британской звездой, можно будет лишь через три года. Однако уже сейчас эксперты однозначны в том, что развернуться на полную мощь и кардинально изменить стиль марки ему не дадут.

«АВТОВАЗ всегда был примером совершенно неадекватного дизайна в плане автомобилей. Я думаю, что новый дизайнер сделает машины более симпатичными, но чего-то революционного ждать не стоит», — говорит гендиректор Auto-Dealer.ru Олег Дацкив.

По мнению эксперта, тот ценовой сегмент, в котором работает основной продукт АВТОВАЗа, не подразумевает каких-то особых дизайнерских вещей. «С другой стороны, за 220-300 тыс.

рублей тяжело делать красивые машины.

Посмотрите на тот же Ford, Renault, Sandero Logan — не очень красивые машины, но они бюджетные и не ломаются», — отмечает он, добавляя, что покупатели хотят от АВТОВАЗа только надежности и качества.

В целом же, резюмируют аналитики, британскому дизайнеру предстоит проделать огромную работу. Ведь дело не только и не столько в дизайне, сколько в том, чтобы на автомобили устанавливались комплектующие высокого качества. «Я думаю, что дизайнерские просчеты у АВТОВАЗа потребитель еще готов простить.

Но я бы брал не хорошего дизайнера, а нормальных поставщиков — людей, которые изменят надежность и качество этого автомобиля. Просто людям неохота покупать новую машину и сразу же ее самостоятельно подкрашивать, ставить подкрылки, антикоррить, ставить допоборудование и все равно через неделю ехать в сервис, поскольку что-то сломалось.

Это основная проблема», — заключает О.Дацкив.

Вместо послесловия

Как бы то ни было, решающим для автопроизводителя должен стать 2012г., когда он останется без программы утилизации и госдотаций, резюмируют аналитики. Вот тогда компания и покажет, какое место под солнцем достойна занимать.

«РБК»

Минтруда проверит увеличение норм на АвтоВАЗе

Независимый профсоюз АвтоВАЗа «Единство» направил письмо в Минтруда (есть в распоряжении «Известий») с просьбой провести проверку завода на предмет обоснованности увеличения норм труда для работников предприятия, а также правомерность получения руководством автозавода госсубсидий предусмотренных на сохранение рабочих мест. В случае выявления нарушений профсоюз требует ведомство принять меры к их пресечению.

По данным самой компании, в 2015 году производительность труда одного рабочего выросла на 11%. В то же время зарплата служащих АвтоВАЗа осталась практически неизменной. По данным профсоюза, в этом году она повысилась всего лишь на 6%: при средней ставке в 18-20 тыс.

рублей рост дохода у человека составил всего лишь 1-1,5 тыс. рублей. В профсоюзе утверждают, что после сокращений и увольнений 14 тыс. человек в 2014 году их функции легли на плечи оставшихся (сейчас на АвтоВАЗе числится 52 тыс. человек, 80% — рабочие) сотрудников.

«Мы часто слышим заявления, что уровень зарплаты должен зависеть от производительности труда, на АвтоВАЗе за последний год она резко выросла, но на своих доходах рабочие нисколько не ощущают этой зависимости.

В связи с этим мы направили письмо в Министерство труда, потому что убеждены, что нынешняя нагрузка на персонал АвтоВАЗа носит явно завышенный характер», — рассказал «Известиям» лидер профсоюза «Единство» (входит в Межрегиональный профсоюз работников автопрома, МПРА).

То, что трудовые показатели на Волжском автозаводе существенно выросли, подтверждается и официальными данными компании. Так, в отчете за I квартал 2015 года указано, что в этом году производительность труда в пересчете за один месяц на рабочего составляет в среднем 303 тыс.

рублей, в 2014 году этот показатель равнялся примерно 272 тыс. рублей. Таким образом, один рабочий стал эффективнее для компании на 31 тыс. рублей.

Ранее президент АвтоВАЗа Бу Андерссон сообщал на совещании Союза машиностроителей, что завод стал в 2,5 раза больше экономить на производстве одного автомобиля Lada, а скорость сборки увеличилась более чем в 1,5 раза.

«В прошлом году время сборки одного автомобиля на линии Granta/Kalina составляло 40 часов, сегодня — 24 часа. При этом показатель мирового уровня — 17 часов, — говорил Андерссон.

