«Иномарка российской сборки» — словосочетание уже привычное, но покупателю по-прежнему режет слух. И хотя этому явлению уже 13 лет (фордовский завод во Всеволожске запущен в 2002 году), у нас так и не возникло ассоциативного ряда «собранная в России — все равно иномарка».
И большинство, узнав о месте производства автомобиля, тут же начинает искать всевозможные дефекты с удвоенной энергией. При этом нас уверяют, что контроль качества даже жестче, чем в Европе, а значит, никаких «российских» особенностей у таких автомобилей априори быть не может.
Неужели?! Чтобы проверить, действительно ли качество сборки в России не отличается от европейского, мы пригласили наших уважаемых читателей на сравнительный тест!
Для сравнительного теста дилеры предоставили три пары автомобилей: Ford Focus, Skoda Octavia и VW Tiguan. Осмотрев их, наши читатели должны будут определить, есть ли между автомобилями отличия, какой из них, по их мнению, собран хуже.
Ну а уже после этого представители дилера скажут, какой конкретно автомобиль собран в России, а какой — в Европе.
Начнем, пожалуй, с Ford — у него самый большой опыт работы в России, так что все подводные камни (за 13 лет производства!) уже должны быть обнаружены и устранены.
Но для начала представим наших экспертов. Первый (он же, как выяснилось впоследствии, самый щепетильный и внимательный) гость — Сергей Беганский, известный под логином begser, 41 год, водительский стаж 23 года. Владел с 2008 года Mazda2 новой, с 2012 года — KIA Rio, планирует к покупке KIA Soul или Ford EcoSport.
Виктор Адамович, пользователь abw.by под никнеймом viktorkassa, 29 лет, стаж по документам 11 лет, реальный — 8 лет. Авто было много — на двоих с женой около 20.
В основном Toyota, хотя были Mazda, Citroёn. Сейчас Toyota RAV4 2007 г.в., 3.5 бензин, АКПП, и KIA Sportage 2014 г.в., 2.
0 бензин, АКПП, предпоследняя комплектация, российская сборка, куплен в декабре 2014 года в Москве.
Александр Буткевич, он же spanchik, 27 лет, стаж вождения 8 лет. Бывшие автомобили: VW Passat B4 1995 г.в., 1.8Б, VW Polo 1999 г.в, 1.9Д, Mazda 323F 1999 г.в., 2.0ТД, Mazda6 2002 г.в., 2.0ТД. Нынешний автомобиль — Audi A3 2002 г.в., 1.8Б. Также в семье есть VW Polo седан 2013 г.в.
Дмитрий Громович, на форуме известный как Сosmostar, 36 лет, 18-летний стаж вождения.
Автомобили, на которых ездит каждый день по работе (служебные): BMW 325 е36, BMW 325 е46, Opel Vectra 1.9Д 2008 года, Daewoo Matiz. Ранее эксплуатировал VW Passat 1993 г.в., Jeep Grand Cherokee 1993 г.в.
, автобус Mercedes-Benz 208, BMW 530Д 2008 г.в., VW Caravelle 2008 г.в., Ford Sierra 1988 г.в.
Итак, поехали! Для ознакомления представлены два практически одинаковых Ford Focus с 1,6-литровыми бензиновыми моторами, «механикой», в почти идентичных комплектациях. На первый взгляд — отличия только в цвете. Но только на первый взгляд…
Захлопали двери, защелкали «бардачки», зашуршали полки в багажнике — наши эксперты очень ответственно подошли к вопросу оценки и осматривали буквально каждый миллиметр! И вот уже обнаружились первые недостатки:
— В сером салон собран чуть менее аккуратно, на потолке, если присмотреться, есть еле заметные остатки клея, на клееном пластике шов клея неровно нанесен, — уверенно заявляет Виктор Адамович, намекая, что это и есть «россиянин».
Однако другие участники, изучив неровную проклейку, все же склонны к другому варианту: мол, «россиянин» — черный автомобиль (на фото он справа). Почему? Как определили?
— Скажем так, по «вторичным» признакам: у него просвет выше, брызговики установлены, полноразмерная «запаска» в багажнике плюс установлен российский Michelin, — Сергей Беганский перечисляет обнаруженные им отличия. — В общем, чувствуется, что машина просто лучше подготовлена к плохим дорогам и сложным условиям эксплуатации!
- — А по качеству сборки?
- — Как ни парадоксально, серый при первом знакомстве производит не такое благоприятное впечатление…
- Однако Дмитрий Громович отмечает, что серый автомобиль все же аккуратнее в мелочах:
- — У него есть петелька, чтобы держать поднятую полку багажника, а у черного нет. Отличаются плафоны освещения, другие накладки внутри багажника…
- Так кто же «россиянин»?
— Черный! — однозначны в своем мнении форумчане. И представитель дилера соглашается с ними: действительно, несмотря на некоторые мелкие нюансы сборки серого Focus, на самом деле в России собран черный автомобиль.
При этом все отмечают, что угадали это не по качеству сборки, а по вышеперечисленным вторичным признакам — покрышкам, клиренсу, брызговикам и т.д.
Для проформы совершив небольшой тест-драйв по МКАД, единодушно приходим к выводу, что никакой визуальной, тактильной или иной разницы между этими двумя Focus не обнаруживается.
Что же, отправляемся дальше. Наша следующая гостья — Skoda Octavia последнего поколения. Совсем недавно ее начали собирать в Нижнем Новгороде, а до этого на наш рынок поставлялись исключительно автомобили чешской сборки. Посмотрим, что обнаружат наши форумчане.
Две, три, четыре, пять минут… Первым «сдается» Сергей Беганский:
— Они абсолютно одинаковые! Из отличий, что мне удалось обнаружить, только накладки на зеркалах: у одной машины белые, у другой — черные. В остальном — близнецы! Хотя нет, еще последние цифры госномера отличаются…
- Другие участники озадаченно качают головой в знак согласия: никаких отличий между двумя Octavia найти не получается! Доходит до того, что начинают поднимать обивку багажника и рассматривать наклейки…
Может, проедемся? Дабы сэкономить время, забираем оба автомобиля и отправляемся к следующему дилеру, где нас ждут два VW Tiguan. Но за несколько километров пути никаких отличий в Octavia по-прежнему не выявлено: абсолютно одинаковые!
