Нужно ли пешеходам — а все мы, даже заядлые водители, когда-нибудь выступаем и в их роли — носить одежду со светоотражающими элементами, чтобы тебя не сбили ненароком в темноте? Какую светоотражающую одежду выбрать? Как правильно ее носить? Кому она больше поможет, ребенку или взрослому? Мы решили разобраться во всем сами.
Правильная светоотражающая одежда позволяет более чем вдвое увеличить дистанцию, на которой виден пешеход |
В пункте 4.
1 российских Правил дорожного движения еще в 2006 году появилось дополнение: «При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами». Но этой осенью мы сбились с ног в поисках курток, шапок или брюк со светоотражателями. Не спецовок для дорожных инспекторов, рабочих или спасателей, а обычной одежды.
Для детей в возрасте до семи лет выбор неплох. А вот для школяров и взрослых купить светящуюся в лучах фар верхнюю одежду — проблема. Типичный ответ продавцов: «Да, иногда бывает в продаже, но сейчас ничего в наличии нет». В конце концов нам удалось найти только две куртки: одну детскую и одну для взрослого.
А вот световозвращающие жилеты (не дороже 200 рублей) или браслеты, так называемые фликеры (не дороже ста рублей), можно найти легко. А еще мы раздобыли сумку для сменной обуви и школьный рюкзак со светоотражающими нашивками. Загрузили все это в редакционную Калину и отправились на Дмитровский автополигон.
Мешает ли светоотражению засветка от фар встречных машин? Нет! На фото два пешехода стоят в 128 метрах от нашей Калины, и тот, что в светоотражающем жилете, прекрасно заметен, несмотря на встречный автомобиль
Поставили машину на нашу фиксированную точку для съемки световых пучков фар, расставили разметочные конусы (по ним легко определять расстояние видимости пешехода), включили ближний свет — и сперва опытным путем нашли расстояние, на котором школьника в темной одежде уже не видно в лучах калиновских фар: 160 метров. Это, кстати, неплохо: головной свет Лады бьет мощно.
Чем выше расположен светоотражатель, тем он заметнее |
А теперь наденем на взрослых и детей что-нибудь светоотражающее. И?
Куртка на взрослом сияла в свете фар, как прожектор, а вот нашивки на детском пуховике «тлели» еле-еле.
Тусклый свет отражали и украшения на сумке с рюкзаком. Хотя с ними есть куда более важный нюанс. Можно запросто превратиться в невидимку, если повернуться к автомобилю боком при переходе дороги или идти ему навстречу, оставляя рюкзак и сумку за спиной.
То же самое касается и светоотражающего браслета (фликера). От света фар его можно заслонить в два счета. Поэтому, если уж носить фликеры, то лучше парами: один на правой руке, второй — на левой.
А наиболее эффективен жилет. Как и куртка, расшитая яркими светоотражателями: они видны с любого ракурса!
Но помогают ли светоотражатели увеличить дистанцию видимости? Насколько у водителя будет больше запас по расстоянию, а значит, и по времени на то, чтобы вовремя заметить пешеходов и притормозить? Сумка с «блестками» скрылась в темноте уже в 180 метрах от машины — она поможет «выиграть» всего 20 метров. Рюкзак с нашивкой пропал во мраке на 240 метрах. Браслеты на руках перестали возвращать свет в трех сотнях метров. Жилет на ребенке водитель перестал различать на расстоянии в 320 метров. А дальше всех удалось уйти взрослому в модной куртке, расшитой светоотражающими полосами, — 368 метров!
Этот эксперимент проведен под лучами газоразрядных фонарей на столбах. Как видно, светоотражающие нашивки помогают и здесь! Расстояние до пешехода — 80 м
Иными словами, правильная светоотражающая одежда позволяет более чем вдвое увеличить дистанцию, на которой виден пешеход. А ведь на скорости 90 км/ч «лишние» 160-200 метров — это шесть-восемь секунд, которые у водителя будут в запасе.
Интересно, что когда те же фликеры и жилеты вместо детей надели взрослые, расстояние видимости увеличилось на 15-20 метров.
А если снять светоотражающие браслеты с рук и надеть на ноги, то дистанция распознавания сокращается на 80 метров.
То есть чем выше расположен светоотражатель, тем он заметнее! Именно поэтому куртки и шапки со «светящимися» нашивками куда эффективнее, к примеру, брюк или обуви.
Наш эксперимент выглядел так: у редакционной Калины включен ближний свет, двое детей и один взрослый стоят в 160 метрах от автомобиля. Кстати, вы видите второго ребенка? А он есть! Но — в обычной одежде без световозвращающих элементов
А одежда с отражателями эффективнее фликеров. Я провел урок безопасности в одной из школ Дмитровского района Московской области.
Меня, кстати, поразило, что дети в четвертом классе отлично разбираются в правилах дорожного движения. И они прекрасно понимают, что пешеход должен быть заметным.
Поэтому в их искренние обещания носить розданные после урока светоотражающие браслеты трудно было не поверить.