 — В 2014 году затраты на сборку одного автомобиля составляли 40 тыс. рублей, сегодня это 17 тыс. рублей.

При нынешнем курсе обмена — это около €303, а значит, в этом плане в составе альянса Renault Nissan мы эффективнее, чем заводы в Румынии, Турции и Марокко».

В дайджесте размещен фрагмент интервью, опубликованного на интернет-портале Izvestia.ru 22 июня 2015 года.

Тимур Хасанов

Полный текст вы можете прочитать на сайте издания

«АвтоВАЗ» по итогам 2015 года снизит производство автомобилей на 14%

В этом году автозавод произвел почти 470 тыс. автомобилей

По итогам 2015 года «АвтоВАЗ» снизит производство автомобилей до 470 тыс., что на 14% меньше, чем в прошлом году, сообщает ТАСС со ссылкой на президента «АвтоВАЗа» Бу Андерссона.

В рамках выступления на заседании комитета Союза машиностроителей России по развитию кооперации и локализации производства в автомобильной промышленности Андерссон рассказал, что в этом году «АвтоВАЗ» произведет почти 470 тыс.

автомобилей, причем на его долю в 2015 году приходится 36% всех произведенных в России легковых автомобилей против 30% в 2014 году. На следующий год глава «АвтоВАЗа» прогнозирует такую же цифру – 36%.

Андерссон упомянул также и снижение автомобильного рынка на 35% в 2015 году.

По данным ТАСС, в 470 тысяч машин, произведенных заводом, включены как автомобили LADA, так и автомобили, выпускаемые «АвтоВАЗом» для альянса «Рено – Ниссан».

По словам Андерссона, в ближайших планах «АвтоВАЗа» — увеличение локализации по автомобилю LADA Vesta с нынешних 71% до 85%. По LADA Xray планируется достичь локализации в 75%.

Глава «АвтоВАЗа» уточнил, что LADA Vesta – это огромная командная работа. На сегодня произведено 4220 автомобилей.

Заводские мощности способны производить 150 автомобилей в день, а количество поставщиков достигает 250.

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Морозов в своем выступлении отметил, что ситуация в отечественном автопроме остается напряженной. По его словам, ситуацию удалось выровнять, реализовав масштабную программу господдержки спроса в размере более 43 млрд рублей, что позволило дополнительно реализовать более 500 тыс. автомобилей.

Основной задачей на 2016 год остается создание условий для роста и развития отрасли, чтобы добиться ее компетентности и конкурентоспособности. Этому должны поспособствовать ключевые программы поддержки автомобильной промышленности. Как писал Gudok.ru, сегодня Правительство РФ утвердило новую редакцию правил государственной поддержки российских организаций автомобилестроения.

Морозов назвал задачу Минпромторга амбициозной, особенно с учетом непростой макроэкономической ситуации, но подчеркнул, что предпосылки, чтобы повысить эффективность отрасли в целом, запустив новые механизмы, есть.

Планируется, что в ходе дальнейшей работы комитета СоюзМаш России будет разработана базовая концепция развития автомобилестроительной отрасли, включая «дорожные карты» и пакет нормативных актов.

«АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, созданная в 1966 году. Является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Производственные мощности компании расположены в Тольятти и Ижевске. Технические возможности «АвтоВАЗа» позволяют выпускать до 1 млн автомобилей и автокомплектов в год. 

В 2014 году «АвтоВАЗ» произвел 575,1 тыс. машин, что на 4,26% меньше, чем годом ранее. По рынку РФ доля «АвтоВАЗа» по итогам 2014 года составила 16,6%. За первое полугодие текущего года «АвтоВАЗ» произвел 280 тыс. автомобилей, что на 1,6% больше, чем за тот же период 2014 года. Доля рынка компании составила 19% (+2,5%). 

Согласно данным финансовой отчетности компании, в прошлом году «АвтоВАЗ» увеличил чистый убыток по МСФО в 3,2 раза по сравнению с показателем предыдущего года — до 25,05 млрд руб. Выручка компании в 2014 году выросла на 7,7% до 190,73 млрд руб. 

Наталия Дементьева, Gudok.ru

Ссылка на основную публикацию