- — Итак, каков будет вердикт уважаемого жюри?
- — Отличий не обнаружено, можно разве что угадать, — единодушны в своем решении Александр Буткевич, Дмитрий Громович и Виктор Адамович.
— Я согласен, — говорит Сергей Беганский, — абсолютно одинаковые машины! Ну не считать же отличием цвет накладок на зеркалах?!
Барабанная дробь, затянувшаяся пауза… Правильный ответ — между этими автомобилями действительно нет отличий, потому что оба они европейской сборки!
Каюсь: мы сделали это специально.
Во-первых, чтобы проверить наших экспертов на объективность, а во-вторых, если бы они вдруг обнаружили, что одна из машин хуже другой, можно было бы действительно говорить об «эффекте плацебо».
Но молодцы! Даже после такого тщательного осмотра отличий не обнаружено, а самое главное — форумчане не «придумали» их. Что же, объективность и профессионализм — на высоте!
- С бодрым настроением приступаем к осмотру двух Tiguan, серого и коричневого. Очаровательная Алена, представитель импортера VW, радостно «мотивирует» наших экспертов:
- — А мы уже провели блицосмотр, и наш гость, представитель VW Club Belarus, не угадал, где российская, а где европейская машина!
- После этого форумчане переглянулись и пошли открывать капоты-двери-багажники по второму кругу…
- Долго ли, коротко ли, наконец, раздался радостный возглас Сергея Беганского:
— Уф! Нашел! «Россиянка» — правая машина!
Все тут же метнулись к коричневому автомобилю, чтобы увидеть тот «кошмар», который выдал место сборки… Но куда ни глянь — все абсолютно одинаковое, вплоть до нюансов. Сергей, где и что вы умудрились разглядеть?
— А вот сварной шов на «чашках» передних стоек. Видимо, на российском и европейском заводах стоят немного разные «роботы», поэтому шов отличается. Точнее, даже не шов, а способ нанесения антикоррозийного покрытия на него. Видите, у европейского авто это аккуратная полоска, а у российского — как будто кисточкой наносили…
Действительно, глаз-алмаз! Остальные участники, осмотрев обнаруженную Сергеем особенность, вынуждены были согласиться, что других отличий нет: не считать же таковыми наличие наклеек на тыльной стороне полки багажника.
— Однако интуитивно я все равно отдаю предпочтение серому автомобилю, — говорит Виктор Адамович. — Мне кажется, он собран лучше.
И снова небольшой тест-драйв, и снова «никаких отличий, абсолютно одинаковые!».
Так который из них «россиянин»? Сергей Беганский оказался прав: коричневый автомобиль произведен в России, но единственное, что может указать на это, — тот самый способ нанесения защитной мастики на сварных швах. В остальном — «близнецы-братья».
А это значит, что «иномарка российской сборки» не темное пятно в биографии, не повод тщательнее всматриваться в каждую мелочь или требовать дополнительную скидку у дилера. Европейская? Российская? Когда заклеены VIN-коды, угадать, где произведен автомобиль, практически нереально.
Времена, когда «плыли» зазоры, что-то не включалось, где-то брякало, все «сыпалось», давно прошли. Производители дорожат своей репутаций, поэтому не так уж важно, где собран ваш автомобиль, в России или в Европе, поскольку и там и там одинаковые требования к качеству.
Кстати, оцените, как рисковали дилеры, предоставившие свои автомобили для сравнения: ведь найди наши участники какие-то существенные недостатки, это могло бы сильно сказаться на продажах! Причем на продажах именно российских, наиболее популярных в последнее время из-за цены автомобилях.
Но, видимо, дилеры действительно уверены в российском качестве сборки, раз так спокойно выдают автомобили для сравнительного теста…
- Павел КОЗЛОВСКИЙ Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
- ABW.BY
- Благодарим участников за профессиональный и объективный подход к сравнительному тесту
Популярные классы автомобилей в России
По устоявшейся европейской классификации автомобили принято разделять на классы. При этом учитывается уровень комфорта для пассажиров и водителя, модификации кузова, динамические и ходовые качества. Обратимся к данным, полученным аналитиками агентства «Автостат» , чтобы узнать, какие сегменты автомобилей востребованы в РФ.
Большая часть всех продаж автомобилей приходится на долю среднего гольф-класса, а именно 14,2 млн. Это универсальные, вместительные и одновременно компактные машины. Типы кузова – универсал, седан, хэтчбек или даже минивэн. Динамические и скоростные характеристики варьируются в довольно широких пределах. Типичные представители: Volkswagen Golf, Ford Focus, Mazda 3, Mitsubishi Lancer.
Такие машины идеально подходят как для городских поездок, так и для путешествий. Отличаются невысокой ценой, поэтому вполне логично, что данные представители занимают треть российского рынка.
SUV
Второй по популярности класс – кроссоверы и внедорожники. На долю SUV в автопарке страны приходится 10,23 млн единиц. Это универсалы повышенной проходимости, имеющие увеличенный дорожный просвет и систему полного привода. К примеру, Toyota RAV4, Volkswagen Touareg, Kia Sportage, Subaru Outback. Салон у них обычно большого объема, что позволяет комфортно разместить семью.
Автомобили такого класса способны справляться с легким бездорожьем, но при этом не являются полноценными вездеходами. Большинство моделей имеют несущий кузов, в отличие от традиционных рамных внедорожников.
В — сегмент
Автомобили В-класса занимают стабильное положение на российском рынке. Их зарегистрировано в количестве 8 миллионов единиц. Они не только удобны и экономичны для владельцев, но и недороги в обслуживании. Значительная часть автомобилей этого сегмента имеют кузов хэтчбек и передний привод. Достаточно комфортны для водителей, но тесноваты для пассажиров.