Но всего через три недели ни один ребенок не носил фликеров! Кто-то сломал, кто-то потерял (с толстой куртки фликер слетает в два счета!), а большинство просто про них забыли. Еще и по этой причине по-настоящему эффективной может быть только верхняя одежда со светоотражающими элементами. Это не рюкзак, не сумка и не браслет. Ее невозможно забыть или потерять: не оденешься — замерзнешь.
Если носить фликеры, то только парой — и на левой руке, и на правой. Так вы будете заметны даже при переходе дороги — как ребенок (на фото — слева)
Светоотражающая куртка и жилет хорошо заметны даже при виде сбоку, когда пешеходы пересекают проезжую часть
Фликеры на ногах делают ребенка более заметным, но за перегибом дороги они скроются из вида
Разница между хорошими и плохими отражателями: световозвращающие полосы на куртке взрослого сияют, как новогодняя гирлянда, а на детском пуховике еле светятся
В руках у девочки — сумка со светоотражающим узором, у мальчика на спине — рюкзак.
Стоит им повернуться на 90°, чтобы перейти дорогу, и они превратятся в невидимок!
Светоотражатели, как и ремни безопасности, — это способ уменьшить риск. Именно уменьшить, а не исключить! |
Об эффективности светоотражателей на одежде пешеходов можно судить по опыту соседней Белоруссии: там они являются обязательными уже более шести лет. Дальнобойщики даже стали шутить: мол, белорусскую представительницу древнейшей профессии отличить от остальных проще простого: у нее на руке фликер.
Шутки шутками, но, по данным белорусского ГАИ, с 2011 по 2013 годы количество наездов на пешеходов сократилось на 529 случаев, в то время как общее количество аварий снизилось на 679.
Иными словами «пешеходная составляющая» в снижении аварийности — почти 80%! И в этом немалая заслуга светоотражающих элементов, так как 70% наездов происходит в темное время суток.
В России, конечно, эффект будет меньше. Хотя бы потому, что белорусское ГАИ наводит порядок крайне жестко: на пешеходов за неиспользование светоотражающих элементов ежедневно (!) составляется около пятисот протоколов.
Кстати, подобные нормы и штрафы есть в законодательствах Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Норвегии. А в Швеции ношение светоотражателей необходимо только на неосвещенных участках загородных дорог.
Так может, и нам следует начать не только рекомендовать?
Тест на максимальную удаленность, при которой пешеход еще заметен, проводился с ближним светом фар. Для сравнения мы поставили в трехстах метрах от Калины другой автомобиль. Его задние габаритные огни — крайние слева
Проекты законов об обязательном облачении пешеходов в светоотражающую одежду в темное время суток последние несколько лет то и дело вносятся в Госдуму. Последняя попытка ГИБДД датирована февралем этого года, но воз и ныне там.
А покуда законодатели думают, мы можем и сами повлиять на ситуацию. Как? Покупая шапки и куртки только со светящимися полосками. Ведь, возвращая свет фар, однажды они могут нас спасти: темный вечер, случайная машина… Увидит вас водитель вовремя — останетесь на этом свете. А заметит слишком поздно — отправитесь на тот.
Катафоты или…?
Светоотражающие элементы одежды работают по несколько иным принципам, нежели известные всем катафоты, то есть световозвращающие «зеркальные» ловушки.
Первый принцип — на ткань наносят флуоресцентную краску с добавлением люминофора: вещества, способного преобразовывать поглощенную им энергию (в первую очередь световую) в световое излучение.
А второй — на ткань клеят или нашивают светоотражающую пленку со специальным слоем из светопроницаемого полимера с включением стеклянных микросфер.
Его способность к направленному отражению объясняется как интенсивной аккумуляцией света микросферами, так и зеркально-линзовым (катадиоптрическим) эффектом, получающимся за счет особой обработки поверхности микросфер. А для увеличения интенсивности отражения света под микросферы подкладывается «зеркальный» светоотражающий слой.
Светоотражающие свойства элементов одежды регламентированы: в Европе — стандартом EN 13356, в России — ГОСТом 51835-2001.
Как восстановить отражатель фары? Ответ эксперта
Фара головного света, как любая деталь автомобиля, со временем изнашивается, о чем свидетельствует менее яркий и размытый луч. Снижение качества света может быть спровоцировано разными причинами. Одна из них – ухудшение отражающих свойств рефлектора. Об этом и о том, как самостоятельно восстановить отражатель фары расскажем в этой статье.
В первую очередь, нарушение зеркального слоя происходит из-за физического износа отражателя. Срок его службы не бесконечен. Даже при бережном отношении к авто избежать температурных перепадов в зимнее время невозможно. Поэтому вероятность столкнуться с данной проблемой, исключать нельзя. Нередко причиной порчи рефлектора становиться нарушение герметичности. Внутрь попадают мелкие частицы пыли и влага, которые приводят к потере блеска отражателя. В итоге качество светового потока постепенно падает.