Из российских авто можно выделить практически все Лады и ВАЗы. Для зарубежного автопрома популярны такие модели, как: Renault Logan, Ford Fiesta, Hyundai Solaris, Opel Corsa. Благодаря небольшим габаритам пользуются спросом среди женщин-водителей. Такое небольшое транспортное средство – идеальный вариант для повседневных поездок на работу, в магазины и на отдых.
Следующими в списке идут представители D-класса – 2,8 миллиона автопарка РФ. Его по праву называют оптимальным транспортным средством как по вместимости, так и по своим потребительским качествам. Это могут быть как хэтчбеки, так и универсалы, которые можно разделить на две группы:
- к первой относятся модели массового спроса и умеренной стоимости (Opel Corsa, Ford Mondeo, Toyota Avensis, Skoda Octavia);
- вторая – это элитные, более дорогие и укомплектованные автомобили (Audi A4, Subaru Legacy, BMW 3, Volkswagen Passat).
B+ — сегмент
В понятие В+ включены «усредненные» автомобили, которые оказались слишком большими по меркам В-класса, но дешевыми и не престижными для С-сегмента. По обновленным данным этих представителей в России насчитывается 2,2 млн.
Ярким примером размера size+ является Ford Focus третьего поколения. Этот переросток достигает в длину 4,5 метров, вместо положенных 4,1.
На текущий момент года количество машин бизнес класса составляет порядка 2 миллионов экземпляров. Они считаются комфортабельными, потому идеально приспособлены для перевозки пассажиров. Такие авто обладают просторным салоном, высоким уровнем стандартной комплектации, внушительными размерами и соответственно немалой ценой. Средние параметры имеют длину от 4,6 до 5 метров и ширину 1,8 м.
Существует разделение Е-сегмента на два подкласса – обычный и элитный. Наиболее видные представители: Toyota Camry, Hyundai Sonata, Nissan Maxima, Volvo S80/V70, Audi A6, BMW 5 серии.
М — сегмент
В России минивэны являются признаком зажиточности и высокого социального статуса. Это автомобили повышенной вместимости, их число от общего автопарка страны составило 1,4 млн единиц.
Просторные, несложные в управлении, удобные для эксплуатации в городе. Имеют три ряда кресел, благодаря которым успешно принимают на борт большие семьи и компании. Большая часть комплектуется автоматической коробкой передач и имеет крепкую, надежную подвеску. К самым популярным мини и компактвэнам относят Toyota Alphard, Opel Zafira Tourer, Volkswagen Multivan, Mercedes Benz V-class.
По подсчетам специалистов во втором полугодии 2019 года общий объем легковых автомобилей в России составил 42,07 миллиона. На долю иномарок приходится 25,5 млн, что в процентном соотношении составляет 60,6%. Российские марки имеют в общем автопарке 16,5 млн единиц и соответственно 39,4%.
Из приведенных выше данных можно сделать выводы о доходах большей части населения. Авто С-сегмента продолжают пользоваться неизменным спросом. Это неудивительно, ведь бюджетная цена и недорогое обслуживание являются определяющим фактором.
- iarriba
- Распечатать
Скачки «Евро»: на каких машинах запретят ездить в России :
Чиновники готовят дорожную карту проекта по введению в городах «чистых» зон, в которые будет запрещен въезд автомобилей ниже определенного экологического класса.
В прошлом году были разработаны и утверждены новые дорожные знаки, обозначающие начало и конец зон с ограничением экологического класса механических транспортных средств, а также дополнительная табличка с указанием экологического класса, которая может применяться, например, для ограничения зоны парковки. Ввести ограничения могут уже в 2019 году.
Ни зоны, въезд в которые будет ограничен, ни сами экологические требования пока четко не определены — проектом занимается целый ряд ведомств, включая МВД, Минтранс, Минпромторг и Минприроды.
А предложения по введению «чистых» зон должны исходить от правительств Москвы и Санкт-Петербурга.
По предварительной информации, речь идет об улицах исторических центров городов, жилых массивах, парковых зонах и зонах около естественных лесных массивов и водоемов.
Именно в такие зоны будет запрещен въезд неэкологичного транспорта с уровнем токсичности выхлопа ниже «Евро-3» или «Евро-4». Причем на первом этапе, как пояснили в дептрансе Москвы, ограничения коснутся только грузового транспорта и автобусов и лишь потом распространятся на владельцев легковых автомобилей.
Как будут отслеживать и наказывать нарушителей
Нарушителей будут отслеживать при помощи камер видеофиксации — устройство будет снимать въехавший в зону автомобиль, а в центре обработки информации будут проверяться данные из базы. Если экологический класс машины не соответствует разрешенному, владелец получит штраф.
Сейчас специальных экологических штрафов не существует, а за нарушение требований «зеленых» знаков можно выписать лишь 500 руб. по части 1 статьи 12.
16 КоАП за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, либо 1000–1500 руб. по части 2 той же статьи, если водитель совершил запрещенный знаком левый поворот.
Наконец, штраф для грузовиков по части 6 статьи составляет 500 руб., но в Москве и Санкт-Петербурге за это же возьмут 5000 рублей.
Global Look Press
Случаи парковки в запретной для машины зоне описываются частями 4 и 5 статьи 12.16 и предусматривают штраф 1500 руб. (либо 3000 руб. в Москве и Санкт-Петербурге). Однако к осени МВД и Минтранс могут подготовить поправки о введении отдельного штрафа за нарушения экологических зон, сумма которого, по некоторым сведениям, может достигнуть 10 тыс. рублей.
Сколько машин попадет под ограничения
Сейчас в России действуют нормы «Евро-5», и все продающиеся на территории страны новые автомобили отвечают именно этим требованиям. Однако их доля в общем парке сравнительно невелика. Всего в России зарегистрировано чуть меньше 45 млн машин, средний возраст которых колеблется от 9 лет в Татарстане до 20 лет на Дальнем Востоке, а в целом по стране составляет больше 13 лет.
По оценкам экспертов агентства «Автостат», экологический класс «Евро-5» в России имеют лишь 16% легковых автомобилей. В мегаполисах этот показатель чуть выше: 35% в Москве и 30% — в Санкт-Петербурге.
28% всех автомобилей выполняют нормы «Евро-4», а больше половины парка соответствуют «Евро-3» и ниже. Почти 30% автомобилей не отвечают даже нормам «Евро-2», а это — от 13 до 14 млн условно «грязных» машин.
Впрочем, точных цифр не существует, поскольку множество зарегистрированных в России автомобилей вовсе не имеют в документах указания на имеющийся экологический класс.
С «чистотой» коммерческих машин, отмечает «Автостат», дело обстоит хуже. Даже в сегменте легких коммерческих автомобилей, которых зарегистрировано более 4 млн, уровню «Евро-2» не соответствуют 45% машин, а из 3,7 млн грузовиков «грязными» являются 65%.
Чем отличаются автомобили под разные нормы «Евро»
В Европейском союзе начальные требования «Евро-1» были введены в июле 1992 года. Именно тогда производители начали отказываться от карбюраторных двигателей и переходить на системы впрыска топлива, которые могли надежно поддерживать правильный состав топливной смеси. Тогда же начали появляться каталитические нейтрализаторы, дожигающие несгоревшие остатки топлива в выхлопной системе.
С начала 1996 г. Европа перешла на более строгие нормы Евро-2, которые потребовали точных систем распределенного впрыска топлива. Четыре года спустя были введены нормы Евро-3, ради которых двигатели стали оснащать системами двойной диагностики выхлопа и быстро прогревающимися катколлекторами, поскольку новый регламент требовал скорейшего выхода системы нейтрализации на рабочие режимы.
Введенные в 2005 г. нормы «Евро-4» потребовали установки электронных педалей газа для более оптимальной работы систем впрыска. Еще более строгие нормы «Евро-5», которые были введены в сентябре 2009 г.
, обеспечивали более долгий пробег автомобиля без снижения экологических параметров. Наконец, с 2015 г.
в Европе действует самый строгий на сегодня регламент «Евро-6», который накладывает очень серьезные ограничения на дизельные двигатели и требует для них дополнительного использования мочевины в системе нейтрализации выхлопных газов.
Global Look Press
Какие автомобили находятся в группе риска
Производители заранее готовились к вводу норм «Евро», поэтому в случае с автомобилями, ввезенными в Россию из-за границы, можно предполагать соответствие определенным нормам в зависимости от года выпуска. То есть все европейские модели с 1996 г. отвечают «Евро-2», с 2000 г. — «Евро-3», с 2005 г. — «Евро-4», а 2009 г. — «Евро-5». Почти одновременно аналогичные стандарты вводились в США и Японии.
Но в случае с иностранными автомобилями, официально продававшимися в России, следует ориентироваться на график ввода евро-стандартов именно в нашей стране, поскольку производители поставляли машины с двигателями, адаптированными под актуальные условия. В России стандарт «Евро-2» был принят лишь осенью 2005 года. С 2008 г. все новые машины должны были соответствовать «Евро-3», «Евро-4» ввели в 2013 г., а с 2016-го действует «Евро-5».
Например, «грязным» является Ford Focus первого поколения, который выпускался во Всеволожске с 1998 по 2005 г. с двигателями «Евро-2» объемом 1,6, 1,8 и 2,0 литра.
Машины второго поколения для России уже оснащались моторами «Евро-4». Другой популярный вариант — Toyota Corolla. Двигатели «Евро-4» у Corolla появились в 2004 г. на популярной в России модели девятого поколения (E120).
Моторы «Евро-5» появились на машине десятого поколения (E140).
Еще два бестселлера вторичного рынка Kia Rio и Hyundai Solaris представлены в основном моделями двух предыдущих поколений образца 2011 и 2016 гг. соответственно, поэтому выполняют нормы «Евро-4» и «Евро-5». Более старые Kia Rio, как и Hyundai Accent таганрогской сборки, имели в России двигатели «Евро-2».
Global Look Press
Что с отечественными машинами
Российские автомобили переходили на евро-стандарты в строгом соответствии с российским законодательством. «Грязными» можно считать все карбюраторные «Жигули», «Нивы» и «Самары». Системы впрыска топлива впервые появились на «Самарах» в 1994 г., но официальный переход на «Евро-2» завод произвел с начала 2006 г., полностью прекратив производство карбюраторных моделей.
С 2008 г. все модели Lada соответствуют «Евро-3», а нормы «Евро-4» АвтоВАЗ выполняет с 2011 г., немного опережая государственный график. При этом на Lada Priora с самого начала выпуска в 2007 г.
устанавливались двигатели «Евро-3», а позже и «Евро-4». Семейство Lada Granta изначально имело моторы не ниже «Евро-4». Все автомобили, выпускающиеся с конца 2015 г., соответствуют нормам «Евро-5».
Это же касается внедорожников Chevrolet Niva.
Как узнать свой экологический класс
Данные об экологическом классе вносятся в паспорта транспортного средства (ПТС) и свидетельство о регистрации (СТС) начиная с 2008 г., однако обязательным это стало лишь в 2011 году. По оценкам «Автостата», в России эксплуатируется около 20 млн автомобилей старше десяти лет, а это значит, что существенная часть парка не имеет никаких данных об экологическом классе.
Попытаться определить экологический класс самостоятельно можно на сайте Росстандарта в разделе сведений о выданных Одобрениях типа транспортного средства (ОТТС) и портале Федеральной таможенной службы, однако там в основном хранится информация только о действующих ОТТС и актуальных моделях автомобилей.
Global Look Press
Также определить класс можно, используя специализированные каталоги или интернет-сервисы по трехзначным кодам комплектации (Pr.
Code), которые указываются на наклейках в сервисной книжке и самой машине, например под панелью приборов или в нише запасного колеса.
К примеру, в случае с автомобилями концерна Volkswagen нормам «Евро-5» могут соответствовать коды 7MG, 7MM или 7MV, а «Евро-4» — 0GG, 7GH или ZIT.