Потеря отражающих свойств также может быть вызвана установкой нестандартных ламп большей мощности. Температура внутри фары достигает критического значения, после чего на поверхности рефлектора образуется выгоревшее пятно.
Какой бы ни была причина, отражатель необходимо либо менять, либо восстанавливать. Стоимость восстановления одного рефлектора в автомастерской не менее 1 тыс. рублей, что приемлемо не для каждого автолюбителя. Поэтому предлагаем рассмотреть несколько простых способов восстановления отражателя фары своими руками.
Способы самостоятельного восстановления
Чтобы добраться до рефлектора, демонтированную с автомобиля фару нужно разобрать. Первый вариант предусматривает многократное прохождение места шва горячим воздухом строительного фена.
Второй вариант предполагает оставить фару в духовом шкафу, разогретом до 100°C, на 20 минут.
После вскрытия все детали очищают от остатков герметика, промывают без использования спиртосодержащих жидкостей и высушивают.
Герметик, скрепляющий составные части фары, начинает разрушаться под воздействием температуры выше 75°C.
С помощью металлизированного скотча
Непосредственно перед оклеиванием поверхность нужно обезжирить.
Преимущества метода: долговечность, низкая стоимость, простота реализации.
Недостатки: при наклеивании остаются неровности и швы, которые ухудшают свойства рефлектора.
При помощи металлической фольги
Недостатки: находясь между металлической фольгой и пластмассовым основанием, эпоксидный клей лишен воздуха и очень долго высыхает. Снять высохший клей практически невозможно. Поэтому такой рефлектор не пригоден для повторного восстановления. С появлением скотч-фольги этот метод практически не используется.
С помощью хромовой краски
Недостатки: плохо переносит высокую температуру. Нужно постараться найти жаростойкую хромовую краску.
При помощи зеркальной плёнки
Лучшими отражающими свойствами обладает плёнка в цвете «Хром глянцевый».
Из бумаги или обычного скотча необходимо сделать шаблоны, в точности повторяющие форму отражателя. Затем вырезать полиэфирную плёнку аналогичной формы. С помощью фена приклеить её на подготовленную поверхность рефлектора, разглаживая и не допуская появления пузырьков. Места стыковки и края можно дополнительно обработать хромированной краской.
Преимущества: надёжный производитель, отличный отражающий эффект.
Недостатки: цена 1 м2 начинается от 5$.
Как видите, восстановление отражателей фар – процедура несложная и вполне реализуемая в условиях гаража. Учитывая тот факт, что автомастерские за аналогичную работу берут денег на порядок больше, всегда есть смысл попробовать вернуть фаре прежнюю яркость своими руками одним из предложенных способов.
5 самых популярных неисправностей фар и способы с ними справиться
06.09.2018
Рассмотрим 5 самых популярных и частых проблем с освещением авто:
- Не работает одна фара;
- Не работает одна из фаз ксенона;
- Неисправны обе лампы;
- Передние фары кажутся тусклыми или яркость света изменяется каждый раз, когда вы набираете обороты мотора;
- Ближний свет недостаточно отчетливо освещает дорогу.
Проблема № 1: одна фара не работает
Если с одной фарой возникли проблемы, как правило это означает, что одна из ламп накаливания погасла. Вольфрамовые нити накаливания имеют ограниченный срок службы, который зависит от количества часов использования и от того, насколько сильными являются вибрации во время езды. Чем чаще вы используете автомобиль ночью, тем быстрее одна или оба фары выйдут из строя.
Не работающая фара – дискомфорт, влияющий на безопасность
Типичная автомобильная лампа накаливания (галогенная или обычная) имеет срок службы, который может составлять от 600 до 2000 часов использования.
Для среднего автолюбителя, который ездит от 12 000 до 15 000 миль в год, это означает, что менять фары придется, возможно, каждые пять или шесть лет в зависимости от того, как часто они используются.
Вождение по неровным дорогам может сократить срок службы, заставив тонкую нить внутри лампы выходить из строя преждевременно.
Как исправить? Замените выжженную лампу. Но прежде, чем вы это сделаете, внимательно осмотрите электрический, разъем на задней панели фар и убедитесь, что он не подвержен коррозии или ослаблен.
Корпус представляет собой герметичную пластиковую оболочку с лампочкой и гнездом, установленным на панели.
Процедура замены лампочки должна проходить по таким этапам:
- Розетка, которая держит лампочку, обычно закручивается в корпус.
- Вращая его против часовой стрелки примерно на четверть оборота, разблокируйте вкладки и вытащите лампу из гнезда корпуса.
- После того, как гнездо было снято с корпуса, вы можете вытащить старую лампу из розетки и заменить ее на новую (лампочки должны быть не только такой же формы и размера, но и такой же мощности.
- После установки лампы в гнездо проверьте пробку, прежде чем вставлять ее обратно в корпус фар.
- Включите фары, чтобы убедиться, что лампа загорается.
- Если все в порядке, выключите фары, затем вставьте лампу и гнездо обратно в корпус.
- Не забудьте закрутить гнездо примерно на четверть оборота по часовой стрелке, чтобы зафиксировать его на месте (в противном случае вода и грязь могут попасть в корпус, вызывая коррозию и запотевание).
Хотели бы дать важный совет, о котором не знает даже большинство автомехаников: используйте латексные перчатки при замене лампочки, т.к. кожный жир и остатки масла разъедают стекло галогенки и она в итоге выгорает раньше, чем следует.
Если при включении подсветки новая фара не загорается, розетка может быть ослаблена или корродирована, либо может возникнуть проблема с подключением в цепи фары. Если розетка корродирована, обработайте ее электроэрозионным очистителем для электроники.
Если это не поможет восстановить хорошее электрическое соединение, вам придется заменить розетку. Обработка розетки диэлектрической смазкой перед установкой лампы поможет защитить ее от влаги и коррозии.
Проблема № 2: не работает одна из фаз ксенона
Диагностика: Ксеноновые фары в отличие от галогеновых ламп накаливания не имеют вольфрамовой нити, поэтому, если лампа не загорелась, а напряжение на нее исправно подавалось, значит вероятнее всего в ней имеется трещина, через которую проходит газ ксенон.
Ксеноновый элемент требует высокого и исправного напряжения, поэтому, если это устройство не работает, в первую очередь следует проверить электронику – протестируйте мультиметром контакт. В некоторых случаях лампочка и воспламенитель соединены вместе и являются одним устройством. В таких случаях их можно заменить только в комплексе.
Проблемы с ксеноном
Лампы ксеноновых фар являются достаточно дорогим удовольствием (от $ 50 до $ 100), а воспламенители еще дороже (цена может быть порядка $ 200!). Поэтому, прежде, чем заниматься заменой убедитесь на 100%, что проблема именно в ксеноне.
Есть надежный способ проверить это: замените «хорошую» лампу, которая работает с другой стороны, на фару, которая не работает. Если теперь устройство работает фара, то вы можете знать наверняка — лампочка, которую вы удалили, была неисправной, и ее необходимо заменить. Еще лучше поменяйте фары местами, тогда картина станет ясной полностью.
Проблема № 3: обе фары не работают
Причина скорее всего в следующем:
- нет напряжения на фарах из-за плохого реле освещения;
- неисправный предохранитель;
- неисправный электронный модуль (несмотря на сложность данного устройства, причина с неисправностью модуля – самая редкая);
- неисправность выключателя фар, диммера или имеется дефект проводки.
Чтобы выяснить, что именно стало причиной такой проблемы, начните с проверки основного предохранителя для цепи освещения.
Расположение вашего предохранителя приведено в руководстве пользователя, как правило для различных моделей авто локация предохранителя различна.
Он часто расположен в центре питания в моторном отсеке, но также может находиться на панели предохранителей под приборной панелью.
Проверка всех контактов и предохранителей – необходимая мера
Если предохранитель перегорел, замените его новым. Помните: очень важно, чтобы предохранитель был точно такой же! Если вы выберете более мощный предохранитель, то можете усугубить скрытую проблему в электронике из-за которой перегорел старый. Если вы выберете менее мощный предохранитель, то шанс на его перегорание возрастает.
Если после замены предохранителя он сразу же срабатывает, значит в цепи имеется сильный всплеск тока либо короткое замыкание. Необходимо найти источники замыкания, исправить его и заменить предохранитель.
Если предохранитель не пробивает, а фары работают, значит проблему можно считать решенной, по крайней мере на данный момент.
Даже, если с предохранителем все в порядке мы убедительно советуем воспользоваться вольтметром или 12-вольтовой контрольной лампой, чтобы проверить мощность на предохранителе. Большинство электрических схем автомобилей является включенными постоянно, поэтому следует на 100% быть уверенным, что в проводке нет перегрузок.
Отсутствие питания на предохранителе указывает на неисправность проводки. Возможно проблема кроется в блоке предохранителей, а возможно на участке между блоком предохранителей и аккумулятором. Вам понадобится схема подключения, чтобы проследить цепь электропроводки и найти неисправность.
Реле фары. Если фары не работают, а предохранитель в полном порядке, при этом на нем есть нагрузка и она в норме, значит неисправным может оказаться реле фары либо модуль управления.
Если система использует реле, демонтируйте его. Чаще всего, верным признаком неисправности является посторонний звук реле: при встряхивании, внутри корпуса как будто что-то оторвано.
Купите новое реле и подключите его, чтобы проверить, восстановится ли питание фар.
Если реле фары или модуль не получают напряжение при включении переключателя фары, проблема заключается в неисправном переключателе.
Переключатели- одни из тех компонент панели управления, которые изнашиваются первыми, поэтому нет ничего необычного в том, что выключатель после многих лет эксплуатации автомобиля окажется неисправным.
Замена переключателя фар, несмотря на простоту диагноза, может проводится с большими сложностями в зависимости от места расположения: переключатель может быть на приборной панели или на рулевой колонке.