Что делать, если класс не указан в ПТС
Вписать экологический класс в ПТС можно в ГИБДД, получив соответствующий документ в аккредитованной компании, предоставляющей услуги автомобильной экспертизы. Специалисты установят экологический класс, руководствуясь информацией официальных каталогов и баз данных за сумму в несколько тысяч рублей.
В случае если документально подтвердить экологический класс не удается, придется проводить полноценный комплекс сертификационных испытаний, стоимость которого составит десятки тысяч рублей.
При этом Минпромторг недавно пообещал разработать упрощенный порядок присвоения класса для старых машин, при котором класс, скорее всего, будет присваиваться, исходя из года выпуска и страны происхождения автомобиля. Процедура должна заработать осенью, но информации о том, каким именно образом можно будет вписать экологический класс в документы, пока нет.
Производство автомобилей в России
Правительственная стратегия направлена на увеличение производственных мощностей. Так, только в 2018 году автомобильные заводы России получили 12,2 млн.
рублей на поддержку и развитие производства (Распоряжение №548 от 30.03.018), что позволило увеличить объем продукции на 101% по сравнению с 2017 годом.
Казалось бы, о затяжном кризисе 90-х, когда многие крупные заводы были обанкрочены, пора забыть. Что же происходит на самом деле?
Автомобильные заводы России
Автомобильное производство в России нельзя рассматривать в качестве гладкой эволюции. Она сегментирована по меньшей мере на три характерных этапа:
- До 1917 года. Производство было представлено небольшими частными мастерскими «Лесснер», «Дукс», «Россия», «Аксай», «Фризе и К». Контракты на постройку крупных заводов («Русский Рено», «Казенный завод военных самоходов») реализованы так и не были. Многие мастерские перепрофилировали деятельность («Русский Рено» – производство авиамоторов, «Руссо-Балт» – самолетостроение).
- Советский период. Строительство крупных заводов – КамАЗ, ВАЗ, УралЗИС (ныне «Урал», УльЗИС (ныне УАЗ), ЗиЛ, ЛАЗ, ПАЗ. Самым крупным (и одним из самых крупных в мировых масштабах) заводом являлся КамАЗ. Большой упор делался на производство грузовиков, которые до сих пор славятся во всем мире.
- Современный период ознаменовался двумя событиями: децентрализацией производства, потом кризисом 90-х и началом производства и сборки иномарок, что стало неотъемлемой частью отечественного автопрома.
На территории РФ находится множество автозаводов
Первый автомобильный завод в России – АМО (завод Автомобильного Московского Общества), построенный еще в 1916 году. Переживший революцию, он оказался ненужным современности — это всем известный Завод им. Лихачева, закрытый в 2013-м. С 1916 г.
также работает Завод Лебедева, который с 1960-х занимается производством двигателей марки ЯМЗ (Ярославльский моторный завод).
Производство легковых автомобилей в России значительно опережает производство грузовиков, которые начали выпускаться массово только в предвоенный период.
Отечественные марки
Помимо предприятий «с историей», известных с советских времен, на сегодняшний день существуют новые, развивающиеся бренды. Стоит упомянуть и те и другие:
- ГАЗ (г. Нижний Новгород). Один из старейших отечественных заводов, существует с 1932 года. Специализация: легковые авто, грузовики, микроавтобусы.
- ВАЗ – самое финансируемое и производящее (в том числе на экспорт) предприятие. По итогам прошлого года, Лада «Веста» (первое место) и Лада «Гранта» (второе место) – самые продаваемые авто России. Специализация: легковые авто.
- УАЗ. Изначально (с 1941 года) завод был филиалом АМО ЗИЛ. Специализация: внедорожники для гражданских нужд, а также нужд МВД и армии.
- УралАЗ – довоенный завод, перекочевавший при эвакуации в г. Миасс. Специализация: грузовые авто, самосвалы, шасси с повышенной проходимостью, которые могут быть использованы как в гражданских, так и в военных целях.
- КамАЗ – лидер по продажам грузовиков, производящий за последние годы в среднем 400 тыс. единиц техники за год. Филиалы завода находятся во Вьетнаме, Пакистане, Китае, Эфиопии, Казахстане. Специализация: грузовые автомобили, бронированная военная техника (КамАЗ «Тайфун»).
- ПАЗ. Год основания – 1951. На сегодняшний день предприятие перепрофилировалось под производство низкопольных автобусов (для города). Изначально производил автобусы малого класса, рассчитанные на езду по дорогам, на которых отсутствует усовершенствованное покрытие.
- ГолАЗ (г. Голицын) относительно новое предприятие (создан в 1990-м). Именно автобусы ГолАЗ были задействованы для обслуживания зимних Олимпийских игр 14-го года в Сочи. Специализация: сельхозтехника, автобусы всех классов за исключением малого.
- БАЗ (г. Брянск). Специализация: тяжелые шасси, тягачи спецконструкции для нужд армии.
- НефАЗ изготовляет на шасси КамАЗа спецтехнику и автобусы.
- КАвЗ знаменит производством широкого спектра моделей капотных автобусов. Сегодня от капотной продукции пришлось отказаться и главной специализацией стало производство автобусов среднего класса (последняя линейка – «Аврора»).
- Marussia Motors – уникальный завод по производству спорткаров. Команда Marussia участвовала на Формуле-1 в 2009-2014 году. После «новинок» не выпускалось.
- Scania. Автозавод занят изготовлением автобусов и грузовых авто.
- Ирбитский мотоциклетный завод. По сегодняшний день на заводе производятся тяжелые мотоциклы известной марки «Урал». Примечательно, что продаются в России они значительно хуже, чем идут на экспорт. Так, «Урал-Патруль» был признан одним из самых продаваемых и качественных мотоциклов в США в 2010 году.
- Тролза. Специализация: производство троллейбусов. Существует с 2014 года.
- «Тонар». Специализация: выпуск прицепов к легковым авто, седельных тягачей.
- АЗ «Чайка-Сервис». Специализация: сложная автомобильная спецтехника.
На сегодняшний день закрыты: ТагАЗ (г. Таганрог), ЗиЛ, СеАЗ (г. Серпухов).