Если ваши фары работают в режиме ближнего света, но у вас нет дальнего света, или наоборот — они работают на дальнем свете, но нет ближнего, наиболее вероятной причиной является плохой переключатель. Диммерное устройство встроено в переключатель на передней панели, который установлен на большинстве автомобилей, поэтому, если диммер не работает, вам придется заменить весь переключатель.
Не пытайтесь заменить выключатель фары, установленный на рулевой колонке, без предварительного отсоединения батареи и ожидания не менее 20 минут. Это одна из самых частых ошибок, которую допускают во время ремонта автомобильного освещения.
Отключение АКБ и ожидание требуется чтобы конденсаторы в цепи подушки безопасности были разряжены. Рулевое колесо должно оторваться, чтобы заменить переключатель.
Пересечение неправильных проводов в рулевой колонке может привести к сбою подушки безопасности и привести ее в действие, нанеся вам тяжелые травмы.
Если переключатель установлен таким образом, что его будет крайне непросто заменить, не пытайтесь делать это самостоятельно. Отвезите автомобиль дилеру или в автосервис и попросите профессиональных механиков заменить переключатель.
Проблема № 4: передние фары кажутся тусклыми или яркость света изменяется каждый раз, когда вы набираете обороты мотора
Причина кроется, скорее всего, в системе зарядки (неисправный генератор или приводной ремень генератора). Проверьте напряжение заряда на холостом ходу двигателя. Если зарядная система работает правильно, напряжение на аккумуляторе должно составлять от 13,5 до 14,5 вольт. Если он меньше 13 вольт, что-то не так с системой зарядки.
Тусклая фара
Иными словами, аккумулятор недостаточно хорошо заряжается от генератора и ваши фары работают только от генератора. Из-за этого, при малых оборотах, напряжение слишком низкое и фары светят тускло, а при высоких оборотах, наоборот — фары светят ярче.
Проблема № 5: ближний свет недостаточно отчетливо освещает дорогу
Причиной могут быть загрязненные фары, затуманивание внутри крышки объектива (повышенная влажность), запотевание или обесцвечивание пластиковой крышки фар.
Посмотрите на фары. Грязь на внешней стороне фар или влажность внутри крышки объектива отражает свет назад и уменьшает блеск фар. Грязь может быть удалена очисткой крышек, однако повышенная влажность внутри герметичного корпуса говорит о том, что фара «протекает». Пластмассовый корпус мог быть треснут либо повредилась прокладка, уплотняющая корпус.
Ближний свет недостаточно освещает дорогу
Удалить влагу из герметичного корпуса бывает очень непросто. Для этого прибегают к такому трюку: просверливаете пару небольших (2-3мм.) вентиляционных отверстий в верхней части корпуса фар (не в объективе). Делать это необходимо только в сухую погоду.
Припаркуйте свой автомобиль так, чтобы солнце светило прямо на фары. Через несколько часов (или дней в зависимости от того, сколько влаги внутри), вода в конечном итоге испарится и выйдет из отверстий, которые вы пробурили.
Затем закройте отверстия силиконовым клеем чтобы сохранить приемлемый уровень влажности.
Советы для автоэлектрика при проблемах с ближним светом:
На старых автомобилях чистые пластиковые крышки фары иногда становятся тусклыми, многим из нас хорошо знаком неприятный молочно-белый цвет, который приобретают фары старых авто.
Причиной является пленка, которая образуется на пластике, в результате продолжительного воздействия солнечного ультрафиолета. Иногда пленку можно удалить, отполировав фары мягким абразивным полирующим кремом.
Однако, если обесцвечивание не проходит, замените корпус фар.
Неприемлемая производительность фар может быть также связана с тем, что ваши фары недостаточно точно направлены вперед. Если лучи направлены слишком высоко, слишком низко или не центрально, фары не будут освещать дорогу должным образом.
Проверка фар
Чтобы проверить качество освещения вашего автомобиля, припаркуйте машину на расстоянии около 3 метров от двери или стены гаража, после чего включите фары. В режиме «ближний свет» оба огня должны быть направлены прямо вперед, причем самая яркая область обоих лучей не должны быть выше вашего автомобиля.
Если необходимо настроить направленность фар, следует воспользоваться регулировочными винтами на задней или верхней части корпуса фар. Если вы не можете найти винты или не знаете, как именно ими воспользоваться, обратитесь к руководству по эксплуатации вашим авто.
На старых автомобилях как правило есть два регулировочных винта, которые можно поворачивать с передней части фары. Один регулирует лампу влево и вправо, а другой регулирует лампу вверх и вниз.
admin
Как восстановить отражатель фары своими руками
Резкий рост цен на зарубежный автотранспорт обусловил повышение и без того высоких цен на запчасти. Новые правила дорожного движения, которые обязывают водителя двигаться с включённым ближним светом в дневное время суток, намного ускоряют выгорание такого элемента фары, как рефлектор.