Завод ВАЗ в г. Тольятти
Иномарки
С 2000-х годов на отечественных просторах начали запускаться заводы, преимущественно по сборке, иномарок. На сегодняшний день существует 16 заводов, на которых совершается полный цикл изготовления:
- Hyundai, Nissan, Toyota, General Motors (заводы располагаются в Санкт-Петербурге, General Motors пока не функционирует);
- Ford-Sollers (три завода на территории России – в г. Всеволжск, г. Елабуга и г. Набережные Челны);
- Sollers (г. Владивосток, изготовляются «Мазды» и Toyota Land Cruiser Prado);
- Renault (г. Москва).
- «Автотор» (г. Калининград, изготовляются различные модели Kia, Hyundai);
- Volksvagen, Peugeot (г. Калуга);
- Derways (г. Черкесск);
- Горьковский автозавод выпускает Skoda Yeti, Skoda Octavia, Volksvagen Jetta;
- на АвтоВАЗ производят Nissan Almera, Renault Logan;
- на «ИжАвто» (г. Ижевск) выпускается Nissan Sentra.
Если задаться вопросом о том, где находятся наиболее крупные заводы России по производству авто, можно заметить, что основная их часть сконцентрирована в Поволжье, Центральном и Уральском экономических районах, небольшой ареал автомобилестроения расположен в Северо-Западных регионах. «Карта» заводов, в основном сложилась из-за эвакуации, проводимой во время Второй мировой войны. Изменить ее не смогло и внедрение «иномарочного» производства.
Автомобили собираются под строгим контролем специалистов
Почему иномарки собирают в России
Современный отечественный авторынок уже отошел от поляризации «наших авто» и «иномарок».
Ведь даже некоторые автомобили российского производства уже не совсем российские (к примеру, УАЗ «Патриот» более чем наполовину комплектован иностранными деталями).
Поэтому стратегия автопрома автоматически предопределяется уклоном современного автомобилестроения на производство «полукровок», которое устраивает всех. Но есть и несколько особенных причин:
- дешевизна рабочей силы;
- наличие готовой базы (ГАЗ, АвтоВАЗ);
- автомобили, собранные в «филиалах», сразу находят покупателя, не нужно искать и завоевывать рынок сбыта.
Преимущества российской сборки
Конечно, «оригинал» лучше, но у иномарок российской сборки есть свои плюсы:
- при условии ограничения импорта, иномарки российской сборки продолжают выпускаться;
- пригодность к отечественным климатическим условиям, а поскольку большая часть заводов собирает японские автомобили, то для российского рынка они специально делаются леворульными;
- более доступный каталог запчастей;
- никаких проблем с растаможкой, оформлением.
Российская сборка ориентирована на «отечественного» покупателя и условий, в которых он находится, поэтому, к примеру, «японец» не должен заглохнуть на морозе, а при поломке «Рено» не нужно будет искать и переплачивать за доставку комплектующих.
Сколько бы ни было вопросов к качеству российских автомобилей, ежегодно на развитие отрасли выделяются миллиарды рублей. И все же, есть достойные модели (чего стоит один автомобиль «Шаман»!), к тому же за два последних года было экспортировано более 120 тыс. автомобилей. Хотя бы поэтому состояние автопрома нельзя расценивать как упадок.
Какой класс автомобилей самый популярный в России
В сентябре на российском авторынке оказались меньше всего востребованными «малыши» класса A, компактвены и пикапы. Ну, а какой сегмент у наших соотечественников пользуется наибольшей популярностью, можно судить по нынешним бестселлерам российских продаж — Hyundai Solaris, KIA Rio и LADA Granta.
В сентябре продажи лидеров самого популярного у нас В-класса — «корейцев» Hyundai Solaris и KIA Rio — увеличилсь на 10% и 69,5% соответственно. В то же время спрос на LADA Granta упал почти на 50%.
Всего за первый осенний месяц было реализовано 53 000 супермини, а их доля на рынке составила 40,7%.
Далее по рейтингу популярности с небольшим отставанием идут кроссоверы с 35,9% и объемом продаж в 46 800 экземпляров.
Городские мини класса А разошлись в сентябре в количестве 600 штук (лишь 0,5% от всего рынка), компактвены (MPV) — 1000 штук (0,8%) и пикапы — 1200 единиц (1,9%).
Кстати, именно пикапы показали наиболее высокую динамику роста (+43,6%).
Положительная динамика по сравнению с августом отмечается также у грузовых универсалов LAV (+16,8%), B (+7%), E (+5%), А (+4,6%) и D-классов (+3,7%), а гольф-класс, напротив, потерял пятую часть своих объемов (- 20,9%).
- В целом за первый осенний месяц рынок упал к сентябрю прошлого года на 29,6%, ни в одном из классов продажи не выросли, но меньше других пострадали грузовые универсалы (-14,5%) и супермини (-15,5%).
- Лидеры классов по итогам сентября
- А-класс — Daewoo Matiz
- B-класс — Hyundai Solaris
- C-класс — Nissan Almera
- D-класс — Toyota Camry
- E-класс — Audi A6
- LAV — Lada Largus
- MPV — KIA Soul
- PICKUP — Toyota Hilux
- SUV — Renault Duster
Как писал «АвтоВзгляд», абсолютным лидером в списке самых доступных автомобилей проссийского рынка является представитель невостребованного у нас сегмента А — компактный хэтчбек Daewoo Matiz ценой 314 000 рублей. С недавних пор модель продается под новым брендом Ravon.
У кого из брендов продажи кроссоверов увеличились
15777
7044
13745
6103
4600
1947
Почему из России уходят автомобили класса A+?
Сегмент A+, к которому относятся легковые автомобили длиной до 3,8 м, еще недавно занимал 2,5% российского рынка.
Но за последние три года спрос на эти маленькие машинки усох почти в шесть раз, а по итогам первых десяти месяцев 2015 года их доля рынка составила только 0,6%.
Продано всего 6813 автомобилей – по сравнению с тем же периодом прошлого года падение более чем вдвое, хотя рынок просел только на треть.