Найти в магазине деталь очень трудно, а чаще всего, вовсе невозможно. Приходится заказывать новую фару, стоимость которой велика. Но есть способ менее затратный. Починить неисправную деталь самостоятельно.
Не знаете, как восстановить отражатель фары? Прочитайте данную статью и узнайте все способы, благодаря которым можно без труда исправить рефлектор.
Какие бывают отражатели?
-
- В разных моделях автомобилей устанавливаются отличные отражатели.
- Выбор того или иного типа зависит от ряда факторов:
- мощность лампочки;
- количество нитей накаливания;
- вид лампочки.
К последнему пункту относятся обыкновенные осветительные приборы, а также галогенные устройства.
На современных автомобилях можно встретить 4 вида рефлекторов.
- Параболический. Форма устройства напоминает геометрическую параболу. Фокусировка светового потока происходит преимущественно за счёт отражения лучей от верхней части рефлектора. Данный тип позволяет использовать лампочки с двойными нитями накаливания.
- Бифокальный. По форме похож на параболический, но нижняя часть отражателя имеет более пологое направление. Этот фактор позволяет интенсивнее использовать нижние лучи света, направляя их на участок перед автомобилем. Такое строение исключает возможность использования лампочек с двумя нитями накаливания. Поэтому для дальнего света автомобили снабжают дополнительной парой фар.
- Софокусный. Имеет несколько отражающих частей, конструкция которых позволяет лучам света сходиться в один фокус (направление). Такая конфигурация позволяет усиливать световой поток, что сказывается на качестве освещения дорожного пространства. Лампа с двумя нитями накаливания здесь приемлема.
- Полиэлипсоидальный. Конструкция отражателя, совместно с прожекторной оптикой, позволяет получать фокусированный луч на поверхности менее чем 30 см2. Более того, дополнительные системы электронного управления световым потоком обеспечивают контроль положения границы освещённости. Данный тип фар широко применяется для грузовых машин, фур и автобусов. Осветительная лампа сюда подходит только с одной нитью накаливания. Поэтому автомобили, снабжённые полиэлипсоидальным рефлектором,имеют четыре фары.
Кроме особенностей строения отражающей линзы, рефлекторы отличаются по материалу изготовления.
Они могут быть изготовлены из:
- термопласта;
- реактопласта;
- специализированного стекла;
- металла (верхний слой – хром).
В современных иностранных моделях автомобилей используется реактопласт. Этот материал представляет собой гладкую пластмассу, поверхность которой позволяет наносить отражающий слой без промежуточной выравнивающей прослойки.
В отличие от термопласта, реактопласт имеет большую стойкость к продолжительному воздействию повышенной температуры. Небольшая масса, а также достаточная прочность являются явным преимуществом такого материала перед стеклом и металлом.
Как восстановить отражатель?
Рефлектор фары очень часто выходит из строя, так как отражающее покрытие имеет свойство выгорать и тускнеть.Кроме этого, фара подвергается резким перепадам температур, особенно в зимний период. Нарушение герметичности, попадание влаги, и даже обыкновенный камень, вылетевший из-под колеса грузовика легко способен повредить отражатель.
Восстановление отражателей фар своими руками может проходить несколькими способами.
- С использованием фольги.
- Оклейка плёнкой.
- Проклейка металлизированного скотча.
- Хромирование краской.
Каждый метод имеет свои недостатки и достоинства. Конечно, отремонтированная фара по своим функциональным характеристикам не сравниться с новым изделием, приобретённым на заказ. Но тот необходимый минимум, который должен обеспечивать отражатель по установленным законом нормам, ремонт своими руками обеспечит.
Перед тем, как непосредственно получить доступ к рефлектору, необходимо разобрать автомобильную фару.
Для этого нужно снять решётку радиатора. В каждой модели авто она откручивается по-разному. Далее откручиваются крепёжные болты самого осветительного устройства. Они расположены на переднем бампере, радиаторе. После этого производится отключение штекера питания и, при наличии, выкручиваются оставшиеся болты в задней части рефлектора.
После получения доступа к отражающему элементу, его необходимо отделить от лампочки, а также переднего пластикового корпуса. После этого приступают к очистке рефлектора от старой краски, его обезжиривания и просушки. Далее можно переходить к оклейке светоотражающего материала.Давайте более подробно рассмотрим каждый способ.
Фольга
Перед началом работы необходимо повторно протереть отражатель от пыли. После этого подготавливают шаблоны, чётко повторяющие очертания поверхности рефлектора.
Совет. По возможности, делается как можно меньше отдельных кусочков фольги. Чем меньше будет стыков, тем качественнее получится отражающий эффект, и тем безопаснее будет езда на автомобиле ночью.
Изготовление выкройки необходимо для того, чтобы получить идеально ровную гладь, что является важным требованием. Получившиеся шаблоны прикладывают к фольге, и по их размерам вырезают аналогичные части.
Используемая фольга обязательно должна быть новая и идеально гладкая, без изломов и неровностей. Учтите, чем больше дефектов будет на ней, тем хуже у вас получится сфокусировать свет фары.
Клей удобнее наносить на фольгу. При такой последовательности кусочки легче клеятся и меньше повреждаются. Клеящий состав должен быть устойчивым к низким и высоким продолжительным воздействиям температуры, а также к резким перепадам. После оклейки нужно проверить качество получившейся глади. При наличии неровностей, их разглаживают чистой тряпкой.
После проведения работ фара должна полежать сутки в тёплом помещении открытой. Далее можно собирать устройство обратно. Для предотвращения попадания влаги все стыки необходимо пройти специальной клеящей герметикой, дать дополнительные сутки для набора прочности.
Перед использованием фара тестируется в обязательном порядке.
Плёнка
Использование стекло отражающей плёнки является более профессиональным методом. Порядок производства работ аналогичен предыдущему варианту. Рефлектор очищается, обезжиривается, просушивается. По подготовленным шаблонам вырезаются кусочки плёнки.
Совет. Очень качественная плёнка выпускается под маркой Oracal. Такое изделие используется в сервисах ауди. В продаже имеются разные серии, поэтому перед покупкой проконсультируйтесь с продавцом магазина.
Далее наносится клеящий состав, который также можно приобрести в магазине автозапчастей. После оклейки светоотражателя, поверхность нужно аккуратно разгладить и просушить строительным феном. Под воздействием горячего потока воздуха, клей высыхает за 5-10 минут.
Металлизированный скотч
Такой скотч продаётся в каждом строительном магазине. Его несомненным достоинством является относительная дешевизна, а также простота монтажа.
Изделие продаётся уже с нанесённым слоем клея, поэтому вам остаётся только приклеить его на поверхность отражателя, тщательно разгладить и отрезать лишние кусочки.
Рефлектор обязательно должен быть очищен от старой краски, обезжирен, а так же просушен.
Хромирование
Данный метод не случайно занимает последнюю позицию среди других. Рефлектор, отремонтированный покраской, не отличается высоким отражающим эффектом. Это обусловлено свойствами красящего состава.
Фару подготавливают, чистят, сушат. Далее производится распыление баллончика с краской. Необходимо наносить равномерный слой, не допускать подтёков.В качестве красящего состава используется алкидная или акриловая краска. Также в магазине автозапчастей можно найти специализированный состав, предназначенный для этих целей.
Другие способы
Очень часто водители, отвечая на вопрос как восстановить отражатели фар своими руками, советуют применять метод гальванизации. Его суть состоит в том, что в ванну с водой помещается два элемента: один из которых содержит частицы хрома, а другим является рефлектор фары.
Создают электрическую цепь, через которую пускают ток. При этом частицы хрома переносятся на светоотражатель. Такой способ возможен, только если отражатель изготовлен из металла, то есть способен пропускать через себя электрический ток.
При этом качество отражающей поверхности получается неудовлетворительное.
Стоит понимать, что перечисленные способы не вернут фаре заводской функциональности. Современные технологии предполагают применение вакуумной методики, гидрокорректоров, а также других профессиональных способов.
Починить фару своими руками можно, но только на короткий промежуток времени. Пока вы ищете, где заказать новый рефлектор, починить испортившийся старый – верное решение.
Светотехника своими руками: что под запретом?
28 марта 2015 года
Любое вмешательство в конструкцию автомобиля может повлиять на его работу и безопасность. Правила дорожного движения и другие нормативные акты запрещают самостоятельное изменение конструкции автомобиля.
НОРМАТИВЫ
Пункт 3.
6 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД), запрещает использовать на транспортном средстве передние световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого.
Сзади запрещено устанавливать фонари заднего хода и освещения государственного регистрационного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
ГОСТ 8769–75 «Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости» определяет перечень внешних световых приборов. К ним относятся:
- фары ближнего и дальнего света
- противотуманные фары
- передние фонари (габаритные огни, указатели поворота, стояночные огни)
- задние фонари (габаритные огни, указатели поворота, сигналы торможения, огни заднего хода, стояночные огни, противотуманные огни)
- боковые указатели поворота
- фонари освещения номерного знака
- световозвращатели
- дополнительные фары (прожекторы, фары-искатели).
Запрещается самостоятельно вносить изменения в конструкцию транспортных средств. Приказ МВД от 07.12.2000 года № 1240 разъясняет, что изменение конструкции — это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного автомобиля предметов оборудования, влияющих на безопасность. Есть и перечень оборудования, которое можно устанавливать без согласований.
Теперь рассмотрим дополнительную светотехнику, наиболее часто устанавливаемую на автомобиль.
1. Дневные ходовые огни (ДХО)
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» (далее — Регламент; утвержден постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года № 720) определяет порядок и режим работы ДХО, а также места их установки.
Регламент не говорит о самостоятельной установке ДХО, а всего лишь указывает на то, каким образом световые приборы можно установить, если это предусмотрено заводом-изготовителем.