Клиентов у маленьких машинок увели, в первую очередь, автомобили Лада, которые постепенно модернизируются и обзаводятся новыми опциями. А из-за резкого падения курса рубля некоторые импортируемые «малыши» стали стоить дороже более крупных иномарок класса B+ российской сборки – с нашего рынка ушли Chevrolet Spark, Suzuki Splash, Peugeot 107, Citroen C1, Chery Kimo и FAW V2.
Больше половины продаж в сегменте обеспечивает любимец служб доставки Ravon Matiz (бывший Daewoo Matiz). Узбекские пятидверки стоят от 314 до 414 тысяч рублей, просты и ремонтопригодны.
Но за 17 лет производства у Матиза так и не появились подушки безопасности и АБС, а коробка передач сейчас только механическая. Китайский хэтчбек Lifan Smily предлагается за 370 тысяч рублей, у него есть подушки и АБС, но я бы предпочел доплатить за Калину.
А Kia Picanto намного дороже: 490 тысяч за «пустую» трехдверку и 645 тысяч за нормально оснащенную пятидверку с «автоматом».
Однако статусные «малыши» класса A+ Россию не покидают. Напротив, в продаже появились обновленный ретрокар Fiat 500 и новый smart. Трехдверный Fiat 500 с базовым мотором 1.2 (69 л.с.
) и «механикой» можно заказать за 760 тысяч рублей, а доплата за простенький «робот» с одним сцеплением – 37 тысяч. Версия Lounge с двигателем 1.4 (100 л.с.
) стоит не менее 890 тысяч рублей, но ни кабриолетов, ни «горячих» версий под брендом Abarth российские дилеры не предлагают.
Марка smart – одна из немногих, кто показывает рост на падающем российском рынке: по итогам десяти месяцев спрос увеличился на треть! Поэтому машины нового поколения все же добрались до России. Двухместный smart fortwo длиной всего 2,7 м дороже фиатика: минимум 790 тысяч рублей за версию c литровым атмосферником (71 л.с.) и «механикой».
Машинки с шестиступенчатым преселективным «роботом» twinamic и 900-кубовым турбомотором (90 л.с.
) начнут поставлять только весной: минимум 950 тысяч рублей, а если заказать «джентльменский набор» из климат-контроля, аудиосистемы, электропривода зеркал и подогрева сидений, то цена вырастет до 1 млн 60 тысяч! За эти деньги можно купить, например, базовый седан Hyundai i40, два Соляриса или три Матиза. Пятидверный smart forfour дороже трехдверки на 40 тысяч рублей: от 830 тысяч за машину с атмосферником и «механикой» и от 990 тысяч за версию с турбомотором и «роботом».
Кстати, в продаже есть и электромобили Mitsubishi i-MiEV: заднеприводная пятидверка с 67-сильным двигателем предлагается в единственной комплектации за 999 тысяч рублей.
«Авторевю»
Какие «арендные» автомобили самые востребованные?
Онлайн-сервис аренды и сдачи машин внаем Rent A Ride изучил более 60 тыс. запросов, полученных компанией из всего числа входящих за год клиентских заявок на аренду а/м со всей России. Цель была выяснить, какой тип автомобилей в каком регионе наиболее востребован в качестве арендных.
Исследование показало, что заявки на аренду машин класса «эконом» составляют по стране 64% от всех запросов. На долю «стандарта» и «бизнеса» приходится 19%. Оставшиеся 17% — нестандартные запросы. По мнению экспертов, популярность автомобилей эконом-классаесть ничто иное как ответ на вопрос о том, каким должен быть автомобиль: таким, чтоб не платить за него лишнего.
В Москве и Санкт-Петербурге автомобили арендуют в основном в бизнес-целях. Это два основных центра деловой активности в РФ, и поэтому в двух столицах к запросу на экономичные иномарки (за 1300–1700 руб.
/сутки), близкому (50%) к общероссийскому глобальному, добавляется повышенный спрос (27%) на машины подороже (2800–10 000 руб./сутки) и даже на люкс-модели. На долю последних (12 000-45 000 руб.
/сутки) приходится 10% спроса.
Оставшиеся 13% московско-петербургского спроса приходится на нишевые запросы типа аренды вместительного мини-вэна для поездок большой компании. В эту же долю входит и довольно большая группа экзотичных запросов. Например, на олдтаймеры 1950-1960 годов (Cadillac Eldorado, Buick Roadmaster, Plymouth Belvedere и т.п.).
Опренделенным спросом пользуются советские автомобили типа ВАЗ-2101 первых годов выпуска и ГАЗ-21 «Волга». Последние являются наиболее доступными предложениями в секторе ретро-техники — стоимость их аренды сопоставима со стоимостью аренды обычного бизнес-седана.
Среди заявок на инновационные модели можно отметить аренду электрокара Tesla Model S, посуточная стоимость которого начинается с отметки 30 000 рублей.
В Крыму и на курортах Краснодарского края машины берут напрокат у собственников обычно для путешествий и поездок на экскурсии вокруг основного места отдыха.
Например, семье с 2 детьми, чем оплачивать каждый трансфер на каждую экскурсию, часто бывает выгоднее взять в аренду автомобиль того же эконом-класса, спрос на которые в южных регионах составляет 57%.
В сезон самые распространенные модели этого рыночного сегмента будут стоить 1700-2200 руб./сутки, не в сезон – 1400-1600 руб./сутки.
18% запросов приходится на автомобили бизнес-класса (в сезон 3800-7000 руб./сутки, не в сезон – 3500–4500 руб./сутки). В южных регионах самый популярный цвет кузова — белый.
Обязательное требование — наличие кондиционера. На кабриолеты и машины с откидным верхом приходится 9% запросов по аренде. Автомобиль серьезной марки «без кепки» обойдется в 5000-6000 руб./сутки.
3% запросов – мощные спорткары.
Урал, Сибирь, Забайкалье – огромные территории, но новых амплуа автомобилю они не добавляют. Вариантов тут два: седаны для обслуживания частных потребностей или бизнеса в крупных городах или полноприводные «проходимцы» для использования вне города.
Эконом-сегмент (68%) здесь, по мере удаления от центральной России, «дешевеет», поэтому на первое место выходят российские малолитражки. В Челябинской, Свердловской, Томской и прочих областях в аренду чаще всего берут «Лады» — цена 900–1500 руб.
/сутки, на долю которых приходится почти 70% всех запросов.
В бизнес-сегменте популярна надежная иномарочная «классика», цена вопроса — 2500–7000 руб./сутки, на долю таких машин в среднем приходится 9% запросов. А вот на «оффроудеры» в регионе отмечается повышенный спрос — от 18% до 40% запросов (2000-4500 руб./сутки).
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»: больше интересных новостей каждый день.
Какие автомобили с Евро 4 остались на рынке
16 июля 2016 Публикации
Евро 4 – это экологический стандарт европейского союза, введенный в 2005 году, и замененный более жестким Евро 5 в 2009.
Согласно его нормам, выбросы продуктов сгорания топлива в атмосферу не должны превышать следующих значений: CO — 4 г/кВт•ч, СН — 0,55 г/кВт•ч, а NO — 2 г/кВт•ч.
В России этот стандарт с 2016 года также заменил более жесткий Евро 5, но большинство автомобилей на рынке (особенно недорогих) все еще соответствуют более старому экологическому классу. Поэтому мы составили список популярных авто, подходящих под нормы Евро 4.
В нем мы расскажем о преимуществах и недостатках каждой модели, поэтому с его помощью вы без труда подберете подходящий автомобиль. Стоит отметить, что автопроизводители постепенно переходят на современные стандарты экологичности, поэтому ситуация на рынке меняется довольно быстро.
АвтоВАЗ представлен в нашем списке двумя самыми популярными своими моделями. И «Калина», и «Гранта» оснащаются моторами 1.6 мощностью 87 или 106 л.с. в паре с 5-ступенчатой механической коробкой, роботом или 4-ступенчатым автоматом. Хэтчбэку дополнительно доступна силовая установка объемом 1.6 л, выдающая 98 л.с.
, которая предлагается исключительно с АКПП. Все двигатели соответствуют классу Евро 4 и достаточно тяговиты. При выборе трансмиссии нужно учитывать, что ВАЗовский робот не отличается хорошими настройками и ухудшает динамику. К автомату тоже есть вопросы – его конструкция серьезно устарела.
К преимуществам авто относят ездовой комфорт, относительную надежность и низкую стоимость запчастей. Недостатки: качество сборки, материалы отделки салона, плохая управляемость и настройки руля.
«Калина» отличается лучшим относительно «Гранты» уровнем оснащения и общего качества, но все равно по большей части параметров не дотягивает до конкурентов.
Datsun on-Do, Datsun mi-Do
Эти автомобили, выпускающиеся под маркой бюджетного суббренда Nissan построены на базе «Лада Гранта» и «Лада Калина». Основные преимущества и недостатки у них те же.
«Датсуны» отличаются от своих «доноров» дизайном интерьера и экстерьера, чуть лучшей шумоизоляцией и гаммой двигателей и трансмиссий. Для них доступны двигатели 1.6 мощностью 87 л.с. в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач.
Mi-Do также предлагается и с 4-ступенчатым автоматом. Плюс, у on-Do, по сравнению с «Грантой» увеличено багажное отделение.
Это один из бестселлеров российского рынка. Покупатели ценят «Поло Седан» за хорошую управляемость, вместительность, и богатый набор дополнительного оборудования.
Главным недостатком модели становится цена – максимальные комплектации стоят как авто классом выше, средние и базовые исполнения тоже не так доступны. Кроме того, есть нарекания к материалам отделки салона и шумоизоляции. На «Фольксваген» устанавливают двигатели 1.
6 мощностью 90 или 110 л.с. В качестве трансмиссий доступны пятиступенчатая механика и 6-ступенчатый автомат.
Hyundai Solaris / Kia Rio
Эта пара корейских седанов достаточно быстро завоевала народную любовь. К преимуществам обоих автомобилей относят хорошую динамику, надежность, ездовой комфорт и уровень оснащения.
Недостатки: ограниченное пространство на заднем диване, материалы отделки салона, отсутствие обратной связи на руле и небольшие проблемы с управляемостью. Оба корейских седана оснащаются двигателями 1.4 мощностью 107 л.с. и 1.6, выдающим 123 л.с. Выбор трансмиссий традиционен: пятиступенчатая механика, или автоматы (4 ступени для 1.
4, 6 для 1.6). Оба автомобиля соответствую нормам Euro 4, и в целом хороши, но цены на средние и максимальные комплектации достаточно высоки.
«Джентра» и «Нексия» комплектуются двигателями Евро 5, но их цена даже доступнее некоторых конкурентов с менее технологичными моторами. При этом по уровню оснащения и ездового комфорта они вполне могут с ними соперничать.
«Матиз» оснащается двигателем Евро 4, но и его ждет модернизация под новый экологический стандарт. Этот автомобиль оснащается экономичным мотором 0.8 мощностью 51 л.с. и механической коробкой передач с пятью ступенями.
К преимуществам авто относят миниатюрные размеры, позволяющие «Матизу» с легкостью маневрировать в городском потоке, экономичность, простоту и надежность конструкции.
Евро 4: история и особенности
В Европе экологические нормы, обязательные для всех автомобилей были введены в 1992 году. С тех пор их неоднократно пересматривали и ужесточали – это связано с развитием технологий, и нарастающими проблемами с окружающей средой.
В России переход на стандарт Евро 4 был проведен 1 января 2013 года, этот пакет экологических требований действовал до 1 января 2016 года.
Согласно ему, машины, не соответствующие нормам не могли ввозиться на территорию РФ, а автопроизводители должны были получать сертификат соответствия экологическому классу Евро 4.
Наш список поможет вам разобраться, какие автомобили класса Евро 4 присутствуют на российском рынке. С его помощью вы подберете экологичный и относительно современный автомобиль, подходящий для удовлетворения ваших каждодневных нужд.