То есть, если на конкретной модели предусмотрены ДХО, но на машине в конкретной комплектации световые приборы не установлены, это можно сделать самостоятельно (например, ГОСТ Р 41.
48–2004 к факультативному огню относит огонь, установка которого производится по усмотрению предприятия-изготовителя). Если установка ДХО на автомобилях конкретной модели заводом не предусмотрена, то их монтаж требует согласования и внесения изменений в регистрационные документы.
2. Подсветка регистрационного знака специальными рамками
Освещение номерного знака относится к внешним световым приборам. Поэтому управление автомобилем с нестандартной подсветкой переднего регистрационного знака чревато наказанием по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ — лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. За нестандартную подсветку заднего — штраф 500 рублей.
3. Светящиеся форсунки стеклоомывателей, подсветка днища автомобиля и колесных дисков
С точки зрения нормативов светящиеся форсунки, как и подсветка колесных дисков и днища автомобиля, не являются внешними световыми приборами. А раз так, то и наказывать за подобную иллюминацию по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ сотрудники ГИБДД не вправе. Но не все так просто.
Если эта иллюминация не предусмотрена заводом-изготовителем и требует подключения к электрической сети автомобиля, то ее установку необходимо согласовать с ГИБДД. Эксплуатация такого автомобиля без разрешения ГИБДД запрещена (пункт 7.
18 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств), наказание — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
4. Синий свет фар, самостоятельная установка ксенона
ПДД и технические регламенты допускают использование спереди световых приборов только белого, желтого или оранжевого цветов.
Иное прямо запрещено Кодексом об административных правонарушениях и грозит лишением права управления на срок от шести месяцев до года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. То же касается ксеноновых фар.
Если завод-изготовитель не предусмотрел установку подобных фар, то устанавливать их самостоятельно нельзя — это считается внесением изменений в конструкцию. Управление автомобилем с такими фарами, установленными без согласования, также грозит лишением водительского удостоверения.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Спасет ли пешехода светоотражающие элементы на верхней одежде?
https://volgodonsk.pro/upload/011/u1118/2499/7c865071.jpg
Задумывались ли Вы о том, что в темное время суток, автомобилисты могут Вас не заметить на дороге?
Пешеходам с наступлением зимнего периода и в связи с изменением продолжительности светового дня в сторону уменьшения, стоит задуматься о личной безопасности при переходе проезжей части и около автомобильных дорог.
Как обезопасить себя и своих детей ?
- Первое и самое важное, это следим за своими детьми и не допускаем их появление в темное время суток на проезжей части без сопровождения, даже на детских площадках около многоквартирного дома.
- При переходе пешеходного перехода на проезжей части, держите ребенка за руку.
- Приобрести светоотражающие элементы и закрепить их не только на одежде, но и на других элементах (рюкзак, сумка, самокат, велосипед и так далее).
- Провести беседу со своими детьми о правилах дорожного движения и поведения около проезжей части.
- Объяснить значение цветов сигнального светофора.
- Рассказать детям об опасных участках в пределах своего района, и не допущении нахождения в них.
- Рассказать о пешеходных переходах и необходимости в «убедиться», что водитель остановился и пропускает его для перехода, при этом показать на примерах, что такое мертвая зона за первой машиной, которая Вас пропускает и почему необходимо всегда смотреть по сторонам, особенно на многополосных дорогах без светофора.
Скриншот: https://www.youtube.com/watch?v=vWJApqoukQ0Скриншот: https://www.youtube.com/watch?v=vWJApqoukQ0Самое главное: не выбегать резко на пешеходный переход, в любое время суток.
Обратите внимание на картинку и расстояние от водителя до пешеходов без отражающих элементов на одежде.
МЧС России
- Если вы оделись в темную одежду то водитель заметит Вас за 18 метров;
- Если вы оделись в одежду красного цвета то водитель заметит вас за 24 метра
- Если вы оделись в одежду белого цвета то водитель заметит Вас за 55 метров;
Одежда со светоотражающими элементами лучший выбор, Вас заметят за 130 метров!
Подведем итоги:
- На скорости 60 км/ч за 1 секунду машина проезжает 16 м.
- Тормозной путь с 60 км/ч на сухом асфальте тоже потребует около 16 м.
- То есть получается, что как минимум необходимо 32 м, а то и больше.
А что будет на мокром асфальте или гололеде? Тормозной путь еще больше!
Помните: Ваша безопасность и безопасность Ваших детей, зависит только от Вас. Старайтесь одеваться в более яркую одежду и использовать светоотражающие элементы.
Если у Вас есть, что дополнить или реальные случаи из жизни, напишите о них в х, будет полезно почитать.
Спасибо за внимание!
Полезные статьи с канала:
- «Мой сын в шутку вызвал пожарных. Грозит ли нам теперь штраф?» — разбираемся в щекотливом вопросе.
- Проблемы детской безопасности: как уберечь ребенка от беды. Часть 1
- Почему пожарная машина приехала без воды.